Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Прокудино Аткарского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШППС учителей начальных классов и воспитателей структурного подразделения _____/Белоглазова Н.С./ Протокол № 1 от «28»августа 2013г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Прокудино ________/Курочкина Л.Г../ «30»августа 2013г. | «Утверждено» Директор МОУ СОШ с. Прокудино __________/Зонова С.П../ Приказ № 45 от «05»сентября 2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Белоглазовой Надежды Сергеевны, 1 категория
по ОЗОЖ, 2 класса
2013 - 2014 учебный год
II. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.А.Павловой и в соответствии с требованиями регионального компонента.
Программа по «Основам здорового образа жизни» адаптирована как интегрированный курс с учебным курсом «Разговор о правильном питании» и прошла экспертизу на уровне школы(заседание МО учителей начальных классов, протокол № 1 от 28.08. 13г). Количество часов по ОЗОЖ за год 34 часа, их них 6 часов интегрированы с учебным курсом «разговор о правильном питании».
Цели учебного курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
III. Содержание программы
Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.
Психологический блок (6 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.
Правовой блок (5 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).
Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища. «Мужские» и «женские» обязанности.
Медико-гигиенический блок (14 ч)
Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения
IV. Учебно – тематическое планирование
Класс: 2.
Учитель: Белоглазова Н.С.
Количество часов –34.
Всего – 34 часа; в неделю - 1 час.
Плановых контрольных работ - нет, зачетов - нет, тестов – нет, проверочных работ -нет.
№ | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Этический блок | 5 |
2 | Психологический блок | 6 |
3 | Правовой блок | 5 |
4 | Семьеведческий блок | 4 |
5 | Медико – гигиенический блок | 14 |
Итого: | 34 |
V.Календарно – тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема | ИКТ | Проект ная деятель ность | Задачи | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС НОО | ||||
план | факт | |||||||||
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные УУД | ||||||||
Этический 5 ч | ||||||||||
1 | Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни? Если хочешь быть здоров. | Элект физмин | Познакомить с предметом, дать понятие «здоровый образ жизни» | Научиться понимать значение здоровья для жизни человека | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Формулировать и удерживать учебную задачу. Вести устный диалог. | ||||
2 | Зачем я на этой земле. | Презентация «Наша планета прекрасна» | Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о значимости и осмысленности человеческой жизни | Формирование представлений о значимости и осмысленности человеческой жизни | Способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Умение устанавливать причинно – следственные связи между человеком и природой. | ||||
3 | Я часть природы | Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира | Знать об основных периодах жизни человека и их особенностях, осознание себя, как части природы. | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. | Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме. | |||||
4 | Красота окружающего мира. | Актуализация знаний детей по данной теме, формирование представлений о взаимосвязи жизни и природы и человека, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира. | Научить устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой. Воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира. | Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека. | Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме. | |||||
5 | Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту | Презентация «Береги природу» | Актуализация знаний детей по данной теме, воспитание эстетического отношения к объектам окружающего мира. | Формирование понятия «красота души» | Эмоционально – нравственная отзывчивость. | Умение принимать и сохранять цель познавательной деятельности, делать выводы. | ||||
Психологический блок 6 ч | ||||||||||
6 | Развитие познавательной сферы | Развитие произвольного и непроизвольного внимания, развитие памяти, мыслительной деятельности младших школьников, развитие процессов воображения. | Развитие внимания, мышления, логики, воображения, фантазии. | Познавательная мотивация ученика | Формирование умения быть здоровым. | |||||
7 | Развитие эмоциональной сферы | Элект. физмин | Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций. | Значение положительных и отрицательных эмоций в жизни человека. | Эмоционально – нравственная отзывчивость. | Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения. | ||||
8 | Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции | Развитие выразительной палитры, эмоциональных реакций, формирование способности младших школьников к осознанию эмоций. | Тренинговые упражнения на развитие эмоциональной сферы. Умение пользоваться примами саморегуляции. | Способность к самооценке, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в паре. | Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения | |||||
9 | Развитие навыков общения | Элект. физмин | Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения , их реализация в практических ситуациях. | Умение реализовать навыки общения в практических ситуациях. | Представление об общих нравственных категориях (добре и зле). | Умение координировать с партнером действия при работе в паре. | ||||
10 | Знакомство с письменным общением | Проект «Письмо другу» | Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения , их реализация в практических ситуациях. | Умение реализовать навыки общения в практических ситуациях. | Способность к самооценке. | Умение координировать с партнером действия при работе в паре. | ||||
11 | Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов. | Презен тация «Культура общения мальчиков и девочек» | Развитие и расширение представлений о формах межличностного общения , их реализация в практических ситуациях. | Умение применять полученные знания в общении мальчиков и девочек. | Эмоционально – нравственная отзывчивость. | Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения | ||||
Правовой блок 5 ч | ||||||||||
12 | Культура поведения. Этика. Этикет. | Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах | Знание « правил культуры поведения», «этикета» и «правил поведения в общественных местах» | Адекватная мотивация учебной деятельности. | Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения. | |||||
13 | Культура поведения. Этика. Этикет. | Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста. | Практическое применение знаний « правил культуры поведения», «этикета» и «правил поведения в общественных местах» | Эмоционально – нравственная отзывчивость. | Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения. | |||||
14 | Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. | Элект. физмин | Формирование у младших школьников системы основных человеческих ценностей, развитие чувства прекрасного, воспитание бережного отношения к красоте. | Проработка правил поведения и правил здорового образа жизни, формирование понятия «красота души». | Приобретение умений доказывать свое мнение. | Обобщать результаты наблюдений , выделять существенную информацию, задавать вопросы. | ||||
15 | Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. | Презентация «Если хочешь быть здоров» | Показать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья, закрепление и систематизация знаний, создание установки на здоровый образ жизни. | Умение применять санитарно – гигиенические нормы в жизни. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Формирование умения быть здоровым. | ||||
16 | Аккуратность и опрятность. | Проект «Внешний вид ученика» | Воспитание навыков правильного поведения дома и в общественных местах; формирование внутренней культуры ученика младшего школьного возраста. | Умение применять санитарно – гигиенические нормы в жизни. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Формирование умения быть здоровым. | ||||
Семьеведческий блок 4 ч | ||||||||||
17 | Чистота в доме и в школе | Показать школьникам значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного | Усвоение понятий «чистота», «порядок», «уборка». | Эстетическое отношение к своему жилищу. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. | |||||
18 | Чистота в доме и в школе | Научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного | Умение применять на практике полученные знания | Эстетическое отношение к своему жилищу | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. | |||||
19 | Как делают уборку дома и в школе. | Показать школьникам значение чистоты для здоровья человека, научить правильной уборке жилых и общественных помещений, развивать эстетическое отношение к своему жилищу, формировать чувство прекрасного | Умение применять на практике полученные знания. | Эстетическое отношение к своему жилищу, формирование чувства прекрасного. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. | |||||
20 | «Мужские» и «женские» обязанности. | Элект. физмин | Проект «Пора ужинать» | Познакомить учащихся с понятиями обязанности в семье, дать представление о распределении обязанностей между членами семьи. | Развитие полоролевого поведения, мужественности и женственности. | Представление о моральных нормах правил поведения в семье. | Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения. | |||
Медико – гигиенический 14 ч | ||||||||||
21 | Мой организм - целая планета. Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием. | Знакомить учащихся со строением организма человека, дать представление о функциях каждого органа, формировать навыки здорового образа жизни. | Изучать строение организма человека и его функционирование. | Приобретение умения бережного отношения к своему организму. | Обобщать результаты наблюдений , выделять существенную информацию, задавать вопросы. | |||||
22 | Я хозяин своего здоровья. | Элект. физмин | Формировать навыки здорового образа жизни. | Умение отвечать за состояние своего организма. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Формирование умения быть здоровым. | ||||
23 | Дыхание, осанка и движение - суть жизни | Дать представление о правильном дыхании, правильной осанке, гармоничном движении, объяснить зависимость здоровья о того, как они дышат, двигаются, сидят за партой. | Научиться правильно дышать, сидеть за партой, следить за своей осанкой. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Формирование умения быть здоровым. | |||||
24 | Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?» Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | Презентация «Полезные продукты» | Профилактика детского травматизма и простуды, дать представление о факторах угрожающих здоровью детей. | Научиться различать опасные вещества по запаху, объяснять опасные последствия некоторых игр, изучить полезные продукты питания. | Приобретение умения бережного отношения к своему организму. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. | ||||
25 | «Как легче болеть и быстро выздоравливать? | Презентация «Витамины круглый год» | Дать представление том, что такое болезнь, о причинах возникновения болезни. | Узнает причины возникновения инфекционных заболеваний и мерах их профилактики. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. | ||||
26 | «Как легче болеть и быстро выздоравливать? | Элект. физмин | Воспитывать ответственность за состояние своего организма. | Умение применять в жизни заботу о больных людях, проявлять милосердие и сострадание. | Понимание чувств других людей и сопереживание им. | Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме. | ||||
27 | Профилактика детского травматизма. | Профилактика детского травматизма. | Умение применять знания по профилактике детского травматизма. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Формирование умения быть здоровым. | |||||
28 | Профилактика детского травматизма. | Профилактика детского травматизма. | Умение применять знания по профилактике детского травматизма. | Приобретение умения бережного отношения к своему организму. | Формирование умения быть здоровым. | |||||
29 | Творчество и здоровье. | Воспитывать ответственность за состояние своего организма. | Умение применять знания по профилактике детского травматизма. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Умение анализировать, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме. | |||||
30 | Нехотяй (не хочу, не могу, не буду) | Презентация «Вредные привычки» | Дать представление о взаимосвязи и взамозависимости воображения, сообразительности и находчивости со здоровьем человека. | Научится описывать словами картинки-образы, возникающие в воображении. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью. | ||||
31 | Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет. | Формирование здорового образа жизни | Научится описывать словами картинки-образы, возникающие в воображении. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Выслушивать и принимать мнение собеседника, соблюдать правила группового общения. | |||||
32 | Питание и здоровье. | Презентация « Правильное питание» | Дать представление о здоровой пище, о правилах ее приема, рассказать о зависимости здоровья человека от правильного питания. | Получит преставление о здоровой пище, о правилах питания. | Понимание необходимости здорового образа жизни. | Формирование умения быть здоровым. | ||||
33 | Питание и здоровье. | Проект «Спорт- залог здоровья» | Познакомить с правилами гигиены полости рта, зубов рассказать о продуктах, содержащих витамины. | Умение применять правила гигиены, знания о пользе витаминов. | Знание основных правил здорового образа жизни. | Формирование умения быть здоровым. | ||||
34 | резерв |
VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу 2 класса обучающиеся должны знать/уметь:
- вопросы отношения к окружающему миру;
- правила личной гигиены;
- формы поведения человека (успешные и неуспешные, уверенное и неуверенное, грубое);
- права человека, соблюдение которых способствует его уверенности в себе;
- статьи из Декларации прав ребенка, Конвенции о правах человека;
- что такое забота;
- что такое ответственность;
- что такое этикет;
- что такое семейные обязанности;
- что такое вредные привычки;
- о соблюдении режима дня;
- о профилактике нарушения зрения;
- правила закаливания.
К концу 2 класса обучающиеся могут уметь:
- характеризовать взаимосвязь элементов живой природы;
- характеризовать правила поведения в обществе;
- характеризовать способы противостояния принуждению;
- слушать собеседника;
- овладевать вербальными и невербальными формами поведения;
- выявлять зависимость уверенности и неуверенности от других людей;
- отстаивать свои права;
- различать успешные и неуспешные формы поведения в реализации своих прав;
- уверенно вести себя в определенных ситуациях;
- пользоваться средствами личной гигиены;
- вооружиться навыками безопасного взаимодействия с миром.;
- характеризовать состояние окружающей среды обитания;
- проводить закаливание организма.
VII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
- понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
- понимание необходимости бережного отношения к природе;
могут быть сформированы:
- понимание значения изучения курса «Основы здорового образа жизни»;
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
- понимание своей сопричастности к жизни страны;
- понимание красоты окружающего мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающиеся научатся:
- различать полезные и вредные привычки;
- ухаживать за больным человеком;
- выполнять правила поведения в общественных местах, правила здорового образа жизни;
- различать и называть основные части тела человека;
- называть органы чувств и рассказывать об их значении;
- приводить примеры здоровой пищи;
- рассказывать о значимости и осмысленности человеческой жизни;
- приводить примеры взаимосвязи жизни природы и человека.
- выражать приветствие, благодарность, просьбу;
- выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
- рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
- проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
- выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
- приводить примеры видов труда людей;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать и приводить примеры эмоций человека;
- называть основные возрастные периоды жизни человека;
- рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
- рассказывать о пользе витаминов;
- рассказывать о необходимости занятия спортом ;
- различать вредные и полезные привычки;
- различать виды эмоционального состояния человека;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
- понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить.
- Учащиеся могут научиться:
- осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий рабочей тетради;
- замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать эмоции, правила этикета, правила здорового образа жизни;
- устанавливать тесную взаимосвязь правильного поведения и здоровья.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
- сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- оценивать действия одноклассников.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять взаимопроверку при работе в паре;
- сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.
VIII.Учебно – методическое обеспечение.
1. Планирование составлено на основе региональной программы Павловой М.А. 2008 г.
2.Рабочая тетрадь 2 класс «Красота спасет мир», Павлова М.А., Саратов «Добродея», 2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова
В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с требованиями регионального компонента....
Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».Для реализации программного материала ...
Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...