Программа внеурочной деятельности "Ступеньки познания"
рабочая программа

Слепова Ольга Ивановна

Программа внеурочной деятельности "Ступеньки познания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupenki_poznaniya.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1  к образовательной программе НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №29»

г.Нижневартовск

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №4 от

«16» мая 2019г.

Согласовано:

 Зам.дир. по ВР

Громовая С.И

________________

 «30» августа 2019г.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «30» августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СШ №29"

___________  Т.В. Бачинина              

Приказ № 295 от «30» августа. 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ

начальное общее образование

(уровень образования)

2019-2020 учебный год

(срок реализации программы)

Слепова Ольга Ивановна

Оглавление

  1. Аннотация к рабочей программе
  2. Планируемые результаты изучения учебного курса
  3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности .
  4. Тематическое планирование

                 1.АННОТАЦИЯ

        Рабочая программа «Ступеньки познания» для третьего класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

 -  авторской программы Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности,  или Что такое хорошо и что такое плохо»;

- авторской программы Л.А. Пиманова «Мы дети природы»;

- авторской программы «Истоки» И.А.Кузьмина, А.В. Камкина

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса отводиться 34 часа, 1 час в неделю.

  В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи:

  • способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие),
  • индивидуальности (индивидуальное развитие).
  •  личности (развитие личности).

   Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Для достижения данной задачи составлена программа «Ступени познания»

 Актуальность программы: развитие познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, индивидуально-творческих способностей каждой личности, формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями.

В основе программы заложены принципы:

- ориентация на общечеловеческие ценности(человек, добро, красота, родной край, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основа  здоровой жизни;

- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и  жизни);

- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Цели и задачи программы

Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика;  создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

 Задачи воспитания:

  1. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину;
  2. развивать способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
  3. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.
  6. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

Личностные УУД.

1. Реализовать  свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.

2. Учиться умению уважительно относиться  к духовно-нравственным ценностям.

3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные УУД.

1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.

2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

3. Учиться  проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.

4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.

5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы

7. Находить  необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД.

1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).

2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

Основные виды деятельности учащихся:

  • выполнение занимательных заданий;
  • изготовление поделок;
  • оформление тематических газет;
  • рисование рисунков;
  • знакомство с научно-популярной литературой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • ролевые игры;
  • творческие работы

3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Тема

Количество часов

1.

Родной очаг 

8

2

Мой мир  

8

3

Я  и  природа

9

4

Я  и Отечество

9

Итого

34 ч.

  1. Родной очаг  (8 ч)

ИМЯ – Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь. Забота. Согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Честь рода

ДОМ – территория семьи. Мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ГОРОД – Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

  1. Мой мир  (8 ч.)

Путешествие в страну чувств. Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства?

Гостям всегда рады. Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей?

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья. Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация « Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», « У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»

Почему люди ссорятся? Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или « Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор).

 Жизнь дана на добрые дела Добро и зло в человеке. Что значит добрый человек? Почему люди бывают злыми?  Чтение пословиц и поговорок о добре. Упражнение» Я могу победить зло».

  1. Я  и  природа (9 ч.)

Любовь к Отчизне окрыляет сердце. Что означает слово краеведение? Понятие «Родной край». Наш край. Первые сведения о прошлом и настоящем нашего края.

Население Югры.  История , культура обских угров, их слияние с природой. Югра многонациональная.

Традиции народов ханты и манси. Что сохранилось и какие изменения произошли со временем в жизни, обычаях, традициях, верованиях народов ханты и манси. Обереги.

Югра- наш общий дом. Каков растительный и животный мир Югры.

Занятия населения Югры.  Основные занятия населения Югры.  Женская одежда и обувь. Мужская одежда и обувь.

Домашняя утварь – искусное мастерство северян. Обстановка жилища. Домашняя утварь, изготавливаемая женщиной. Рукодельные инструменты и принадлежности.  Экскурсия в краеведческий музей.

Праздники в нашем доме. У нас гости.  Медвежий праздник. Праздник прилета вороны. Как встречают гостей ханты и манси?

  1. Я  и Отечество (9ч.)

С чего начинается Родина … Родина – страна, в которой человек родился и гражданином которой является. Воспитание любви к Родине.

Моя Россия. Круглый стол. Понятие РФ, символы РФ.  Толерантное отношение к народам России.

Что мы знаем о своем городе, своей стране. Викторина. Достопримечательности страны. Чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Наша многонациональная страна. Население России.

История семьи в истории страны. Конкурс рисунков. Понятие семьи, родных и классной семьи.

Семь чудес России. Исследовательская деятельность. Памятники архитектуры.

Государственные праздники России. Основные государственные праздники России.

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема занятия

Практическая деятельность учащихся

Дата

1

2

Как нас зовут. Тайны имени.

Исследовательская работа

3

Моя семья.

Конкурс рисунков

4

Моя  связь с прошлым и будущим

Составление генеалогического древа

5

Ритмы домашней жизни

Ролевые игры

6-7

Мой город. Достопримечательности моего города.

Исследовательская работа

8

Мой город в моем сердце.

Конкурс рисунков

9

Путешествие в страну чувств

Тренинг. Упражнение « Ваза», « Мои чувства», « Моя поляна», « Мир чувств»

10-11

Гостям всегда рады

Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли».

12-13

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья

Ситуативные игры.

Конкурс рисунков

14

Почему люди ссорятся?

 Тренинг. Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука», «Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай»

15-16

Жизнь дана на добрые дела

 Изготовление подарка для ветеранов, тружеников тыла.  Посещение тружеников тыла, ветеранов.

17

Любовь к Отчизне окрыляет сердце

Оформление газеты

18

Население Югры.

 Конкурс рисунков «Югра многонациональная»

19

Традиции народов ханты и манси

Экскурсия в краеведческий музей

20

Традиции народов ханты и манси

Изготовление оберегов

21-22

Югра- наш общий дом

Изготовление книжки-малышки «растительный и животный мир Югры»

23

Занятия населения Югры.  

Роспись одежды и обуви народов ханты

24

Домашняя утварь – искусное мастерство северян

Экскурсия в нац. Парк «Сибирские Увалы»

25

Праздники в нашем доме

Изготовление вороньего гнезда к празднику «прилета вороны»

26

С чего начинается Родина

Конкурс стихов

27

Моя Россия.

  Игра «Поле чудес»

28

Что мы знаем о своем городе, своей стране

Викторина

29

Наша многонациональная страна

Конкурс рисунков

30

Наша многонациональная страна

Конкурс песен и стихов

31

История семьи в истории страны

Оформление газеты

32-33

Семь чудес России.

Презентация

34

Государственные праздники России

Исследовательский проект

МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Авторская  программа Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности,  или Что такое хорошо и что такое плохо» -  :М: РОСТ,   2016 г.
  2. Методические рекомендации Л. В. Мищенковой «Уроки нравственности,  или Что такое хорошо и что такое плохо» -  :М: РОСТ,   2016 г.
  3. Авторская программа «Мы – дети природы» Л.А. Пиманова
  4. Авторская программа «Истоки» И.А.Кузьмина, А.В. Камкина, 1996 г
  5. Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2010.
  6. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 2011.
  7.  Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2010.
  8. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ классик, 2011.
  9. Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2011.
  10. Гиннес. Мировые рекорды 2010 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
    М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, .
  11. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2011.
  12. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
  13. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, .
  14. Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2010.
  15. 11.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 2010.
  16. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, .
  17. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 2011.
  18. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав.ред.В.А. Володин. - М.: Аванта +, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания "Ступени познания"

рабочая программа воспитания для 1-4 классов...

Программа воспитания "Ступени познания"

Рабочая программа воспитания отражает духовно-нравственное направление и составлена на весь курс начальной школы....

Рабочая программа образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Познание», Формирование целостной картины мира, разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по курсу "Познание окружающего мира" (в рамках дополнительных образовательных услуг при подготовке к школе).

Рабочая программа по курсу "Познание окружающего мира". Важная цель данного курса - помощь ребёнку в формировании линостного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру. При сост...

Программа воспитания "Ступени познания"

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать, заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участи...