Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса
рабочая программа по зож (4 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, планируемых результатов начального общего образования, », концепции УМК «Школа России», авторской примерной программы по курсу «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация Волжского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №66 им. Н.И. Вавилова»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического Заместитель директора Директор МОУ «СОШ №66
объединения учителей по УВР им.Н.И.Вавилова»
__________________________ ______О.Г.Аржанова __________ М.В.Казанцева
Протокол №______ от «___» 2014года Приказ от «___» 2014 года
от «____» 2014 года
Руководитель методического
объединения:
____________М.Н.Береснева
Рабочая программа
по основам здорового образа жизни
для 4 «В» класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
Учитель: Нестерова Надежда Александровна
2014 /2015 учебный год
г.Саратов
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «ОЗОЖ» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, планируемых результатов начального общего образования, », концепции УМК «Школа России», авторской примерной программы по курсу «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Закон « Об образовании»
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиНРФ №373 от 06.10.2009г. зарегистрирован Минюст №17783 от 22.12.2009.)
3. Приказ ИОиНРФ №1241 от 26.11.2010. « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОиНРФ от 06.10.2009г №373»( зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011.)
4. СанПиН 2.4.2.2821 – 10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса)
5. Положение о рабочей программе МОУ «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова»
6. Приказ МО и науки РФ от 14.12.2010 г. № 2080 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 год»
7. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
8.«Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
9.Учебный план муниципального образовательного учреждения «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова» на 2014-2015 учебный год.
10. Образовательная программа МОУ «СОШ № 66 им. Н.И. Вавилова» на 2014-2015 учебный год.
11. С учётом авторской программы по курсу «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г
Для реализации программного материала используется : рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г
Обоснование выбора УМК УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основополагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием.
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Цель данной рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по озож
Задачи программы: обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования; дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного учебного предмета, курса; определить содержание, объем, порядок изучения учебного предмета, курса с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.
Программа сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Направления реализации программы.
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
В здании МОУ ООШ с.Юнгеровка» созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая.
2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности будет реализовываться с помощью предметов УМК «Школа России».
Для реализации программного материала используется : рабочая тетрадь «Основы здорового образа жизни» «Святость жизни » 4 класс., ПавловаМ.А , - Саратов: КИЦ «Саратов телефильм»- «Добродея». 2009 г
Данная программа состоит из 5-ти блоков:
- Этический блок (4 ч)
- Психологический блок (12 ч)
- Правовой блок (6 ч)
- Семьеведческий блок (6 ч)
- Медико-гигиенический блок (6 ч)
Для проверки знаний , умений включены тестовые задания и контрольные работы после изучения блоков.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Этический блок | 4ч | 3ч | 1 ч |
2 | Психологический блок | 12 ч | 10 ч | 2 ч |
3 | Правовой блок | 6 ч | 5 ч | 1 ч |
4 | Семьеведческий блок | 6 ч | 5 ч | 1 ч |
5 | Медико -гигиенический | 6 ч | 4 ч | 2 ч |
Итого | 34 ч | 27 ч | 7 ч |
Тематическое планирование по ОЗОЖ в 4 классе
№ урока п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Основное содержание урока | ||
с начала учебного года | внутри изучаемой темы | Плани-руемая | Факти-ческая | ||
1 четверть- 9 ч | |||||
Раздел 1. Этический блок (4 ч) | |||||
1 | 1 | Тема урока | Вводимые понятия | ||
1 | 1 | 6.09 | Развитие жизни на Земле | Знакомство с развитием жизни на Земле, с ее уникальностью и неповторимостью с2 | |
2 | 13.09 | Представление о смысле жизни | Знакомство с развитием жизни на Земле, с ее уникальностью и неповторимостью с. 3 | ||
3 | 20.09 | Уникальность и неповторимость всех форм жизни | Отличие и сходство людей с. 4 | ||
4 | 27.09 | Самоценность личности | Объяснение самоценности личности каждого человека . Мои сходство и различие с другом. Одноклассником. С. 5 | ||
Раздел 2 Психологический блок (12 ч) | |||||
5 | 1 | 4.10 | Манипуляции в общении | Неповторимость человека. Гармония в связи с окружающей природой | |
6 | 2 | 11.10 | Умей сказать нет | Знакомство с различными жизненными ситуациями , в которых необходимо сказать «НЕТ» | |
7 | 3 | 18.10 | Мои поступки | Знакомство и обсуждение поступков в различных жизненных ситуациях | |
8 | 4 | 25.10 | Дурные привычки и моё отношение к ним | Вредные привычки. Их влияние на наш организм. | |
9 | 5 | 8.11 | Дурные привычки и моё отношение к ним | Вредные привычки. Их влияние на наш организм. | |
2 четверть – 7 часов | |||||
10 | 6 | 15.11 | Как мы видим друг друга | Человек- неотделяемая часть окружающего мира с.6 | |
11 | 7 | 22.11 | Дружба и что значит настоящий друг | Знакомство с понятием «дружба». Правила дружбы. с.8-9 | |
12 | 8 | 29.11 | Агрессия – формы проявления | Обсуждение ситуаций в отношениях людей. Знакомство с формами агрессии. С10-14 | |
13 | 9 | 6.12 | Как справиться с гневом | Правила «как справиться с гневом» | |
14 | 10 | 13.12 | Итоговая контрольная работа | Выполнение итоговой контрольной работы | |
15 | 11 | 20.12 | Игры и упражнения на расслабления мышц | Проведение игр на расслабление мышц.С.16-20 | |
16 | 12 | 27.12 | Игры и упражнения на расслабления мышц | Проведение игр на расслабление мышц.С.16-20 | |
3 четверть – 10 часов | |||||
Правовой блок (6 ч) | |||||
17 | 1 | 10.01 | Гражданин и государство | Знакомство с понятием «гражданин». Что мы называем государством?. Символы государства. С.21-22 | |
18 | 2 | 17.01 | Права и обязанности граждан России | Знакомство с правами и обязанностями граждан нашего государства. Права ребенка С.23- 27 | |
19 | 3 | 24.01 | Что значит быть и жить в настоящем времени | Личная неприкосновенность, нарушение прав человека | |
20 | 4 | 31.01 | Что значит быть и жить в настоящем времени | Личная неприкосновенность, нарушение прав человека | |
21 | 5 | 7.02 | Я умею обижаться | Чувства людей. Чувства собственного достоинства окружающих | |
22 | 6 | 14.02 | Что значит победить другого человека? | Права других людей на безопасность и свободу, непричинение ущерба, ограничение свободы. С.25 | |
Семьеведческий блок (6 ч) | |||||
23 | 1 | 21.02 | История создания праздников | Знакомство с праздниками народа, государства.с28 | |
24 | 2 | 28.02 | Общенародные и государственные праздники | Знакомство с общенародными и государственными праздниками, их историей , традицией проведения.с. 29 | |
25 | 3 | 7.03 | Семейные праздники в традициях народов | Проведение семейных праздников в традициях народов. С30 | |
26 | 4 | 14.03 | Традиции в моей семье | Фотовыставка С. 31 | |
27 | 5 | 21.03 | Этика проведения праздников | Правила проведения праздников в семье. с. 32 | |
4 четверть – 7 часов | |||||
28 | 6 | 4.04 | Этика проведения праздников | Правила проведения праздников в семье. с. 32 | |
Медико-гигиенический блок- 6 часов | |||||
29 | 1 | 11.04 | Окружающая среда и здоровье человека | Сохранение здоровья. Препятствия сохранения здоровья человека. С.33 | |
30 | 2 | 18.04 | Как оценить количество и качество своего здоровья | Анкетирование учащихся по оценке своего здоровья. С.35-36 | |
31 | 3 | 25.04 | Мониторинг физического здоровья | Знакомство со списком ценностей и определение жизненно важных для себя. С.37-40 | |
32 | 4 | 2.05 | Значение зрения для человека | Знакомство со значением и важностью зрения для человека | |
33 | 5 | 16.05 | Профилактика возникновения нарушений зрения | Правила сохранения зрения . Зарядка для глаз. с41-45 | |
34 | 6 | 23.05 | Итоговая контрольная работа | Выполнение итоговой контрольной работы |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (не более, мин)
Классы | Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках |
3-4 | 15 | 20 | 20 | 15 | 20 | 15 |
Учебно-методическое обеспечение
- Изучаем «Окружающий мир» с увлечением 1 – 4 классы. Метод. Библиотека. Москва 2007
- «Уроки здоровья » (простые рецепты здоровья) библиотечка газет
- методическое пособие Образовательные здоровьесберегающие технологии (опыт работы)Волгоград, 2009 г
- «Психология школьника» «Учитель-АСТ», 2006 г
- Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности, Синякова В.А 4 класс , -Москва «ВАКО»2008 г
Список литературы
Основная:
- Рабочая тетрадь для учащихся 4 класс. .« Святость жизни» Павлова М.А
(Серия «Основы здорового образа жизни»). – Саратов: КИЦ «Саратовфильм»- «Добродея», 2009.
- Региональная образовательная программа «Основы здорового образа жизни».
Дополнительная :
- Диск «Наука без скуки» (Окружающий мир.)
Цифровые образовательные ресурсы:
1.СD Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия,
2.СD Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия
3.Сказочный домик: народные сказки.
4.Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)
5.Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников) (http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
6.Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
Печатные пособия:
1.комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями. 1 – 4 класс.
2.наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе.
3.репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий.
4.портреты поэтов и писателей.
ЦОР:
Большая детская энциклопедия CD-ROM. Литература, издательство: ИДДК, 2008г
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по литературному чтению
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/
http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=30888
Информационно – техническое обеспечение
- Начальная школа Кирилла и Мефодия: уроки, домашние задания, методика, конспекты © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009.
DVD диск.
- Компьютерная техника, видеопроектор, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
- Презентации.
- Интернет ресурсы:
http://www.school.edu.ru | Российский общеобразовательный портал где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней |
http://www.viki.rdf.ru | Детские электронные книги и презентации |
http://school-collection.edu.ru/ | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
http://www.solnet.ee | Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных |
http://www.prazdnik.by | Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям. |
http://www.it-n.ru/ | Сайт творческих учителей. Разные сообщества. |
http://mail.redu.ru | Исследовательская работа школьников |
http://festival.1september.ru | Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» |
http://kid. nashcat.ru | Все для детей. Детский портал, детские сайты. |
http://edu.rin.ru | Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Поурочные разработки и технологические карты уроков (авторы И.А.Бубнова, Н.И.Роговцева,. – М.: Просвещение, 2014.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по ОЗОЖ 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы М,А, Павловой и в соответсвии с требованиями регионального компонента....
Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс
рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс...
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ 2 класс...
Рабочая программа курса ОЗОЖ 2 класс
Рабочая программа по основам здорового образа жизни для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; а...
Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ, 2 класс с учетом требований ФГОС,...
Рабочая программа по ОЗОЖ 4 класс
Рабочая программа по ОЗОЖ для 4 класса...