Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 4-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева (М.: Баласс, 2012) обеспечена учебно-методическим комплектом для 4-го класса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №63 Калининского района
Санкт-Петербурга
«РЕКОМЕНДОВАНО» МО учителей _____________________ Протокол №______ от ___.______________20….г. Руководитель МО ________ /_______________/ | «ПРИНЯТО» Педагогический совет Образовательного учреждения Протокол № __от __ ________20…г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Гимназии №63 Туманова О.Г. ____________ Приказ № __от _____________20….г. |
Рабочая программа учебного курса
по литературному чтению
для 4 «В» класса
(3 часа в неделю, 102 часа в год)
Учитель-составитель: Лисовая Ольга Петровна
Высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2016 – 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащихся 4-го класса Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева (М.: Баласс, 2012) обеспечена учебно-методическим комплектом для 4-го класса.
Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста _ правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаре овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способности детей;
- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе на проверочные работы отводится часть времени (15-20 минут) на 7 уроках.
Требования к результатам освоения учебного курса «Литературное чтение»
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
- понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности i отношению к своим близким;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к пре почтениям других людей;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;
• этические чувства - совести, вины, стыда - как регуляторы морального поведения.
Средством достижения личностных результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты - диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являет формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений.
Ученик научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
- самостоятельно находить ключевые слова;
- самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
- формулировать основную мысль текста;
- составлять простой и сложный план текста;
- писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
- аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
- понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
- иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
- самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
- относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
- относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
- видеть языковые средства, использованные автором;
- осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью; понимать скрытый смысл заголовка, придумывать варианты заглавий, выбирать наиболее подходящее заглавие;
- прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации и ключе слов;
- находить ключевые слова в тексте;
- отвечать на вопросы учителя к тексту произведения, находить в тексте предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль; отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.
Ученик сможет научиться:
- самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;
- формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную mi и заглавие текста.
Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
- 1 Круг детского чтения.
- Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
- Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
- Литературоведческая пропедевтика.
- Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Круг детского чтения
Произведения современной детской литературы разных жанров (7ч). Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (17 ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (30 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жите- ли» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвящённые русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (51 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Бар- то. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).
Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.
Развитие умений:
– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
– самостоятельно составлять план рассказа о герое;
– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или прослушанного текста;
– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;
– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определённую тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Литературоведческая пропедевтика
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы.
Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи
Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план)
повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Учебно-методический комплекс для учителя::
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение («В океане света»). Учебник для 4класса в 2-х частях М. Баллас 2013
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь к учебнику по литературному чтению для 4-го класса М. Баллас 2013
- Н.А.Шестакова, Т.В.Кулюкина Толковый словарик к учебнику по литературному чтению для 3 и 4 класса. М. Баллас 2013
- Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. М.А.Яковлева. Уроки литературного чтения в 4-ом классе. Методические рекомендации для учителя. М. Баласс. 2013.
- CD Кирилл и Мефодий «Литературное чтение» 4 класс.
Учебно-методический комплекс для учащегося:
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Литературное чтение («В океане света»). Учебник для 4класса в 2-х частях М. Баллас 2013
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева Тетрадь к учебнику по литературному чтению для 4-го класса М. Баллас 2013
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
(102 ЧАСА, 3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ)
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | ||||
План | Факт | Предметные | Метапредметные и личностные УУД | |||||
Часть I | ||||||||
Любимые книги | (8 ч.) | |||||||
1 | Вводный урок. Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог» | 1 | Называть жанры произведений, изучаемые в этом учебном году, рассказывать об их авторах, определять собственную позицию к читаемому. Знать, что такое пролог. | Проявлять интерес к содержанию учебника по литературному чтению. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению, находить нужную главу в содержании учебника, предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. | Старт. | |||
2 | Раздел 1. Вводный урок по разделу. Любимые книги. Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера») | 1 | Называть тему выставки книг, соотносить с названием раздела, рассказывать о книге. Называть книги, которые понравились и запомнились, их авторов. Читать выразительно и наизусть фрагменты из прочитанных ранее произведений. Называть приемы, с помощью которых можно определить отношение к изображаемому, специфические особенности жанров. Читать и анализировать стихотворение на основе развития чувства. | Проявлять к чтению книг, различных по жанру. Анализировать книги, представленные на выставке, прочитанные летом и в прошлом голу, сравнивать книги по разным основаниям | Старт. | |||
3 | Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2). Урок знакомства с произведением. | 1 | Называть книгу, в которой представлено данное произведение. Характеризовать книгу по разным основаниям. Читать главы из книги, соотносить содержание главы с содержанием книги. Анализировать иллюстрации в книге, в учебнике. | Проявлять интерес к чтению книг данного жанра. Соотносить содержание книги и содержание учебника. Составлять рассказ о книге на основе технологии критического мышления для обучения чтения и письму. Оценивать результат своей работы на уроке по критериям, выработанным в совместной деятельности. | Тек. | |||
4 | Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3). Характеристика героя произведения. | 1 | Пользуясь приемом выборочного и просмотрового чтения, находить в тексте главы слова и выражения, которые описывают героя, составлять план характеристики героя, рассказывать о герое на основе составленного плана. | Осмыслять поступки героя в данном произведения, соотносить их со своими поступками. Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать выполнение этой задачи. Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей. | Тек. | |||
5 | Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести | 1 | Понимать, почему данное произведение относится к жанру фантастической повести. Называть специфические особенности жанра. Называть другие произведения, которые относятся к данному жанру. | Проявлять интерес к чтению произведений фантастической литературы. Сравнивать различные произведения фантастической литературы: находить общее и отличия. Сравнивать жанр сказочной повести и фантастической повести. Оценивать результат работы на уроке на основе самооценки и текущего контроля. | ||||
6 | Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»). Знакомство с жанром. Сравнение с жанром фантастической повести. | 1 | Понимать специфические особенности данного жанра, находить подтверждение в тексте. Объяснять смысл названия произведения. | Проявлять интерес к творчеству Ю. Мориц. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий. | Тек. | |||
7 | Обобщение по разделу. Проверочная работа N° 1 | 1 | Называть авторов произведений и их героев, знать особенности жанров фантастической повести, баллады, особенности характеристики героев. | Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий. | Тем. | |||
8 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельного домашнего чтения) | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
У истоков русской детской литературы | (16 часов) | |||||||
9 | Введение в раздел 2. Летопись и летописцы (А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок), Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой...») Т | 1 | Характеризовать художественные произведения: его жанр, сюжет, описывать героев. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Старт. | |||
10 | «Повесть временных лет». «Расселение славян» | 1 | Осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Находить ключевые слова в тексте. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
11 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки | 1 | Составлять устный рассказ о героях прочитанного произведения по плану | Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей | Тек. | |||
12 | «Похвала книгам» Ярослава Мудрого | 1 | Пользоваться разными видами чтения: выборочным и просмотровым. Извлекать информацию, представленную в форме сплошного текста. | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать выполненную работу. | Тек. | |||
13 | Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям) | 1 | Понимать, почему чтение подобных текстов имеет смысл для сегодняшних школьников. Находить необходимые слова в тексте, на основе опорных слов составлять свое высказывание. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Тек. | |||
14 | Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий - первый детский поэт | 1 | Находить в тексте материал для характеристики героя, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, задавать вопросы. | Тек. | |||
15 | Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина | 1 | Характеризовать особенности прослушанного художественного текста: язык, сюжет. Читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи. | Определять цель деятельности на уроке, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. | Тек. | |||
16 | Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI—XVII вв. Проверочная работа № 2 | 1 | Называть авторов произведений и их героев, знать особенности жанров летопись, наставление. | Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий. | Тем. | |||
17 | Внеклассное чтение Книги о книгах | 1 | Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библиотеке, ориентируясь на название книги. | Ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, обложка книги). | ||||
18 | Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова-внука», гл. 1) | 1 | Определять авторскую позицию в художественном тексте, находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Характеризовать героя произведения. | Высказывать свое отношение к герою прочитанного произведения, к его поступкам. | Тек. | |||
19 | Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2-3) | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию, понимать главную мысль, создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. | Понимать ценность семьи, чувство уважения, ответственности по отношению к своим близким. | Тек. | |||
20 | «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары | 1 | Определять отличительные особенности автобиографической книги и мемуаров, анализировать поступки героев произведений, соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Тек. | |||
21 | «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова) | 1 | Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей. | Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументированно свое отношение к прочитанному, к героям статей. | Тек. | |||
22 | Образ «идеального ребёнка» в детских стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь» | 1 | Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать тексты, отражая авторскую позицию. | Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, строить рассуждения. | Тек. | |||
23 | Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI— XVIII веках. Проверочная работа № 3 | 1 | Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. | Тем. | |||
24 | Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги) | 1 | Определять тему выставки книг. Группировать по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | ||||
XIX век. Путешествие продолжается. | 30 час. | |||||||
25 | Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська») | 1 | Понимать специфические особенности данного жанра, находить подтверждение в тексте. Объяснять смысл названия произведения. | Проявлять интерес к творчеству И.А.Крылова. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий. | Тек. | |||
26 | Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом») | 1 | Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов. Рассказывать об особенностях структуры басни И.А.Крылова. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Тек. | |||
27 | Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка. А. Погорельский «Чёрная курица...» (ч.1, 2, 3) | 1 | Определять отличительные особенности литературной сказки. Наблюдать как построена сказка. Отвечать на вопросы по содержанию, с помощью учителя формулировать главную мысль. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Тек. | |||
28 | А. Погорельский «Чёрная курица...». Нелёгкий путь в подземное царство. Встреча с подземными жителями (ч. 4,5) | 1 | Находить слова, необходимые для подготовки краткого пересказа. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Тек. | |||
29 | А. Погорельский «Чёрная курица...». Главный герой сказки (ч. 6) | 1 | Находить в тексте материал для характеристики героя. | Делать вывод на основе поступков героя, как нужно поступить в той или иной ситуации, делать свой нравственный выбор. | Тек. | |||
30 | Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? | 1 | Находить в научно-познавательном тексте необходимую информацию по истории Царского Села. Сравнивать творчество А.С. Пушкина и В.А. Жуковского. | Выбирать из статьи информацию необходимую для подготовки сообщения по теме. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Тек. | |||
31 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Знакомство с героями сказки (ч. 1-4) | 1 | Выявлять особенности поэтического текста сказки. Сравнивать сюжет народной и сюжет литературной сказки. Характеризовать героев сказки, называть качества их характера. | Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. | Тек. | |||
32 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Сказочное и реальное в тексте сказки. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 5-9) | 1 | Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Наблюдать за развитие настроения в тексте. Сравнивать героев текста на основе поступков. | Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | Тек. | |||
33 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...». Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10-15). В чём главный смысл сказки? (Финал) | 1 | Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта шмеля, мухи, комара. Определять нравственный смысл текста | Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Высказывать свое отношение к героям данного текста, к их поступкам. | Тек. | |||
34 | Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 | Определять тему и название выставки книг. Выявлять особенности поэтического текста. Распределять роли, инсценировать отрывок произведения. | Представлять книгу в группе; давать ей оценку. Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им. | ||||
35 | Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обобщение. Литературные сказки | 1 | Объяснять смысл заглавия произведения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. Определять особенности жанра литературной сказки. | Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий. | Тек. | |||
36 | Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля), «Кузовок» (игра) | 1 | Пользоваться разными видами чтения: ознакомительным, изучающим. Характеризовать особенности данного текста: определять жанр, передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Участвовать в организации игры на уроке. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
37 | Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне») | 1 | Формулировать основную мысль текста, находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора, составлять краткий пересказ на основе ключевых слов. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Тек. | |||
38 | Обобщение. Проверочная работа № 4 | 1 | Составлять простой план, рассказ-характеристику писателя начала XIX века. Высказывать и обосновывать свой ответ. | Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий. | Тем. | |||
39 | Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем, или «Литературные сказки писателей XIX века» | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
40 | Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг | 1 | Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы. Находить слова, характеризующие героя произведения. | Составлять план решения учебной проблемы совместно у учителем. Использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи. | Тек. | |||
41 | Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | 1 | Пользоваться приемом выборочного чтения, находить ключевые слова текста. Высказывать свое отношение к прочитанному, к герою . | Извлекать информацию, представленную в форме текста. Устанавливать причинно-следственные связи, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Тек. | |||
42 | Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева | 1 | Называть особенности поэтического текста. Находить слова и словосочетания, которые позволяют услышать звуки, образы. Уметь иллюстрировать текст. | Сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему. Передавать авторское отношение, настроение при чтении. | Тек. | |||
43 | Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе | 1 | Выразительно читать стихотворения, определять тему произведений. Сравнивать образы, представленные в стихотворении. Задавать вопросы по данным текстам. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате работы класса и учителя. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Тек. | |||
44 | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Картины русской природы в стихотворении (Дедушка Мазай — добрый охотник) | 1 | Определять содержание текста по заголовку, иллюстрации, группе ключевых слов. Находить в тексте материал для характеристики главного героя. | Проявлять интерес к творчеству Н.А. Некрасова. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий | Тек. | |||
45 | Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне | 1 | Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
46 | Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата») | 1 | Находить в тексте информацию о личности Л.Н. Толстого, о Толстом-учителе. Передавать последовательность развития сюжета произведения, описывать героев, находить ключевые слова, составлять простой план. | Проявлять интерес к творчеству Л.Н. Толстого. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий | Тек. | |||
47 | Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья») | 1 | Определять тип текста, видеть языковые средства, использованные автором. Находить ключевые слова текстов. Формулировать основную мысль каждого текста. | Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Строить рассуждения. | Тек. | |||
48 | Практикум «Учусь читать художественную прозу» | 1 | Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к содержанию текста | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Тем. | |||
49 | Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город», «Деревня и уездный город») | 1 | Называть отличительные особенности жанра – очерк. Формулировать основную мысль текста. Составлять план произведения на основе опорных слов. Читать и анализировать описание двух городов. | Находить в учебнике нужную главу. Предполагать по заголовку содержание текста. Чувствовать красоту художественного слова. Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, историю. | Тек. | |||
50 | Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Просёлочная дорога», «Наше Отечество») | 1 | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, отвечать на вопросы по содержанию, понимать главную мысль. Использовать прием выборочного чтения, составлять простой план с опорой на ключевые слова. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Чувствовать красоту художественного слова. Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, историю | Тек. | |||
51 | А.И. Куприн «Слон». Непонятная болезнь (ч. 1—3) | 1 | Называть отличительные признаки жанра рассказ. Находить в тексте слова, характеризующие поведение героев. Составлять рассказ-характеристику главных героев. | Проявлять интерес к творчеству А.И.Куприна. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст рассказа, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий | Тек. | |||
52 | А.И. Куприн «Слон». Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4-6) | 1 | Анализировать текст по предложенным вопросам. Определять основные события произведения. Пользоваться приемом творческого пересказа. | Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении текста. Обсуждать поступки героев произведения. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Тек. | |||
53 | Обобщение. Проверочная работа № 5 | 1 | Рассказывать о нужной книге по заданным параметрам, группировать книги по подтемам. Извлекать информацию, представленную в таблице. Пользоваться словарями, справочниками. | Определять учебную задачу урока, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий. | Тем. | |||
54 | Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики» | 1 | Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы. | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
Часть II | ||||||||
55 | Путешествие 8 (в библиотеку). Загадка Лидии Чарской. Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Первый день Лены в гимназии (гл. 8 | 1 | Называть книгу, в которой представлено данное произведение. Характеризовать книгу по разным основаниям. Читать главы из книги, соотносить содержание главы с содержанием книги. Анализировать иллюстрации в книге, в учебнике. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
56 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10—11) | 1 | Отвечать на вопросы учителя к тексту произведения и находить в тексте предложения, которые подтверждают высказанную мысль. Размышлять о характере и поступках героя. | Проявлять интерес к творчеству Л.Чарской. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий | Тек. | |||
57 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки». Образ Лены Икониной. Обобщение | 1 | Пользуясь приемом выборочного и просмотрового чтения, находить в тексте главы слова и выражения, которые описывают героя, составлять план характеристики героя, рассказывать о герое на основе составленного плана. | Осмыслять поступки героя в данном произведения, соотносить их со своими поступками. Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать выполнение этой задачи. Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей. | Тек. | |||
58 | Внеклассное чтение. Мир детства | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
59 | Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак | 1 | Участвовать в ведении учителем диалога | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
60 | Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин) | 1 | Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы. | Ориентироваться в учебнике, в оглавлении, в условных обозначениях. Перерабатывать и преобразовывать информацию в таблицу. Строить рассуждения. | Тек. | |||
61 | Гимназисты К.Чуковского (К.И.Чуковский «Телефон») | 1 | Называть юмористические рассказы о детях известных авторов. Представлять выбранную книгу. Определять тему выставки книг. Объяснять название текста, заглавие. | Извлекать информацию, представленную в схеме. Устанавливать причинно-следственные связи. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. | Тек. | |||
62 | Обэриуты. Стихи Д. Хармса. Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского | 1 | Понимать и объяснять, что такое словесная игра. Инсценировать произведение, читать по ролям. | Извлекать информацию, представленную в схеме. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий. | Тек. | |||
63 | Внеклассное чтение. Современные чудаки | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
64 | Путешествие 10. Вокруг Маршака | 1 | Выделять ключевые слова текста. Понимать почему надо использовать прием выборочного чтения. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
65 | Внеклассное чтение. Современные детские журналы | 1 | Определять тему выставки журналов, классифицировать, группировать журналы по разным основаниям, представлять журнал. | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
66 | Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1—4) | 1 | Относить произведение к жанру сказки. Различать народную и литературную сказки. Находить в сказке зачин, концовку и другие сказочные приметы. | Проявлять интерес к творчеству Е.Шварца. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст сказки, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий | Тек. | |||
67 | Е. Шварц «Два брата». Спасение Младшего — победа живого мира (гл. 5-8). Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение) | 1 | Определять главный смысл сказки. Находить ключевые слова в тексте. На основе опорных слов составлять свое высказывание. Выразительно читать сказочные фрагменты сказки по выбору учителя и учащихся. | Сравнивать сказку Е.Шварца и сказки со схожим сюжетом. Размышлять о характерах и поступках героев. | Тем. | |||
68 | Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему») | 1 | Находить нужную главу в содержании учебника. Знать автора и название книги. Использовать прием выборочного чтения для выделения частей текста. Составление простого плана. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
69 | Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка», «Кот сметанный рот») | 1 | Давать характеристику героям текста. Выявлять особенности воображаемого героя. Понимать каким образом в сюжете текста соединяются два жанра сказка и рассказ. Определять смысл названия произведения. | Прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей | Тек. | |||
70 | Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель») | 1 | Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты, определять отличительные особенности. Характеризовать героев рассказа. Подробно пересказывать текст по плану. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате работы класса и учителя. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Тек. | |||
71 | Так кто же он - Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни») С. Маршак — критик, поэт, переводчик, редактор | 1 | Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы. | Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Чувствовать красоту художественного слова. Любить и уважать Отечество, его язык, культуру, историю | Тек. | |||
72 | Обобщение. Проверочная работа № 6 | 1 | Рассказывать о нужной книге по заданным параметрам, группировать книги по подтемам. Извлекать информацию, представленную в таблице. Пользоваться словарями, справочниками. | Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий. | Тем. | |||
73 | Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах) | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
74 | Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский и А. Барто | 1 | Называть изученные произведения В.Маяковского, А.Барто. Называть особенности литературного утренника. Проводить словарную работу по ходу чтению, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
75 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Живая кукла наследника Тутти (ч. 2) | 1 | Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту. Применять прием словесного рисования. | Проявлять интерес к творчеству Ю. Олеши . Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий | Тек. | |||
76 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4) | 1 | Находить в тексте материал для характеристики героев. Находить ключевые слова в тексте. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы | Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и другие высказывания. Рассуждать какие качества ценятся в людях. | Тек. | |||
77 | Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом». «Простые высокие истины» (обобщение) | 1 | Знать отличия научно-популярного и художественного текстов. Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. | Извлекать информацию, представленную в схеме. Устанавливать причинно-следственные связи. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий | Тек. | |||
78 | Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?») | 1 | Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к содержанию текста. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Тем. | |||
79 | Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»). А. Гайдар «Тимур и его команда». «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2) | 1 | Называть книгу, в которой представлено данное произведение. Характеризовать книгу по разным основаниям. Читать главы из книги, соотносить содержание главы с содержанием книги. Анализировать иллюстрации в книге, в учебнике | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
80 | А. Гайдар «Тимур и его команда». Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4) | 1 | Находить ключевые слова текста. Составлять простой план текста. Инсценировать отрывок художественного текста. Использовать прием творческого пересказа. | Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. | Тек. | |||
81 | А. Гайдар «Тимур и его команда». Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение) | 1 | Пользуясь приемом выборочного и просмотрового чтения, находить в тексте главы слова и выражения, которые описывают героя, составлять план характеристики героя, рассказывать о герое на основе составленного плана. | Осмыслять поступки героя в данном произведения, соотносить их со своими поступками. Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать выполнение этой задачи. Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей. | Тем. | |||
82 | Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н. Носов «Федина задача») | 1 | Называть признаки сатирического произведения. Читать и анализировать произведение по предложенным вопросам. Находить в тексте ответ на проблемный вопрос. | Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому каталогу. Выявлять особенности сатирического произведения. Высказывать свое отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам. | Тек. | |||
83 | Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка») | 1 | Называть признаки юмористического произведения. Составлять план рассказа, используя слова, выражающие настроение, тональность повествования. | Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому каталогу. Выявлять особенности юмористического произведения. Строить высказывание на тему «А что люблю я». Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей. | Тек. | |||
84 | Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
85 | Стихи А. Барто. Сатира или юмор? | 1 | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Определять характер стихотворения с помощью ключевых слов. Подбирать заголовок к группе стихотворений. Обсуждать содержание стихотворений по составленному плану. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Тек. | |||
86 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?» | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
87 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др. | 1 | Выразительно читать стихотворения, определять тему произведений. Сравнивать образы, представленные в стихотворении. Задавать вопросы по данным текстам. | Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате работы класса и учителя. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. | Тек. | |||
88 | Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира. Т Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского | 1 | Называть отличительные особенности жанра небылицы, считалки. Предполагать содержание стихотворений по его заглавию, иллюстрации, ключевым словам. Иллюстрировать прочитанные стихотворения по выбору учащихся. | Находить ответы в тексте на предложенные учителем вопросы. Аргументировать свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Тек. | |||
89 | Стихи Саши Чёрного и В. Долиной | 1 | Читать и анализировать содержание стихотворений. Передавать последовательность развития сюжета, описывать героев. Выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы. | Пользоваться разными видами текста: изучающим, ознакомительным. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность | Тек. | |||
90 | Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр | 1 | Определять признаки, особенности жанра миниатюра. Находить слова, помогающие создать определённый образ. Называть слова –олицетворения. | Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки. | Тек. | |||
91 | Стихи Н. Матвеевой | 1 | Читать текст стихотворений, используя нужную интонацию, темп и тон речи. Иллюстрировать прочитанные стихотворения. | Выбирать книги автора в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге. Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации, оглавление. | Тек. | |||
92 | Внеклассное чтение. Любимые стихи | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | ||||
93 | Практикум «Учусь читать лирический текст» | 1 | Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к содержанию текста | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Тем. | |||
94 | Обобщение. Проверочная работа № 7 | 1 | Составление таблицы «История детской литературы в 20-70-е годы XX века» с опорой на учебник. Отвечать на вопросы, предложенные учителем. | Определять учебную задачу урок, планировать результат её выполнения. Анализировать круг своих знаний и незнаний. Оценивать результат своих действий. | Тем. | |||
95 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Знакомство с героями. Поиски снежного цветка (картины 1-4) | 1 | Называть особенности, признаки жанра пьеса-сказки. Знать для какой цели создаются афиши. Чтение по ролям текста произведение. Анализировать поступки героев, находить предложения, которые подтверждают точку зрения. | Называть книгу, в которой представлено данное произведение. Характеризовать книгу по разным основаниям. Читать главы из книги, соотносить содержание главы с содержанием книги. Анализировать иллюстрации в книге, в учебнике | Тек. | |||
96 | Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок». Мудрая сказка для малышей (картины 5-8) | 1 | Пользуясь приемом выборочного и просмотрового чтения, находить в тексте главы слова и выражения, которые описывают героя, составлять план характеристики героя, рассказывать о герое на основе составленного плана. Чтение по ролям. | Осмыслять поступки героя в данном произведения, соотносить их со своими поступками. Понимать и принимать учебную задачу урока, планировать выполнение этой задачи. Находить информацию в тексте на основе содержания. Оценивать результат своей работы в соответствии с учебной задачей. | Тек. | |||
97 | Путешествие 15. Современные детские писатели (К. Драгунская «Крайний случай») | 1 | Выделять ключевые слова текста. Составлять простой план. Проводить словарную работу по ходу чтения, выделять логические части, отвечать на вопросы. | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
98 | Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!») | 1 | Наблюдать над творческой манерой письма К.Драгунской, используя в этой работе критерии, предложенные учителем. Составлять таблицу, преобразовывать полученную информацию. | Выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения. Стремиться к совершенствованию собственной речи. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. | Тек. | |||
99 | Интервью с Тимом Собакиным (стихи и проза Тима Собакина) | 1 | Читать и анализировать тексты стихотворений автора. Находить языковые средства, помогающие определить настроение и образы текста. Отвечать на вопросы по содержанию стихотворений. | Проявлять интерес к творчеству Тима Собакина. Определять учебную задачу в совместной деятельности с учителем. Анализировать текст стихотворения, находить необходимую информацию в тексте произведения для ответа на вопрос. Оценивать результат своих действий | Тек. | |||
100 | Обобщение. Берём интервью у детских писателей | 1 | Самостоятельно составить рассказ-ответ, пользуясь материалами учебника и образцами интервью. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Тек. | |||
101 | Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. | 1 | Самостоятельно анализировать структуру текста, отвечать на вопросы, выполнять задания к тексту. Аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к содержанию текста | Учиться высказывать своё предположение на основе работы с вопросами к тексту, работать с ключевыми словами данного текста. | Тек. | |||
102 | Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать» | 1 | Определять тему выставки книг, классифицировать, группировать книги по разным основаниям, представлять книгу | Проявлять интерес к чтению произведений. Определять учебную задачу урока, планировать работу под руководством учителя, оценивать результат своей работы. | Резерв | |||
Портреты
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ | |
1. | портрет Есенин Сергей Александрович | |
2. | О. Н. Тишурина Писатели и начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. Выпуск 1. | |
1. | Андерсен Ханс Кристиан 1805 – 1875 | 6 – 7 |
2. | Бажов Павел Петрович 1879 – 1950 | 8 – 9 |
3. | Барто Агния Львовна1906 – 1981 | 10 – 11 |
4. | Берестов Валентин Дмитриевич1928 – 1998 | 12 – 13 |
5. | Бианки Виталий Валентинович1894 – 1959 | 14 – 15 |
6. | Блок Александр Александрович1880 – 1920 | 16 – 17 |
7. | Якоб Гримм 1785 – 1863 Вильгельм Гримм 1786 – 1859 | 18 – 19 |
8. | Даль Владимир Иванович 1801 – 1872 | 20 – 21 |
9. | Драгунский Виктор Юзефович 1913 – 1972 | 22 – 23 |
10. | Ершов Пётр Павлович 1815 – 1869 | 24 – 25 |
11. | Есенин Сергей Александрович 1895 – 1925 | 26 – 27 |
12. | Житков Борис Степанович 1882 – 1938 | 28 – 29 |
13. | Жуковский Василий Андреевич 1783 – 1852 | 30 – 31 |
14. | Заходер Борис Владимирович 1918 – 2000 | 32 – 33 |
15. | Ишимова Александра Иосифовна (Осиповна) 1805 – 1881 | 34 – 35 |
16. | Коваль Юрий Иосифович 1938 – 1995 | 36 – 37 |
17. | Кончаловская Наталия Петровна 1903 – 1988 | 38 – 39 |
18. | Крылов Иван Андреевич 1769 – 1844 | 40 – 41 |
19. | Куприн Александр Иванович 1870 – 1938 | 42 – 43 |
20. | Лермонтов Михаил Юрьевич 1814 – 1841 | 44 – 45 |
21. | Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович 1852 – 1912 | 46 – 47 |
22. | Маршак Самуил Яковлевич 1887 – 1964 | 48 – 49 |
23. | Маяковский Владимир Владимирович 1893 – 1930 | 50 – 51 |
24. | Михалков Сергей Владимирович р. 1913 | 52 – 53 |
25. | Некрасов Николай Алексеевич 1821 – 1878 | 54 – 55 |
26. | Носов Николай Николаевич 1908 – 1976 | 56 – 57 |
27. | Паустовский Константин Георгиевич 1892 – 1968 | 58 – 59 |
28. | Перро Шарль 1628 – 1703 | 60 – 61 |
29. | Пришвин Михаил Михайлович 1873 – 1954 | 62 – 63 |
30. | Пушкин Александр Сергеевич 1799 1837 | 64 – 65 |
31. | Свифт Джонатан 1667 – 1745 | 66 – 67 |
32. | Толстой Алексей Константинович 1817 – 1875 | 68 – 69 |
33. | Толстой Алексей Николаевич 1883 – 1945 | 70 – 71 |
34. | Толстой Лев Николаевич 1828 – 1910 | 72 – 73 |
35. | Тютчев Фёдор Иванович 1803 – 1873 | 73 – 74 |
36. | Ушинский Константин Дмитриевич 1824 – 1871 | 76 – 77 |
37. | Фет Афанасий Афанасьевич 1820 – 1892 | 78 – 79 |
38. | Хармс Даниил 1905 – 1942 | 80 – 81 |
39. | Чарушин Евгений Иванович 1901 – 1965 | 82 – 83 |
40. | Чехов Антон Павлович 1860 – 1904 | 84 – 85 |
41. | Чуковский Корней 1882 – 1969 | 86 – 87 |
3. | О. Н. Тишурина Писатели и начальной школе. Дидактическое пособие к урокам литературного чтения Выпуск 2 | |
1. | Аким Яков Лазаревич р. 1923 | 4 – 5 |
2. | Аксаков Сергей Тимофеевич 1791 – 1859 | 6 – 7 |
3. | Ахматова Анна Андреевна 1889 – 1966 | 8 – 9 |
4. | Бальмонт Константин Дмитриевич 1867 – 1942 | 10 – 11 |
5. | Благинина Елена Александровна 1903 – 1989 | 12 – 13 |
6. | Гайдар Аркадий Петрович 1904 – 1941 | 14 – 15 |
7. | Гаршин Всеволод Михайлович 1855 – 1888 | 16 – 17 |
8. | Горький Максим 1868 – 1936 | 18 – 19 |
9. | Дрожжин Спиридон Дмитриевич 1848 – 1930 | 20 – 21 |
10. | Зощенко Михаил Михайлович 1894 – 1958 | 22 – 23 |
11. | Катаев Валентин Петрович 1897 – 1986 | 24 – 25 |
12. | Киплинг Джозеф Редьярд 1865 – 1936 | 26 – 27 |
13. | Лагерлёф Сельма Лувиса Оттилия 1858 – 1940 | 28 – 29 |
14. | Линдгрен Астрид Анна Эмилия 1907 – 2002 | 30 – 31 |
15. | Майков Аполлон Николаевич 1821 – 1897 | 32 – 33 |
16. | Милн Алан Александер 1882 – 1956 | 34 – 35 |
17. | Одоевский Владимир Фёдорович 1803 – 1896 | 36 – 37 |
18. | Осеева Валентина Александровна 1902 – 1956 | 38 – 39 |
19. | Пантелеев Леонид 1908 – 1987 | 40 – 41 |
20. | Пермяк Евгений Андреевич 1902 – 1982 | 42 – 43 |
21. | Платонов Андрей Платонович 1899 – 1951 | 44 – 45 |
22. | Плещеев Алексей Николаевич 1825 – 1893 | 46 – 47 |
23. | Погорельский Антоний 1787 – 1836 | 48 – 49 |
24. | Родари Джанни 1920 – 1980 | 50 – 51 |
25. | Сладков Николай Иванович 1920 – 1996 | 52 – 53 |
26. | Суриков Иван Захарович 1841 – 1880 | 54 – 55 |
27. | Токмакова Ирина Петровна р. 1929 | 56 – 57 |
28. | Тувим Юлиан 1894 – 1953 | 58 – 59 |
29. | Чёрный Саша 1880 – 1932 | 60 – 61 |
30. | Шим Эдуард Юрьевич | 62 – 63 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 1 класс в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Календарно-тематическое планирование в 1 классе составленно в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Календарно-тематическое планирование 2 класс в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Календарно-тематическое планирование для 2-го класса разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Е. В. Бунеевой, Л. Ю. Комиссаровой.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы...
Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Анализ выполнения итоговой комплексной работыв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Выступление на методическом районном объединении на тему: «Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Анализ выполнения итоговой комплексной работы в конце 1 класса...
Анализ выполнения итоговой комплексной работы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Анализ выполнения итоговой комплексной работыв соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...