Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Какое образование соответствует реалиям XXI века?
Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и
воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.
«На земле всего лишь 2 % русскоговорящих и русскодумающих людей.
Но сколько открытий наши предки подарили человечеству! Русская идеология, философия, огромные культурные и научные корни – это серьёзная заявка современному миру, который требует мгновенной рефлексии. Нам нужноввести моду на интеллектуально – гимнастические залы, чтобы увлечь подрастающее поколение стремлением к развитию и интеллектуальным тренировкам. В мире перевёрнутых ценностей нужно раскрывать свои сверхспособности вместо того, чтобы конкурировать» [3]… И огромная ответственность в формировании нашего будущего возлагается на педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_v.v.akishinoy_okruzhnaya_konferentsiya28.03.2018.docx | 30.77 КБ |
Предварительный просмотр:
В.В.Акишина,
Учитель шахмат МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева,
г. Урай
Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе»
в рамках развития непрерывного шахматного образования:
эффективный опыт и перспективы
Аннотация. Рассматривается результативность апробации в рамках
реализации основных общеобразовательных программ федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе» в соответствии с «Дорожной картой по
развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО –Югры» в МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева г. Урая.
Ключевые слова: шахматы, способность действовать «в уме», научить
учиться, УУД, учебная дисциплина, шахматы – школе.
Какое образование соответствует реалиям XXI века?
Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и
воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.
«На земле всего лишь 2 % русскоговорящих и русскодумающих людей.
Но сколько открытий наши предки подарили человечеству! Русская идеология, философия, огромные культурные и научные корни – это серьёзная заявка современному миру, который требует мгновенной рефлексии. Нам нужноввести моду на интеллектуально – гимнастические залы, чтобы увлечь подрастающее поколение стремлением к развитию и интеллектуальным тренировкам. В мире перевёрнутых ценностей нужно раскрывать свои сверхспособности вместо того, чтобы конкурировать» [3]… И огромная ответственность в формировании нашего будущего возлагается на педагогов.
Сегодня объединяются силы всех заинтересованных организаций на
введение шахмат в общеобразовательные учреждения. В марте 2012 года
Европарламент принял Декларацию «Шахматы в школе», в которой шахматы
впервые в истории трактуются как неотъемлемая составная часть системы
образования и перспективная учебная дисциплина. 19 июля 2016 г. издан приказ «Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях ХМАО- Югры», в соответствии с которым с 1 сентября 2016г. в рамках реализации основных общеобразовательных программ определено введение федерального
курса И. Сухина «Шахматы - школе» [4] в учебный план 1-4 классов со 100%
охватом обучающихся. В 5-11 классах занятия по шахматам определены в
рамках обязательных занятий во внеурочной деятельности или
дополнительного образования. С 2017-2018 учебного года 100% обучающихся будут вовлечены в систему шахматного образования.
Ключевое значение при введении шахмат в учебную программу имеет
научная составляющая. Курс «Шахматы – школе», который создавался
профессором И.Г. Сухиным на протяжении 20 лет, «обеспечил Российской
Федерации мировой приоритет в ряде аспектов [5]:
1) Россия - первое государство, где шахматы стали учебной дисциплиной
как предмет по выбору с 1994 года;
2) именно в РФ разработана «Шахматно-задачная технология» обучения,
которую можно отнести к макротехнологиям, так как она направлена на
решение одной из фундаментальных задач системы образования – поэтапному и структурированному развитию у детей способности действовать «в уме»;
3) Россия - первая страна, где был издан научно обоснованный
здоровьесберегающий курс шахмат для начальной школы, имеющий
фундаментальную для системы образования цель: шахматы в нём только
материал – фактически это курс логики, который опирается на теорию П.Я.
Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, на
культурологическую концепцию содержания образования И.Я. Лернера и М.Н.Скаткина, на труды Я.А. Пономарёва о стадиях развития способности
действовать «в уме». Следует подчеркнуть, что способность действовать «в
уме» – одна из универсальных характеристик человеческого сознания, один изважнейших показателей общего развития психики человека, который не
относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, апредставляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Необходимость проведения шахматных занятий связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы могут стать уникальной надпредметной дисциплиной, которая решит вековую задачу – научит детей учиться!»
В курсе И. Сухина «Шахматы – школе» применяется здоровьесберегающая задачная технология, предполагающая развитие личностных качеств детей на основе усвоения универсальных учебных действий и учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей детей. Макротехнологичность «Шахматно- задачной технологии» обеспечивается и гарантируется ее надпредметностью и посредством поэтапного развития у детей способности действовать в уме (с
учетом новейших исследований в нейропсихологии и нейрофизиологии)
способствует обретению учащимися такой ключевой компетенции, как умение учиться [6].
«Шахматно-задачная технология» соотносима и пересекается с
технологиями развивающего обучения, с технологиями на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся и с технологиями на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
В чем состоит основная трудность проведения урока шахмат в школе? В
том, что в отличие от спортивных секций, здесь педагог имеет дело с
немотивированными детьми, иногда имеющими отрицательную мотивацию. А курс «Шахматы – школе» обеспечивает практически 100% положительную
мотивацию, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная.
Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого
подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления. В соответствии с «Шахматно-задачной технологией» каждый шахматный урок – это одновременно: 1) урок-сказка (использование сказочного материала); 2) урок-театр (использование элементов театрализации); 3) урок-игра; 4) урок-смех; 5) урок-тайна (создание атмосферы тайны, секретов, загадочности); 6) урок-удивление (без удивления нет обучения); 7) погружение в решение забавных и занимательных заданий; 8) урок без неуспевающих; 9) урок-сотворчество; 10) урок-здоровьесбережение. Курс И. Г. Сухина «Шахматы – школе» - это концептуально и методологически добротное, фундаментально обоснованное «здание шахматного образования».
Прошедший учебный год ознаменовался введением в школы Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры» федерального курса И. Сухина
«Шахматы - школе» согласно «Дорожной карте по развитию шахматного
образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры». В МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева города Урая в рамках реализации мероприятий дорожной карты была проведена следующая работа:
- Кадровое обеспечение (подготовка и повышение квалификации
педагогов):
в рамках единого методического дня «Современные педагогические
технологии и их роль в образовательном процессе» на базе гимназии был
проведен городской мастер-класс «Шахматы как инструмент развития
мышления» (31.10.2016 г.);
создано городское методическое объединение преподавателей курса
«Шахматы» (15.11.2016 г.). За 2016/2017 учебный год проведено 4
заседания;
Акишиной В.В. (официальным тьютором по подготовке педагогических
работников к реализации федерального курса И.Г. Сухина «Шахматы –
школе») разработана программа курсов повышения квалификации
«Методика преподавания шахмат в системе общего образования» (72
учебных часа), утвержденная решением Учёного совета АУ «Институт
развития образования» Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Программа была реализована очно-заочно с применением дистанционных
форм обучения через систему дистанционного обучения (Modle) АУ
«Институт развития образования», обучено 175 педагогов Югры;
на очно-заочных курсах повышения квалификации по программе
«Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с
использованием интернет-технологий» (72 час.) прошли обучение 50
слушателей города Нягани. За 2016/2017 учебный год методике
преподавания шахмат по федеральному курсу И.Г. Сухина «Шахматы –
школе» Акишиной В.В. всего было обучено 225 педагогов ХМАО –
Югры. Из них – 4 педагога МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева города
Урая. Таким образом, был решён вопрос кадрового потенциала в данном
общеобразовательном учреждении.
- В рамках методического и информационно-аналитического
обеспечения курса И.Г. Сухина было сделано следующее:
апробирован курс И.Г. Сухина «Шахматы – школе». Программа
«Шахматы», рассчитанная на 17 час/год, реализовывалась в основной
сетке занятий учащихся 1-4 классов со 100% охватом за счёт часов
внеурочной деятельности (1 урок в 2 недели в подгруппах 11-14 человек);
за счет средств МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева были закуплены в
необходимом количестве все учебники федерального трехлетнего курса
для начальной школы И.Г. Сухина «Шахматы – школе»:
*Сухин И. Г. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес
и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной
школы». В 2-х частях. – Обнинск : Духовное возрождение, 2014г. - 60
комплектов;
* Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник
для 2 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. –
Обнинск: Духовное возрождение, 2015 г. – 45 комплектов;
* Сухин И.Г. Шахматы, третий год. Учебник для 3 класса четырёхлетней
и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2015г. – 45 комплектов.
Методическое сопровождение апробации федерального курса И. Сухина
«Шахматы – школе»:
*Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО – Югры
была создана методическая копилка в помощь педагогам, преподающим
шахматы (http://chess555.narod.ru/HMAO_Sukhin_Metodkopilka-2014.pdf).
В электронный сборник методических материалов вошли три разработки
Акишиной В.В.:
*Сайт педагога дополнительного образования (http://nsportal.ru/akishinavalentina-vasilevna);
*Мастер-класс "Шахматный дебют" (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/
library/2013/02/09/masterklass-shakhmatnyy-debyut);
* Программа "Юный шахматист" (http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/
library/2013/02/11/programma-yunyy-shakhmatist).
*В январе 2017 года на портале Всероссийского социального проекта
«Страна талантов» города Москвы (www.stranatalantov.com) опубликована
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Шахматы" (авт. В.В.
Акишина).
* Налажено сотрудничество с городским методическим объединением
преподавателей шахмат города Нижневартовска. В форме онлайн-участия (с
использованием скайпа) в заседании МО (17.02.2017 года) происходил обмен
опытом работы (http://chesshmao.ru/?p=29814).
Просторный шахматный класс гимназии был оборудован в этом
учебном году интерактивной доской, что позволило сделать образовательный
процесс более эффективным. В кабинете есть весь необходимый инвентарь: две демонстрационные доски, наборы деревянных игральных шахмат в количестве 23 комплекта, компьютер, 5 турнирных шахматных часов.
Кроме того, оборудованы игральные шахматные зоны в кабинетах начальных классов и рекреациях, которые стали востребованными среди учащихся.
На сайте МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева (http://gimnaziya-uray.ru)
создан раздел «Шахматное образование».
Основные шахматные мероприятия образовательного учреждения также
освещаются на сайте шахматного всеобуча (http://chess555.narod.ru) и сайте
Югорской шахматной академии (http://chesshmao.ru).
- Организация и проведение мероприятий.
В муниципальном этапе всероссийского турнира по шахматам
«Белая ладья» 10.12.2016 г. команда МБОУ гимназии заняла 1 место. В
городских турнирах по шахматам учащиеся гимназии постоянно занимают
призовые места.
В дистанционных соревнованиях по шахматам гимназисты также
показали высокие результаты. В командном Интернет-турнире по блицу среди
учеников 1-4 классов общеобразовательных организаций ХМАО-Югры
21.04.2017г. команда гимназии заняла 2-е место и з 60 команд.
http://chesshmao.ru/?p=30773
Ребята были отлично подготовлены к такому виду соревнований
благодаря тому, что у них появилась возможность потренироваться. Между
учащимися гимназии г. Урай и СОШ № 12 г. Нижневартовска были
организованы тренировочные Интернет-турниры через программу «Шахматная
планета» по средам и субботам на протяжении учебного года.
Кроме того, во время длительного карантина прошли три интернет-
турнира по шахматам среди учащихся МБОУ гимназия им. А.И. Яковлева на
портале «Шахматная планета».
*Ученица 5-Б класса гимназии САЛЬНИКОВА ЕКАТЕРИНА достойно
представила город Урай в сентябре 2017 года на первенстве ХМАО – Югры по шахматам среди юношей и девушек до 11-19 лет, пополнив копилку наград серебряной и двумя бронзовыми медалями. Она заняла третье место в
первенстве по классическим шахматам в своей возрастной категории и
выполнила нормативы 1-го юношеского разряда по виду спорта «Шахматы». В первенстве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по быстрым
шахматам Катя заняла второе место, а в первенстве по блицу у Е. Сальниковой
– третье место.
Эффективный опыт шахматного образования в гимназии освещает
городская газета «Знамя»: опубликованы статьи «От пешки до ферзя»
(17.01.2017г.) и «Школа на шахматном поле» (22.09.2017 г.).
В феврале 2017 года проведены мастер-классы в рамках «Конференции
отцов» по правилам шахматной игры. Организовано взаимодействие с
городским шахматно-шашечным клубом «Темп», где занимаются 25 учащихся гимназии, показавших высокие результаты в шахматной игре. Тренер – мастер спорта ФИДЕ С.А. Сычёв. В мире проведено много исследований и экспериментальных работ,доказавших эффективность урока шахмат в школе для развития детей. Уроки шахмат в гимназии стали самыми любимыми! «Дети в короткие сроки ставят перед собой задачу и находят решение. Они в неисчерпаемом пространстве вариантов, подчинённом простым и незыблемым правилам, управляют временем, пространством и материалом. Они – творцы!» [1; 2]. Здесь не ставят оценок и не задают домашних заданий, здесь каждый ребёнок успешен.
Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет,
чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются
навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки
механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в
современном высокотехнологичном мире.
Литература и интернет-ресурсы
1. Акишина, В. В. ФГТ, ФГОС и шахматы / В. В. Акишина // Материалы
Международной научно-практической конференции "Шахматное образование –важный ресурс мировой системы образования", Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: сборник тезисов докладов / сост.: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева ; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск : Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
2. Акишина, В. В. Шахматы как средство интеллектуального развития
младших школьников / В. В. Акишина // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно- практической конференции / редкол.: В. А. Егорова канд. физ.-мат. наук, Ю. И. Семенов, М. М. Черосов, докт. пед. наук. – Якутск : Ленский край, 2014. – 334с.
3. Довгань, В. Н. Семинар Тони Роббинса для MeetPartners GLOBAL
CLUB [Электронный ресурс]. – URL: http://pesni.fm/artist/videos/%D0%9E.+%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B8
(дата обращения 01.09.2017).
4. Сухин, И. Г. Программы курса «Шахматы – школе» / И . Г . С ухин. –
Обнинск : Духовное возрождение, 2013. – 40 с.
5. Сухин, И. Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент
развития мышления: история, методология, научные исследования и опыт внедрения / И. Г. Сухин. – Германия : LAP Lambert Academic Publishing, 2012. –280 с.
6. Сухин, И. Г. О научных основах Федерального курса «Шахматы –
школе» // Шахматное образование в Зауралье – 2014: сборник материалов I
регионального форума, 17 дек. 2014 г. – Курган : Институт развития
образования и социальных технологий, 2014. – С. 17-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропедевтический курс естествознания в начальной школе как способ развития одарённости личности
В связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности проблема одаренности и организации р...
Федеральная Программа Сухина Шахматы первый год для Самары 2013
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее по...
Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС
Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Обобщение опыта работы инклюзивного образования. Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет ...
Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности
Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до ...
Семинар по теме: «Альтернативные уроки в начальной школе в рамках ФГОС начального общего образования».
Информационный материал о сущности альтернативного урока....
Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы
Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы...