Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Тропинка к своему Я" по УМК "Школа России"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочие программы по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Тропинка к своему Я" по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тропинка к своему я | 154.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Автономная некоммерческая негосударственная общеобразовательная организация
Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
г. Сергиев Посад
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК «ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»
Составитель: учителя начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации;
- на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011г.
- на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.С. Савинов.-2 -е изд., перераб.-М.: Просвещение, 2010.-204 с.-(Стандарты второго поколения).
- на основе авторской программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4 классы)»,
- в соответствии с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников начальных классов МБОУ «Средняя (полная) школа №19 с углублённым изучением отдельных предметов».
Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся в начальной школе, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Цели и задачи образовательной программы.
Цели:
1.создание условий, позволяющих каждому первокласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап жизни – начало школьного обучения;
2. поддержание и развитие в детях интереса к психологическим знаниям;
- формирование коммуникативных компетентностей.
Задачи.
- Формировать у детей позитивную «Я» - концепцию и устойчивую
самооценку, снизить уровень школьной тревожности;
- Формировать устойчивую учебную мотивацию;
- Создавать классный коллектив, через формирование групповой
- сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
- Формировать адекватные формы поведения в новых школьных
ситуациях;
- Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и
учителем
Формы и методы работы при обучении по предмету
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет
свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
На занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый
ребенок вне зависимости от школьных успехов чувствует собственную ценность
и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания.
А также серьезное внимание необходимо уделять способам формирования
учебной установки в форме игры и сказки. Через игровые роли и сказочные
образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их
причины и находить пути преодоления. Используются нетрадиционные формы
обучения: психологические и ролевые игры, психологические тренинги, дискуссии,
разыгрывание жизненных ситуаций, арт – терапевтические методы (сказко-,
музыко-, изотерапия) метафорические истории и притчи. Занятия проводятся в
неформальной обстановке. Положительный эмоциональный фон занятий
способствует раскованности детей, раскрытию психологических возможностей.
Для успешной реализации учебного процесса используются как
групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для
отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по
тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к.
помогают ребёнку более эффективно справиться со своими
проблемами.
Место курса «Тропинка к своему Я» в ООП
Программа рассчитана на учащихся 1- 4-ых классов.
Курс «Тропинка к своему Я» рассчитан на 33 часа в 1 классе, во 2-4 классах по 34 часа в год и изучается согласно ФГОС НОО по одному часу в неделю в рамках внеурочной деятельности учащихся.
Структура курса
Основная задача, которая стоит перед педагогом при работе с
первоклассником – первичное осознание ребенком его позиции школьника,
прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.
Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по формированию
установки на преодоление школьных трудностей и способности получать
удовлетворение от процесса познания, поэтому первой темой, изучаемой на
занятиях, становится тема «Я – школьник», которая включает занятия,
посвященные знакомству со школой, с учениками своего класса, привыканию к
требованиям обучения. Вторая тема «Мои чувства» - помогает детям
научиться понимать и контролировать свои эмоциональные состояния. В целом
за первый год обучения ребенок делает огромные шаги не только
- интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально
чужому миру школы.
В течение второго учебного года дети должны получить довольно полное
представление о своих индивидуальных способностях и возможностях, о
собственных достоинствах и недостатках. Во втором классе происходит активное
освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает
оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную
рефлексию. Тема «Чем отличаются люди друг от друга» знакомит детей с
понятием «качества людей», помогает исследовать свои качества, изучать свои
особенности, тема «Какой Я – Какой Ты», помогает осознать наличие у
себя и других людей разнообразные положительные качества.
К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый
образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы
соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени
утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности
ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Взрослые
в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность
детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но,
как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке
за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности
восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития
мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения,
снижение креативных способностей. Однако это- явление временное и
обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих
способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий
в третьем классе становится тема «Я-фантазер», в ходе проработки которой
можно «реанимировать фантазию», утвердить ее ценность в глазах детей и
взрослых.
Четвертый класс – последний в начальной школе. Ребенок внутренне готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу взросления. Их поведение заметно меняется: дети требуют подчёркнутого
уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко
игнорируя обязанности. Поэтому необходимо уделить особое внимание теме
«Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость
равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.
Структура курса построена таким образом, что способствует формированию
у учащихся начальной школы следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и
взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из
литературного текста
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей
с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- учиться наблюдать
- моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- учиться работать в паре и в группе
- выполнять различные роли
- слушать и понимать речь других ребят
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в
соответствии с этой позицией.
Тематическое планирование 1 класс.
Раздел 1. Я - школьник (16часов)
Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью,
вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своё отношение к
проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников.
Главное - помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и
желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.
Как зовут ребят моего класса?
Зачем мне нужно ходить в школу?
Раздел 2.Мои чувства (17часов)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает
чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить
дружно, помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и
чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и
жесты – наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом? Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?
№ | Тема, цель | Универсальные учебные действия | Количество | |
п/п | часов | |||
1 | Я – школьник. | -учиться осознавать свои трудности и стремиться | ||
преодолевать их; | 16 | |||
-учиться рассуждать, строить логические | ||||
умозаключения; | ||||
-уметь оценивать свой результат с помощью учителя; | ||||
2. | Мои чувства. | -овладевать навыками самоконтроля в общении | ||
со сверстниками | 17 | |||
-уметь распознавать и описывать свои чувства и | ||||
чувства других людей. | ||||
-различать эмоции радости, страха. гнева | ||||
-доверительно и открыто говорить о себе | ||||
и своих чувствах | ||||
Всего часов | 33 | |||
Тематическое планирование 2 класс.
Раздел 1. Вспомним чувства(7часов)
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (15часов)
Что такое качества людей, и какие они бывают? Какие качества окружающим
нравятся, а какие – нет?
Как мы видим друг друга?
Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
Кто такой сердечный человек.
Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Раздел 3. Какой Я – какой Ты? (11 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть
много разных положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя?
Как правильно оценить себя?
Как распознать положительные качества у других людей?
Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии,
сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
Какие качества нужны для дружбы?
№ | Тема | Цели | Количес | |
п/п. | тво | |||
часов | ||||
1 | Вспомним чувства. | -актуализировать у детей знания об эмоциональной | 7 | |
сфере человека. | ||||
2. | Чем люди отличаются | -ознакомить детей с понятием «качества людей»; | 15 | |
друг от друга? | -помочь детям исследовать свои качества, изучить | |||
свои особенности. | ||||
3. | Какой Я – Какой Ты? | - помочь детям осознать наличие у них | 12 | |
разнообразных положительных качеств; | ||||
- учить детей находить положительные качества во | ||||
всех людях. | ||||
Всего часов | 34 | |||
Тематическое планирование 3 класс.
Раздел 1. Я-фантазёр (8часов)
Я – третьеклассник. Как я изменился за лето?
Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением,
следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это
и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими
людьми.
Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным. Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Я и моя школа ( 5 часов)
Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие
качества меня в нём привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло?
Что значит «делать добро»?
Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а
какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Я и мои родители (5 часов)
Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения?
Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих
веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не
попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница
между тем, что хочется, и тем, что можно.
Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать,
поддержать и вести разговор.
Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе,
в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.
Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки. Как правильно познакомиться?
Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (9часов)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений:
-из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
-из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
Как научиться договариваться с людьми?
Что такое коллективная работа?
Тематическое планирование 4 класс.
№ | Тема | Цели | Количество | |
п.п. | часов | |||
1. | Кто Я? | - помочь детям усвоить понятие | 11 | |
Мои силы, мои | «способности», исследовать свои способности | |||
и возможности; | ||||
возможности. | ||||
- помочь каждому ребенку осознать свою | ||||
уникальность и неповторимость. | ||||
2. | Я расту, я изменяюсь. | - помочь детям научиться осознавать | 3 | |
происходящие в них изменения; | ||||
- помочь детям научиться планировать цели и | ||||
пути самоизменения. | ||||
3. | Мое будущее. | -дать детям возможность задуматься о | 4 | |
Каким бы я хотел стать в | будущем, попытаться структурировать его, | |||
обсудить возможные варианты будущего; | ||||
будущем? | ||||
- помочь детям понять, что будущее | ||||
начинается в настоящем; | ||||
- ввести понятие «Жизненный выбор» | ||||
4. | Хочу вырасти | – помочь детям осознать понятие | 4 | |
интеллигентным | «Интеллигентный человек», обсудить | |||
человеком: что для этого | проблему идеалов. | |||
нужно? | ||||
5. | Хочу вырасти свободным | - помочь детям осознать личную свободу и | 12 |
человеком: что для этого | свободу другого; | ||
нужно? | -помочь им понять, что свобода часто связана | ||
с наличием обязанностей; | |||
- помочь осознать, что необходимо признавать | |||
и уважать права других людей. | |||
| Всего часов | 34 | |
Основная задача, которая стоит перед педагогом при работе с
первоклассником – первичное осознание ребенком его позиции школьника,
прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять.
Первые дни в школе требуют целенаправленной работы по
формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности
получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убежден в том,
что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои
неудачи, не всегда понимая их причины. Поэтому на групповых
психологиче6ских занятиях значительное место отводиться заданиям, в
которых каждый ребенок вне зависимости от учебных успехов чувствует
собственную ценность и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные
задания. Первоклассники еще не могут контролировать свои действия.
Поэтому главной задачей занятий становиться содействие развитию рефлексии
учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.
Предлагаемая программа психологических занятий уделяет серьезное
внимание способам формирования учебной установки в близких и
доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые
роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные
трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые
попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы,
ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же
время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к
концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать
свои проблемы.
Для первоклассников самой значимой фигурой становиться учитель.
Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв,
полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное
место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой
и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают
возможность понять, что радовать и огорчать учителя могут не только их
успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или
общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с
возможным страхом перед учителем.
Другая важная задача в работе с первоклассниками – установление
атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в
атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих
родителей, бабушек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от
смены привычного окружения, от утраты налаженных дружеских контактов.
В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно
выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые
привязанности.
Первой темой, изучаемой на занятиях, становится тема «Я – школьник»,
которая включает занятия, посвященные знакомству со школой, с
учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения.
Вторая тема «Мои чувства» - помогает детям научиться понимать
и контролировать свои эмоциональные состояния. В целом за первый год о
бучения ребенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном
развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру
школы. Миру, в котором ему предстоит прожить 11 важнейших (с точки зрения становления личности) лет своей жизни.
Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка
может проявляться «детское поведение»: плач, капризы, желание
телесных контактов. При появлении таких симптомов следует
разрешить ребёнку не включаться в занятие, а тихонько порисовать.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
Дата план. | Дата факт. | Тема занятия | ||||
1.Я – школьник(16 часов) | ||||||
1 | Знакомство. Введение в мир | |||||
психологии. | ||||||
2 | Как зовут ребят моего класса. | |||||
3 | Зачем мне нужно ходить в школу. | |||||
4 | Зачем мне нужно ходить в школу. | |||||
5 | Мой класс. | |||||
6 | Мой класс. | |||||
7 | Какие ребята в моем классе. | |||||
8 | Какие ребята в моем классе. | |||||
9 | Мои друзья в классе. | |||||
10 | Мои друзья в классе. | |||||
11 | Мои друзья в классе. | |||||
12 | Мои друзья в классе. | |||||
13 | Мои успехи в школе. | |||||
14 | Мои успехи в школе. | |||||
15 | Моя «учебная сила». | |||||
16. | Моя «учебная сила». | |||||
2.Мои чувства(17 часов) | ||||||
17. | Радость. Что такое мимика. | |||||
18. | Радость. Как ее доставить другому человеку. | |||||
19. | Радость. Как ее доставить другому человеку. | |||||
20. | Жесты. | |||||
21. | Радость можно передать прикосновением. | |||||
22. | Радость можно подарить взглядом. | |||||
23. | Грусть | |||||
24. | Страх. | |||||
25. | Страх, его относительность. | |||||
26. | Как справиться со страхом. | |||||
27. | Страх и как его преодолеть. | |||||
28. | Гнев. С какими чувствами он дружит? | |||||
29. | Может ли гнев принести пользу? | |||||
30. | Обида. | |||||
31. | Разные чувства. | |||||
32. | Разные чувства. | |||||
33 | Итоговое занятие |
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели
год назад. Он уже привык к своему новому статусу, к школьным обязанностям,
у него сформировался образ хорошего ученика.
- течение второго учебного года дети должны получить
довольно полное представление о своих индивидуальных способностях и
возможностях, собственных достоинствах и недостатках.
Во втором классе происходит активное освоение учебной
деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать
причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную
рефлексию. По-прежнему сохраняется острое желание быть успешным в учебе,
«быть хорошим, любимым», у некоторых детей появляется тенденция к
снижению самооценки. Она может закрепляться, если ребенок считает, что
родителей сильно огорчают его неуспехи. Поэтому особое значение
приобретает тема «Качества», в процессе освоения которой учащиеся получают
возможность исследовать себя, узнают, что все люди имеют те или иные
недостатки.
Вследствие развития умения действовать по образцу у некоторых
детей снижаются творческие способности, исчезает стремление
фантазировать. Чтобы предотвратить это, в занятия включено много
творческих заданий.
Основное внимание второклассников начинает постепенно
смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются:
с педагогами, родителями, сверстниками. Поэтому на занятиях большое
внимание уделяется именно формированию взаимоотношений, основанных
на любви, сердечности и возможности не только принимать что-либо от
людей, но и отдавать им. По сути, это первые шаги на пути взросления,
который характеризуется наличием гармонии в стремлении принимать и
отдавать.
Тема «Чем отличаются люди друг от друга» знакомит детей с понятием
«качества людей», помогает исследовать свои качества, изучать свои
особенности.
И завершается обучение темой «Какой Я – Какой Ты», помогающей
осознать наличие у себя и других людей разнообразных положительных качеств.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
К началу третьего класса у ребенка уже четко сформирован отчетливый
образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать,
чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени
утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности
ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это
ослабляет контакт с той ванной составляющей личности, которую психологи
называют «внутренним ребенком».
Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную
способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать
по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества
утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения
изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и
психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания
детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных с
пособностей. Однако это- явление временное и обратимое, если вовремя
начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому
важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема
«Я-фантазер», в ходе проработки которой можно «реанимировать фантазию»,
утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых.
Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения
во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и
родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом
утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более
реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться,
уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному
«нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может
вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога
должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный
образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны
научиться воспринимать их как живых людей со своими достоинствами и
недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые
близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой
допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательным. Но
при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты.
Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами
попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения,
делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить
ценностью установившихся привязанностей.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками,
дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот
период становятся более значимыми, нежели в первые два школьных
года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка
ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями.
Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой
интерес и воодушевление.
К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль
ведущего в знакомых психологических играх и упражнениях, быть
внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об
условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения
заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как
можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую
разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
№ | Дата план. | Дата факт. | Тема занятия. |
1.Я – фантазёр (8 часов) | |||
1. | Я-третьеклассник. | ||
2. | Кого можно назвать фантазером? | ||
3. | Я умею фантазировать! | ||
4. | Мои сны | ||
5. | Я умею сочинять! | ||
6. | Мои мечты | ||
7. | Мои мечты | ||
8. | Фантазии и ложь | ||
2.Я и моя школа (6 часов). | |||
9. | Я и моя школа. | ||
10. | Я и моя школа. | ||
11. | Что такое лень? | ||
12. | Я и мой учитель | ||
13. | Я и мой учитель | ||
14. | Как справляться с «Немогучками» | ||
3.Я и мои родители (4 часа). | |||
15. | Я и мои родители. | ||
16. | Я и мои родители. | ||
17. | Я умею просить прощения. | ||
18. | Почему родители наказывают детей? | ||
19. | 4.Я и мои друзья (5 часов). | ||
20. | Настоящий друг. | ||
21. | Умею ли я дружить? | ||
22. | Трудности в отношении с друзьями. | ||
23. | Трудности в отношении с друзьями. | ||
24. | Ссора и драка. | ||
5.Что такое сотрудничество?(10 часов) | |||
25. | Что такое сотрудничество? | ||
26. | Я умею понимать другого | ||
27. | Я умею понимать другого | ||
28. | Я умею договариваться с людьми. | ||
29. | Я умею договариваться с людьми. | ||
30. | Мы умеем действовать сообща. | ||
31. | Что такое коллективная работа ? | ||
32. | Что такое коллективная работа ? | ||
33-34 | Итоговое занятие. |
Главная особенность четвероклассников – появление глубокого
интереса к своему внутреннему миру. Они легко включаются в
беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие
в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях.
Теперь для них важны не столько успехи в учебе, сколько
признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.
Самое важное свойство этого возраста - особая открытость души.
Дети не только легко и доверчиво впускают взрослых в свой внутренний
мир, но нередко и сами приглашают их туда. Однако взрослые должны
помнить, что это последний возрастной период, когда ребенок настолько
открыт. Именно сейчас, деликатно используя присущую этому возрасту
особенность, можно эффективно помогать ребенку в решении его проблем,
влиять на него. Поэтому в программу психологических занятий для четвёртого
класса введены беседы об идеалах, чести и достоинстве, об интеллигентности.
Четвертый класс – последний в начальной школе. Ребенок внутренне
готовится к переходу в среднюю школу, к более самостоятельной
жизни, к новому этапу взросления. Некоторые дети уже в этот период
по своим психическим и физиологическим характеристикам
приближаются к стадии препубертата (отрочества, предподросткового
возраста). Их поведение заметно меняется: дети требуют подчёркнутого
уважения к себе со стороны взрослых, настаивают на своих правах, нередко
игнорируя обязанности. Поэтому необходимо уделить особое внимание теме
«Права и обязанности», помогающей детям уяснить необходимость
равновесия гармоничного сочетания прав и обязанностей в жизни человека.
К окончанию четвертого школьного года дети должны обогатить
представления о собственных способностях и возможностях, составить
определённый личностный идеал в качестве внутреннего ориентира
поведения и поступков, приобрести способность делать осознанный выбор в
сложных ситуациях. Ребенок ощущает свою долю ответственности за всё,
что с ним происходит, становится более самостоятельным в решении проблем
общения и в школьных делах. На психологических занятиях дети этого
возраста охотно берут на себя роль ведущего, нередко перенося ее и в
реальную жизнь. Многие дети любят принимать участие в делах друзей,
стараясь помочь им в трудной ситуации, оказать психологическую
поддержку. Поэтому в четвертом классе больше следует уделять
внимания детской инициативе, отводить детям активную роль в организации
занятий, предоставлять свободный выбор форм и приёмов работы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ | Дата план. | Дата факт. | Тема занятия. |
| |||
1. | Мое лето. | ||
2. | Кто Я? | ||
3. | Какой я- большой или маленький? | ||
4. | Мои способности | ||
5. | Мои способности | ||
6. | Мой выбор, мой путь | ||
7. | Мой выбор, мой путь | ||
8. | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | ||
9. | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира. | ||
10. | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | ||
11. | Что значит верить? | ||
2.Я расту, я изменяюсь (3 часа) | |||
12. | Мое детство. | ||
13. | Мое детство (продолжение). | ||
14. | Я изменяюсь | ||
3.Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа) | |||
15. | Мое будущее. | ||
16. | Мое будущее. | ||
17. | Хочу вырасти здоровым человеком! | ||
18. | Хочу вырасти здоровым человеком! | ||
4.Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (4 часа) | |||
19. | Кто такой интеллигентный человек? | ||
20. | Хочу вырасти интеллигентным человеком | ||
21. | Хочу вырасти интеллигентным человеком | ||
22. | Что такое идеальное Я? | ||
5.Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?(11 часов) | |||
23. | Кто такой свободный человек? | ||
24. | Права и обязанности школьника | ||
25. | Права и обязанности школьника | ||
26. | Что такое «право на уважение»? | ||
27. | Права и обязанности | ||
28. | Права и обязанности | ||
29. | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. | ||
30. | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. | ||
31. | Как разрешать конфликты мирным путем? | ||
32. | Как разрешать конфликты мирным путем? | ||
33. | Как разрешать конфликты мирным путем? | ||
34. | Итоговое занятие |
Описание планируемых результатов.
В результате реализации программы «Тропинка к своему Я»
обучающиеся должны осознавать себя с позиции школьников; знать правила
поведения в школе; уметь адекватно вести себя в различных школьных ситуациях;
дружески относиться к одноклассникам; знать, различать и уметь описывать
эмоциональные состояния; уметь справляться со страхами, обидами, гневом;
уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению
сверстников; уметь справляться с негативными эмоциями, знать «качества»
людей; начать изучение своих особенностей, изучить свои качества.
К концу обучения курса учащиеся получат возможность:
Личностные | Метапредметные | Предметные | |
Знать | - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии; -правила поведения в обществе, семье со сверстниками; - правила игрового общения: о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. | - знать о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии; - иметь нравственно- этический опыт со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | - осознавать собственную полезность и ценность и полезность; - основные способы психологического взаимодействия между людьми; - приемы повышения собственной самооценки; - сознание своего места в мире и обществе. |
Уметь | - анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы; - проявлять настойчивость в достижении цели; - налаживать контакт с людьми; - соблюдать правила игры и дисциплину; - правильно взаимодействовать с партнерами по команде; - выражать себя в наиболее доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности. | - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - формулировать собственное мнение и позицию; - находить свое место в школьной жизни. | - работать в группе, коллективе; - получать удовольствие от процесса познания; - преодолевать возникающие в школе трудности; - психологически справляться с неудачами; - осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние; - взаимодействовать с учителем и сверстниками; - адекватно анализировать собственные проблемы |
Применять | - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия; - подводить самостоятельный итог занятия; - анализировать и систематизировать полученные умения и навыки; - знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития. | - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем; - приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов. | - полученные знания для адекватного установления причин, возникающих у ребенка проблем и путей их решения; - полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности; - через игровые роли и сказочные образы; - осознавать собственные трудности и их причины и находить пути их преодоления |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Васильченко К.В. Путешествие в страну «Я».- Д.: «Сталкер», 1998 г.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга.- М.: изд-во «Ось»,
2001 г.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного
общения.- Новосибирск, 1997 г.
- Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя о тебе.- М. «Просвещение»,
1991 г.
- Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.- Екатеринбург,
1997 г
- Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М. «Просвещение»,1986 г.
- Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа/ сост. Е.С.Савинов). М.: Просвещение, 2010
- Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для
старшеклассников.
- М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001 г.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной
школе(1 – 4)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического
комплекта для учащихся:
- О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника.
1 класс» М.: изд-во «Генезис»,2018 г.
- О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника.
2 класс» М.: изд-во «Генезис»,2018 г.
- О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника.
3 класс» М.: изд-во «Генезис»,2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я люблю свою Родину!"
Данная программа рассчитана для 1-4 классов. Форма организации внеурочной деятельности: кружок Ведущая идея программы: общая культура личности школьника, патриотизм и осознание ответственнос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы". 1 класс. УМК "Школа России".
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС, с УУД....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса кружок "Тропинка к своему я"
Рабочая программа курса «Тропинка к своему я» составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему я»: уроки психологии в ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои достижения"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь оценивать свои достижения"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности детей 4 класса " Чудеса своими руками"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса своими руками» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на развитие творческих способностей обучающихся, овла...