Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с требованиями регионального компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozozh.doc | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с.Берёзово»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______/Тихонова Н.Н._/ Протокол № от « » сентября 2011 г. | «Согласован Заместитель директора по УВР МОУ « СОШс.Берёзово» _____________/ Калинина И.Г./ « »сентября 2011г. | «Утверждаю» Директор МОУ « СОШ с. Берёзово» _____________/Барышева Л.И./ Приказ № ___ от « » сентября 2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам здорового образа жизни
адаптированная учителем
начальных классов II категории
Бабичевой Ирины Александровны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от _____2011 г
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.А.Павловой и в соответствии с требованиями регионального компонента.
Программа по «Основам здорового образа жизни» адаптирована учителем начальных классов Бабичевой И.А. как интегрированный курс с учебным курсом «Разговор о правильном питании» и прошла экспертизу на уровне школы(заседание МО учителей начальных классов, протокол № 1 от 26.08. 11г). Количество часов по ОЗОЖ за год 34 часа, их них 6 часов интегрированы с учебным курсом «разговор о правильном питании».
Цели учебного курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
В программу включены совместные занятия родителей и детей.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:
Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.
Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.
Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.
Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.
Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.
Учебно- тематическое планирование 2 класс
«Красота спасет мир»
Класс 2
Количество часов 34
№№ п\п | Наименование темы | Всего часов |
1 | Этический блок | 5 |
2 | Психологический блок | 6. |
3 | Правовой блок | 5 |
4 | Семьеведческий блок | 4 |
5 | Медико-гигиенический блок | 13 |
№п/п | Наименова ние раздела программы | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Основные понятия темы | Самостоятельная деятельность обучающихся | Кол - во часов | Наглядные пособия, ИКТ | ||||||||||||||||
I четверть (9 часов) | ||||||||||||||||||||||||
1 | I. Этический блок | Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни? Если хочешь быть здоров. | 02/09 | «здоровый образ жизни», «здоровье», «признаки здоровья» | устное сочинение на тему «Здоровый образ жизни в нашей семье»,конкурс рисунков на тему «Я здоров» | 1 | Презентация «Полезные продукты» | |||||||||||||||||
2 | Зачем я на этой земле. | 09.09 | «жизнь», «душа», «физическое тело», «предназначение» | устное сочинение "Кто хозяин на планете?",выставка детских рисунков «Мое будущее» | 1 | Иллюстр. материал | ||||||||||||||||||
3 | Я часть природы. | 16.09 | «осознание своего «я», «природа», «планета», «ответственность» сюжетно-ролевая игра "Планета заболела", | рисование плаката «Наша планета» | 1 | DVD –RV,иллюстрации с изображением природы | ||||||||||||||||||
4 | Красота окружающего мира. | 23.09 | «красота чистого неба», «красота осеннего леса», «птичье щебетание», «красота поступков» организация экскурсии в природу | ,мини-сочинение «Мы в ответе за все на планете»
| 1 | DVD -RV | ||||||||||||||||||
5 | Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту | 30.09 | 1 | Иллюстр. материал | ||||||||||||||||||||
6 | II. Психологи ческий блок (4 часа) | Развитие познавательной сферы | 07.10 | "развитие", "развитие памяти: образной и логической" « развитие внимания", "фантазии", 'развитие фантазии", "сравнение", развитие ума" | Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувствРазвитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек | 1 | ||||||||||||||||||
7 | Развитие эмоциональной сферы | 14.10 | "характер", "черты характера", "отрицательные черты характера", "положительные черты характера", "эмоции", "способы выражения эмоций", "средства выражения эмоций", "умение узнавать и различать эмоции"
|
| 1 | |||||||||||||||||||
8 | Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции | 21.10 | 1 | презентация | ||||||||||||||||||||
9 | Развитие навыков общения | 28.10 | "общение", "невербальное общение", "язык жестов", "мимика", "пантомима", "образное выражение мыслей"
|
| 1 | |||||||||||||||||||
II четверть (7 часов) | ||||||||||||||||||||||||
10 | II. Психологи ческий блок (2часа) | Знакомство с письменным общением. | 11.11 | 1 | ||||||||||||||||||||
11 | . Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов. | 18.11 | 1 | Презентация»что можно приготовить, если запас продуктов ограничен» | ||||||||||||||||||||
12 | III. Правовой блок | Культура поведения. Этика. Этикет. | 25.11 | виды и роль правил в жизни человека", "правила поведения в критических для человека ситуациях", «способы применения правил»
|
| 1 | ||||||||||||||||||
13 | Уважение к старшим. Забота о младших. | 02.12 | «виды и роль правил в жизни человека», «правила поведения в школе", «правила поведения на улице»,«красота - внешняя и внутренняя», «вандализм», «созидание и разрушение» | 1 | Иллюстр. Наглядный материал | |||||||||||||||||||
14 | Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. | 09.12 | "правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях"
|
| 1 | |||||||||||||||||||
15 | Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. | 16.12 | 1 | |||||||||||||||||||||
16 | Аккуратность и опрятность. | 23.12 | Понятия «аккуратность», «опрятность» | 1 | Иллюстр. материал | |||||||||||||||||||
III четверть (11 часов) | ||||||||||||||||||||||||
18 | IV Семьеведче ский блок (4 часа) | Чистота в доме и в школе | 13.01.12 | «чистота в доме и в своей комнате» «чистота и порядок», «чистота в школе», «чистота и порядок на рабочем месте» | устный рассказ на тему «Как я представляю идеальный порядок» | 1 | Иллюстр. материал | |||||||||||||||||
19 | Как делают уборку дома и в школе. | 20.01.12 | «труд, как, полезная деятельность», «тру-долюбие», «труд в семье», «любимые и нелюбимые дела» | написание мини-сочинения "В чем я мастер?", "Самое любимое дело" (в моей семье, в моем классе);
| 1 | |||||||||||||||||||
20 |
| «Мужские» и «женские» обязанности. Пора ужинать. | 27.01.12 | ", "труд в семье", "любимые и нелюбимые дела , «труд во благо людей», «что делает мужчина», «что делает женщина» | мини-сочинение на тему « Папа, мама, я - дружная семья» | 1 | Иллюстр. ,наглядныйматериал | |||||||||||||||||
21 | V. Медико- гигиеничес кий (7 часов) | Мой организм - целая планета.Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием. | 03.02.12 | 17.02 | «организм человека в сравнении с планетой Земля: кожа и воздушная оболочка Земли, кровеносные сосуды - моря, реки, города и различные органы и т. д. | устное сочинение на тему «Что в моем организме самое главное?» | 1 | Презентация «Молочные продукты» | Корректировка | |||||||||||||||
«организм», «скелет», «верхние конечности», «нижние конечности», «внутренние органы», «череп» и т.д. | Составить меню на не день из молочных продуктов. |
| ||||||||||||||||||||||
22 | Я хозяин своего здоровья. | 10.02.12 | 17.02 | «здоровый организм», "опасность-безопасность", "ответственность", "вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики "причины и последствия вредных привычек", "выбор", "ответственность за будущее". | Написать мини – сочинение по теме: последствия вредных привычек» | 1 | Презентация «микробы» | корректировка | ||||||||||||||||
23 | Дыхание, осанка и движение - суть жизни | 17.02.12 | 24.02 | «дыхание», «носовое дыхание», «зависимость здоровья и настрое ния от осанки», «движение» | Разработать комплекс упражнений для здоровых лёгких. |
| корректировка | |||||||||||||||||
24 | Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы заболеть?» Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 24.03.12 | «почему опасно дышать через рот», «какие вещества опасны для здоровья», «ротозеи», «внимательные люди» | устное сочинение «Моя любимая игра» |
| |||||||||||||||||||
25 26 | «Как легче болеть и быстро выздоравливать? Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. | 02.03.12 09.03.12 | «болезнь», «причины болезни», «лечение и лекарства», «профилактика болезни» | Записать как можно больше полезных продуктов. |
| Презентация «Витамины круглый год» | ||||||||||||||||||
27 28 | Профилактика детского травматизма. | 16.03.12 | «травма», «ушиб», «рана», «перелом» «какие игры опасны для здоровья» |
| Иллюстр. материал | |||||||||||||||||||
Закрепление пройденного, викторина. | 23.03.12 | |||||||||||||||||||||||
IV четверть (7 часов) | ||||||||||||||||||||||||
29 30 | Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения. | 06.04.12 13.04.12 | «творчество», «воображение», «творчество», «воображение и здоровье», «здоровый человек - это тот, кто управляет своим воображением», «развитие способности к управляемому воображению». «образ-картинка» | Написать мини – сочинение по теме: «Здоровый человек – это…..» Нарисовать образ здорового человека. |
| |||||||||||||||||||
Медико- гигиеничес кий | ||||||||||||||||||||||||
30 31 | Нехотяй (не хочу, не могу, не буду) Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет. | 20.04.12 27.04.12 | «сообразительность и находчивость», «интерес», «нежелание», «преодоление нежелания», «всезнайки» | мини-сочинение «Мое любимое дело» |
| |||||||||||||||||||
32 33 | Питание и здоровье. Как усваивается пища. Правильное питание. | 04.05.12 11.05.12 | "пища", "здоровая пища", "для чего нужна пища", "твердая и жидкая пища", "функции зубов и языка", "опасная и полезная вода", "как правильно жевать пищу", "роль слюны", "витамины", "значение витаминов". |
| ||||||||||||||||||||
34 | Подведем итоги. Праздник урожая | 18.05.12 |
| Игра викторина. | ||||||||||||||||||||
Содержание курса
Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.
Психологический блок (6 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики. Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.
Правовой блок (5 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье. Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).
Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища. «Мужские» и «женские» обязанности.
Медико-гигиенический блок (13 ч)
Из чего мы сделаны. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма. Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения
Календарно – тематический план по ОЗОЖ составлен на основе
РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,
утверждённой
Министерством образования Саратовской области
Министерством здравоохранения Саратовской области
Авторский коллектив:
Барыльник Ю.Б., Дмитриева Н.В., Елисеев Ю.Ю., Клещина Ю.В.,
Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.
Рецензенты:
Ловцова Н.И., д. соц. н., профессор, зав. кафедрой социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета.
Шамионов Р.М., д.пс.н., зав.кафедрой социальной психологии
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова
В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».Для реализации программного материала ...
Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...
Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...