Программа по внеурочной деятельности по ФГОС для 1 класса "По тропе здоровья"
календарно-тематическое планирование по зож (1 класс) на тему

Максимова Оксана Владимировна

Программа "По тропе здоровья" имеет спортивно-оздоровительное направление.Расчитана на 33 часа в год. 50% содержания направлено на активную двигательную активность учащихся на свежем воздухе или в спорзале, 10% на выполнение практических работ, остальное время распределено на занятия по формированию здорового образа жизни.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов №21»

Утверждаю

Директор ________/_________/

«__»_____________2016 г.

              М.П.

Согласовано

«___»________2016 г.

Зам. директора по УВР

________/___________/

Программа рассмотрена на      заседании  МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2016г.

Руководитель  МО

________________/______________/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Путешествие по тропе здоровья»

спортивно-оздоровительное направление

(модифицированная)

Возраст обучающихся – 1 класс

 Срок реализации – 1 год

 Количество часов – 33/1

 

Программу составила

учитель   начальных классов

                                                                                  МаксимоваО.В. 

Тольятти, 2016 год

Пояснительная записка

     Программа «Путешествие по тропе здоровья» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения. Составлена на основе программы «Путешествие по тропе здоровья» (1-4 классы), автор Горский В.А.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов,  занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 6 до 11 лет. Данная программа  составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

50% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся на свежем воздухе или в спортзале, 10% на выполнение практических работ, остальное время распределено занятия по формированию здорового образа жизни. В 1 классе- 33 часа в год, 1 час в неделю.

Актуальность. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

    Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

    Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья»  нацелена на формирование у обучающихся ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков обучающихся по гигиенической культуре, на формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями,  на использование их в целях досуга, отдыха.

Только наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

. Цель программы:

 формирование установки на ведение здорового образа жизни и обучение способам и приёмам сохранения и укрепления собственного здоровья; приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.

     Задачи программы:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения,  физического воспитания;
  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции.

     Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности 

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы.

  В процессе реализации программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Путешествие по тропе здоровья» обучающиеся должны:

знать:

  • правила гигиены повседневного быта;
  • особенности физического развития младшего школьника;
  • влияние неправильной осанки и плоскоспопия на здоровье;
  • показатели самоконтроля за состоянием своего здоровья;
  • правила предупреждения простудных заболеваний;
  • основные правила закаливания организма;
  • что такое близорукость и как она влияет на здоровье человека;
  • основы рационального питания;
  • способы воспитания двигательных способностей;
  • основные виды движения;
  • виды подвижных игр;
  • правила игры;
  • основы лыжной подготовки;
  • малые формы двигательной активности4
  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека.

уметь:

  • применять на практике приобретённые знания о правилах ведения здорового образа жизни;
  • составлять индивидуальные планы и программы по улучшению своего здоровья;
  • вести дневник самоконтроля;
  • делать точечный массаж;
  • самостоятельно выполнять профилактические и общеукрепляющие комплексы физических упражнений;
  • играть в подвижные игры, соблюдая правила;
  • самостоятельно совершать лыжные прогулки;
  • применять полученные навыки в самостоятельных и групповых занятиях.

Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы

   В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы следующие умения:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
  • Вести безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

    Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание  обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы

    В результате реализации программы  внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:

  • отношение к самому себе;
  • отношение к другим людям;
  • отношение к вещам;
  • отношение к окружающему миру.

    Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие

 качества личности как:

  • товарищество,
  • уважение к старшим,
  • доброта,
  • честность,
  • трудолюбие,
  • бережливость,
  • дисциплинированность,
  • соблюдение порядка,
  • любознательность,
  • любовь к прекрасному,
  • стремление быть сильным и ловким.

Формы учета знаний и умений, система контролирующих

материалов для оценки планируемых результатов освоения

программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Путешествие по тропе здоровья», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

    Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: анкетирование детей; мониторинг состояния здоровья, практические работы.

Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов  каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

    Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

   

Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.

 

     При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.

     

     Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _________________________________

Я думаю, это потому, что ____________________________________________

Самым интересным было______________________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________

Все – или наиболее значимые –  результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.

1 класс   «Первые шаги к здоровью»

Тематическое планирование. (33 часа)

Тема занятия

Тео

рия

Содержание

Практи

ка

Содержание

1

Режим дня школьника

1

Необходимость соблюдения режима дня.

2

Составление индивидуального режима дня

1

Составление и запись своего режима дня.

3

Рост и вес – главные показатели физического развития

1

Знакомство с физическим развитием младшего школьника. Знать соответствие веса и роста с возрастными нормами

4

Рост и вес – главные показатели физического развития

1

Уметь сопоставлять свой рост и вес с возрастными нормами.

5

Осанка – стройная спина!

1

Знакомство с нормами правильной осанки.

6

Будем улучшать осанку

1

Разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки.   

7

Настроение и желание заниматься

1

Знать основы самоконтроля.  Мир эмоций и чувств.

8

Как мы дышим

1

Органы дыхания. Правильно поставленное дыхание. Темп дыхания.

9

Тренируем дыхание

1

Проверка темпа дыхания. Тренировка дыхания через систему физических упражнений.

10

Глаза – главные помощники человека

1

 Знакомство с профилактикой близорукости

11

Снимаем утомление глаз

1

Зрительные физкультурные минутки.

12

Двигательные способности людей

1

Двигательные качества человека: гибкость, ловкость, быстрота, сила и выносливость. Проявление физических качеств в живой и в  неживой природе.

13

Проверяем свои двигательные способности

1

Освоение комплекса упражнений.

14

Лазанье по лестнице и гимнастической стенке

1

Лазанье с опорой на ноги и хватом рук. Лазанье приставными шагами по гимнастической стенке. Лазанье одноимённым и разноимённым способами.

15

Игротека «Я б в спасатели пошёл»

1

Отработка всех видов и способов лазанья в игре «Я б в спасатели пошёл».

16

Все на лыжи!

1

Основа лыжной подготовки. Лыжи и лыжные палки. Одежда и обувь для лыжной подготовки.

17

Скользящий шаг без палок

1

Освоение правил при работе с лыжами

18

Скользящий шаг с лыжными палками

1

Освоение правил при работе с лыжами

19

Равновесие.

1

Знакомство с правилами спуска с горы

20

Упражнение в равновесии

1

    Упражнения в равновесии.

21

Виды спорта.

1

Знакомство с различными видами спорта.

 

22

Движение и двигательные действия

1

Знакомство с приёмами, позволяющими прыгать с места и с разбега

23

Обычная и быстрая ходьба. Спортивная ходьба.

1

Игры на свежем воздухе.

24

Ходьба на носках и пятках. Игры на свежем воздухе.

1

Игры на свежем воздухе.

25

Ходьба в полуприсяде и присяде.  Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята».

1

Освоение правил игры

«Лягушки на болоте», «Непослушные гусята».

26

Ходьба скрестным шагом. Игра «Шитьё волшебной ниткой»

1

Освоение правил игры «Шитьё волшебной ниткой»

27

Игры на свежем воздухе.

1

Игры на свежем воздухе.

28

Гимнастическая ходьба и ходьба высоко поднимая колени. Игра «Цапля на болоте»

1

Освоение правил ходьбы, правил игры «Цапля на болоте»

29

Ходьба приставным шагом.

1

Лазанье приставными шагами по гимнастической стенке.

30

Фигурная ходьба.

1

Освоение правил ходьбы.

31

Весёлые старты

1

Игры на свежем воздухе.

32

Малые формы двигательной активности

1

Знакомство с

малыми формами двигательной активности. Тест «Что мы знаем о здоровье».

33

Спортивный праздник «Хочу стать здоровым»

1

Знакомство с играми разных народов

Всего 33 часа

11

22

Содержание программы.

1 класс (33 часа)

Раздел I

Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни

    Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Определение понятия «здоровый образ жизни.

   Тема 1. Гигиена повседневного быта.

 (2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)

Теория: Режим дня. Значение соблюдения режима дня.

Практика: Составление и запись своего режима дня.

    Тема 2. Физическое развитие.

(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)

Теория: Физическое развитие младшего школьника. Рост и вес, как показатели физического развития. Тест «Правильно ли Вы питаетесь?»

Практика: Измерение своего роста и веса. Ростомер. Медицинские весы.

   

    Тема 3. Формирование правильной осанки.

 (2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)

Теория: Осанка при стоянии, ходьбе, сидении. Зависимость осанки от изгибов позвоночника и развития мышц туловища.

Практика: Разучивание упражнений, способствующих формированию правильной осанки.   

     Тема 4. Основы самоконтроля.

(1 час: теоретические занятия-1 час)

Теория: Настроение – показатель, отражающий психическое состояние человека. Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций : Бетховена,  Шопена, Штрауса, Глинки и т.д. Выставка рисунков: «Какие чувства вызвала музыка».  Желание заниматься.

 Тема 5. Средства и методы сохранения здоровья.

(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)

Теория: Как мы дышим? Органы дыхания. Правильно поставленное дыхание. Темп дыхания.

Практика: Проверка темпа дыхания. Тренировка дыхания через систему физических упражнений.

     Тема 6. Профилактика близорукости..

      (2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)

Теория: Глаза – главные помощники человека.

Практика: Снимаем утомление глаз. Зрительные физкультурные минутки.

Воспитание двигательных способностей

Характеристика и развитие основных двигательных способностей человека

Тема 1. Что значит быть ловким?

(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)

Теория: Двигательные качества человека: гибкость, ловкость, быстрота, сила и выносливость. Проявление физических качеств в живой и в  неживой природе.

Практика: Проверяем свои двигательные способности. 

Раздел III

Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков

       

    Основные движения. Прикладные умения и навыки человека.

Тема 1. Прикладные умения и навыки

 1 класс

(8 часов: теоретические занятия-3 часа, практические занятия-5 часов)

Теория:  Основа лыжной подготовки. Лыжи и лыжные палки. Одежда и обувь для лыжной подготовки. Равновесие. Значение умения держать равновесие в жизни. Виды спорта. Классификация видов спорта.

Практика: Лазанье по лестнице. Лазанье по гимнастической стенке.  Лазанье с опорой на ноги и хватом рук. Лазанье приставными шагами по гимнастической стенке. Лазанье одноимённым и разноимённым способами. Отработка всех видов и способов лазанья в игре «Я б в спасатели пошёл».

    Скользящий шаг на лыжах с лыжными палками и без палок.

    Упражнения в равновесии.

Тема 2. Основные виды движения

    1 класс

(10 часов: теоретические занятия-1 час, практические занятия-9 часов)

Теория: Движение и двигательные действия .

Практика: Обычная и быстрая ходьба. Спортивная ходьба. Ходьба на носках и пятках. Игры на свежем воздухе. Ходьба в полуприсяде и присяде.  Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята». Ходьба скрестным шагом. Игра «Шитьё волшебной ниткой». Игры на свежем воздухе. Гимнастическая ходьба и ходьба высоко поднимая колени. Игра «Цапля на болоте». Ходьба приставным шагом. Фигурная ходьба. Весёлые старты.

Раздел IV

Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий

   Методика и проведение динамических пауз, физкультурных минуток, занимательных переменок.

   Тема 1. Методика проведения малых форм двигательной активности.

 

(2 часа: теоретические занятия-1 час, практические занятия-1 час)

Теория: Малые формы двигательной активности. Место малых форм двигательной активности в режиме дня. Влияние малых форм двигательной активности на здоровье человека.

Практика: Тест «Что мы знаем о здоровье». Спортивный праздник «Хочу стать здоровым».

Методическое и материально-техническое сопровождение программы

  1.  Горский В.А. «Путешествие по тропе здоровья», 1 класс. М., Просвещение, 2012.
  2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2012.
  3. Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М. : Просвещение, 2008
  4. Безруких М. М. ,Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.– 80 с.
  5. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 2010
  6. Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 2003
  7. Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 2011.
  8. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2012.
  9. Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2011. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
  10. Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. - М., Просвещение, 2011.
  11.  ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
  12.  ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
  13. DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

Печатные пособия.

Информационно-коммуникативные средства:

- общепользоватеьские цифровые инструменты учебной деятельности;

- специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

Технические средства обучения:

- CD, DVD –  проигрыватели;

- телевизор;

- аудио, видеомагнитофон;

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- слайд-проектор;

- мультимедиа – проектор;

- магнитная доска;

- экран навесной;

- фотокамера цифровая;

- видеокамера цифровая.

Экранно-звуковые пособия:

- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

- видеофильмы или DVD- фильмы и презентации.

Учебно-практическое оборудование.

Модели и натурный фонд.

Игры и игрушки.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование  прогрраммы«Путешествие по тропе здоровья» в рамках внеурочной деятельности в 1классе

1,2,3,4 графы – Горский В.А.. «Путешествие по тропе здоровья», Москва « Просвещение», 2012 г,

5,6,7,8 графы – методическое пособие «Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

п\п

Тема занятия

Тип занятия

Кол.часов Используемые образовательные технологии

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристикадеятельности

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив-ные УУД

Регулятивные УУД

Раздел1. «Формирование представлений о физическом развитии здорового образа жизни» (11ч)

1.

Режим дня школьника.

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Необходимость соблюдения режима дня.

Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

 Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Умение слушать и вступать в диалог.

Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию

2.

Составление индивидуального режима дня.

1

Комбинированное

Игровая, здоровье сберегающая

Знать и уметь составлять свой режим дня.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

3

 Рост и вес – главные показатели физического развития

1

Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с физическим развитием младшего школьника. Знать соответствие веса и роста с возрастными нормами.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

. Строить речевые высказывания в устной форме.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

4

Рост и вес – главные показатели физического развития

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Уметь сопоставлять свой рост и вес с возрастными нормами.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение прислушиваться к советам старших.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

5

Осанка – стройная спина!

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с нормами правильной осанки.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализа

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

6

Будем улучшать осанку

1

Комбинированное

Игровая, здоровье сберегающая

Знать упражнения, способствующие формированию правильной осанки.   

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Развитие готовности  к сотрудничеству и дружбе.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учиться работать в группах.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

7

Настроение и желание заниматься

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Знать основы самоконтроля.  Мир эмоций и чувств.

Формирование      адекватной и позитивной самооценки.

Работать в группах по составлению правил поведения. Использовать речь для регуляции своего действия. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

8

Как мы дышим

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Органы дыхания. Правильно поставленное дыхание. Темп дыхания.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе.

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

9

Тренируем дыхание

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

 Уметь проверять темп дыхания. Тренировать дыхание через систему физических упражнений.

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

 Строить речевые высказывания в устной форме.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

10

Глаза – главные помощники человека

1

Комбинированное

Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с профилактикой близорукости

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение прислушиваться к советам старших.

Использовать речь для регуляции своего действия. Задавать вопросы.

Учиться работать в группах.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

11

Снимаем утомление глаз

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

 Знать зрительные физкультурные минутки.

Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Учиться работать в группах.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Раздел 2. «Воспитание двигательных способностей» (2ч)

12

Двигательные способности людей

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Двигательные качества человека: гибкость, ловкость, быстрота, сила и выносливость. Проявление физических качеств в живой и в  неживой природе.

Представление о правилах поведения для сохранения своего здоровья.  Умение строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Разрешение споров. Владение диалогической формой речи

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.

13

Проверяем свои двигательные способности

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Освоение комплекса упражнений для развития ловкости.

Формирование установки на здоровый образ жизни. Умение соотносить поступки и события.

Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения.

Раздел 3. «Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков» (18ч)

14

Лазанье по лестнице и гимнастической стенке

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Лазанье с опорой на ноги и хватом рук. Лазанье приставными шагами по гимнастической стенке. Лазанье одноимённым и разноимённым способами.

Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Знание правил лазания по канату и шесту.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учиться работать в парах.

В сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи.

15

Игротека «Я б в спасатели пошёл»

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Отработка всех видов и способов лазанья в игре «Я б в спасатели пошёл».

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Умение осуществлять поиск информации из иллюстративного материала, делать выводы.

Использовать речь для регуляции своего действия. Строить понятные для партнёра высказывания

Умение соотносить то, что уже известно, с тем, что ещё неизвестно. В сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи.

16

Все на лыжи!

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Основа лыжной подготовки. Лыжи и лыжные палки. Одежда и обувь для лыжной подготовки.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности

Умение применять полученные знания на практике. Поиск и выделение нужной информации.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

17

Скользящий шаг без палок

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

 Освоение правил при работе с лыжами

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Умение применять полученные знания на практике.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

18

Скользящий шаг с лыжными палками

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Освоение правил при работе с лыжами

Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение применять полученные знания на практике. Поиск и выделение нужной информации

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

19

Равновесие.

1

Комбинированное

Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с правилами спуска с горы. Правила безопасности.

Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение осуществлять поиск информации из иллюстративного материала, делать выводы.

Использовать речь для регуляции своего действия. Строить понятные для партнёра высказывания

Умение соотносить то, что уже известно, с тем, что ещё неизвестно. В сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи

20

Упражнение в равновесии

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с различными видами движения (прыжками)

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Умение применять полученные знания на практике. Поиск и выделение нужной информации.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

21

Виды спорта.

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Знать различные виды спорта.

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Умение осуществлять поиск информации ,делать выводы.

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности

Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

22

Движение и двигательные действия

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с приёмами, позволяющими прыгать с места и с разбега.

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах.

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

23

Обычная и быстрая ходьба. Спортивная ходьба.

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Освоение правил игр.

Формирование ориентации на понимание причин успеха учебной деятельности.

Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

24

Ходьба на носках и пятках. Игры на свежем воздухе.

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Освоение правил прыжков в глубину.

Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки.

Умение осуществлять поиск информации, делать выводы.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

25

Ходьба в полуприсяде и присяде.  Игры «Лягушки на болоте», «Непослушные гусята».

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Освоение правил игры

«Лягушки на болоте», «Непослушные гусята».

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями.

Подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

26

Ходьба скрестным шагом. Игра «Шитьё волшебной ниткой»

1

Комбинированное

Игровая, здоровье сберегающая

Освоение правил игры «Шитьё волшебной ниткой»

Формирование установки на здоровый образ жизни. Формирование адекватной и позитивной самооценки

Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

27

Игры на свежем воздухе.

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с правилами поведения на природе. Игры на свежем воздухе.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Выбирать оптимальные формы поведения в условиях природы.

Подведение под понятие- распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

28

Гимнастическая ходьба и ходьба высоко поднимая колени. Игра «Цапля на болоте»

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Освоение правил ходьбы, правил игры «Цапля на болоте»

Выбирать оптимальные формы поведения в условиях природы.

Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

29

Ходьба приставным шагом.

1

Комбинированное

Игровая, здоровье сберегающая

Лазанье приставными шагами по гимнастической стенке.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение осуществлять поиск информации, делать выводы.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

30

Фигурная ходьба.

1

Комбинированное

Игровая, здоровье сберегающая

Освоение правил ходьбы.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение применять полученные знания на практике.

Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

31

Весёлые старты

1

Комбинированное Игровая, здоровье сберегающая

Игры на свежем воздухе. Правила игр.

Формирование мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.

Умение применять полученные знания на практике.

Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Раздел 4. «Воспитание навыков самостоятельных и групповых занятий» (2ч)

32

Малые формы двигательной активности

1

Комбинированное

 Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с

малыми формами двигательной активности. Тест «Что мы знаем о здоровье».

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Умение осуществлять поиск информации, делать выводы.

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности

Моделировать ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья.

33

Спортивный праздник «Хочу стать здоровым»

1

Комбинированное

Игровая, здоровье сберегающая

Знакомство с играми разных народов

Формирование адекватной и позитивной самооценки

Строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте и его свойствах.

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности.

Различать допустимые и недопустимые формы поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Модно быть здоровым.»

В контексте социального творчества  дети должны научиться видеть многоцветие окружающего нас мира и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь, а не ненависть. Ребенок  долже...

Программа по внеурочной деятельности по ФГОС для 4 класса "Азбука здоровья"

Программа по внеурочной деятельности с УУД для 4 класса по ФГОС "Азбука здоровья"...

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Тропинка здоровья"

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Тропинка здоровья" по ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Тропинка к своему я"

Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему я»: уроки психологии в ...

Программа по внеурочной деятельности по ФГОС для 2 класса "По тропе здоровья"

Программа "По тропе здоровья" имеет спортивно-оздоровительное направление. Расчитана на 34 часа в год....

Занятие по внеурочной деятельности «В наш мир народною тропой» «Здоровье наше с доброй кашей»

Это занятие поможет детям понять, что полноценный завтрак очень важе для развития детского организма....

Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Тропинка к своему Я" по УМК "Школа России"

Рабочие программы по внеурочной деятельности  для 1-4 классов "Тропинка к своему Я" по УМК "Школа России"...