«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»
статья
Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_proektnaya_deyatelnost_uch-sya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Тальменская общеобразовательная школа – интернат»
«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»
Подготовила: Швец З.В.,
учитель начальных классов
Тальменка 2022 г.
Сегодня во всех сферах общественной жизни и деятельности востребованы мобильные, инициативные и адаптированные люди. Творчество является одним из самых необходимых условий для успешной социализации современного человека. Ребёнок любознателен от рождения, ему всё интересно и занимательно, всё хочется потрогать и попробовать. И, если в нём не развивать эти исследовательские качества, то они постепенно угаснут.
Новый стандарт образования предусматривает различного рода творческие занятия во внеурочное время. Ведущее место в обновляющейся школе отводится методу проектов. Введение проектной деятельности в начальной школе важно и актуально в наши дни.
Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного инновационного учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Учитель инициирует самостоятельную активность детей, бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Учитель становится педагогом-помощником детям, он помогает им увидеть и прочувствовать огромный мир во всём его единстве, многообразии и красоте.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь...» - эти вечные слова великого Конфуция можно взять в качестве основного тезиса современного понимания метода проектов. Используя проектную технологию в своей учебной деятельности, дети наглядно постигают всю тонкость технологии решения разнообразных задач - от постановки проблемы до представления конечного результата.
Цели проектной деятельности:
- воспитывать гражданскую позицию учащихся начальной школы;
- способствовать их самоутверждению и адаптации в современном мире;
- формировать систему интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развивать значимые личностные качества младших школьников;
- развивать моторику;
- воспитывать коммуникативность, инициативность, самостоятельность и предприимчивость учащихся.
Задачи проектной деятельности:
- формирование у детей навыков сотрудничества со сверстниками;
- вооружение детей методами научного познания;
- ознакомление с системой самоорганизации, с нормами и правилами поведения на новом этапе работы во внеурочное время;
Структура проектной деятельности стоит из трех основных этапов:
1 этап – подготовительный.
2 этап – технологический.
3 этап – заключительный.
Первый этап - (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Интересующую информацию ребенок добывает из книг, газет, журналов, энциклопедий, справочников и, конечно же, интернета. Поиск информации я организую в компьютерном классе, в школьной библиотеке во внеурочное время. А также дети при поиске информации сотрудничают с родителями. Главное для учителя в этой деятельности - увлечь учащихся, показать им важность и значимость их деятельности, вселить уверенность в себя и свои силы.
На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.
На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.
Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме:
альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п.
Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты.
Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект.
Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.
В своей работе я использую такие типы проектов:
- исследовательские; Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры таких проектов: « Выращивание луковичных растений», « Какие птицы живут в нашем крае».
- информационные; (Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение.)
- творческие; Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника.
- игровые; Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.
- Практические; Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально - значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников.
Например: проекты “Дом, в котором я живу”, “Чистый город” и другие.
Виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:
по количеству детей;
- личностные Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт;
- парные, работа в парах;
- групповые концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.
по времени проведения проекта;
- краткосрочные; (1 час, максимум 3 – 6 часов);
- средней продолжительности; (1 – 2 месяца);
- долгосрочные; (до года).
по месту проведения;
- кабинет
- другая школа
- спортивный зал
- игровая комната
- по теме; (тематика проекта по выбору учащихся);
Защита проектов происходит на:
- конкурсах;
- отчетах;
- выставках;
- конференциях;
- праздниках;
- акциях.
Таким образом, проектная деятельность направлена на активизацию познавательных способностей обучающихся, глубокое раскрытие их творческих возможностей, учёт персональных интересов и потребностей детей. Младшие школьники наглядно видят практическое применение своих теоретических знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и не умеют, как много им ещё предстоит постичь.
Реализация проектов на базе информационных технологий многогранна, эффективна, неисчерпаема и нацелена на долговременную перспективу. Основная школа будущего - это школа проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Организация проектной деятельности в школе на уроках и во внеурочное время...
«Проектная деятельность в урочное и во внеурочное время в начальной школе»
Содержание.1. Введение2. Проектная деятельность в урочное и во внеурочное время3. Роль родителей в проектной деятельности4. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?...
Мои педагогические находки. Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе.
Доклад-выступление на РМО "Мои педагогические находки" ....
Проектная деятельность во внеурочное время в начальных классах
В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся система об...
Проектная деятельность во внеурочной работе в начальной школе
Проект "Театр-музей народной игрушки" реализован во внеурочной деятельности во 2 классе...
Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их р...
«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»
Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...