Рабочая программа курса ОЗОЖ 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Матвеева Татьяна Александровна

 

Рабочая программа по основам здорового образа жизни  для 2 класса разработана   на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; авторской программы Павловой М.А.. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozozh_2_kl.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Пояснительная записка

к курсу «Основы здорового образа жизни»

2 класс

Рабочая программа по основам здорового образа жизни  для 2 класса разработана   на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373); авторской программы Павловой М.А. «Новые 135 уроков здоровья или школа докторов» 1-4 класс Москва «ВАКО» 2008 год. Курс реализуется в рамках УМК «Школа 2100» утвержденной МО РФ. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика построения учебного процесса и возрастные особенности младших школьников.

        Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебных недели).

        Учебно-методическое  сопровождение Гусева Е.В., Павлова М.А., Серякина А.В. Основы здорового образа жизни. Рабочая тетрадь для 2 класса.

Цели курса «Основы здорового образа жизни» нацелены на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности  за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Задачи курса.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомий и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме бесед и дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств обучения, наглядных пособий, проведение индивидуальных и групповых работ.

Содержание программы.

Этический блок-5 часов

Природа и человек. Красота мира.  Красота жизни. Красота внешняя и внутренняя. Красота природы. Бережное   отношение к окружающему миру. Как  сберечь красоту.  Вандализм.  Созидание и разрушение. Я – часть природы.

Психологический блок- 6 часов

Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения.. давай поговорим. Играем  вместе. Дружба мальчиков и девочек.

Правовой блок- 6 часов

Культура поведения.   Этика.  Этикет. Уважение к старшим. Забота  о младших.  Правила поведения и красота.  Правила поведения и здоровый образ жизни. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах.

Семьеведческий блок – 4 часа

Дом, где ты живёшь. Чистота-залог здоровья. Гигиена тела и жилища. «Мужские»  и «женские» обязанности.

Медико-гигиенический блок- 13 часов 

Из чего мы сделаны. Как легче болеть. Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы, суть жизни. Спорт. Как мы познаём окружающий мир. Роль органов чувств. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностными результатами изучения курса «Основы здорового образа жизни» во 2-м классе является формирование следующих умений:

-  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

   Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы здорового образа жизни» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-  Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

   Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

   Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

-  Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.                                                          

- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

   Средством формирования этих действий служат учебный материал задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).                                                                                              

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

- Вступать в беседу на уроке и в жизни.

   Средством формирования этих действий служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

-  Совместно договариваться о   правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

   Предметными результатами изучения курса «Основы здорового образа жизни» во 2-м классе является формирование следующих умений.

- понимать основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формировать такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть;

- понимать строение и проявление психики, структуру личности, самоанализ и саморегуляцию. Формировать и развивать умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности;

- знать о правах и обязанностях человека в семье, навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости;

- знать о механизмах создания, развития и функционирования семьи, понимать ценность и потребность в семье; развивать навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье;

- знать о гигиене и профилактике болезней; раскрывать связь состояния психики с состоянием нашего тела; формировать отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Формировать негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета.

  1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК

-  Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В. и др. Основы здорового образа жизни. Региональная образовательная программа (дополненный и переработанный вариант). – Саратов: «Добродея», 2008 г.

-  Гусева Е.В., Павлова М.А., Серякина А.В. Красота спасет мир: Рабочая тетрадь для 2 класса. (Серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2011. – 48 с.

- Павлова М.А., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе - Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов «Научная книга », 2010. -128 с.

2.    Интернет-ресурсы

-    http://www.school2100.ru

-    http://school-collection.edu.ru

-    http://window.edu.ru

-    www.edu.ru

3.    Специфическое сопровождение (оборудование)

 - классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;

- магнитная доска;

- экспозиционный экран;

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

- различные наглядные пособия и демонстрационные пособия по курсу «Основы здорового образа жизни».



Развернутое календарно-тематическое планирование по курсу «Основы здорового образа жизни»

Рабочая тетрадь Гусева Е.В., Павлова М.А., Серякина А.В.  «Красота спасет мир»

2 класс, «Добродея» Саратов, 2011 год

Дата

№ п/п

Тема урока

Содержание (цель)

Возможные виды деятельности обучающихся

Домашнее

задание

 план

факт

             I четверть

06.09

1

Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы.

Красота чистого неба, красота осеннего леса, птичье щебетание, красота поступков

Составление устного рассказа о красоте окружающего мира, о том, что человек в ответе за всё на планете.

Подобрать рисунки «Красота мира, души. Красота природы»

13.09

2

Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений.

Нарисовать знаки «Поведение в природе»

20.09

3

Сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру.

Повторить правила

27.09

4

Вандализм. Созидание и разрушение

Что такое вандализм? Созидать и разрушать

Определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

Учиться высказывать своё предположение, пытаться предлагать способ его проверки.

Учиться отличать верно  выполненное задание от неверного.

Поделки из природного материала

04.10

5

Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.

Осознание своего «я», природа, планета, ответственность.

Рисуем плакат «Наша планета»

Фотографии «Я - часть природы»

11.10

6

Эмоции. Влияние эмоций на поведение человека.

Что такое «характер и черты характера»? Средства выражения эмоций, способы выражения эмоций, умение узнавать и различать эмоции

Влияние эмоций на жизнь человека. Построение диалога общения между тремя и более лицами. Развитие навыков  общения разнополых детей.

Стр.2-5

Зад стр. 4

18.10

7

Словесный язык чувств

Стр. 3 дописать слова

25.10

8

Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.

Стр. 6-9

Зад. 3

01.11

9

Знакомство с навыками саморегуляции.

Стр.10-12

«Запомни!»

II четверть

15.11

10

Дружба. Развитие навыков общения.

Общение, язык жестов, мимика, пантомима, образное выражение мыслей.

Влияние эмоций на жизнь человека. Построение диалога общения между тремя и более лицами.

Развитие навыков  общения разнополых детей.

Стр.13-16

Зад. на стр.16

22.11

11

Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора

Подобрать иллюстрации собеседников

29.11

12

Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением

Развитие умений писать письма и поздравительные открытки.

Написать письмо другу

06.12

13

Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек.

Общение, язык жестов, мимика, пантомима, образное выражение мыслей.

Стр. 26,

Зад.14

13.12

14

Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Подобрать игры

20.12

15

Права и обязанности человека. Всеобщая декларация прав человека.

Виды и роль правил в жизни человека, правила поведения в критических для человека ситуациях, способы применения правил.

Развитие умений правильно вести себя в общественных местах, решение практических ситуаций.

Стр.17-20

27.12

16

Культура поведения. Этика. Этикет

Стр.21- 24

Повторить правила этикета

III четверть

17.01

17

Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота.

Виды и роль правил в жизни  человека, правила поведения на улице, красота внешняя и внутренняя.

Развитие умений правильно вести себя в общественных местах, решение практических ситуаций.

Нарисовать иллюстрации по теме

24.01

18

Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни.

Правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях.

Стр.28-32

Зад. на стр.31

31.01

19

Аккуратность и опрятность. Вредные привычки

Понятия «аккуратность» и «опрятность».  Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики.

Научиться правильно мыть руки, чистить зубы, держать в порядке школьные принадлежности.

Рисунок на тему «Жизнь без вредных привычек!»

07.02

20

Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).

Правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях.

Развитие умений правильно вести себя в общественных местах, решение практических ситуаций.

Рисунок по теме урока

14.02

21

Дом, где ты живешь

Чистота в своей комнате, порядок, чистота и порядок рабочего места.

Выполнение практических заданий по уборке класса.

Рисунок на тему урока

21.02

22

Чистота – залог здоровья!

Нормы гигиены человека.

Научиться правильно мыть руки, чистить зубы, держать в порядке школьные принадлежности.

Составить рассказ на тему «Как я помогаю дома»

28.02

23

 Гигиена тела и жилища.  

Нормы гигиены тела и жилища человека

Стр.41, составить памятку

07.03

24

«Мужские» и «женские» обязанности.

Труд в семье. Что делает в доме женщина. Что делает в доме мужчина.

Развитие знаний о домашних обязанностях взрослых и детей.

Подобрать стихи, иллюстрации

14.03

25

Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух

Здоровый организм, ответственность, вредные привычки

Составление мини - сочинения на тему «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»

Стр.33-35

Подготовить рассказ по вопросам на стр. 35

21.03

26

Как легче болеть  и быстро выздоравливать? Закаливание.

Болезнь, причины болезни, лечение и лекарства, профилактика болезни

Подбор материала о профилактике заболеваний.

Стр.35-36, 38

Составить памятку по закаливанию

IV четверть

04.04

27

Режим дня.

Что такое режим дня?

Знать правила режима дня, соблюдать режим труда и отдыха

Стр.37, составить режим дня

11.04

28

Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья!

Дыхание, носовое дыхание, зависимость здоровья и настроения от осанки

Развитие умений выполнять дыхательные упражнения.

Стр.38

Принести книгу Г. Остера «Советы наоборот»

18.04

29

Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть?

Профилактика детского травматизма.  Первая помощь при несчастных случаях.

Почему опасно дышать через рот, какие вещества опасны для организма, ротозеи, внимательные люди.

Травма, ушиб, рана, перелом. Какие  игры опасны для здоровья

Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способ самосовершенствования;

воспитание уважительного отношения к своему организму.

Предотвращение  детского травматизма.

Повторить памятки «Помоги себе сам»

25.04

30

Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств  в познании окружающего мира.

Творчество, воображение,   воображение и здоровье, развитие способности к управляемому воображению.

Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

Делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания.

Выполнять задания учителя на развитие органов чувств

16.05

31

Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить.

Здоровая пища, твёрдая и жидкая пища, опасная и полезная вода, как правильно жевать пищу, роль слюны, витамины

Различие здоровых овощей и фруктов от больных.

Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, рационального питания и других способ самосовершенствования;

воспитание уважительного отношения к своему организму.

Стр. 41-44

Зад. 23

23.05

32

Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

Дополнить таблицу рисунками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова

В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с  требованиями регионального компонента....

Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».Для реализации программного материала ...

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...