Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Азбука здоровья»
рабочая программа по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_zdorovya.doc | 508.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ № 259 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЗАТО ФОКИНО»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивно-оздоровительной направленности
«Азбука здоровья»
Возраст учащихся: 6-11 лет
Срок реализации программы: 4 года
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия №259»
Беловодская Оксана Валерьевна
г. Фокино
2023г.
Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Азбука здоровья».
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников. Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Направленность образовательной программы физкультурно-спортивная: увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Уровень освоения базовый
Отличительные особенности направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса, адаптация первоклассников.
Организация образовательного процесса: дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Азбука здоровья» реализуется в группе обучающихся младшего школьного возраста 4 года и рассчитана на детей 1- 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс: 1 полугодие – 35 мин.; 2 полугодие 40 мин.; 2-4 класс – 40 мин. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников «Азбука здоровья» рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели; 2-4 класс на 34 учебные недели. Итого за курс начальной школы: 135 часов.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи программы:
Воспитательные:
формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
Развивающие:
развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
Обучающие:
обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
1.3 Содержание программы
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга. Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.
Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Дружи с водой | 3 | |||
1.1 | Правила безопасности на воде. | 1 | викторина | ||
1.2 | Советы доктора Воды. | 1 | рисунок | ||
1.3. | Друзья Вода и Мыло. | 1 | творческая работа | ||
2. | Забота об органах чувств | 5 | |||
2.1 | Глаза – главные помощники человека | 1 | плакат | ||
2.2 | Чтобы уши слышали | 1 | тест | ||
2.3 | Зачем человеку кожа. | 1 | игра | ||
2.4 | Надёжная защита организма. | 1 | викторина | ||
2.4 | Если кожа повреждена. | 1 | зачет | ||
3. | Уход за зубами | 3 | |||
3.1. | Почему болят зубы. | 1 | рисунки | ||
3.2. | Чтобы зубы были здоровыми. | 0,5 | 0,5 | тест | |
3.3. | Как сохранить улыбку красивой. | 1 | зачет | ||
4. | Уход за руками и ногами | 1 | |||
4.1. | «Рабочие инструменты» человека. | 1 | игра | ||
5. | Как следует питаться | 4 | |||
5.1. | Что такое здоровое питание? | 1 | игра | ||
5.2. | Питание – необходимое условие для жизни человека. | 1 | игра | ||
5.3. | Полезная или вредная еда? | 1 | творческая работа | ||
5.4. | Здоровая пища для всей семьи. | 1 | викторина | ||
6. | Как сделать сон полезным | 1 | |||
6.1. | Сон – лучшее лекарство. | 1 | викторина | ||
7. | Настроение в школе и после | 3 | |||
7.1. | Как настроение? | 1 | игра | ||
7.2. | Настроение после школы | 1 | игра | ||
7.3. | Я пришёл из школы | 1 | тест | ||
8. | Поведение в школе | 2 | |||
8.1. | Я – ученик | 0,5 | 0,5 | конкурс плакатов | |
8.2. | Я - дежурный | 0,5 | 0,5 | ||
9. | Вредные привычки | 2 | |||
9.1. | Что такое привычка? | 1 | игра | ||
9.2. | «Привычка – вторая натура» | 1 | игра | ||
10. | Мышцы, кости и суставы | 2 | |||
10.1 | Скелет – наша опора. | 1 | |||
10.2. | Осанка – стройная спина. | 1 | тест | ||
11. | Закаливание. | 2 | |||
11.1. | Как закаляться | 1 | |||
11.2. | Если хочешь быть здоров. | 1 | зачет | ||
12. | Народные игры | 3 | |||
12.1. | Русская игра «Городки» | 3 | игра | ||
13. | Доктора природы. | 2 | |||
13.1. | Кто может быть доктором природы? | 1 | 1 | викторина | |
Итого: | 33 |
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Почему мы болеем | 3 | |||
1.1 | Причины болезни. | 1 | тест | ||
1.2 | Признаки болезни | 1 | игра | ||
1.3. | Как здоровье? | 1 | викторина | ||
2. | Кто и как предохраняет нас от болезней | 4 | |||
2.1 | Как организм помогает себе сам. | 1 | тест | ||
2.2 | Здоровый образ жизни | 1 | викторина | ||
3. | Кто нас лечит | 2 | |||
3.1. | Какие врачи нас лечат | 1 | |||
4. | Прививки от болезней | 2 | |||
4.1. | Инфекционные болезни. | 1 | |||
4.2. | Прививки от болезней | 1 | игра | ||
5. | Что нужно знать о лекарствах | 2 | |||
5.1. | Какие лекарства мы выбираем. | 1 | |||
5.2. | Домашняя аптечка | 1 | игра | ||
6. | Как избежать отравлений | 2 | |||
6.1. | Отравление лекарствам. | 1 | тест | ||
6.2. | Пищевые отравления | 1 | тест | ||
7. | Безопасность при любой погоде | 3 | |||
7.1. | Если солнечно и жарко. | 1 | игра | ||
7.2. | Если на улице дождь и гроза. | 1 | игра | ||
8. | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 2 | |||
8.1. | Опасность в нашем доме | 1 | тест | ||
8.2. | Как вести себя на улице | 1 | викторина | ||
9. | Правила безопасного поведения на воде | 2 | |||
9.1. | Вода – наш друг | 1 | тест | ||
9.2. | Вода – наш враг | 1 | викторина | ||
10. | Правила общения с огнём | 1 | |||
10.1 | Чтобы огонь не причинил вреда | 1 | игра | ||
11. | Электричество | 2 | |||
11.1. | Как уберечься от поражения электрическим током. | 1 | тест | ||
11.2. | Чем опасен электрический ток | 1 | тест | ||
12. | Как защититься от насекомых | 1 | |||
12.1. | Укусы насекомых | 1 | тест | ||
13. | Предосторожности при обращении с животными | 1 | |||
13.1. | Что мы знаем про кошек и собак | 1 | игра | ||
14. | Первая помощь | 7 | |||
14.1. | Отравление ядовитыми веществами, угарным газом | 0,5 | 0,5 | тест | |
14.2. | Как помочь себе при тепловом ударе | 0,5 | 0,5 | тест | |
14.3. | Как уберечься от мороза | 0,5 | 0,5 | игра | |
14.4. | Растяжение связок и вывих костей. Переломы. | 0,5 | 0,5 | практич. занятие | |
14.5. | Если ты ушибся и порезался. | 0,5 | 0,5 | практич. занятие | |
14.6. | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее | 0,5 | 0,5 | практич. занятие | |
14.7. | Укусы змей | 0,5 | 0,5 | практич. занятие | |
Итого: | 34 |
Учебный план 3 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Чего не надо бояться | 1 | |||
1.1 | Как воспитывать уверенность и бесстрашие | 0,5 | 0,5 | тест | |
2. | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | |||
2.1 | Учимся думать. | 1 | |||
2.2 | Спеши делать добро. | 0,5 | 0,5 | игра | |
3. | Почему мы говорим неправду | 2 | |||
3.1. | Поможет ли нам обман. | 1 | игра | ||
3.2. | «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках | 1 | викторина | ||
4. | Почему мы не слушаемся родителей | 2 | |||
4.1. | Надо ли прислушиваться к советам родителей. | 0,5 | 0,5 | игра | |
4.2. | Почему дети и родители не всегда понимают друг друга | 0,5 | 0,5 | игра | |
5. | Надо ли уметь сдерживать себя | 2 | |||
5.1. | Все ли желания выполнимы. | 0,5 | 0,5 | тест | |
5.2. | Как воспитать в себе сдержанность | 0,5 | 0,5 | тест | |
6. | Не грызи ногти, не ковыряй в носу | 2 | |||
6.1. | Как отучить себя от вредных привычек. | 1 | зачет | ||
6.2. | Как отучить себя от вредных привычек (продолжение) | 1 | творческая работа | ||
7. | Как относиться к подаркам | 2 | |||
7.1. | Я принимаю подарок. | 0,5 | 0,5 | игра | |
7.2. | Я дарю подарок | 0,5 | 0,5 | игра | |
8. | Как следует относиться к наказаниям | 1 | |||
8.1. | Наказание | 1 | тест | ||
9. | Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | |||
9.1. | Ответственное поведение | 1 | тест | ||
10. | Как вести себя, когда что – то болит | 1 | |||
10.1 | Боль | 0,5 | 0,5 | игра | |
11. | Как вести себя за столом | 2 | |||
11.1. | Сервировка стола. | 0,5 | 0,5 | игра | |
11.2. | Правила поведения за столом | 0,5 | 0,5 | игра | |
12. | Как вести себя в гостях | 1 | |||
12.1. | Ты идёшь в гости | 0,5 | 0,5 | игра | |
13. | Как вести себя в общественных местах | 2 | |||
13.1. | Как вести себя в транспорте и на улице. | 0,5 | 0,5 | тест | |
13.2. | Как вести себя в театре, в кино, школе | 0,5 | 0,5 | викторина | |
14. | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 2 | |||
14.1. | Умеем ли мы вежливо общаться. | 0,5 | 0,5 | игра | |
14.2. | Умеем ли мы разговаривать по телефону | 0,5 | 0,5 | игра | |
15. | Что делать. Если не хочется в школу | 1 | |||
15.1. | Помоги себе сам | 0,5 | 0,5 | тест | |
16. | Чем заняться после школы | 1 | |||
16.1. | Умей организовать свой досуг | 0,5 | 0,5 | игра | |
17. | Как выбрать друзей | 3 | |||
17.1. | Что такое дружба. | 1 | зачет | ||
17.2 | Кто может считаться настоящим другом | 0,5 | 0,5 | зачет | |
18. | Как помочь родителям | 1 | |||
18.1. | Как доставить родителям радость | 0,5 | 0,5 | игра | |
19 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | |||
19.1. | Если кому-нибудь нужна твоя помощь. | 0,5 | 0,5 | тест | |
19.2. | Спешите делать добро | 0,5 | 0,5 | игра | |
20. | Повторение | 3 | |||
20.1. | Огонёк здоровья. | 0,5 | 0,5 | тест | |
20.2. | Путешествие в страну здоровья. | 0,5 | 0,5 | викторина | |
20.3. | Культура здорового образа жизни | 0,5 | 0,5 | творческая работа | |
Итого: | 34 |
Учебный план 4 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Наше здоровье | 4 | |||
1.1 | Что такое здоровье. | 1 | тест | ||
1.2. | Что такое эмоции. | 1 | тест | ||
1.3. | Чувства и поступки. | 1 | тест | ||
1.4. | Стресс | 1 | тест | ||
2. | Как помочь сохранить себе здоровье | 3 | |||
2.1 | Учимся думать и действовать. | 0,5 | 0,5 | творческая работа | |
2.2 | Учимся находить причину и последствия событий. | 0,5 | 0,5 | игра | |
2.3. | Умей выбирать. | 0,5 | 0,5 | игра | |
3. | Что зависит от моего решения | 2 | |||
3.1. | Принимаю решение. | 0,5 | 0,5 | игра | |
3.2. | Я отвечаю за своё решение. | 0,5 | 0,5 | тест | |
4. | Злой волшебник – табак | 1 | |||
4.1. | Что мы знаем о курении | 1 | тест | ||
5. | Почему некоторые привычки называются вредными | 5 | |||
5.1. | Зависимость. | 1 | тест | ||
5.2. | Умей сказать НЕТ. | 0,5 | 0,5 | игра | |
5.3. | Как сказать НЕТ. | 0,5 | 0,5 | игра | |
5.4. | Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. | 0,5 | 0,5 | тест | |
5.5. | Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. | 0,5 | 0,5 | игра | |
6. | Помоги себе сам | 1 | |||
6.1. | Волевое поведение. | 0,5 | 0,5 | тест | |
7. | Злой волшебник – алкоголь | 3 | |||
7.1. | Алкоголь. | 1 | викторина | ||
7.2. | Алкоголь – ошибка. | 1 | тест | ||
7.3. | Алкоголь – сделай выбор | 1 | творческая работа | ||
8. | Злой волшебник – наркотик | 2 | |||
8.1. | Наркотик. | 1 | тест | ||
8.2. | Наркотик – тренинг безопасного поведения. | 0,5 | 0,5 | игра | |
9. | Мы – одна семья | 2 | |||
9.1. | Мальчишки и девчонки. | 0,5 | 0,5 | игра | |
9.2. | Моя семья. | 0,5 | 0,5 | творческая работа | |
10. | Повторение | 11 | |||
10.1 | Дружба. | 1 | тест | ||
10.2. | День здоровья. | 1 | викторина | ||
10.3. | Умеем ли мы правильно питаться. | 1 | творческая работа | ||
10.4. | Я выбираю кашу. | 0,5 | 0,5 | игра | |
10.5. | Чистота и здоровье. | 0,5 | 0,5 | зачет | |
10.6. | Откуда берутся грязнули. | 0,5 | 0,5 | тест | |
10.7. | Чистота и порядок. | 0,5 | 0,5 | викторина | |
10.8. | Будем делать хорошо и не будем плохо. | 0,5 | 0,5 | зачет | |
10.9. | КВН «Наше здоровье». | 1 | игра | ||
10.10. | Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | 1 | творческая работа | ||
10.11. | Будьте здоровы. | 1 | творческая работа | ||
Итого: | 34 |
Содержание деятельности
1класс
На первом году обучения учащиеся узнают, как заботиться об органах чувств, правильно ухаживать за зубами, руками и ногами; учатся правильному питанию, узнают, как сон сделать полезным, знакомятся с правилами поведения в школе, обучаются искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх.
Дружи с водой (3ч)
Правила безопасности на воде. Советы доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
Забота об органах чувств (5 ч)
Глаза – главные помощники человека. Чтобы уши слышали. Зачем человеку кожа. Надёжная защита организма. Если кожа повреждена.
Уход за зубами (3 ч)
Почему болят зубы. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку красивой.
Уход за руками и ногами (1 ч)
«Рабочие инструменты» человека.
Как следует питаться (4 ч)
Что такое здоровое питание? Питание – необходимое условие для жизни человека. Полезная или вредная еда? Здоровая пища для всей семьи.
Как сделать сон полезным (1 ч)
Сон – лучшее лекарство.
Настроение в школе и после (3 ч)
Как настроение? Настроение после школы. Я пришёл из школы.
Поведение в школе (2 ч)
Я – ученик. Я – дежурный.
Вредные привычки (2 ч)
Что такое привычка? «Привычка – вторая натура».
Мышцы, кости и суставы (2 ч)
Скелет – наша опора. Осанка – стройная спина.
Закаливание (2 ч)
Как закаляться. Если хочешь быть здоров.
Народные игры. (3 ч)
Русская игра «Городки»
Доктора природы. (2 ч)
Кто может быть доктором природы?
2 класс
На втором году обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде; обучаются правилам обращения с огнём; как уберечься от поражения электрическим током; уберечься от порезов, ушибов, переломов. Обучаются правилам оказания первой медицинской помощи.
Почему мы болеем(3ч)
Причины болезни. Признаки болезни. Как здоровье?
Кто и как предохраняет нас от болезней (4ч)
Как организм помогает себе сам. Здоровый образ жизни
Кто нас лечит(2ч)
Какие врачи нас лечат
Прививки от болезней (2ч)
Инфекционные болезни. Прививки от болезней
Что нужно знать о лекарствах (2)
Какие лекарства мы выбираем. Домашняя аптечка
Как избежать отравлений (2ч)
Отравление лекарствам. Пищевые отравления
Безопасность при любой погоде (2ч)
Если солнечно и жарко. Если на улице дождь и гроза.
Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте (2ч)
Опасность в нашем доме Как вести себя на улице
Правила безопасного поведения на воде(1ч)
Вода – наш друг
Правила общения с огнём(1ч)
Чтобы огонь не причинил вреда
Электричество(2ч)
Как уберечься от поражения электрическим током. Чем опасен электрический ток
Как защититься от насекомых(1ч)
Укусы насекомых
Предосторожности при обращении с животными(1ч)
Что мы знаем про кошек и собак
Первая помощь (7)
Отравление ядовитыми веществами, угарным газом. Как помочь себе при тепловом ударе. Как уберечься от мороза. Растяжение связок и вывих костей. Переломы. Если ты ушибся и порезался. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее. Укусы змей.
3 класс
В третьем классе учатся уважительному отношению к родителям, близким; учатся выбирать друзей; воспитывают в себе чувство сострадания к беспомощным и больным; усваивают правила поведения в общественных местах.
Чего не надо бояться(1ч)
Как воспитывать уверенность и бесстрашие
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)
Учимся думать. Спеши делать добро.
Почему мы говорим неправду(2ч)
Поможет ли нам обман. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках
Почему мы не слушаемся родителей(2ч)
Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга
Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)
Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность
Не грызи ногти, не ковыряй в носу (2ч)
Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)
Как относиться к подаркам (2ч)
Я принимаю подарок. Я дарю подарок
Как следует относиться к наказаниям(1ч)
Наказание
Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)
Ответственное поведение
Как вести себя, когда что – то болит(1ч)
Боль
Как вести себя за столом(2ч)
Сервировка стола. Правила поведения за столом
Как вести себя в гостях(1ч)
Ты идёшь в гости
Как вести себя в общественных местах(2ч)
Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе
«Нехорошие слова». Недобрые шутки(2ч)
Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону
Что делать. Если не хочется в школу(1ч)
Помоги себе сам
Чем заняться после школы(1ч)
Умей организовать свой досуг
Как выбрать друзей(3ч)
Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом
Как помочь родителям(1ч)
Как доставить родителям радость
Как помочь больным и беспомощным(2ч)
Если кому-нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро
Повторение(3ч)
Огонёк здоровья. Путешествие в страну здоровья. Культура здорового образа жизни
4 класс
Учащиеся воспитывают в себе нравственные и этические качества; уверенность и бесстрашие; сдержанность; умение преодолевать вредные привычки. Учатся заботиться о себе и своей семье.
Наше здоровье(4ч)
Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс
Как помочь сохранить себе здоровье(3ч)
Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.
Что зависит от моего решения(2ч)
Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.
Злой волшебник – табак(1ч)
Что мы знаем о курении
Почему некоторые привычки называются вредными(5ч)
Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.
Помоги себе сам(1ч)
Волевое поведение.
Злой волшебник – алкоголь(3ч)
Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор
Злой волшебник – наркотик(2ч)
Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.
Мы – одна семья(2ч)
Мальчишки и девчонки. Моя семья.
Повторение(11ч)
Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
- обучающийся будет определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-- обучающийся будет в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- у обучающегося будет сформировано ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности.
Метапредметные результаты:
- обучающийся будет знать правила передвижения в соответствии со знаками;
- обучающийся приобретёт умения анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение.
Предметные результаты:
- обучающийся будет знать как заботиться о своем здоровье;
- обучающийся будет уметь определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- обучающийся будет владеть умениями, принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.
РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.
Для реализации задач обучения курса внеурочной деятельности «Азбука здоровья» могут и должны эффективно использоваться технические средства обучения:
∙ компьютер (с выходом в Интернет);
∙ мультимедийное оборудование;
∙ конспекты занятий к курсу внеурочной деятельности 1-4 класс;
- плакаты оказания первой доврачебной помощи;
- аптечка.
Список литературы для родителей и учащихся
1 Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. Фитбол-гимнастика в оздоровлении организма. Методическое руководство для специалистов ЛФК и фитнес-центров. СПб, 2000.
2 Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
3 Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
4 Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
5 Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975.
6 Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003.
7 Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.
8 Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.
9 Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999.
10 Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.
11 Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005.
12 Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994.
13 Соколов П.П. Физкультура против недуга. Гипотонию можно одолеть. М.: Сов. Спорт, 1989.
14 Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004.
15 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003.
16 Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003.
17 Трищак Е. Энциклопедия массажа от А до Я. М.: Ринол, 2003.
18 Хухлаева О.В. Лесенка радости. Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте. Методическое пособие для психологов детского сада и начальной школы. М., 1998.
19 Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
Интернет-ресурсы
www.fegi.ru/primorye/protect/zapov.htm
oopt.info/khanka/index.htm
www.youtube.com/watch?v=vi3_SqTX8AE
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Система оценки результативности внеурочной деятельности
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;
- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности).
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
-тестирование;
-анкетирование;
-демонстрации и выставки творческих работ.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося.
Формы контроля и оценки результатов:
- первый год обучения: игры, викторины, творческие работы;
-второй, третий, четвёртый год обучения: викторины, творческие работы, конкурсы рисунков, поделок, тесты.
Критерии оценки планируемых результатов
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации коллективных творческих дел, выставок, рисунков по тематике курса, элементарные представления об исследовательской деятельности.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины событий, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
2.3 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 33 | 34 | 34 | 34 | |
Количество учебных дней | 165 | 170 | 170 | 170 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2023- 30.12.2023 | 01.09.2024- 30.12.2024 | 01.09.2025- 30.12.2025 | 01.09.2026- 30.12.2026 |
2 полугодие | 10.01.2024- 30.05.2024 | 10.01.2025- 30.05.2025 | 10.01.2026- 30.05.2026 | 10.01.2027- 30.05.2027 |
2.4 Методические материалы
1.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной валеологии - реальный путь первичной профилактики.-2003.
2.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
3. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
5.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
6.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2004.
7 Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
8. Гостюшин А.В. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита.- СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 1995.
10. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
11. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2002.
12. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 1995.
13. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 1997
14. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 1999.
15. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
16. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998.
17. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
18. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 1997
19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.
20. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 1986.
21. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 1980
22 Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Эколого-биологической направленности «Основы Школы здоровья»
Можно использовать для проведения классных часов или внеклассных занятий....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Спорт и здоровье» физкультурно-спортивной направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа стартового уровня «Спорт и здоровье» рассчитана на один год обучения для детей в возрасте 6-10 лет.Цель программы: приобщение у...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»
Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука» Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры»
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Подвижные игры» разработана с учетом требований Федерального закона от...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности "Здоровейка"
Программа содержит пояснительную записку,планируемые результаты освоения обучающимися данного курса, содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности, тематическрое планирование и ма...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно - оздоровительной направленности "Школа здоровья"
Доплнительная общеобразовательная программа "Школа здоровья" направлена на комплексное и последовательное развитие у обучающихся начальных классов умений и навыков здоров...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....