Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты(П,М,Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный:беседа | 1.Проверяет готовность к уроку 2.Создание эмоционального настроя Приветствую детей. Эмоциональный настрой на урок. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёна Викторовна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Давайте с вами настроимся на работу. Для этого поднимите руки вверх и хорошенечко потянитесь. Отлично, а сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа. Замечательно! Занимайте свои места. | Приветствуют учителя
| Предметные: Р:целепологание Метапредметные: Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Презентация
|
Актуализация знаний и мотивация | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: беседа
| Повторение изученного материала. - Сейчас я включу аудиозапись. Внимательно послушайте. Звучит гимн Челябинской области. - Почему сегодня наш урок начался с этой песни, о чем она? Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? - Как вы понимаете слово Родина?
- Вы все по-своему правы. Для каждого из вас это слово имеет свое значение, потому что вы сами решаете, с чего начинается ваша Родина. - Мы начинаем изучение нового раздела «Родной край – часть великой России». - Посмотрите на слайд, ребята. Я предлагаю вам разгадать ребус.
- Что такое край, ребята? Как вы думаете, сколько значений у этого слова? - Хорошо. Давайте посмотрим значения этого слова в Толковом словаре. 1. Предельная линия, предельная часть чего-нибудь 2. Страна, область. 3. Крупная административно-территориальная единица, обычно имеющая в своем составе автономную область. (Приморский край) - Как вы думаете, какое из этих значений подходит нам сейчас больше всего? | Отвечают на вопросы
- Мы будем говорить о нашем родном крае. - Место, где мы родились и живем, родной дом, семья.
- Родной край
- Это многозначное слово, значит и значений у него больше одного.
- Второе. |
Предметные: повторить уже пройденный материал.
Метапредметн ые: Р: выработать учебную мотивацию,
| Аудиомате-риал, презентация
|
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа | Определяют тему и цель урока.
- Итак, исходя из нашей небольшой беседы вы уже сможете самостоятельно определить тему нашего урока. - Какую цель мы можем поставить перед собой на урок? - Посмотрите на слайд, ребята, здесь представлен план нашего урока. Прочитайте его. - 1. Повторить природные зоны России 2. Познакомиться с физической и политико-административной картами России 3. Узнать, где на этих картах находится наша область и наш город 4. Проверить себя 5. Сделать выводы | Читают тему раздела
- Твой родной край.
- Узнать что-то новое о своем крае. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока
| Презентация
|
«Открытие» нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, И
Словесный: Беседа с вопросами
Практический: парная работа
| Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение заданий.
- Давайте познакомимся с административной картой России (на слайде). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? - Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают?
- Найдите самые крупные республики, края, округа.
- Где, в основном, находятся эти большие по территории края, республики, округа?
– Еще мы можем сказать, что Западно-Сибирская равнина населена не так густо, как Восточно-Европейская. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. – Найдите на карте территорию, где мы живем.
- Какой город является главным на нашей территории? Найдите его на карте - Это наш край, наша малая Родина. Как называется наша малая Родина? - Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, краями? - В какой природной зоне мы живем? - Попробуйте показать остальные природные зоны, не относящиеся к нашей области на карте.
- Сейчас мы с вами проведем небольшую самостоятельную работу по природным зонам. Я дам вам карточки с заданиями. В первом задании вам нужно будет вспомнить природные зоны и записать их так, как они расположены с севера на юг. Во втором – прочитать текст, выбрать и подчеркнуть верные утверждения. Задания выполняйте в парах. Можете начинать. 1.Вспомни природные зоны России и запиши их так, как они расположены с севера на юг: а) б) в) г) д) е) 2. Прочти текст, выбери и подчеркнуть верные утверждения: Южнее зоны лесов расположена зона (степей, пустынь). В этой зоне тепла (больше, меньше), но осадков выпадает (больше, меньше). Климат становится (сухим, влажным). Лето очень (холодное, тёплое) и (кратковременное, продолжительное). Часто дуют (горячие, холодные) ветры. Дожди здесь (редки, часты). - Давайте проверим. |
Ответы детей.
- Они разные по территории.
- Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д. - Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.
Один из учеников с помощью учителя показывает область на карте - Челябинск.
- Челябинская область.
- Не очень большой.
- В зоне степей. Один из учеников выходит и показывает.
Выполняют задания в парах.
1. а) Зона Арктических пустынь б) Тундра в) леса России (тайга, смешанные и шроколиственные леса) г) Степей д) Пустыни е) Субтропики (у Черного моря)
2. Степей, больше, меньше, сухим, тёплое, продолжительное, горячие, редки
| Метапредметные: П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
|
Презентация
|
Динамическая пауза | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Фронтальная работа | Учитель проводит динамическую паузу. | Выполняют физкультминутку, повторяют движения за учителем. | К: умение слушать и понимать партнера, согласовано выполнять совместную деятельность | Видео |
Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение нового способа действий | Ф, И Словесный: опрос | - Ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете, что это за цифры? 19 10 14 3 16 13 - Верно. Какое слово здесь зашифровано? - Вы можете назвать мне символику нашей страны? - Что вы можете рассказать о них? - Какой герб у челябинской области? - А сейчас поработаем в группах по физической карте Челябинской области. На каждой первой парте лежат карты. Вы делитесь на группы по рядам. - На слайде представлены задания для каждой группы. 1 группа: изучите по карте, с какими областями, республиками (если есть: с какими странами), граничит Челябинская область – на западе, на востоке, на севере, на юге. 2 группа: изучите по карте, какие реки протекают на территории Челябинской области. 3 группа: изучите по карте, какие крупные города входят в состав Челябинской области. |
- Это шифр - Символ. - Герб, флаг, гимн. Ответы детей.
- 1 группа: на западе с Республикой Башкортостан, на севере – с Свердловской областью, на востоке – с Курганской областью и государством Казахстан, на юге – с Оренбургской областью. 2 группа: Миасс, Уй, Урал, Ай, Уфа, Увелька. 3 группа: Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Троицк, Снежинск, Чебаркуль, Сатка, Южноуральск, Кыштым.
| Метапредметные: К:управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Л: оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация(переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практический: самостоятельная работа
| - А сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить небольшой тест. I вариант 1.Укажи самый северный город а) Аша б) Верхний Уфалей в) Магнитогорск 2. Укажи «соседа» нашей области с севера а) Свердловская область б) Казахстан в) Республика Башкортостан 3.Какие формы земной поверхности занимает Челябинская обл. а) Западно-Сибирская равнина б) Восточно –Европейская равнина в) Уральские горы 4. Отметь реки Челябинской обл. а) Урал б) Волга в) Миасс г) Ай 5.Отметь озера Челябинской обл. а) Байкал б) Увильды в) Зюраткуль 6. Кто изображен на гербе Челябинской обл. а) Конь б) Медведь в) Верблюд г) Лось 7. Отметь города челябинской области а) Магнитогорск б) Карабаш в) Нижний Тагил г) Касли д) Москва II вариант 1. Укажи самый южный город а) Аша б) Верхний Уфалей в) Магнитогорск 2. Укажи «соседа» нашей области с запада а) Свердловская область б) Казахстан в) Республика Башкортостан 3.Отметь озера Челябинской обл. а) Смолино б) Тургояк в) Байкал 4. Кто изображен на гербе Челябинской обл. а) Конь б) Медведь в) Верблюд г) Лось 5. Отметь города челябинской области а) Троицк б) Златоуст в) Екатеринбург г) Миасс д) Курган 6. Какие формы земной поверхности занимает Челябинская обл. а) Западно-Сибирская равнина б) Восточно –Европейская равнина в) Уральские горы 7. Отметь реки Челябинской обл. а) Обь б) Елена в) Уй г) Миасс - Давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. | Выполняют тест
1 вариант | 2 вариант | 1. в 2. б 3. а 4. в, г 5. б, в 6. в 7. а, г | 1. в 2. в 3. а, б 4. в 5. а, б, г 6. а 7. в, г |
| Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Рабочая тетрадь
|
Включение в систему знаний, повторение | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный: опрос
| - Откройте рабочие тетради на странице
Эти две страницы отведены для контурной карты нашего края. Опираясь на карту области, представленной на слайде, начертите ее границы в тетради. Не забывайте про условные обозначения. | Выполняют самостоятельную работу
| Метапредметные: К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса
|
|
Рефлексия деятельности | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные: беседа | Предметная рефлексия
– Что нового вы узнали на уроке? Какая была тема урока? Цель? Достигли ли мы ее?
- Хорошо, ребята. Давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Я работал на уроке на оценку….. Задания были: Легкие Трудные Мне под силу. Я научился…….. Мое настроение……. Урок подошел к концу! Спасибо за работу!
| Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы
Оценивают свою работу на уроке | Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке. Метапредметные: Р:оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
|
|