ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Ступеньки» 1 класса
методическая разработка (1 класс)
Программа «Тропинкой добра» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы с обучающимися 1классов в любой системе начального образования.
Ценностью программы является то, что она направлена на расширение лексикона учащихся в сторону слов-носителей отечественного «нравственного кодекса», знакомство с основными нравственными понятиями и выработку нравственных качеств, взглядов и убеждений.
Цель программы: формирование у школьников нравственных понятий, оценок, мотивов, ценностных ориентаций, что в итоге и является процессом формирования нравственного сознания в целом.
Программа рассчитана на 1 год обучения. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 33 часа.
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Программа включает в себя пояснительную записку, основные виды деятельности, содержание курса внеурочной деятельности, планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»
Рассмотрено Принято Утверждаю
на заседании методического педагогическим советом И.О.директора школы
объединения, протокол № 1 протокол № 1 _________ И.А.Савченко
от 28.08.2020 года от 31.08. 2020 года приказ № ____ от ______ 2020 года
руководитель МО _______
Составлено на основе государственных требований к программам и стандартам
ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Тропинкой добра»
1 класс
1 год обучения
Автор: Гугучкина Мария Валерьевна, учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2020 год
Пояснительная записка
Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся на первой ступени в их свободное время В основу программы внеурочной деятельности «Тропинкой добра» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблема духовно-нравственного воспитания с каждым годом приобретает все более особое значение. В современном мире стерлись моральные ориентиры, обесценились многие нравственные понятия.
Формирование нравственных знаний, нравственная деятельность и нравственные отношения человека невозможны без участия эмоционально-чувственной стороны, т. к. ребенок должен внутренне принять и пережить всё происходящее, личностно мотивировать своё суждение или выбор. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий".
Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Именно формирование у детей правильных духовно-нравственных понятий и выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.
Курс «Тропинкой добра» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности.
Цель программы: формирование у школьников нравственных понятий, оценок, мотивов, ценностных ориентаций, что в итоге и является процессом формирования нравственного сознания в целом.
Задачи учебного курса:
- Формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения через раскрытие сущности нравственных поступков;
- Формировать и развивать навыки нравственного поведения, мышления, нравственного выбора личности;
- Обогащать нравственно-ценный словарь учащихся;
- Формировать у младших школьников навыки речевого этикета.
Сроки реализации программы «Тропинкой добра»
Программа «Тропинкой добра» разработана для 1 класса начальной школы.
Возраст участников – 7 лет.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 33 часа.
Формы организации творческого коллектива: фронтальная, работа по группам; работа в парах, индивидуально-коллективная работа, практическая работа, игра, театрализация, проекты.
Содержание курса внеурочной деятельности
Я школьник (2 ч)
Я школьник. Правила поведения в школе.
Не позволяй душе лениться. Ленивый и прилежный. Как быть прилежным и старательным.
Я и моя семья (2 ч)
Род. Откуда я? Семья, родители, родные.
Моя семья – моя крепость. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Мои обязанности дома.
О добром отношении к людям (8 ч)
Мои друзья. Настоящая дружба. Законы дружбы. Портрет настоящего друга.
Простые слова. Вежливые слова. Разыгрывание инсценировок.
У меня зазвонил телефон. Слушание отрывка из рассказа В. Голявкина «Разговор по телефону». Разыгрывание речевых ситуаций.
В гостях. Беседа о правилах поведения в гостях. Игра «Идем в гости». Составление правил поведения в гостях и гостеприимства.
Как аукнется, так и откликнется. Беседа о сквернословии. Притча «Плохие слова». Словесная игра «Эстафета добрых слов».
Дерево ценят по корням, а человека по делам. Что значит стать заметным?
Учимся дарить добро. Притча «Пришло Добро в гости к Злу». Притча «Всё оставляет свой след».
Цветик-семицветик. Беседа о людях с ограниченными возможностями. Терпимость.
О добродетелях (10 ч)
О жадности. Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». Щедрость. Как бороться с жадностью?
О клевете. Просмотр видео к рассказу «Почему?» В. Осеевой. Клевета. Честность. Притча «Солгать или правду сказать?».
Простая истина. Притча «Простая истина». Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри. Зависть. Как победить зависть?
Ложь без слов. Рассказ «Ложь без слов». Анализ и обсуждение поступка главной героини. Словарная работа над понятиями «ложь», «совесть».
О скромности. Сказка «Аист и Соловей» В. Берестов. Что значит быть скромным? Скромность. Хвастовство.
Это Любовь Притча о холодном северном ветре. Составление ассоциативного ряда слова «Любовь». Мультфильм «Просто так».
О милосердии. Стихотворение В. М. Найденова «Не стой в стороне равнодушно…». Притча о милосердии. Жестокосердие. Равнодушие. Отзывчивость. Человеколюбие. Милосердие. Песня «Дорога добра».
О прощении. Мультфильм «Прими мои извинения». Повинную голову меч не сечет. Разыгрывание ситуаций.
Маленькое дело лучше большого безделья. Чтение рассказа "Помощница". Н. Павловой. Сказка К. Ушинского «Два плуга». «Золотые руки»- когда так говорят? Трудолюбие. Пословицы о трудолюбии и лени.
Братья наши меньшие. Стихотворение Т. Агибалова «Друг». Беседа «Ты в ответе, за тех, кого приручил». Ответственность. Чтение и обсуждение рассказа «Собака яростно лаяла» В. Осеевой. Правила ухода за домашними" питомцами.
О традициях русского народа (3 ч)
Традиции русского народа. Рождественская звезда. Из истории праздника. Мультфильм «Рождество Христово». Разучивание колядок. Изготовление сувенира «Ангел».
Традиции русского народа. Рождественская елочка Сказка о елочке. Беседа «Чему нас учит елочка?». Разучивание колядок. Изготовление игрушки для елочки.
Традиции русского народа. Светлый праздник Пасха. Традиции Светлой Пасхи. Пасхальные игры. Изготовление крашенок.
В мире книг (3 ч)
Книга – твой лучший друг. Из истории создания книги. Беседа «Берегите книгу». Правила чтения для учащихся.
В мире сказок. Сказка ложь да в ней намек… Беседа «Сказка ложь да в ней намек…». Беседа о том, какие мечты русского народа отражались в сказках (например, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги… - желание летать; яблочко на тарелочке, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебный клубок и т.д.). Проектная работа по сказкам.
О мужестве (5 ч)
Жизнь дана на смелые дела. Л. Н. Толстой «Два товарища». Мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате». Смелость. Мужество.
Мы – патриоты России. Беседа «Такие разные профессии». Эрудит-викторина.
Мы этой памяти верны. Стихотворение «Не забыть нам этой даты». Рассказ и презентация о ВОВ. Работа над пословицами «Прежде думай о Родине, а потом – о себе», «Побеждает тот, кто меньше себя жалеет». Самопожертвование. Беседа «Дети войны».
О героях наших дней. Стихотворение «Что мы Родиной зовем?». Патриот. Герой. Подвиг. Стихотворение «Издревле в России, рождались герои». Рассказ “О подвигах и героях Югры”
Кто труд уважает, тот хлеб не бросает. Просмотр видео «Откуда хлеб пришел». Викторина «Хлебные профессии». Стихотворение Сергея Михалкова «Булка». Рассказ учителя о Блокаде Ленинграда. Беседа «Хлеб бросать- труд не уважать».
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;
- находить и оценивать информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение;
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Предметные результаты:
- сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;
- сформированность уважительного отношения к своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения.
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение, тестирование;
- выполнение практических и творческих заданий.
Календарно-тематическое планирование курса «Тропинкой добра»
№ занятия | Название занятия | Содержание |
Я школьник 2 ч | ||
Я школьник | Приветствие «Давай поздороваемся». Беседа «Зачем говорят «здравствуй?». Игра “Если весело живётся, делай так…” С. Маршак «Что случилось нынче в школе». Беседа «Школьный этикет». Правила поведения: игра «Верно-неверно». | |
Не позволяй душе лениться | Мультфильм «В стране невыученных уроков». Беседа по содержанию сказки. Словарная работа над понятиями «ленивый» и «прилежный». Беседа «Как быть прилежным и старательным». Составление рецепта от лени. Игра «Для чего ходят в школу?». | |
Я и моя семья 2 ч | ||
Род. Откуда я? | Приветствие – игра «Ручеек радости». Загадки про семью. Прием «Проверь себя» (что мы знаем о своих близких). Практическая работа: рисунок «Моя семья». | |
Моя семья – моя крепость. | Чтение рассказа «Печенье» В. Осеевой. Анализ и обсуждение поступка главных героев. Беседа «Правила семейного этикета». Практическая работа: «Мои обязанности дома». Прием «Закончи предложение». | |
О добром отношении к людям 8 ч | ||
Мои друзья | Мультфильм "Настоящая дружба". Беседа «Ты мой друг и я твой друг». Примеры о том, как друзья приходят на помощь. Законы дружбы. Практическая работа: «Портрет настоящего друга». Игра «Закончи предложение». | |
Простые слова | А. Усачёв «Здравствуйте, спасибо и до свидания!». Обсуждение. Беседа о вежливых словах. Театрализация - разыгрывание инсценировок. Чтение стихотворения «Первородство» С. Островой. | |
У меня зазвонил телефон | Игра «Ласковое имя». Слушание отрывка из рассказа В. Голявкина «Разговор по телефону». Разыгрывание речевых ситуаций. | |
В гостях | Приветствие - игра «Волшебный стул». Мультфильм «Винни- Пух идет в гости к Кролику». Беседа о правилах поведения в гостях. Игра «Идем в гости». Просмотр киножурнала «Ералаш»- «Гостеприимство». Практическая работа: составление правил поведения в гостях и гостеприимства. Игра «Найди ошибки». | |
Как аукнется так и откликнется | Отрывок мультфильма «Избушка на курьих ножках». Беседа о сквернословии. Притча «Плохие слова». Беседа по содержанию притчи. Словесная игра «Эстафета добрых слов». Дидактическая игра «Правильные и неправильные поступки». | |
Дерево ценят по корням, а человека по делам | Мультфильм «Самый маленький гном». Беседа «Что значит стать заметным?». Собери пословицы. Словарная работа над понятиями «добро», «добродетель», подбор синонимов и антонимов. Игра «Узнай героя сказки» (положительный или отрицательный). | |
Учимся дарить добро | Приветствие «Комплименты». Притча «Пришло Добро в гости к Злу». Мультфильм Притча «Всё оставляет свой след». Беседа по содержанию притчи. Составление ассоциативного ряда слова «Доброта» (анаграмма). | |
Цветик-семицветик | В. Крапивин «Самолет по имени Сережка». Беседа о людях с ограниченными возможностями. Словарная работа над понятиями «терпимость». Игра «Подари цветок». Игра «Сиамские близнецы». | |
О добродетелях 5 ч | ||
О жадности | Мультфильм о жадности. Обсуждение. Анализ ситуаций. Словарная работа над понятиями «щедрость» и «жадность». Чтение и обсуждение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Пословицы. Беседа «Как бороться с жадностью?». | |
О клевете | Просмотр видео к рассказу «Почему?» В. Осеевой. Словарная работа над понятиями «клевета», «честность». Подбор слов-синонимов. Притча «Солгать или правду сказать?». Игра «Правда или ложь». | |
Простая истина | Притча «Простая истина». Беседа по содержанию притчи. Что значит выражение «Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри…»? Словарная работа над понятием «зависть». Анализ пословиц о зависти. Притча «О зависти и злости». Беседа по содержанию притчи. Как победить зависть? | |
Ложь без слов | Рассказ «Ложь без слов». Анализ и обсуждение поступка главной героини. Словарная работа над понятиями «ложь», «совесть». Работа с пословицами. Составление правила честности «Продолжи фразу…» | |
О скромности | Сказка «Аист и Соловей» В. Берестов. Обсуждение сказки. Что значит быть скромным? Словарная работа над понятиями «скромность», «хвастовство». Стихотворение «Скромность всякому к лицу» М. Скребцова. | |
О традициях русского народа 2 ч | ||
Традиции русского народа. Рождественская звезда. | Из истории праздника. Мультфильм «Рождество Христово». Игра «Пожелания друзьям». Разучивание колядок. Практическая работа: изготовление сувенира «Ангел». | |
Традиции русского народа. Рождественская елочка | Сказка о елочке. Беседа «Чему нас учит елочка?». Что такое смирение? Игра: "Чего на елке не бывает?". Театрализация сказки. | |
О добродетелях 5 ч | ||
Это Любовь | Притча о холодном северном ветре. Беседа по содержанию притчи. Составление ассоциативного ряда слова «Любовь». Упражнение «Шкатулка с сюрпризом».Просмотр мультфильма «Просто так». | |
О милосердии | Стихотворение В. М. Найденова «Не стой в стороне равнодушно…». Притча о милосердии. Словарная работа над понятиями «жестокосердие», «равнодушие», «отзывчивость», «человеколюбие», «милосердие». Разучивание песни «Дорога добра». | |
О прощении | Мультфильм «Прими мои извинения». Беседа. Работа над пословицей «Повинную голову меч не сечет». Театрализация - разыгрывание инсценировок. Игра «Извини меня, пожалуйста, за то, что…» | |
Маленькое дело лучше большого безделья | Чтение рассказа "Помощница". Н. Павловой. Сказка К. Ушинского «Два плуга». «Золотые руки»- когда так говорят? Словарная работа над понятием «трудолюбие». Пословицы о трудолюбии и лени. Игра «Кому скажем спасибо». | |
Братья наши меньшие. | Приветствие «Мое настроение». Стихотворение Т. Агибалова «Друг». Беседа «Ты в ответе, за тех, кого приручил». Словарная работа над понятием "ответственность». Чтение и обсуждение рассказа «Собака яростно лаяла» В. Осеевой. Игра «Собери картинку». Правила ухода за домашними" питомцами. Викторина. | |
О традициях русского народа 1 ч | ||
Традиции русского народа. Светлый праздник Пасха. | Традиции Светлой Пасхи. Пасхальные игры. Практическая работа: изготовление крашенок. | |
В мире книг 3 ч | ||
Книга – твой лучший друг. | Из истории создания книги. Беседа «Берегите книгу». Задание «Четвертый лишний», «Собери картинку». Практическая работа: правила чтения для учащихся. | |
В мире сказок. Сказка ложь да в ней намек… | Беседа «Сказка ложь да в ней намек…». Загадки о сказочных предметах. Беседа о том, какие мечты русского народа отражались в сказках (например, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги… - желание летать; яблочко на тарелочке, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебный клубок и т.д.) Проектная работа по сказкам. Работа в группах:
Защита проектов. | |
О мужестве 5 ч | ||
Жизнь дана на смелые дела | Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища». Пословицы о страхе. Мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате». Словарная работа над понятиями «смелость», «мужество». Групповое задание «трусость и мужество» (героев сказок и мультфильмов разделить на 2 группы – «трусость» и «мужество».) | |
Мы – патриоты России. | Беседа «Такие разные профессии». Дидактическая игра: «Назови военную профессию». Встреча с интересными людьми. Эрудит-викторина. | |
Мы этой памяти верны | Стихотворение «Не забыть нам этой даты». Рассказ и презентация о ВОВ. Работа над пословицами «Прежде думай о Родине, а потом – о себе», «Побеждает тот, кто меньше себя жалеет». Словарная работа над понятием «самопожертвование». «Мультфильм «Воспоминание». Беседа «Дети войны». | |
О героях наших дней | Ребус «Родина». Стихотворение «Что мы Родиной зовем?». Словарная работа над понятиями «патриот», «герой», «подвиг». Стихотворение «Издревле в России, рождались герои». Рассказ “О подвигах и героях Югры” (Легенда спорта Виктор Башмаков, ветеран Великой Отечественной; Аня Рейнт - лауреат премии «Сибирское богатство», медаль МЧС России «За отвагу на пожаре»; Володя Холодняк - медаль от МЧС «За содружество во имя спасения», медаль Следственного комитета Российской Федерации – «Доблесть и отвага»; Алексей Ашапатов – чемпион и рекордсмен летних Паралимпийских игр 2008 и 2012г, чемпион мира 2006г, десятикратный чемпион России по легкой атлетике…). Встреча с интересными людьми. | |
Кто труд уважает, тот хлеб не бросает | Кроссворд «Хлебушко». Просмотр видео «Откуда хлеб пришел». Викторина «Хлебные профессии». Стихотворение Сергея Михалкова «Булка». Рассказ учителя о Блокаде Ленинграда. Беседа «Хлеб бросать- труд не уважать». |
Приложение
Словарь нравственных понятий, рассматриваемых в программе курса внеурочной деятельности «Тропинкой добра»
АККУРАТНОСТЬ/ в словаре русских синонимов
- пунктуальность, верность, заботливость, усердие, скрупулезность, исполнительность, прилежность, точность, чистоплотность, исправность, тщательность, опрятность, чистота.
АККУРАТНЫЙ/ толковый словарь Даля
аккуратный лат. точный, верный; аккуратная вещь, тщательно, искусно и чисто обделанная; аккуратный человек, любящий точность, порядок; бережливый;
Аккурат нареч. ровно, точно, верно, точь-в-точь.
БЛАГОДАРНОСТЬ/
Чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу и т.п. Выражение такого чувства. Официальная положительная оценка чьего-л. труда, чьей-л. деятельности как мера поощрения. устар. Вознаграждение, плата.
ВЕЖЛИВОСТЬ/ Толковый словарь Ушакова
Учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.
Ласковое слово — что весенний день.
Доброе слово и кошке приятно.
Покорное слово и гнев укрощает.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
ВЕРНОСТЬ/ Толковый словарь Ожегова
Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Вполне преданный, неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия. Соответствующий истине, правильный, точный.
ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ/ Толковый словарь Ушакова
1. Степень внимания, сосредоточенность внимания (книжн.). Внимательность слушателей. 2. Предупредительность, любезность в обхождении. Внимательность хозяина к гостям. Отнестись к чему-н. с внимательностью.
ГНЕВ/ Толковый словарь Ожегова
Чувство сильного возмущения, негодования.
ГНЕВ/ Толковый словарь Даля
Сильное чувство, озлобление, злоба.
ГНЕВ/ Толковый словарь Д.Н. Ушакова
Чувство сильного негодования, возмущения, раздражения.
ГНЕВ/ Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова
бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление.
Сердитый, гневливый, злопамятный человек бывает всегда себе во вред и другим на искушение.
Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.
Зло на зло не воздавай.
Гневающийся убивает душу свою.
ГОРДОСТЬ/ Толковый словарь Ожегова
Чувство собственного достоинства, самоуважения.
Чувство удовлетворения от чего-н.
Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.).
Гордость первая породила грех.
Бог гордым противится, смиренным дает благодать.
Гордость — глупости сосед.
Бог гордым противится, смиренным дает благодать.
ДОБРОДЕТЕЛЬ/ Толковый словарь Д.Н. Ушакова
Положительное нравственное качество человека.
ДОБРОТА/
Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Добрый человек всех людей добрыми видит.
Добрый человек добру и учит.
Доброму человеку – что ни день, то и праздник.
Доброе дело само себя хвалит.
Добрые умирают, да дела их живут.
Добро не умрет, а зло пропадет.
За добро плати добром.
Доброе дело и в воде не тонет.
ДРУЖБА/ Толковый словарь Ожегова
Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Без беды друга не узнаешь.
Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
Живи, не скупись, с друзьями делись.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Добрый друг лучше ста родственников.
Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.
Назвался другом - помогай в беде.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Друзей много, а друга нет.
ЗАВИСТЬ/ Толковый словарь Ожегова
Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
ЗАВИСТЬ/ Толковый словарь Даля
Свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе.
Завистливое око видит далеко.
Лучше подражать, чем завидовать.
Сытый волк смирнее завистливого человека.
Кто чужого желает, скоро свое утратит.
Кто обрел зависть, тот обрел с ней дьявола.
Зависть есть печаль о благополучии ближнего.
Завистливый вредит прежде всего самому себе.
КЛЕВЕТА/
Умышленная ложь, порочащая человека; вид словесного преступления, целью которого является уничтожение человека.
КОРЫСТЬ/ Толковый словарь Ожегова
Выгода, материальная польза.
КОРЫСТЬ/ Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
- стремление получить материальную выгоду любым путем.
За чужим погонишься - свое потеряешь.
Много желать - добра не видать.
Корысть глаза слепит.
ЛОЖЬ/ Толковый словарь Ожегова
Намеренное искажение истины, неправда, обман.
Клеветник подлостью велик.
Не бросай ничего в грязь - тебя же обрызгает.
Клевета - змея: из-под куста укусит.
Лживый язык ненавидит уязвляемых им.
Кто правду хранит, того Бог наградит.
Кривдой весь мир обойдешь, да назад не воротишься.
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
МИЛОСЕРДИЕ/ Толковый словарь Ожегова
Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.
МИЛОСЕРДИЕ/ Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
- сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.
Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.
Милостивому человеку и Бог подает.
Кто бедных напитает, тот Бога знает.
Рука дающего не оскудевает.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ/ Толковый словарь Ожегова
Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках.
Имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям
ОТЗЫВЧИВЫЙ/
Легко отзывающийся, откликающийся на что-л. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.
Способность к сочувствию.
Сердечность, душевность, чуткость.
Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
ПОСЛУШАНИЕ/ словарь Ефремовой
1. Беспрекословное подчинение чьей-л. воле; повиновение, покорность.
2. Определенная обязанность, выполняемая монахом или послушником в монастыре. // Обязанность, взятая на себя кем-л. как искупление за какую-л. вину.
СМИРЕНИЕ/
смирение состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе (Екк.7:16) и целиком полагается на милость Божию. Смирение противоположно гордости. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.
СКВЕРНОСЛОВИЕ/ Толковый словарь Ожегова
Речь, наполненная скверными, непристойными словами.
Язык мой – враг мой.
Лишняя соль портит пищу, лишнее слово – речь.
Бойся Вышнего, не говори лишнего.
Лишнее говорить — себе навредить.
Сила молчит, слабость кричит.
СКРОМНЫЙ/ Толковый словарь Даля
- умеренный во всех требованиях, смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении.
Противоположный:. самоуверенный, самонадеянный, самолюбивый, себялюбивый; гордый, заносчивый, наглый, нахальный и пр.
СКРОМНЫЙ/ Толковый словарь Ожегова
Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный.
СМЕЛОСТЬ/ Толковый словарь Ожегова
Смелое поведение, решимость. Взять на себя смелость (сделать) что –то, осмелиться, решиться на что-н.
Отважный, бесстрашный, неустрашимый, не(без)боязненый, храбрый, решительный
Противоп. робкий, боязливый, малодушный, трусливый, страшливый, застенчивый.
Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.
После драки кулаками не машут.
На трусливого и уж — змея.
Трусливому зайке и пенек — волк.
СОВЕСТЬ / Толковый словарь Ожегова
Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
СОВЕСТЬ/ Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
- понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Без совести и при большом уме не проживешь.
Чистым бельем грязной души не прикроешь.
Говори по делу, живи по совести.
Совесть без зубов, а загрызет.
СОСТРАДАНИЕ/
Чувство жалости, вызываемое чьим-л. несчастьем, горем; сочувствие.
Страдать вместе, переносить муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать.
ТЕРПЕНИЕ/ Толковый словарь Ушакова
настойчивость, упорство в каком-н. деле в ожидании результатов.
ТЕРПЕНИЕ/ Толковый словарь Ожегова
Настойчивость, упорство и выдержка в каком-н. деле, работе.
Терпение – лучшее спасение.
Терпение и труд все перетрут.
На хотенье есть терпенье.
Терпение – мать мужества.
Лучше самому терпеть, чем других обижать.
За терпенье дает Бог спасенье.
Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.
ТРУДОЛЮБИЕ/ словарь Ефремовой
Склонность, любовь к труду .
Усердие в труде.
У работящего в руках дело огнем горит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Кто любит труд, того люди чтут.
Трудолюбив тот, кто не имеет лишнего времени.
ЧЕСТНОСТЬ/ в словаре русских синонимов
Правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого лукавства. добросовестность, прямодушие, неподкупность, беспорочность, правдивость, благородство; верность; беспристрастность, чистоплотность, чистосердечие, целомудрие, чистосердечность, прямолинейность, искренность, прямота, справедливость, непорочность, невинность, девственность, беспристрастие, порядочность, наивность, откровенность, кристальность, чистота, добропорядочность, неповинность, безгрешность, безупречность, невиновность, непогрешимость, незапятнанность, объективность, бесхитростность, совестливость, благородность, безукоризненность, открытость, нравственность
Кто много обещает, тот мало делает.
Уговор дороже денег.
Долг платежом красен.
Сказать легко, да сделать трудно.
ЩЕДРЫЙ/ Толковый словарь Ожегова
Охотно тратящийся на других, не скупой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-114630-1349090010.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/11/picture-1405931-1678505493.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта нач...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/09/picture-1493824-1699545757.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "По ступенькам грамотности"
Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности» составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «ВИТА-ПРЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/12/picture-1516184-1710266401.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»
Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/12/picture-1516184-1710266401.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/12/picture-1516184-1710266401.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс «Азбука безопасности"
Рабочая программа курса «Азбука безопасности»для 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта началь...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/22/picture-449518-1569103291.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По ступенькам финансовой грамотности» (1-4 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности...