Творческий отчет «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины»
презентация по теме

Дмитриева Людмила Александровна

Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию по теме  «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского технического творчества № 1

Творческий отчет

«Начальное техническое моделирование

как основа политехнического образования

детей младшего школьного возраста

на примере детского объединения «Самоделкины»

Подготовила педагог

дополнительного образования

Дмитриева Людмила

Александровна

г.Ульяновск


Творческий отчет

1

Я, Дмитриева Людмила Александровна, работаю педагогом дополнительного образования в ЦДТТ № 1 с 1992 года и руковожу детским объединением «Самоделкины».

Считаю основной целью своей педагогической деятельности - политехническое образование детей младшего школьного возраста.

2

Именно поэтому тема моего творческого отчета «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины».

3

Прежде чем рассказать о своем опыте я остановлюсь на раскрытии основных понятиях политехнического образования.

Под политехническим образованием в настоящее время понимается такое образование, которое  вооружает учащихся трудовыми навыками и умениями, знаниями различных технологий труда, готовит к активному творческому участию в производительном труде на благо общества.

Целями политехнического образования являются:

- всестороннее развитие личности учащихся путем введения их в мир труда, техники, производства;

- формирование способности ориентироваться во всей системе производства;

- подготовка к сознательному выбору самостоятельной трудовой деятельности.

Раньше трудовое обучение в школе строилось на политехнической основе, и поэтому Министерством образования были разработаны программы, методические рекомендации, издавалась печатная продукция: брошюры, плакаты и т.д. Деятельность школьных мастерских и кружков была материально-технически обеспечена (материалами, инструментами, оборудованием, станками и т.д.).

То есть была слаженная система школьных и внешкольных учреждений.

4

В настоящее время этой системы нет:

- урокам технологии в начальных классах уделяется второстепенное внимание;

- на уроках технологии политехнические знания не формируются в полном объеме, так как, в основном, они даются при помощи демонстрационных методов;

- дети практически не ходят на экскурсии на производство;

- обеспеченность кружков минимальная.

Однако, в настоящее время политехническое образование важно, так как стремительно меняющийся ритм жизни, использование новых технологий, научно-технический прогресс, компьютеризация и автоматизация многих процессов, сложность и разнообразие техники в современном мире приводит к изменению требований к образованию. Наши дети являются потребителями всего этого технического прогресса. Главное, чтобы они понимали законы работы технических устройств.

5

Данную тему можно считать актуальной, потому что задача развития политехнических знаний и умений у детей является на сегодняшний момент приоритетной.

Поэтому очень важно создание педагогической, методологической системы по политехническому образованию детей, что и предоставляется в данном опыте на примере объединения по начальному техническому моделированию в условиях дополнительного образования, в чем и заключается новизна.

6

Фундамент политехнической подготовки закладывается в младшем школьном возрасте, когда дети получают первые представления об отраслях производства, машинах и механизмах, облегчающих труд человека. На этой политехнической основе у них формируются трудовые умения и навыки, развивается интерес к технике, происходит становление творческой личности.

Эффективнее всего основы политехнических знаний закладываются в практической деятельности, а самой результативной из них, на мой взгляд, являются объединения начального технического моделирования.

Начальное техническое моделирование – это интересный и доступный вид деятельности, который предусматривает создание детьми макетов и моделей технических объектов простейшей конструкции, в ходе которой организуется познавательный процесс, обогащающий младших школьников общетехническими знаниями, умениями и дает возможность развития их творческих способностей.

Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности.

7

Рассмотрим систему политехнического образования по начальному техническому моделированию в объединении «Самоделкины». 

Свою образовательную деятельность веду по авторской образовательной программе «Самоделкины». До этого работала по перспективному плану и типовой программе, которые и легли в основу образовательной программы.

В 2010 году образовательная программа «Самоделкины» заняла 1 место в областном конкурсе авторских дополнительных образовательных программ в «Научно-технической» номинации.

8

 Программа разработана в 1998 году на основе личного опыта  и апробирована на практике в системе дополнительного образования детей в объединении по начальному техническому моделированию.

Основная идея программы -  создание условий для развития творчества детей через  систему политехнического образования.

Программа «Самоделкины» разработана для детей младшего школьного возраста и подразумевает организацию работы по овладению политехническими знаниями и умениями в начальном техническом моделировании (ознакомление с работой простейших механизмов, с различными видами техники, с трудом взрослых и т.д., самостоятельное изготовление моделей с элементами электрификации, на основе действия резиномотора, магнита и т.д., макетов техники, игрушек из бумаги и др. материалов, доступных и легко поддающихся обработке).

Программа «Самоделкины» предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на два года обучения (360 часов). Обучающиеся 1-го обучения занимаются по 4 часа в неделю (два раза по 2 часа), а учащиеся 2-го года обучения – по 6 часов в неделю (три раза по 2 часа, одно занятие проходит в выходной день).  

9

Целью образовательной программы является: развитие политехнического мышления посредством начального технического моделирования.

При реализации программы решаются следующие задачи:

Образовательные - формирование интереса к технике и техническим видам деятельности;

- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.

Развивающие – развитие мотивации ребенка к творческому поиску;

- развитие творческого мышления;

Воспитательные – создание «ситуации успеха»;

- воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;

- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности.

10

Актуальность образовательной программы заключается в удовлетворении запросов общества (развитии технически грамотного человека) и заинтересованности родителей, детей в содержательном досуге, получении практических навыков, развитии мелкой моторики. В системе дополнительного образования мало объединений, которые были бы доступны и интересны мальчикам младшего школьного возраста. Для них предлагаются виды деятельности в основном художественной направленности. Объединения технической направленности начинают работать с детьми 10-11 лет, т.к. в них предусмотрена работа со слесарным, столярным инструментами. Особенность начального технического моделирования в том, что оно удовлетворяет интересы и потребности детей младшего школьного возраста в изготовлении технических моделей из доступных материалов с использованием ручного инструмента.

11

Новизна программы заключается в организации учебно-воспитательного процесса. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов проведения занятий (игровые, путешествия, соревнования, с применением мультимедийных презентаций и др.). Содержание программы составлено с учетом современных требований социума и возрастных особенностей детей. Названия блоков и разделов во многом перекликаются с типовой программой, однако теоретический материал подобран в соответствии с современными достижениями науки и техники, а практический – включает изготовление интересных для детей изделий, с использованием новых, нетрадиционных материалов, доступных в обработке, малозатратных и т.д.

12

Дополнительность программы заключается в том, что она решает задачу компенсации политехнических знаний, умений, навыков, недостаточно раскрытых в школе. Дает возможность использовать в дополнении к знаниям и умениям по темам, пройденным детьми в школе на уроках технологии (работа с бумагой, природным материалом и др.) и другим предметам, формировать практические навыки при изготовлении технических моделей, основываясь на более глубокий теоретический материал, изучаемый на занятиях по начальному техническому моделированию.

   В программе предусмотрена работа с материалами, которые включены в школьную программу в средних классах (работа с проволокой, поролоном, пластмассой, изготовление поделок на основе действия магнита, резиномотора, электрификации).  

13

Учебно-воспитательный процесс в моем объединении построен в соответствии со следующими  дидактическими принципами:

  1. научности (материал программы строится на основе научных фактов, положений, которые  даются в упрощенной, доступной форме);
  2. связи теории с практикой (теоретические сведения даются в определенном порядке, с учетом того, что за изучением темы следует закрепление материала в ходе выполнения практической работы);
  3.  систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределен по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);
  1. доступности и посильности (теоретические сведения и практические задания соответствуют познавательным возможностям и физическим силам детей); 
  2. наглядности (на занятиях применяются различные виды  наглядности: модели, стенды, технологические карты, иллюстрации, схемы и др.);
  3.  политехнизма (знакомятся в доступной форме с основами производства, на конкретных примерах видят роль и значение науки в развитии техники и технологии производства; объект труда рассматривается не изолированно, а в тесной взаимосвязи с основами науки и производства).

14

В своей работе для реализации возможностей детей, развития их творческого потенциала в объединении «Самоделкины» я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы и виды проведения занятий, способствующие расширению политехнического кругозора:

- комбинированные занятия – даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности;

- занятия-путешествия – учебный материал дается в занимательной игровой форме;

- занятия-экскурсии (проводятся экскурсии в музей гражданской авиации, в музей пожарной охраны, на предприятие ОАО «Авиастар», в музей кукольного театра и т.д.)

- конкурсы – традиционно проводится Неделя науки и техники, которая направлена на проверку полученных знаний, определение уровня мастерства участников из разных групп и объединений, воспитания дружбы, коллективизма, развитие самостоятельности в  творчестве.

- познавательно-развивающие игры. Игра наряду с обучением занимает важное место в развитии ребенка. Обучать детей нужно в игровой форме в силу их возрастных особенностей, этой целью мною проводятся такие игры как: «Политехническое лото», «Кому, что нужно для работы» и т.д.

- беседы на развитие интереса детей к занятиям нтм Положительно сказывается сообщение некоторого исторического материала о развитии техники, о создании и изготовлении игрушек, бумаги и т.д.

- соревнования; чтобы жизнь детского коллектива становится богаче и интереснее, формы занятий и мероприятий должны учитывать желание детей померяться силами, посостязаться.

- викторины; теоретические знания детей закрепляются в ходе проведения викторин по различным темам

- выставки; все практические работы детей оцениваются и анализиркются  на выставках на каждом занятии, тематическим по итогам изучения раздела программы,  а самые лучшие -  в выставках отдела, центра, городских и областных

- тематические праздники  (к знаменательным датам выдающихся людей или событиям)

15

В процессе обучения по моей образовательной программе «Самоделкины» предусмотрены следующие виды и формы контроля:

- входной

- текущий

- итоговый

При проведении контроля предусматривается оценка уровня сформированности теоретических знаний и практических умений и навыков,  проявление воспитанности в объединении при общении с детьми и педагогом по трехуровневой системе (высокий, средний, низкий).

 Уровень знаний определяется по критериям: правильность и полнота ответов.

Уровень умений определяется по критериям: умение работать с шаблонами и инструкционными картами, по образцу, умение работать с инструментами, самостоятельность и аккуратность, умение экономить материал.

Каждый из этих критериев оценивается по 5-ти балльной системе.

Полученные баллы суммируются и определяется уровень сформированности практических умений.

Высокий уровень «Все делает сам» – 18-20 баллов

Средний уровень «Делает сам, но иногда обращается за помощью» – 15-17 баллов

Низкий уровень «Не справляется без помощи» – до 15 баллов

Уровень воспитанности определяется по критериям: отношение к старшим (вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, доброжелательное отношение к старшим), отношение к сверстникам (умение договариваться в совместной деятельности и играх, чувство эмпатии – сопереживание).

Уровень освоения программы выводится из итогов оценки знаний, умений и воспитанности.

16

Вашему вниманию представлена диаграмма освоения детьми программного материала за полный курс обучения.

Диаграмма «Результативность освоения образовательной программы за 2007-2009 уч.года»

17

Высокий уровень знаний о материалах, инструментах, умение конструировать и моделировать простейшие модели техники позволяют детям добиваться определенных достижений и становиться призерами и победителями городских и областных выставок технического творчества, городской Недели космонавтики, Недели науки и техники и т.д.

Выставки

Мои воспитанники занимают призовые места в различных выставках. Вот самые запоминающиеся поделки и их создатели.

- Выставка «Природа и фантазия»

06-07 уч. год

в разделе «Поделки» – 1 место Котин Денис 2а Кл. 73 шк. «Леший»

07-08 уч. год

Раздел «Аппликация»

1 место - Бахитов Раиль 1а Кл. 73 шк. «Ягоды в корзине»

08-09 уч. год

в разделе «Поделки» – 1 место Нуруллов Руслан 1а Кл. 71 шк. «Муравей»

                                   - 2 место Бахитов Раиль 3а Кл. 73 шк. «Панно «Розы»

09-10 уч. год

в номинации «Природа и творчество»

– 2 место Сустатова Полина 2а Кл.71 шк. и Брюханова Оля 3а Кл. 71 шк. «За околицей»

18

- Выставка технического и прикладного творчества (городская)

06-07 уч. год

Раздел «Действующая техника»

1 место - Котин Денис 2а кл. 73 шк. «Автомобиль «Огнеопасно»

2 место – Николаев Влад 2а кл. 73 шк. «Пароход»

07-08 уч. год

Раздел «НТМ»

2 место - Бахитов Раиль 2а Кл. 73 шк. «Мост»

Раздел «Автомоделирование»

1 место – Князьков Саша 2а Кл. 73 шк. «Автосалон»

Раздел «Ракетомоделирование и космическая техника»

3 место - Бахитов Раиль 2а Кл. 73 шк. «Разноцветная планета»

08-09 уч. год

Раздел «Автомоделирование»

1 место – Баранов Андрей 2б Кл. 73 шк. «Гоночный автомобиль»

Раздел «Действующая техника»

2 место - Баранов Андрей 2б Кл. 73 шк. «Лунная база»

Раздел «НТМ»

1 место - Бахитов Раиль 3а Кл. 73 шк. «Цветочная планета»

09-10 уч. год

Раздел «Бумажная пластика»

1 место – Сустатова Полина 2а Кл. 71 шк.

2 место – Сидорова Мария 2а Кл.71 шк.

Раздел «НТМ»

      2 место – Нуруллов Руслан 2а Кл. 71 шк

19

Выставка елочных игрушек и игрушек-гигантов

20

- Выставка (городская) экспонатов по космической тематике

06-07 уч. год

Раздел «Космическая техника»

3 место – Котин Денис 2а кл. 73 шк.

07-08 уч. год

Раздел «Модели космической техники»

3 место – Баранов Андрей 1б Кл. 73 шк. «Луноход»

08-09 уч. год

Раздел «Макеты космической техники»

3 место – Азмуханов Айдар 2б Кл. 71 шк. «Спутник»

Раздел «Макеты космических цивилизаций»

1 место - Баранов Андрей 2б Кл. 73 шк. «Лунная база»

09-10 уч. год

Раздел «Макеты, модели космических цивилизаций»

1 место – коллективная работа 1-2 кл 71 шк.

21

- Выставка технического и прикладного творчества (областная)

07-08 уч. год

Раздел НТМ

1 место - Бахитов Раиль 2а Кл. 73 шк. «Мост»

3 место - Баранов Андрей 1б Кл. 73 шк. «Луноход»

Раздел «Автомоделирование»

3 место - Князьков Саша 2а Кл. 73 шк. «Автосалон»

08-09 уч. год

Раздел «Действующая техника»

1 место - Баранов Андрей 2б Кл. 73 шк. «Лунная база»

Раздел «НТМ»

1 место - Бахитов Раиль 3а Кл. 73 шк. «Цветочная планета»

09-10 уч. год

Раздел «Бумажная пластика»

1 место – Сустатова Полина 2а Кл. 71 шк.

1 место - Сидорова Мария 2а Кл.71 шк.

22

  1. Конкурсы в рамках недели науки и техники

06-07 уч. год

1 место в конкурсе «Путешествие веселого паровозика» (Бахитов Раиль, Пышагина Саша, Снитко Саша 1а Кл. 73 шк.)

07-08 уч. год

3 место в конкурсе «Путешествие во времени Симбирск-Ульяновск» (Бахитов Раиль, князьков Саша, Михеев Кирилл 2а Кл. 73 шк.)

08-09 уч. год

1 место и 2 место в конкурсе «Путешествие веселого паровозика» (Бахитов Раиль 3а Кл., Катышев Леня 2б Кл., Гавриков Никита 2б Кл. 73 шк.), (Акимов Павел, Молгачев Саша 2а Кл., Баранов Андрей 2б Кл. 73 шк.)

09-10 уч. год

      1 место - Конкурс- игра «Космические виражи» (Шумилин Андрей и Нуруллов Руслан 2а Кл. 71 шк.)

23

Развитие политехнического образования проявляется и в досуговой деятельности. Ребята активно участвуют в различных мероприятиях: патриотических, спортивных, познавательных и т.д. Все эти мероприятия позволяют детям приобрести новый опыт, укрепить здоровье, поверить в свои силы, повысить свой интеллектуальный уровень.

Так мои воспитанники участвовали в мероприятиях: «С мечтою о полетах», «Путешествие по океану здоровья», «Посвящение в пешеходы», соревнование «Безопасное колесо», «Веселые старты» и т.д.

По окончании обучения по программе «Самоделкины» дети получат политехнические знания, представление о работе технических устройств, навыки самостоятельного конструирования из бумаги и картона, природного и нестандартного поделочного материала, умение взаимодействовать и продуктивно работать в коллективе.

Данная программа позволяет подготовить детей к дальнейшим занятиям технической направленности, мои выпускники продолжают обучение в объединениях: авиа-, судомоделирование, радиотехника, столярное дело и  т.д.

За свою педагогическую деятельность в ЦДТТ №1 полный курс обучения прошли 120 обучающихся.  

24

Опыт по распространению и внедрению политехнического обучения пропагандирую и среди коллег.

Выполнение поставленных задач было реализовано через проведение мероприятий, цель которых - ознакомление с методикой работы по развитию политехнических умений и знаний детей для педагогов дополнительного образования ЦДТТ № 1 и других учреждений.

На разных уровнях – внутри учреждения, городском, областном были проведены следующие мероприятия:

- выступления на методических объединениях отдела НТМ.

  1. «Расширение политехнического обучения в объединениях НТМ».

На данном мероприятии ознакомила коллег со спецификой, с формами работы по расширению политехнического кругозора в процессе практических занятий и бесед, с содержанием политехнических знаний и умений и т.д.

  1. «Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе в объединениях начального технического моделирования»

Познакомила присутствующих с сущностью и функциями игровой деятельности, со значением, и классификацией игр. Поделилась своим опытом использования игровых технологий в своем детском объединении.

 - выступления в Школе молодого педагога – методика подготовки к открытому занятию на примере занятия по теме «Изготовление модели легкового автомобиля»

- мастер-классы

Мастер-классы проводятся на разных уровнях и с различной категорией слушателей: педагоги дополнительного образования УДОД, учителя средних общеобразовательных школ, начинающие педагоги, слушатели ИПК ПРО и др.

  1. «Изготовление рождественской открытки в технике «квиллинг» - 2008г.

в рамках месячника по духовно-нравственному воспитанию

  1. «Изготовление открытки к Дню Победы в технике «квиллинг» - 2009г.

Познакомились с историей популярной в настоящее время техники «квиллинг», с опытом работы по изготовлению открыток в данной технике и возможностями использования данной техники при работе с детьми в объединении по начальному техническому моделированию

  1. «Расширение политехнического кругозора. Изготовление часов» - 2009 год (в рамках областного семинара для слушателей ИПК ПРО)

Познакомились с методикой работы по организации занятий в объединении «Самоделкины» на примере изготовления модели часов.

Сегодня вам также будет представлен мастер-класс ….

- участие в работе областных семинаров для слушателей ИПК ПРО

  1. Выступление на областном семинаре для слушателей ИПК ПРО «Презентация образовательной программы «Самоделкины» 2010г.

- конкурсы методических материалов

- конкурсы 

Составила сценарии и провела городские конкурсы для детей младшего школьного возраста.

  1. «Мы мечтою о мире живем»

Городской конкурс по начальному техническому моделированию «Мы мечтою о мире живем», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Разработана конкурсная программа на военную тематику: загадки, кроссворд, мозаика, практическое задание и подобраны подвижные игры для спортивной эстафеты. Были подготовлены презентация данного мероприятия и презентация «Маленькие герои войны».

  1. «Космические виражи»

Городская конкурсно-игровая программа в рамках Недели космонавтики. Программа конкурса состояла из: кроссворда, викторины, практического задания. Были подобраны подвижные игры для спортивной эстафеты на космическую тематику.

  1.  «Путешествие во времени Симбирск-Ульяновск»

Конкурс проводился в рамках «Недели науки и техники» и был посвящен юбилейной дате нашего города – 360-летию. Были использованы современные технические средства – мультимедийный проектор для показа слайдов-заданий. Дети совершили путешествие в прошлое и настоящее: побывали на железнодорожном вокзале, автозаводе, заводе «Авиастар», знания закрепляли при помощи викторин и вопросов, а практические умения и навыки в ходе выполнения заданий, доступных для детей младшего школьного возраста.

  1. «Путешествие веселого паровозика» и др.

Мероприятие проводилось в рамках «Недели науки и техники». Задания и форма подачи материала были интересными и занимательными для детей младшего школьного возраста.

- открытые занятия

Открытые занятия проводятся в различных формах. Нетрадиционные формы обучения, новые педагогические технологии, использование информационных технологий способствуют обмену опыта по политехническому обучению обучающихся. 

  1. «Увлекательное дорожное путешествие» - 2006-07 уч.год

На занятии дети повторили и закрепили знания о правилах дорожного движения, получили представление о светофоре и дорожных знаках в ходе беседы, выполнения игровых заданий: разгадывание ребусов, загадок, чтения книг, проведения дидактических игр и т.д. практические навыки и умения закреплялись в ходе выполнения работы по изготовлению закладки «Светофор» и  автомобиля из бросового материала.

  1. «Рождество Христово. Изготовление ангелочка» - 2007-08 уч. год

На данном занятии дети познакомились с различными зимними праздниками: Новый год, Рождество, Крещение, которые мы отмечаем зимой. Народная игра – гадание позволила познакомиться с обычаями русского народа. Умения  свои дети показали в ходе практической работы – изготовления ангелочка.

  1. «Путешествие в Зазеркалье» - 2008-09 уч. год

Дети в увлекательной форме познакомились с осью симметрии, симметричными фигурами, на практике закрепили полученные знания при выполнении животных. Итогом занятия стала композиция «Зоопарк».

  1. «Изготовление часов» - 2009-10 уч. год

  Обучающиеся познакомились с историей развития прибора учета и измерения времени – часами. Раскрытие теоретического материала, обобщение и систематизация знаний было в ходе беседы, выполнения игровых заданий, использования наглядных средств обучения, проведение опыта и т.д. Практическая часть – изготовление модели часов – сопровождалась с опорой на предметную технологическую карту.

 

 Мною был подготовлен материал по патриотическому воспитанию на тему «Маленькие герои большой войны». На основе собранного материала оформлена папка-раскладушка, стенды в кабинете и сделана презентация, которая была показана не только обучающимся моего объединения, но и участникам городского конкурса, посвященного 65-летию Победы, родителям и педагогическому коллективу ЦДТТ № 1 на совещании при директоре.

25

Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию распространяется в рамках нашего образовательного учреждения. Особое внимание уделяется молодым педагогам дополнительного образования, не имеющим опыта работы в системе УДО. Приходят новые, молодые педагоги, которые работают по моей образовательной программе и продолжают под моим руководством начатую работу по политехническому образованию детей младшего школьного возраста.

Являясь участником семинаров и конференций различного уровня, выступая с результатами своей работы (теоретические доклады, презентации) также говорит о высоком профессиональном мастерстве. Систематическая и многогранная работа позволяет совершенствовать знания, формировать сознание, побуждает потребность в обогащении и……

Таким образом, целенаправленная работа способствует росту педагогического мастерства, дает право говорить о том, что сложилась четкая система.

Подводя итоги всего вышесказанного, хочется отметить в объединении «Самоделкины» мною успешно созданы условия для политехнического образования младших школьников, что сегодня вам наглядно продемонстрировано. 

26

Но, несмотря на все положительные моменты, есть и недостатки.

- хоть дети и посещают объединения на добровольной основе, но построить устойчивую систему получается не до конца, т.к. охват детей недостаточен для реализации этой цели в рамках микрорайона

- Материально-техническое обеспечение сегодня недостаточное. Приходится использовать в работе доступный материал  (бросовый, нестандартный, природный), поэтому зачастую сложно добиться высокого качества работы.

27

В процессе своей дальнейшей педагогической деятельности планирую продолжить начатую работу по этому направлению.

 Спасибо за внимание.

А теперь предлагаю поучаствовать в «Педагогических мастерских», чему-то научиться и тем самым повысить свое педагогическое мастерство.

 


Творческий отчет

Я, Дмитриева Людмила Александровна, работаю педагогом дополнительного образования в ЦДТТ № 1 с 1992 года и руковожу детским объединением «Самоделкины».

Считаю основной целью своей педагогической деятельности - политехническое образование детей младшего школьного возраста.

Именно поэтому тема моего творческого отчета «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины».

Прежде чем рассказать о своем опыте я остановлюсь на раскрытии основных понятиях политехнического образования.

Под политехническим образованием в настоящее время понимается такое образование, которое  вооружает учащихся трудовыми навыками и умениями, знаниями различных технологий труда, готовит к активному творческому участию в производительном труде на благо общества.

Целями политехнического образования являются:

- всестороннее развитие личности учащихся путем введения их в мир труда, техники, производства;

- формирование способности ориентироваться во всей системе производства;

- подготовка к сознательному выбору самостоятельной трудовой деятельности.

Раньше трудовое обучение в школе строилось на политехнической основе, и поэтому Министерством образования были разработаны программы, методические рекомендации, издавалась печатная продукция: брошюры, плакаты и т.д. Деятельность школьных мастерских и кружков была материально-технически обеспечена (материалами, инструментами, оборудованием, станками и т.д.).

То есть была слаженная система школьных и внешкольных учреждений.

В настоящее время этой системы нет:

- урокам технологии в начальных классах уделяется второстепенное внимание;

- на уроках технологии политехнические знания не формируются в полном объеме, так как, в основном, они даются при помощи демонстрационных методов;

- дети практически не ходят на экскурсии на производство, музеи;

- обеспеченность кружков минимальная.

Однако, в настоящее время политехническое образование важно, так как стремительно меняющийся ритм жизни, использование новых технологий, научно-технический прогресс, компьютеризация и автоматизация многих процессов, сложность и разнообразие техники в современном мире приводит к изменению требований к образованию. Наши дети являются потребителями всего этого технического прогресса. Главное, чтобы они понимали законы работы технических устройств.

Данную тему можно считать актуальной, потому что задача развития политехнических знаний и умений у детей является на сегодняшний момент приоритетной.

Поэтому очень важно создание педагогической, методологической системы по политехническому образованию детей, что и предоставляется в данном опыте на примере объединения по начальному техническому моделированию в условиях дополнительного образования, в чем и заключается новизна.

Фундамент политехнической подготовки закладывается в младшем школьном возрасте, когда дети получают первые представления об отраслях производства, машинах и механизмах, облегчающих труд человека. На этой политехнической основе у них формируются трудовые умения и навыки, развивается интерес к технике, происходит становление творческой личности.

Эффективнее всего основы политехнических знаний закладываются в практической деятельности, а самой результативной из них, на мой взгляд, являются объединения начального технического моделирования.

Начальное техническое моделирование – это интересный и доступный вид деятельности, который предусматривает создание детьми макетов и моделей технических объектов простейшей конструкции, в ходе которой организуется познавательный процесс, обогащающий младших школьников общетехническими знаниями, умениями и дает возможность развития их творческих способностей.

Начальное техническое моделирование – это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности.

Рассмотрим систему политехнического образования по начальному техническому моделированию в объединении «Самоделкины». 

Свою образовательную деятельность веду по авторской образовательной программе «Самоделкины». До этого работала по перспективному плану и типовой программе, которые и легли в основу образовательной программы.

В 2010 году образовательная программа «Самоделкины» заняла 1 место в 9 областном конкурсе авторских дополнительных образовательных программ в «Научно-технической» номинации.

Программа разработана в 1998 году на основе личного опыта  и апробирована на практике в системе дополнительного образования детей в объединении по начальному техническому моделированию.

Основная идея программы - создание условий для развития творчества детей через  систему политехнического образования.

Программа «Самоделкины» разработана для детей младшего школьного возраста и подразумевает организацию работы по овладению политехническими знаниями и умениями в начальном техническом моделировании (ознакомление с работой простейших механизмов, с различными видами техники, с трудом взрослых и т.д., самостоятельное изготовление моделей с элементами электрификации, на основе действия резиномотора, магнита и т.д., макетов техники, игрушек из бумаги и других материалов, доступных и легко поддающихся обработке).

Программа «Самоделкины» предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на два года обучения (360 часов). Обучающиеся 1-го обучения занимаются по 4 часа в неделю (два раза по 2 часа), а учащиеся 2-го года обучения – по 6 часов в неделю (три раза по 2 часа, одно занятие проходит в выходной день).

Целью образовательной программы является: развитие политехнического мышления посредством начального технического моделирования.

При реализации программы решаются следующие задачи:

Образовательные - формирование интереса к технике и техническим видам деятельности;

- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

- формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления технических моделей.

Развивающие – развитие мотивации ребенка к творческому поиску;

- развитие творческого мышления;

Воспитательные – создание «ситуации успеха»;

- воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;

- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности.

Актуальность образовательной программы заключается в удовлетворении запросов общества (развитии технически грамотного человека) и заинтересованности родителей, детей в содержательном досуге, получении практических навыков, развитии мелкой моторики. В системе дополнительного образования мало объединений, которые были бы доступны и интересны мальчикам младшего школьного возраста. Для них предлагаются виды деятельности в основном художественной направленности. Объединения технической направленности начинают работать с детьми 10-11 лет, т.к. в них предусмотрена работа со слесарным, столярным инструментами. Особенность начального технического моделирования в том, что оно удовлетворяет интересы и потребности детей младшего школьного возраста в изготовлении технических моделей из доступных материалов с использованием ручного инструмента.

Новизна программы заключается в организации учебно-воспитательного процесса. Использование традиционных и нетрадиционных форм и методов проведения занятий (игровые, путешествия, соревнования, с применением мультимедийных презентаций и др.). Содержание программы составлено с учетом современных требований социума и возрастных особенностей детей. Названия блоков и разделов во многом перекликаются с типовой программой, однако теоретический материал подобран в соответствии с современными достижениями науки и техники, а практический – включает изготовление интересных для детей изделий, с использованием новых, нетрадиционных материалов, доступных в обработке, малозатратных и т.д.

Дополнительность программы заключается в том, что она решает задачу компенсации политехнических знаний, умений, навыков, недостаточно раскрытых в школе. Дает возможность использовать в дополнении к знаниям и умениям по темам, пройденным детьми в школе на уроках технологии (работа с бумагой, природным материалом и др.) и другим предметам, формировать практические навыки при изготовлении технических моделей, основываясь на более глубокий теоретический материал, изучаемый на занятиях по начальному техническому моделированию.

В программе предусмотрена работа с материалами, которые включены в школьную программу в средних классах (работа с проволокой, поролоном, пластмассой, изготовление поделок на основе действия магнита, резиномотора, электрификации).  

Учебно-воспитательный процесс в моем объединении построен в соответствии со следующими  дидактическими принципами:

  1. научности (материал программы строится на основе научных фактов, положений, которые  даются в упрощенной, доступной форме);
  2. связи теории с практикой (теоретические сведения даются в определенном порядке, с учетом того, что за изучением темы следует закрепление материала в ходе выполнения практической работы);
  3.  систематичности и последовательности (элементы учебного материала логически связаны между собой, материал в разделах программы распределен по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному);
  1. доступности и посильности (теоретические сведения и практические задания соответствуют познавательным возможностям и физическим силам детей); 
  2. наглядности (на занятиях применяются различные виды  наглядности: модели, стенды, технологические карты, иллюстрации, схемы и др.);
  3.  политехнизма (знакомятся в доступной форме с основами производства, на конкретных примерах видят роль и значение науки в развитии техники и технологии производства; объект труда рассматривается не изолированно, а в тесной взаимосвязи с основами науки и производства).

В своей работе для реализации возможностей детей, развития их творческого потенциала в объединении «Самоделкины» я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы, виды проведения занятий, способствующие расширению политехнического кругозора:

- комбинированные занятия – (даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности), теоретические занятия полностью отсутствуют, все теоритические сведения даются в ходе практической работы;

- занятия-путешествия – (учебный материал дается в занимательной игровой форме);

- занятия-экскурсии (проводятся экскурсии в музей гражданской авиации, в музей пожарной охраны, на предприятие ОАО «Авиастар»,  в музей железнодорожного вокзала, в музей кукольного театра и т.д.)

- конкурсы – (традиционно проводится Неделя науки и техники, которая направлена на проверку полученных знаний, определение уровня мастерства участников из разных групп и объединений, воспитания дружбы, коллективизма, развитие самостоятельности в  творчестве);

- познавательно-развивающие, дидактические игры – (игра, наряду с обучением, занимает важное место в развитии ребенка. Обучать детей нужно в игровой форме в силу их возрастных особенностей. С  этой целью мною проводятся такие игры как: «Политехническое лото», «Кому, что нужно для работы» и т.д.);

- беседы – (направлены на развитие интереса детей к занятиям начальным техническим моделированием. Положительно сказывается сообщение некоторого исторического материала о развитии техники, о создании и изготовлении игрушек, бумаги и т.д.);

- соревнования – (жизнь детского коллектива становится богаче и интереснее, формы занятий и мероприятий учитывают желание детей померяться силами, посостязаться);

- викторины  - (теоретические знания детей закрепляются в ходе проведения викторин по различным темам: технике безопасности при работе с инструментами ручного труда, по правилам дорожного движения и т.д.);

- выставки – (все практические работы детей оцениваются и анализируются  на мини-выставках на каждом занятии, тематическим по итогам изучения раздела программы,  а самые лучшие -  в выставках, проводимых внутри отдела, ЦДТТ №1, городских и областных);

- тематические праздники  (к знаменательным датам выдающихся людей или событиям)

В процессе обучения по моей образовательной программе «Самоделкины» предусмотрены следующие виды и формы контроля:

- входной

- текущий

- итоговый

При проведении контроля предусматривается оценка уровня сформированности теоретических знаний и практических умений и навыков,  проявление воспитанности в объединении при общении с детьми и педагогом по трехуровневой системе (высокий, средний, низкий).

Уровень знаний определяется по критериям: правильность и полнота ответов.

Уровень умений определяется по критериям: умение работать с шаблонами и инструкционными картами, по образцу, умение работать с инструментами, самостоятельность и аккуратность, умение экономить материал.

Каждый из этих критериев оценивается по 5-ти балльной системе. Полученные баллы суммируются и определяется уровень сформированности практических умений.

Высокий уровень «Все делает сам» – 18-20 баллов

Средний уровень «Делает сам, но иногда обращается за помощью» – 15-17 баллов

Низкий уровень «Не справляется без помощи» – до 15 баллов

Уровень воспитанности определяется по критериям: отношение к старшим (вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, доброжелательное отношение к старшим), отношение к сверстникам (умение договариваться в совместной деятельности и играх, чувство эмпатии – сопереживание).

Уровень освоения программы выводится из итогов оценки знаний, умений и воспитанности.

Вашему вниманию представлена диаграмма освоения детьми программного материала за полный курс обучения.


Диаграмма «Результативность освоения образовательной программы

за 2007-2009 учебные года»

Высокий уровень знаний о материалах, инструментах, умение конструировать и моделировать простейшие модели техники позволяют детям добиваться определенных достижений и становиться призерами и победителями городских и областных выставок технического творчества, городской Недели космонавтики, Недели науки и техники и т.д.

Выставки

Мои воспитанники занимают призовые места в различных выставках.

- Выставка «Природа и фантазия»

06-07 уч. год

в разделе «Поделки» – 1 место Котин Денис 2а кл. 73 шк. «Леший»

07-08 уч. год

Раздел «Аппликация»

1 место - Бахитов Раиль 1а кл. 73 шк. «Ягоды в корзине»

08-09 уч. год

в разделе «Поделки» – 1 место Нуруллов Руслан 1а кл. 71 шк. «Муравей»

                                    - 2 место Бахитов Раиль 3а кл. 73 шк. «Панно «Розы»

09-10 уч. год

в номинации «Природа и творчество»

– 2 место - Сустатова Полина 2а кл.71 шк. и Брюханова Оля 3а кл. 71 шк. «За околицей»

- Городская выставка технического и прикладного творчества

06-07 уч. год

Раздел «Действующая техника»

1 место - Котин Денис 2а кл. 73 шк. «Автомобиль «Огнеопасно»

2 место – Николаев Влад 2а кл. 73 шк. «Пароход»

07-08 уч. год

Раздел «НТМ»

2 место - Бахитов Раиль 2а кл. 73 шк. «Мост»

Раздел «Автомоделирование»

1 место – Князьков Саша 2а кл. 73 шк. «Автосалон»

Раздел «Ракетомоделирование и космическая техника»

3 место - Бахитов Раиль 2а кл. 73 шк. «Разноцветная планета»

08-09 уч. год

Раздел «Автомоделирование»

1 место – Баранов Андрей 2б кл. 73 шк. «Гоночный автомобиль»

Раздел «Действующая техника»

2 место - Баранов Андрей 2б кл. 73 шк. «Лунная база»

Раздел «НТМ»

1 место - Бахитов Раиль 3а кл. 73 шк. «Цветочная планета»

09-10 уч. год

Раздел «Бумажная пластика»

1 место – Сустатова Полина 2а кл. 71 шк.

2 место – Сидорова Мария 2а кл.71 шк.

Раздел «НТМ»

      2 место – Нуруллов Руслан 2а кл. 71 шк

- Выставка елочных игрушек и игрушек-гинантов

- Городская выставка экспонатов по космической тематике

06-07 уч. год

Раздел «Космическая техника»

3 место – Котин Денис 2а кл. 73 шк.

07-08 уч. год

Раздел «Модели космической техники»

3 место – Баранов Андрей 1б кл. 73 шк. «Луноход»

08-09 уч. год

Раздел «Макеты космической техники»

3 место – Азмуханов Айдар 2б кл. 71 шк. «Спутник»

Раздел «Макеты космических цивилизаций»

1 место - Баранов Андрей 2б кл. 73 шк. «Лунная база»

09-10 уч. год

Раздел «Макеты, модели космических цивилизаций»

1 место – коллективная работа 1-2 кл 71 шк.

 - Областная выставка технического и прикладного творчества

07-08 уч. год

Раздел НТМ

1 место - Бахитов Раиль 2а кл. 73 шк. «Мост»

3 место - Баранов Андрей 1б кл. 73 шк. «Луноход»

Раздел «Автомоделирование»

3 место - Князьков Саша 2а кл. 73 шк. «Автосалон»

08-09 уч. год

Раздел «Действующая техника»

1 место - Баранов Андрей 2б кл. 73 шк. «Лунная база»

Раздел «НТМ»

1 место - Бахитов Раиль 3а кл. 73 шк. «Цветочная планета»

09-10 уч. год

Раздел «Бумажная пластика»

1 место – Сустатова Полина 2а кл. 71 шк.

1 место - Сидорова Мария 2а кл.71 шк.

                   

  1. Конкурсы в рамках Недели науки и техники

06-07 уч. год

1 место в конкурсе «Путешествие веселого паровозика» (Бахитов Раиль, Пышагина Саша, Снитко Саша 1а кл. 73 шк.)

07-08 уч. год

3 место в конкурсе «Путешествие во времени Симбирск-Ульяновск» (Бахитов Раиль, князьков Саша, Михеев Кирилл 2а кл. 73 шк.)

08-09 уч. год

1 место и 2 место в конкурсе «Путешествие веселого паровозика» (Бахитов Раиль 3а кл., Катышев Леня 2б кл., Гавриков Никита 2б кл. 73 шк.), (Акимов Павел, Молгачев Саша 2а кл., Баранов Андрей 2б кл. 73 шк.)

09-10 уч. год

      1 место - Конкурс- игра «Космические виражи» (Шумилин Андрей и Нуруллов Руслан 2а кл. 71 шк.)

Развитие политехнического образования проявляется и в досуговой деятельности. Ребята активно участвуют в различных мероприятиях: патриотических, спортивных, познавательных и т.д. Все эти мероприятия позволяют детям приобрести новый опыт, укрепить здоровье, поверить в свои силы, повысить свой интеллектуальный уровень.

Так мои воспитанники участвовали в мероприятиях: «С мечтою о полетах», «Путешествие по океану здоровья», «Посвящение в пешеходы», соревнование «Безопасное колесо», «Веселые старты» и т.д.

По окончании обучения по программе «Самоделкины» дети получат политехнические знания, представление о работе технических устройств, навыки самостоятельного конструирования из бумаги и картона, природного и нестандартного поделочного материала, умение взаимодействовать и продуктивно работать в коллективе.

Данная программа позволяет подготовить детей к дальнейшим занятиям технической направленности, мои выпускники продолжают обучение в объединениях: авиа-, судомоделирование, радиотехника, художественное выпиливание, астрономия, программирование и др.

За свою педагогическую деятельность в ЦДТТ №1 полный курс обучения прошли 120 обучающихся.  

Опыт по распространению и внедрению политехнического обучения пропагандирую и среди коллег.

Выполнение поставленных задач было реализовано через проведение различных мероприятий, цель которых - ознакомление с методикой работы по развитию политехнических умений и знаний детей для педагогов дополнительного образования ЦДТТ № 1 и других учреждений.

На разных уровнях – внутри учреждения, городском, областном - были проведены следующие мероприятия:

- выступления на методических объединениях отдела НТМ.

  1. «Расширение политехнического обучения в объединениях НТМ».

На данном мероприятии ознакомила коллег со спецификой, с формами работы по расширению политехнического кругозора в процессе практических занятий и бесед, с содержанием политехнических знаний и умений и т.д.

  1. «Использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе в объединениях начального технического моделирования»

Познакомила присутствующих с сущностью и функциями игровой деятельности, со значением, и классификацией игр. Поделилась своим опытом использования игровых технологий в своем детском объединении. 

- выступления в Школе молодого педагога  

  1. «Методика подготовки к открытому занятию на примере занятия по теме «Изготовление модели легкового автомобиля».

- мастер-классы

Мастер-классы проводятся на разных уровнях и с различной категорией слушателей: педагоги дополнительного образования УДОД, учителя средних общеобразовательных школ, начинающие педагоги, слушатели ИПК ПРО и др.

  1. «Изготовление рождественской открытки в технике «квиллинг» - 2008г.

В рамках месячника по духовно-нравственному воспитанию.

  1. «Изготовление открытки к Дню Победы в технике «квиллинг» - 2009г.

Познакомились с историей популярной в настоящее время техники «квиллинг», с опытом работы по изготовлению открыток в данной технике и возможностями использования данной техники при работе с детьми в объединении по начальному техническому моделированию.

  1. «Расширение политехнического кругозора. Изготовление часов» - 2009 год (в рамках областного семинара для слушателей ИПК ПРО)

Познакомились с методикой работы по организации занятий в объединении «Самоделкины» на примере изготовления модели часов.

Сегодня вам также будет представлен мастер-класс, где я познакомлю вас с организацией занятий по расширению политехнических знаний и умений.

- участие в работе областных семинаров для слушателей ИПК ПРО

  1. Выступление на областном семинаре для слушателей ИПК ПРО «Презентация образовательной программы «Самоделкины» 2010г.

- конкурсы методических материалов

- составлены  и подготовлены сценарии конкурсов

Составила сценарии и провела городские конкурсы для детей младшего школьного возраста.

  1. «Мы мечтою о мире живем» 

Городской конкурс по начальному техническому моделированию «Мы мечтою о мире живем», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Разработана конкурсная программа на военную тематику: загадки, кроссворд, мозаика, практическое задание и подобраны подвижные игры для спортивной эстафеты. Были подготовлены презентация данного мероприятия и презентация «Маленькие герои войны».

  1. «Космические виражи»  

Городская конкурсно-игровая программа в рамках Недели космонавтики. Программа конкурса состояла из: кроссворда, викторины, практического задания. Были подобраны подвижные игры для спортивной эстафеты на космическую тематику.

  1.  «Путешествие во времени Симбирск-Ульяновск»

 Конкурс проводился в рамках «Недели науки и техники» и был посвящен юбилейной дате нашего города – 360-летию. Были использованы современные технические средства – мультимедийный проектор для показа слайдов-заданий. Дети совершили путешествие в прошлое и настоящее: побывали на железнодорожном вокзале, автозаводе, заводе «Авиастар», знания закрепляли при помощи викторин и вопросов, а практические умения и навыки в ходе выполнения заданий, доступных для детей младшего школьного возраста.

  1. «Путешествие веселого паровозика»

Мероприятие проводилось в рамках «Недели науки и техники». Задания и форма подачи материала были интересными и занимательными для детей младшего школьного возраста.

- открытые занятия

Открытые занятия проводятся в различных формах. Нетрадиционные формы обучения, новые педагогические технологии, использование информационных технологий способствуют обмену опыта по политехническому обучению обучающихся.

  1. «Увлекательное дорожное путешествие» - 2006-07 уч.год.

На занятии дети повторили и закрепили знания о правилах дорожного движения, получили представление о светофоре и дорожных знаках в ходе беседы, выполнения игровых заданий: разгадывание ребусов, загадок, чтения книг, проведения дидактических игр и т.д. практические навыки и умения закреплялись в ходе выполнения работы по изготовлению закладки «Светофор» и  автомобиля из бросового материала.

  1. «Рождество Христово. Изготовление ангелочка» - 2007-08 уч. год.

На данном занятии дети познакомились с различными зимними праздниками: Новый год, Рождество, Крещение, которые мы отмечаем зимой. Народная игра – гадание позволила познакомиться с обычаями русского народа. Умения  свои дети показали в ходе практической работы – изготовления ангелочка.

  1. «Путешествие в Зазеркалье» - 2008-09 уч. год

Дети в увлекательной форме познакомились с осью симметрии, симметричными фигурами, на практике закрепили полученные знания при выполнении животных. Итогом занятия стала композиция «Зоопарк».

  1. «Изготовление часов» - 2009-10 уч. год.

Обучающиеся познакомились с историей развития прибора учета и измерения времени – часами. Раскрытие теоретического материала, обобщение и систематизация знаний было в ходе беседы, выполнения игровых заданий, использования наглядных средств обучения, проведение опыта и т.д. Практическая часть – изготовление модели часов – сопровождалась с опорой на предметную технологическую карту.

 

Мною был подготовлен материал по патриотическому воспитанию на тему «Маленькие герои большой войны». На основе собранного материала оформлена папка-раскладушка, стенды в кабинете и сделана презентация, которая была показана не только обучающимся моего объединения, но и участникам городского конкурса, посвященного 65-летию Победы, родителям и педагогическому коллективу ЦДТТ № 1 на совещании при директоре.

Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию широко распространяется в рамках нашего образовательного учреждения. Особое внимание уделяется молодым педагогам дополнительного образования, не имеющим опыта работы в системе УДО. Приходят новые, молодые педагоги, которые работают по моей образовательной программе и продолжают под моим руководством начатую работу по политехническому образованию детей младшего школьного возраста.

Являясь участником семинаров и конференций различного уровня, выступая с результатами своей работы (теоретические доклады, презентации) также говорит о высоком профессиональном мастерстве. Систематическая и многогранная работа позволяет совершенствовать знания, формировать сознание, побуждает потребность в обогащении и……

Таким образом, целенаправленная работа способствует росту педагогического мастерства, дает право говорить о том, что сложилась четкая система.

Подводя итоги всего вышесказанного, хочется отметить в объединении «Самоделкины» мною успешно созданы условия для политехнического образования младших школьников, что сегодня вам наглядно продемонстрировано. 

Но, несмотря на все положительные моменты, есть и недостатки: 

- хоть дети и посещают объединения на добровольной основе, но построить устойчивую систему получается не до конца, т.к. охват детей недостаточен для реализации этой цели в рамках микрорайона;

- материально-техническое обеспечение сегодня недостаточное. Приходится использовать в работе доступный материал  (нестандартный, бросовый, природный), поэтому зачастую сложно добиться высокого качества работы.

В процессе своей дальнейшей педагогической деятельности планирую продолжить начатую работу по этому направлению.

Спасибо за внимание.

А теперь предлагаю поучаствовать в «Педагогических мастерских», чему-то научиться и тем самым повысить свое педагогическое мастерство.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы педагога дополнительного образования Черкасовой И.В. "Развитие проектного мышления у детей младшего школьного возраста на занятиях детского объединения "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования"

Из опыта работы педагога дополнительного образования муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального ...

Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)

Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенн...

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО физического ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

Материал может быть полезен при проведении занятий адаптивной физической культурой с детьми с ДЦП младшего школьного возраста....

Психофизиологические основы процесса письма младшего школьного возраста

Повышенное внимание к проблеме каллиграфии в начальной школе....

Культурно-гигиенические основы воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ТНР) в условиях ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос».

В данной статье представлен опыт работы по формированию культурно-гигиенических основ. Методика работы позволяет воспитателю доступно и увлекательно в совместной деятельности с детьми младшего школьно...

Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста

Презентация на тему: "Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста"Из опыта совместной работы учителя начал...