Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
рабочая программа (1 класс) по теме

Плотникова Татьяна Ильинична

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Составлена в 2010 году.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная  программа ориентирована на учащихся  1 класса и направлена   на то, чтобы ребёнок научился понимать и познавать прежде всего самого себя и свои возможности.   Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя, с обязательным освоением основных навыков  поведения.                                                                                                                                  

Предлагаемый курс  - это попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самоприятию и самоуважению. Только знание своих собственных сильных и слабых сторон заставляет признать сильные и слабые стороны другого человека. Только наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Программа дает школьнику возможность поэтапного «открытия» в себе главных психических и физических составляющих: сенсорных ощущений, зрительно – моторных увязок, эмоциональных колебаний и т.д. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов. Выбор тем  традиционен для аналогичного предмета, преподаваемого во многих европейских странах и США.      

 Цель курса – знакомство с самым тонким инструментом познания окружающего мира  – с самим собой.                                                                                                                                                              Задачи курса:                                                                                                                                                                - научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;                                                                                                                                  - показать практические методы общения между людьми;                                                                              - научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия   решений, ориентированных на собственное здоровье;                                                                                                    - познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.                                                                                                                               Курс разработан на основе  программы и методического руководства для учителей начальной школы «Педагогика здоровья» под редакцией В.Н.Касаткина (Москва, 2000 год). В основу курса легли как авторские разработки, так и хорошо известные и зарекомендовавшие себя с самой лучшей стороны тематические   разделы.



Предварительный просмотр:

Содержание программы:

1. Самопознание через чувство и образ.

        Этот радел нашей программы как раз и направлен на то, чтобы ребёнок научился понимать и познавать прежде всего самого себя и свои возможности. Но что такое собственное Я и каким образом можно его познать? Ответ на этот вопрос далеко не прост, поскольку сам ребёнок (как и человек) - существо чрезвычайно сложное и противоречивое. Его нельзя однозначно определить, и он никогда не бывает до конца завершённым. И всё же в этом Я можно выделить два разных, но взаимосвязанных начала, которые позволяют проникнуть в сокровенные тайны человеческого Я.

        Первое - это устремлённость человека во внешний мир. Он всегда чего-то хочет, к чему-то стремится. В этом стремлении есть два момента -познавательный и эмоциональный. Человек знает, чего он хочет, у него есть представление, образ того, что ему нужно, будь то образ предмета или идеальный образ будущего. Но всегда предмет его желания отражается в сознании в форме образа. Однако это не простое объективное отражение, но обязательно образ, вызывающий определённые чувства, эмоциональную привлекательность, иначе он не стал бы предметом желания и стремления, образ здесь Чувство и образ здесь сливаются воедино и разорвать их невозможно. Такое единство чувства и образа, эмоционального и познавательного, создает возможности реализации самого себя в самых разных видах деятельности - рисовании, лепке, игре, драматизации, танце, сочинении историй и пр. Важно только, чтобы эта деятельность не была воспроизведением чужих образцов, а стала естественной, творческой активностью ребенка, способом самовыражения. Нужно помочь ребёнку увидеть и знать себя в том, что он сам сделал, поднести к самоанализу через его собственное творчество, отражающее внешний мир.

        Второе - осознание ребенком себя и овладение своим поведением. Как известно, человек - это единственное существо, которое может сделать самого себя предметом анализа и деятельности. Такой «поворот на себя» (рефлексия), способность осознавать своё поведение, свои способы действия, свои состояния делают возможным овладение собой, управление своим поведением. В младшем школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие этих необходимых качеств. Поэтому данный раздел специальной целью педагогической работы ставит осознание ребенка широкого спектра вопросов, не связанных напрямую со школьным обучением, но жизненно важных для становления его личности. Это - строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми. Помочь младшему школьнику реализовать и осознавать себя в самых разных своих проявлениях, дать ему почувствовать себя, свои особенности, возможности и переживания -чрезвычайно важная задача воспитания.

2. Школа здорового питания.

        Раздел, посвященный питанию, очень важен с нескольких точек зрения. Во-первых, пища-это единственная часть окружающего мира, которую человек ежедневно делает «частью себя». Поэтому культура изготовления и поглощения пищи составляет неотъемлемую часть культуры человечества вообще и конкретного человека  в частности. Она символизирует степень самоуважения и отражает многие человеческие комплекты. По тому, как и что человек ест, можно многое сказать о нем самом, его семье, даже его стране. Послевоенное поколение родителей, познавшее голод, в первую очередь хотело досыта накормить ребенка, а критерием хорошо здоровья было количество съеденного. В настоящее время большинство родителей заботятся о качестве питания своих детей.

        Во-вторых, питание тесно связано со здоровьем. Начало заболеваний желудочно-кишечного тракта в 70 из 100 случаев приходится на 5-6-летний возраст и достигает пика к 8-12 годам. По данным академика А.А. Баранова, распространенность хронических заболеваний органов пищеварения составляет 702,3 на 1000 детского населения и зависит от ряда факторов:

  1. нерегулярное питание с перерывами более3-4 часов;
  2. частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
  3. однообразное питание;
  4. еда всухомятку;
  5. употребление в пищу некачественных продуктов;
  6. несоблюдение режима дня;
  7. малоподвижный образ жизни;
  8. вредные привычки.

        Их устранение снижает вероятность возникновения заболеваний пищеварительной системы в среднем на 15%.

        Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития сердечно - сосудистых  заболеваний и рака.

        Каждый человек может и должен быть хозяином собственного здоровья. Нельзя переложить заботу о нем только на плечи врача. Предлагаемый раздел   «Школа здорового питания» представляет собой один из путей совершенствования системы профилактики, поэтому цели раздела:

  1. сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;
  2. выработать способность разделять основные и редко употребляемые продукты питания по их пищевой и энергетической ценности;
  3. научить соблюдать гигиенические правила в процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

        Немаловажно также выработать у младших школьников определенные навыки и привычки:

  1. самостоятельно приготовить несложные блюда с учетом питательной ценности входящих в них продуктов и с соблюдением элементарных правил гигиены и техники безопасности;
  2. правильно сделать покупку;
  3. следовать несложным правилам этикета;
  4. сознательно сокращать нежелательные продукты;
  5. понимать необходимость регулярного питания.                                                            

На первом году обучения мы предлагаем игровую форму проведения уроков,  например,  используя  персонажи  романа-сказки  Ю. Олеши «Три Толстяка».

        Дальше можно перейти от игры к постепенному усложнению  подачи материала, приближая его к условиям повседневной жизни.

        В конце изучения раздела у учащихся должны быть сформированы приоритетные позиции:

  1. чувство собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания;
  2. понимание необходимости употребления продуктов питания в соответствии с их пищевой и энергетической ценностью.

3.Ослепительная улыбка на всю жизнь.

        Здоровье полости рта имеет большое значение здоровья всего организма на протяжении всей жизни. В то же время стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространенных в современном обществе.

        Это побудило компанию «Колгейт-Палмолив» к созданию программы «ослепительная улыбка на всю жизнь», основным содержанием которой является правильный уход за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний. Главная цель программы - воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.

        Все разделы и материалы программы объединены одним персонажем Доктором Кроликом - добрым стоматологом, который рассказывает детям, как ухаживать за зубами. Мы верим, что дружелюбный и знакомый детям персонаж вызовет у них интерес к предмету и поможет сформировать представление о стоматологе, ка о помощнике в сохранении здоровых зубов.

        Будучи педагогом, Вы обладаете возможностью формировать у детей знания и здоровье привычки, которые помогут им сохранить зубы здоровыми и красивыми на протяжении всей жизни. Методическое пособие поможет Вам сделать занятия по гигиене полости рта частью обучения детей предметам, входящим в программу начальной школы, таким, как природоведение  и основы  безопасности жизнедеятельности, кроме того, это пособие поможет Вам привлечь родителей к воспитанию у детей здоровых привычек.

        Используя данный раздел в своей работе, Вы поможете детям сохранить их здоровье и красивые улыбки на всю жизнь.

        

4. Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

        До середины текущего столетия случаи употребления детьми дошкольного и младшего школьного возраста одурманивающих веществ описывались как казуистические, не носящие преднамеренного характера. Однако на настоящий момент картина принципиально иная. У всех возрастных групп, отчасти и у детей младшего школьного возраста, возникла потребность в получении неординарных ощущений и удовольствий. Согласно современным представлениям, к объективным причинам восприимчивости ко всем наркотическим веществам можно отнести:

  1. глобальные изменения социальных и психологических составляющих личности, биохимических, иммунологических, психофизиологических свойств человека;
  2. повышенную склонность к изменению своего сознания с помощью восприятия любых сверхмощных внешних раздражителей;
  3. массовые заражения эмоциями и необычными культовыми убеждениями феноменальную способность к самогруппированию для изменения сознания с помощью удовольствия.

        Широкую распространенность приобрела табачная наркомания, никотинизм.

наркоманией и токсикоманией. Эпизодическое или регулярное употребление наркотических веществ в молодежной среде стало обычным явлением. Иногда наркотики - необходимое условие членства в какой-нибудь группе.        Формирование заболевания во всех случаях наркозависимостей проходит несколько этапов. Один из наиболее значимых — это формирование аддитивного поведения (addiction - привычка, порочная склонность). Так специалисты называют потребление различными веществами, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Аддитивное  поведение, по клинической терминологии «первичный поисковой полинаркотизм», - это переходная стадия наркомании. Оно характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков психической и физической  зависимости в сочетании с другими нарушениями поведения.

        Аддитивное поведение появляется не «вдруг». Наркотические вещества могут поступать в растущий организм с молоком матери. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связанных с приемом взрослыми наркотических веществ, хорошо отличает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться формы, действия и поступки по типу подражания взрослым. Воспроизведение образов любого наркоманического (включая табачное и алкогольное) содержания, новое сочетание их и трансформация составляют основу пагубного воображения ребенка, материал для его фантазий и являются, по существу, первыми элементами положительного субъективного восприятия наркотических веществ в онтогенезе. Поведение такого ребенка среди ровесников все более напоминает поведение родителя, злоупотребляющего наркотическими веществами. По мере взросления формируется созависимость (присвоение черт характера зависимого от наркотических веществ человека). Условно назовем это первым этапом приобщения ребенка к наркотическим веществам (до 7 лет).

        Второй этап начинается примерно с 7 и длится до 12 лет. Богатое  детское воображение включает все большее число порочных связей между образными представлениями и эмоциональной окраской их (приятный - неприятный, добрый - злой, привлекательный - противный). Именно на это возраст приходятся первые попытки употребления наркотических веществ, наблюдаются признаки положительной установки на «престижность» пребывания в состоянии опьянения. Вместе с тем, нарастают интенсивность эмоциональных срывов, легкость возникновения грубых аффектов. Ребенок с аддитивным поведением тянется к более старшим по возрасту подросткам со сформированным наркозависимым поведением, включая криминальное. Следующие этапы формирования аддитивного поведения приходятся на предпубертантый и пубертантный периоды. Они знаменуют переход аддитивного поведения в болезнь. Продолжительность развития каждого этапа строго индивидуальна.

        В формировании аддитивного поведения немаловажную роль играют следующие факторы:

        «Неблагополучная» семья. Изначально ребенок воспитывается в состоянии материнской и социальной деривации. Депривация-термин, широко используется в психологии и медицине, в русский язык пришел из английского (deprivation)  и означает «лишение или ограничение возможностей  удовлетворения жизненного важных потребностей». Существенно именно психологическая сторона этих последствий. Они могут включать весь спектр нарушений от легких странностей до грубых поражений развития интеллекта и личности. При этом у ребенка отсутствуют необходимые позитивные жизненные навыки. Воспитание ребенка в гиперопеке при наступлении  подросткового возраста нередко выливается в реакцию протеста, негативизма, отчуждения от семьи и вхождения в среду сверстников с непривычным для него поведением.

        Определенную роль играет нарушение иерархической структуры в полной семье, неспособность взрослых  избегать и мирным путем разрешать конфликты, наличие в семье «секретов» друг от друга.

        Неполная семья. У детей с одним родителем часто наблюдаются трудности в общении.

        Тяжелые социальные условия семьи несут сугубо биологические следствия - стресс и недостаточную социальную адаптацию, нарушение контактов с окружающими как из-за агрессивности, так и  из-за робости, боязливости.

        Отмечено, что дети и подростки могут прибегать к применению  наркотических веществ, демонстрируя свои требования к своим близким, пытаясь изменить семейную ситуацию.

         И, наконец, относительно новый  для нашей страны фактор-пополнение из «благополучных» слоев общества, из семей с высоким достатком. В этих семьях финансовая свобода подростков нередко сочетается с гипоопекой и невысокими морально-этическими нормами.

        Лечение больных со сформированной зависимости от психоактивных веществ, как правило, очень длительно, сопровождается частными рецидивами и далеко не всегда приводит к положительному эффекту.

        Современное «антинаркотическое» обучение происходит строго с учетом вышеуказанных этапов и формирования аддитивного поведения. Основано оно на установках, которые дети вырабатывают сами в процессе обучения. Одним из главных требований выступает максимальное исключение возможности обратного эффекта - «повышенного интереса», т.е. сообщаемая детям информация не должна вызывать «поисковой активности» ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов.

        Кроме того, на наш взгляд, отрицательная информация о воздействии тех или иных наркотических веществ,  лекарственных препаратов не должна затрагивать возможности смертельного исхода, так как в случае возникновения мыслей о самоубийстве она может спровоцировать ребенка на реальное действие. Логика построения данного раздела основана на формировании навыков поведения:

  1. навыков самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком);
  2. эмоционального неприятия «наркотических» форм поведения в качестве положительной ролевой модели (наркотизм в любой форме это болезнь, больных жалко, а походить на жалких не престижно);
  3. осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);
  4. собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к «суррогатам» общения в виде сигареты, рюмки;
  5. умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации.

5. Безопасность детей на дорогах.

        Человек вынужден жить  в современных искусственных и потенциально опасных внешних средах.

        Одна из них - транспортный мир, среда дорожного движения. В обществе сложилось чрезвычайно упрощенное и неверное понимание проблемы безопасности дорожного движения. Формальные знания правил, по мнению многих специалистов, обеспечивают ребенку лишь около 10 % желаемой безопасности, остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке.

        Профилактика детского травматизма, так же как и выработка иммунитета к инфекции, может базироваться на двух противоположных принципах — пассивное и активное предотвращение травмоопасной ситуации. Под пассивной профилактикой травматизма мы понимает создание таких условий, когда травмоопасная ситуация не может возникнуть. Активный путь подразумевает выработку травмобезопасного поведения. Оба эти принципа в нашей жизни соседствуют и взаимно дополняют друг друга. Например, строительство подземного перехода, разделяя пространства автомобиля и пешехода, снижает вероятность травмы. Но как пассивный иммунитет менее стоек, так и «пассивная» профилактика при травмоопасном поведении не даст полноценного результата. Если человек не воспользуется  подземным переходом, а побежит через дорогу наперерез транспорту, ценность строительства подземного перехода будет сведена к нулю.

        Рассматривая это вопрос в возрастном аспекте, мы увидим, что применительно к новорожденному и ребенку первых месяцев жизни мы можем использовать  только метод пассивной профилактики. Во второй половине первого года жизни, когда ребенок открывает для себя окружающий мир, начинается выработка навыков травмобезопасного поведения. Надо сказать, что пассивный метод имеет ограниченное применение. Невозможно провести конкретные мероприятия по предотвращению всех возможных травмоопасных ситуаций. И хотя пассивный метод может быть применен ко всем без исключения возрастным группам, даже к взрослым, все же ведущим следует считать активный метод: выработку навыков травмобезопасного поведения.

        В методическом плане очень важно сочетание игровой формы обучения с разбором реальных ситуаций даже у детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенок с самого раннего детства быть приучен к реальной опасности травмы.

        Психологами давно отмечена такая особенность воспитания ребенка, как ситуативность. Попробуем проанализировать, как в сознание ребенка входят простейшие понятия о травмоопасных ситуациях. Мы говорим ребенку «горячо» - он протягивает руку к чайнику, обжигается и отдергивает руку. Мы говорим ребенку «высоко, ты упадешь»- он подползает к краю дивана, падает с него и понимает, что нужно аккуратно свесить ноги вниз и немного уткнуться руками, и т.п. И больше ребенок не повторяет подобных ошибок. Когда мы на примере  «игры в улицу» и заучивания стихов о светофоре пытаемся преподать навыки травмобезопасного поведения, ребенок воспринимает информацию, но она не подтверждается его практическим опытом. Его собственные органы чувств никаких не сигнализируют о реальной опасности. Игровой фон создает определенный динамический стереотип. Ребенок осваивает правила поведения для данных конкретных условий игры, но, выйдя, он как бы оказывается в совершенно иной ситуации, в которой приобретенные навыки не реализуются.

        Цель методики - максимальное приближение в восприятии ребенка ситуации игры (тренинга, урока) к реальной ситуации на улице (дорога). Поэтому в обучении правилам поведения на улице должна присутствовать реальная улица с автомобилями и конкретные травмоопасные ситуации. Таким образом, выработка навыков травмобезопасного поведения должна проводиться в тех условиях и обстановке, где реально может возникнуть травмоопасная ситуация. Занятия должны проходить как в классах, так и на улице.        Навыки травмобезопасного поведения детей могут быть сформированы только при тесном взаимодействии с родителями, так как они имеют возможность индивидуальных занятий с детьми.        В конце изучения данного раздела каждый ребенок должен овладеть знаниями и навыками распознавания типичных дорожных ситуаций («ловушек»); сформировать «транспортные» привычки в противовес «бытовым», возникающим в раннем возрасте; научиться прогнозировать развитие ситуации на дороге.

        Каждый родитель должен овладеть знаниями о типичных дорожных «ловушках», в которые попадают дети на дороге, и о глубинных причинах этих ошибок, выработать у себя навыки распознавания и предвидения дорожных ситуаций в процессе движения с детьми по улицам и навыки постоянного обучения ребенка прогнозу развития ситуации на дороге.



Предварительный просмотр:

                                                    Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1.

Самопознание через чувства и образ

4 ч.

2.

Школа здорового питания

10 ч.

3.

Ослепительная улыбка на всю жизнь

5 ч.

4.

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

4 ч.

5.

Безопасность детей на дорогах.

7 ч.

Тематическое планирование

Название раздела и темы

Количество часов

Формы контроля

1класс

30 ч.

Самопознание через чувства и образ

4 ч.

1

Я познаю себя. Части тела и их функции.

1ч.

2

Я познаю себя. Язык, жесты, поза, мимика.

1ч.

3

Я познаю себя. Внутренние органы и их роль в жизни человека

1ч.

4

Я познаю себя. Навыки личной гигиены.

1ч.

Школа здорового питания

10 ч.

. Проверочная работа по теме «Самопознание через чувства и образ».

5

Питание и эмоциональное состояние.

1ч.

6

Пищеварение, как это происходит?

1ч.

7

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Белки, жиры, углеводы, витамины.

1ч.

8

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Русская национальная кухня.

1ч.

9

Питание и индивидуальное здоровье. Режим дня. Режим питания. Основные симптомы насыщения.

1ч.

10

Питание и индивидуальное здоровье. Режим питания. Закрепление.

1ч.

11

Производство, хранение, распространение продуктов питания.

1ч.

12

Производство, хранение, распространение продуктов питания. Навыки хранения продуктов в домашних условиях.

1ч.

13

Приготовление пищи. Русский лесной чай из ягод и трав.

1ч.

14

Приготовление пищи.

1ч.

Проверочная работа по теме «Школа здорового питания».

Ослепительная улыбка на всю жизнь.

5 ч.

15

Зачем человеку нужен рот и что в нём находится.

1ч.

16

Правила ухода за зубами.

1ч.

17

Как правильно чистить зубы.

1ч.

18

Здоровое питание – здоровые зубы.

1ч.

19

Как нужно беречь зубы.

1ч.

Проверочная работа по теме «Зубы».

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами.

4 ч.

20

Лекарственные препараты.

1ч.

21

Табак. Пассивное курение.

1ч.

22

Алкоголизм. Как ты относишься к человеку, который постоянно употребляет алкоголь?

1ч.

23

Наркотические и токсические вещества. Как ты относишься к человеку, который употребляет наркотики?

1ч.

Проверочная работа по теме «Лекарственные препараты».

Безопасность детей на дорогах.

7 ч.

24

Что мешает видеть проезжую часть улицы?

1ч.

25

Экскурсия по улицам города Сыктывкара (учимся слушать и наблюдать).

1ч.

26

Неподвижные транспортные  и  нетранспортные средства.

1ч.

27

Временно остановившиеся подвижные транспортные средства.

1ч.

28

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы.

1ч.

29

Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица.

1ч.

30

Опасность на «островках безопасности».

1ч.

Проверочная работа по теме «Безопасность детей на дорогах»



Предварительный просмотр:

                                                               Поурочное планирование

Название раздела и темы

Национально региональный компонент

Основные понятия

1 класс (30 ч.)

Самопознание через чувства и образ (4 ч.)

1

Я познаю себя. Части тела и их функции. (1 ч.)

Руки, ноги, голова, туловище, пальцы, глаза, рот, нос, уши.

2

Я познаю себя. Язык, жесты, поза, мимика. . (1 ч.)

Язык, жесты, поза, мимика.

3

Я познаю себя. Внутренние органы и их роль в жизни человека. (1 ч.)

Общее понятие о внутренних органах. Скелет, мышцы.

4

Я познаю себя. Навыки личной гигиены. . (1 ч.) Проверочная работа по теме «Самопознание через чувства и образ».

Расчёска, мыло, полотенце, зубная щётка, носовой платок, мочалка.

Школа здорового питания (10 ч.)

5

Питание и эмоциональное состояние. (1 ч.).

6

Пищеварение, как это происходит? . (1 ч.)

Общее понятие о пищеварительной системе:  рот, глотка, пищевод, желудок.

7

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Белки, жиры, углеводы, витамины. . (1 ч.)

Белки, жиры, углеводы, витамины.

8

Питательные вещества и их значение для роста и развития организма. Русская национальная кухня. . (1 ч.)

Коми национальная кухня.

Национальная кухня.

9

Питание и индивидуальное здоровье. Режим дня. Режим питания.     Основные симптомы насыщения(1 ч.)

Режим дня. Режим питания. Основные симптомы насыщения.

10

Питание и индивидуальное здоровье. Режим питания. Закрепление. . (1 ч.)

11

Производство, хранение, распространение продуктов питания. (1 ч.).

12

Производство, хранение, распространение продуктов питания. Навыки хранения продуктов в домашних условиях. . (1 ч.)

Холодильник, погреб.

13

Приготовление пищи. Русский лесной чай из ягод и трав. . (1 ч.)

Лесной чай из ягод и трав Республики Коми

Чай, напиток.

14

Приготовление пищи. (1 ч.) Проверочная работа по теме школа здорового питания.

Рецепты простых блюд народа коми.

Рецепт.

Ослепительная улыбка на всю жизнь (5 ч.)

15

Зачем человеку нужен рот и что в нём находится. . (1 ч.)

Рот, язык, зубы.

16

Правила ухода за зубами. . (1 ч.)

17

Как правильно чистить зубы. . (1 ч.)

Зубная щётка, зубная паста.

18

Здоровое питание – здоровые зубы. . (1 ч.)

19

Как нужно беречь зубы. . (1 ч.) Проверочная работа по теме «Зубы».

Профилактика аддитивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами (4 ч.)

20

Лекарственные препараты. . (1 ч.)

Лекарство.

21

Табак. Пассивное курение. . (1 ч.)

Табак, курение.

22

Алкоголизм. Как ты относишься к человеку, который постоянно употребляет алкоголь? . (1 ч.)

Алкоголь, алкоголизм

23

Наркотические и токсические вещества. Как ты относишься к человеку, который употребляет наркотики? . (1 ч.) Проверочная работа по теме «Лекарственные препараты».

Наркотик, токсины.

Безопасность детей на дорогах (7 ч.)

24

Что мешает видеть проезжую часть улицы? . (1 ч.)

Улица, дорога, проезжая часть.

25

Экскурсия по улицам города Сыктывкара (учимся слушать и наблюдать). . (1 ч.)

Экскурсия по улицам города Сыктывкара (учимся слушать и наблюдать).

Улица, дорога, проезжая часть, светофор.

26

Неподвижные транспортные  и  нетранспортные средства. . (1 ч.)

Неподвижные транспортные  и  нетранспортные средства.

27

Временно остановившиеся подвижные транспортные средства.  (1 ч.)

Временно остановившиеся подвижные транспортные средства. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы.

28

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы. (1 ч.)

Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

Внимание.

29

Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица.  (1 ч.)

Загадки «пустынной улицы». Двор тоже улица.

Двор.

30

Опасность на «островках безопасности». (1 ч.)  Проверочная работа по теме «безопасность детей на дорогах»,

Опасность на «островках безопасности».

«Островок безопасности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Изучив методикутдоктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую....

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Изучив методику доктора медицинских наук, руководителя лаборотории физиологоздрароохранительных проблем обучения В.Ф. Базарного, приняля во внимания и использую. Выступление на заседании школьного МО....

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Здоровьесбережение в образовательном процессе.В здоровьесберегающей технологии я выделяю несколько критериев:1.    Слежу за созданием гигиенических условий в классе (температура и свеже...

Здоровьесбережение в образовательном процессе

В статье описывается, каким образом можно создать оптимальные условия для сбережения здоровья учеников в образовательном процессе....

Здоровьесбережение в образовательном процессе.

Охрана здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны зан...

Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе

Содержание буклета направлено на профилактику проблемы социального здоровья...