Рабочая программа по элективному курсу «Сказкотерапия»
рабочая программа по зож по теме

Козлова  Надежда  Николаевна

 

  • Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

«___» ___________2013г

Директор  МАОУ  СОШ №70

____________ /Копылова НИ/

Рабочая программа по элективному курсу

«Сказкотерапия»

(4 класс)

Составила Козлова Н.Н.,

 учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №70»

г.Пермь, 2013


Пояснительная записка

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно. Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии:

  • сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
  • сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений, более эффективные способы решения жизненных задач.
  • сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У детей этот процесс особенно ярок, они просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
  • сказкотерапия как психотерапия. Учитель создает условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Основными принципами сказкотерапии являются:

Осознанность - осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Множественность - понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Связь с реальностью - осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Цель:  активизация  в человеке творческого 'созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями. Задачи:

  • наглядно показать участникам, процесс перетекания одного сказочного события в другое, понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
  • показать одну и ту же сказочную ситуацию (персонажа) с нескольких сторон.
  • проработать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Сочинение и чтение сказок используется для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения. Сказкотерапия это:

  • процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
  • процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
  • процесс объективизации проблемных ситуаций. Важно - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
  • процесс активизации ресурсов, потенциал личности.
  • процесс экологического образования воспитания ребенка.
  • процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
  • терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
  • сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
  • созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.

Актуальность курса «Сказкотерапия (4 класс)».

Умственное развитие детей 10-11 летнего возраста характеризуется сформированным образным мышлением, которое позволяет ребенку создавать модели той действительности, с которой он имеет дело, грамотно выстраивать ее описание. Сказка в этом процессе может выступать знаковой системой, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра.

Сказка пробуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него проявляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Сказочная ситуация, которая задается детям, должна отвечать определенным требованиям:

  • ситуация не должна иметь готового правильного ответа;
  • ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему (преодоление препятствий, оказание взаимопомощи, прогнозирование своих действий);
  • ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи:

-        развитие творческого (креативного) мышления ребенка;

-совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли);

-        развитие фантазии и воображения;

-развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;

-развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Не каждый ребенок обладает актерским мастерством, чтобы самому играть на сцене, поэтому в программе используется постановка сказок с помощью кукол. Предполагаемые результаты:

Занятия по сказкотерапии предполагают возникновение позитивного изменения поведения,

развитие самосознания, формирования социально-адекватных способов взаимодействия с

внешним миром. Содержание основных блоков обучения по программе

Блок 1. Добро пожаловать в сказочный мир. Развитие творческого потенциала детей. (6

занятий).

На данном этапе программы работа направлена на сплочение детского коллектива, развитие произвольности   поведения,   стимулирование   творческого   самовыражения,   освоение первичных

умений и навыков, необходимых для работы с использованием метода сказкотерапии. Блок 2. Я единственный на планете. Формирование позитивного отношения к своему «Я».(7 занятий).

На втором этапе программы работа направлена на формирование позитивного отношения к своему «Я», раскрытие своего «Я», повышение самооценки, формирование адекватных форм поведения.

Блок 3. День за днем в стране Фантазия. (9 занятий).

Данный блок является основным блоком программы и направлен на решение поставленных целей и задач программы. Основной акцент сделан на развитие самосознания и саморегуляции учащихся. Блок 4. Лабиринты моего Я. (8 занятий).

Данный блок направлен на накопление эмоционально-положительного опыта, формирование мотивации на дальнейшее самопознание и саморазвитие, отработка навыков самопрезентации и закрепление коммуникативных умений.

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия           |

Занятие 1. Мимические и пантомические этюды

Выразительное

изображение

отдельных

эмоциональных

состояний

«Знакомство». «Передача ритма по кругу». «Передача движения по кругу

Занятие 2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций

Моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера

«Зеркало».

«Я иду по воде».

«Я иду на занятие группы».

«Преодоление

трудностей».

«Моя жизнь»

Занятие 3. Этюды и игры, направленные на определенного ребенка или группу в целом

Коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, сокращение эмоциональной дистанции между участниками

«Я и группа». «Только я».

«Привычные жизненные

ситуации».

«Какой я есть»

Занятие 4.

Психомышечная

тренировка

Снятие

эмоционального напряжения

«Скульптор». «Запретный плод»

Занятие 5. Моя семья

Моделирование стандартных семейных ситуаций

«Моя семья». «Мой дом». «Семейный праздник»

Занятие б. Углубление осознания собственного тела и возможностей его использования

Развитие осознания собственного тела, создание

позитивного образа тела

Разогрев, растяжки, раскачивание, хлопки, потряхивание

Занятие 7. Усиление чувства собственного достоинства

Развитие навыков общения, исследование чувств

«Встреча и расставание" отдельных частей тела»

Занятие 8. Развитие социальных навыков

Раскрепощение участников, выражение эмоций

«Знакомство телом». «Разговор телом»

Занятие 9. Контакт с собственными чувствами

Согласование чувств

сдвижениями

«Пространство». «Сила». «Время». «Течение»

Занятие 10. Создание «магического кольца»

Организация совместной работы в группе

«Дыхание одного животного». «Сердцебиение одного животного»

Занятие 11. Знакомство с куклами

Развитие воображения

Куклы-марионетки. Пальчиковые куклы. Теневые куклы. Веревочные куклы. Плоскостные куклы. Перчаточные куклы. Объемные куклы

Занятие 12. Изготовление пальчиковых кукол

Развитие воображения

«Знакомство со слугами чувств».

Изготовление пальчиковых кукол

Занятие 13. Игра с куклами

Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний

Использование кукол для

отреагирования значимых эмоциональных состояний. Знакомство со сказочной страной и ее королем

Занятие 14. Игра с куклами

Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний

Знакомство со слугой по имени Радость. Знакомство со слугой по имени Грусть. Знакомство со слугой по

имени Интерес

Занятие 15. Игра с куклами

Проигрывание наиболее значимых эмоциональных состояний

Знакомство со слугой по имени Злость. Знакомство со слугой по имени Страх. Знакомство со слугами по имени Обида, Вина и

Удовольствие

Занятие 16. Выбор музыки и музыкальных инструментов

Эмоциональная

разрядка,

регулирование

эмоционального

состояния

Прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Обсуждение собственных переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, фантазий, возникающих в ходе

прослушивания

Занятие 17. Вокалотерапия и вокальный ансамбль

Проявление индивидуальности через музыку

«Вокалотерапия» «Вокальный ансамбль»

Занятие 18.

Рисование

музыки

Концентрация внимания ребенка на исполняемом произведении. Снятие эмоционального напряжения

Тренинг «Я рисую музыку»

Занятие 19. Музыка и карты настроения

Формирование умения словесно описать чувства

«Карты настроения»

Занятие 20. Диалог с помощью музыкальных инструментов

Создание доверительной атмосферы в группе

Ролевые игры с использованием музыкальных инструментов

Занятие 21. Тематическое индивидуальное рисование

Развитие чувственно-двигательной координации.

Рисуем радостную сказку. Рисуем страшную сказку. Рисуем грустную сказку

Занятие 22. Тематическое индивидуальное рисование

Развитие чувственно-двигательной координации.

Рисуем интересную сказку. Рисуем злую сказку. Свободное рисование

Занятие 23. Совместное рисование

Активизация взаимодействия с другими участниками в процессе рисования

Рисунок группы,ее настроения. Обсуждение

Занятие 24.

Дополнительное

рисование

Развитие умения понимать и чувствовать другого

Рисунок «Остров счастья». Разбор каждого рисунка


Занятие 25. Свободное рисование

Предоставление участникам возможности показать наиболее значимые моменты и сюжеты его жизни

Тема рисунка свободная. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка

Занятие 26. Постановка знакомых сказок с помощью кукол и игрушек

Знакомство с сильными сторонами личности ребенка посредством сказок

Анализ знакомых сказок. Рассказывание сказок. Постановка сказок с помощью кукол, игрушек

Занятие 27. Постановка знакомых сказок с помощью кукол и игрушек

Транслирование ребенку безусловного принятия и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой

Постановка

и проигрывание сказки

«Дюймовочка»

Занятие 28. Сочинение сказок

Прослеживание основных этапов становления и развития личности ребенка и затруднения

Основные этапы сочинения сказки.

Сочинение вежливых сказок


Литература:

1.Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.

2.Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества. М., 2001.

3.Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программы, методические рекомендации, сборник упражнений. Сост. А. П. Ершова. М, 1990.

4.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.

5.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.

6.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ. Речь, СПб, 2000.

7.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.

8.Зинкевич Т.Д. Михайлов A.M. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. Смарт, СПб, 1996.

9.Короткова Л.Д. Сказка - для светлого ума закваска. Методические рекомендации для. психокоррекционной работы. М., 2001.

10.Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997.

11.Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или проделки коварного джинна. М: Аст-пресс, 1998.

12.Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1999



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность"

Данная программа составлена для учащихся 4 класса.Программа расчитана на 68 часов.Дети будут выполнять групповые и индивидуальные проекты....

Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС

Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС:- математика  "Учимся решать задачи"- русский язык "Обучение сочинению"...

Рабочая программа психотерапевтического курса "Сказкотерапия"

Программа психотерапевтических занятий с привлечением литературного материала, рассчитанная на 3 года....

Рабочая программа по элективному курсу "Умники и умницы" в 3 классе

Рабочая программа (КТП)  общеинтеллектуальной направленности элективного курса "Умники и умницы" составлена на основе ФГОС , комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для 3 кл., автор Ми...

Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться,  понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Функциональная грамотность»

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начал...

Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса (вариант 4.2)

  Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика»...