Организация шахматного образования в регионе
материал (1, 2, 3, 4 класс)
В целях развития шахматного образования в школах Югры в учебный план ООП НОО включен предмет "Шахматы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приказ "О реализации шахматного образования в 2017-2018 учебном году" | 235.74 КБ |
Программа "Шахматы" | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения Руководитель МО __________Е.Н. Кузнецова Протокол от 30.08.2018 года №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________Н.Н. Филатова 31.08.2018 года | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №32» ___________Л.А. Мурашко Приказ от 31.08.2018 года №539 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Шахматы»
начального общего образования
2018-2019 учебный год
Учитель:
Михно Татьяна Евгеньевна
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» для первого года обучения составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы курса «Шахматы в школе» для начальных классов общеобразовательных учреждений. /Е.А. Прудникова.–М.: Просвещение, 2017.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа «Шахматы» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов — личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- наличие чувства прекрасного;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
- воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- владение способом структурирования шахматных знаний;
- способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
- умение находить необходимую информацию;
- способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
- умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
- способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, - обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
- возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса «Шахматы».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся начальной школы (1-4 классы) должны:
- приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;
- владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
- приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
К концу первого года обучения обучающиеся должны:
- уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
- знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
- иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
- ориентироваться на шахматной доске;
- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
- правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- правильно расставлять фигуры перед игрой;
- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
- рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
- знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
- знать цену каждой шахматной фигуры;
- усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
- владеть способом взятия на проходе;
- записывать шахматную партию;
- уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
Содержание курса внеурочной деятельности
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии.
Формой организации курса внеурочной деятельности является кружок «Шахматы».
Вид деятельности: познавательная деятельность.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п | Виды деятельности | Распределение часов |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры | ||
1. | Сведения из истории шахмат | 1 |
2. | Базовые понятия шахматной игры | 29 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность | ||
3. | Конкурсы решения позиций | - |
4. | Соревнования | 3 |
Общее количество часов | 33 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
1. | Шахматы – мои друзья. Истрия возникновения шахмат | |
2. | Шахматная доска | |
3. | Горизонталь | |
4. | Вертикаль | |
5. | Диагональ | |
6. | Шахматная нотация | |
7. | Шахматные фигуры и начальная позиция | |
8. | Ладья | |
9. | Слон | |
10. | Ферзь | |
11. | Конь | |
12. | Пешка | |
13. | Превращение пешки | |
14. | Король | |
15. | Ценность фигур | |
16. | Нападение | |
17. | Взятие. Взятие на проходе | |
18. | Шах и защита от шаха | |
19. | Мат | |
20. | Пат – ничья | |
21. | Рокировка | |
22. | Основные принципы игры в начале партии | |
23. | Мат двумя ладьями одинокому королю | |
24. | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | |
25. | Мат ферзём и королём одинокому королю | |
26. | Материальное преимущество | |
27. | Нарушение основных принципов игры в начале партии | |
28. | Партии-миниатюры | |
29. | Запись шахматной партии | |
30. | Шахматный этикет | |
31. | Шахматный турнир | |
32. | Шахматный турнир | |
33. | Повторение изученного за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Организация шахматной школы "Белая ладья""
Проект «Организация шахматной школы «Белая ладья» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе» подразумевает постепенное проникновение шахмат...
«Шахматное образование»
Программа «Шахматное образование» предназначена для 1 - 4 классов общеобразова-тельной школы. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления обо всех трех стадиях шахма...
Применение технологии проектного обучения в начальной школе. ( статья в газете "Образование" Самарский регион)
‘’Самое прекрасное, что мы можем испытать,-...
Шахматное образование как ресурс образования ФГОС
Шахматное образование в округе.Одним из первых региономРоссийской Федерации, где шахматывнедрены в общеобразовательныеучреждения как предметдополнительного образования,является Ханты-Мансийскийавтоном...
Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования
«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».В.А.Сухомлинский Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского яз...
Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы
Какое образование соответствует реалиям XXI века?Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал ивоспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания,...
Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»
ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...