Программа кружка (внеурочной деятельности) "Ступеньки здоровья" 1-4 классы
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Актуальность данной педагогической разработки состоит в том, что в современном обществе появилась серьёзная необходимость в развитии навыков здорового образа жизни, овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupenki_zdorovya.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. «Об образовании в РФ»;

2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

         4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. №1897 (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 №40937);

       5. Приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 760 от 27.06.2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного и среднего (полного) общего образования);

     6. Положение о рабочей программе учителя МКОУ Мечётская СОШ;

     7. Учебный план МКОУ Мечётская СОШ  на 2020-2021 учебный год;

     8. План внеурочной деятельности МКОУ Мечётская СОШ на 2020-2021 учебный год;

     9. Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Мечётская СОШ.

Цели и задачи программы

Цель: сохранение и укрепление физического здоровья, формирование основ здорового образа жизни и экологической культуры обучающихся

Задачи программы:

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

                  Описание места курса внеурочной деятельности.

На изучение данного курса в 1-4 классах отводится 1 час в неделю, 1 класс- 33 часа в год, 2-4 классы 35 часов в год.

             Планируемые результаты освоения программы.

 Личностные:

  • у обучающихся будут сформированы навыки здорового образа жизни;
  •  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
  • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья;
  • проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей во всех его проявлениях.

Регулятивные:

Определять с помощью учителя цель учебной деятельности и самостоятельно, искать средства её осуществления. Составлять план выполнения задач. Работая по плану, с помощью учителя сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Познавательные:

Предполагать, какая информация нужна для работы. Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Коммуникативные:

Оформлять свои мысли в письменной и устной речи с учётом своих школьных и жизненных ситуаций. При необходимости отстаивать свою точку зрения, умея её доказать. Учиться подтверждать аргументы фактами. Организовывать учебное взаимодействие в группе.

                       Ожидаемые результаты (УУД в рамках ФГОС)

- Формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

- Расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре;

- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

- Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

- Стабильность показателей физического и психического здоровья детей;

- Сокращение количества уроков, пропущенных по болезни.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

  • Обучающиеся получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье;
  • получают элементарные знания и умения противостоять негативному влиянию открытой и скрытой рекламы ПАВ, алкоголя, табакокурения;
  • участвуют в пропаганде здорового образа жизни (в процессе бесед, тематических игр, театрализованных представлений, проектной деятельности);
  • учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха;

                      Содержание программы

Здоровый образ жизни и его значение. Вводное занятие. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание. Дыхательная гимнастика.

Подвижные игры.

Выход на природу. Спортивные соревнования: кросс, эстафета.

Профилактика инфекционных заболеваний.  Виды заболеваний. Причины и профилактика. Ответственность за распространение инфекционных заболеваний. Точечный массаж при ОРВИ и простуде.

Здоровое питание. Представление об основных пищевых веществах, их значение. Пищевые риски, опасные для здоровья.Игра «Контрольная закупка»

Дворовые игры наших предков. Правила игры. Разучивание игр «Лапта», «Городки»

Туризм. Инструктаж ТБ.Участие в туризме.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Рекомендации по закаливанию организма в летнее время. Подвижные игры на свежем воздухе.

Причины болезни. Слово учителя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов. 

Признаки болезни. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

Здоровый образ жизни. Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.

Инфекционные болезни.Слово учителя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

Если солнечно и жарко. Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

Если на улице дождь и гроза.  Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

Опасность в нашем доме. Рассказ учителя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Как вести себя на улице. Рассказ учителя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Заучивание слов. Правила безопасности поведения в транспорте.

Как уберечься от мороза. Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

Травмы. Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Заучивание слов.

Укусы насекомых. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг  какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка. Словарная работа. Заучивание слов.

Что мы знаем про собак и кошек. Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

Как помочь себе при тепловом ударе. Рассказ учителя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

Если ты ушибся или порезался. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Словарная работа. Практическая работа в парах.

Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

   

Оценка эффективности реализации программы

Мониторинг программы включает:

  • аналитические данные об уровне представлений обучающихся, о проблемах охраны окружающей среды, о своем здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, о проблемах охраны окружающей среды;
  • отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, пропусков занятий по болезни;
  • отслеживание динамики показателей личностных результатов обучения, воспитания.

       

     Календарно - тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата проведения

План.

Факт.

                    1 четверть. (9ч)

Выход на  природу

Что такое здоровье?

Мой безопасный маршрут.

Здоровый образ жизни.

Личная гигиена.

Режим дня.

Профилактика травматизма.

Подвижные игры.

Веселые старты.

                      2 четверть. (7ч.)

Причина и признаки болезни.

Как уберечься от мороза

Профилактика простудных заболеваний.

Профилактика травматизма.

Что мы знаем про собак и кошек

Опасность в нашем доме

Веселые старты.

                    3 четверть. (9ч.)

Гигиена зрения. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело

Гигиена питания. Полезные продукты питания.

Пищевые отравления.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Профилактика травматизма.

Физические упражнения на укрепление тела и здоровья.

Мама, папа, я спортивная семья. Веселые старты.

Дворовые игры наших предков.

Веселые старты.

                       4 четверть. ( 10 ч.)

Профилактика травматизма.

Почему зубы болят?

Если ты ушибся или порезался.

Травмы. Переломы.

Туризм.

Укусы насекомых.

Если на улице дождь и гроза.

Правила безопасности на воде.

34-35.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Как помочь себе при тепловом ударе

                             Литература

  1. Примерная основная образовательная  программа начального общего образования. План внеурочной деятельности: Москва, 2015;
  2. Духовно-нравственное воспитание младших школьников  в свете ФГОС второго поколения. Методические рекомендации. Часть 2. – Белгород, 2012;
  3. Сборник образовательных программ по внеурочной деятельности: «Мое здоровье», Науменко Ю.В.-Волгоград, 2014г.;

    4.   Зайцев Г.К. «Уроки Айболита». - СПб., 1997г.

    5.   Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.

    6.   Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укреплениеܲ организма.-    

          СПб..1998г

    7.   «Мир детства: Младшийܲ школьник» М., 1988г. Максименко Н.А.        

    8.    Спутникܲ классногоܲ руководителя, Волгоград,«Учитель»,2007

    9.    Обуховаܲ «Новые 135 уроков  здоровья, или школа      

           докторовܲ природы». -М., ВАК 2007г.

   10. «Современныеܲ технологииܲ сохраненияܲ и    

          укрепленияܲ здоровьяܲ детей»\под Сократова. М..2005г.

   11.  Урунтаева Г.А. «Как я расту: Советы психологаܲ родителям» М., 1996г.

   12.  Юдин Г.Н. «Главное чудо света» М., 1991г.

   13.  Яровая Л.Н. «Внеклассныеܲ мероприятия», Москва, « Вако», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ступеньки грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (русский язык  3 класс)...

Программа внеурочной деятельности "Ступеньки познания"

Программа внеурочной деятельности "Ступеньки познания"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ступеньки» Духовно – нравственное направлние для 2 - 4 класса

       Программа имеет три основных на­правления, которые присутствуют в каждом году обучения, уг­лубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Та...

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Ступеньки» 1 класса

Программа «Тропинкой добра» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы с обучающимися 1классов в любой системе начального образования.Ценностью программы является то...

Программа внеурочной деятельности "Ступеньки к успеху"

Программа внеурочной дечтельности "Ступеньки к успеху" представляет собой курс дефектологических занятий в рамках реализации АООП для обучающихся по варианту 7.2. Программа поможет постороит...