Организация шахматного образования в регионе
материал (1, 2, 3, 4 класс)

Михно Татьяна Евгеньевна

В целях развития шахматного образования в школах Югры в учебный план ООП НОО включен предмет "Шахматы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании методического объединения

Руководитель МО

__________Е.Н. Кузнецова

Протокол от 30.08.2018 года №1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

___________Н.Н. Филатова

31.08.2018 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СШ №32»

___________Л.А. Мурашко

Приказ от 31.08.2018 года №539

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

«Шахматы»

начального общего образования

2018-2019 учебный год

Учитель:

                                           Михно Татьяна Евгеньевна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для первого года обучения составлена в соответствии с требованиями  федерального  государственного   образовательного стандарта  начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений.  /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов — личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

- формирование основ российской гражданской идентичности;

- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

- наличие чувства прекрасного;

- формирование основ шахматной культуры;

- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

- умение управлять своими эмоциями;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

- оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

- владение способом структурирования шахматных знаний;

- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

- умение находить необходимую информацию;

- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, - обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Регулятивные УУД:

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:

- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

К концу первого года обучения обучающиеся должны:

- уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;

- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;

- ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

- знать цену каждой шахматной фигуры;

- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;

- владеть способом взятия на проходе;

- записывать шахматную партию;

- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.

Содержание курса внеурочной деятельности

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.

Формой организации курса внеурочной деятельности является кружок «Шахматы».

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№ п/п

Виды деятельности

Распределение часов

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1.

Сведения из истории шахмат

1

2.

Базовые понятия шахматной игры

29

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3.

Конкурсы решения позиций

-

4.

Соревнования

3

Общее количество часов

33


                                                                                                                                                                                          Приложение

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

1.

Шахматы – мои друзья. Истрия возникновения шахмат

2.

Шахматная доска

3.

Горизонталь

4.

Вертикаль

5.

Диагональ

6.

Шахматная нотация

7.

Шахматные фигуры и начальная позиция

8.

Ладья

9.

Слон

10.

Ферзь

11.

Конь

12.

Пешка

13.

Превращение пешки

14.

Король

15.

Ценность фигур

16.

Нападение

17.

Взятие. Взятие на проходе

18.

Шах и защита от шаха

19.

Мат

20.

Пат – ничья

21.

Рокировка

22.

Основные принципы игры в начале партии

23.

Мат двумя ладьями одинокому королю

24.

Мат ферзём и ладьёй одинокому королю

25.

Мат ферзём и королём одинокому королю

26.

Материальное преимущество

27.

Нарушение основных принципов игры в начале партии

28.

Партии-миниатюры

29.

Запись шахматной партии

30.

Шахматный этикет

31.

Шахматный турнир

32.

Шахматный турнир

33.

Повторение изученного за год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Организация шахматной школы "Белая ладья""

    Проект «Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе»  подразумевает постепенное проникновение шахмат...

«Шахматное образование»

Программа «Шахматное образование» предназначена для 1 - 4 классов общеобразова-тельной школы. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахма...

Применение технологии проектного обучения в начальной школе. ( статья в газете "Образование" Самарский регион)

                                         ‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-...

Шахматное образование как ресурс образования ФГОС

Шахматное образование в округе.Одним из первых региономРоссийской Федерации, где шахматывнедрены в общеобразовательныеучреждения как предметдополнительного образования,является Ханты-Мансийскийавтоном...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования

«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».В.А.Сухомлинский Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского яз...

Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы

Какое образование соответствует реалиям XXI века?Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал ивоспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания,...

Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»

ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...