Образовательная программа "Радуга здоровья"
рабочая программа по зож (3 класс) на тему

Авторская программа по формированию ЗОЖ воспитанников детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raduga_zdorovya_ivanova.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Назаровский детский дом № 1»

Утверждаю:

Директор КГКОУ

«Назаровский детский дом № 1»

________Г.А. Козлова

«___»___________20___г.

Образовательная программа

«Радуга здоровья»

Автор-составитель: Иванова Н.С.

Срок реализации: 1 год.

Назарово 2013

Пояснительная записка

Актуальность. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Представление о здоровье как триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно – нравственного отражает невозможность сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только о духовном благополучии, необходимость комплексного подхода. «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия – постоянные, и значит заменить их ничем нельзя» (Н. Амосов)

Анализ условий жизни воспитанников до поступления в детский дом показывает, что в большинстве случаев дети, выросшие в неблагополучных семьях, соматически ослаблены, имеют слабое представление о ЗОЖ, о валеологической культуре. Многие подвержены вредным привычкам: курению, употреблению алкогольных напитков, психоактивных веществ. Также есть проблемы в физическом развитии - отставание в росте и весе.

Разработанная программа «Радуга здоровья» ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Цель: формирование у детей социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность.

Задачи:

1. Расширять и углублять представления о здоровом образе жизни и факторах, препятствующих его формированию.

2. Формировать негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам и последствиям их употребления).

3. Активизировать познавательную деятельность воспитанников.

4. Вовлекать воспитанников в коммуникативную, игровую и проектную деятельность как фактор личностного развития.

Программа представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:

  1. Азбука гигиены. Принципы закаливания.
  2. Скажи «НЕТ» вредным привычкам.
  3. Организм человека. Жизненно важные органы.
  4. Распорядок дня.
  5. Правильное питание.
  6. Я и мои эмоции.

Ожидаемый результат:

  • воспитанники знают основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики простудных заболеваний;
  • знают особенности влияния вредных привычек на здоровье воспитанника младшего школьного возраста;
  • соблюдают основы рационального питания;
  • знают правила оказания первой помощи при травматизме;
  • осознают влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
  • применяют физические упражнения для сохранения и укрепления здоровья;
  • заботятся о своем здоровье;
  • умеют находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
  • применяют коммуникативные навыки;
  • используют навыки элементарной исследовательской деятельности;
  • адекватно оценивают своё поведение в жизненных ситуациях;

Срок реализации программы – 1 год. Занятия по данной программе проводятся 4 раза в месяц. Продолжительность занятия 30 – 40 минут. Курс программы рассчитан на 38 занятий. Место реализации: детский дом.

Тематическое планирование:

п/п

Тема занятия

Форма

занятия

Содержание

1

 «Путешествие на поезде «Здоровье».

Вводное занятие. Игра по станциям.

Формирование понятий о здоровом образе жизни.

1.Азбука гигиены.

2

Советы доктора Айболита.

Презентация.

Понятие о простудных заболеваниях.

3

«Бабушкины рецепты».

Учебный Мини-проект.

Сбор рецептов «народных средств» от простуды.

Сбор и заготовка лекарственных растений.

Создание буклета.

4

Советы доктора Пилюлькина.

Проблемные ситуации.

Кто и как предохраняет нас от болезни.

Как организм помогает сам себе.

Прививки от болезней.

5

Зеленая аптека на службе человека.

Интегрированное занятие совместно с медсестрой.

Что нужно знать о лекарствах.

Отравления лекарствами

Первая помощь.

6

«Операция «Мойдодыр».

Гигиенический практикум.

Понятие «гигиена». Предметы личной гигиены. Правила личной гигиены.

7

«С пылью бороться, уборкой заниматься – здоровым дольше оставаться!».

Развивающая дидактическая игра.

Домашние поручения. Уборка помещения. Правила влажной уборки помещения. Дежурство по столовой, группе, спальне.

8

«Закаляйся, обтирайся и здоровым оставайся!».

Занятие-тренинг с игровыми элементами.

Обтирание. Обливание. Закалка. Правила закаливания организма.

9

«Мы за здоровый образ жизни».

оформление в группе уголка ЗОЖ.

Пропаганда ЗОЖ.

2.Скажи «НЕТ»вредным привычкам.

10

«Курить –здоровью вредить».

Устный журнал.

Профилактика  вредных привычек.

11

«Вредные привычки».

Заседание клуба «Здоровье».

Вредные привычки. Зависимость. Вред, который несут курение и алкоголь. Как преодолеть зависимость от ПАВ (психически активных веществ).

12

«Как сказать «нет» вредным привычкам».

Ролевая игра-тренинг.

Вредные привычки. Твой выбор.

Ответственность за свой выбор.

13

«Я и Ценности моей жизни».

«Настоящие ценности» просмотр мультфильма.

Анкетирование.

Определение главных ценностей в жизни человека.

14

«Народы мира против вредных привычек».

Исследовательский проект.

Выпуск альбома рисунков и фотографий, написание мини-сочинения.

3.Организм человека. Жизненно важные органы.

15

«Наши органы чувств. Для чего они нужны?».

занятия-загадки об удивительных тайнах и чудесах человеческого организма.

Окружающий мир. Органы чувств: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. Значение органов чувств для человека.

16

«Мозг – наш главный командир».

Игровое развивающее занятие.

Связь органов чувств с головным мозгом.

Элементарное строение головного и спинного мозга, их роль.

17

«Наши зубы – часовые в белых мундирах».

Новые зубы Кроша просмотр мультфильма.

Кариес. Уход за полостью рта. Инструменты, приспособления для чистки зубов. Правила чистки зубов. Врач – стоматолог.

18

«Рабочие инструменты нашего организма».

Практическая работа.

Уход за руками. Массаж пальцев.

19

«Осанка – стройная спина!».

Занятие – практикум совместно с медработником.

1.Понятие «нарушение осанки». Влияние плохой осанки на внутренние органы человека. Правила посадки при письме, чтении.

2.«Что я положу в портфель?».

20

«Травма. Можно ли уберечься от травм?».

Комбинированное занятие по профилактике детского травматизма.

Правила и приёмы оказания первой медицинской помощи при травмах.

4. Режим дня.

21

«Режим дня мы соблюдаем и здоровьем не хромаем!».

Развивающая игра – викторина.

Режим дня. Особенности режима дня школьника. Здоровый сон. Гигиена сна и условия для полноценного и здорового сна.

22

«На диване не лежать, бегать, прыгать и скакать!».

Спортивное игровое мероприятие.

Физические упражнения и спортивные игры. Подвижные игры на воздухе.

23

«Умей организовать свой досуг».

Просмотр и обсуждение мультфильма «Рецепт хорошего отдыха».

Просмотр мультфильма, обсуждение.Решение проблемных ситуаций.

24

«Сон лучшее лекарство».

Игровое развивающее занятие.

Здоровый сон. Гигиена сна и условия для полноценного и здорового сна.

25

«Быть здоровым – это модно!»

Создание агитплаката.

Пропаганда ЗОЖ.

5. Правильное питание.

26

«Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты».

Беседа-чтение

выпуск книжки-малышки с полезными рецептами и своими стихами.

Питательные вещества: витамины, белки, жиры, углеводы. Правила здорового питания.

27

«Режим питания соблюдать – хвори не знать!».

Занятие-практикум.

 

Состав продуктов. Режим правильного питания. Меню, его составление.

28

«Вредной пищи много ел, от того и заболел».

Дидактическое игровое занятие.

Вредные продукты. Ожирение. Болезни, к которым приводит неправильное питание и продукты, богатые жиром.

29

«Путешествие с Крупеничкой».

Занятие с элементами сказкотерапии.

Зернобобовые растения. Виды каш. Хлеб – всему голова. Различные национальные сорта хлеба.

30

«Дары моря на столе. Полезно и тебе и мне!».

(блюда из рыбы; морепродукты)

Занятие-путешествие.

Продукты, богатые йодом. Какую пользу приносит употребление морских продуктов.

31

«Пейте, дети,  молоко - будете здоровы!». «Чудо-кефир»

Познавательное занятие-викторина

опытно-экспериментальный проект.

Молочные продукты. Продукты, изготовленные из молока. Польза молочных и молочнокислых продуктов.

6.Я и мои эмоции.

32

«Эмоции. Какие они? Как они влияют на здоровье?».

Дидактическая игра

Понятие  «эмоции». Положительные и негативные эмоции. Влияние эмоций на организм человека.

33

«Если ты владеешь собой, ты уже почти герой!».

Занятие – рефлексия

Тест

«Умею ли я владеть собой?»

Управление эмоциями. Релаксационные упражнения по управлению своими эмоциями. Понятия «воля», «характер».

34

«Улыбнёмся друг другу».

Игровое занятие – беседа

Выражение эмоций с помощью жестов, мимики, позы. Правила и приёмы выхода из сложных и конфликтных ситуаций.

35

«Наказание и поощрение. Жизнь по законам, принятым в обществе».

Правовое практическое занятие совместно с соцпедагогом.

Наказание и поощрение.

Виды наказаний и поощрений.

Правила поведения, принятые в обществе.

36

«Чувства и поступки».

Занятие- практикум.

Понятие «чувства». Чувства и поступки.

Как анализировать чувства людей.

37

«Что такое стресс? Как восстановиться?».

Психологические тренинги совместно с педагогом психологом.

Понятия «стресс». Как выйти из стрессовой ситуации. Релаксационные упражнения для снятия стресса. Что такое агрессивность, как с ней бороться.

38.

"Здоровье не купишь – его разум дарит".

Игра-викторина.

затронуты вопросы о правильном питании, о видах спорта, о правильном выборе одежды, о вредных привычках, о необходимости соблюдении режима дня.

Литература:

  1. Алямовская В. Как воспитать здорового ребёнка. – М., 1993.
  2. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. – Физкультура и спорт, 1987.
  3. Безруких, Филиппова, Макеева. Все цвета, кроме черного. 5-6 классы. Пособие для педагогов и родителей. ФГОС - Просвещение, 2013 г
  4. Биран В.П. Зрение и здоровье ребёнка – Минск, 1993.
  5. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников. – М.,1992.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991
  7. Доннер К. Тайны анатомии. – М.: Мир,1988.
  8.  Дорохов А. Про тебя самого. – М.: Детская литература, 1989.
  9. Жиренко О.Е:  135 уроков здоровья, или Школа докторов природы- Вако, 2013 г..
  10. Захарова Т.Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников – Волгоград: Учитель, 2007.
  11. Кукушин В.С. Основы школьной валеологии. – Ростов Н/Д, 1995.
  12. Макеева А.Г.  Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. ФГОС -  Просвещение, 2013 г
  13.  Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры. – Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Пинская М.А., Улановская И.М.: Новые формы оценивания. Начальная школа. ФГОС - Просвещение, 2013 г.
  15.  Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.: физкультура и спорт, 1992.
  16.  Семёнова И. Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1991.
  17.  Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников: игры-занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Здоровый образ жизни"

Цель программы: cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни Основные задачи программы.Обучающие:Обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анат...

Дополнительная образовательная программа «Здоровье - образ жизни»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  «ЗДОРОВЬЕ – ОБРАЗ ЖИЗНИ». Для обучающихся 9-10 лет. Срок реализации - 1 год....

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в образовательной области "Здоровье". Тема: "Познай себя".

Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.Задачи: Продолжение знакомства детей с частями тела и органами чувств человека,  представление о функциональном назначении...

Образовательная программа."Здоровье". Авторская разработка.

Образовательная программа «Здоровье» составлена  заместителем директора по здоровью.Одна из основных потребностей современного общества заключается в новой организации образовательного про...

«Формирование познавательных навыков у учащихся посредством инновационного образовательного проекта «Здоровое питание – основа процветания» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью ц...

КОНСПЕКТ Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания (образовательная область Здоровье)

Задачи: дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает воздух. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута» и воздух свежий.Выделять роль комна...