Выступление на педсовете "Опыт работы по проектной деятельности во внеурочное время"
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Моисеева Елена Сергеевна

В данной статье раскрывается опыт работы по проектной деятельности на кружке "Учусь создавать проект".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

В организации образовательного процесса в начальной школе особое значение приобретает проектная деятельность. Я хочу поделиться опытом своей работы проектной деятельности во внеурочное время.

Я считаю, что необходимо вовлекать младших школьников в проектную деятельность, так как она является эффективным способом развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания их мотивации к учению.

Проектная деятельность дает возможность ученику творчески раскрыть себя, реализовать свои стремления индивидуально или в коллективе. Участвуя в проектной деятельности, учащийся приобретает исследовательский опыт, он не впитывает готовые понятия, а сам занимается исследовательской деятельностью, отбирает необходимую информацию из множества впечатлений и знаний. Курс «Учусь создавать проект» - это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

На изучение курса по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» всего отводится 132 часа по 1 часу в неделю (в 1 классе 30 часов, во 2-4 классах по 34 часа в год).

Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Рабочие тетради способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности. Рабочие тетради курса «Учусь создавать проект» для начальной школы - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.

Задачи курса:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов поведения.

  1. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

  1. Формирование умения решать творческие задачи.
  2. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности

Сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в

образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса; • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются   следующие рубрики:

1.  Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют

ребёнка на начало своего исследования.

2.    Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а

часто и дополнительные решения.

3.  Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4.  Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5.  Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

     Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности.

Организационные формы, применяемые на занятиях:

-  групповые;

-  коллективные;

-  индивидуальные;

-  самостоятельное выполнение занятий.

Формы проведения занятий:

-  игры;

-  кроссворды;

-  презентации;

-  конкурсы проектной и исследовательской деятельности;

-  интервью;

-  знакомство с интересными людьми.

Программа  предусматривает    достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

  Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.

 Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта.

 Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время

Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально.  В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ .

Материал содерит информацию обобщения опыта работы педагога по заявленной теме....

Проектная деятельность во внеурочное время в начальных классах

                   В основе стандартов второго поколения, на которые переходит сегодня вся     система    об...

Проектная деятельность во внеурочное время младших школьников

Личный опыт по проектной деятельности с младшими школьниками...

«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»

Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...

«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»

Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...