«Шахматное образование»
план-конспект занятия по зож (2 класс) на тему

Ольшанский Владимир Александрович
Программа «Шахматное образование» предназначена для 1 - 4 классов общеобразова-тельной школы. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Целью данной программы является развитие личности ребенка на основе знаний, умений и навыков, полученных на уроках шахмат. Задачи: - Систематизировать и закреплять имеющиеся знания посредством решения практических заданий; - Развивать воображение, логику мышления, навыки ведения игры в дебюте, миттель-шпиле и эндшпиле; - Прививать чувство восхищения красотой и изяществом шахматных комбинаций; - Воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ, за русскую школу шахмат, которая по праву считается одной из лучших в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnoe_shakhmaty_2014_-_2015.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое и поурочное планирование

изучения учебного материала в 1 - 4 классах по

шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством В. А. Ольшанского

(34 часа, 1 час в неделю)

                                                 

                                                                             

                                                           г.о.Отрадный

2014

Тематическое и поурочное планирование изучения учебного материала в 1 - 4 классах по шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством В. А. Ольшанского (34 часа, 1 час в неделю)

ПРОГРАММА

(Первый год обучения)

Пояснительная записка

Программа «Шахматное образование» предназначена для 1 - 4 классов общеобразовательной школы.

На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

Целью данной программы является развитие личности ребенка на основе знаний, умений и навыков, полученных на уроках шахмат.

Задачи:

- Систематизировать и закреплять имеющиеся знания посредством решения практических заданий;

- Развивать воображение, логику мышления, навыки ведения игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

- Прививать чувство восхищения красотой и изяществом шахматных комбинаций;

- Воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ, за русскую школу шахмат, которая по праву считается одной из лучших в мире.

Таблица – Учебно-тематический план

Название темы

Кол-во

часов

    Дата

1.

Повторение пройденного материала

2

1.1. Введение. Повторение правил игры.

1

1.2. Игровое занятие: «Шведки», «Шахматы».

1

2.

Реализация большого материального перевеса

9

2.1. Мат тяжелыми фигурами

1

2.2. Мат ладьей.

1

2.3. Мат ферзем.

1

2.4. Мат двумя слонами.

1

2.5. Мат слоном и конем (король уже оттеснен к краю доски).

1

2.6. Мат слоном и конем (король находится в центре доски).

1

2.7. Мат двумя конями.

1

2.8. Другие случаи большого материального перевеса.

1

2.9. Как решать шахматные задачи.

1

3.

Три стадии шахматной партии

7

3.1. Как начинать партию.

1

3.2. Быстрейшая мобилизация сил.

1

3.3. Борьба за центр.

1

3.4. Гармоничное пешечное расположение.

1

3.5. Что делать после дебюта.

1

3.6. Об эндшпиле.

1

3.7. Как играть в эндшпиле.

1

4.

Законы пешечных окончаний

5

4.1. Правило квадрата.

1

4.2. Еще о правиле квадрата.

1

4.3. Пешке помогает король.

1

4.4. Оппозиция.

1

4.5. Ключевые поля.

1

5.

Основы шахматной тактики

9

5.1. Тактические приемы.

1

5.2. Комбинация и ее составные части.

1

5.3. Двойной удар.

1

5.4. Коневые и пешечные вилки.

1

5.5. Связка.

1

5.6. Как бороться со связками.

1

5.7. Открытое нападение.

1

5.8. Открытый шах.

1

5.9. «Мельница».

1

6.

Повторение и заключение

2

6.1. Повторение программного материала.

1

6.2. Заключение. Подведение итогов.

1

                                                              ИТОГО:

34 часа

К концу учебного года дети должны знать:

- принципы игры в дебюте;

- основные тактические приемы;

- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить тактические удары и проводить комбинации;

- точно разыгрывать простейшие окончания;

- ставить мат тяжелыми фигурами, ферзем, ладьей, двумя слонами;

- проводить пешку на поле превращения.

Список использованной литературы

1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.

2. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.

3. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.

4. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.

5. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.

6. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.

7. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://chess555.narod.ru.

2. http://readr.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шахматное образование как ресурс образования ФГОС

Шахматное образование в округе.Одним из первых региономРоссийской Федерации, где шахматывнедрены в общеобразовательныеучреждения как предметдополнительного образования,является Ханты-Мансийскийавтоном...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования

«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».В.А.Сухомлинский Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского яз...

Организация шахматного образования в регионе

В целях развития шахматного образования в школах Югры в учебный план ООП НОО включен предмет "Шахматы"...

Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы

Какое образование соответствует реалиям XXI века?Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал ивоспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания,...

Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»

ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...

Паспорт проекта "От всеобуча к шахматному образованию"

Реализация шахматного всеобуча в рамках прокта....

Кружок по шахматному образованию «Шахматы для дошколят»

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в шко...


 

Комментарии