Дополнительная общеразвивающая программа научно - познавательной направленности « Азбука содержания домашних животных»
рабочая программа на тему
Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятельность совместить с экологическим образованием и воспитанием. Программа включает широкий круг вопросов. Она включает усвоение знаний о животном мире. Она имеет направленность на приобщение детей к труду, а также включает практическую работу на занятиях. Внеурочная работа способствует развитию мышления у детей; закреплению знаний, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы:
Занятия помогают удовлетворить естественный интерес к животным. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению животного мира, наблюдению за животными, охрана. Программа составлена на четыре года и рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dop.obraz_._1_-_4_klass.docx | 65.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бородинская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании приказом
педагогического совета МБОУ «БородинскаяСОШ»
протокол от 28.08 2015 г. №__ № пр.__
Дополнительная общеразвивающая программа
научно - познавательной направленности
« Азбука содержания домашних животных»
срок реализации образовательной программы
4 года
Николаева Елена Рудольфовна, учитель
начальных классов
п. Михалёво
2015
Дополнительная общеразвивающая программа эколого – биологической направленности
« Азбука содержания домашних животных»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа эколого – биологической направленности «Азбука содержания домашних животных»разработана на основе:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
При разработке дополнительной общеразвивающей программы эколого – биологической направленности «Азбука содержания домашних животных» были использованы:
Авторская программа :Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Азбука содержания домашних животных»
формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных. Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы эколого – биологической направленности «Азбука содержания домашних животных»:
Создание условий для расширения, углубления и систематизации знаний обучающихся о животных.
Мотивирование к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о животных.
Развитие мышления, любознательности, творческого воображения, наблюдательности, познавательного интереса, памяти.
Воспитание любви к природе, бережного отношения к родному краю, к окружающему миру, формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды, способствование сплочению детского коллектива.
Актуальность. Ведения этого курса связана с проблемой детского творчества на фоне обостряющихся противоречий между деятельностью общества и состоянием окружающей среды. Хотелось творческую деятельность совместить с экологическим образованием и воспитанием. Программа включает широкий круг вопросов. Она включает усвоение знаний о животном мире. Она имеет направленность на приобщение детей к труду, а также включает практическую работу на занятиях. Внеурочная работа способствует развитию мышления у детей; закреплению знаний, полученных на уроках ознакомления с окружающим миром, эстетическому и экологическому воспитанию школьников.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы:
Занятия помогают удовлетворить естественный интерес к животным. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению животного мира, наблюдению за животными, охрана. Программа составлена на четыре года и рассчитана на детей младшего школьного возраста.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы эколого – биологической направленности «Азбука содержания домашних животных»: 4 года.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный предмет (модуль) | Количество часов | Формы проведения промежуточной аттестации | |||||||
I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения | I год обучения | II год обучения | III год обучения | IV год обучения | ||
1.Как животные оказались в нашем жилище? | 3 | 3 | 4 | 3 | собеседование | зачёт | тест | олимпиада | |
2.Почему мы любим животных? | 3 | 3 | 2 | 2 | собеседование | зачёт | тест | Конкурс | |
3.Собаки – самые верные друзья человека | 4 | 3 | 3 | 3 | конкурс | выставка | тест | Проект | |
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. | 4 | 4 | 3 | 2 | конкурс | выставка | тест | проект | |
5. Пернатая радуга в комнате. | 3 | 4 | 2 | 3 | конкурс | выставка | тест | проект | |
6. Хомка и его ближайшие родственники. | 3 | 4 | 5 | 3 | конкурс | выставка | тест | проект | |
7. Рыбы – самые тихие соседи. | 4 | 4 | 4 | 5 | Конкурс | выставка | тест | проект | |
8. Школа для ваших любимцев. | 2 | 4 | 3 | 3 | собеседование | зачёт | тест | олимпиада | |
9. Взрослые, которые всегда готовы помочь. | 3 | 2 | 2 | 3 | собеседование | проект | проект | проект | |
10. Мы в ответе за тех, кого приручили. | 3 | 1 | 4 | 4 | собеседование | зачёт | тест | олимпиада | |
11.Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 | 3 | Выставка | Презентация | проект | проект | |
Всего: | 33 | 34 | 34 | 34 |
III. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Количество часов | |||
I год обучения | II год обучения | IIIгод обучения | IV год обучения | |
1.Как животные оказались в нашем жилище? | 3 | 3 | 4 | 3 |
2.Почему мы любим животных? | 3 | 3 | 2 | 2 |
3.Собаки – самые верные друзья человека | 4 | 3 | 3 | 3 |
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. | 4 | 4 | 3 | 2 |
5. Пернатая радуга в комнате. | 3 | 4 | 2 | 3 |
6. Хомка и его ближайшие родственники. | 3 | 4 | 5 | 3 |
7. Рыбы – самые тихие соседи. | 4 | 4 | 4 | 5 |
8. Школа для ваших любимцев. | 2 | 4 | 3 | 3 |
9. Взрослые, которые всегда готовы помочь. | 3 | 2 | 2 | 3 |
10. Мы в ответе за тех, кого приручили. | 3 | 1 | 4 | 4 |
11.Итоговое занятие. | 1 | 1 | 2 | 3 |
Всего: | 33 | 34 | 34 | 34 |
IV. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Тема 2.Почему мы любим животных.
Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.
Тема 3. Собаки – самые верные друзья.
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Тема 5. Пернатая радуга в комнате.
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.
Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.
Тема 8. Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
11.Итоговое занятие.
Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
V. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы обеспечивают ее реализацию в полном объеме, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.
VI. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
- занятия-соревнования: конкурсы, КВНы, викторины, эстафеты;
- занятия, основанные на методах общественной практики: репортажи, устные журналы и газеты;
- занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентации, дискуссии;
- занятия, основанные на имитации общественной деятельности: ученый совет, пресс-конференция, круглый стол;
- беседы
Кроме того, используются такие формы как различные сюжетно-ролевые игры, заочные путешествия, описания путевых заметок, творческие отчеты.
VII. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.
VIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий.
IX. НАПОЛНЯЕМОСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Группы детей до 15 – 1, 2 класс
Группы детей до 10 - 3, 4 класс.
X. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОДНОГО ЗАНЯТИЯ
1 класс – 35 мин, 2 – 4 классы – 40 мин.
XI. ОБЪЁМ НАГРУЗКИ В НЕДЕЛЮ
1 класс -1 раз в неделю, со 2 по 4 классы - по 1 разу в неделю.
XII. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Компьютер, проектор, интерактивная доска, подготовленные презентации учителем, детьми, карандаши, альбомы, фильмы о животных, тесты, олимпиады, викторины.
XIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения рассчитан на занятия с детьми, имеющими общие, поверхностные знания, поэтому темы рассматриваются обзорно, дети знакомятся с основными понятиями. Все знания даются с учетом общей подготовки детей.
Второй год обучения рассчитан на занятия с детьми уже имеющими достаточный объем знаний и дает более глубокие познания о животном мире.
Третий год обучения рассчитан на занятия с детьми, которые имеют достаточный объем знаний, которые закрепляют, пополняют и обобщают.
Четвертый год обучения рассчитан на занятия с детьми, которые имеют достаточно глубокие знания, обучающиеся закрепляют полученные знания и пополняют их. На данном этапе дети уже более самостоятельны: проводят наблюдения, работают над исследовательскими проектами, широко применяют полученные знания на практике.
Первый уровень результатов
- приобретение школьниками социальных знаний
- Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
- Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.
- Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
- Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.
- Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.
- Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.
- Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.
- Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.
- Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.
Второй уровень результатов
- получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- гуманного отношение к животным, сопереживания;
- формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных
Третий уровень результатов
- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными;
- Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту;
- Использовать терминологию, связанную с разведением животных;
- Выполнять правила воспитания и дрессировки животных;
- Фотографировать животных;
- Организовывать фотовыставки.
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить
Регулятивные УУД:
- Учится работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметные :
Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
- Называть условия, необходимые для жизни животных.
- Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
- Приводить примеры домашних животных своего края.
- Анализировать тексты писем.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
XIV. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(Система оценки результатов освоения образовательной программы может состоять из
текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации обучающихся,
итоговой аттестации (при решении образовательной организации о проведении итоговой аттестации при завершении обучения по образовательной программе).
XV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Разделы и темы 1 класс | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1. Как животные оказались в нашем жилище. Традиции содержания животных. | 3 | 1ч. - Как животные оказались в нашем жилище. 1ч. - Традиции содержания животных. | 1-Рисунок жилища | |
2.Почему мы любим животных. Красота животных. Интерес к животным. | 3 | 1ч. - Красота животных. Интерес к животным. 1ч. - Животные, которыми можно любоваться | 1- Просмотр презентации | |
3.Собаки – самые верные друзья. Основы практической кинологии-науки о собаках. | 4 | 1ч. - Основы практической кинологии-науки о собаках. 1 ч.- Как выбирать собаку? Особенности поведения собак. | 1 - просмотр в/материалов 1 – беседы о собаках, рисунок собаки | |
4.Кошки, которые не гуляют сами по себе. Основы практической фелинологии - науки о кошках. | 4 | 1 ч. - Основы практической фелинологии - науки о кошках. 1 ч. – особенности поведения кошек 1 ч. – истории о кошках | 1ч. – просмотр презентации, рисунок кошки | |
5.Пернатая радуга в комнате. Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц (виды попугаев). | 3 | 1 ч. - Основы содержания комнатных птиц. 1 ч. - Основные группы комнатных птиц (виды попугаев). | 1 ч. – просмотр презентации, рисунки птиц | |
6.Хомка и его ближайшие родственники. Основы содержания мелких грызунов. | 3 | 1 ч. - Основы содержания мелких грызунов. | 1 ч. – рассказы учеников 1 ч. – просмотр презентации | |
7.Рыбы – самые тихие соседи. Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типыаквариумов. Выбор и покупкааквариума. | 4 | 1 ч. - Основы аквариумистики. История аквариумистики 1 ч. - Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. | 1 ч. – рассказы учеников 1 ч. – просмотр презентации | |
8.Школа для ваших любимцев. Основы воспитания и дрессировки животных. | 2 | 1 ч. - Основы воспитания и дрессировки животных. | 1 ч. – просмотр презентации | |
9.Взрослые, которые всегда готовы нам помочь. Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. | 2 | 1 ч. - Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. | 1 ч. – просмотр презентации, решение проблемных ситуаций | |
10.Мы в ответе за тех, кого приручили. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. | 3 | 1 ч. - Что такое культура содержания животных. 1 ч. - Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. | 1 ч. – рисунки любимых животных | |
11.Итоговое занятие. Конференция, выставка. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. | 1 | 1 ч. - Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. | ||
Итого | 33 | 19 | 14 |
Разделы и темы 2 класс | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1. Как животные оказались в нашем жилище. Отношение к животным первобытных людей. | 3 | 1 ч. - Как животные оказались в нашем жилище. 1 .ч. - Отношение к животным первобытных людей. | 1 ч. – священные животные, поклонение животным: просмотр презентации | |
2. Почему мы любим животных. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. | 3 | 1 ч. - Почему мы любим животных. | 1 ч. - Содержание и разведение животных 1 ч. – Викторина о животных | |
3. Собаки – самые верные друзья. История одомашнивания. Выведениеразличныхпород. | 3 | 1 ч. Собаки – самые верные друзья. | 1 ч. - История одомашнивания, рисунок собаки 1 ч. - Выведение различных пород, профессии собак | |
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. | 4 | 1 ч. - История домашней кошки. 1 ч. - Особенности поведения кошек. | 1 ч. – рассказы о домашних кошках 1 ч. – рисунок кошки, просмотр презентации | |
5. Пернатая радуга в комнате. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. | 4 | 1 ч. - Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. 1 ч. - Канарейка. Зебровая и японская амадины. 1 ч. – разведение птиц в неволе | 1 ч. – просмтор презентации, рисунки птиц | |
6. Хомка и его ближайшие родственники. Особенности жизни грызунов в природе. | 4 | 1 ч. - Особенности жизни грызунов в природе. 1 ч. - Особенности жизни грызунов в неволе 1 ч. – корма и правила кормления грызунов | 1 ч. – просмотр презентации, рисунки грызунов | |
7. Рыбы – самые тихие соседи. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. | 4 | 1 ч. - Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. 1 ч. - Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. 1 ч. – Разведение рыб. Корма и правила кормления рыб. | 1 ч. – просмотр презентации, рисунки рыб | |
8. Школа для ваших любимцев. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. | 4 | 1 ч. - Как приучить собак и кошек к чистоплотности. 1 ч. – Поощрение и наказание | 1 ч. – просмотр презентации 1 ч. – практ. занятие | |
9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. | 2 | 1 ч. - Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. | 1 ч. – практ.работа по составлению списка необходимых товаров для питомцев | |
10. Мы в ответе за тех, кого приучили. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневникнаблюдений и картотека. | 1 | 1 ч. – просмотр презентации | ||
11. Итоговое занятие. Конференция, выставка. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. | 1 | 1 ч. - Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. | ||
Итого | 34 | 19 | 15 |
Разделы и темы 3 класс | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1.Как животные оказались в нашем жилище.
Животные, которыми можно любоваться. | 4 | 1 ч. – отношение людей к животным 1 ч. – священные животные, традиции содержания животных у разных народов | 1 ч. – составление словарика терминов по различным видам ухода за животными 1 ч. – презентация словарика | |
2.Почему мы любим животных.
| 2 | 1 ч. – животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми. Сходство человека и животного | 1ч. – конкурс эрудитов - знатоков домашних питомцев | |
3.Собаки – самые верные друзья.
| 3 | 1 ч. - Выставки. Выдающиеся собаки. 1 ч. - Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. | 1 ч. – заочное посещение выставки собак, что нужно собаке для хорошего самочувствия - беседа | |
4.Кошки, которые не гуляют сами по себе.
| 3 | 1 ч. - Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. 1 ч. – повадки кошек | 1 ч. - Что нужно кошке для хорошего самочувствия - беседа | |
5.Пернатая радуга в комнате.
| 2 | 1 ч. - Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Корма и правила кормления. | 1 ч. – освоение приёмов чистки клетки | |
6.Хомка и его ближайшие родственники. 1.Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. 2. Мышевидные. 3. Клетки для грызунов и их оборудование. 4. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. | 5 | 1 ч. - Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. 1 ч. - Клетки для грызунов и их оборудование. | 1 ч. - На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. 1 ч. – Корма и правила кормления Викторина «Лучший знаток грызунов» 1 ч. - Просмотр презентации | |
7.Рыбы – самые тихие соседи.
3. Из чего складывается красота аквариума. | 4 | 1 ч. - Аквариум как модель природного водоема. | 1 ч. - Выбор и посадка растений в аквариум. 1 ч. - Из чего складывается красота аквариума. 1 ч. – просмотр презентации | |
8.Школа для ваших любимцев. 1. Представление об условных рефлексах. 2. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. | 3 | 1 ч. - Представление об условных рефлексах. | 1 ч. – пр. раб. «Поощрение и наказание» 1 ч. – пр. раб. «Основные команды и правила дрессировки собак. | |
9.Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.
| 2 | 1 ч. - Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. | 1 ч. – заочное посещение ветлечебницы | |
10.Мы в ответе за тех, кого приучили.
2. Законы, регулирующие правила содержания животных. | 4 | 1 ч. - Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. 1 ч. - Законы, регулирующие правила содержания животных. | 1 ч. – составление картотеки по содержанию домашних питомцев 1 ч. – просмотр презентации | |
11.Итоговое занятие. 1. Конференция, презентации. | 2 | 1 ч. – защита мини –проекта « Мой любимый питомец» 1 ч. - защита мини –проекта « Мой любимый питомец» | ||
Всего | 34 | 15 | 19 | |
Разделы и темы 4 класс | Количество часов | Теория | Практика | Дата |
1.Как животные оказались в нашем жилище. 1. Животные, за которыми интересно наблюдать. 2. Традиции содержания животных у разных народов. | 3 | 1 ч. - Животные, за которыми интересно наблюдать. | 1 ч. – рассказ о традициях содержания домашних питомцев 1 ч. – выставка рисунков, фото домашних любимцев | |
.Почему мы любим животных.
| 2 | 1 ч. – взаимоотношения людей и животных | 1 ч. – чем мы похожи? беседа | |
3.Собаки – самые верные друзья.
| 3 | 1 ч. - Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Литература о собаках. | 1 ч. - Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. 1 ч. – Викторина «Лучший знаток собак» | |
4.Кошки, которые не гуляют сами по себе.
| 2 | 1 ч. - Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Литература о кошках. | 1 ч. – Викторина «Лучший знаток кошек» | |
5.Пернатая радуга в комнате.
| 3 | 1 ч. - Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Разведение птиц в неволе. Литература о птицах. | 1 ч. - Почему не стоит ловить птиц в природе. 1 ч. – « Лучший знаток птиц» | |
6.Хомка и его ближайшие родственники.
| 3 | 1 ч. – Корма и кормление грызунов. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах. | 1 ч. – составление списка кормов для грызунов 1 ч. – «Лучший знаток грызунов» | |
7.Рыбы – самые тихие соседи.
| 5 | 1 ч. - Основные группы рыб. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Литература по аквариумистике. | 1 ч. -Типичные ошибки. 1 ч. - Уход за аквариумом. 1 ч. – разведение рыбок 1 ч. – « Лучший знаток рыбок» | |
8.Школа для ваших любимцев.
| 3 | 1 ч. - Обучение домашних животных различным трюкам. Методика дрессировки династии Дуровых. | 1 ч. - Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. 1 ч. – « Лучший знаток животных» | |
9.Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.
| 3 | 1ч. - Клубы любителей различных животных. | 1 ч. - Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных. 1 ч. – заочное посещение клуба | |
10.Мы в ответе за тех, кого приучили.
| 4 | 1ч. - Права и обязанности хозяев животных. 1ч. - Как защищать животных от жестокого обращения. | 1ч. - Как помочь другим ребятам полюбить животных. 1ч.- презентация «4 октября – Всемирный день животных». | |
11.Итоговое занятие. Конференция. Презентации о любимых питомцах. | 3 | 1ч. - Защита мини-проекта. 1ч. - Защита мини-проекта. 1ч. - Защита мини-проекта. | ||
Всего | 34 | 11 | 23 |
XVI. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры,
телевизор, проектор, экран и др.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
ПайереX. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский.
М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»
1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...
Дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительного направления «Азбука здоровья»
Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука здоровья» является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствует познавательному и эмоциональном...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-педагогической направленности «Азбука безопасности»
Аннотацияк дополнительной общеразвивающей программе «Дорожная азбука» Ф.И.О.разработчикаБоровикова Евгения Александровна Сведения о педагоге,реализующем программу Боро...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в форме кружковой деятельности «АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ»
Программа, календарно-тематическое планирование, рекомендации для родителей, беседы...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа научно-познавательной направленности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Программа кружка «» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что младшие школьник...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Путешествие в страну Олимпиадию»
Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуально - познавательной направленности "Путешествие в страну Олимпиадию" предназначена для учителей начальных классов, которые готовят учащи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Азбука здоровья»
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» направлена на нивелирование следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие ...