Образовательная программа "Моё здоровье".
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Саламатина Жанна Александровна

Образовательная программа "Моё здоровье" для обучающихся начальной школы.

1. Пояснительная записка.

2.Содержание. Тематический план программы "Моё здоровье".

3. Ожидаемые результаты.

4. Тематическое планирование мероприятий здоровьесберегающего характера (33ч.)

5. Программа массовых спортивно - оздоровительных мероприятий "День здоровья".

6. Примерный план - сценарий "Дня здоровья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа "Мое здоровье».

Саламатина Жанна Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 106»

  Пояснительная записка

Образовательная программа "Моё здоровье" (далее-образовательная программа) направлена на формирование у школьников понятия "здоровье" как сложного социально - медико-психологического феномена, определяющего развитие личности в целом. Содержание курса составлено с учетом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся начальной школы.

Основная цель образовательной программы - формирование у обучающихся:

- осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью на основе целостного подхода путем передачи учащимися знаний, необходимых для развития здоровьесберегающего мышления и ориентации на здоровый образ жизни;

-  важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактике вредных привычек и девиантных форм поведения;

     - представлений и системы необходимых минимальных навыков поведения в ситуациях, представляющих опасность.

Образовательная программа является примерной и не задает строгой последовательности освоения материала в определенном классе. Каждый учитель выбирает то количество часов той или иной темы, которое считает наиболее необходимым для его учащихся. Вместе с тем ее изучение предполагает концентрический подход к изложению учебного материала за весь период обучения на начальной ступени общего образования: все темы изучаются в полном объеме во всех классах с 1-го по 4-ый включительно, но на разных уровнях сложности изложения материала и степени познавательной активности учащихся. В частности, в 3-ем и 4-ом классах основной формой организации образовательного процесса должно стать выполнение учащимися проектных и исследовательских работ по соответствующей тематике.

Образовательная программа предполагает проведение "уроков здоровья" один раз в неделю за счет часов вариативной части или часов внеурочной деятельности по направлению "Научно-познавательная деятельность" базисного учебного (образовательного) плана, реализующего основную образовательную программу начального общего образования.

Структура "уроков здоровья":

- актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части используются различные психологические упражнения, в т. ч. "мозговой штурм", а также стимульные аудиоматериалы;

- формирование новых представлений (осуществляется с использованием психологических игр, творческих этюдов, элементов психодрамы);

- отработка личной стратегии поведения (применяются "аукционы идей" рекомендуется выполнение проектных и исследовательских работ, а также другие способы решения проблемных ситуаций);

осмысление полученного опыта, рефлексия (используется прием "продолжи фразу" и др.).

Тематический план образовательной программы

 

"Мое здоровье".

Содержание тематического блока.

Умения, вырабатываемые в результате  деятельности обучающихся.

"Самопознание: Кто Я есть?" (16 ч)

Наука о здоровье. Что такое здоровье? Гомеостаз - условная норма состояния организма. Знание своего тела: части тела, внутренние органы, их функциональное предназначение; рост и развитие человека, периодизация развития; здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам. Самопознание через ощущение, чувства, образ. Эмоциональная сфера личности. Эмоциональные переживания и способы их проявлений.

Здоровый образ жизни и его значение. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание. Физиологические нормы существования организма. Средства, способствующие сохранению физического и эмоционального здоровья.

Практическая работа по проведению физиологических измерений: частота пульса, вес, рост, температура тела; тесты на выносливость, гибкость и координацию.

Умеет осуществлять простейшие физиологические измерения (частота пульса, вес, рост, температура тела; тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию). Имеет представление о собственной физической норме и умеет различать отклонения от нее. Понимает индивидуальные особенности строения тела. Может соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок и отдыха, питания, достаточной двигательной активности, тепловой режим. Доброжелательно относится к физическим недостаткам других людей

"Самопознание: Я и другие" (16 ч)

Самооценка (уважение и самоуважение). Правила межличностного общения. Взаимовлияние людей. Дружба. Поведение на улице и в общественных местах. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций и снятию эмоционального напряжения.

Стресс, его психологические и физиологические проявления, способы совладания со стрессом.

Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Тактика взаимодействия в группе (диктат, сотрудничество, конфронтация, невмешательство). Инструменты общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение и др. Групповое давление. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Ролевые позиции в семье. Конфликты с родителями, способы их разрешения. Правила семейного общения. Конфликты с учителями, одноклассниками, друзьями, способы их разрешения. Тренинг позитивного общения и взаимодействия

Умеет:

- представлять себя в выгодном свете;

- аргументированно отстаивать свою правоту

в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;

- критиковать, хвалить и принимать похвалу;

- распознавать и вербализовать такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия.

Обладает базовыми навыками позитивного общения (умение слушать; начинать, поддерживать и прекращать разговор).

Принимает различия между людьми, уважает особенности их поведения. Понимает природу индивидуальных переживаний. Избегает форм поведения, связанных с риском для здоровья и жизни.

Занимает активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия)

"Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний" (16 ч)

Кожа человека (ее строение, необходимость ухода). Правила личной гигиены. Выбор гигиенических средств ухода за телом, подбор и правила пользования косметическими средствами. Взаимосвязь чистоты, здоровья и эстетики. Строение волос, типы волос, гигиенические средства ухода за волосами.

Гигиена полости рта (средства гигиены полости рта, правила индивидуального подбора, хранения, смены). Гигиена зрения (устройство глаза, риски нарушения зрения, профилактическая гимнастика, режим работы за компьютером и просмотра телепередач, режим питания и витаминизация). Гигиена труда и отдыха (периоды изменения работоспособности, режим дня, признаки утомления). Биологические ритмы организма (суточные, недельные, сезонные). Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и в квартире.

Профилактика инфекционных заболеваний. Иммунитет, активные и пассивные способы его защиты. Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни. Ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

Умеет:

- подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами;

- выбрать зубную щетку, зубную пасту с учетом индивидуальных особенностей;

- пользоваться дополнительными средствами гигиены полости рта ( гели и др.).

Имеет навыки гигиены, позволяющие сохранить опрятность в любых случаях.

Знает о необходимости один раз в 3 месяца менять зубную щетку и посещать не реже одного раза в год стоматолога с целью профилактического осмотра.

"Питание и здоровье" (16 ч)

Питание - основа жизни. Гигиена питания. Представление об основных пищевых веществах, их значение. Режим питания. Полезные продукты. Профилактика гриппа и авитаминоза. Пищевые риски, опасные для здоровья. Правила поведения за столом. Обработка и хранение пищевых продуктов. Уход за посудой

Знает:

- основные группы пищевых продуктов;

- какие овощи и фрукты, аптечные препараты повышают сопротивляемость организма различным заболеваниям и способствуют профилактике авитаминоза.

Умеет:

- составлять индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма;

- избегать пищевых факторов риска, опасных для здоровья

"Основы личной безопасности и профилактика  травматизма"

(20 ч)

Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах.

Безопасное поведение на дороге. Сигналы регулирования дорожного движения.

Безопасное поведение на улице. Уличный травматизм. Первая медицинская помощь. Опасные факторы современного жилища. Ожоги. Электротравмы. Опасность при игре с острыми предметами. Экстремальная ситуация в городе, деревне, на природе. Укусы зверей, змей, насекомых. Пожар. Правила поведения. Стихийные бедствия. Вызов экстренной помощи. Представление об элементарной первой помощи пострадавшему

Обладает стереотипами безопасного поведения на улице (наблюдение за улицей, внимательное отношение к звуковым сигналам, шуму машин). Умеет:

- безопасно переходить через дорогу или пути на железнодорожных переходах, задействуя не только зрение, но и слух;

  • оказывать элементарную помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей.

Понимает свою персональную ответственность на улице.

Имеет критическое отношение к поведенческим рискам на дороге.

"Культура потребления медицинских услуг" (16 ч)

Выбор медицинских услуг. Типы медицинских учреждений и специалистов, оказывающих медицинскую помощь. Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях. Вызов врача на дом. Поликлиника. Больница, показания для госпитализации. Польза и вред медикаментов. Осторожное обращение с лекарствами.

Умеет:

- планировать свою жизнедеятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов;

- снимать утомление с органов зрения, слуха;

- правильно обращаться за плановой и экстренной медицинской помощью.

Может использовать разнообразные виды двигательной активности и расслабления (физкультминутки, физкультпаузы, отдельные упражнения, подвижные игры, релаксацию, минутный отдых). Обладает сформированными навыками поведения в условиях эпидемии респираторных заболеваний - в качестве больного и здорового человека. Знает минимальный набор лекарственных препаратов, которые применяют без назначения врача при различных недомоганиях (эпизодической головной боли, повышенной температуре и др.), и умеет правильно их использовать

"Предупреждение употребления психоактивных веществ" (20 ч)

Общее представление о психоактивных веществах. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Зависимость от психоактивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Жизненный стиль человека, зависимого от психоактивных веществ. Как вести себя с людьми, употребляющими психоактивные вещества. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака и алкоголя. Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление психоактивных веществ. Тренинг"Спасибо, нет".

Обладает:

  • сформировавшимся устойчивым представлением о том, что "легальные" психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и "нелегальные";

- уверенной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение как сложно излечимые заболеваний;

- необходимыми навыками отказа от приема психоактивных веществ.

Знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях

общения с наркоманами и людьми, находящимися

в состоянии алкогольного опьянения.

Владеет элементарными навыками самообороны.

"Духовное здоровье" (14 ч)

Понятие духовности. Духовность и здоровье, духовность

и здоровый образ жизни. Русские национальные праздники

и традиции как показатели духовности русского человека

и средства воспитания здорового образа жизни.

Этикет - история и современность. Его значение для здоровья

человека.

Позитивное влияние изобразительного искусства на здоровье людей. Музыка и здоровье. Природа и здоровье человека. Домашние растения и животные, их влияние на здоровье человека. История и культура родного города. Социально-культурные традиции и памятники города как источник духовного здоровья человека

Обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни как сложных социокультурных феноменах. Знает особенности русского национального образа здоровья и условия его формирования. Умеет получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и в искусстве. Понимает необходимость природоохранной деятельности как условия полноценной жизни и здоровья человека.

Осознает необходимость соблюдения этикета в общении с людьми и обладает соответствующими умениями.

  1.                  Одним из направлений работы  по формированию здорового образа жизни у младших школьников здорового образа жизни  может стать  проведение уроков здоровья. Для формирования здорового образа жизни учителями начальных классов могут  проводиться  мероприятия воспитательной направленности (классные часы, праздники здоровья, спортивные праздники).

            Ожидаемые результаты:

  • осознание ценности здоровья;
  • сформированность представлений о здоровом образе жизни;
  • понимание роли полезных привычек в сохранении здоровья и осознанная потребность чистить зубы утром и вечером; выполнять утреннюю зарядку; есть здоровую пищу;
  • осознание губительного влияния вредных привычек на здоровье человека;
  • стремление жить в гармонии с собой и окружающим миром;
  • освоение норм здоровьесберегающего поведения в мире природы и людей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ХАРАКТЕРА (33 часа)

Раздел.

Тема.

Количество часов.

Я и мир вокруг меня.

Я и общество.

Какие мы? Похожие и разные. Наши эмоции.

Управление эмоциями. Встреча с психологом.

Личная гигиена.

4

Правильное питание.

Пища и её значение для организма. Самые полезные продукты. Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной. Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Встреча с педиатром.

5

Красивая улыбка.

Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. Строение зубов. Как беречь зубы. Здоровые зубы — здоровый организм. Профилактика заболеваний дёсен. Встреча со стоматологом.

4

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

Части дороги, переходы улицы. Светофор.

Экскурсия на дорогу со светофором.

Дорожные знаки.

Встреча с инспектором ГИБДД.

4

Безопасность в повседневной жизни.

Безопасность на водоёмах.

Безопасность на льду.

Безопасность при общении с незнакомыми людьми.

Безопасность при общении с электроприборами.

Безопасность при обращении с острыми, колющими, режущими предметами.

5

Стройная спина.

Значение правильной осанки

Упражнения для сохранения и исправления осанки.

Значение физической культуры и спорта для здоровья человека.

3

Охраняя природу, сохраняем себя.

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!

Правильное поведение на природе.

Ядовитые и съедобные грибы.

Лекарственные растения.

4

Вредные привычки.

Ты и твоё здоровье.

Умей сказать «нет»!

У страха глаза велики.

Делу время — телевизору час.

4

Программа массовых спортивно - оздоровительных мероприятий.

                                                                                       (День здоровья)

                                                                                        Пояснительная записка.

Одним из направлений деятельности образовательного учреждения по формированию культуры здоровья и безопасного поведения является проведение Дней здоровья. Это массовые спортивные акции, в которых участвуют школьники разного возраста, педагоги, а также родители обучающихся.

Сроки проведения Дней здоровья и спорта школа  определяет самостоятельно (см. план работы) с учетом климатических условий, состояния спортивной базы и установившихся традиций. Чтобы эти дни проходили организованно, интересно и результативно, необходимо правильно выбрать дату и место проведения, тщательно составить план мероприятия, подготовить  инструкторов и судей из числа учащихся и распределить обязанности между ними.

Основной формой проведения Дней здоровья  стали  командно-эстафетные игры, в которых смогут принимать  участие команды смешанного состава.

По рекомендации НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН длительность проведения Дня здоровья в соответствии с действующим СанПиНом составляет: в 1 -м классе - 1 ч, во 2-м классе - не менее 1,5 ч; в 3-м и 4-м классах - не менее 2 ч.

По жребию определяются составы команд, равные по числу и возрасту участников. Число участников в команде - 10-14. В программу состязаний входит 11 спортивных и артистических заданий.

Действия команд оценивает жюри, состоящее из приглашенных гостей, учителей школы, родителей, лучших спортсменов и артистов из числа учащихся школы.

                                                Примерный план-сценарий Дня здоровья

- Совместное выступление команд в показательных акробатических упражнениях с концертно-художественным сопровождением (стихи, музыка, лозунги, транспаранты). Каждый участник сам выбирает себе роль.

- Прыжки со скакалкой на количество раз за 1 мин. Прыжки выполняют по три участника от каждой команды.

- Домашнее задание - комическая пьеска, сочиненная командой (количество участников - не менее двух человек).

Задание"Сюрприз". Суть задания участники узнают лишь за минуту до его выполнения.

- Домашнее задание - "Ряженые". Надо исполнить, одевшись в национальные костюмы, народные песни с пританцовками.

- Конкурс капитанов команд. Задание "Сюрпляс"- кто медленнее проедет на двухколесном велосипеде  по полосе шириной в 1 м и длиной 10 м. Выигрывает тот, кто пересечет линию финиша последним, не потеряв равновесия и не коснувшись пола ногами.

- Конкурс на лучшее исполнение частушек (5-7 частушек от каждой команды).

- Задание "Рыболовы". К гимнастической палке привязана толстая нитка длиной 1 м, к другому концу нитки прикреплено кольцо из проволоки толщиной 2 мм и диаметром 5-7 см. Это удочка. Игроки от каждой команды с удочками становятся рядом. Перед ними булавы (пластмассовые бутылки, наполненные до половины строительным песком). Задача игроков: удерживая палку за свободный конец одной рукой, надеть кольцо на булаву - "поймать рыбку". Выигрывает тот, кто первым это сделает.

- Домашнее задание - номер художественной самодеятельности по выбору команд.

- Перетягивание каната. После взвешивания на медицинских весах участников команд подбираются равные по весу группы детей для участия в конкурсе.

- Совместное выступление команд, построение акробатических пирамид.

                                                                                           Содержание программы Дней здоровья

Сентябрь. При благоприятной погоде в сентябре День здоровья следует проводить на открытом воздухе. В его программу могут быть включены: пешие прогулки, туристские походы и слеты с различными эстафетами, соревнования по ориентированию, подвижные и спортивные игры, плавание, бег на короткие дистанции, прыжки, метания, круговые эстафеты, перетягивание каната, конкурсы силачей и др.

Примерное содержание по классам:

- 1-2-е классы: бег на 30 м; прыжки в длину; метание в цель с расстояния 3-5 м и на дальность; подвижные игры "Прыжки по кочкам", "К своим флажкам", "Кто дальше бросит", "Перестрелка", "Удочка", "Веревочка под ногами" и другие спортивные игры по выбору учителя;

- 3-4-е классы: бег на 30 м; прыжки в длину; метание теннисного мяча в цель и на дальность; подвижные игры "Пятнашки маршем", "В четыре стойки", "Снайперы" и другие спортивные игры.

Октябрь. В этом месяце целесообразно провести осенний кросс "Золотая осень" и подвижные игры.

Примерное содержание по классам:

- 1-2-е классы: кросс на 500 м; передача мяча в колоннах; подвижные игры "Пятнашки" "Вызов номеров" "Охотники и утки", "Совушка", "Перекати быстрее", "Волк во рву" и др.;

- 3-4-е классы: кросс на 1000 м; конкурс футболистов; подвижные игры "Снайперы", "Круговая лапта", "Охрана перебежек", "Передал - садись", "Навстречу через сетку", 'Точная передача», Эстафета парами", "Обстрел чужого поля" и др.

Ноябрь. Во второй четверти в содержание Дней здоровья следует вводить гимнастические упражнения школьной программы, эстафеты, различные состязания в ловкости, силе и обязательно подвижные и спортивные игры.

Примерное содержание по классам:

- 1-2-е классы: игры "Борьба за флажок", "Гонки электричек","Переправа"; эстафеты "Бегуны" и "Прыгуны"; преодоление препятствий;

- 3-4-е классы: перетягивание каната; ведение мяча с попаданием в корзину; блицтурнир по волейболу и баскетболу; комбинированные эстафеты; игры "Мяч капитану", "Посади картофель", "Двумя мячами через сетку", "Бег в мешках", "Подай и попади",  "Проход между булавами",  "Ходьба на ходулях", "Баскетбольный слалом", "Пионербол".

Декабрь. В декабре и в другие зимние месяцы можно организовать катание на санках, коньках, лыжах, а также разнообразные игры и соревнования.

Примерное содержание по классам:

- 1-2-е классы: конкурс "Кто лучше выполнит упражнения утренней гимнастики (физкультурной минутки)", произвольная программа по акробатике, игры по выбору участников;

- 3-4-е классы: конкурс между командами классов на лучшее проведение упражнений коллективной гимнастической разминки, эстафеты с мячами.

Январь. В январе для учащихся начальных классов можно провести спортивный праздник Деда Мороза, на котором он является главным судьей.

Примерное содержание праздника:

- игры "Пройди и не задень", "Шире круг", "Ловкий лыжник", "Штурм высоты";

- спуск на лыжах в парах;

- эстафеты с санками;

- игры на катке "Кто дальше", "Переставь булавы", "Шайба в квадрате",'Тройки", "Петухи с клюшками", "Зигзаги".

Февраль. В феврале целесообразно провести День лыжника, в программу которого можно включить лыжные гонки для 1 - 2-х классов на 700 м; для 3-4-х классов - на 1 км.

Март. Если позволяют погодные условия, Дни здоровья следует проводить на открытом воздухе, в программу мероприятий можно включать катание на лыжах, санках с гор, подвижные игры, лыжные эстафеты, соревнования по хоккею, бегу на коньках, лыжным гонкам и др.

Примерное содержание по классам:

- 1-2-е классы: метание в цель; "Многоскоки"; челночный бег; передача мячей по кругу;"Эстафета раков"; подвижные игры"Два Мороза" "Прыгающие воробушки", "По пяткам"и др.

- 3-4-е классы: прыжки в высоту; перетягивание каната; эстафета с ведением баскетбольного мяча; подвижные игры "Проводи меня", "Борьба за мяч", "Вытолкни из круга" и др.

Апрель - май. В программу Дней здоровья в эти весенние месяцы могут быть включены соревнования по бегу на короткие дистанции, по прыжкам в длину и высоту с разбега, по метанию мяча и гранаты, по кроссу, а также игры и аттракционы. Следует организовать проведение подвижных и спортивных игр "Салки", "Мяч среднему", "Подвижная цель", "Лапта с перебежками".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"

Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...

Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека,  представление о функциональном назначении...

Образовательная программа."Здоровье". Авторская разработка.

Образовательная программа «Здоровье» составлена  заместителем директора по здоровью.Одна из основных потребностей современного общества заключается в новой организации образовательного про...

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...

КОНСПЕКТ Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания (образовательная область Здоровье)

Задачи: дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает воздух. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута» и воздух свежий.Выделять роль комна...