Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»
материал по теме

Валентина Николаевна Олейникова

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zdorovyu.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«СОсновная общеобразовательная школа №2»

города Котовска Тамбовской области

                                                                                       Утверждена на заседании

                                                                                                       методического совета

                                                                                                                     протокол №__от___________

                                                                                               Директор школы

                                                                                                                     Рудавко Н.С.______________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ»

для детей 9-10 лет

(срок реализации 1 год)

                                                                              Составитель: Олейникова Валентина Николаевна,

                                                                                            учитель начальных классов МОУ «ООШ №2»

Котовск, 2011


Здоровье – это вершина,

 на которую каждый должен забраться сам.

И.И.Брехман

Пояснительная записка.

Обстановка общего кризиса социально-экономических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма, пандемия СПИДа, - все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи.

По выражению академика Амосова, «чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем».

Вспоминается невеселая шутка: «Если бы людей судили за преступление против собственного здоровья, очень многие получили бы высшую меру». Низка общая культура, слабы традиции ЗОЖ, нет потребности, нет привычки, нет навыков – эти основы не заложены с детства.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни» имеет интеллектуально-познавательную направленность.

Новизна предлагаемой программы состоит в следующем:

она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания;

педагог вместе с детьми изучает новую для себя учебную дисциплину, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности детей

Актуальность и практическая значимость данной программы в  воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

 Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.  Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных  семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

Проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);

Честен, самокритичен (нравственное здоровье);

Коммуникабелен (социальное здоровье);

Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Цель программы:  cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни

Основные задачи программы.

Обучающие:

Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека

Расширить представление учащихся о дорожной среде

Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене

Научить ориентироваться в экстремальных ситуациях

Развивающие:

Развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье

Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела

Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

Воспитательные:

Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;

Формирование установки на здоровый образ жизни

Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;

Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением

Воспитывать эстетический вкус и аккуратность

Установление положительной психологической атмосферы в классе

Возраст детей-участников программы - учащиеся начальной школы,  9-10 лет

Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год

Основная  форма  работы - групповая

Учебная нагрузка - 2 часа в неделю – 72 часа в год

 В итоге обучения учащиеся должны знать:

Основные режимные моменты

Правила поведения учащихся в школе

Правила личной гигиены

Как устроен человек на уровне первоначальных сведений

Что такое полезные и вредные привычки

Уметь:

Планировать свое время

Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид

Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья

Оказывать первую медицинскую помощь

Владеть:

Основными правилами сохранения здоровья

Навыками коммуникации

Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье

           Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

            Формой подведения итогов будут праздники, семейные дни здоровья.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов,

тем

Всего часов

Из них

теория

практика


1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.


1.6.

1.7.

1.8.

1.9.


2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

2.10.


3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.


3.9.


4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.


5.


5.1.

5.2.


5.3.

5.4.

5.5.


5.6.

5.7.

5.8.

5.9.



6.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.


7.

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

7.6.

Введение

Режим дня, учёбы и отдыха

Режим дня третьеклассника

Устав школы и здоровье учеников

О пользе зарядки

Сон – лучшее лекарство.

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах

Собака бывает кусачей

Безопасность в доме

Правила безопасности на воде

Мы едем, едем, едем…


Здоровье и здоровый образ жизни

Что я знаю о ЗОЖ

Что такое иммунитет?

Вирусные инфекции и их профилактика

Вредные привычки

Мудрое слово о здоровье

Травматизм и его профилактика

Советы доктора Айболита

Что нужно знать о лекарствах

Опасные и безопасные ситуации

Стартуют все!


Личная гигиена

Как устроен человек?

Забота о глазах

Чтобы уши слышали

Чтобы зубки не грустили

Ногти и уход за ними

Уход за волосами

Гигиена позвоночника

Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело

Быть не может красоты без мыла, щетки и воды.


Основы рационального питания

Аппетит приходит во время еды

Вкусное  часто бывает опасным

Витаминная семья

Отравления и их профилактика

Если хочешь быть здоров…


Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья

Путешествие в страну Здоровья

Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону!

Чихали мы на простуду!

Соревнования на приз Деда Мороза

Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться!

Мама, папа, я – спортивная семья

Вместе веселей играть!

Малые олимпийские игры

Секреты здоровья



Антиалкогольное и антитабачное воспитание

Правда об алкоголе

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

Антиреклама табака и алкоголя

Сам себе я помогу и здоровье сберегу


Самопознание и саморегуляция

Я - неповторимый человек

Каким я был? Есть? Буду?

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

Учусь настаивать на своем

О чем говорят чувства?

Моё настроение

1

14

2

2

1

1

3


1

2

1

1


16

1

1

2

2

1

2

2

2

2

1


9

1

1

1

1

1

1

1

1


1


6

1

1

1

2

1


12


1

2


1

1

2


1

1

1

2



6

1

2

2

1


8

1

1

2

2

1

1

1

9

1

1

1

1

1


1

1

1

1


8

1

1

1

1

-

1

1

1

1

-


4

1

-

1

1

-

-

1

-


-


3

1

1

-

1

-


4


-

1


1

-

1


-

-

-

1



3

1

1

1

-


5

1

1

1

1

1

-

-

5

1

1

-

-

2


-

1

-

-


8

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1


5

-

1

-

-

1

1

-

1


1


3

-

-

1

1

1


8


1

1


-

1

1


1

1

1

1



3

-

1

1

1


3

-

-

1

1

-

1

Итого

72

37

35

Содержание программы

Введение.

С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется.  Что такое здоровый образ жизни?

             Теоретическая часть: беседа

             Практическая часть: обзор книг о здоровье.

Режим дня, учёбы и отдыха.

             Есть ли режим в природе (на примере растений и животных Тамбовщины). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья третьеклассника и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Природа Тамбовщины как источник отдыха и восстановления сил.

            Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины

            Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня

Здоровье и здоровый образ жизни

           Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Тамбовской. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.

            Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки

            Практическая часть:  конкурс рисунков, экскурсия в школьный медпункт, игра-путешествие

Личная гигиена.  

           Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.

          Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, беседы

          Практическая часть: составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов, экскурсия в городской музей.

 Основы рационального питания.

      Меню из трех блюд на всю жизнь. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил.

      Теоретическая часть: беседы, викторины, конкурс пословиц и загадок, театрализация.

      Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.

Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.

        Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.

        Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование

        Практическая часть: соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.

Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

       Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми.  Влияние вредных привычек  на внешний вид и самочувствие человека.

         Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы

        Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.

Самопознание и саморегуляция.

        Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

        Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом

        Практическая часть: тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?»

Методическое обеспечение

Раздел

(наименование)

Используемые формы

организации процесса

Методическое

оснащение

Формы

подведения итогов

Введение






Режим дня,

учёбы и отдыха






Здоровье и здоровый образ жизни








Личная гигиена










Основы рационального питания





Значение физкультуры

 и закаливания

для сохранения здоровья



Антиалкогольное и

антитабачное воспитание





Самопознание и саморегуляция

Беседа, чтение и обсуждение научно-популярной литературы



Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины



Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки экскурсия в школьный медпункт

           

Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной литературы, конкурсы, викторины экскурсия в городской музей.




Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры,

конкурс пословиц и загадок, театрализация.


Беседы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры,

конкурс пословиц и загадок, инсценирование


Видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы, чтение и обсуждение научно-популярной лит-ры,


Чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом

Выставка книг о здоровье





Книги







Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон







Книги, плакаты, индивидуальные средства гигиены (зубная щетка, расческа), щетка для одежды





Книги, плакаты







Книги







Книги, видеокассеты, телевизор, видеомагнитофон





Книги


Собеседование






Составление индивидуального режима дня





Конкурс рисунков, игра-путешествие









Составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов.


Создание проекта, составление индивидуального меню




Соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.




Проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.






Тестирование

Литература

Для учителя:

30 детских утренников для начальной школы (сценарии) / Авт.-сост. Давыдова М.М. - М.: «Аквариум ЛТД», 2003.

Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в начальных классах. – М., 1978.

Глущенко А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. – Киев, 1982.

Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.

Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.

Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

 Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.

Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы в группе продленного дня. – М., 1988.

Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня. – М., 2004.

Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».

Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002

Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007. 

 Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002

Для обучающихся:

Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. Для дошкольников и младших школьников. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992

Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей: Чудо всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия, К. Академия Холдинг, 2000.

Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.

Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"

Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...

Программа "Здоровый образ жизни"

Программа для педагогов школ начального звена, рассчитана для детей 8-9 лет....

Практический материал к индивидуальной программе здорового образа жизни младших школьников

Цель: овладение навыком плавания как жизненно необходимым условием здорового образа жизни.Задачи:-    Изучение техники плавания способом кроль на груди с работой ног и работой одной рук...

Образовательная программа."Здоровье". Авторская разработка.

Образовательная программа «Здоровье» составлена  заместителем директора по здоровью.Одна из основных потребностей современного общества заключается в новой организации образовательного про...

Программа «Здоровый образ жизни»

В содержании программы «Здоровый образ жизни» предусмотрены различные формы деятельности: беседа, лекция, просмотр видеоматериалов. В ходе освещения программы  пожилые люди знакомятся с основами ...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье».

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Целевая программа «Здоровье»...