Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики. Особое внимание уделяется видам и формам. Делается вывод о применении элементов здоровьесберегающих технологий и элементов театральной педагогики в процессе обучения, что способствует сохранению здоровья детей, а также формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
Гаврилова Инна Николаевна, учитель начальных классов.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.-Ж. Руссо
В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики. Особое внимание уделяется видам и формам. Делается вывод о применении элементов здоровьесберегающих технологий и элементов театральной педагогики в процессе обучения, что способствует сохранению здоровья детей, а также формированию здорового образа жизни подрастающего поколения.
Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающий урок, профилактика утомления, игровые формы, физкультурные минутки, их виды и применение на разных уроках, технология проведения игры, оздоровительные мероприятия.
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров говорят о том, что каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание. Высокий уровень патологии свидетельствует о кризисном положении здоровья детей.
Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования выдвинули формирование ценностей здоровья и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья, экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы.
Формирование здорового образа жизни важно для подрастающего поколения. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей, а также научение детей здоровому образу жизни в самом широком смысле. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния школы на здоровье учащихся.
Слова «здоровый ребенок – здоровое будущее» для всех нас не просто лозунг, а проблема, которую мы пытаемся решить. Этим обусловлен выбор моей педагогической идеи: «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе».
Период обучения детей младшего школьного возраста является особенно интенсивным и имеет большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и применение игровой технологии в этом возрасте должно занимать ведущее место в учебном процессе начальной школы.
Понятие «здоровьесберегающие» можно отнести к любой педагогической технологии, которая в процессе реализации создает необходимые условия для сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса - учащихся и учителей. И самое главное, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога". Оздоровительные мероприятия необходимо использовать в учебном процессе.
Здоровьесберегающий урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель обеспечивает доброжелательную творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику утомления, поддерживает внимание и интерес учащихся. Умение педагога отбирать, рационально использовать и чередовать формы, методы, приемы и способы обучения, позволяет учащимся легче переносить учебные нагрузки, снизить риск ухудшения здоровья.
Большое значение имеет организация урока. В начале урока для создания положительного настроя и эмоционального заряда можно использовать прием «Аквариум настроения». Начинать урок с эмоциональных стихотворений, которые дают положительный импульс для начала урока.
Например,
Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок.
И задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.
Оглянитесь, улыбнитесь,
Тихо по местам садитесь.
Все готовы как всегда,
Мы начнем урок, друзья!
Проблема профилактики утомления учащихся на уроке актуальна для любого возраста учащихся. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Для восстановления умственной работоспособности наряду с использованием игровых моментов применяют физкультурные минутки. На уроках применяют разные физкультурные минутки, которые бывают:
- Оздоровительные (общеразвивающие упражнения
- упражнения для разных групп мышц; например, пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Три мудреца в одном тазу (Хлопки в ладоши.)
Пустились по морю в грозу. (Постучать в кулачки.)
Будь попрочнее этот таз, (Ладошка «умывает» ладошку.)
Длиннее был бы мой рассказ. (Вращение кистей рук.)
Можно применять на уроках пальчиковый театр, согласно канве урока.
- подвижные игры (Например, игра «Ветер». Школьники представляют, как ветер колышет деревья, поднимают руки вверх, делают наклоны вместе с туловищем вправо и влево, имитируя при этом шум ветра.);
- танцевальные и ритмические упражнения;
- гимнастика для глаз (например, игра «Бинокль» Представьте, что нам необходимо отыскать части слова, которые куда-то исчезли. Возьмите в руки бинокли (сложить руки перед глазами в виде бинокля). Посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, вдаль. Выборочные диктанты по текстам на тему «Здоровье» - эффективная гимнастика для глаз. Например, задание: Курочка Ряба никак не может справиться со следующим заданием. Она уверена, что ей можете помочь только вы. Вам нужно из данного текста найти и выписать глаголы).
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два. Три, четыре, пять-
Можно глазки открывать.
- физкультурно-спортивные (гимнастика под счет, приседания и т.п.);
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим.
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
На четыре – руками шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
- Минуты релаксации (например, звуки музыки в сочетании со звуками природы: пение птиц, шум воды или, например, звучит музыка из альбома П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». На экране – осенние пейзажи Какое впечатление произвела на вас музыка, пейзажи золотой осени? Почему для здоровья человека так важно общение с природой? и т.п.
- Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Например,
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться, каши съесть,
Поскакать, за парту сесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямится,
И опять начать трудиться
.
- двигательно-речевые (учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения).
Например, на уроке литературного чтения для заучивания стихотворения И. Бунин «Листопад» можно имитировать движения листопада.
- Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки - это особый вид игр, основанный на целенаправленном развитии, совершенствовании интеллекта, на передаче важной информации. Такими приемами можно успешно пользоваться на любых уроках.
- дидактические игры с движениями. (Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Растительный мир» можно использовать игры «Найди дерево по описанию», «Вершки и корешки» (с использованием наглядности), «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» и др.;
- двигательные действия и задания. Загадывают загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении;
- развивающие игры. Например, «Испорченный телефон», «Запомни движение и повтори».
Например, на уроке окружающего мира применить упражнение «Цветок». «Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечки. С семечки проклюнулся росток. С ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляя теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем». (Выразительные движения: сесть на цыпочках, голову и руки опустить, поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел, голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем, глаза полузакрытые, улыбка, мышцы лица расслаблены). Например, при изучении темы «Животный мир» можно использовать игру «Филин и пташки». Дети выбирают названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, петух, ворона, утка, гусь, воробей и др. Филин сидит в домике, птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. На сигнал «Филин!», все птицы стараются спрятаться, а филин их ловит и угадывает, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. При изучении темы «Лес» можно использовать такую игру
Туристы в походе.
1. Мы идем по лужайке, мягко ступая, стараясь не помять траву. (на носочках)
2. Теперь перейдем по бревнышку, положенному через ручей так, чтобы не упасть в воду. (как будто по гимнастической скамейке)
3. Подошли к болоту. Аккуратно прыгаем с кочки на кочку. (как будто прыгают в обручи)
4. Пришли в лес, будем собирать ягоды. (приседают)
5. А сейчас нарвем орехов! Они растут высоко на ветках. (прыгают вверх)
Например, на уроке математике в ходе игры «Математические ручейки» каждый ученик следит за математическими вычислениями, которые выполняют товарищи, придумывает свой пример на сложение или вычитание. Это он выполняет в соответствии с правилами игры: получил мячик - склады пример. Если правило не выполняется - игра не получается: не решит предыдущий пример, не придумаешь свой - команда не решает игровую задачу («ручейки» не достигнут озера).
На уроках русского языка во время физкультминутки я использую такие упражнения, которые одновременно являются и играми: например, учитель называет слова, а дети делают упражнения. Если ученики услышат прилагательное (называется часть речи, изучаемая в данный момент), то они должны сделать приседание. Если услышат любую другую часть речи, то делают повороты туловища влево или вправо. При изучении темы по русскому языку «Однокоренные слова» можно предложить такое задание: учитель называет слово, например, гора, если однокоренное слово названо правильно, дети делают наклоны вперёд, если неправильно – наклоны влево – вправо и т.п.
Разнообразные игры с использованием элементов театральной технологии, где используются образные графические и образные звуковые ассоциации, дают возможность детям без особого напряжения освоить многие премудрости русской орфографии, дополняя классические правила новыми находками. Это позволяет оптимизировать процесс обучения и снять частично нервное напряжение детей, создать комфортную обстановку, которая вызывает положительные эмоции, способствующие здоровьесбережению.
3. Креативные (творческие):
- гимнастика для ума (с использованием «необычного физкультурного инвентаря»). Учащиеся придумывают необычные действия с физкультурным инвентарем. Например, мячом можно «рисовать», на нем можно качаться как на качелях, ходить с мячом на голове; фантазируют на что похожи кегля, скакалка и т.п. Кегля может быть вазой, жезлом милиционера, скакалка, змейкой, веревкой для белья, мостиком и т. д.;
- оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям). Учащиеся придумывают различные композиции. Например, два мальчика скрестив руки, несут девочку. Что это может быть? Принцесса в карете, девочка на качелях и т. п.; игра в "Разное поведение":
- идёт (различные способы ходьбы, разные походки);
- слушает, думает, читает, играет и т.п.
- "ученик на уроке" (прилежный, рассеянный, веселый, грустный, на уроке математики или уроке труда)
- сюжетно-ролевые игры. (Развитие воображения, творчества выразительности в движениях);
Это игры - забавы (игры с куклами, предметами, танцевальные игры) праздничные развлекательные игры, театральные игры. Такие игры расширяют интересы школьника, формируют культуру общения, воспитывают чувство юмора.
Театральные игры наделяют учеников полными ролями при розыгрыше сказок, историй. Игра-фантазия - в таких играх детское воображение реализуется в ролевом поведении с помощью различных средств беспредметной игрового действия. То есть мимики, рисунков, интонации. В такие игры играют любые классы.
- использование карточек (глядя на карточку с изображением, например, летящей птицы учащийся выполняет физические упражнения);
- пантомимическая гимнастика (подражательная средствами невербальных сигналов). Задача показать - эмоциональное состояние персонажа с помощью мимики и жестов.
Например, на одном из уроков окружающего мира по темам «Кто что ест?» или «Разнообразие животных» можно включить такую сценку экспромт:
Красная ягодка
Действующие лица: Красная ягодка. Могучий дуб. Ветер. Комарики (2 чел), Шмель. Медведь. Заяц.
На зеленой опушке леса рядом с МОГУЧИМ ДУБОМ росла КРАСНАЯ ЯГОДКА. Она весело кивала своей красной головкой то влево, то вправо, потом поднимала свои листики вверх и весело встряхивала ими. МОГУЧИЙ ДУБ махал ягодке в ответ своими ветками. Вдруг на полянку прилетел проказник ВЕТЕР. Он закружил возле КРАСНОЙ ЯГОДКИ, стал на нее дуть. КРАСНАЯ ЯГОДКА закачалась на своей тонкой ножке. ВЕТЕР закружился вокруг МОГУЧЕГО ДУБА, ветки дуба закачались. Потом ВЕТЕР улетел, громко свистнув на прощание. КРАСНАЯ ЯГОДКА облегченно вздохнула, но к ней подлетели два КОМАРИКА. Они тоненько пищали и кружились вокруг, пока у КРАСНОЙ ЯГОДКИ не закружилась голова. Потом КОМАРИКИ сели покачаться на ветках МОГУЧЕГО ДУБА. Тут вернулся ВЕТЕР, стал дуть на КОМАРИКОВ, те с писком полетели прочь, а ВЕТЕР помчался за ними. Неожиданно на полянку выскочил ЗАЯЦ. У него были длинные уши и косые глаза. Он весело скакал возле МОГУЧЕГО ДУБА, потом убежал прочь. Тут на полянке появился веселый полосатый шмель, он громко жужжал, кружился вокруг КРАСНОЙ ЯГОДКИ, снова жужжал. Потом ШМЕЛЬ тоже покачался на ветках МОГУЧЕГО ДУБА. Устав, ШМЕЛЬ лег отдохнуть под листики КРАСНОЙ ЯГОДКИ и уснул. КРАСНАЯ ЯГОДКА весело покачивалась на тонкой ножке, кивая красной головкой. Но вот на поляну приковылял лохматый МЕДВЕДЬ. ОН громко ревел и шел медленно, переваливаясь с ноги на ногу. ВОТ МЕДВЕДЬ подошел к МОГУЧЕМУ ДУБУ и стал тереться спиной о него. МОГУЧИЙ ДУБ зашатался. Тут МЕДВЕДЬ увидел КРАСНУЮ ЯГОДКУ. ОН подошел, наклонился над ней, и КРАСНАЯ ЯГОДКА затрепетала. НО МЕДВЕДЬ не торопился ее срывать. Он шумно плюхнулся на землю, где спал полосатый ШМЕЛЬ, и чуть не раздавил его. ШМЕЛЬ взвился и со всего маха впился МЕДВЕДЮ в нос. МЕДВЕДЬ заревел и бросился наутек. ШМЕЛЬ не отставал, пока МЕДВЕДЬ не убежал с полянки. И вновь на полянке кружился ВЕТЕР, на тонкой ножке качалась КРАСНАЯ ЯГОДКА, шумел ветвями МОГУЧИЙ ДУБ, летали с писком веселые КОМАРИКИ, скакал косоглазый ЗАЯЦ. И лишь вдалеке ревел МЕДВЕДЬ.
Вопрос: почему полосатый шмель громко жужжал, кружился вокруг КРАСНОЙ ЯГОДКИ? (ответ: опыление).
Технология проведения игры.
1. Подготовка игры:
• тема;
• учебные цели;
• предложение основы для составления модели;
• определение состава участников игры, распределение ролей;
• проработка сценария, подбор наглядного материала, размещения участников в аудитории, определение временных границ проведения игры.
2. Проведение игры:
• разыгрывание учебной ситуации (действия участников направлены на
взаимодействие в изучении и обсуждении проблемной информации, в принятии решений).
3. Подведение итогов игры:
• время;
• общая оценка учителем работы учащихся;
• рефлексия
Благодаря систематической, последовательной и творческой работе по организации физкультминуток, динамических пауз и другим технологиям обеспечивается достаточный уровень функциональной деятельности всех органов и систем организма детей на уроке, их общее бодрое состояние.
В тесной взаимосвязи выступают все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. В рамках проекта учителя начальных классов привлекают учащихся к участию в конкурсах рисунков «Здоровому – все здорово», «Мы – за здоровый образ жизни», в спортивных праздниках, проводят уроки на природе, прогулки, экскурсии, используют в своей работе: театральную деятельность; поэтическое творчество; музыку и пение; живопись и рисование; организовывают творческую деятельность школьников: посещение театров, музеев, выставок, проведение праздников.
Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.
Комплексное использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь целей и задач обучения. Правильная организация обучения даёт эту возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
Применяя такие формы работы, используя приемы, влияющие на интерес к учебному материалу, учитель сможет создать комфортные психологические условия для обучения и воспитания детей, что является основой здоровьесбережения.
Литература.
1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования. Валеология.-2004.
2. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы.– М.: «Вако», 2004.
4. Применение здоровьесберегающих технологий в школе.
http://www.specialschool.ru/health/
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).
Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....
«Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе»
В докладе описываются элементы здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного, которые можно применятьна уроках в начальной школе, а также приведены паримеры игр, способствующих укреплению и сохранени...
Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при проведении уроков в начальной школе
использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного при проведении уроков в начальной школе...
Статья "Применение элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе"
В статье представлены методические приемы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. Даётся понятие театральной педагогики, представлены элементы театрализации и практическое пр...
Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).
В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...
Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления.
В статье представлены методические приёмы организации театральной деятельности на уроках в начальной школе. ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. (Из опыта работы)
Здоровьесберегающая технология - система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и раз...