Технологическая карта внеурочного занятия "Почему болит живот"
методическая разработка по зож (2 класс) на тему

Ганчурина Татьяна Александровна

«ТехнологичеВ проекте представлена разработка технологической карты внеурочного занятия во 2 классе на тему  «Почему болит живот» на основе принципов системно - деятельностного подхода  с учетом требований ФГОС НОО. Разработка включает в себя технологическую карту внеурочного занятия. ТК разработана  с учетом требований ФГОС НОО. При разработке сценария использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО КФУ. Целью данного сценария является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе проектно-творческой деятельности.ская  карта внеурочного занятия во 2 классе на тему  «Почему болит живот» на основе принципов системно - деятельностного подхода  с учетом требований ФГОС НОО»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта248 КБ
Файл презентация332.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект 

«Технологическая  карта внеурочного занятия во 2 классе на тему  «Почему болит живот» на основе принципов системно - деятельностного подхода  с учетом требований ФГОС НОО»

Аннотация

В проекте представлена разработка технологической карты внеурочного занятия во 2 классе на тему  «Почему болит живот» на основе принципов системно - деятельностного подхода  с учетом требований ФГОС НОО. Разработка включает в себя технологическую карту внеурочного занятия. ТК разработана  с учетом требований ФГОС НОО. При разработке сценария использовалась структура, рекомендованная ПМЦПК и ППРО КФУ. Целью данного сценария является оказание методической помощи учителю начальных классов, реализующему требования ФГОС НОО на основе проектно-творческой деятельности.

Актуальность проекта

Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. ФГОС  предлагает несколько направлений внеурочной  деятельности, одним из направлений является спортивно-оздоровительное.

Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников.

Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить школьнику правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный, Брехман И.И., Л.Г. Татарникова и др.) свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт будущих первоклассников было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьем месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей признаны практически здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей.

 Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию внеурочных занятий. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к внеурочной деятельности, т.к. нет готовых методических материалов.

Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование представления учащихся о здоровом питании, позволяющего повысить уровень знаний обучающихся.

Основная часть

Цель проекта. Разработать и реализовать сценарий внеурочного занятия «Почему болит живот?» во 2 классе на основе принципов системно - деятельностного подхода, направленного на формирование убеждения в необходимости сохранения личного здоровья и ответственного отношения к нему, умение выделять главное и применять полученные знания на практике, умение контролировать и оценивать свои действия.

Задачи проекта:

1. Изучить требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности, а также актуальные практические материалы на основе СДП по формированию безопасного и ЗОЖ младших школьников.

2. Разработать сценарий внеурочного занятия «Почему болит живот?» во 2 классе на основе принципов системно - деятельностного подхода

3. Реализовать сценарий на практике и оценить его эффективность для формирования безопасного и здорового образа жизни младших школьников.

Планируемые результаты.

Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к обучающемуся, выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Метапредметные 

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных), установление причинно следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Место и роль темы в курсе.

На внеурочную деятельность спортивно-оздоровительного направления отводится 68 часов в год.

Данной теме -1 час, в разделе «Здоровый образ жизни».

Уровень изучения и усвоения материала – занятие систематизации и обобщения учебного материала.

Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение:

Методика преподавания – частично-поисковая.

в) Ресурсы:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация;

-  раздаточный материал.

Дидактический анализ и содержание материала

1 Этап. Подготовительный.

а) Организационно-подготовительный. Просмотр видеоролика «Здоровый образ жизни» (Приложение2.) задача на данном этапе: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. 

Формируются УУД 

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.

 б) Диагностический этап направлен на актуализацию учебных знаний и умений, необходимых для восприятия нового материала. 

Формируются УУД 

Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Личностные: формирование учебной мотивации

2. Этап. Конструирующий.

а) Основной.

Задание 1,2. Просмотр видеоролика, прослушивание сказки. Анализ.

Формируются УУД 

 Регулятивные: отвечают на вопросы

 Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию; сравнение, анализ

Задание 3. Физкультминутка.

Задание 4. Опыты.

Формируются УУД 

 Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

б)Систематизированный.

Групповая работа

Формируются УУД

 Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Коммуникативные:

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

3. Итоговый
а). Аналитический
б). Рефлексивный
Формируются УУД

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Приложение 1.

Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Подготовительный

1.Организационно-подготовительный 

а) Приветствие. Видеоролик.( Приложение2.)
б) Открытие темы и целей занятия. (Слайд 3)
- Ребята, посмотрите на слайд презентации, нам прислали письмо. Давайте прочитаем его, и вы попробуете догадаться от кого оно. 
Письмо:
“Здравствуйте, ребята! Я самый больной в мире человек, очень упитанный и в меру воспитанный! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: очень сильно живот болит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Я люблю летать над крышами домов и играть с Малышом, а не могу. Что мне делать? Помогите!»
-Кто же прислал это письмо? (Слайд 4)

-Как вы думаете, почему у Карлсона болит живот?
-Ребята, как вы думаете, какая тема будет у сегодняшнего занятия? 
-Поможем Карлсону разобраться, что с ним? Расскажите, что для этого надо сделать?

2. Диагностический.

Работа в группе.
- Ребята, а у вас болел живот?

- Назовите причины болей в животе.

 (На столе картинки: грязные руки, немытые продукты, вредная пища, малоподвижный образ жизни. (Приложение3.) В группе решают, что за причина изображена на картинке.

Примерные ответы детей:

(Карлсон).

(Скорее всего, он неправильно питался).

(«Почему болит живот»).

Ответы детей.

Ответы детей.

Работа в группах.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание; формирование учебной мотивации

Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

II. Конструирующий

1.Основной.

- А теперь давайте попробуем  разобрать каждую причину.
а) Грязные руки.

- Вспомним сказку «Мойдодыр». Кто её автор? Слайд5. (Приложение4.)

-Для чего животные купаются и чистят своё тело?

-А зачем моется человек?

-Почему плохо быть грязнулей?

- У Чистоты есть помощники. Назовите их

- Итак, первая причина: Грязные руки.

б) Грязные продукты

- Я предлагаю вам послушать сказку о микробах.

Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем им было приятнее и тем больше их становилось.

Вот на столе кто-то оставил невымытые тарелки, крошки, кусочки хлеба. Тут как тут муха. А на её лапках сотни микробов, особенно если она прилетела с помойки. Муха улетела, а микробы остались лежать на столе - на тарелке, на ложках, на хлебе и думают: "Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи". И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот к человеку. А там уж и до болезни рукой подать!

- Откуда появляются микробы на еде?

-Что помогает нам победить микробов?

-Как вы заботитесь о чистоте продуктов?

-Итак, вторая причина: Грязные продукты.

в) Малоподвижный образ жизни.

А знаете ли вы, что от малоподвижного образа жизни тоже может болеть живот. Чтобы с нами этого не случилось, предлагаю подвигаться.

Видеозарядка. Слайд 6. (Приложение5)

-Итак, третья причина: Малоподвижный образ жизни.

г) Неправильное питание.
– Ребята, вы любите чипсы? Я попрошу зачитать состав чипсов.
Состав чипсов: картофель, растительное масло, идентичный натуральному ароматизатор «Зелёный лук» (соль, луковый порошок, сухая молочная сыворотка, сахар усилители вкуса и аромата (глутамат натрия, 5-рибонуклеотид натрия), сухое обезжиринное молоко, лактоза, натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, сырный порошок, регулятор кислотности (лимонная кислота), краситель, чесночный порошок, мальтодекстрин, сухое обезжириное молоко).
– А кто из вас, ребята, знает о влиянии этих веществ на организм человека?
– Предлагаю вам познакомиться с этой информацией.
1. Чипсы содержат большое количество жира.

Опыт1. Если на чистую салфетку положить большой чипс, согнуть салфетку пополам, при этом нажать посильнее на то место, где расположен чипс, то мы увидим большое жирное пятно. 
2. В чипсах много крахмала.

Опыт2. Если мы возьмём раствор йода и капнем на чипсы, через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала. Крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это – идеальная питательная среда для кариесных бактерий.
3. В чипсах содержится опасное вещество – акриламид.

Опыт3.При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного акриламида, который считается ядом для нашего организма, поражающий нервную систему, печень и почки. 

2. Систематизированный

а) Работа в группе. Выполнение задания «Собери полезный совет». Слайд 7.

-Сейчас мы с вами для Карсона составим памятку. Каждая группа рисует знак, что надо делать, чтобы не болел живот. И сделаем большой плакат.
б) игра «У Карлсона»
-И так, памятка получилась хорошая. А знаете ли вы, какие продукты считают полезными для здоровья, а какие вредными? Сейчас мы с вами поиграем в игру. Давайте навестим Карлсона в больнице. Для этого нам нужно выбрать продукты, которые мы ему принесем. Они должны быть только полезными, чтобы помочь Карлсону скорее поправиться. Я раздам вам картинки с продуктами, вредными и полезными. Тот, кто считает, что его продукт полезен и его можно кушать, больному, прикрепит картинку на доску слева. А те, кому попадется изображение вредного продукта, поместят на правую сторону доски.
- Как вы думаете, ребята, Карлсон быстрее поправится, если будет питаться правильно? Конечно, ведь правильное питание-залог нашего здоровья. Чего вы посоветуете Карлсону не делать, что бы он больше не болел? Правильно, благодаря вашей помощи, Карлсон совсем здоров и может снова играть с малышом!

(Просмотр фрагмента из мультфильма 30 сек.)

Ответы детей:

(Чтобы не было запаха, быть чистыми, чтобы их не обнаружили другие звери).

(Чтобы быть чистым, вкусно пахнуть, ничем не заболеть).

(Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши - человек плохо слышит. Грязная кожа - человек плохо дышит. Грязные руки - появляются кишечные заболевания.)

(Мыло, шампунь, зубная щётка, вода, мочалка, расчёска).

Слушают сказку.

(От грязи.)

(Чистота.)

Ответы детей.

Повторяют движения.

Ответы детей.

Читают состав чипсов.

Ответы детей.

Проведение опытов.

Работа в группах.

Играют в игру.

Ответы детей.

Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные: отвечают на вопросы; оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном); выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль; осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию; сравнение, анализ;

преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

III. Итоговый

1. Аналитический

- Как вы думаете, сегодня мы помогли Карлсону? Какие правила он узнал?
2. Рефлексивный
Игра ассоциации
Ребята, с каким фруктом у вас ассоциируется наше занятие? Почему именно с этим? Нарисуйте и закрасьте этот фрукт.

Ответы детей.

Играют в игру.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Заключение

Данная работа – проектирование сценария внеурочного занятия - построена с учетом методических рекомендаций и требований ФГОС НОО.  Разработка подойдет для обучающихся 1-2 классов. Можно использовать как на внеурочных занятиях, так и для классных часов по теме здоровья и здорового питания.


                      Приложение 3.

                       https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=8e8588be1b4bf650486eb090db68a664&n=33&h=225&w=338                           https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=11ce34c984451d091d6837364c02de98&n=33&h=225&w=339


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеурочного занятия «Почему болит живот»

Слайд 3

“Здравствуйте, ребята! Я самый больной в мире человек, очень упитанный и в меру воспитанный! Своё письмо я пишу из больницы. Что-то случилось с моим здоровьем: очень сильно живот болит. И совсем не хочется веселиться и шалить. Я люблю летать над крышами домов и играть с Малышом, а не могу. Что мне делать? Помогите!»

Слайд 7

«Собери Полезный совет»

Слайд 8

Живите здорово! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочной деятельности в 1 классе «В царстве смекалки».

Технологическая  карта внеурочной деятельности по математике (1 класс) в соответствии с ФГОС...