Образовательная программа."Здоровье". Авторская разработка.
методическая разработка по зож на тему

Эртуганова Светлана Евгеньевна

  Образовательная программа «Здоровье» составлена  заместителем директора по здоровью.

Одна из основных потребностей современного общества заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического становления подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

“Здоровье ”

авторская,  оздоровительной направленности

                                                                                                       

                                                 Автор:

        Эртуганова С.Е.

учитель начальных классов                                                                  

 

                                                                                         

                                                                                                                                          Срок реализации: 4года..

                                                                                                                                               Возраст учащихся 7-16 лет.

                                                                     

   

                              

                                 

                   2.1    Пояснительная записка.

                         Образовательная программа «Здоровье» составлена  заместителем директора по здоровью.

Одна из основных потребностей современного общества заключается в новой организации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности, гарантирующей оптимальные условия физического и психического становления подрастающего поколения.

Известно, что личность ребёнка есть продукт трёх основных источников влияния:

  • семьи,
  • социальной среды,
  • школы.

Известно, что целью школы является создание активной школьной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала обучающегося.

Развитие внутреннего потенциала здоровья должно происходить в жизни школы повседневно: и в ходе обычных уроков, и на специальных лекциях, и на встречах со специалистами, и при индивидуальном общении с учащимися, и в кружковой работе.

Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и гармоничной, когда в полной мере,  профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

                 

                    2.2 Актуальность данной программы.

Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. В современной образовательной системе особенно важна деятельность общеобразовательных учреждений «Школ здоровья», реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

«Школа здоровья» – общеобразовательное учреждение в системе непрерывного образования, ориентированное на обучение и воспитание детей с учетом их индивидуального физического здоровья, решающее одновременно с образованием задачи по оздоровлению детей, профилактике заболеваний, проблемы социальной адаптации и интеграции молодого поколения в современное общество (социум).

Статус общеобразовательной школы «Школы здоровья» регулируется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2002 года №196.

Организация работы нашей школы как «Школы здоровья» опирается на тот факт, что не определенная сумма знаний определяют качество образования, а способность выпускника в дальнейшей, взрослой жизни адаптироваться к окружающей действительности. Известно, что интеллектуальные способности и возможности человека во многом определяются его функциональным здоровьем. То есть помимо того, что человек существо социальное, нельзя забывать что, прежде всего, человек существо – биологическое.

В современном мире множество факторов, влияющих на здоровье каждого человека: и неблагоприятная, почти катастрофическая экологическая обстановка, низкая санитарно-гигиеническая культура населения, дорожание жизни, реклама. А одолеть все это могут лишь знания, ставшие нормой жизни, осознанной повседневностью действий: физические упражнения, закаливание организма, избавление от дурных привычек. Ведь все физические, социальные и экономические факторы окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням.

    2.3. Отличие и уникальность данной программы в том, что  она даёт возможность реализовать воспитательные задачи, направленные на сохранения здоровья школьников и формирования здорового образа жизни в школе с внешкольным дополнительным образованием, для создания единого образовательного пространства в школе полного дня.

      Данная  образовательная  программа предназначена для  пропаганды здорового образа жизни и практического ознакомления  школьников  с навыками оказания доврачебной помощи. Она  может помочь сформировать навыки здорового образа жизни, отказаться от вредных привычек. В ходе практической работы дети узнают о том, как  правильно питаться, как ухаживать за зубами, за волосами,  за кожей, как  правильно оказать доврачебную помощь.

     В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями (медициной, ОБЖ,   литературой,  рисованием).  

2.4.Цель программы:

Основная цель  заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка.

Задачи:    

*привлечь учащихся к занятиям физической культурой и   спортом;

*пропагандировать здоровый образ жизни;

*создать условия для нормального физического развития   учащихся;

*вооружить учащихся знаниями в области гигиены и медицины,    необходимыми по физической  культуре;

*сохранить и нормализовать физическое и психическое    здоровье учащихся; *создать нормальные отношения учащихся с другими людьми;

*помочь учащимся развить широкий круг способностей и   знаний;

       

     

1.Образования:

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков. Эти задачи являются приоритетными.

         Обеспечение оптимизации образовательного процесса, определяющего здоровье как цель, объект и результат деятельности школы, гарантирующего оптимальные условия физического и психического становления обучающихся и сотрудников образовательного учреждения.

2.Развития:

- формировать у учащихся готовность к труду и профессиональному   самоопределению; 

-  прививать основы  культуры труда  (трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, чувство взаимопомощи при выполнении работы).

- осуществлять  развитие образного мышления, внимания, фантазии.

3. Воспитания:

*сформировать систему работы по сохранению здоровья участников образовательного процесса;

*обеспечить положительную динамику по уровню заболеваемости и состоянию здоровья в ученическом коллективе.

*индивидуальные медицинские консультации и рекомендации;

*стабилизировать показатели по группам здоровья, физкультурным группам, травматизму, инфекционным, хроническим и простудным заболеваниям;

2.5.Ожидаемые результаты: 

1.Образования:

  • Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни.
  • Активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей.

 

2. Развития:

- развитие таких личностных качеств, как трудолюбие, усидчивость,  аккуратность в работе,  самостоятельность, умение работать в коллективе, умение оказывать  доврачебную  помощь  себе и окружающим.

-  развитие творческих способностей  детей;

3. Воспитания:

- проявление  потребности в саморазвитии, потребность в игре, приобретение опыта через практическую и проектную деятельность

Учащиеся,   занимаясь   творческой работой, приобретают много новых знаний и умений,  в результате у них возникает  много вопросов  требующих получения дополнительных знаний, умений и навыков, а также  потребность самостоятельно ответить на вопросы, решить проблему, поэтому возникает необходимость перехода к проектной деятельности, которая является связующим звеном между основным и дополнительным образованием.

                      2.6.   Новизна программы.

        Наметившая во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» -быть здоровым, «логос» - наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа по валеологии ориентированны на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

      Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычек к здоровому образу жизни у младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

      Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей .

      Цель  занятий валеологии: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами быта.

Занятия имеют ряд специфических особенностей:

  1. Занятия имеют сюжетно-тематическую форму построения.
  1. На занятиях широко используется игра и  приёмы неигрового типа,
  1. Один раз в месяц проводится «День здоровья»
  1. Используются индивидуальные формы работы: разучивание стихотворений, песен, скороговорок, подготовка к празднику, учебно-исследовательские работы.
  2. В рамках определённых тем предполагаются такие формы занятий, как практические занятия по оказании доврачебной помощи.

Основные виды деятельности: познавательная, игровая,   творческая, спортивная, коммуникативная ( общение), досуг, допрофессиональная.

Основные формы деятельности: классные часы, экскурсии, ролевые игры, конкурсы, проектная деятельность, поисковая работа, благотворительные мероприятия, дискуссии.

Данная программа предполагает занятия с группами детей в возрасте 7-16 лет. Предполагается  желание и интерес детей, добровольность участия, целеустремлённость учащихся.

Количество обучающихся в группе 12-15 человек.

Режим занятий 1 раза в неделю, занятия  по часу (45 минут с перерывом по 15 минут (СанПиН 2.4.4.1251-03)).

   1 учебный час в неделю, 38 учебных часов в год.

Программа рассчитана на 4 года   обучения.

           2.7.   Условия реализации программы.

Требования к помещению. Помещение, где проходят занятия, должно отвечать санитарно - гигиеническим требованиям. Должно быть оборудовано партами и стульями в соответствии с возрастом детей. Помимо этого,  в работе используется медицинский кабинет для проведения практических занятий по оказании доврачебной помощи.

Внешние условия. Своевременное ознакомление педагога с достижениями психолого-педагогической науки, с передовым опытом работы педагогов, повышение уровня профессиональной подготовки на семинарах, курсах и индивидуальных занятиях.

Кадровые условия. Занятия проводятся опытным педагогом дополнительного образования первой квалификационной категории, к занятиям привлекаются медицинские работники школы.

Психологические условия: создание атмосферы сотрудничества  между детьми и педагогом; благоприятный микроклимат; отношения между педагогами и администрацией не должны основываться на авторитаризме. Необходимо предоставлять педагогам свободу творчества, непрерывного поиска более эффективных путей и методов работы с детьми; непрерывный профессиональный рост педагогов является немаловажным фактором для поддержания деловой атмосферы; организация обучения на добровольных началах.

Методические условия: наличие наглядных методических  рекомендаций  по овладению практическими навыками при оказании доврачебной помощи, агитационная литература по формированию здорового образа жизни, видеофильмов, книг, метод. литературы, наличие видеоаппаратуры, видеокассет.

 Формы контроля.

Текущий контроль производится параллельно с изучением материала, включает в себя проверку знания терминологии, выполнение индивидуальных практических заданий во время занятия. Данная форма контроля помогает педагогу увидеть трудности, возникающие у детей и вовремя найти путь их коррекции.

Итоговый   контроль.   Проводится   в   конце   каждого   года   обучения   в   форме викторины,  где   группа детей  делится  на  2  команды.   В   процессе  викторины  детям предлагаются как групповые, так и индивидуальные задания, тесты.

Критерии оценки результатов обучения:

Низкий уровень. Ребёнок проявляет большой интерес и стремление, но часто совершает ошибки. Справляется с заданием с помощью педагога или сверстника.  Для решения задач использует «клише».

Средний уровень. Ребёнок справляется с поставленной задачей после небольшой подсказки, помощи педагога или товарища. Стремиться выполнить задание правильно, проявляет инициативу. Владеет терминологией.. Для решения задач пользуется «клише» и  собственными находками.

Высокий уровень. Ребёнок владеет технологией изготовления макетов.  Знает  терминологию.  Проявляет активность, творчески относиться к поставленным задачам.

Творческое применение изученного материала. Умение использовать полученные знания, умения и навыки при выполнении импровизационного задания.

Практическая значимость. В процессе реализации программы происходит творческое развитие детей,

формируется и развивается  физиологическая и психологическая способность понимания сущности здоровья, здорового образа жизни и использования этих знаний, для решения проблем своего здоровья и развития.

Опыт распространения программы, окружная научно -практическая конференция « Интеграция основного и дополнительного образования» 2008г.,  окружной семинар « Сохранение здоровья школьников в условиях школы полного дня».

Программа рассчитана на 4 года обучения.  

  Обучения – по 38 часов занятий. В группы первого года обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. В группы 2-го и 3-го и 4-го  года обучения происходит добор  детей, обладающие основными навыками.  Количество детей в группах  12 – 15 человек.  Режим работы объединения для групп 1-го и 2-го года обучения – 1 раз в неделю по 1 занятия  по часу(45 минут с перерывом по 15 минут (СанПиН 2.4.4.1251-03)). В первый год обучения учащиеся знакомятся с основными понятиями : знание своего тела; правилами межличностного общения; изучают гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний; основы личной безопасности и профилактики травматизма , а также получают основу по оказанию доврачебной помощи.

 

 Анализируя  задачи обучения на занятиях по образовательной программе, а также психологические особенности школьников  были сформулированы  исходные принципы, которыми руководствуемся при организации занятий.

Принципы  организации занятий:

 1.Знания — фундамент творчества. Практическая деятельность ученика не может выйти за пределы  имеющихся у него знаний. Следовательно, надо детям сообщать необходимые основные медицинские  знания и понятия, научить таким навыкам и приемам , которые сформируют у ребенка интерес к ЗОЖ.

  2. Многократность  повторения  по-разному   организованного               изучаемого материала. Но повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и того  же учебного материала, чтобы не снизить интереса к  знаниям.

3.Формирование устойчивого интереса к учению.

Используя метод погружения в определённую медико-психологическую среду, проблемно-поисковый метод,  игру.

4.Индивидуальный подход. Все дети в силу различных
причин отличаются друг от друга и уровнем умственного развития, и интересами, и способностями, и психическими качествами, поэтому надо учитывать интересы и возможности каждого ребёнка.

                       3.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

                                       Начальная школа.

                                       I год обучения.

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие:  «Самопознание»

 4

4

2.

Я и другие.

 7

7

3.

Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

 6

6

4.

Питание и здоровье.

 8

8

5.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

13

5

8

ИТОГО:

 38

30

8

                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

                                         II год обучения.

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Питание и здоровье.

7

7

3.

Культура потребления медицинских услуг.

5

5

4.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

15

5

10

5.

Предупреждение употребления психоактивных веществ.

9

9

                                       ВСЕГО:

38

28

10

                                 

                                УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

                                          3 год обучения.

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Бытовой и уличный травматизм.

10

5

5

3.

Питание и здоровье.

7

7

4.

Гигиена полости рта.

6

6

5.

Поведение в экстремальных ситуациях

9

3

6

6.

Обращение с лекарственными препаратами

5

3

2

ИТОГО:

38

25

13

                           

                     УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

                                      4 год обучения.

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

8

8

3.

Гигиена полости рта.

7

4

3

4.

Гигиена здорового питания.

4

4

5.

Поведение в экстремальных ситуациях

18

6

12

                                       ВСЕГО:

38

23

15

                    3.1.    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     I года обучения.

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

«Самознание.»

1.1Теоретические сведения.

Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий.

Знакомство с частями тела, их функциональными предназначениями.

«Язык» тела. Рост и развитие человека, периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.

2.Я и другие.  

2.1.Теоретические сведения. Знакомство с правилами межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения. Правила поведения с незнакомыми людьми. Родственные связи. Правила семейного общения. Права ребенка в семье. Правила групповой деятельности.

3.Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.

3.1.Теоретические сведения. Гигиена тела. Кожа и её придатки. Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями, индивидуальными особенностями.

4.Питание и здоровье.

4.1.Теоретические сведения. Представление об основных пищевых веществах, их значение для здоровья, важнейшие пищевые источники.

Как происходит пищеварение. Режим питания. Традиции приема пищи в разных странах. Правила поведения за столом.

5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

5.1.Теоретические сведения. Основные ситуации «ловушки», в которые обычно попадают дети: «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части». Сигналы регулирования дорожного движения. Правила безопасного поведения дома, на улице, около водоема. Правила эвакуации из здания во время чрезвычайной ситуации.

5.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара. Оказание доврачебной помощи при ожогах. Наложение жгутов, повязок. Оказание доврачебной помощи при порезе рук, ног. Доврачебная помощь при ушибах. Доврачебная помощь при вывихе плеча.

            СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     2 года обучения.

1.Вводное занятие.

1.1.Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий

2. Питание и здоровье

2.1.Теоретические сведения. Умение соблюдать элементарные правила питания. Умение пользоваться столовыми приборами. Самые полезные продукты. Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой.

3. Культура потребления медицинских услуг.

3.1.Теоретические сведения. Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения. Посещение врача. Больница, показания для госпитализации.

4. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

4.1.Теоретические сведения. Уметь прогнозировать развитие чрезвычайную ситуацию на дороге, дома, в школе.

4.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара.  Оказание доврачебной помощи при ожогах. Наложение жгутов, повязок, шин. Наложение шины на верхние конечности. Наложение шины на нижние конечности. Оказание доврачебной помощи при порезе рук, ног. Доврачебная помощь при ушибах.

5. Предупреждение употребления психоактивных веществ.

5.1.Теоретические сведения. Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют псиоактивные вещества. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасно его употребление. Что такое наркотики. Какой вред они наносят людям. Как отказаться от вредных привычек.

               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     3 года обучения

1.Вводное занятие.

1.1.Теоретические сведения.

Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий.

2. Бытовой и уличный травматизм

2.1.Теоретические сведения. Предупреждение  травматизм в школе. Травматизм на уроках физической культуры. Опасные факторы современного жилища, игровой площадки.  Ожоги.

2.2.Практическая работа.

Рана.  Обработка раны.

Порезы. Обработка порезов.

Вывихи. Оказание доврачебной помощи при вывихах.

3. Питание и здоровье.

3.1.Теоретические сведения. Режим питания. Непереносимость отдельных продуктов и блюд. Аллергические реакции. Традиции приема пищи. Навык соблюдения правил хранения пищевых продуктов. Навык обработки фруктов и овощей перед их употреблением. Умение мыть посуду и столовые приборы.

4. Гигиена полости рта.

4.1.Теоретические сведения. Общее представление о строении ротовой полости. Временные и постоянные зубы. Воспаление полости рта. Что такое кариес. Десна. Зубной налет. Слюна. профилактика заболевания кариеса

5 Поведение в экстремальных ситуациях.

5.1.Теоретические сведения. Освоение трех моделей в экстремальных ситуации: «зови на помощь», «уходи из ситуации», « принимай меры по самоспасению». Умение обращаться за помощью в экстремальной ситуации.

5.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара. Оказание доврачебной помощи при ожогах. Наложение жгутов, повязок, шин. Наложение шины на верхние конечности. наложение шины на нижние конечности. Доврачебная помощь при ушибах и переломе

6. Обращение с лекарственными препаратами.

6.1.Теоретические сведения. Рецепт. Аптека, Лекарство. Привитие навыка аккуратного обращения с лекарствами. Отравление лекарственными средствами.

6.2.Практическая работа. Доврачебная  помощь при передозировке  лекарственными средствами.

             

                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     4 года обучения

1.Вводное занятие.

1.1.Теоретические сведения.

Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий

2.Самопознание через ощущение, чувство и образ.

2.1.Теоретические сведения. Эмоциональная сфера личности: чувства, настроение, эмоциональные переживание, ощущения. Способы проявления эмоций и выражения чувств. Дружба. Взаимоотношение людей. Способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах.

3. Гигиена полости рта.

3.1.Теоретические сведения. Прикус. Фактор риска развития стоматологических заболеваний.  Периодонтит. Периостит.

3.2.Практическая работа.  Уход за зубами. Зубные нити. Зубочистки. Зубные элексиры. Правила пользования зубной щетки, нити.

4. Гигиена здорового питания.

4.1.Теоретические сведения. Как правильно есть. Важность соблюдения режима питания. Переедание. Ожирение. Что такое жажда. Газированные напитки.

5. Поведение в экстремальных ситуациях.

5.1.Теоретические сведения. Чрезвычайные ситуации. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма.

5.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара.  Оказание доврачебной помощи при ожогах. Наложение жгутов, повязок, шин. Наложение шины на верхние конечности. Наложение шины на нижние конечности. Доврачебная помощь при ушибах и переломе.

            3.2.    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  5-9 класс.

                                            I года обучения

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

 1

1

2.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

 10

10

3.

Гигиена полости рта.

 6

6

4.

Гигиена труда и отдыха.

 8

8

5.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

13

5

8

ИТОГО:

 38

30

8

                           

                           УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                         II года обучения

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Питание и здоровье.

7

7

3.

Профилактика инфекционных заболеваний

5

5

4.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

15

5

10

5.

Предупреждение употребления психоактивных веществ.

9

9

                                       ВСЕГО:

38

28

10

                                 

                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                         3 года обучения

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Бытовой и уличный травматизм.

10

5

5

3.

Питание и здоровье.

7

7

4.

Культура потребления медицинских услуг.

6

6

5.

Поведение в экстремальных ситуациях

9

3

6

6.

Обращение с лекарственными препаратами

5

3

2

ИТОГО:

38

25

13

                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                      4 года обучения

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Профилактика инфекционных заболеваний.

8

8

3.

Гигиена полости рта.

7

4

3

4.

Гигиена здорового питания.

10

10

5.

Поведение в экстремальных ситуациях

12

5

7

                                       ВСЕГО:

38

28

10

                                 

       

               3.3.     СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     I года обучения

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

1.1.Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий.

2. Самопознание через ощущение, чувство и образ.

2.1.Теоретические сведения. Телосложение. Ткани, органы. Системы органов и их саморегуляция. Гомеостаз как норма состояния организма. Функции основных систем организма (сенсорных, костно-мышечных, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой). Физиологические и психологические процессы в различные периоды взросления и полового созревания.

3. Гигиена полости рта.

3.1.Теоретические сведения. Профилактика кариеса. Гингивит. Фактор риска развития стоматологических заболеваний. Роль питания в профилактике стоматологических заболеваний.

4. Гигиена труда и отдыха.

4.1.Теоретические сведения. Гигиена , личная гигиена. Отдых. Работоспособность. Работоспособность умственная и физическая. Сон. Стресс. Труд. Утомление. Режим дня. Биологические ритмы.

5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

5.1.Теоретические сведения. Ситуация самостоятельного движения ребенка по улице. Пересечение улицы по пешеходному переходу или на перекрестке без светофора. «Островок безопасности». Правила пользования пиротехническими средствами. Факторы, способствующие обморожению. Правила поведения  в зимний период. Правила безопасности  на экскурсии, в походах.

5.2.Практическая работа. Правила безопасности при обращении с огнем. Доврачебная помощь. Элементы реанимации. Основные правила наложения жгутов, повязок, транспортировки пострадавших. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара. Оказание доврачебной  помощи.

        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     2 года обучения.

1.Вводное занятие.

1.1.Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий

2. Питание и здоровье.

2.1.Теоретические сведения. Основные группы пищевых продуктов. Основные блюда и их значение. Составление индивидуального меню. Обработка пищевых продуктов перед употреблением.

Хранение пищевых продуктов.

Правила ухода за посудой.

3. Профилактика инфекционных заболеваний.

3.1.Теоретические сведения.

Причины возникновения инфекционных заболеваний.

Источники возбудителей. Пути передачи инфекционных заболеваний.

Механизм защиты организма - иммунитет.

Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.

Ответственность за распространение инфекций

4. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

4.1.Теоретические сведения. 

Поведение при аварийных ситуациях в жилищах (пожар, затопление, разрушение).

Поведение в криминогенных ситуациях.

Совладание с паническими состояниями.

4.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара. Оказание  доврачебной помощи при ожогах. Оказание доврачебной помощи при утоплении. Оказание доврачебной помощи при переломах. Наложение шин. Оказание доврачебной помощи при вывихе.

5. Предупреждение употребления психоактивных веществ.

5.1.Теоретические сведения. «Легальные» (алкоголь, табак) и «нелегальные» (наркотики) психоактивные вещества.

История распространения психоактивных веществ. Жизненный стиль человека. Зависимого от психоактивных веществ. Как противостоять групповому давлению и не употреблять психоактивные вещества.

               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     3 года обучения

1.Вводное занятие.

1.1.Теоретические сведения.

Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий

2. Бытовой и уличный травматизм.

2.1.Теоретические сведения. Безопасное поведение в транспорте – зоне повышенного риска. Правила движения велосипеда. Травматизм при конфликтах. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации, нанесение телесных повреждений.

2.2.Практическая работа.

Доврачебная помощь при ушибах. Доврачебная помощь при переломах. Доврачебная помощь при кровотечениях.

3. Питание и здоровье.

3.1.Теоретические сведения. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы потребления в основных пищевых веществах и энергии. Пищевые добавки, опасные для здоровья. Ядовитые грибы и растения.

4. Культура потребления медицинских услуг.

4.1.Теоретические сведения. Когда, куда и как обращаться за медицинской помощью. Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях. Ответственность за ложные вызовы медицинских служб. Выбор товаров и услуг, ориентированных на здоровье. Медицинское страхование.

5 Поведение в экстремальных ситуациях.

5.1.Теоретические сведения. Экстремальные ситуации аварийного и криминального характера. Поведение при аварийных ситуациях в жилище (пожар, затопление, разрушение). Поведение в криминогенных ситуациях. Переживание острых и стрессовых состояний.

5.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара. Оказание доврачебной помощи при кровотечении. Оказание доврачебной помощи при переломе руки. Оказание доврачебной помощи при переломе ноги.

6. Обращение с лекарственными препаратами.

6.1.Теоретические сведения. Аптека, рецепт, лекарство. Безопасное хранение и обращение с лекарствами в домашних условиях. Правила употребления и побочные действия медикаментов. Опасность самолечения. Отравление лекарственными средствами.

6.2.Практическая работа. Доврачебная  помощь при передозировке лекарственных средств.

             

                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     4 года обучения

1.Вводное занятие.

1.1.Теоретические сведения.

Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий

2. Профилактика инфекционных заболеваний.

2.1.Теоретические сведения. Индивидуальные и возрастные особенности кожи и её придатков. Запахи тела. Уход за кожей лица и рук. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом. Типы волос, уход за волосами. Болезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил гигиены. Правила личной гигиены подростков: мальчиков и девочек. Предметы личной гигиены.

3. Гигиена полости рта.

3.1.Теоретические сведения. Средства гигиены полости рта. Выбор зубной щетки, зубной пасты. Заболевания зубов, десен, меры их профилактики. Питание и здоровье зубов.

3.2.Практическая работа. Правильная чистка зубов. Подбор щетки.

4. Гигиена здорового питания.

4.1.Теоретические сведения. Болезни, предаваемые через пищу. Правила хранения продуктов и блюд. Сервировка, оформление блюд. Пищевое отравление. Ожирение.

5. Поведение в экстремальных ситуациях.

5.1.Теоретические сведения. Стихийные бедствия техногенного характера. Модели поведения людей в экстремальных ситуациях.  Утопление.

5.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара. Оказание доврачебной помощи при венозном кровотечении. Первая доврачебная помощь при ранениях, потере сознания. Сердечно-легочная реанимация.

Доврачебная помощь при утоплении. Искусственное дыхание.

                             3.4.  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .

                                       Старшая школа. 2 года.

                                            I года обучения

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

 1

1

2.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

 5

5

3.

Гигиена труда и отдыха.

 6

6

4.

Профилактика инфекционных заболеваний..

 8

8

5.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

18

5

13

ИТОГО:

 38

25

13

                              УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                         II года обучения

п/п

Тема

Общ.

кол-во

часов

В том числе:

Теор.

Практ.

1.

Вводное занятие.

1

1

2.

Питание и здоровье.

5

5

3.

Профилактика инфекционных заболеваний

7

7

4.

Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

17

5

12

5.

Предупреждение  употребления психоактивных веществ.

8

8

                                       ВСЕГО:

38

26

12

                           

              3.5.   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     I года обучения

1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

1.1.Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий.

2. Самопознание через ощущение, чувство и образ.

2.1.Теоретические сведения. Субъективные и объективные признаки здоровья. Половой диморфизм. Репродуктивное здоровье юноши и девушки. Понятие о генотипе и фенотипе, обменных и инфекционных болезнях, приводящих  к нарушению формы тела. Старение и смерть человеческого организма.

3. Гигиена труда и отдыха.

3.1.Теоретические сведения. Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время тренировок, соревнований, экзаменов. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, срывы.

4.Профилактика инфекционных заболеваний.

4.1.Теоретические сведения. ВИЧ/СПИД, пути передачи, способы предупреждения. «Группа риска» по заражению инфекционными заболеваниями. Профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.

5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

5.1.Теоретические сведения. Расчет скоростного движения транспорта и тормозного пути. Расчеты траектории движения транспорта. Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Экстремальная ситуация  «пожар».

5.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара.  Первая доврачебная помощь при ожогах, потере сознания. Устройство и назначение индивидуальной аптечки. Значение доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. Виды кровотечений и их характеристика. Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь.

Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности. Доврачебная  помощь при кровотечениях. Понятие о переломах и травматическом шоке. Доврачебная  помощь при переломах. Доврачебная  помощь при ожогах.

                               

  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ     2 года обучения.

1.Вводное занятие.

1.1.Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. План занятий

2. Питание и здоровье.

2.1.Теоретические сведения. Диеты, лечебное питание и голодание. Пост. Болезни питания: анорексия, ожирение. Питание в особых условиях ( питание спортсменов, питание в походе). Правила поведения в местах общественного питания: кафе, бар и т.д.

3. Профилактика инфекционных заболеваний.

3.1.Теоретические сведения. Способы предупреждения заболеваний, передающихся половым путем. ВИЧ/СПИД, пути передачи, способы предупреждения.

Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными.

4. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.

4.1.Теоретические сведения. Бытовой травматизм. Травматизм при конфликтах. Жестокое обращение с детьми и подростками. Административная ответственность при создании травмоопасной ситуации, нанесение телесных повреждений.

4.2.Практическая работа. Эвакуация учащихся из здания школы во время пожара. Оказание доврачебной помощи. Доврачебная помощь при отморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми. Острая и хроническая лучевая болезнь. Радиационные ожоги. Устройство и назначение индивидуальной аптечки.

Особенности действия и основные признаки поражения различными группами отравляющих веществ.

5. Предупреждение употребления психоактивных веществ.

5.1.Теоретические сведения. Основные виды психоактивных веществ. Употребление психоактивных веществ как ложный путь решения жизненных проблем. Социальные, психологические и физиологические последствия употребления психоактивных веществ. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика. Наркомана, алкоголика. Помощь социума людям, прекращение психоактивных веществ. Юридическая и личная ответственногсть за распространение и употребление психоактивных веществ.

                               

       4.      МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методы обучения:

 объяснительно-иллюстративный ,  рассказ,  беседа, работа с книгой, демонстрация,   практические работы репродуктивного и творческого характера,  методы мотивации и стимулирования,  обучающего контроля,  взаимоконтроля и самоконтроля,  метод погружения, познавательная игра,  проблемно-поисковый.

Помимо учебной деятельности с учащимися творческого объединения проводится просветительская  работа.

Формы проведения занятий

№ пп

Тема

Формы проведения занятий

1.

Вводное занятие

Беседа, рассказ.

2.

Профилактика инфекционных заболеваний

Рассказ, беседа.

3.

Гигиена полости рта.

Рассказ, беседа, практика, работа с литературой.

4.

Гигиена здорового питания.

Беседа, рассказ,  конкурсы, игра.

5.

Поведение в экстремальных ситуациях

Беседа, рассказ, практика.

6.

Обращение с лекарственными препаратами

Беседа, рассказ

7.

Культура потребления медицинских услуг.

Беседа, рассказ

8.

Бытовой и уличный травматизм.

Беседа, рассказ, практика.

9.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Беседа, рассказ

10.

Я и другие.

Беседа, рассказ

Формы подведения итогов.

№ пп

Тема

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Фронтальная беседа.

2.

Профилактика инфекционных заболеваний

Фронтальная и индивидуальная беседы, игра, тест,  

3.

Гигиена полости рта.

Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение практических заданий.

4.

Гигиена здорового питания.

Фронтальная и индивидуальная беседы, игра,

5.

Поведение в экстремальных ситуациях

Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение практических заданий.

6.

Обращение с лекарственными препаратами

Фронтальная и индивидуальная беседы, игра,

7.

Культура потребления медицинских услуг.

Фронтальная и индивидуальная беседы, игра, тест,  

8.

Бытовой и уличный травматизм.

Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение практических заданий

9.

Самопознание через ощущение, чувство и образ.

Фронтальная и индивидуальная беседы, игра,

10.

Я и другие.

Фронтальная и индивидуальная беседы, игра,

Техническое оснащение и дидактический материал.

1. Инструкция по технике безопасности при проведении практических занятий по оказании первой медицинской помощи.

2. Инструменты и вспомогательные приспособления: ножницы, градусник, шина для наложения  при травмах верхних конечностей, шина для наложения  при травмах  нижних  конечностей.

3.Материалы: бинт, вата, шины.

4. Специальная литература: 

*Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. СПб.: Издательский Дом Нева, М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000.32с.
*Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАМ, 1998. 232с

*Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с.
*Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского. М.: Физкультура и спорт. 1991. 592с.

 

                                  5.   Список литературы.
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. 191с.
2. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. 6-е изд., перераб., и доп. М.: Медицина, 1982. 176с.
3. Атлас для начальной школы. Организм человека и охрана здоровья. СПб.: Издательский Дом Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 32с.
4. Белецкая В. И., Громова З. П., Егорова Т. И., Школьная гигиена: Учебное пособие для студентов биологических специальностей педагогических институтов. М.: Просвещение, 1983. 160с.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 382с.
6. Гигиена детей и подростков/Под редакцией В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1980. 440с.
7. Н. Б. Коростелева. М.: Физкультура и спорт, 1991. 271с.
8. Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры. Красноярск, 1990. 81с.
9. Если хочешь быть здоров: сборник/составитель Исаев А. А.. М.: Физкультура и спорт, 1988. 352с.
10. Зайцев Н. К., Колбанов В. В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. Владивосток: Дальнаука, 1996. с. 148-153.
11. Запорожченко В. Г. К понятию здоровый образ жизни//Международная научная конференция Здоровый образ жизни(Ленинград, 12 - 14 декабря 1990г.): Тезисы доклада. Часть 1. Новгород, 1990. с. 26.
12. Запорожченко В. Г. Образ жизни и вредные привычки. М.: Медицина, 1984. 32с.
13. Здоровье народа - богатство страны. М.: Советская Россия, 1989. 128с.
14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. 128с.
15. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. М.: Советский спорт, 1990. 64с.
16. Как быть здоровым (из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни): Пер. с английского. М.: Медицина, 1990. 240с.
17. Каневская Л. Я. Питание школьника. М.: Медицина, 1989. 64с.
18. Климова В. И. Человек и его здоровье. М.: Знание, 1985. 192с.
19. Колбанов В. В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. СПб.: ДЕАМ, 1998. 232с.
20. Колесов В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Педагогика, 1982. 176с.
21. Коршунова Н. 5 слагаемых здорового образа жизни.//Здоровье 2000 2. с. 5 - 8.
22. Куинджи Н. Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 139с.
23. Лаптев А. П., Горбунов В. В. Коварные разрушители здоровья. М.: Советский спорт, 1990. 45с.
24. Лебедева Н. Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. Минск: Народная асвета, 1996. 144с.
25. Лямираль С., Ринго К. Растите детей здоровыми. От 0 до 15 лет. Все, что должна знать мать, чтобы ее ребенок рос крепким и здоровым: Пер. с французского/ Предисловие Л. Казанцевой. М.: Физкультура и спорт, 1981. 142с.
26. Панкратьева Н. В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы. М.: Мысль. 1989. 236с.
27. Пароль в страну здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1977. 112с.
28. Певзнер М. С. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение. М. 1979. 163с.
29. Педагогика здоровья. М.: Педагогика, 1990. 288с.
30. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Под. ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608с.
31. Первоочередные направления научных исследований, способствующих достижению здоровья для всех. Копенгаген: ВОЗ/ЕРБ, 1989. 226с.
32. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов/Под. ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 360с.
33. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер. с английского. М.: Физкультура и спорт. 1991. 592с.
34. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1996. 41с.
35. Рыбак С. Детям нравится реклама пива//Ведомости. 2001. 44. с. б5.
36. Синяков А. Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника). М.: Советский спорт. 1990. 40с.
37. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е издание, стереотип. М.: Издательский центр Академия. 2000. 208с.
38. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей. 3-е издание, исправленное и дополненное. М.: Медицина. 1982. 240с.
39. Ткаченко Е. Гуманизация Российского образования//Народное образование. 1995. 6. с. 4 - 8.
40. Торохова Е. И. Валеология: Словарь. М.: Флинта: Наука. 1999. 248с.
41. Чалкин А. В., Милиевская И. Л. Сохранить здоровье смолоду. М.: Педагогика. 1987. 144с.
42. Чумаков Б. Н. Валеология. Избранные лекции. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 245с.
43. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты. Новосибирск: Наука. 1989. 136с.
44. Щербак А. П. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении: Влияние физического воспитания на саморегуляцию поведения дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1999. 72с.
45. Яновская Т. Ю. Как устроен человек? История для детей. Ростов На Дону: Феникс. 2000. 224с.
46. Ярулов А. А. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск. 1998. 108с.

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"

Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...

Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской програ

1. Рабочая программа учебного курса по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерно...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторско

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 4-го класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе ...

Авторская разработка участника конкурса профессионального мастерства «Арсенал идей» среди педагогов муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска в номинации «Авторская разработка

Занятие посвящено решению важной проблемы: воспитание у детей доброты, умения дарить радость окружающим людям, формирование нравственных знаний, развитие чувства товарищества, взаимопомощи; воспитание...