«Шахматное образование»
план-конспект занятия по зож (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnoe_shakhmaty_2014_-_2015.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое и поурочное планирование
изучения учебного материала в 1 - 4 классах по
шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством В. А. Ольшанского
(34 часа, 1 час в неделю)
г.о.Отрадный
2014
Тематическое и поурочное планирование изучения учебного материала в 1 - 4 классах по шахматам по программе специализированного программного комплекса «Шахматное образование» под руководством В. А. Ольшанского (34 часа, 1 час в неделю)
ПРОГРАММА
(Первый год обучения)
Пояснительная записка
Программа «Шахматное образование» предназначена для 1 - 4 классов общеобразовательной школы.
На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.
Целью данной программы является развитие личности ребенка на основе знаний, умений и навыков, полученных на уроках шахмат.
Задачи:
- Систематизировать и закреплять имеющиеся знания посредством решения практических заданий;
- Развивать воображение, логику мышления, навыки ведения игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
- Прививать чувство восхищения красотой и изяществом шахматных комбинаций;
- Воспитывать чувство гордости и уважения за свой народ, за русскую школу шахмат, которая по праву считается одной из лучших в мире.
Таблица – Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата |
1. | Повторение пройденного материала | 2 | |
1.1. Введение. Повторение правил игры. | 1 | ||
1.2. Игровое занятие: «Шведки», «Шахматы». | 1 | ||
2. | Реализация большого материального перевеса | 9 | |
2.1. Мат тяжелыми фигурами | 1 | ||
2.2. Мат ладьей. | 1 | ||
2.3. Мат ферзем. | 1 | ||
2.4. Мат двумя слонами. | 1 | ||
2.5. Мат слоном и конем (король уже оттеснен к краю доски). | 1 | ||
2.6. Мат слоном и конем (король находится в центре доски). | 1 | ||
2.7. Мат двумя конями. | 1 | ||
2.8. Другие случаи большого материального перевеса. | 1 | ||
2.9. Как решать шахматные задачи. | 1 | ||
3. | Три стадии шахматной партии | 7 | |
3.1. Как начинать партию. | 1 | ||
3.2. Быстрейшая мобилизация сил. | 1 | ||
3.3. Борьба за центр. | 1 | ||
3.4. Гармоничное пешечное расположение. | 1 | ||
3.5. Что делать после дебюта. | 1 | ||
3.6. Об эндшпиле. | 1 | ||
3.7. Как играть в эндшпиле. | 1 | ||
4. | Законы пешечных окончаний | 5 | |
4.1. Правило квадрата. | 1 | ||
4.2. Еще о правиле квадрата. | 1 | ||
4.3. Пешке помогает король. | 1 | ||
4.4. Оппозиция. | 1 | ||
4.5. Ключевые поля. | 1 | ||
5. | Основы шахматной тактики | 9 | |
5.1. Тактические приемы. | 1 | ||
5.2. Комбинация и ее составные части. | 1 | ||
5.3. Двойной удар. | 1 | ||
5.4. Коневые и пешечные вилки. | 1 | ||
5.5. Связка. | 1 | ||
5.6. Как бороться со связками. | 1 | ||
5.7. Открытое нападение. | 1 | ||
5.8. Открытый шах. | 1 | ||
5.9. «Мельница». | 1 | ||
6. | Повторение и заключение | 2 | |
6.1. Повторение программного материала. | 1 | ||
6.2. Заключение. Подведение итогов. | 1 | ||
ИТОГО: | 34 часа |
К концу учебного года дети должны знать:
- принципы игры в дебюте;
- основные тактические приемы;
- что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
- грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить тактические удары и проводить комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- ставить мат тяжелыми фигурами, ферзем, ладьей, двумя слонами;
- проводить пешку на поле превращения.
Список использованной литературы
1. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
3. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
4. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
5. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
6. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
7. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://chess555.narod.ru.
2. http://readr.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шахматное образование как ресурс образования ФГОС
Шахматное образование в округе.Одним из первых региономРоссийской Федерации, где шахматывнедрены в общеобразовательныеучреждения как предметдополнительного образования,является Ханты-Мансийскийавтоном...
Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования
«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».В.А.Сухомлинский Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского яз...
Организация шахматного образования в регионе
В целях развития шахматного образования в школах Югры в учебный план ООП НОО включен предмет "Шахматы"...
Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы
Какое образование соответствует реалиям XXI века?Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал ивоспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания,...
Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»
ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...
Паспорт проекта "От всеобуча к шахматному образованию"
Реализация шахматного всеобуча в рамках прокта....
Кружок по шахматному образованию «Шахматы для дошколят»
Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в шко...
Комментарии
«Шахматное образование»
Может кому пригодиться.