Проектная деятельность во внеурочное время в начальных классах
опыты и эксперименты по зож (1 класс) на тему

Бикмухаметова Наиля Хазиахметовна

                     В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся     система    образования, лежит системно -  деятельностный подход, Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии.

         Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть, положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС

           Проектная деятельность во внеурочное время в начальных классах

                                                                  Бикмухаметова Н.Х.                            

                 учитель нач. классов

МБОУ “Лицей №4города Азнакаево” РТ

                     В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся     система    образования, лежит системно -  деятельностный подход, Особое внимание уже сегодня мы обращаем на необходимость формирования у обучающихся не только предметных, но и личностных, метапредметных результатов. Их можно достичь, используя в урочной и внеурочной деятельности инновационные образовательные технологии.

        Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть, положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.

         Внеурочная работа направлена на решение следующих задач:

1.Формирование у ребенка положительной Я-концепции, характеризующейся следующими факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других

б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

      Положительная Я - концепция характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки, которая является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка.

2. Создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества.

3. Формирование потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование в соответствии с индивидуальными наклонностями интереса к ним, необходимых умений и навыков.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения. Во внеурочной работе усваиваются моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности

5. Развитие познавательного интереса. Данная задача внеурочной работы отражает преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеурочная работа связана с учебно-воспитательной работой на уроке и, в конечном счете, направлена на повышение эффективности учебного процесса.

6. Организация свободного времени учащихся. В настоящее время очень важно удлинить сроки организованного педагогического влияния, чтобы предупредить отрицательные последствия детской безнадзорности.

        Перечисленные задачи определяют основные направления моей работы по организации внеурочной деятельности. В реальной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями группы учащихся и поставленной задачей.

         Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

          Одним из эффективных педагогических средств и методов обучения в моей работе являются методы проектирования

      Метод проектов является довольно трудоемким, поэтому я считаю, что его место – комплекс воспитательной работы, в которой нет строгих временных ограничений. Я думаю, что без внеурочного времени организация метода проектов невозможна.

     По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В своей практике я использую этот метод для работы над решением конкретной  проблемы.  Метод  проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени и предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными. Т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению Так в проекте  «Вторичное использование пластиковых  бутылок как способ сохранения чистоты окружающей среды» провели с учащимися 1класса метод исследования «Зачем нужна пластиковая бутылка».  Учащиеся самостоятельно собирали материал о значении  пластиковой бутылки в жизни   человека.  Проводили  наблюдения и опрос  жителей куда они девают мусор из пластиковых бутылок. Записывали сколько процентов сжигают, сколько выбрасывают в мусор сколько  закапывают в землю. Результатом  работы  была презентация. Работа была представлена на VII научно– практическую конференцию школьников «Открытие», и на Международной научно – практической конференции  «Хартия Земли».

Метод проектов активизирует самостоятельную работу школьников с источником информации, обеспечивает поисковую работу, в том числе с помощью интернет – технологий, умение защищать свои проекты.

      Одна из главных особенностей состоит в том, что она включает в себя элементы исследования, способствует воспитанию чувства патриотизма, развитию стремления к изучению своего края. Специфика  работы в группах: поддержка, сотрудничество, ответственность, оптимизм, комфорт, мобилизация ресурсов, терпимость и т.п

      В современном стремительно меняющимся мире  у детей необходимо развивать исследовательские качества. Это важно, т.к.самые прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.    

     Исследовательский метод или метод исследовательских проектов основан на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.  Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучного методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение процедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обработка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отчета и обсуждение возможного применения полученных результатов.

      Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

      Чему учатся дети в ходе осуществления исследований

  • Ставить исследовательские вопросы.
  • Формулировать проблемы.
  • Выдвигать гипотезы.
  • Составлять план работы.
  • Вести наблюдения.
  • Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез.
  • Выделять существенную информацию из разных источников.
  • Организовывать (систематизировать) информацию.
  • Представлять результаты работы в формах: схемы, рисунка, графика, таблицы, сообщения, презентаций и т.д.

Исследуя проект  «Вторичное использование пластиковых  бутылок как способ сохранения чистоты окружающей среды» учащиеся 1 класса сформулировали:

Проблема    

  • Пластиковая  бутылка – источник загрязнения окружающей среды

Цель

  • Организовать деятельность учащихся по вторичному использованию пластиковых бутылок
  • изготовить поделок из пластиковых бутылок
  • разработать дизайн изделия
  • привлечь внимание к данному виду декоративно-прикладного творчества.

Задачи

  • Анализ и обобщение результатов проведения исследовательской работы.
  • Воспитание трудолюбия,
  • ответственности за коллективное дело.
  • Развитие любознательности, фантазии, воображения, художественного вкуса, мелкой моторики рук.
  • Повышение уровня воспитанности учащихся.

Гипотеза

  • Если в дальнейшем на улицах нашего города  не появятся  контейнеры для сбора пластиковых бутылок, то по прошествии некоторого времени нас будут окружать «горы» из этих ёмкостей

Методы

  • изучение литературных источников;
  • размышление  «Зачем нужна пластиковая бутылка»?», «Экологическая проблема»;
  • наблюдение, опрос, практическая часть

Мероприятия

  • Операция «Пластиковая бутылка».
  • Статистическое исследование.
  • Опрос жителей «Пластиковая бутылка»
  • Выставка работ «Превращения пластиковой бутылки»

Исследование «Куда девается мусор из пластиковых бутылок ?»

  • Вывоз мусора
  • Сортировка мусора
  • Прессовка мусора
  • Часть мусора сжигают
  • Часть мусора прессуют
  • Выход – строительство мусороперерабатывающих заводов

Участвуя в конкурсах можно отметить у учащихся повышение самооценки, самоутверждения, уверенности  в себя, стремление к достижению новых высоких результатов , повышение интереса к учебе.

Литература.  Проектирование в начальной школе от замысла к реализации. М.Ю.Шатилова, Н.И.Снлезнева. Волгоград.2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Н азвание работы : « Вторичное использование пластиковых бутылок как способ сохранения чистоты окружающей среды » Направление: естественно-научное направление (экология) Фамилия, имя авторов: Ибрагимов Анвар, Мирошниченко Артур, Кузнецова Ангелина (ученики 1Б класса) Фамилия, имя и отчество руководителя , должность : Бикмухаметова Наиля Хазиахметовна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Лицей №4 города Азнакаево » Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Слайд 2

Вторичное использование пластиковых бутылок как способ сохранения чистоты окружающей среды

Слайд 3

Проблема Пластиковая бутылка – источник загрязнения окружающей среды

Слайд 4

Цель проекта Организовать деятельность учащихся по вторичному использованию пластиковых бутылок • изготовить поделок из пластиковых бутылок • разработать дизайн изделия • привлечь внимание к данному виду декоративно-прикладного творчества.

Слайд 5

Задачи Анализ и обобщение результатов проведения исследовательской работы. Воспитание трудолюбия, ответственности за коллективное дело. Развитие любознательности, фантазии, воображения, художественного вкуса, мелкой моторики рук. Повышение уровня воспитанности учащихся.

Слайд 6

Гипотеза Если в дальнейшем на улицах нашего города не появятся контейнеры для сбора пластиковых бутылок, то по прошествии некоторого времени нас будут окружать «горы» из этих ёмкостей.

Слайд 7

Методы изучение литературных источников; размышление «Зачем нужна пластиковая бутылка»?», «Экологическая проблема»; наблюдение, опрос, практическая часть

Слайд 8

Мероприятия Исследование «Куда девается мусор из пластиковых бутылок ?» Операция «Пластиковая бутылка». Статистическое исследование. Опрос жителей «Пластиковая бутылка» Выставка работ «Превращения пластиковой бутылки»

Слайд 9

Исследование «Куда девается мусор из пластиковых бутылок?» Вывоз мусора Сортировка мусора Прессовка мусора Часть мусора сжигают Часть мусора прессуют Выход – строительство мусороперерабатывающих заводов

Слайд 10

статистическое исследование В среднем семья из четырех человек выбрасывает: - в неделю 6 пластиковых бутылок - в месяц 20 пластиковых бутылок - в год 240 пластиковых бутылок

Слайд 11

Опрос населения. № Вопрос Закапываем в землю Выбрасываем в мусор Переработка для повторного использования б/о 1 Что делаете с использованными пластиковыми бутылками? 0% 95% 5% 2 Что делаете с использованными полиэтиленовыми пакетами? 1% 97% 2% 3 Что делаете с пришедшими в негодность компакт-дисками? 0% 97% 3% 5 Что делаете с пустыми банками из-под кофе, чая, йогурта? 0% 80% 20% 6 Что делаете с пустыми стеклянными бутылками? 0% 96% 4%

Слайд 12

Превращения пластиковых бутылок Выставка детских поделок

Слайд 13

Творческие работы «Городок», «Руль», детские игрушки

Слайд 14

Бывшие бутылки после нашего творчества

Слайд 15

Детские игрушки, салфетницы

Слайд 16

Для души…

Слайд 17

Конфетницы

Слайд 18

Поделки из пластиковых бутылок для сада, огорода

Слайд 20

Международная конференция «Хартия Земли»

Слайд 21

Вывод: лучше всего ненужной пластиковой бутылке найти полезное применение в быту. Нельзя выбрасывать пластиковые отходы на мусорную свалку или помойку, нужно попробовать ей найти полезное применение .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Опыт работы по проектной деятельности во внеурочное время"

В данной статье раскрывается опыт работы по проектной деятельности на кружке "Учусь создавать проект"....

Проектная деятельность во внеурочное время младших школьников

Личный опыт по проектной деятельности с младшими школьниками...

Проектная деятельность во внеурочной работе в начальной школе

Проект "Театр-музей народной игрушки" реализован во внеурочной деятельности во 2 классе...

«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»

Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...

«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»

Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...