Ритмика как элемент здоровьесберегающей технологии
консультация по зож

Анисахарова Оксана Вячеславовна

В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение  здоровьесберегающих технологий на уроках, которые  повысят результативность воспитательно - образовательного процесса, сформируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmika_kak_element_zdorovesberegayushchey_tehnologii.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмика как элемент здоровьесберегающей технологии

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

«Здоровье -  это не подарок, которое человек  получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (Патик Фосс)

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение  здоровьесберегающих технологий на уроках, которые  повысят результативность воспитательно - образовательного процесса, сформируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Состояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе и меня, как педагога дополнительного образования. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжелые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведет к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям.

Ритмика – это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении.

Занятия ритмикой позволяют нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание учащихся, как на важный процесс развития детей. Наряду с развитием музыкальности и творческих способностей, ритмика решает следующие задачи:

1. Развитие двигательных качеств и умений:

* ловкость, точность, координация движений,

* гибкость и пластичность,

* правильная осанка, красивая походка,

* ориентировка в пространстве.

2. Развитие и тренировка психических процессов:

* умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,

* воспитывать внимание, волю память, мышление.

 Полноценное развитие всех психических процессов у ребёнка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несёт мощный оздоровительный заряд. В прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым было доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиение. Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают его. На ритмы сердца ориентируются композиторы. Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией. Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности.

А, кроме того, при той же нагрузке на сердечнососудистую систему, что и при оздоровительном беге, она не утомляет детей, в ней гораздо активнее работают суставы, а значит, она является средством развития гибкости. Ритмика хорошо поднимает тонус и настроение. При занятиях ритмикой быстрее формируется сплоченность детского коллектива. Ограничений для организации ритмики в образовательном учреждении практически не существует. Единственное условие - не допускать перегрузки.

Ритмика в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движения. Упражнения ее направлены на работу и развитие всех мышц и суставов. Ритмическая музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание, заниматься физическими упражнениями.

Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Занимаясь ритмикой, дети учатся выражать различные музыкальные образы через пластику своего тела.

Ритмика способствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная осанка, подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, более того, занятия способствуют раскрепощению детей и раскрытию индивидуальности.

Таким образом, ритмика является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала использованием здоровьесберегающих технологий. В результате такой работы у учащихся  наблюдается:

1. Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.

2. Повышение интереса детей к двигательной деятельности.

3. Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.

4. Согласованность действий рече-двигательного, зрительного и слухового анализаторов.

5. Повышение эмоционального комфорта, интересного содержания жизни в школе.

Подводя итоги к вышесказанному, обобщив все результаты, можно сказать, что ритмика как элемент здоровьесберегающих технологий, прекрасно решает основные приоритетные задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...

Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе. Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).

ЦО № 1085 г.МосквыКлиндухова Л.С.Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе.Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).ЦЕЛЬ ЗАНЯТИ...

Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного учителем начальных классов Филимоновой Л.Ю.

В данном материале хочу поделиться опытом работы с применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного....

Элементы здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.

Использование элементов данной технологии дает положительные результаты в обучении, воспитании и, конечно же, в здоровьесбережении....

Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Выступление на педсовете. "Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе."...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...