Ритмика как элемент здоровьесберегающей технологии
консультация по зож
В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение здоровьесберегающих технологий на уроках, которые повысят результативность воспитательно - образовательного процесса, сформируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmika_kak_element_zdorovesberegayushchey_tehnologii.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ритмика как элемент здоровьесберегающей технологии
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
«Здоровье - это не подарок, которое человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе» (Патик Фосс)
Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение здоровьесберегающих технологий на уроках, которые повысят результативность воспитательно - образовательного процесса, сформируют у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Состояние здоровья детей на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе и меня, как педагога дополнительного образования. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжелые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведет к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьезным функциональным заболеваниям.
Ритмика – это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движении.
Занятия ритмикой позволяют нам смотреть на музыкально-ритмическое воспитание учащихся, как на важный процесс развития детей. Наряду с развитием музыкальности и творческих способностей, ритмика решает следующие задачи:
1. Развитие двигательных качеств и умений:
* ловкость, точность, координация движений,
* гибкость и пластичность,
* правильная осанка, красивая походка,
* ориентировка в пространстве.
2. Развитие и тренировка психических процессов:
* умение выражать эмоции в мимике и пантомимике,
* воспитывать внимание, волю память, мышление.
Полноценное развитие всех психических процессов у ребёнка происходит в опоре на его телесный опыт. Не случайно психологи говорят о том, что ребёнок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.
Музыкально-ритмические движения считаются одним из лучших средств профилактики и устранения психоэмоционального напряжения. Большая двигательная активность на фоне эмоционального подъёма при выполнении музыкально-ритмической гимнастики несёт мощный оздоровительный заряд. В прошлом веке русским физиологом И. Р. Тархановым было доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет выделение пищеварительных соков, ритм дыхания и сердцебиение. Звуковые ритмы воздействуют на ребенка, когда он находится еще в утробе матери. Не случайно, когда мать прижимает ребенка к груди и покачивает его, он быстро засыпает. Ритмы сердца матери, которые слышит ребенок, успокаивают его. На ритмы сердца ориентируются композиторы. Походные марши пишутся в темпе, который чуть медленнее спокойной работы сердца. Такая музыка снижает усталость. Темп же парадных маршей усиливают до 72 тактов в минуту, что превышает нормальный сердечный ритм. Это поднимает настроение, бодрит, заряжает энергией. Ритмическая гимнастика гармонично соединяет в себе дозируемую двигательную активность свойственную бегу, разнообразие воздействия на мышцы и суставы, присущее спортивной гимнастике, и эмоциональность, диктуемую современными музыкальными ритмами. В этом ее преимущество как средства профилактики психоэмоционального напряжения по сравнению с другими видами физкультурной деятельности.
А, кроме того, при той же нагрузке на сердечнососудистую систему, что и при оздоровительном беге, она не утомляет детей, в ней гораздо активнее работают суставы, а значит, она является средством развития гибкости. Ритмика хорошо поднимает тонус и настроение. При занятиях ритмикой быстрее формируется сплоченность детского коллектива. Ограничений для организации ритмики в образовательном учреждении практически не существует. Единственное условие - не допускать перегрузки.
Ритмика в своем роде уникальна. Цель ее – активизация музыкального восприятия через движения. Упражнения ее направлены на работу и развитие всех мышц и суставов. Ритмическая музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание, заниматься физическими упражнениями.
Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Занимаясь ритмикой, дети учатся выражать различные музыкальные образы через пластику своего тела.
Ритмика способствует формированию и развитию природных физических данных, таких как правильная осанка, подъём, гибкость, прыжок и даже артистичность, более того, занятия способствуют раскрепощению детей и раскрытию индивидуальности.
Таким образом, ритмика является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала использованием здоровьесберегающих технологий. В результате такой работы у учащихся наблюдается:
1. Сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек.
2. Повышение интереса детей к двигательной деятельности.
3. Повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды.
4. Согласованность действий рече-двигательного, зрительного и слухового анализаторов.
5. Повышение эмоционального комфорта, интересного содержания жизни в школе.
Подводя итоги к вышесказанному, обобщив все результаты, можно сказать, что ритмика как элемент здоровьесберегающих технологий, прекрасно решает основные приоритетные задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. Дети - это наше будущее, и сегодня от нас зависит, какое оно будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом
Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...
Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе. Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).
ЦО № 1085 г.МосквыКлиндухова Л.С.Занятие по художественному труду с использованием элементов здоровьесберегающих технологий во 2 классе.Тема: Аппликация «Африка» (верблюд и черепаха).ЦЕЛЬ ЗАНЯТИ...
Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного учителем начальных классов Филимоновой Л.Ю.
В данном материале хочу поделиться опытом работы с применение элементов здоровьесберегающей технологии В.Базарного....
Элементы здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе.
Использование элементов данной технологии дает положительные результаты в обучении, воспитании и, конечно же, в здоровьесбережении....
Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Выступление на педсовете. "Физкультминутки, как элемент здоровьесберегающих технологий в начальной школе."...
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности. Стажировочная площадка по программе "Формирование здоровьесберегающего пространства в условиях современной школы".
Динамическая пауза как элемент здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности....
Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...