Кружок по шахматному образованию «Шахматы для дошколят»
материал

Шаймарданова Айгуль Филарисовна

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Чтобы помочь нашим выпускникам, будущим первоклассникам мы решили познакомить их с шахматами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Жар-птица»

Конспект проведения «Шахматного турнира»

для детей подготовительных групп (6-7лет)

                                                                                                    Составила воспитатель:

                                                                                                              Шаймарданова А.Ф.

Нижневартовск

2023

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Активизировать мыслительную деятельность,
  • Тренировать логическое мышление и память,
  • Наблюдательность, находчивость, смекалку.
  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации.
  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать с достоинством.

Предварительная работа:

Заранее познакомить детей с правилами проведения турнира, чтобы все участники осознанно относились к предъявляемым к ним со стороны арбитров требованиям.

Составить жюри, назначить ответственного за награждение.

Подготовить музыкальное сопровождение для турнира.

Подготовить группу для проведения мероприятия.

Правила шашечного турнира:

Начинают играть сразу все участники. Арбитр следит за ходом игры, как только пары будут заканчивать игру, арбитр определяет победителей, из числа победителей составляются пары для следующего этапа турнира.

Турнир длится до тех пор, пока не будут выявлены лидеры на 1, 2, 3-е места. Продолжительность турнира 30 минут.

 

ХОД ТУРНИРА:

 

Торжественный вход участников турнира, под музыкальное сопровождение.

 Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день, мы с вами собрались здесь, чтобы поиграть в игру, а что это за игра, вы должны мне сказать, прослушав стихотворение:

Скучно было детворе

Ранним утром во дворе.

- Знаю я одну игру, -

Сказал ребятам Петя. –

Где бы я ни был и везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!

 

Дети: Шахматы.

Ведущая: Правильно, молодцы. 

Но игра у нас сегодня не простая. У нас сегодня гость. Знакомьтесь, победитель школьного турнира по шахматам, ученик 6 класса, школы №2, Степанов Сергей.

Ученик: Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам, чтобы открыть соревнования -  шахматный турнир.

Шахматы одна из самых древних игр. Известно, что Родина шахмат – Индия. Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле – доске.

Приглашаю участников турнира пройти к своему «Полю для сражения»

Но прежде чем открыть турнир проведем разминку.

Шахматы - игра сильнейших!

Для ума заряд дает,

Волю, стойкость воспитает,

Логику всем разовьет!

1-е задание:

 «Доскажи словечко»:

1. Скоро бой. И ждет войска Деревянная ____________(доска). 

2. Ни к чему, ребята, спешка – Потеряться может_______(пешка).

3. Играет не простую роль Его величество_________(король).

4. В «шалашах» и в «камышах» я услышал слово_______(шах).

5. В словах «матрешка» и «формат», я подчеркну не шах, а____(мат).

6. Нужно проявить сноровку, чтобы сделать__________(рокировку). 

2 –е задание:

А сейчас устав изрядно,

Войска захотели поразмяться.

Покажут сноровку свою наглядно:

В смекалке и беге будут состязаться.

«Шахматная эстафета: Поставь правильно шахматную фигуру»

3 –е задание:

 «Блиц – вопрос»:

 - Из каких досок не строят теремок? (шахматных)

 - Каких клеток больше, черных или белых? (поровну)

 - В каких клетках не держат зверей? (шахматных)

 - Где возникли шахматы? (в Индии) 

 - Какой формы шахматная доска? (квадратная)

 - Какая фигура может перепрыгивать через фигуры? (конь)

 Ученик: Ну что же, вижу я, что к главному сражению вы готовы.

Сейчас мы с помощью жребия определим пары.

У каждого участника турнира есть свой номер, вытягиваем по 2 номера из шляпы и определяет пары детей. Дети занимают столы.

Замечательно пары мы выбрали, теперь нужно определить — кто какими по цвету фигурами будет играть.

Один ребенок из пары берет 2 фигуры: белую и черную, прячет их за спиной и перемешивает. Затем по команде вытягивает кулачки вперед, а другой ребенок выбирает. Все дети расставляют шахматы на поле.

 

Соревнования начинаются.

Во время соревнования арбитр наблюдает за ходом игры, судейская коллегия ведет протокол соревнования для выявления победителей.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш шахматный турнир. 

По окончании соревнования определяются победители. Жюри оценивает команды, главный судья оглашает общие результаты. Вручаются дипломы, медали. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по шахматному всеобучу «Шахматы - школе». (2 класс)

В данном документе содержится рабочая программа по шахматам в школе для 2 класса....

«Шахматное образование»

Программа «Шахматное образование» предназначена для 1 - 4 классов общеобразова-тельной школы. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахма...

Шахматное образование как ресурс образования ФГОС

Шахматное образование в округе.Одним из первых региономРоссийской Федерации, где шахматывнедрены в общеобразовательныеучреждения как предметдополнительного образования,является Ханты-Мансийскийавтоном...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования

«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».В.А.Сухомлинский Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского яз...

Организация шахматного образования в регионе

В целях развития шахматного образования в школах Югры в учебный план ООП НОО включен предмет "Шахматы"...

Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы

Какое образование соответствует реалиям XXI века?Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал ивоспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания,...

Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»

ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...