Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса
календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме

Бабичева Ирина Александровна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с  требованиями регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozozh.doc41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с.Берёзово»

«Рассмотрено»

                 Руководитель МО

            ______/Тихонова Н.Н._/

     Протокол №  от «  » сентября 2011 г.

«Согласован

                   Заместитель директора по УВР

                     МОУ «    СОШс.Берёзово»

                _____________/ Калинина И.Г./

                                  «  »сентября 2011г.

«Утверждаю»

                Директор МОУ « СОШ  с. Берёзово»

                           _____________/Барышева Л.И./

               Приказ №  ___      от «  » сентября 2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам здорового образа жизни

адаптированная учителем

 начальных классов II  категории

Бабичевой Ирины Александровны

                                                                                      Рассмотрено на заседании

                                                                                  педагогического совета

                                                                                                  протокол №    от _____2011 г

2011 - 2012  учебный год

        Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.А.Павловой и в соответствии с требованиями регионального компонента.

 Программа по «Основам здорового образа жизни» адаптирована  учителем начальных классов Бабичевой И.А. как   интегрированный курс с учебным курсом «Разговор о правильном питании» и прошла экспертизу на уровне школы(заседание МО учителей начальных классов, протокол № 1    от   26.08. 11г).  Количество часов по ОЗОЖ  за год 34 часа, их них     6 часов интегрированы с учебным курсом «разговор о правильном питании».

Цели учебного  курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (видеотехники), наглядных пособий ( схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

В программу включены совместные занятия родителей и детей.

Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков:

Содержание этического блока включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. Формирует такие понятия как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.

Содержание психологического блока развивает понятия о строении и проявлении психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Формирует и развивает умения приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Предлагаются темы и тренинговые упражнения, направленные на развитие личности, интеллектуальной и эмоциональной сфер, чувства собственного достоинства, профилактики болезней, асоциального поведения и умения быть здоровым.

Содержание правового блока обеспечивает необходимыми знаниями о правах и обязанностях человека в семье, формирует навыки правого поведения, правильное понимание свободы и необходимости.

Содержание семьеведческого блока дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье; развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье; способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

Содержание медико-гигиенического блока дает основные знания о гигиене и профилактике болезней; раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела; формирует отношение к своему телу как к ценности; развивает навыки ухода за телом, правильного питания, режима труда и отдыха. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью, формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

 

Учебно- тематическое планирование 2 класс

 «Красота спасет мир»

       Класс    2

Количество часов     34

 

№№

п\п

Наименование темы

Всего

часов

1

Этический блок

5

2

Психологический блок

6.

3

Правовой блок

5

4

Семьеведческий блок

4

5

Медико-гигиенический блок

13

 №п/п

Наименова ние раздела программы

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Основные понятия темы

Самостоятельная деятельность обучающихся

Кол -

во

часов

Наглядные пособия, ИКТ

I четверть (9 часов)

1

I. Этический

блок

Знакомство с предметом ОЗОЖ. Что значит здоровый образ жизни?

Если хочешь быть здоров.

02/09

«здоровый образ жизни», «здоровье», «признаки здоровья»

устное сочинение на тему «Здоровый образ жизни в нашей семье»,конкурс рисунков на тему «Я здоров»

 1

Презентация «Полезные продукты»

2

Зачем я на этой земле.

09.09

«жизнь», «душа», «физическое тело», «предназначение»

устное сочинение "Кто хозяин на планете?",выставка детских рисунков «Мое будущее»

 1

Иллюстр. материал

3

Я часть природы.

16.09

«осознание своего «я», «природа», «планета», «ответственность» сюжетно-ролевая игра "Планета заболела",

рисование плаката «Наша планета»

 1

DVD –RV,иллюстрации с изображением природы

4

Красота окружающего мира.

23.09

«красота чистого неба», «красота осеннего леса», «птичье щебетание», «красота поступков» организация экскурсии в природу

,мини-сочинение «Мы в ответе за все на планете»

 

 1

DVD -RV

5

Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту

30.09

1

Иллюстр. материал

6

II. Психологи

ческий блок (4 часа)

Развитие познавательной сферы

07.10

"развитие", "развитие памяти: образной и логической" « развитие внимания", "фантазии", 'развитие фантазии", "сравнение", развитие ума"

Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувствРазвитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек

 1

  7

Развитие эмоциональной сферы

14.10

"характер", "черты характера", "отрицательные черты характера", "положительные черты характера", "эмоции", "способы выражения эмоций", "средства выражения эмоций", "умение узнавать и различать эмоции"

 

 

8

 Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции

21.10

1

презентация

9

Развитие навыков общения

28.10

"общение", "невербальное общение", "язык жестов", "мимика", "пантомима",   "образное   выражение   мыслей"

 

 

 1

II четверть (7 часов)

10

II. Психологи

ческий блок (2часа)

Знакомство с письменным общением.

11.11

1

11

. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

18.11

1

Презентация»что можно приготовить, если запас продуктов ограничен»

12

III. Правовой

блок

Культура поведения. Этика. Этикет.

25.11

виды и роль правил в жизни человека", "правила поведения в критических для человека ситуациях", «способы применения правил»

 

 

 1

13

Уважение к старшим. Забота о младших.

02.12

 «виды и роль правил в жизни человека», «правила поведения в школе", «правила поведения на улице»,«красота - внешняя и внутренняя», «вандализм», «созидание и разрушение»

 1

Иллюстр. Наглядный материал

14

Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.

09.12

"правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных ситуациях"

 

 

 1

15

Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы.

16.12

1

16

Аккуратность и опрятность.

23.12

Понятия «аккуратность», «опрятность»

1

Иллюстр. материал

  III четверть (11 часов)

18

IV Семьеведче

ский блок (4 часа)

Чистота  в доме и в школе

13.01.12

«чистота в доме и в своей комнате» «чистота и порядок», «чистота в школе», «чистота и порядок на рабочем месте»

устный рассказ на тему «Как я представляю идеальный порядок»

 1

Иллюстр. материал

19

Как делают уборку дома и в школе.

20.01.12

«труд, как, полезная деятельность», «тру-долюбие», «труд в семье», «любимые и нелюбимые дела»

написание мини-сочинения "В чем я мастер?", "Самое любимое дело" (в моей семье, в моем классе); 

 

 1

20

 

«Мужские» и «женские» обязанности.

Пора ужинать.

27.01.12

", "труд в семье", "любимые и нелюбимые дела , «труд во благо людей», «что делает мужчина», «что делает женщина» 

мини-сочинение на тему « Папа, мама, я - дружная семья»

 1

Иллюстр. ,наглядныйматериал

21

V.

 Медико-

гигиеничес

кий (7 часов)

Мой организм - целая планета.Путешествие по этой планете и знакомство с её жителями, устройством и функционированием.

03.02.12

17.02

«организм человека в сравнении с планетой Земля: кожа и воздушная оболочка Земли, кровеносные сосуды - моря, реки, города и различные органы и т. д.

устное сочинение на тему «Что в моем организме самое главное?»

 1

Презентация «Молочные продукты»

Корректировка

«организм», «скелет», «верхние конечности», «нижние конечности», «внутренние органы», «череп» и т.д.

Составить меню на не день из молочных продуктов.  

 

22

Я хозяин своего здоровья.

10.02.12

17.02

«здоровый организм», "опасность-безопасность", "ответственность", "вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики    "причины и последствия вредных привычек", "выбор", "ответственность   за будущее".

Написать мини – сочинение по теме: последствия вредных привычек»

 1

Презентация «микробы»

корректировка

23

Дыхание, осанка и движение -  суть жизни

17.02.12

24.02

«дыхание», «носовое дыхание», «зависимость здоровья и настрое ния от осанки», «движение»

Разработать комплекс упражнений для здоровых лёгких.

 

корректировка

24

Советы наоборот: «Что нужно сделать для того, чтобы  заболеть?»

Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

24.03.12

«почему опасно дышать через рот»,  «какие вещества опасны для здоровья», «ротозеи», «внимательные люди»

устное сочинение «Моя любимая игра»

 

25

26

«Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.

02.03.12

09.03.12

«болезнь», «причины болезни», «лечение и лекарства», «профилактика болезни»

Записать как можно больше полезных продуктов.

 

Презентация «Витамины круглый год»

27

28

Профилактика детского травматизма.

16.03.12

«травма», «ушиб», «рана», «перелом» «какие игры опасны для здоровья»

 

Иллюстр. материал

Закрепление пройденного, викторина.

23.03.12

IV четверть (7 часов)

29

30

Творчество и здоровье.

Значение развития творческого воображения.

06.04.12

13.04.12

«творчество»,

«воображение», «творчество», «воображение и здоровье», «здоровый человек - это тот, кто управляет своим воображением», «развитие способности к управляемому воображению». «образ-картинка»

Написать мини – сочинение по теме:  «Здоровый человек – это…..»

Нарисовать образ здорового человека.

 

 

Медико-

гигиеничес

кий

30

31

Нехотяй (не хочу, не могу, не буду)

Неунывайки (хочу знать, узнаю, могу и смею). На вкус и цвет товарищей нет.

20.04.12

27.04.12

«сообразительность и находчивость», «интерес», «нежелание», «преодоление нежелания», «всезнайки»

мини-сочинение «Мое любимое дело»

 

32

33

Питание и здоровье.

Как усваивается пища. Правильное питание.

04.05.12

11.05.12

"пища", "здоровая пища", "для чего нужна пища", "твердая и жидкая пища", "функции зубов и языка", "опасная и полезная вода", "как правильно жевать пищу", "роль слюны", "витамины", "значение витаминов".

 

34

Подведем итоги.

Праздник урожая

18.05.12

 

 Игра викторина.

Содержание курса

Этический блок (5 ч)
Природа и человек. Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Красота души. Красота человеческих отношений. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение. Я – часть природы. Взаимосвязь всего живого.

Психологический блок (6 ч)
Влияние эмоций на поведение человека. Словесный язык чувств. Как я могу владеть своим телом. Игры на развитие пантомимики.  Знакомство с навыками саморегуляции. Развитие навыков общения. Давай поговорим: как слушать собеседника и вести себя во время разговора. Напиши мне письмо: знакомство с письменным общением. Играем вместе – обучение совместной деятельности мальчиков и девочек. Дружба мальчиков и девочек: культура общения полов.

Правовой блок (5 ч)
Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Правила поведения и красота. Правила поведения и здоровье.
Здоровый образ жизни. Санитарно-гигиенические нормы. Аккуратность и опрятность. Вредные привычки. Правила поведения в общественных местах (в школе, в театре, на улице, в транспорте).

Семьеведческий блок (4 ч)
Дом, где ты живешь. Чистота – залог здоровья! Гигиена тела и жилища.  «Мужские» и «женские» обязанности.

Медико-гигиенический блок (13 ч)
Из чего мы сделаны.
 В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть  и быстро выздоравливать? Режим дня. Закаливание. Дыхание, осанка и движение – ритмы суть жизни. Спорт – залог здоровья! Советы наоборот: «Что нужно сделать, для того, чтобы заболеть? Профилактика детского травматизма.  Первая помощь при несчастных случаях. Как мы познаем окружающий мир. Роль органов чувств  в познании окружающего мира. Питание и здоровье. Что такое здоровая пища и как ее приготовить. Как усваивается пища, т.е. придает нам силу. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Творчество и здоровье. Значение развития творческого воображения

Календарно – тематический план по ОЗОЖ составлен на основе

                                                     РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,

                                                   утверждённой

                      Министерством образования Саратовской области

                    Министерством здравоохранения Саратовской области

Авторский коллектив:

Барыльник Ю.Б.,  Дмитриева Н.В.,  Елисеев Ю.Ю.,  Клещина Ю.В.,  

Михайлина М.Ю., Остроумов И.Г., Орлов М.И., Павлова М.А., Петрова С.В., Рахманова Г.Ю., Свинарев М.Ю., Скуфина О.А., Текучева Е.Н.

Рецензенты:

Ловцова Н.И.,  д.  соц. н., профессор, зав. кафедрой социальной антропологии и  социальной работы Саратовского государственного технического университета.

Шамионов Р.М., д.пс.н., зав.кафедрой социальной психологии

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г.

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 3 класса по системе Л.Занкова

В "Рабочую программу" по ОЗОЖ вошла пояснительная записка и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по ОЗОЖ за 4 класс.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа - 2100».Для реализации программного материала ...

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса

Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства об...