Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа ОЗОЖ 4 класс127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 22

имени Героя Советского Союза П.Т. Пономарёва»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Гордеева Н.В.

протокол № 1

от  28 августа 2015 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ № 22»

Никитина И.Н.

 2 сентября 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №22»

Казакевич Л.С.

приказ №  210

от 3 сентября 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ГОРДЕЕВОЙ НАТАЛИИ ВАСИЛЬЕВНЫ

первой квалификационной категории

по основам здорового образа жизни в 4 а классе

Рассмотрено на заседании        

Педагогического совета        

Протокол № 1                        

От 31 августа 2015 г.                                    

2015-2016 учебный год

РАЗДЕЛ  I      

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по ОЗОЖ составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» Министерства образования и Министерства здравоохранения Саратовской области (КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008, издание второе, переработанное и дополненное) и методических рекомендаций для начальных классов общеобразовательной школы (автор и разработчик Н.А.Кузнецова.)

Необходимость реализации образовательного курса «Основы здорового образа жизни» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья нации. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становится потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и других токсических веществ. Опросы свидетельствуют о том, что 40% учеников 8–11 классов имеют опыт употребления различных наркотических веществ, а еще 20% живут и общаются с людьми, употребляющими наркотики.

 Вследствие истощения душевных и физических сил у людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росте взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

         Наиболее уязвимыми категориями населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к сообществу. Особенно опасно, если становление личности у подрастающего поколения происходит при деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

         Современное определение понятия «здоровье» впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

         Предлагаемая программа является научной, комплексной и последовательной системой обучения и воспитания здорового образа жизни, и призвана позитивно повлиять на сложившуюся в обществе систему, так как позволит сформировать ценностное отношение к здоровью.

         Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

         Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

 Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

         Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

 В программу включены совместные занятия родителей и детей. В образовательном учреждении необходимо организовать родительский всеобуч по ключевым вопросам воспитания подрастающего поколения.

 Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

         Программа рассчитана на 34 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю. 

РАЗДЕЛ  II

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

Тема блока

Количество часов

1

Этический

4

2

Психологический

12

3

Правовой

6

4

Семьеведческий

6

5

Медико-гигиенический

6

Итого

34

РАЗДЕЛ  III

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ  УЧЕБНОГО  КУРСА

№ п/п

Наименование темы

Содержание тем учебного курса

1

Этический

Развитие жизни на Земле. Представление о смысле жизни.  Уникальность и неповторимость всех форм жизни. Самоценность личности.

2

Психологический

Манипуляции в общении. Умей сказать нет.  Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки. Дурные привычки и мое отношение к ним. Как мы видим друг друга (формирование потребности в общение со  сверстниками). Дружба - что значит настоящий друг. Агрессия – формы проявления. Как справиться со своим гневом. Игры и упражнения на расслабление мышц, на выражение удовольствия и радости.

3

Правовой

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан России.

 Что значит быть и жить в настоящем времени. Совет наоборот: «Я умею обижаться». Что значит победить другого человека.

4

Семьеведческий

История создания праздников. Общенародные и государственные праздники.  Семейные праздники в традициях народов. Традиции в моей семье. Этика проведения праздников.

5

Медико-гигиенический

Окружающая среда и здоровье человека. Как оценить количество и качество своего здоровья (мониторинг  физического здоровья). Значение зрения для человека. Профилактика возникновения нарушений зрения.

РАЗДЕЛ  IV

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

  • иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • иметь представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • иметь представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • иметь представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • иметь представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • иметь представление об элементарных навыках эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

РАЗДЕЛ  V

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Учебно -методические комплекты (учебники, рабочие тетради, программы).
  2. Примерная программа начального общего образования.
  3. Репродукции картин и художественные фотографии.
  4. Детские книги разных типов из круга детского чтения.
  5. Наборы сюжетных картинок, репродукции картин.
  6. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  7. Оборудование класса: столы, стулья, шкафы, настенные доски, подставки для книг.
  8. Справочная литература, энциклопедии.

РАЗДЕЛ  VI

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» разработана на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни», авторы: Барыльник Ю. Б., Дмитриева Н. В., Елисеев Ю. Ю. и др.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2008.

2.  Павлова М.А., Серякина А.В., Гусева Е.В. Святость жизни: рабочая тетрадь для учащихся 4 классов. (серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» «Добродея» 2015.

3. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов, 2009.

Интернет ресурсы

http://www.rusedu.ru/

http://www.viki.rdf.ru/

http://www.nachalka.info /

http://www.4 stupeni.ru/

http://zdorovayashkola.ru/progs/metod/

РАЗДЕЛ  VII

ПРИЛОЖЕНИЕ. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Название тем

Содержание уроков

Требования к уровню подготовленности учащихся

Дата по плану

 Дата по факту

Этический  блок (4 часа)

1

Развитие жизни на Земле

Вводимые понятия

05.09

05.09

2

Представление о смысле жизни

Знакомство с развитием жизни на Земле, с ее уникальностью и неповторимостью

12.09

12.09

3

Уникальность и неповторимость всех форм жизни

Знакомство с развитием жизни на Земле, с ее уникальностью и неповторимостью . Отличие и сходство людей

19.09

19.09

4

Самоценность личности

Объяснение самоценности  личности каждого человека . Мои сходство и различие с другом. Одноклассником.

26.09

26.09

Психологический блок (12 часов)

5

Манипуляции в общении

Неповторимость человека. Гармония в связи с окружающей природой

03.10

03.10

6

Умей сказать нет

Знакомство с различными жизненными ситуациями , в которых необходимо сказать «НЕТ»

10.10

10.10

7

Мои поступки

Знакомство и обсуждение поступков в различных жизненных ситуациях

17.10

17.10

8

Дурные привычки и моё отношение к ним

Вредные привычки. Их влияние на наш организм.

24.10

24.10

9

Дурные привычки и моё отношение к ним

Вредные привычки. Их влияние на наш организм.

14.11

14.11

10

Как мы видим друг друга

Человек- неотделяемая  часть окружающего мира

21.11

21.11

11

Дружба и что значит настоящий друг

Знакомство с понятием «дружба». Правила дружбы.

28.11

28.11

12

Агрессия – формы проявления

Обсуждение ситуаций в отношениях людей. Знакомство с формами агрессии.

05.12

05.12

13

Как справиться с гневом

Правила «как справиться с гневом»

12.12

12.12

14

Итоговая контрольная работа

Выполнение  итоговой контрольной работы

19.12

19.12

15

Игры  и упражнения на расслабления мышц

Проведение игр на расслабление мышц.

26.12

26.12

16

Игры  и упражнения на расслабления мышц

Проведение игр на расслабление мышц.

16.01

Правовой блок (6 часов)

17

Гражданин и государство

Знакомство с понятием «гражданин». Что мы называем государством?. Символы государства.

23.01

18

Права и обязанности граждан России

Знакомство с правами и обязанностями граждан нашего государства. Права ребенка

30.01

19

Что значит быть и жить в настоящем времени

Личная неприкосновенность, нарушение прав человека

06.02

20

Что значит быть и жить в настоящем времени        

Личная неприкосновенность, нарушение прав человека

13.02

21

Я умею обижаться

Чувства  людей. Чувства собственного достоинства окружающих

20.02

22

Что значит победить другого человека?

Права других людей на безопасность и свободу, не причинение ущерба, ограничение свободы.

27.02

Семьеведческий

23

История создания праздников

Знакомство с праздниками народа, государства.

05.03

24

Общенародные и государственные праздники

Знакомство с общенародными и государственными праздниками, их историей , традицией проведения.

12.03

25

Семейные праздники в традициях народов

Проведение семейных праздников в традициях народов.

19.03

26

Традиции в моей семье

Фотовыставка

09.04

27

Этика проведения праздников

Правила проведения праздников в семье.  

16.04

28

Этика проведения праздников

Правила проведения праздников в семье.  

23.04

Медико-гигиенический блок (6 часов)

29

Окружающая среда и здоровье человека

Сохранение  здоровья. Препятствия сохранения здоровья человека.

30.04

30

Как оценить количество и качество своего здоровья

Анкетирование учащихся  по оценке своего здоровья.

07.05

31

Мониторинг физического здоровья

Знакомство со списком ценностей и определение жизненно важных для себя.

14.05

32

Значение зрения для человека

Знакомство со значением и важностью  зрения для человека

21.05

33

Профилактика возникновения нарушений зрения

Правила сохранения зрения . Зарядка для глаз.

28.05

34

Итоговая контрольная работа

Выполнение итоговой контрольной работы

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова

В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с  требованиями регионального компонента....

Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».Для реализации программного материала ...

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...