Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса
рабочая программа (здоровый образ жизни, 4 класс) по теме

Нестерова Надежда Александровна

  Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, планируемых результатов начального общего образования, », концепции УМК «Школа России», авторской примерной программы по курсу  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №66 им. Н.И. Вавилова»

    «Рассмотрено»                                  «Согласовано»                           «Утверждаю»

    на заседании методического          Заместитель директора             Директор МОУ «СОШ №66

    объединения  учителей                    по УВР                                       им.Н.И.Вавилова»

__________________________                ______ __________                                              

    Протокол №______                           от «___»       2014года       Приказ от «___»         2014 года

 от «____»  2014 года

    Руководитель методического

    объединения:

    ____________

Рабочая  программа

по  основам здорового образа жизни

для 4 «В» класса

1 час  в неделю (всего 34 часа)

                    Автор-составитель:

                                   Учитель: Нестерова Надежда Александровна

(высшая категория)

2014 /2015 учебный год

г.Саратов

Пояснительная записка

 Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, планируемых результатов начального общего образования, », концепции УМК «Школа России», авторской примерной программы по курсу  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Закон « Об образовании»

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования  (Приказ МОиНРФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Минюст №17783 от 22.12.2009.)

3. Приказ ИОиНРФ №1241 от 26.11.2010. « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиНРФ от 06.10.2009г №373»( зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011.)

4. СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) 

5. Положение о рабочей программе МОУ «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова»

6. Приказ МО и науки РФ от 14.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе  в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 год»

7. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).

8.«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).

9.Учебный план муниципального образовательного учреждения «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова» на 2014-2015 учебный год.

10. Образовательная программа  МОУ «СОШ № 66 им. Н.И. Вавилова» на 2014-2015 учебный год.

11. С учётом авторской программы  по курсу  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

  Для реализации программного материала  используется : рабочая тетрадь  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

                                                         Обоснование выбора УМК                                                                                                                             УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).                                                                                                                                                                                                                                                           

Цель данной рабочей программы  является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по озож

    Задачи программы: обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования; дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета, курса; определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы.

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В здании МОУ ООШ с.Юнгеровка» созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая.

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет  реализовываться с помощью предметов УМК «Школа России».  

Для реализации программного материала  используется : рабочая тетрадь  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

Данная программа состоит из 5-ти блоков:

  • Этический блок (4 ч)
  • Психологический блок (12 ч)
  • Правовой блок (6 ч)
  • Семьеведческий блок (6 ч)
  • Медико-гигиенический блок (6 ч)

Для проверки знаний , умений включены тестовые  задания и контрольные работы после изучения блоков.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Этический блок

1 ч

2

Психологический блок

12 ч

10 ч

2 ч

3

Правовой блок

6  ч

5 ч

1 ч

4

Семьеведческий  блок

6  ч

5 ч

1 ч

5

Медико -гигиенический

6 ч

4 ч

2 ч

Итого

34 ч

27 ч

7 ч

                             Тематическое планирование по ОЗОЖ в 4 классе

№ урока п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Основное содержание урока

с начала учебного года

внутри изучаемой темы

Плани-руемая

Факти-ческая

                                                                1 четверть- 9 ч        

                                      Раздел 1. Этический блок (4 ч)

1

1

Тема урока

Вводимые понятия

1

1

6.09

Развитие жизни на Земле

Знакомство с развитием жизни на Земле, с ее уникальностью и неповторимостью с2

2

13.09

Представление о смысле жизни

Знакомство с развитием жизни на Земле, с ее уникальностью и неповторимостью с. 3

3

20.09

Уникальность и неповторимость всех форм жизни

Отличие и сходство людей с. 4

4

27.09

Самоценность личности

Объяснение самоценности  личности каждого человека . Мои сходство и различие с другом. Одноклассником. С. 5

Раздел 2 Психологический блок (12 ч)

5

1

4.10

Манипуляции в общении

Неповторимость человека. Гармония в связи с окружающей природой

6

2

11.10

Умей сказать нет

Знакомство с различными жизненными ситуациями , в которых необходимо сказать «НЕТ»

7

3

18.10

Мои поступки

Знакомство и обсуждение поступков в различных жизненных ситуациях

8

4

25.10

Дурные привычки и моё отношение к ним

Вредные привычки. Их влияние на наш организм.

9

5

8.11

Дурные привычки и моё отношение к ним

Вредные привычки. Их влияние на наш организм.

2 четверть – 7 часов

10

6

15.11

Как мы видим друг друга

Человек- неотделяемая  часть окружающего мира с.6

11

7

22.11

Дружба и что значит настоящий друг

Знакомство с понятием «дружба». Правила дружбы. с.8-9

12

8

29.11

Агрессия – формы проявления

Обсуждение ситуаций в отношениях людей. Знакомство с формами агрессии. С10-14

13

9

6.12

Как справиться с гневом

Правила «как справиться с гневом»

14

10

13.12

Итоговая контрольная работа

Выполнение  итоговой контрольной работы

15

11

20.12

Игры  и упражнения на расслабления мышц

Проведение игр на расслабление мышц.С.16-20

16

12

27.12

Игры  и упражнения на расслабления мышц

Проведение игр на расслабление мышц.С.16-20

3 четверть – 10 часов

Правовой блок (6 ч)

17

1

10.01

Гражданин и государство

Знакомство с понятием «гражданин». Что мы называем государством?. Символы государства.

С.21-22

18

2

17.01

Права и обязанности граждан России

Знакомство с правами и обязанностями граждан нашего государства.

Права ребенка

С.23- 27

19

3

24.01

Что значит быть и жить в настоящем времени

Личная неприкосновенность, нарушение прав человека

20

4

31.01

Что значит быть и жить в настоящем времени        

Личная неприкосновенность, нарушение прав человека

21

5

7.02

Я умею обижаться

Чувства  людей. Чувства собственного достоинства окружающих

22

6

14.02

Что значит победить другого человека?

Права других людей на безопасность и свободу, непричинение ущерба, ограничение свободы. С.25

Семьеведческий блок (6 ч)

23

1

21.02

История создания праздников

Знакомство с праздниками народа, государства.с28

24

2

28.02

Общенародные и государственные праздники

Знакомство с общенародными и государственными праздниками, их историей , традицией проведения.с. 29

25

3

7.03

Семейные праздники в традициях народов

Проведение семейных праздников в традициях народов. С30

26

4

14.03

Традиции в моей семье

Фотовыставка

С. 31

27

5

21.03

Этика проведения праздников

Правила проведения праздников в семье.  

с. 32

4 четверть – 7 часов

28

6

4.04

Этика проведения праздников

Правила проведения праздников в семье.  

с. 32

Медико-гигиенический блок- 6 часов

29

1

11.04

Окружающая среда и здоровье человека

Сохранение  здоровья. Препятствия сохранения здоровья человека. С.33

30

2

18.04

Как оценить количество и качество своего здоровья

Анкетирование учащихся  по оценке своего здоровья.

С.35-36

31

3

25.04

Мониторинг физического здоровья

Знакомство со списком ценностей и определение жизненно важных для себя. С.37-40

32

4

2.05

Значение зрения для человека

Знакомство со значением и важностью  зрения для человека

33

5

16.05

Профилактика возникновения нарушений зрения

Правила сохранения зрения . Зарядка для глаз. с41-45

34

6

23.05

Итоговая контрольная работа

Выполнение итоговой контрольной работы

                     Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (не более, мин)

Классы

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Работа с изображением на  индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

3-4

15

20

20

15

20

15

Учебно-методическое обеспечение

  1. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением 1 – 4 классы. Метод. Библиотека. Москва 2007
  2. «Уроки здоровья » (простые рецепты здоровья) библиотечка газет
  3. методическое пособие Образовательные здоровьесберегающие технологии (опыт работы)Волгоград, 2009 г
  4. «Психология школьника» «Учитель-АСТ», 2006 г
  5. Поурочные разработки  по основам безопасности жизнедеятельности, Синякова В.А  4 класс , -Москва «ВАКО»2008 г

Список литературы

Основная:

  1. Рабочая тетрадь   для учащихся 4 класс. .« Святость жизни» Павлова М.А

           (Серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовфильм»-   «Добродея», 2009.

  1. Региональная  образовательная  программа  «Основы здорового образа жизни».

Дополнительная :

  1. Диск «Наука без скуки» (Окружающий мир.)

Цифровые образовательные ресурсы:

1.СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,

2.СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

3.Сказочный домик: народные сказки.

4.Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)

5.Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

6.Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

Печатные пособия:

1.комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 1 – 4  класс.

2.наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.

3.репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий.

4.портреты поэтов и писателей.

ЦОР:

Большая детская энциклопедия  CD-ROM. Литература, издательство: ИДДК, 2008г

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/

http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=30888

Информационно – техническое обеспечение

  1. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

DVD диск.

  1. Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
  2.  Презентации.
  3. Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поурочные разработки и технологические карты уроков (авторы И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева,. –  М.: Просвещение, 2014.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с  требованиями регионального компонента....

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...

Рабочая программа курса ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по основам здорового образа жизни  для 2 класса разработана   на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; а...

Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс с учетом требований ФГОС,...

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса...