Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования
план-конспект занятия (2 класс) на тему
«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».
В.А.Сухомлинский
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.
Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение “видеть” орфограммы и применить правила.
Над темой «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка с использованием современных педагогических технологий» я работаю второй год. Одна из технологий, которой я уделяю особое внимание, - технология «шахматной игры».
Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Дети, играя в шахматы, начинают логически мыслить, рассуждать, делать собственные выводы в создавшейся ситуации (какой ход («правило») является лучшим), и, лишь убедившись в правоте собственного анализа, принимают решение и делают запланированный ими ход. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место.
Занятие «Логически-поисковые задания» реализуется через общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. Для использования технологии «шахматной игры» я разработала «шахматную таблицу».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеинтеллектуальное направление.
Кружок «Эрудит».
Тема занятия: «Логически-поисковые задания».
Цель занятия: Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.
Задачи:
1. Отрабатывать умения обучающихся выполнять задания логически – поискового характера.
2. Развивать внимание, быстроту реакции, логическое мышление, умение работать в паре, в группе, исследовательские умения на основе изученного, умение делать выводы и отстаивать свои взгляды; развивать орфографическую зоркость
3. Воспитывать в детях желание помогать друзьям, умение общаться.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Познавательные УУД: применять правила и пользоваться инструкциями; анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); поиск и выделение необходимой информации, обработка информации;
Коммуникативные УУД: вести устный диалог; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Технологическая карта занятия:
Этапы занятия | Микроцели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приемы, формы | |
Требования к этапу | УУД, формирующиеся на данном этапе | ||||
1. Орг.момент | создать эмоциональный настрой | Включает музыкальное сопровождение «Как живете? Вот так…», показывает движения. | Познавательные УУД: умение пользоваться инструкциями | Под музыкальное сопровождение «Как живете? Вот так…» выполняют движения. | фронтальная работа |
2. Мозговая гимнастика. | 1. улучшить мыслительную деятельность, чтение, расслабить мышцы шеи и плеч 2. активизировать структуры, обеспечивающие запоминание, повысить устойчивость внимания 3. улучшить внимание, ясное восприятие и речь. | 1. Качание головой. Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. 2. Ленивые восьмёрки. Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. 3. Шапка для размышлений. Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса) | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями |
| упражнения мозговой гимнастики, которые помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов |
3. Разминка. | развитие логического мышления, быстроты реакции, умения общаться | - На доске написан шифр. Разгадав его с помощью «шахматной доски», вы узнаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии. На доске: A-2 D-8 H-10 F-2 B-10 D-1 - Проверим, что вы знаете об этом месяце. - Подумай, отгадай, хором дружно отвечай! - Какое место при счете по порядку занимает этот месяц? - В каком месяце 28 дней? - Число дней месяца апреля уменьши в 6 раз. Назови число. - Назови количество звуков в слове апрель. - Назови ударный слог в слове апрель. - Как вы думаете, ребята, а почему мы выполняли разминку с заданиями именно про месяц апрель? | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); поиск и выделение необходимой информации, обработка информации; Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества | Работа в парах с использованием «шахматной доски» (Приложение 1) - Апрель. - 4. - Во всех. - 5. - 5. - Второй слог «рель» - Мы будем работать с информацией (текстом, рассказом) про апрель. | индивидуальная, фронтальная форма работы, технология «шахматная игра» |
4. Тренировка и развитие внимания, зрительной памяти | отрабатывать умения учащихся логическо – поискового характера; воспитывать в детях желание помогать друзьям, умение общаться; развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения | Работа с текстом Н.Сладкова «Апрель» (Приложение 2) Орфографическое чтение текста. - Сколько в тексте абзацев? учитель делит детей на группы по желанию (группа 4-5 человек). Каждой группе дает задание:
Проверка результата работы групп. | Познавательные: анализ информации; поиск и выделение необходимой информации, обработка информации; Коммуникативные: вести устный диалог; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | Читают текст орфографически по цепочке по 1 предложению. - 11. Работа в группах.
D-8 H-10 C-2 H-8 A-2 B-10 I-2 F-10 L-2
C-2 H-8 H-8 A-2 B-2 B-10 I-2
B-10 D-2 F-5 B-8 I-2 K-10
K-5 F-2 D-10 B-10 D-2 K-3
B-10 I-2 F-8 H-8 D-1 B-2 D-10 I-2 Выслушивают друг друга | групповая форма работы технология «шахматная игра» |
5. Веселая переменка. Физминутка для глаз. Подвижная физминутка. | снять эмоциональное, физическое напряжение | - Ребята, скажите, а какое сейчас время года? А по каким признакам, явлениям природы определили? - А какое явление природы вы видите на экране? Капель. - Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. | Познавательные: пользоваться инструкциями | Выполняют движения. | Физминутка для глаз «Капитошка». Подвижная физминутка. |
6. Логически – поисковые задания | отрабатывать умение работать в паре; делать выводы; отстаивать свои взгляды; развивать внимание; воспитывать в детях желание помогать друзьям, умение общаться | Работа в парах - Сядьте по 2 человека (по желанию) - Давайте повторим правила работы в паре. Работа по карточкам: - Найдите и выпишите не менее трех слов, в которых встречается заданный код. Поменяйтесь листочками с другой парой. Найдите эти слова на карточке, проверьте правильность вписанной буквы по «Карточке с правильными ответами», если нужно, исправьте ошибки. Круги с правильно записанными словами на карточке раскрасьте одним цветом. | Регулятивные: учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы; развивать умения оценки работы у себя и одноклассников на основе заданного задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения; Познавательные: передача информации (устным, письменным, цифровым способами); Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | Работа по карточкам (Приложение 3) Работа в паре.
врачи, квартира, работа, завод
мягкий, шаг, лёгкий, стог
редкий, грядки, соседка, обед, (суд)
краснеет, ракета, малина, народ
снежок, тетрадь, лесок, везде
домашний, моря, вода, роса | парная |
7. Рефлексия. Самооценка. Итог занятия. | умение делать выводы, оценивать себя | - Оцените свою работу на занятии и раскрасьте флажок соответствующим цветом. Красный – получилось все отлично; Желтый – получилось все хорошо; Зеленый – только часть заданий выполнена так, как хотелось; Синий – не получилось так, как хотелось. | Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; формирование внутренней позиции школьника на уроке | Оценивают свою работу | индивидуальная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...
Авторская разработка занятия внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Школа ритора" по теме: "Опорный конспект". 4 класс
Данная разработка представлена в виде технологической карты. В ней дается описание работы с информацией, способы кодирования информации и ее преобразования: от простого плана до схем и моделей...
Авторская разработка занятия внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Школа ритора" по теме: "Опорный конспект". 4 класс
Данная разработка представлена в виде технологической карты. В ней дается описание работы с информацией, способы кодирования информации и ее преобразования: от простого плана до схем и моделей...
разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация
Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....
МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБАРАТОРИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА В НОМИНАЦИИ АКАДЕМИЯ ТВОРЧЕСТВА. В РАЗОРАБОТКЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ОПИСАНИЕ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТКИ В ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГА, В СМЕШАННОМ СТИЛЕ....
Авторская программа по внеурочной деятельности "Весёлые конкурсы"
для 1-4 классов...
«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».
Данная методическая разработка может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...
- Мне нравится (1)