Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»
методическая разработка (3 класс)
Цель программы:
Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.
Задачи программы:
Обучающие:
1.формировать в сознании ребенка образ Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
2.формировать представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
3.формировать умение и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
4.формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Развивающие:
1.развивать эмоционально-образный, художественный тип мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
2.развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
3.развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
Воспитательные:
1.воспитывать трепетное отношения к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города;
2.воспитывать интерес к информационной и коммуникативной деятельности;
3.Воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности
«Я живу в Санкт-Петербурге»
Цель и задачи программы
Цель программы:
Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.
Задачи программы:
Обучающие:
1.формировать в сознании ребенка образ Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
2.формировать представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
3.формировать умение и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
4.формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Развивающие:
1.развивать эмоционально-образный, художественный тип мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
2.развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
3.развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
Воспитательные:
1.воспитывать трепетное отношения к прошлому и ответственное отношение к будущему своего родного города;
2.воспитывать интерес к информационной и коммуникативной деятельности;
3.Воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.
Состав и возраст учащихся, участвующих в реализации программы
Программа предназначена для детей 7 – 10 лет.
Сроки реализации программы и режим занятий
Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Продолжительность освоения: 1 год обучения - 72 часа.
Формы организации образовательного процесса
- беседа;
- рассказ;
- показ;
- объяснение;
- ИКТ-технологии.
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради;
- самостоятельная работа;
- развивающая игра;
- выполнение творческих заданий;
- физкультурные минутки.
- показ презентаций;
- наблюдение;
- виртуальные экскурсии.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате изучения данного курса воспитанники получат возможность формирования:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.
- учиться выражать свои мысли;
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
- знать где и когда возник Санкт-Петербург;
- уметь называть основные достопримечательности нашего города, их архитектора (скульптора);
- знать символы Санкт - Петербурга;
- знать основные детали зданий (шпиль, башенка, купол, колоннада, рельеф);
- уметь найти на иллюстрации нужный объект.
. Взаимодействие педагога с семьёй
- проведение родительских собраний;
- информационные письма родителям;
- совместное выполнение домашних заданий;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, тематических дней, конкурсных программ;
- проведение открытых занятий;
- анкетирование родителей;
2.Учебно-тематический план
№ | Тема | Всего часов | Часов теории | Часов практики |
1 | Наш город Санкт – Петербург | 8 | 4 | 4 |
2 | Первые городские постройки | 8 | 4 | 4 |
3 | Невский проспект | 8 | 4 | 4 |
4 | Мосты Санкт-Петебурга | 8 | 4 | 4 |
5 | Летний дворец Петра I | 8 | 4 | 4 |
6 | Зимний дворец | 8 | 4 | 4 |
7 | Казанский собор | 8 | 4 | 4 |
8 | Стрелка Васильевского острова | 8 | 4 | 4 |
9 | Нева | 8 | 4 | 4 |
Содержание программы
Тема 1: Наш город Санкт – Петербург
Теория. Дата рождения города. Происхождение названия города. Основатель города. Ключи города.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.
Тема 2: Первые городские постройки
Теория. Заячий остров. Петропавловская крепость. Домик Петра I. Троицкая площадь. Троицкая церковь. Петропавловский собор.. Адмиралтейская верфь. Здание Адмиралтейства. Летний сад. Скульптура Летнего сада. Летний дворец Петра I.
Практика. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем. Экскурсия.
Тема 3 Невский проспект
Теория: Понятие «проспект». Местонахождение Происхождение названия и история возникновения. Роль Петра I в строительстве проспекта. Назначение. Правила застройки. Украшения проспекта: здания, площади, театры, реки, мосты, храмы. Знакомство с некоторыми из них. Городские мифы и легенды. Невский проспект – главная улица города, символ культурной и деловой жизни Петербурга. Необходимость бережного отношения к Невскому проспекту.
Практика:Дидактические игры: «Невский проспект», «Узнай по описанию», разрезная картинка «Невский проспект». Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой.
Тема 4. Мосты Санкт-Петербурга
Теория: Понятие «мост». Назначение мостов. История появления мостов в Петербурге. Наплавные мосты. Первый мост города. «Горбатые» мостики. Мосты через Неву. Навигация. Необходимость разведения мостов. Особенности разведения мостов. Красота разводных мостов в белые ночи. Городские мифы и легенды. Разводные мосты – символ города. Украшения мостов: решетки, фонари. Необходимость сохранения красоты города.
Практика:
Дидактические игры: «Укрась мост», «Ребусы», разрезная картинка «Разводной мост»..
Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Петербургские мосты».
Этическая беседа «Вы - петербуржцы» о правилах поведения во время прогулок по набережным и мостам.
Творческое задание «Мосты» (аппликация) Рассказ о петербургских мостах.
Тема 5. Летний дворец
Теория: Понятие «дворец». Назначение дворцов. История строительства дворца. Архитектор Д. Трезини. Местонахождение. Внешний облик здания. Украшения (барельефы, окна, крыша, флюгер). Интерьеры дворца. Назначение помещений. Предметы обстановки, быта. Жизнь дворца в разные годы его существования. Городские мифы и легенды. Летний дворец Петра I - первый дворец Санкт-Петербурга, достопримечательность. Необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Практика:
Выполнение стенгазеты.
Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Летний дворец Петра I».
Работа с картой – схемой.
Тема 6 Зимний дворец
Теория:Название. Местонахождение. Назначение. История строительства дворца. Внешний облик дворца. Цвет. Планировка. Украшения. Архитектор Ф. Б. Растрелли. Интерьеры дворца. Посольская лестница. Тронный зал. Рыцарский зал. Екатерина II. Начало коллекции Эрмитажа. «Эрмитаж» - уединенный уголок. Экспонаты Эрмитажа. Часы «Павлин». Уникальность и многочисленность экспонатов. Назначение дворца сегодня. Известность Эрмитажа за рубежом. Жизнь дворца в разные годы его существования. Городские мифы и легенды. Интерес петербуржцев и гостей города к Эрмитажу и Зимнему дворцу.
Практика:
Экскурсия .Дидактические игры: «Узнай и назови», «Черный ящик», разрезная картинка «Зимний дворец».
Игры на развитие познавательных интересов: «Придумай вопрос», «Фотографы».
Подвижная игра «Приветствие».
Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Зимний дворец».
Работа с картой – схемой.
Тема 7 Казанский собор
Теория: Название. Месторасположение. История Казанской иконы Божьей матери. Архитектор А. Н. Воронихин. История строительства собора. Внешний вид собора: колоннада, купол, православный крест, скульптуры. Изменение судьбы собора, связанной с войной 1812 года. Внутреннее убранство собора. Красота алтаря. Вера людей в чудотворную икону. Могила М. И. Кутузова. Ключи и знамена французских городов. Красота сквера перед собором. Памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Городские мифы и легенды. Казанский собор – главный храм Санкт-Петербурга, памятник истории и архитектуры, памятник воинской славы, достопримечательность нашего города.
Практика:. Выполнение заданий в пособии. Работа с картой – схемой, составление рассказов, разгадывание ребусов, кроссвордов. Работа со словарем.
Тема 8. Стрелка Васильевского острова
Теория:Понятие «стрелка». Местонахождение (карта города). Понятия «ансамбль», «архитектурный ансамбль». Ансамбль стрелки Васильевского острова: биржа, пакгаузы, ростральные колонны, сквер, набережная со спуском. Назначение каждого элемента ансамбля в прошлом и настоящем. Жизнь порта. Городские мифы и легенды. Традиция зажигания факелов на ростральных колоннах в праздничные дни. Свадебные традиции. Красота и гармония ансамбля. Стрелка Васильевского острова – достопримечательность, памятник истории и архитектуры, символ торгового города.
Практика:
Работа с картой – схемой.
Выполнение заданий в рабочей тетради на странице «Стрелка Васильевского острова».
Чтение рассказа «Стрелка Васильевского острова» из книги Н. А.Гурьевой «Детям о Санкт - Петербурге».
. Рассказ о Стрелке Васильевского острова.
Тема 9. Нева
Теория: Понятие «главная река нашего города». История названия. Глубина. Возраст. Значение: красавица, труженица (перевозка людей и грузов), кормилица. Украшения: гранитные набережные, спуски, львы, мосты, здания на набережных. Памятные таблички о наводнениях в Невских воротах Петропавловской крепости. Старинная городская традиция – теплоходные прогулки по Неве. Городские мифы и легенды. Нева – главная водная магистраль города, украшение, достопримечательность. Необходимость бережного отношения к красоте и чистоте реки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...
Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность
Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе...
Методические разработки. Картотека подвижных игр для детей младшего школьного возраста.
Картотека подвижных игрдля детей младшего школьного возраста.Предлагаю игры для детей во время перемен, после уроков в группе продлённого дня. Так же возможно использыване на уроках, особенно в ...
Методическая разработка :"Развитие топографических навыков у детей младшего школьного возраста"
Данное методическое пособие, позволит познакомить младших школьников с топографическими знаками в игровой форме....
Статья "Социально-культурная деятельность как средство воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста" учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 528 Санкт-Петербурга Тарасова Наталия Владимировна
Статья На практике одним из средств по воспитанию толерантности у детей младшего школьного возраста является социально-культурная деятельность, которая включает в себя различные виды деятельности...
Разработка методического продукта для родителей обучающихся (лиц их заменяющих) с учетом выявленных проблем развития и образования детей младшего школьного возраста.
Современные дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от них сегодня требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать им...