Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (3 класс) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука здоровья» является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональному развитию детей. В процессе реализации данной программы учащиеся приобретают знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление их физического и психического здоровья. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: игры, беседы, дни здоровья, спортивные мероприятия, тесты и анкетирование, просмотр презентаций, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок.Программа состоит из 5 разделов, расчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука здоровья" | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева»
Рассмотрено на заседании МО протокол № _________ от « ____» ___________20____г. Руководитель МО ______/Мясникова Г.Г./ Согласовано с МС МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева» протокол № ________ от « ____» ___________20___г. Председатель МС ________/Пыхтина В.В./ | Принято и рекомендовано к утверждению решением ПС протокол № ______ от « ____» ______________ 20___г. Утверждено приказом № _________ от «____» _______________20___г. Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева» ____________________/Рожкова Н.Е/ |
Дополнительная общеразвивающая программа
спортивно-оздоровительного направления
«Азбука здоровья»
Составитель программы –
учитель начальных классов
Глызина Ольга Петровна
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровье сберегающей компетентности.
Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье учащихся в дальнейшем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы по формированию культуры здоровья учащихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Цели конкретизированы следующими задачами:
Формирование:
- представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
- навыков конструктивного общения;
- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- упражнениям сохранения зрения.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48 им. Р.М. Каменева» г.Курска.
Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» предназначена для обучающихся 3 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПин, т. е. 30 минут.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника: игры, беседы, дни здоровья, спортивные мероприятия, тесты и анкетирование, просмотр презентаций, конкурсы рисунков, плакатов, выпуск газет, листовок.
Содержание дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» отражает социальную, психологическую и соматическую характеристику здоровья. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.
1. Планируемые результаты освоения программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала);
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности детей на занятии (средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);
- средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
В ходе реализация дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» обучающиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
- Содержание учебного курса
Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья» состоит из 5 разделов:
- Человек – часть живой природы (2 ч.).
- Внешнее строение моего тела (7 ч.)
- Мир внутри меня: основные органы и системы (27 ч.)
- Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (8 ч.)
- Безопасность – это важно! (24 ч.)
Итого: 68 часов
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1 | Человек – часть живой природы | |
2 | Мой организм: что я знаю о нем? | |
3 | Внешнее строение моего тела | |
4 | Скелет – наша опора | |
5 | Осанка – стройная спина | |
6 | Здоровье в порядке - спасибо зарядке | |
7 | Я – ученик: режим дня | |
8 | Веселые физкультминутки | |
9 | Проект «Мой режим дня» | |
10 | Мир внутри меня: основные органы и системы | |
11 | «Рабочие инструменты» человека | |
12 | Кожа - надёжная защита организма | |
13 | Если кожа повреждена | |
14 | Наши мышцы - силачи | |
15 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | |
16 | Фитнес, аэробика и многое другое… | |
17 | Я дышу, значит живу | |
18 | Органы дыхания человека | |
19 | Дыхательные упражнения | |
20 | Моторчик внутри меня - сердце | |
21 | Кровь, органы кровообращения | |
22 | Главные функции крови | |
23 | Зачем человек ест? | |
24 | Как сохранить улыбку красивой? | |
25 | Здоровая пища для всей семьи | |
26 | Витамины нам жизненно необходимы | |
27 | Как избежать отравлений? | |
28 | Что такое головной и спинной мозг? | |
29 | Наши органы чувств | |
30 | Глаза – главные помощники человека | |
31 | Чтобы уши слышали | |
32 | Органы обоняния и вкуса | |
33 | Как уберечь наши органы чувств? | |
34 | Игры на развитие восприятия | |
35 | Сон – лучшее лекарство | |
36 | Мое настроение: от чего оно зависит? | |
37 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | |
38 | Советы доктора Воды | |
39 | Если хочешь быть здоров, закаляйся | |
40 | Правила безопасности на воде | |
41 | Игры и упражнения на воде | |
42 | Чтобы солнце было полезным | |
43 | Помощь при солнечном ударе, ожоге, обморожении | |
44 | Игры и упражнения на свежем воздухе | |
45 | Безопасность – это важно! | |
46 | Почему мы болеем? | |
47 | Кто и как нас оберегает от болезней? | |
48 | Полезные и вредные привычки | |
49 | Почему важны прививки? | |
50 | Лекарства: что нужно о них знать? | |
51 | Лучший доктор - Природа | |
52 | Лесная аптека | |
53 | Проект «Аптека под ногами» | |
54 | Грибы и ягоды – будь осторожен! | |
55 | Безопасное поведение в лесу | |
56 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, диких зверей | |
57 | Правила безопасного поведения дома, на улице, в транспорте | |
58 | Игры на развитие внимания | |
59 | Правила обращения с огнем | |
60 | Что делать при ударе электрическим током? | |
61 | Как вести себя, если что-то болит? | |
62 | Чего не нужно бояться? | |
63 | Игры на коррекцию эмоциональной сферы | |
64 | Проект «Моя безопасность в моих руках» | |
65 | Весёлые старты с мячом | |
66 | Русские подвижные игры | |
67 | Защита проектов | |
68 | Викторина «Азбука здоровья» |
Литература
- Боровская, Э. Здоровое питание школьника. Главное, чтобы ребёнку нравилось / Э. Боровская ; конс. З. Р. Щербова. — М. : Эксмо, 2010.
- Воронова Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры; Феникс - Москва, 2011. - 179 c.
- Галанов А. С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников; Речь - Москва, 2007. - 160 c.
- Гогулан, М. Ф. Законы здоровья. Секреты полноценного питания. Чудеса витаминов / М. Ф. Гогулан. — СПб. : Невский проспект : Вектор, 2008.
- Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
- Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Морозов М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний; СпецЛит - Москва, 2013. - 176 c.
- Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
- Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа спортивно-оздоровительной направленности « Урок здоровья» для 1-4 классов.
Цель программы: создать условия для развития и самореализации учащихся в различных видах физкультурной деятельности. Такими условиями являются:1. знакомство ребят с различными видами физической нагруз...
Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности « Азбука содержания домашних животных»
Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятел...
Рабочая общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «От значка ГТО к золотым медалям!»
Рабочая общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «От значка ГТО к золотым медалям!»...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры» разработана с учетом требований Федерального закона от...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности "Здоровейка"
Программа содержит пояснительную записку,планируемые результаты освоения обучающимися данного курса, содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности, тематическрое планирование и ма...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно - оздоровительной направленности "Школа здоровья"
Доплнительная общеобразовательная программа "Школа здоровья" направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здоров...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Азбука здоровья»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие ...