Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ступеньки» Духовно – нравственное направлние для 2 - 4 класса
календарно-тематическое планирование по орксэ (2, 3, 4 класс)
Программа имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом году обучения, углубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет концентрически.
1-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей.
2-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных людей.
3-е направление - нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций.
Особое внимание в программе уделено развитию и обогащению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно-славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шишовская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов протокол №1 от 29.08.2018г Руководитель ШМО _______________Соломатина С.А. | Принята педагогическим советом МБОУ Шишовская СОШ протокол №1 от 31.08.2018 г | «Утверждаю» Приказ от 03.09.2018 г № 32 /13 Директор МБОУ Шишовская СОШ ______________Ковалёв А.Н. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Ступеньки»
Духовно – нравственное направлние
для 2 - 4 класса
на 2018-2019 уч.год
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ Шишовская СОШ
Соломатина С.А.
с.Шишовка
2018 г
1.Пояснительная записка.
Нормативно-правовая и документальная основа
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373» (редакция от 22.09.2011г № 2357; от 18.12.2012 г №1060)
- Приложение к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;
- Постановление Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Приложение к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
- Информационное письмо министерство образования и науки РФ от 31 марта 2015 г. N 08-461
«О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ»
Источник программы:
Настоящая рабочая программа внеурочного курса Основы православной культуры «Ступеньки» составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12. 2001года , разработанной Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном.
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
2. Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;
- Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
- Демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
- Осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
- Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;
- Терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
- Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
- Выглядеть опрятно и аккуратно;
- Осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
Метапредметные результаты:
- иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово, краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о сотворении мира в трактовке Библии;
- иметь первоначальную базу для формирования таких духовно-нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
- иметь представление об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками;
- различать «доброе» и «злое»;
иметь опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
Дети должны усвоить:
- Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)
3. Содержание курса
Основные разделы программы
№ раздела | Разделы | Кол-во часов |
1 | Человек и окружающий мир | 2 |
2 | Праздники и обычаи моего народа. | 9 |
3 | Храни душу свою. | 7 |
4 | Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. | 3 |
5 | Знания и труд всё перетрут | 3 |
6 | Их почитает мой народ. | 7 |
7 | Святыни моего народа | 2 |
Итоговое занятие | 1 | |
Всего |
| 34 |
Описание разделов курса
№ п/п | Тема | Содержание занятия | |
| |||
1 | Принести другому радость. | Сказка Г.-Х. Андерсена "Пятеро из одного стручка". Чтение и беседа о прочитанном. Пять жизненных дорог. Подлинные герои сказки. Любовь к ближнему. Счастье человека зависит от счастья других людей. Рассказ о добром поступке. Пословицы о любви. | |
2 | «Добро творить – себя веселить». Доброта истинная и ложная. Как их отличить. | "Добро творить - себя веселить". Доброта истинная и ложная. Как их отличить. Коллективное сочинение сказки о добром деле в Рождественскую ночь. Место действия, портреты героев, события, вывод. | |
2. Раздел. Праздники и обычаи моего народа (9 ч.) | |||
1 | Золотая осень – золотой праздник. Рождество Пресвятой Богородицы. | Почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Чтение стихов о маме (по выбору учителя). Облик женщины на Руси (культура одежды и поведения). Женское рукоделие (вологодские и елецкие кружева). Подготовка к домашнему сочинению «Моя милая мама» . Новые слова: Благодатная, благодать, серафим, херувим. | |
2 | Под покровом любви. Покров Пресвятой Богородицы. | Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Чувство защищенности, уверенности, общей радости. Отношение к дарам земли: заготовка яблок и другие труды накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева "Лето Господне"(35, с. 73-76). Беседа о прочитанном. Семейные отношения в романе: нежность к новорожденной девочке. Новое слово: омофор. | |
3 | Родная земля и ее Заступница. Что такое Отечество. Государственные праздники: День единения и согласия. | Что такое Отечество. Имя нашей Родины. Государственные символы: гимн России. Государственные праздники: День единения и согласия. Рассказ о Казанской иконе Божией Матери – святыне русского народа. Особо чтимые на Руси иконы. Храмы в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский храм в г. Воронеже. Чувства верующих, переданные в стихотворении А. Майкова "В храме" Работа с тетрадью: чтение и перевод с церковно-славянского языка надписей на иконах. Новые слова: риза, благоговение. | |
4 | Праздник девочек. Смысл праздника Введения Богородицы во храм. | Смысл праздника Введения Богородицы во храм и народные обычаи, связанные с ним. Значение ступеней храма. Жизнь Пресвятой Богородицы в храме. Женское рукоделие (вышивка). Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва". Объяснение его содержания. Работа с тетрадью: перевод церковно-славянского текста. | |
5 | Посещение Никольского Храма. Поздравление прихожан с престольным праздником.
| Посещение Никольского Храма. Выступление детей на тематической линейке в школе с рассказом о святителе Николае Чудотворце. | |
6 | О чём возвестила звезда? Значение праздника Рождества Христова и народные обычаи, связанные с ним. | Рождество Христово. История праздника и народные обычаи, связанные с ним. Чтение отрывка из романа И.С. Шмелева "Лето Господне". Радость ожидания, чистота и строгость накануне праздника. Чтение стихов о Рождестве (по выбору учителя). | |
7 | Широкая масленица. Народные обычаи, связанные с масленицей. | Народные обычаи, связанные с масленицей. Чтение отрывка из книги И. С. Шмелева "Лето Господне" Беседа о прочитанном. Стремление к покаянию - одна из основных нравственных черт православного народа. Культура трапезы. Новые слова: говение, благовест, трапеза. | |
8 | Любимый праздник моего народа – Пасха Христова. Значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. | Значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. Народные обычаи, связанные с праздником Пасхи. Чтение рассказа А. Севастьянова "Враги" , отрывка из романа И.С. Шмелева "Лето Господне", рассказа В.А. Никифорова-Волгина "Светлая заутреня" . Беседа о прочитанном. Стихотворения о Пасхе (по выбору учителя). Новое слово: плащаница, тропарь. | |
9 | Народная память. Радоница. Обычай поминовения усопших. | Народная память. Радоница. Обычай поминовения усопших. Связь живых и мертвых. Родительские субботы и Радоница. Милостыня и добрые дела. Чтение рассказа В.А. Никифорова-Волгина «Радуница. Беседа о прочитанном. Новые слова: успение, усопший, Радоница. | |
| |||
1 | Зло и добро в душе человека. Противопоставление плохих и хороших качеств человека. | Сказка "Волшебные цветы» . Чтение и беседа о прочитанном. Непослушание и своеволие рождают плохие качества в душе человека. Противопоставление плохих и хороших качеств человека. Что нужно сделать, чтобы хороших черт характера стало больше. Мини-сочинение «Что я хотел бы исправить в своем характере» | |
2 | Человек живет для добра. | А.Куприн "Чудесный доктор". Чтение и беседа о прочитанном. Великодушие доктора, совершившего добрый поступок. Пословицы о милосердии. Новые слова: милосердие, милостыня. | |
3 | Бедность и богатство. | Отношение народа к материальным благам, выраженное в пословицах и сказках (« Мороз Иванович» , «Двенадцать месяцев» , «Аленький цветочек» ). А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» . Почему старуха осталась у разбитого корыта? Как она должна была поступить? Кто вам больше нравится: старуха или старик? Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? Пословицы о богатстве. Работа с тетрадью: чтение и перевод церковно-славянского текста. Новое слово: сребролюбие. | |
4 | Гордость – дружбе помеха. | Что такое настоящая дружба, чем она проверяется. Рассказ "Наследство". Чтение и беседа о прочитанном. Пословицы о дружбе. Новое слово: гордыня. | |
5 | Храни душу свою. Путь исправления дурного поступка на материале сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" | Путь исправления дурного поступка на материале сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Ступени спасения. Раскаяние лечит душу. Пословицы о покаянии. Новые слова: покаяние, искупление, лествица.. | |
6 | О красоте внутренней и внешней. Притча "Ожерелье Марии" | Притча "Ожерелье Марии". Чтение и беседа о прочитанном. Любовь, кротость, послушание и трудолюбие - лучшие украшения человека. Пословицы о красоте душевной. Примеры красивых людей. Воскрешение Лазаря. Новое слово: Воскрешение Лазаря. | |
7 | Жизнь, отданная за людей. | Чтение сказки С. Лагерлёф «Красношейка» и беседа о прочитанном. Стихотворение Я. Полонского "Пасхальные вести". Новые слова: Голгофа, распятие. | |
| |||
1 | О почитании родителей. Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. | Раскрыть понятия «почитание», «уважение» Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи. Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений. Познакомить с жизнью святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии; Углубить понимание значения лучших человеческих качеств; Раскрыть значение веры, надежды, любви в отношениях. | |
2 | Святость семьи и родного очага. | Родительский дом – начало начал. Культура отношений в семье. Пример дочерней преданности в сказке "Великодушная дочь" Вера, Надежда, Любовь как пример преданности и послушания. Родословное дерево. Новые слова: почитание, родословное дерево. | |
3 | Братская любовь крепче каменных стен. Об отношении братьев и сестёр в семье. | Об отношении братьев и сестер в семье. Рассказы детей о своих близких. Крепость братской любви на примере подвига святых мучеников Зиновия и Зиновии. Пословицы и загадки о братьях и сестрах, о родном доме. Новое слово: месяцеслов. | |
| |||
1 | Семена добра и правды. Притча о сеятеле и семенах. Сравнение засеянного поля cо школой: поле-душа, семена-знания. | О совершенстве природы, ее красоте и гармонии, о человеке как венце творения и его отношении к миру. О знаниях, преобразующих душу. Притча о сеятеле и семенах. Сравнение засеянного поля cо школой: поле-душа, семена-знания. Присказка о пустом и спелом колосе. Повторение изученного во 2 классе (о православных праздниках, церковно-славянском языке). Загадки о знаниях, книгах, словах. Новое слово: притча. | |
2 | Что ты знаешь о своём имени? Самые распространённые имена на Руси. | Рассказы детей о значении их имен. Почему нельзя человеку давать прозвища. Самые распространенные имена на Руси. Как давались имена. Что значит « славное имя», «известное имя» . Рассказ ожитии великомученицы Екатерины. Работа в тетради: церковно-славянское написание имен. Новые слова: житие, великомученица. | |
3 | Человек славен трудом. Мир рукотворный. Труд кормит и воспитывает. | Мир рукотворный. Труд кормит и воспитывает. Труд земле- дельца. Хлеб – всему голова. Труд физический и умственный. Труд души. Коллективный труд. Народное творчество: зодчество, игрушка, роспись. Рассказы детей о труде своих родителей и о своем труде. Песни и пословицы о труде. Новое слово: артель, собор. | |
| |||
1 | Императрица Александра Фёдоровна Романова-организатор благотворительных акций в России. Акция «Белый цветок» | Рассказ о Александре Фёдоровне Романова, как организаторе благотворительных акций в России. Акция «Белый цветок» смысл и значение акции во всём мире. | |
2 | Народный заступник. Рассказ о житии преп. Сергия Радонежского. | Рассказ о жизни преподобного Сергия Радонежского. Что значит «преподобный». Кротость, любовь, мудрость, верность - черты народного нравственного идеала, воплощенные в личности и жизни преп. Сергия Радонежского. Отношение будущего святого к родителям. Работа с тетрадью: чтение и перевод с церковно-славянского языка тропаря преп. Сергию Радонежскому. Новые слова:, таинств о, преподобный.. | |
3 | Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель города Воронежа и всех жителей Воронежской области. | Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель города Воронежа и всех жителей Воронежской области. Жизнь святого Митрофана Воронежского. Его мудрость, верность, мужество, милосердие, сострадание. Завещание святителя Митрофана. Места г. Воронежа, связанные с именем святителя Митрофана Воронежского. Мощи святителя. Новые слова: мощи, святитель, рака. | |
4 | Кто скрывается под маской Санта Клауса. О добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая (эпизоды его жизни). | О добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая (эпизоды его жизни). Рассказ-быль "По молитве матери". Храмы на Руси в честь святителя Николая. Новые слова: чудотворец. | |
5 | О мужестве и славе. Подвиг русских воинов, защищавших Родину. | Подвиг русских воинов, защищавших Родину. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Г. Жуков. Песни Великой Отечественной войны. Чтение стихов о героях Великой Отечественной войны (по усмотрению учителя). | |
6 | Герои наших дней. Подвиг воина Евгения Родионова. Вера и Отечество. | Подвиг воина Евгения Родионова. Вера и Отечество. Пословицы о родине, Отечестве, вере. Работа с тетрадью: чтение и перевод церковно-славянского текста. | |
7 | Молнии слов светозарных. Викторина о церковнославянском языке и создателях славян- ской азбуки святых равноапостольных Мефодии и Кирилле. | Викторина о церковнославянском языке и создателях славян- ской азбуки святых равноапостольных Мефодии и Кирилле. Работа с тетрадью: чтение текста на церковнославянском языке. Словарная работа: примеры соответствий в русском и церковно-славянском | |
7. Раздел. Святыни моего народа (2ч.) | |||
1 | Библия – главная книга человека. | Библия – главная книга человека. Библия как книга истории мира и людей, как учебник жизни человека. История ее создания, ее составные части. Евангелие. Евангелисты. Библия и ее герои. Отличия Библии от сказок и мифов. Чему учит Библия. Как познакомились с ней наши предки. Библия и язык. Церковно-славянский язык: основные правила чтения (повторение). Новые слова: евангелист, завет. | |
2 | Рассказ о Казанской иконе Божией Матери – святыне русского народа. Особо чтимые на Руси иконы. Чем отличается икона от портрета? | Рассказ о Казанской иконе Божией Матери – святыне русского народа. Особо чтимые на Руси иконы. Храмы в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский храм в г. Воронеже. Чувства верующих, переданные в стихотворении А. Майкова "В храме" Работа с тетрадью: чтение и перевод с церковно-славянского языка надписей на иконах. Новые слова: риза, благоговение. | |
Итоговое занятие (1 ч.) | |||
1 | Итоговое занятие | Защита проектов или возможна поездка по святым местам. |
Формы и виды организации внеурочной деятельности.
Виды
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- художественное творчество;
- трудовая деятельность;
Формы экскурсии. олимпиады, конкурсы, постановки, репетиции, выступления, проектно-исследовательскую деятельность, общественно-полезные практики, беседы, чтения.
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Семена добра и правды. Притча о сеятеле и семенах. Сравнение засеянного поля cо школой: поле-душа, семена-знания. | ||
2 | Императрица Александра Фёдоровна Романова-организатор благотворительных акций в России. Акция «Белый цветок» | ||
3 | Библия – главная книга человека. | ||
4 | Золотая осень – золотой праздник. Рождество Пресвятой Богородицы. | ||
5 | О почитании родителей. Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. | ||
6 | Святость семьи и родного очага. | ||
7 | Народный заступник. Рассказ о житии преп. Сергия Радонежского. | ||
8 | Под покровом любви. Покров Пресвятой Богородицы. | ||
9 | Братская любовь крепче каменных стен. Об отношении братьев и сестёр в семье. | ||
10 | Родная земля и ее Заступница. Что такое Отечество. Государственные праздники: День единения и согласия. | ||
11 | Рассказ о Казанской иконе Божией Матери – святыне русского народа. Особо чтимые на Руси иконы. Чем отличается икона от портрета? | ||
12 | Принести другому радость. | ||
13 | Что ты знаешь о своём имени? Самые распространённые имена на Руси. | ||
14 | Зло и добро в душе человека. Противопоставление плохих и хороших качеств человека. | ||
15 | Праздник девочек. Смысл праздника Введения Богородицы во храм. | ||
16 | Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель города Воронежа и всех жителей Воронежской области. | ||
17 | Кто скрывается под маской Санта Клауса. О добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая (эпизоды его жизни). | ||
18 | Посещение Никольского Храма. Поздравление прихожан с престольным праздником. | ||
19 | О чём возвестила звезда? Значение праздника Рождества Христова и народные обычаи, связанные с ним. | ||
20 | Человек живет для добра. | ||
21 | "Добро творить - себя веселить". Доброта истинная и ложная. Как их отличить. | ||
22 | Бедность и богатство. | ||
23 | Гордость – дружбе помеха. | ||
24 | Человек славен трудом. Мир рукотворный. Труд кормит и воспитывает. | ||
25 | Широкая масленица. Народные обычаи, связанные с масленицей. | ||
26 | Храни душу свою. Путь исправления дурного поступка на материале сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" | ||
27 | О красоте внутренней и внешней. Притча "Ожерелье Марии" | ||
28 | Жизнь, отданная за людей. | ||
29 | Любимый праздник моего народа – Пасха Христова. Значение праздника как дня всеобщей любви и примирения. | ||
30 | Народная память. Радоница. Обычай поминовения усопших. | ||
31 | О мужестве и славе. Подвиг русских воинов, защищавших Родину. | ||
32 | Герои наших дней. Подвиг воина Евгения Родионова. Вера и Отечество. | ||
33 | Молнии слов светозарных. Викторина о церковнославянском языке и создателях славянской азбуки святых равноапостольных Мефодии и Кирилле. | ||
34 | Итоговый урок | ||
Итого |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебно-методический комплект включает:
- Дорофеева Т.В. Основы православной культуры. 3 класс (2-й год обучения): Методическое пособие/ Т. В. Дорофеева, Л. И. Романова. Переиздание. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009 г.
- Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007 г.
- Рабочая тетрадь «Основы православной культуры» 3 класс. Т.В.Дорофеева. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса
Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «ОРЛЁНОК»
Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлен...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» (духовно - нравственное) 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки»(духовно - нравственное) 4 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном»
Данная работа рассматривает важную тему духовно-нравственного развития детей. Программа которой направлена на:− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;− формирование ...