Рабочая программа курса ОЗОЖ 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа по основам здорового образа жизни для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; авторской программы Павловой М.А.. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozozh_2_kl.docx | 32.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к курсу «Основы здорового образа жизни»
2 класс
Рабочая программа по основам здорового образа жизни для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373); авторской программы Павловой М.А. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов» 1-4 класс Москва «ВАКО» 2008 год. Курс реализуется в рамках УМК «Школа 2100» утвержденной МО РФ. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Учебно-методическое сопровождение Гусева Е.В., Павлова М.А., Серякина А.В. Основы здорового образа жизни. Рабочая тетрадь для 2 класса.
Цели курса «Основы здорового образа жизни» нацелены на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Задачи курса.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомий и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме бесед и дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств обучения, наглядных пособий, проведение индивидуальных и групповых работ.
Содержание программы.
Этический блок-5 часов
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота внешняя и внутренняя. Красота природы. Бережное отношение к окружающему миру. Как сберечь красоту. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы.
Психологический блок- 6 часов
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения.. давай поговорим. Играем вместе. Дружба мальчиков и девочек.
Правовой блок- 6 часов
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровый образ жизни. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах.
Семьеведческий блок – 4 часа
Дом, где ты живёшь. Чистота-залог здоровья. Гигиена тела и жилища. «Мужские» и «женские» обязанности.
Медико-гигиенический блок- 13 часов
Из чего мы сделаны. Как легче болеть. Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы, суть жизни. Спорт. Как мы познаём окружающий мир. Роль органов чувств. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения курса «Основы здорового образа жизни» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы здорового образа жизни» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Основы здорового образа жизни» во 2-м классе является формирование следующих умений.
- понимать основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формировать такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть;
- понимать строение и проявление психики, структуру личности, самоанализ и саморегуляцию. Формировать и развивать умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности;
- знать о правах и обязанностях человека в семье, навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости;
- знать о механизмах создания, развития и функционирования семьи, понимать ценность и потребность в семье; развивать навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье;
- знать о гигиене и профилактике болезней; раскрывать связь состояния психики с состоянием нашего тела; формировать отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формировать негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК
- Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В. и др. Основы здорового образа жизни. Региональная образовательная программа (дополненный и переработанный вариант). – Саратов: «Добродея», 2008 г.
- Гусева Е.В., Павлова М.А., Серякина А.В. Красота спасет мир: Рабочая тетрадь для 2 класса. (Серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2011. – 48 с.
- Павлова М.А., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе - Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов «Научная книга », 2010. -128 с.
2. Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru
3. Специфическое сопровождение (оборудование)
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор;
- различные наглядные пособия и демонстрационные пособия по курсу «Основы здорового образа жизни».
Развернутое календарно-тематическое планирование по курсу «Основы здорового образа жизни»
Рабочая тетрадь Гусева Е.В., Павлова М.А., Серякина А.В. «Красота спасет мир»
2 класс, «Добродея» Саратов, 2011 год
Дата | № п/п | Тема урока | Содержание (цель) | Возможные виды деятельности обучающихся | Домашнее задание | |
план | факт | |||||
I четверть | ||||||
06.09 | 1 | Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. | Красота чистого неба, красота осеннего леса, птичье щебетание, красота поступков | Составление устного рассказа о красоте окружающего мира, о том, что человек в ответе за всё на планете. | Подобрать рисунки «Красота мира, души. Красота природы» | |
13.09 | 2 | Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. | Нарисовать знаки «Поведение в природе» | |||
20.09 | 3 | Сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. | Повторить правила | |||
27.09 | 4 | Вандализм. Созидание и разрушение | Что такое вандализм? Созидать и разрушать | Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками. Учиться высказывать своё предположение, пытаться предлагать способ его проверки. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | Поделки из природного материала | |
04.10 | 5 | Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого. | Осознание своего «я», природа, планета, ответственность. | Рисуем плакат «Наша планета» | Фотографии «Я - часть природы» | |
11.10 | 6 | Эмоции. Влияние эмоций на поведение человека. | Что такое «характер и черты характера»? Средства выражения эмоций, способы выражения эмоций, умение узнавать и различать эмоции | Влияние эмоций на жизнь человека. Построение диалога общения между тремя и более лицами. Развитие навыков общения разнополых детей. | Стр.2-5 Зад стр. 4 | |
18.10 | 7 | Словесный язык чувств | Стр. 3 дописать слова | |||
25.10 | 8 | Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. | Стр. 6-9 Зад. 3 | |||
01.11 | 9 | Знакомство с навыками саморегуляции. | Стр.10-12 «Запомни!» | |||
II четверть | ||||||
15.11 | 10 | Дружба. Развитие навыков общения. | Общение, язык жестов, мимика, пантомима, образное выражение мыслей. | Влияние эмоций на жизнь человека. Построение диалога общения между тремя и более лицами. Развитие навыков общения разнополых детей. | Стр.13-16 Зад. на стр.16 | |
22.11 | 11 | Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора | Подобрать иллюстрации собеседников | |||
29.11 | 12 | Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением | Развитие умений писать письма и поздравительные открытки. | Написать письмо другу | ||
06.12 | 13 | Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. | Общение, язык жестов, мимика, пантомима, образное выражение мыслей. | Стр. 26, Зад.14 | ||
13.12 | 14 | Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов. | Подобрать игры | |||
20.12 | 15 | Права и обязанности человека. Всеобщая декларация прав человека. | Виды и роль правил в жизни человека, правила поведения в критических для человека ситуациях, способы применения правил. | Развитие умений правильно вести себя в общественных местах, решение практических ситуаций. | Стр.17-20 | |
27.12 | 16 | Культура поведения. Этика. Этикет | Стр.21- 24 Повторить правила этикета | |||
III четверть | ||||||
17.01 | 17 | Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. | Виды и роль правил в жизни человека, правила поведения на улице, красота внешняя и внутренняя. | Развитие умений правильно вести себя в общественных местах, решение практических ситуаций. | Нарисовать иллюстрации по теме | |
24.01 | 18 | Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. | Правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях. | Стр.28-32 Зад. на стр.31 | ||
31.01 | 19 | Аккуратность и опрятность. Вредные привычки | Понятия «аккуратность» и «опрятность». Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики. | Научиться правильно мыть руки, чистить зубы, держать в порядке школьные принадлежности. | Рисунок на тему «Жизнь без вредных привычек!» | |
07.02 | 20 | Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте). | Правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях. | Развитие умений правильно вести себя в общественных местах, решение практических ситуаций. | Рисунок по теме урока | |
14.02 | 21 | Дом, где ты живешь | Чистота в своей комнате, порядок, чистота и порядок рабочего места. | Выполнение практических заданий по уборке класса. | Рисунок на тему урока | |
21.02 | 22 | Чистота – залог здоровья! | Нормы гигиены человека. | Научиться правильно мыть руки, чистить зубы, держать в порядке школьные принадлежности. | Составить рассказ на тему «Как я помогаю дома» | |
28.02 | 23 | Гигиена тела и жилища. | Нормы гигиены тела и жилища человека | Стр.41, составить памятку | ||
07.03 | 24 | «Мужские» и «женские» обязанности. | Труд в семье. Что делает в доме женщина. Что делает в доме мужчина. | Развитие знаний о домашних обязанностях взрослых и детей. | Подобрать стихи, иллюстрации | |
14.03 | 25 | Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух | Здоровый организм, ответственность, вредные привычки | Составление мини - сочинения на тему «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека» | Стр.33-35 Подготовить рассказ по вопросам на стр. 35 | |
21.03 | 26 | Как легче болеть и быстро выздоравливать? Закаливание. | Болезнь, причины болезни, лечение и лекарства, профилактика болезни | Подбор материала о профилактике заболеваний. | Стр.35-36, 38 Составить памятку по закаливанию | |
IV четверть | ||||||
04.04 | 27 | Режим дня. | Что такое режим дня? | Знать правила режима дня, соблюдать режим труда и отдыха | Стр.37, составить режим дня | |
11.04 | 28 | Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! | Дыхание, носовое дыхание, зависимость здоровья и настроения от осанки | Развитие умений выполнять дыхательные упражнения. | Стр.38 Принести книгу Г. Остера «Советы наоборот» | |
18.04 | 29 | Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных случаях. | Почему опасно дышать через рот, какие вещества опасны для организма, ротозеи, внимательные люди. Травма, ушиб, рана, перелом. Какие игры опасны для здоровья | Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способ самосовершенствования; воспитание уважительного отношения к своему организму. Предотвращение детского травматизма. | Повторить памятки «Помоги себе сам» | |
25.04 | 30 | Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств в познании окружающего мира. | Творчество, воображение, воображение и здоровье, развитие способности к управляемому воображению. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания. | Выполнять задания учителя на развитие органов чувств | |
16.05 | 31 | Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. | Здоровая пища, твёрдая и жидкая пища, опасная и полезная вода, как правильно жевать пищу, роль слюны, витамины | Различие здоровых овощей и фруктов от больных. Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способ самосовершенствования; воспитание уважительного отношения к своему организму. | Стр. 41-44 Зад. 23 | |
23.05 | 32 | Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. | Дополнить таблицу рисунками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова
В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с требованиями регионального компонента....
Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».Для реализации программного материала ...
Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...