Конспект урока окружающего мира 4 класс Тема «Твое здоровье»
план-конспект урока по зож (4 класс)

Панащенко Элеонора Александровна

Конспект урока окружающего мира

4 класс

Тема «Твое здоровье»

 

Цель:  обобщить и систематизировать знания детей, полученные в процессе изучения темы “Твое здоровье”, развивать быстроту мышления, сообразительность, умение использовать полученные знания.

Задачи, направленные на формирование

предметных знаний умений и способов деятельности: выработать умения самостоятельно применять знания по теме «Твое здоровье» в комплексе, в новых условиях;

универсальных учебных действий:

познавательные: учить владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; систематизировать и анализировать информацию; строить монологическое высказывание с опорой на ключевые слова

личностные: развивать положительную мотивацию к дальнейшей учебной деятельности, самооценку на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

регулятивные:   учить выполнять учебное задание в соответствии с целью; планировать свою дальнейшую познавательную деятельность;

коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения, работать в статичных группах, распределять роли, уметь оформлять мысли в устной форме, аргументировать её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_tvoe_zdorove_4_klass.docx281.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

4 класс

Тема «Твое здоровье»

Цель:  обобщить и систематизировать знания детей, полученные в процессе изучения темы “Твое здоровье”, развивать быстроту мышления, сообразительность, умение использовать полученные знания.

Задачи, направленные на формирование

предметных знаний умений и способов деятельности: выработать умения самостоятельно применять знания по теме «Твое здоровье» в комплексе, в новых условиях;

универсальных учебных действий:

познавательные: учить владеть поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем; систематизировать и анализировать информацию; строить монологическое высказывание с опорой на ключевые слова

личностные: развивать положительную мотивацию к дальнейшей учебной деятельности, самооценку на основе успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

регулятивные:   учить выполнять учебное задание в соответствии с целью; планировать свою дальнейшую познавательную деятельность;

коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения, работать в статичных группах, распределять роли, уметь оформлять мысли в устной форме, аргументировать её.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: игра «Счастливый случай»

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы: игровой, наглядный, вербальный, частично- поисковый.

Оборудование:

Информационный материал: учебник «Окружающий мир» 4 класс, ч. 1; Рабочая тетрадь № 1; методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал 

Интерактивный материал: презентация, интерактивная доска ActivInspire

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Введение в тему урока

На экране записано стихотворение С. Я. Маршака

Цените слух, цените зрение,

Любите зелень, синеву –

Всё, что дано нам во владение

Двумя словами « Я живу».

- Как вы понимаете слова «Я живу»? Как вы думаете, что такое «счастливая жизнь»?

- Верно, счастливая жизнь невозможна без здоровья. Всем известно, что здоровье – основная ценность. Было бы здоровье – остальное приложится. Здоровье за деньги не купишь. Кажется, люди уже давно определились, что для них главней всего, но просматривая медицинские данные о состоянии здоровья взрослых и детей, начинаешь сомневаться в этом. Много ли сейчас здоровых детей? Многие ли из тех детей, которые поступили в первый класс, сохранили здоровье к одиннадцатому? Ответ, к сожалению, отрицательный. Что же в этом случае делать? А ответ давным-давно известен: «Береги здоровье смолоду».

- Ребята, в течение 1 триместра мы с вами изучали как работает такая сложная машина, как человек, и сегодня я предлагаю вам  применить свои знания в нашей познавательной игре “Счастливый случай”.

  1. Проведение игры.
  1. Представление команд 

- Начнем нашу игру с представления команд. В нашей игре участвуют 3 команды. Представьтесь.

Команда – название. Капитан команды - фамилия, имя.

-Я представляю наше жюри.

  1. Первый гейм. Разминка.

- Чтобы правильно заботиться о своем здоровье, нужно хорошо знать, как устроен организм человека. Проверим ваши знания. Капитаны получите задания. На подготовку 1 мин. 

- Жюри контролирует время. Окончание работы – звонок.

Задание для 1 команды.

Задание для 2 команды.

Задание для3 команды.

Отвечать полным предложением, лишние варианты ответов не говорить.

1.Система, которая соединяет все части организма в единое целое и руководит его работой

(нервная система, пищеварительная система,

 дыхательная система).

2. При выдохе легкие выделяют

 (углекислый газ, кислород)

3.К органам выделительной системы относятся (почки,  сердце,  легкие). Покажи на рисунке.

Отвечать полным предложением, лишние варианты ответов не говорить.

1.Система, которую образуют кости и мышцы человека (дыхательная, опорно-двигательная, нервная). 

2. Начало пищеварительной системы (пищевод, желудок, ротовая полость).

3.Чтобы кровь могла постоянно двигаться по кровеносным сосудам, нужен «насос». Роль такого насоса в нашем организме играет - … (мозг, желудок, сердце). Покажи на рисунке.

Отвечать полным предложением, лишние варианты ответов не говорить.

1…. -  главный орган дыхательной системы (сердце, легкие, желудок). Покажи на рисунке.

 2. Жидкость, которая движется по кровеносным сосудам и снабжает все органы кислородом и питательными веществами (пищеварительный сок, кровь, лимфа)

3.С помощью какой системы организм человека освобождается от ненужных и вредных веществ (нервная, выделительная, кровеносная).

- Готовы? За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Слово жюри.

3. Второй гейм «Ты мне - я тебе»

-Каждый день мы говорим и слышим слово «Здравствуйте». Что обозначает это слово? (Ответы детей)

- Мы желаем друг другу здоровья. Здоровый человек даже неприятности и несчастья переносит легче, чем больной. А как сохранить свое здоровье?

- Мы начинаем второй гейм «Правила здоровой жизни».  Команды приготовили своим соперникам вопросы. Внимание жюри – за каждый правильный развернутый ответ 5 баллов.

Вопросы 1 команды

1-2

Ученые утверждают, что человек  может жить до 120-150 лет. Среди долгожителей много людей, жизнь которых проходила в горах, они много трудились на горном свежем воздухе, ели полезные натуральные продукты, пили родниковую воду и травяной чай. Они не имели дурных привычек и были закаленными. Уже в древности люди знали правила здорового образа жизни.

Вопрос: Назовите 3 правила, которые широко известны в восточных странах (Китае, Индии, Японии)

Хорошее настроение, закаливание водой, умение расслабляться.

Вопросы 2 команды

2-3

Все явления природы подчинены ритмам: день-ночь, зима-лето, приливы-отливы. Ритм – это необходимое условие жизни. У здорового человека многие функции подчинены суточному ритму.

Вопрос. 1.Как называется определенный распорядок дня, предусматривающий время для работы/учебы, различных дел и отдыха?

2.Назовите основные  условия правильного режима дня?

Ложиться спать не позднее 21 часа, продолжительность сна е менее 10 часов, ежедневная прогулка, есть за 2-4 часа до сна, чередование спокойных и подвижных занятий.

Вопросы 3 команды

3-1

В 4 классе мы больше занимаемся, меньше времени остается на отдых и прогулку. Если мало двигаться, не чередовать умственный и физический труд, то организм начнет уставать.

Вопрос: Можно ли научиться снимать усталость? Приведите примеры.

Прогулка перед уроками, смена видов деятельности, специальные упражнения «Цапля», и др. 

- Слово жюри.

4. Третий гейм «Заморочки из бочки»

    - Теоретические знания у вас есть, а теперь переходим  к практике.

C:\Documents and Settings\Кабиет№3\Рабочий стол\depositphotos_5504752-stock-photo-medical-equipment-tools-red-stethoscope.jpgфонендоскоп

C:\Documents and Settings\Кабиет№3\Рабочий стол\200px-Surgical_Scissors,_curved.jpg ножницы

http://medtehnika100.ru/images/catalog/p-144-1000n.JPG пинцет

http://ymadam.net/images/stories/dom/sobrat-rtut-ot-gradusnika.jpgградусник

C:\Documents and Settings\Кабиет№3\Рабочий стол\шприц-35705280.jpg шприц

http://www.surdgimed.com.ua/userfiles/image/tovar/%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D0%BC%D0%BD%D0%BA.jpgмолоточек

Что это? Назовите. Представители какой профессии работают с изображёнными предметами? Какую работу они выполняют? Чем работа этих людей полезна для общества?(Врачи лечат нас, прописываются лекарства ,чтобы мы выздоровели.)

- Предлагаю поработать врачами. В больницу с  жалобами обратились пациенты. Выслушайте их и дайте свои рекомендации.

- Мы начинаем третий гейм «Заморочки из бочки».  В мешочке лежат “бочонки” с номерами. Капитаны команд по очереди выбирают “бочонок”, слушают жалобу и дают рекомендацию. На подготовку дается 30  секунд, за правильный развернутый  ответ 3балла.

1 видеоролик.

      1. Я не люблю школьные завтраки, вместо них покупаю чипсы и «Спрайт».   А на обед всегда ем бутерброд и вафли. Это очень вкусно! Но настроение   у меня на уроке портится из-за моих троек и даже двоек. Мама говорит, что плохие отметки  из-за плохой еды. Разве так бывает?

    (Мама права. Девочка ест  однообразную еду, в которой мало питательных

   веществ, поэтому мозг не получает необходимое питание и плохо работает.

   Рекомендуем  правильно питаться. Есть рыбу, мясо, фрукты, овощи, пить соки, ну и, конечно,  учить уроки. Желательно есть пищу, приготовленную дома или в школьной   столовой).

- Пока команда обдумывает рекомендации, мы поиграем. Здоровье человека зависит не только от нас. Много опасностей подстерегают нас дома и на улице. Соотнесите сказки с нарушениями правил безопасности:

«Сказка о семи богатырях»- не открывай дверь чужим

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»- слушай старших

«Волк и семеро козлят»- не открывай дверь чужим

 «Колобок”, “Приключения Буратино”, “Красная Шапочка”, “Кот, петух и лиса” - чрезмерное доверие к незнакомцам

» - нельзя играть со спичками

-Проверяем. Слово команде.

2 видеоролик

- Я всегда тепло одеваюсь, не гуляю на улице зимой, стараюсь проводить время дома за уроками, телевизором или компьютером. Но почему-то болею чаще, чем другие ребята, которые постоянно играют на улице даже  зимой. Как это объяснить?

 (Девочка болеет из-за того, что у неё ослабленный организм. Она ведёт малоподвижный образ жизни. Одевается не по погоде Ей необходимо закаляться, больше бывать на воздухе, больше двигаться, меньше находиться за компьютером).

- Пока 2 команда обдумывает, мы продолжаем играть. Обратимся к Григорию Остеру.

Если острые предметы

Вам попались на глаза,

Постарайтесь их поглубже 

В самого себя воткнуть.

Это самый лучший способ

Убедиться самому,

Что опасные предметы

Надо прятать от детей.

- Какой вредный совет дает Григорий Остер. А как надо делать?

-Проверяем. Слово команде.

3 видеоролик

-Родители купили мне новый телефон. Там столько интересных игр. В выходные дни я с утра до вечера играю. В школе на переменах я тоже не расстаюсь с ним. Иногда даже по дороге домой иду и играю. Только в последнее время стал замечать, что плохо вижу, болит голова, быстро устаю. С чего бы это?

(Мальчик часто играет в компьютерные игры, от этого ухудшается зрение и болит голова. Проводить за ПК можно не более часа в день, через каждые 20 мин. Надо делать перерыв и упражнения для глаз.)

- У нас есть 15 секунд. Игра «Хлопок». Если согласны с утверждением «хлопок», если «нет» - молчок.

 1. При письме сидите прямо, слегка наклонив голову вперед.

2. Ноги не должны касаться пола, лучше всего, одну ногу подогните под себя.

3.Почувствовав усталость, отдохните. Откиньтесь на спинку стула, заложив обе руки за спину.

4. Портфели и сумки лучше всего носить в одной руке, а не на спине.

5.Ходить, стоять и сидеть, лучше всего сгорбившись.

6. Старайся питаться разнообразной пищей.

7.Кушай часто и много: пирожное, мороженое, сладкую газированную воду, сдобные булочки, пирожки, сало, копченую колбасу.

8.Один раз в день, обязательно нужно есть горячее (суп).

9.Овощи и фрукты вредны для организма.

10.Никогда не завтракай утром, перед школой.

11.Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.

12.Когда смотришь телевизор, садись как можно ближе к экрану, чтобы лучше рассмотреть изображение.

13. 4.Будь осторожен с острыми предметами, чтобы не поранить глаза.

14. Следи, чтобы при письме свет падал справа.

15.Больше читай лежа и в транспорте – этим ты сэкономишь силы и время.

-Проверяем. Слово команде.

5. Четвертый гейм «Темная лошадка»

- Мы начинаем 4 гейм «Темная лошадка»

-Угадайте о чем идет речь.

Все водителю расскажет,

Скорость верную укажет.

У дороги, как маяк,

Добрый друг - …(дорожный знак).

- Мы уже говорили о том, что нашему здоровью может грозить опасность и на улице. А вот и наши помощники – дорожные знаки. Рассмотрите их. Какое правило отражает каждый из этих знаков. (задания лежат на столе)

http://shatsk.izostil.ru/upload/img_image_predupred_dor_znak/1.23.jpeg

Внимание: дети (предупреждающий)

C:\Documents and Settings\Кабиет№3\Рабочий стол\252604415_w640_h640_3.9.png

Движение на велосипедах запрещено (запрещающий)

http://zoozel.ru/gallery/images/1659290_peshehodnaya-dorozhka-znak.jpg

Пешеходная дорожка (предписывающий)

http://www.gasznak.ru/upload/iblock/3e8/1-25.resize1.jpg

Ведутся дорожные работы (предупреждающий)

http://www.ornekns.kz/images/znaki/kvadratnie_dorojnie_znaki.png

Пешеходный переход (предписывающий)

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=3f91f75d1d3840b7f4c35cd265d2ddc9-l&n=13

Въезд запрещен (запрещающий)

http://sibint.com/userfiles/shop/large/1174_441-velosipednaya-dorozhka.png

Пешеходная дорожка (предписывающий)

C:\Documents and Settings\Кабиет№3\Рабочий стол\traffic-sign-160673_1280.jpg

Дикие животные (предупреждающий)

http://dasha46.narod.ru/Encyclopedic_Knowledge/General_Science/RoadSigns/ProhibitiveSigns/25_4Obgin_zaboroneno.jpg

Обгон запрещен (запрещающий)

- Внимание жюри. Правильный ответ – 1 балл.

6. Пятый гейм «Гонка за лидером»

- Начинаем последний 5 гейм «Гонка за лидером». Каждой команде я задам 5 вопросов подряд. Отвечает любой участник команды, который знает ответ.Если не знаете, говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ один балл.

Вопросы для 1 команды.

1.Как называют распорядок дня? (Режим.)

2.Какое сорное растение содержит много витаминов и употребляется в пищу ранней весной? (Крапива.)

3.Назовите ядовитых животных. (Змея, скорпион, морской еж)

4. Правильное положение тела в пространстве? (Осанка.)

5. Можно ли во время грозы разговаривать на улице по телефону? (Нет)

Вопросы для 2 команды.

1. Самый лучший отдых для мозга. (Сон.)

2.Травянистое дикорастущее растение со съедобными листьями, кислыми на вкус. (Щавель.)

3. Что в организме человека сравнивают с компьютером? (Мозг.)

4. Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)

5. Ткань с нанесённой липкой лекарственной массой, прикладываемая к ранам, нарывам. (Пластырь.)

Вопросы для 3 команды.

  1. Какие растения могут удовлетворить потребность в витамине С зимой. (Хвоя сосны, лук, чеснок.)
  2. Утренняя гимнастика. (Зарядка.)
  3. Какой орган человеческого тела называют и «фильтром», и «сторожевым псом», и «печкой»? (Печень.)
  4. Назовите ядовитые растения (борщевик, белена, вороний глаз и др.)
  5. Первая помощь при переломе.

IV.Подведение итогов игры.

- Наша игра подошла к финалу. Слово жюри.

- А закончить хотелось бы притчей:

Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что человек знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». Так и ваше здоровье – в ваших руках.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс)

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс) Образовательная система "Школа 2100"...

Фрагмент урока окружающего мира по теме "Твоя одежда" 1 класс

Материал содержит технологическую карту урока  и презентацию по теме "Твоя одежда"...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Здоровью цены нет», 3 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  правилами здорового образа жизни. Стимулирование желания здорового образа жизни.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-определение здоровья- ...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Питание и здоровье" 2 класс

Конспект урока во 2 классе по теме " Питание и здоровье"...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Твой родной край» УМК "Школа России"

Тема урока: «Твой родной край» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: формирование представления учащихся о родном крае, изучение географического положения Челяб...