Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме
Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни
Основные задачи программы.
Обучающие:
Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека
Расширить представление учащихся о дорожной среде
Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене
Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях
Развивающие:
Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье
Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела
Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
Формирование установки на здоровый образ жизни
Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением
Воспитывать эстетический вкус и аккуратность
Установление положительной психологической атмосферы в классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_zdorovyy_obraz_zhizni_romas_o.v..doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент семейной политики Краснодарского края ГКОУ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, общеобразовательная школа-интернат г. Тимашевска Краснодарского края.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
для детей 7-10 лет
(срок реализации 1 год)
Составитель: Ольга Викторовна Ромас,
воспитатель начальных классов общеобразовательной школы-интерната г. Тимашевска
10.09.2011г.
Здоровье – это вершина,
на которую каждый должен забраться сам.
И.И.Брехман
Пояснительная записка.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.
Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.
Дополнительная образовательная программа «Здоровый образ жизни» имеет интеллектуально-познавательную направленность.
Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:
- она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания;
- воспитатель вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей
Актуальность и практическая значимость данной программы в воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %. Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.
Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.
Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
- Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
- Честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- Коммуникабелен (социальное здоровье);
- Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни
Основные задачи программы.
Обучающие:
- Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека
- Расширить представление учащихся о дорожной среде
- Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене
- Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях
Развивающие:
- Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье
- Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела
- Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
Воспитательные:
- Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;
- Формирование установки на здоровый образ жизни
- Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
- Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением
- Воспитывать эстетический вкус и аккуратность
- Установление положительной психологической атмосферы в классе
Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы, 7-10 лет
Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год
Основная форма работы – групповая, индивидуальная.
В итоге обучения учащиеся должны знать:
- Основные режимные моменты
- Правила поведения учащихся в школе
- Правила личной гигиены
- Как устроен человек на уровне первоначальных сведений
- Что такое полезные и вредные привычки
Уметь:
- Планировать свое время
- Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид
- Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья
- Оказывать первую медицинскую помощь
Владеть:
- Основными правилами сохранения здоровья
- Навыками коммуникации
- Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье
Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.
Формой подведения итогов будут праздники, дни здоровья.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Из них | ||
теория | практика | |||
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. 1.7. 1.8. 1.9. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 2.9. 2.10. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 3.7. 3.8. 3.9. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 5.6. 5.7. 5.8. 5.9. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 7. 7.1. 7.2. 7.3. 7.4. 7.5. 7.6. | Введение Режим дня, учёбы и отдыха Режим дня третьеклассника Устав школы и здоровье учеников О пользе зарядки Сон – лучшее лекарство. Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах Собака бывает кусачей Безопасность в доме Правила безопасности на воде Мы едем, едем, едем… Здоровье и здоровый образ жизни Что я знаю о ЗОЖ Что такое иммунитет? Вирусные инфекции и их профилактика Вредные привычки Мудрое слово о здоровье Травматизм и его профилактика Советы доктора Айболита Что нужно знать о лекарствах Опасные и безопасные ситуации Стартуют все! Личная гигиена Как устроен человек? Забота о глазах Чтобы уши слышали Чтобы зубки не грустили Ногти и уход за ними Уход за волосами Гигиена позвоночника Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело Быть не может красоты без мыла, щетки и воды. Основы рационального питания Аппетит приходит во время еды Вкусное часто бывает опасным Витаминная семья Отравления и их профилактика Если хочешь быть здоров… Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья Путешествие в страну Здоровья Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону! Чихали мы на простуду! Соревнования на приз Деда Мороза Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться! Мама, папа, я – спортивная семья Вместе веселей играть! Малые олимпийские игры Секреты здоровья Антиалкогольное и антитабачное воспитание Правда об алкоголе Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор Антиреклама табака и алкоголя Сам себе я помогу и здоровье сберегу Самопознание и саморегуляция Я - неповторимый человек Каким я был? Есть? Буду? Учусь принимать решения в опасных ситуациях Учусь настаивать на своем О чем говорят чувства? Моё настроение | 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 - 1 1 1 1 - 4 1 - 1 1 - - 1 - - 3 1 1 - 1 - 4 - 1 1 - 1 - - - 1 3 1 1 1 - 5 1 1 1 1 1 - | - 5 1 1 - - 2 - 1 - - 8 - - 1 1 1 1 1 1 1 1 5 - 1 - - 1 1 - 1 1 3 - - 1 1 1 8 1 1 - 1 1 1 1 1 1 3 - 1 1 1 3 - - 1 1 - 1 | |
Итого | 37 | 35 |
Содержание программы
Введение.
С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется. Что такое здоровый образ жизни?
Теоретическая часть: беседа
Практическая часть: обзор книг о здоровье.
- Режим дня, учёбы и отдыха.
Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья третьеклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни.
Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины
Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня
- Здоровье и здоровый образ жизни
Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли . Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.
Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки
Практическая часть: конкурс рисунков, экскурсия в школьный медпункт, игра-путешествие
- Личная гигиена.
Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, беседы
Практическая часть: составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов, экскурсия в городской музей.
- Основы рационального питания.
Меню из трех блюд на всю жизнь. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил.
Теоретическая часть: беседы, викторины, конкурс пословиц и загадок, театрализация.
Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.
- Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.
Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.
Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование
Практическая часть: соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.
- Антиалкогольное и антитабачное воспитание.
Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми. Влияние вредных привычек на внешний вид и самочувствие человека.
Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы
Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.
- Самопознание и саморегуляция.
Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.
Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом
Практическая часть: тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?»
Методическое обеспечение
Раздел (наименование) | Используемые формы организации процесса | Методическое оснащение | Формы подведения итогов |
Введение Режим дня, учёбы и отдыха Здоровье и здоровый образ жизни Личная гигиена Основы рационального питания Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья Антиалкогольное и антитабачное воспитание Самопознание и саморегуляция | Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт
Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в городской музей. Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры, конкурс пословиц и загадок, театрализация. Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры, конкурс пословиц и загадок, инсценирование Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры, Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом | Выставка книг о здоровье Книги Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды Книги, плакаты Книги Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон Книги | Собеседование Составление индивидуального режима дня Конкурс рисунков, игра-путешествие Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов. Создание проекта, составление индивидуального меню Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр. Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов. Тестирование |
Литература
Для учителя:
- 30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.
- Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М., 1978.
- Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982.
- Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.
- Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.
- Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.
- Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988.
- Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004.
- Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».
- Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002
- Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002
Для обучающихся:
- Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.
- Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002
- Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992
- Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.
- Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.
- Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
Зам.директора по ВР Л.П.Дорошенко
Методист МО В.Г. Арушанян
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».
Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм
Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...
Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни муниципального образовательного учреждения МБОУ СОШ №4 на основе взаимодействия семьи и школы в рамках ФГОС»
Понижение уровня здоровья современного школьника приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи, социальных партнёров и общества по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Это направле...
Дополнительная программа по внеурочной деятельности "Школа здорового образа жизни".
Программа внеурочной деятельности. Содержание программы предпологает изучение вопросов этики, морали, психологии, правоведения, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды обуче...
Дополнительное образование: формирование культуры здорового образа жизни.
Из опыта работы педагога дополнительного образования по формированию культуры здорового образа жизни....
Диагностирование наличия интереса к знаниям о здоровом образе жизни в дополнительном образовании
Описание опыта работы по диагностике интереса обучающихся к здоровому образу жизни....