Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса
рабочая программа по зож (4 класс) по теме

Нестерова Надежда Александровна

  Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, планируемых результатов начального общего образования, », концепции УМК «Школа России», авторской примерной программы по курсу  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района

муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №66 им. Н.И. Вавилова»

    «Рассмотрено»                                  «Согласовано»                           «Утверждаю»

    на заседании методического          Заместитель директора             Директор МОУ «СОШ №66

    объединения  учителей                    по УВР                                       им.Н.И.Вавилова»

__________________________                ______О.Г.Аржанова          __________ М.В.Казанцева

    Протокол №______                           от «___»       2014года       Приказ от «___»         2014 года

 от «____»  2014 года

    Руководитель методического

    объединения:

    ____________М.Н.Береснева

Рабочая  программа

по  основам здорового образа жизни

для 4 «В» класса

1 час  в неделю (всего 34 часа)

                    Автор-составитель:

                                   Учитель: Нестерова Надежда Александровна

2014 /2015 учебный год

г.Саратов

Пояснительная записка

 Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, планируемых результатов начального общего образования, », концепции УМК «Школа России», авторской примерной программы по курсу  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

1. Закон « Об образовании»

2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования  (Приказ МОиНРФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Минюст №17783 от 22.12.2009.)

3. Приказ ИОиНРФ №1241 от 26.11.2010. « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиНРФ от 06.10.2009г №373»( зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011.)

4. СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса) 

5. Положение о рабочей программе МОУ «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова»

6. Приказ МО и науки РФ от 14.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе  в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 год»

7. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).

8.«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).

9.Учебный план муниципального образовательного учреждения «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова» на 2014-2015 учебный год.

10. Образовательная программа  МОУ «СОШ № 66 им. Н.И. Вавилова» на 2014-2015 учебный год.

11. С учётом авторской программы  по курсу  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

  Для реализации программного материала  используется : рабочая тетрадь  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

                                                         Обоснование выбора УМК                                                                                                                             УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).                                                                                                                                                                                                                                                           

Цель данной рабочей программы  является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по озож

    Задачи программы: обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования; дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета, курса; определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Направления реализации программы.

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В здании МОУ ООШ с.Юнгеровка» созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая.

2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет  реализовываться с помощью предметов УМК «Школа России».  

Для реализации программного материала  используется : рабочая тетрадь  «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс.,  ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г

Данная программа состоит из 5-ти блоков:

  • Этический блок (4 ч)
  • Психологический блок (12 ч)
  • Правовой блок (6 ч)
  • Семьеведческий блок (6 ч)
  • Медико-гигиенический блок (6 ч)

Для проверки знаний , умений включены тестовые  задания и контрольные работы после изучения блоков.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Этический блок

1 ч

2

Психологический блок

12 ч

10 ч

2 ч

3

Правовой блок

6  ч

5 ч

1 ч

4

Семьеведческий  блок

6  ч

5 ч

1 ч

5

Медико -гигиенический

6 ч

4 ч

2 ч

Итого

34 ч

27 ч

7 ч

                             Тематическое планирование по ОЗОЖ в 4 классе

№ урока п/п

Дата проведения урока

Тема урока

Основное содержание урока

с начала учебного года

внутри изучаемой темы

Плани-руемая

Факти-ческая

                                                                1 четверть- 9 ч        

                                      Раздел 1. Этический блок (4 ч)

1

1

Тема урока

Вводимые понятия

1

1

6.09

Развитие жизни на Земле

Знакомство с развитием жизни на Земле, с ее уникальностью и неповторимостью с2

2

13.09

Представление о смысле жизни

Знакомство с развитием жизни на Земле, с ее уникальностью и неповторимостью с. 3

3

20.09

Уникальность и неповторимость всех форм жизни

Отличие и сходство людей с. 4

4

27.09

Самоценность личности

Объяснение самоценности  личности каждого человека . Мои сходство и различие с другом. Одноклассником. С. 5

Раздел 2 Психологический блок (12 ч)

5

1

4.10

Манипуляции в общении

Неповторимость человека. Гармония в связи с окружающей природой

6

2

11.10

Умей сказать нет

Знакомство с различными жизненными ситуациями , в которых необходимо сказать «НЕТ»

7

3

18.10

Мои поступки

Знакомство и обсуждение поступков в различных жизненных ситуациях

8

4

25.10

Дурные привычки и моё отношение к ним

Вредные привычки. Их влияние на наш организм.

9

5

8.11

Дурные привычки и моё отношение к ним

Вредные привычки. Их влияние на наш организм.

2 четверть – 7 часов

10

6

15.11

Как мы видим друг друга

Человек- неотделяемая  часть окружающего мира с.6

11

7

22.11

Дружба и что значит настоящий друг

Знакомство с понятием «дружба». Правила дружбы. с.8-9

12

8

29.11

Агрессия – формы проявления

Обсуждение ситуаций в отношениях людей. Знакомство с формами агрессии. С10-14

13

9

6.12

Как справиться с гневом

Правила «как справиться с гневом»

14

10

13.12

Итоговая контрольная работа

Выполнение  итоговой контрольной работы

15

11

20.12

Игры  и упражнения на расслабления мышц

Проведение игр на расслабление мышц.С.16-20

16

12

27.12

Игры  и упражнения на расслабления мышц

Проведение игр на расслабление мышц.С.16-20

3 четверть – 10 часов

Правовой блок (6 ч)

17

1

10.01

Гражданин и государство

Знакомство с понятием «гражданин». Что мы называем государством?. Символы государства.

С.21-22

18

2

17.01

Права и обязанности граждан России

Знакомство с правами и обязанностями граждан нашего государства.

Права ребенка

С.23- 27

19

3

24.01

Что значит быть и жить в настоящем времени

Личная неприкосновенность, нарушение прав человека

20

4

31.01

Что значит быть и жить в настоящем времени        

Личная неприкосновенность, нарушение прав человека

21

5

7.02

Я умею обижаться

Чувства  людей. Чувства собственного достоинства окружающих

22

6

14.02

Что значит победить другого человека?

Права других людей на безопасность и свободу, непричинение ущерба, ограничение свободы. С.25

Семьеведческий блок (6 ч)

23

1

21.02

История создания праздников

Знакомство с праздниками народа, государства.с28

24

2

28.02

Общенародные и государственные праздники

Знакомство с общенародными и государственными праздниками, их историей , традицией проведения.с. 29

25

3

7.03

Семейные праздники в традициях народов

Проведение семейных праздников в традициях народов. С30

26

4

14.03

Традиции в моей семье

Фотовыставка

С. 31

27

5

21.03

Этика проведения праздников

Правила проведения праздников в семье.  

с. 32

4 четверть – 7 часов

28

6

4.04

Этика проведения праздников

Правила проведения праздников в семье.  

с. 32

Медико-гигиенический блок- 6 часов

29

1

11.04

Окружающая среда и здоровье человека

Сохранение  здоровья. Препятствия сохранения здоровья человека. С.33

30

2

18.04

Как оценить количество и качество своего здоровья

Анкетирование учащихся  по оценке своего здоровья.

С.35-36

31

3

25.04

Мониторинг физического здоровья

Знакомство со списком ценностей и определение жизненно важных для себя. С.37-40

32

4

2.05

Значение зрения для человека

Знакомство со значением и важностью  зрения для человека

33

5

16.05

Профилактика возникновения нарушений зрения

Правила сохранения зрения . Зарядка для глаз. с41-45

34

6

23.05

Итоговая контрольная работа

Выполнение итоговой контрольной работы

                     Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (не более, мин)

Классы

Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения

Работа с изображением на  индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

3-4

15

20

20

15

20

15

Учебно-методическое обеспечение

  1. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением 1 – 4 классы. Метод. Библиотека. Москва 2007
  2. «Уроки здоровья » (простые рецепты здоровья) библиотечка газет
  3. методическое пособие Образовательные здоровьесберегающие технологии (опыт работы)Волгоград, 2009 г
  4. «Психология школьника» «Учитель-АСТ», 2006 г
  5. Поурочные разработки  по основам безопасности жизнедеятельности, Синякова В.А  4 класс , -Москва «ВАКО»2008 г

Список литературы

Основная:

  1. Рабочая тетрадь   для учащихся 4 класс. .« Святость жизни» Павлова М.А

           (Серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовфильм»-   «Добродея», 2009.

  1. Региональная  образовательная  программа  «Основы здорового образа жизни».

Дополнительная :

  1. Диск «Наука без скуки» (Окружающий мир.)

Цифровые образовательные ресурсы:

1.СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,

2.СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия

3.Сказочный домик: народные сказки.

4.Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)

5.Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

6.Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

Печатные пособия:

1.комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 1 – 4  класс.

2.наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.

3.репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий.

4.портреты поэтов и писателей.

ЦОР:

Большая детская энциклопедия  CD-ROM. Литература, издательство: ИДДК, 2008г

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru/

http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=30888

Информационно – техническое обеспечение

  1. Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.

DVD диск.

  1. Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
  2.  Презентации.
  3. Интернет ресурсы:

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Поурочные разработки и технологические карты уроков (авторы И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева,. –  М.: Просвещение, 2014.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с  требованиями регионального компонента....

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...

Рабочая программа курса ОЗОЖ 2 класс

Рабочая программа по основам здорового образа жизни  для 2 класса разработана   на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; а...

Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс с учетом требований ФГОС,...

Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс

Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса...