Программа внеурочной деятельности "Ступеньки к успеху"
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Программа внеурочной дечтельности "Ступеньки к успеху" представляет собой курс дефектологических занятий в рамках реализации АООП для обучающихся по варианту 7.2. Программа поможет постороить систему работы с ребенком с ОВЗ по восполнению пробелов в освоении школьной программы. Предназначение программы- коррекционно-развивающее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krz_defekt_variant_7.2_1_klass.docx | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Бийска Алтайского края
Рассмотрено на МО учителей начальных классов МБОУ «СОШ №1» протокол № 5 от 28.05.2020 г. | Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №1» _______/В.В. Шипилова/ 28.05.2020 г. | Принято Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 1» протокол № 1 от 27.08.2020 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №1» _________/ О.А. Киреева/ приказ № 189 от 28.08.2020 г. |
Рабочая программа по курсу
«Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия»
для ученицы 1Д класса Лантуховой Евгении,
обучающейся по АООП (вариант 7.2)
Учитель-логопед, дефектолог: Криницкая Светлана Геннадьевна
Квалификационная категория: высшая
2020 – 2021 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр. | ||
Пояснительная записка………………………………………………....………………..3 | ||
|
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с учащимися 1 класса, имеющими задержку психического развития и обучающихся по АООП (вариант 7.2).
Дефектологическое сопровождение направлено на создание благоприятных условий для развития у ребёнка эмоционального и интеллектуального потенциала, для формирования продуктивных видов деятельности, коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Всё вышеперечисленное определяет, насколько успешно ребёнок сможет успешнее осваивать общеобразовательную программу.
Организованные коррекционные занятия направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Программа коррекционно-развивающего курса «Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия» для 1 класса составлена на основании требований к результатам освоения АООП НОО, программы формирования универсальных (базовых) учебных действий в соответствие со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598);
- Решения коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 08.04.97г №4/2 «Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией»;
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ «СОШ № 1»;
- приказа МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2019 № 244 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
- приказа МБОУ «СОШ № 1» от 05.08.2019 № 203 «Об утверждении Учебного плана основного общего образования на 2019/2020 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
- приказа МБОУ «СОШ №1» от 14.05.2018 № 183 «Об утверждении Положения о рабочей программы учебного предмета, курса МБОУ «СОШ №1»
- Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Цель изучения курса «Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия»:
- максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта, его свойств, качеств, признаков; дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника, коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем целенаправленного систематического развития у них правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;
- выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
- развивать и корректировать психические функции учащихся;
- развивать способность учащихся к обобщениям; содействовать развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, классифицировать;
- научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
- снижать эмоциональную напряженность учащихся; создавать ситуацию успеха; корректировать поведение учащихся с помощью игротерапии;
- изучать индивидуально-психофизические особенности учащихся;
- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся, исправлять недостатки их общей моторики совершенствовать их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;
Адресат: ученица 1Д класса Лантухова Евгения, обучающаяся по АООП (вариант 7.2)
Характеристика обучающихся, имеющих диагноз ЗПР
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения мелкой ручной моторики, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, умственной работоспособности, эмоциональной сферы, а также речевого развития.
Как правило, у детей с ЗПР к началу школьного обучения оказываются несформированными школьно-значимые умения и навыки. Они не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Эти дети имеют бедный запас общих сведений и представлений, ограниченный словарный запас. У этих детей способность к приобретению новых знаний ниже, чем у их сверстников.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться:
Личностные результаты:
- осознавать внутреннюю позицию обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы;
- проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- научатся принимать и понимать словесную или письменную инструкцию;
- овладеют навыками планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- научатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные универсальные учебные действия.
- ориентироваться в тетради, учебниках, книгах с целью извлечения нужной информации;
- определять оптимальные пути решения и средства для выполнения заданий;
- использовать знаково-символические средства (план, схему, таблицу);
- осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи.
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- владеть приёмами сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- уметь концентрировать, переключать своё внимание;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- владеть навыками монологической и диалогической речи (начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор);
- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
- научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику.
Предметные результаты
В результате коррекционно-развивающей работы учащиеся должны знать и уметь:
В области звуковой формирования математических представлений:
- знать все цифры;
- уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;
- считать различные предметы в пределах 10, отвечать на вопросы: сколько? который?;
- знать названия и обозначения действий сложения и вычитания;
- читать и записывать арифметические действия;
- решать простые задачи с помощью сложения и вычитания;
- распознавать простейшие геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник.
В области формирования навыков письма и чтения:
- знать все буквы;
- различать гласные и согласные;
- выделять звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, обозначать их схематически;
- называть последовательность слогов и звуков в слове, определять место звука в слове;
- писать под диктовку слоги и слова с простой слоговой структурой;
- списывать с печатного текста;
- читать простой текст по слогам.
В области формирования представлений об окружающем мире и развитии речи:
- составлять описательный рассказ, рассказ на заданную тему;
- моделировать простые диалоги на заданную тему;
- владеть элементарными правилами построения связного высказывания (последовательности, полноты используемых предложений, точности в определении слов, четкости артикуляции, интонационной выразительности);
- расширить, углублять и систематизировать знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- научиться устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- владеть правилами нравственного поведения в мире природы и людей.
Содержание коррекционного курса
«Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия» для 1 класса
Коррекционно–развивающий курс реализуется через следующие направления:
№ | Направления работы | Основные задачи реализации содержания |
1 | Сенсомоторное развитие (СР) | развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв; развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов; развитие слухового восприятия и слухового внимания; развитие тактильных ощущений; развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ; развитие тонкости и целенаправленности движений; развитие кинестетических основ движения; развитие межполушарного взаимодействия; формирование способности выделять признаки предметов |
2 | Формирование пространственных представлений (ФПП) | формирование умения ориентировки в схеме собственного тела; формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса); формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга); развитие пространственного праксиса; развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов. |
3 | Развитие высших психических функций (ВПФ) | Развитие процессов памяти и внимания: тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти; Развитие мыслительных процессов: установление сходства и отличия предметов (сравнение); разделение элементов объект на составляющие (анализ); объединение отдельных элементов в целое (синтез); выделение общих признаков на основе сходства (обобщение); выделение какой-либо особенности объекта или явления, не существующей по отдельности от него (абстрагирование); подчеркивание частного признака предмета (конкретизация); мыленная классификация объектов и явлений по группам (систематизация). |
5 | Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности | формирования умения ориентировки в задании; формирование умения планирования этапов выполнения задания; формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания; формирования умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате. |
6 | Формирование навыка письма (ФП) | развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; звуко-буквенный анализ слова; формирование навыка внимательного письма. |
7 | Формирование навыка Чтения (ФЧ) | заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв; обучение чтению слов, предложений, иллюстрированных изображением; обучение составлению предложений из слов; обучение схематической записи слов, предложений. |
8 | Формирование математических представлений (ФМП) | количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый); состав числа; счётные операции; решение и составление задач; геометрические фигуры; цвет, форма, размер предметов; |
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Критерием эффективности реализации коррекционной программы является мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования учащихся с ЗПР.
Диагностическое обследование включает:
- обследование устной и письменной речи;
- математических представлений;
- исследование уровня развития ВПФ;
- обследование временных представлений:
- обследование пространственной ориентировки;
- обследование представлений об окружающем.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать.
Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.
Программа по курсу «Коррекционно-развивающие (дефектологические) занятия» рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю), 66 занятий. Форма занятий – индивидуальная. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут.
Календарно-тематический план работы
по курсу «Коррекционно-развивающие
(дефектологические) занятия» в 1 классе
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Виды коррекционно-развивающей деятельности |
1. | 07.09 2020 | Признаки предметов: цвет, форма, размер. | Классифицируют предметы по цвету, форме, размеру. Противопоставляют предметы по размеру. Находят и объясняют сходства и отличия. Определяют пространственное расположение предметов с использованием слов «вверху», «внизу», «слева», «справа». Выполняют практические действия с предметами по инструкции с предварительным проговариванием. |
2. | 07.09 | Цифры 1, 2. | Соотносят числа 1,2 с количеством предметов и цифрой. Находят число «один» в окружающей действительности, персонифицируют цифру и ее элементы («На что похожа цифра (или ее элементы)?»). Осуществляют запись цифры. |
3. | 14.09 | Временные представления. «Осень». | Систематизируют имающиеся представления о характерных признаках осени (похолодание, листопад, осадки), активизируют названия осенних месяцев. Принимают активное участие в беседе об осени: отвечают на вопросы и задают их самостоятельно. На практическом уровне знакомятся с временными представлениями (соотнесение с режимом дня). Актуализируют понятия: день, ночь, вечер, утро; сегодня, вчера, завтра, позавчера, послезавтра. Устанавливают последовательность между событиями, объясняют свой выбор. |
4. | «Деревья и кустарники». | Называют деревья и кустарники леса и сада, их отличительные признаки. Выделяют группы лиственных и хвойных деревьев, называют плодовые деревья. Упражняются в подборе относительных прилагательных, составлении описательного рассказа о дереве. | |
5. | 14.09 | Сравню предметы | Сравнивают два предмета по длине с использованием слов длинный, короткий, широкий, узкий, толстый, тонкий; по весу (легкий, тяжелый, легче, тяжелее). Определяют величину предметов, используя термины «короткий», «длиннее», «самый длинный», «тяжелый», «легкий», «самый легкий» и т.д. Отражают в речи результаты сравнения: длиннее, короче, одинаковые; ниже выше, одинаковые; больше, меньше одинаковые. Закрепляют название знакомых букв алфавита, соотносят их с изображением пальчиковых букв (выполняют конструирование букв при помощи пальцев по образцу на картинке). |
6. | 21.09 | Число и цифра 3. | Запоминают на слух 10 одно- и двухсложных слов в начале занятия для воспроизведения их в конце занятия. Упражняются в образовании числа 3, приемом присчитывания и отсчитывания по одному, в назывании конечного результата. Соотносят число и количество предметов с соответствующей цифрой. Поводят Персонификацию цифры («На что похожа цифра), выполняют запись цифры. Находят числа «два» в окружающей действительности («Назови предметы, которые встречаются по два»), считают до двух. |
7. | 21.09 | «Геометрические фигуры». | Сходство и различия предметов по форме, цвету, размеру. Упражняются в назывании понятий: квадрат – квадратный, четырехугольный; круг – круглый и т.д. Выполняют упражнение на дыхание (глубокий вдох – поднимают прямые руки ладонями вверх до уровня груди, задержка дыхания, медленный выдох – рисуют перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры). Рисуют в тетради одновременно обеими руками круги, квадрат, треугольники. |
8. | 28.09 | «Домашние животные». | Активизируют имеющиеся представления о домашних животных, об отношении людей к животным: каким оно должно быть? Размешают кота в зависимости от услышанного предложения. Самостоятельно составляют аналогичные предложения с предлогами, например, Кот сидит под деревом. Составляют рассказ по серии сюжетных картинок «Неудачная охота». Рисуют своего домашнего питомца. |
9. | 28.09 | «Прямая и кривая линия». | Моделируют кривую линию с помощью нити. Сравнивают длины прямой и кривой линии. Выполняют зарисовку кривой, вертикальных и горизонтальных прямых линий. Активизируют в самостоятельной речи слова относящиеся к порядку следования: первый, последний, крайний, перед, после. |
10. | 05.10 | Овощи. Фрукты. | Активизируют словарь по теме «Овощи», осуществляют прослушивание и краткий пересказ сказки «Мужик и медведь». |
11. | 05.10 | «Элементы букв. Написание элементов букв». | Называют элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли. Конструируют буквы из элементов. Активизируют имеющиеся знания о перелетных птицах. Участвуют в беседе о перелётных птицах, запоминают названия перелётных птиц, называют их характерные отличия. Сравнивают птиц по размерам и окраске, располагают изображений птиц в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Внимательно слушают текст И.С. Соколова – Микитова «Улетают журавли», отвечают на вопросы по содержанию, осуществляют пересказ текста с опорой на картинно-графический план. |
12. | 12.10 | Число и цифра 4. | Считают различные предметы в пределах 4, отвечают на вопросы: сколько? который? Один, первый; два, второй; три, третий. Осознают, что грибы – не растения. Уточняют представления о разнообразии грибов, распознают на рисунках. Определяют съедобные и ядовитые грибы, проводят сравнительный анализ их отличительных признаков. Выполняют штриховку и раскрашивание изображений. Активизируют номинативный и глагольный словарь по теме «Грибы». Осуществляют прослушивание и пересказ рассказа по картинному плану. |
13. | 12.10 | Звук [А], буква А. | Выделяют, дают характеристику звука [А], определяют место звука в словах. Подбирают слова на букву а. Закрепляют образ печатной буквы, упражняются в написании письменной строчной и заглавной букв Аа. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквой А. Собирают предметы из отдельных элементов, оперируют понятиями «целое», «часть». |
14. | 19.10 | Число и цифра 5. | Присчитывают и отсчитывают по одному с опорой на предметные действия, называют конечный результат. Соотносят число, количество предметов с цифрой, записывают цифру 4. |
15. | Математические знаки «˃», «˂», «=». | Закрепляют знание математических знаков «˃», «˂», «=», упражняются в их практическом применении при сравнении чисел, количества предметов. | |
16. | 19.10 | Звук [У], буква У. | Выделяют, дают характеристику звука [У], определяют место звука в словах. Подбирают слова на букву У. Закрепляют образ печатной буквы, упражняются в написании письменной строчной и заглавной букв Уу. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквой У. Составляют предложения с предлогом «У» по картинке, определяют количество слов в предложениях. |
17. | 02.11 | «Одежда» | Знакомятся с видами ткани, определяют для какого вида одежды она подходит. Делают заказ на пошив одежды. Рассказывают об уходе за одеждой. |
18. | 02.11 | «Слоговой состав слова». | Отрабатывают понятия «слог», «ударный слог». Упражняются в делении слов на слоги разными способами. Определяют количество и последовательность слогов в слове, чертят слоговую схему слова. Составляют слова из слогов. Вспоминают знакомые считалки, произносят их, деля слова на слоги. Заучивают скороговорку: Мча-лась реч-ка че-рез ска-лы, И по-пут-чи-цу ис-ка-ла. А у лу-жи дело ху-же, Лу-же не-ку-да бе-жать, Вот кто бу-дет нас ис-кать! |
19. | 09.11 | «Животные нашей местности» (дикие животные). | Выполняют самомассаж подушечек пальцев рук (на каждую строчку стихотворения – разминание подушечки одного пальца). Обогащают имеющиеся представления о разнообразии зверей Алтайского края, определяют их отличительные признаки. Сравнивают по размерам, форме тела, окраске. Располагают изображения зверей в порядке увеличения (уменьшения) размеров. Припоминают правила безопасности при встречах и общении с животными. Осуществляют пересказ рассказа В.В. Бианки «Купание медвежат». Оценивают рассказ товарища. |
20. | 09.11 | Звуки [М], [М’], буква Мм. | Выделяют и дают характеристику звуков [М], [Мʼ]. Определяют место звуков в словах. Упражняются в различении твердого и мягкого звуков. Подбирают слова на букву м в предметах, изображённых на картинке. Упражняются в написании письменных строчной и заглавной букв М. Списывают буквы с печатного текста, осуществляют перевод печатных букв в письменные. Упражняются в делении слов на слоги, определяют количество и последовательность слогов в слове, чертят слоговую схему слов. |
21. | 16.11 | Прямой и обратный счёт в пределах 5. | Выполняют самомассаж фаланг пальцев (на каждый слог слова – разминание одной фаланги). Считают предметы в различном направлении и пространственном расположении с опорой на различные анализаторы: слух, осязание, счет движений с называнием итога. Собирают предметы из частей, считают количество частей, упражняются в обозначении действий словами: целый, часть. |
22. | 16.11 | Звук [О], буква О. | Выделяют, дают характеристику звука [О], определяют место звука в словах. Подбирают слова на букву О. Закрепляют образ печатной буквы, упражняются в написании письменной строчной и заглавной букв Оо. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквой О. Упражняются в умении складывать звуки в слоги, слоги – в слова. Учатся внимательно слушать инструкцию и действовать в соответствии с ней. На практике отрабатывают пространственные понятия: «вперед» (прямо), «назад», «налево», «направо», «слева», «справа». |
23. | 23.11 | «Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5» | Упражняются в определении понятий «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Соотносят число, количество предметов с цифрой, записывают соответствующую цифру. Участвуют в беседе о зимних развлечениях, активизируют и систематизируют имеющиеся представления и зиме, зимних месяцах, зимних видах спорта. Составляют небольшой рассказа по сюжетной картине с использованием опорных слов. |
24. | 23.11 | Звуки [И], [И’], буквы И, Й | Выделяют, дают сравнительную характеристику звуков [И], [И’], определяют место звуков в словах. Подбирают слова на букву И. Закрепляют образ печатных букв, упражняются в написании письменных букв Ии, й. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквами И, й. Упражняются в умении складывать звуки в слоги, слоги – в слова. Находят отличия в картинках. |
25. | 30.11 | «Зимующие птицы». | Обогащают и систематизируют представления о зимующих птицах в нашей местности (чем питаются птицы, их образ жизни). Определяют отличительные признаки птиц. Рассказывают о том, как люди заботятся о птицах в зимнее время. |
26 | 30.11 | «Звук [ы], буква ы». | Выделяют, дают характеристику звука [ы], определяют место звука в словах. Подбирают слова с буквой ы. Закрепляют образ печатной буквы, упражняются в написании письменной буквы. Определяют отсутствие заглавной буквы Ы. Выполняют упражнение на образование существительных во множественном числе. Составляют и читают открытые и закрытые слоги, короткие слова со знакомыми буквами. Раскрашивают вторую половинку картинки по образцу. |
27 | 07.12 | «Число и цифра 6». | Присчитывают и отсчитывают по одному с опорой на предметные действия, называют конечный результат. Упражняются в определении понятий «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Находят число «шесть» в предлагаемом материале. Соотносят число, количество предметов с цифрой 6, выполняют запись цифры. |
28 | 07.12 | Звуки [Н], [Н’], буква Нн. | Выделяют, дают сравнительную характеристику звуков [Н], [Н’], определяют место звуков в словах. Подбирают слова на букву Н. Закрепляют образ печатных букв, упражняются в написании письменных букв Нн. Составляют и читают открытые и закрытые слоги с буквой Н. Упражняются в умении складывать звуки в слоги, слоги – в слова. |
29 | 14.12 | «Число и цифра 7». | Присчитывают и отсчитывают по одному с опорой на предметные действия, называют конечный результат. Упражняются в определении понятий «перед» числом, «после» числа, «соседи» числа. Находят число «семь» в предлагаемом материале. Соотносят число, количество предметов с цифрой 7, выполняют запись цифры. |
30. | 14.12 | «Мебель». | Слушают стихотворения «Откуда стол пришёл?», участвуют в беседе о профессиях людей, изготавливающих мебель (плотник, столяр, мастер-краснодеревщик, лесоруб).
|
31 | 21.12 | Звуки [Л], [Л’], буква Лл. | Расширяют и активизируют словарь по теме «мебель». Упражняются в образовании антонимов и приставочных глаголов, составлении рассказа «Как изготавливают мебель». |
32 | 21.12 | «Число и цифра 8». Овал и круг. Распознавание геометрических фигур. | Соотносят числа с количеством предметов. Образовывают число 8 присчитыванием единицы. Упражняются в счете и определении последовательности чисел от 1 до 8, чтении и записи арифметических действий. Различие круга и овала. Обведение и раскраска шаблонов, опредмечивание. |
33. | 28.12 | Звуки [К]-[К’], [Г]- [Г’], буквы К, Г | Учатся давать сравнительную характеристику звуков г-к, упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях. |
34. | 28.12 | «Дом, в котором я живу» | Упражняются в умении строить распространение предложения, связное монологическое выказывание на тему «Дом, в котором я живу», опираясь на готовый план и личный опыт. |
35. | 11.01. 2021 | Звуки [Ш], [Ж] буквы Ш, Ж. | Учатся давать сравнительную характеристику звуков: ж-ш. Упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях. |
36. | 11.01. 2021 | «Число и цифра 9». | Соотносят числа с количеством предметов. Образовывают число 9 присчитыванием единицы. Упражняются в счете и определении последовательности чисел от 1 до 9, чтении, выполнении и записи арифметических действий. |
37. | 18.01 | Звуки [Д]-[Д’], [Т]-[Т’], буквы Д, Т. | Учатся давать сравнительную характеристику звуков: д-т. Упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях. |
38. | 18.01 | «Семья» | Внимательно рассматривают сюжетную картину, описывают её содержание. Придумывают события, предшествующие изображенным. Участвуют в коллективном составлении рассказа, выслушивают мнение товарища, оценивают получившийся рассказ. При выполнении упражнения «Продолжи логический ряд», называют геометрические фигуры, устанавливают закономерность их чередования, дополняют логический ряд. |
39. | 25.01 | Звуки [Р], [Р’], буква Р.
| Закрепляют знания о военных профессиях, активизируют и расширяют словарь по теме занятия. Упражняются в составлении рассказа по серии сюжетных картинок. |
40. | 25.01 | «Число 10, цифры 1и 0». | Упражняются в счете и определении последовательности и составе чисел от 1 до 10, чтении, выполнении и записи арифметических действий. |
41. | 01.02 | Звуки [Б]-[Б’], [П]-[П’], буквы Б, П. . | Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Буквы и звуки «б – п». Учатся давать сравнительную характеристику звуков: б-п,. Упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях. |
42. | 01.02 | «Алтайский край. Город Бийск». | Активизируют понятие «Малая Родина». Знакомятся с достопримечательностями города. Закрепляют знания о военных профессиях, активизируют и расширяют словарь по теме занятия. |
43. | 08.02 | Звуки [В]-[В’], [Ф]-[Ф’], буквы В, Ф. | Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Буквы и звуки «в – п». Учатся давать сравнительную характеристику звуков: в-ф, упражняются в правильном написании парных согласных в слогах, словах, предложениях. |
44. | 08.02 | «Сложение и вычитание в пределах 10». | Оперируют понятиями: состав числа, порядок числа, выполняют практические задания на сложение и вычитание в пределах 10, называют знаки действия. Устанавливают причинно-следственные связи событий, упражняются в составлении сложноподчиненных предложений. |
45. | 22.02 | «Растения. Цветы». | Закрепляют знания о весенних цветах активизируют и расширяют словарь по теме. Классифицируют цветы на группы: лесные, полевые, садовые. Составляют небольшие связные высказывания описательного характера. |
46. | 22.02 | «Простая арифметическая задача». | Выделяют главную мысль в задаче. Определяют вопрос. Получают представления о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ). Выделяют главную и второстепенную информацию в задаче. Упражняются в выделении условия, вопроса, решения, ответа. |
47. | 01.03 | Звуки [З]-[З’], [С]-[С’], буквы З, С. | Закрепляют знания о весне, сезонных изменениях в природе, активизируют и расширяют словарь по теме «Весна». Осуществляют творческий пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий. |
48. | 01.03 | «Мамин праздник» | Закрепляют знания о международном женском дне 8 Марта, активизируют и расширяют словарь по теме. Упражняются в самостоятельном придумывании связного высказывания по картинно-графическому плану на тему «Поздравляем маму». |
49. | 15.03 | Решение задач | Выделяют главную мысль в задаче. Определяют вопрос. Получают представления о структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ). Выделяют главную и второстепенную информацию в задаче. Упражняются в выделении условия, вопроса, решения, ответа. |
50. | 15.03 | Звуки [С]-[С’], [Ц] буквы С - Ц. | Усваивают понятия «свистящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков с-ц, упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях. |
51. | 05.04 | «Страна, где мы живём». | Внимательно слушают текст С. А, Баруздина «Страна, где мы живём». Упражняются в построении монологического и диалогического выказывания. Осуществляют творческий пересказ текста с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий. |
52. | 05.04 | «Устное сложение чисел в пределах 10». | Оперируют понятиями: состав числа, порядок числа, выполняют практические задания на сложение и вычитание в пределах 10, называют знаки действия. Устанавливают причинно-следственные связи событий, упражняются в составлении сложноподчиненных предложений. |
53. | 12.04 | Звуки [Ц]-[Ч’], буквы Ц, Ч. | Усваивают понятия «свистящие», «шипящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков ч-ц. Упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях. |
54. | 12.04 | Геометрические фигуры | Оперируют понятиями: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, находят их в окружающей обстановке. На практике осуществляют подбор геометрических фигур по признакам (цвет, форма, размер), объясняют свой выбор. |
55. | 19.04 | Числа и цифры. | Оперируют понятиями число, цифра. Выполняют практические задания на сложение и вычитание, сравнение чисел в пределах 10, называют знаки действия, равенства и неравенства. |
56. | 19.04 | Звуки [Ч’] - [Щ’], буквы Ч, Щ | Усваивают понятия «шипящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков ч-щ. Упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях, в правописании буквосочетаний ЧА, ЩА. |
57. | 26.04 | «Апрель». | Внимательно рассматривают сюжетную картину, называют весенние признаки, активизируют словарь по теме весна, называют весенние месяцы, устанавливают их последовательность. Составляют небольшой рассказа о весне по картинно-графическому плану, раскрашивают рисунок. Разучивают стихотворение С. Маршака «Апрель». |
58. | 26.04 | Прямой и обратный счет в пределах 10. | Оперируют понятиями: состав числа, порядок числа, выполняют прямой и обратный счет, практические задания на сложение и вычитание в пределах 10, называют знаки действия. |
59. | 03.05 | Звуки [С]-[С’], [Ш] буквы С - Ш. | Усваивают понятия «свистящие», «шипящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков с-ш. Упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях. Выполняют упражнение на развитие слухового восприятия: «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».
|
60 | 03.05 | «Насекомые». | Систематизируют и закрепляют знания о насекомых, активизируют и расширяют словарь по теме. Составляют небольшие связные высказывания описательного характера. |
61 | 10.05 | Сложение и вычитание в пределах 10. | Определяют состав числа, порядок числа, выполняют практические задания на сложение и вычитание, сравнение чисел в пределах 10, называют знаки действия, равенства и неравенства. |
62 | 10.05 | Звуки [З]-[З’], [Ж] буквы З, Ж. | Усваивают понятия «свистящие», «шипящие» согласные звуки. Учатся давать сравнительную характеристику звуков з-ж. Упражняются в выделении, отличии и правильном написании их в слогах, словах, предложениях. |
63 | 17.05 | Простая арифметическая задача. | Производят устное сложение и вычитание чисел в пределах 10. Решают простые арифметические задачи в одно действие, выполняют арифметические действия сложения и вычитания, осуществляют запись задачи с проговариванием. Активизируют имеющиеся представления о временах года, последовательности их смены |
64 | 17.05 | «Времена года». | Называют характерные признаки сезонов. Моделируют последовательность времён года. Выявляют причинно-следственные связи между различными сезонными изменениями (погода, жизнь растений и животных, занятия людей). Осуществляют пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» близко к тексту. |
65 | 24.05 | Что я знаю? | |
66 | 24.05 | Что я умею? | |
Итого: 66 занятий |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
Методическая литература | ||||
1 | «Пальчиковые игры» | Крупенчук О. И. | СПб.: Издательский дом «Литера» | 2007 |
2 | «Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий» | Гомзяк О. С. | М.: ТЦ Сфера | 2007 |
3 | «Тренажер по обучению письму детей 6-7 лет». Рабочая тетрадь. | Голубь В. Т. | Воронеж: ООО «Метода» | 2013 |
4 | «Как хорошо уметь читать» | Смирнова М.В. | М.: Эскимо | 2006 |
5 | «Азбуковедение» | Волина В.В. | М.: «Олма-Пресс» | 1999 |
6 | «Учим детей писать правильно» | Румега Н.А. | Ростов-на-Дону, «Феник» | 2009 |
7 | «Развитие познавательной деятельности детей от 6 до 9 лет» | Коновленко С.В. | М.: «Гном-Пресс», «Новая школа» | 1998 |
8 | «Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии» | Новоторцева Н.В. | Ярославль: «Академия развития» | 1999 |
Материально – техническое обеспечение | ||||
1 | Доска с набором магнитов. | |||
2 | Разрезная азбука, таблицы слогов. | |||
3 | Сюжетные (предметные) картинки в соответствие с тематикой, определенной в курсе. | |||
4 | Карточки с заданиями для учеников по темам дефектологических занятий. |
Лист внесения изменений
Дата урока по журналу, на который была сделана корректи ровка | Номера уроков, которые были интегрированы (дополне ны) | Тема урока, которая стала после интеграции (дополнения) | Основание для корректировки | Подпись представителя администрации школы, контролирующего выполнение корректировки |
14.09.2020 | №№ 3 и 4 | Осень. Деревья и кустарники. | Для прохождения программы в полном объеме | |
19.10.2020 | №№ 14 и 15 | Число и цифра 5. Математические знаки. | Для прохождения программы в полном объеме | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Кружок "Хочу все знать""Программа предшкольной подготовки детей 6 лет "Первые шаги.Путь к успеху"
Размещен материал для учащихся 1-2 класса для организации занятий внеурочной деятельностью....
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Путь к успеху» (социальное направление)
Цели курса:формирование ключевых компетентностей у учащихся посредством интеграции самостоятельной познавательной исследовательской деятельности, направленной на исследование актуальных социальных ...
Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Путь к успеху"
Программа "Путь к успеху" -это программа проектной деятельности в начальной школне. Прорамма разработана на основе учебных проектов, включённых в учебники для начальных классов по математике, русскому...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 2 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Путь к успеху" для учащихся 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Секрет моего успеха"
Программа по духовно-нравственному направлению для учеников 4 класса....
Педагогический лекторий "Программа внеурочной деятельности "Лучики творчества и успеха"
В данном лектории автор рассматривает вопросы организации внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образован...