Рабочая программа по элективному курсу "Умники и умницы" в 3 классе
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа (КТП) общеинтеллектуальной направленности элективного курса "Умники и умницы" составлена на основе ФГОС , комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для 3 кл., автор Мищенкова Л.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_umniki_i_umnitsy-_36_zanyatiy.docx | 69.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по элективному курсу «Умники и умницы» для 3 класса.
Пояснительная записка.
: Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности элективного курса «Развитие познавательных способностей , подпрограмма - «Умники и умницы» составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС), автор Мищенкова JLB. - Комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся 1-4 классов.
Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребыванию обучающихся в образовательных учреждениях во второй половине дня, БелРИПКППС, 2010г
- Устав ОУ
- Образовательная программа ОУ
Актуальность и перспективность курса:
- Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Неспособных детей нет, нужно помочь ребёнку развить свои способности, и сделать обучение увлекательным и интересным. В этом и поможет ребёнку специальный курс «Развитие познавательных способностей» реализуемый в дополнительной образовательной программе «Умники и умницы»
- Система развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность гуманизирует начальное образование. Занятия в дополнительной образовательной программе создают условия для развития памяти, внимания, мышления. Реализуется стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самовыражения и самоконтроля, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Возрастная группа обучающихся:
Данная программа рассчитана на детей 6,5 – 10 лет (1 - 4 класс).
Объём часов:
Предполагает 4 года обучения. Всего135 часов: 1 класс -33 часа ,2 класс -34 часа,3 класс- 34часа, 4 класс-34 часа. Режим занятий 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия:
Длительность занятий внеурочной деятельностью зависит от возраста и вида деятельности. В 1 классе продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 25 минут, если занятия спаренные – 50 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. На одно занятие отводится от 25 до 40 мин.
Часы, отводимые на занятия внеурочной деятельностью (до 10 часов в неделю на класс-комплект), используются на ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные и региональные.
Цели и задачи реализации программы:
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
- Развитие познавательных способностей младших школьников.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
- Расширение кругозора обучающихся.
- Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
- Формирование стремления обучающихся к личностному росту.
Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно - развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей обучающихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
Основные формы работы :
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Структура и содержание курса:
Содержание курса: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:
- Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.
- Безотметочная система обучения
- Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
- Поощрение высказывания оригинальных идей.
- Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
- Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
- Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
В основе содержания и построения программы лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание дополнительной образовательной программы кружка "Умники и умницы" можно разделить на несколько разделов:
" Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
" Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
" Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически- поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
" Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
" Игры Зака А.А.
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
Содержание 3 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
-развитие концентрации внимания; тренировка слуховой и зрительной памяти; совершенствование воображения; развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера.
-составление и моделирование предметов; построение фигур из счетных палочек; уникурсальные кривые; построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра" , "Монгольская игра", "Танграм"; разрезание фигур.
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
-задачи на переливание
Тематический план:
3 класс: | |
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. | 5 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. | 4 |
Итого: | 34 |
3 класс (34 ч)
Задания повышенной сложности (5 ч)
Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.
Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.
Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Нестандартные задачи (5 ч)
Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
У детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Поиск закономерностей (5 ч)
Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребёнка.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
Формирование рефлексии*.
Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности учащихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.
Предполагаемые результаты курса:
- Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
- развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
- Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.
- Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.
- Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)
- Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;
- Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.
- Называть положительные и отрицательные качества характера.
- Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.
- Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.
- Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.
- Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.
- Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.
- Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.
- Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;
- Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.
- Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
- Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.
- Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.
Высказывать своё отношение к происходящему.
Календарно – тематическое планирование 3 класс
№ | Тема занятия | Формы организации внеурочной деятельности | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения К. – коммуникативные П. – познавательные Р. – регулятивные Л. - личностные | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Слово о Родине Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. | Беседа-размышление на тему «Что такое Родина?» | Уточнить представления детей о большой Родине и малой родине; создать положительный эмоциональный настрой на процесс обучения, рассказать о Государственной власти и символах. Дать понятие «чрезвычайная ситуация» | Участвовать в диалоге, разгадывать кроссворд, отвечать на вопросы викторины, иллюстрировать стихотворение | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение. Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. Л.: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; | 5.09 | |
2 | В кругу семьи Умение преодолевать страх. Навыки безопасного поведения | Игры | Дать толкование фразеологизмов о семье, руководить игровой деятельностью обучающихся . Дать понятие «страх», «паника». | Играть в игры «Три попытки», определять предметы по их описанию, расшифровывать выражения, рисовать с помощью офицерской линейки, разгадывать ребусы. Различать опасность, контролировать себя. | 12.09 | ||
3 | Продолжаем разговор о семье Уроки городской безопасности. Возникновение пожара в транспорте | Игры Загадалки-с-толку-сбивалки о школе. Криптограмма | Познакомить с криптограммой, учить читать криптограммы; учить восстанавливать загадки. Рассказать об объектах города, представляющих опасность, сообщить правила поведения при возникновении пожара в общественном транспорте | Читать криптограмму, расшифровывать слова, восстанавливать загадку, работать с танграмом. Уметь правильно вести себя при возникновении пожара в общественном транспорте | Смотри выше | 19.09 | |
4 | Все мы люди разные… «Природа и безопасность». Лесные пожары. | Игры и задания на смекалку | Расширять представление детей об овощах, учить распределять их по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), систематизировать знания учащихся о пользе овощей (витаминов) . Рассказать о правилах поведения при обнаружении загорания в лесу | Уметь определять овощи по их описанию, распределять по группам (луковые, листовые, плодовые, корнеплодные), набирать слова нужной тематики из одного длинного слова; рисовать по воображению овощи, которых не существует. Уметь правильно вести себя во время пожара , не паниковать | 26.09 | ||
5 | Дело было в Лукоморье Почему случаются травмы? Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | Логические игры | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «курам на смех», руководить игровой деятельностью, развивать артистические способности. Рассказать о ситуациях и причинах возникновения травм | Играть в игры «Сказки перепутались», «Небылицы»; инсценировать весёлые диалоги, рисовать, разгадывать абракадабру. Безопасно обращаться с острыми, электрическими предметами, бытовой химией | 3.10 | ||
6 | В космическом пространстве «Если из раны течет кровь…» Оказание первой помощи | Просмотр видеофильма и его анализ | Руководить игровой и практической деятельностью учащихся. Учить оказывать элементарную первую помощь при незначительных травмах | Разгадывать зашифрованные названия в картинках, выполнять задания поискового характера, узнавать предмет по описанию разгадывать ребусы, решать хитрые задачи, рисовать по клеточкам, работать с танграмом. Уметь оказывать первую помощь при незначительных травмах | П.: планирование своих действий под руководством учителя. Р.: установление причинно-следственных связей К.: договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах игры и следовать им Л.: способность к эмпатии и сопереживанию Формирование рефлексии*. | 10.10 | |
7 | Старичок-боровичок Безопасность при любой погоде. | Беседа - размышление | Дать детям представление о воображении и его значении в жизни человека. Учить находить ошибки в цитатах из стихотворений; задавать вопросы по стихотворениям . Дать понятие «солнечный удар», «удар молнии» и др. | Слушать и анализировать тексты услышанных рассказов, находить ошибки в цитатах из стихотворений; зарисовывать фантазии, возникшие при слушании текстов. Знать и применять правила безопасного поведения на солнце, во время грозы. | 17.10 | ||
8 | Продолжаем осматривать владения Старичка-боровичка О вреде курения. | Научный клуб школьников «Мы и окружающий мир» | Расширять знания детей о фауны, (подобрать соответствующий материал), руководить игровой и поисковой деятельностью. Сообщить детям о вредном влиянии никотина на организм | Вести диалог с учителем и одноклассниками по теме занятия, расшифровывать названия животных, рисовать по клеточкам морских животных, раскрашивать, выполнять задания поискового характера, составлять рассказ по воображению. Безопасно и интересно проводить свое свободное время | 24.10 | ||
9 | Кот в мешке Основные правила безопасного поведения около водоёма, на льду. | Ролевые игры | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «кот в мешке». Сообщить правила поведения около водоема, на льду | Угадывать слова, составлять рассказ по картинкам, подбирать пословицу к сказке, составлять предложения, подбирать ответ к выражениям-фразеологизмам, разгадывать кроссворд, раскрашивать фигуры, придумывать картинки-небылицы. Знать и применять правила безопасного поведения на льду, | 31.10 | ||
10 | Поговорим о поведении. Умение плавать - основной фактор безопасности на воде. | Беседа о правильном поведении | Расширить знания детей об этических нормах, развивать нестандартное мышление, конструкторские способности. Сообщить, что такое бассейн и какие существуют стили плавания | Разгадывать загадки, произносить скороговорки, восстанавливать устойчивые словосочетания, работать с танграмом. Учиться плавать с тренером в бассейне | 7.11 | ||
11 | Литературная угадай-ка Безопасность при занятиях водными видами спорта. | Литературные игры | Дать понятие литературы и литературных игр. Организовывать литературные игры. Рассказать о водных видах спорта | Активно участвовать в литературных играх Учиться плавать с тренером в бассейне | 14.11 | ||
12 | Береги здоровье | Исследовательская работа | Организовать исследование «Здоровый образ жизни» с использованием цифровой лаборатории | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории | Р.: классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя П.: планирование своих действий под руководством учителя. К.: выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Л.: преодоление психологической инерции мышления. | 28.11 | |
13 | О воде Оказание первой помощи при утоплении. | Исследовательская работа | Организовать исследование «Такая разная вода» с использованием цифровой лаборатории. Учить простейшим приемам оказания помощи при утоплении | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории. Контролировать себя на воде | 5.12 | ||
14 | Спешим на помощь Кузе. | Интеллектуальные игры | Подобрать и организовать интеллектуальные игры | Активно участвовать в интеллектуальных играх | 12.12 | ||
15 | Поэтическая карусель Как пешеходы и водители поделили улицу | Литературные игры | Дать понятия «поэзия» и «поэт». Рассказать об опасных ситуациях на дороге, о ПДД. | Разучить и рассказать стихи, участвовать в играх. Выполнять занимательные задания и разгадывать кроссворды. Соблюдать ПДД. | 19.12 | ||
16 | Арт-студия Виды автотранспорных средств | Ролевые игры | Подготовить и провести ролевые игры. Виды автотранспорных средств | Инсценировать произведения под руководством учителя, играть в ролевые игры Анализировать ситуации давать им оценку. Соблюдать ПДД. | 26.12 | ||
17 | Зима в загадках Безопасность при любой погоде. | Игры и задания на смекалку | Подобрать игры и задания смекалку Безопасность при любой погоде. | Определять место звука в слове, продолжать закономерность в узоре, объяснять смысл пословиц, работать с танграмом, читать криптограмму. Соблюдать ПДД. | 16.01 | ||
18 | Подарки Деда Мороза Причины детского дорожно-транспортного травматизма. | Занимательные игры | Подготовить занимательные игры и задания на развитие внимания, мышления, воображения и зрительной памяти, учить искать закономерности и решать задания на развитие логики. Рассказать о причинах детского дорожно-транспортного травматизма. | Играть со словами, выполнять задания со спичками на запоминание закономерности, разгадывать головоломки со спичками и кроссворды, рисовать и раскрашивать рисунки согласно заданиям. Соблюдать ПДД. | 23.01 | ||
19 | Что мы знаем о деревьях | Исследовательская работа | Организовать исследовательскую работу «Природа вокруг нас» с использованием цифровой лаборатории | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории | 30.01 | ||
20 | Поговорка-цветочек, пословица-ягодка | Занимательные задания | Подготовить и провести беседу о жанровых особенностях пословицы и поговорки. | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, разгадывать шифровки, повторять закономерность по памяти, работать с танграмом, рисовать по воображению облако, в которое превратилась Снегурочка, | 6.02 | ||
21 | «Репка» на новый лад | Ролевые игры | Инсценировать сказку «Репка» на новый лад | 13.02 | |||
22 | Любопытные факты из жизни животных. Осторожно, бездомные собаки!» | Исследовательская работа | Организовать исследовательскую работу «Домашние любимцы и комнатные растения» с использованием цифровой лаборатории. Учить безопасному поведению при встрече с бездомными собаками. | Проводить исследования с использованием цифровой лаборатории Разгадывать головоломки, играть в логические игры. Правильно вести себя при встрече с бездомными собаками | 27.02 | ||
23 | Школа искусств | КТД Создание коллективного коллажа «Наши добрые дела» | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы Р.: установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. Формирование рефлексии*. | 6.03 | |||
24 | Спешим в школу искусств. Правила обеспечения сохранности личных вещей. | Мини - проекты | Сообщить правила обеспечения сохранности личных вещей на практике | Разгадывать шифровки и кроссворды, рисовать по клеточкам вторую половину лягушки относительно оси симметрии, работать с танграмом. Уметь применять правила обеспечения сохранности личных вещей на практике | 13.03 | ||
25 | Куклы в нашей жизни Особенности поведения с незнакомыми людьми | Мини - проекты | Подготовить презентацию « Какие бывают куклы». Сообщить о правильном поведении при встрече с незнакомыми людьми | Готовить мини проекты «Куклы». Правильно вести себя при встрече с незнакомыми людьми | 20.03 | ||
26 | Золотой дождь | Занимательные задания и игры | Познакомить учащихся со значением фразеологизма «пятое колесо в телеге». Подготовить занимательные игры и задания и учить искать закономерности и решать задания на развитие логики | Строить фразы используя изученные фразеологизмы. Рисовать «Пятое колесо в телеге», т. е. лишний, ненужный предмет. | 27.03 | ||
27 | Лента занимательных заданий Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | Занимательные задания и игры по сказкам | ПДД | Разгадывать головоломки, играть в логические игры, выполнять занимательные задания по сказкам, читать криптограмму. Соблюдать ПДД | 3.04 | ||
28 | Клуб любителей русского языка Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). | Мини - проекты | Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку. Сообщить чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). | Активно участвовать в разработке мини-проектов по русскому языку. Знать как оповещают население о чрезвычайных ситуациях. Приводить примеры чрезвычайных происшествий природного и антропогенного происхождения | П.: умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Л.: формирование рефлексии*. | 17.04 | |
29 | В царстве Лешего Безопасное поведение дома | Игры со словами | Подготовить темы и памятки для создания мини-проектов по русскому языку. Сообщить о мерах безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами | Играть в игры на развитие внимания, памяти, нестандартного мышления . Работать со спичками, играть, разгадывать загадки, писать графический диктант. Соблюдать меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами | 24.04 | ||
30 | Геометрический калейдоскоп Как правильно переходить дорогу. (Возможна экскурсия по городу). | Математические игры | Задавать вопросы-шутки для разминки, проводить практическую работу по разрезанию квадрата на 4 равные части и составлению из частей 2-х квадратов. Руководить деятельностью учащихся. ПДД. | Решать весёлые задачи, отгадывать загадки. Выполнять практическую работу под руководством учителя. Строить фразы, следуя логике, разгадывать ребусы, дорисовывать по клеточкам симметричную половину вазы, раскрашивать. Соблюдать ПДД | 15.05 | ||
31 | Магазин головоломок. Отдел художественной литературы | Игры, викторины и задания на смекалку по сказкам А.С. Пушкина | Формировать умение узнавать сказки А. С. Пушкина по отрывкам из них, различать героев его сказок. Подбор сказочных заданий и руководство деятельностью обучающихся | Выполнять задания «Сказки перепутались», «Узнай сказку по цитатам». Находить закономерность в фразе и продолжать её, определять чувства героя, находить ошибки в сказках. Рисовать символы пушкинских сказок (Золотая рыбка, зеркальце и т. д._ | П.: планирование своих действий под руководством учителя. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию | 22.05 | |
32 | Магазин головоломок. Отдел кулинарии Отдел флоры и фауны | Разнообразие игр на основе загадок | Дать понятие акростиха. Подобрать задания на развитие нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии | Отгадывать загадки и рисовать отгадки к ним. Выполнять задания «Собираем слово», «Угадай по цвету». Восстанавливать загадки с пропущенными строчками, отгадывать загадки и группировать рисунки-отгадки в 3 группы. Разгадывать загадки-акростихи, работать с танграмом, разгадывать кроссворд | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления. | ||
33 | В поисках цветка папоротника | Интеллектуальные и логические игры | Подобрать задания на развитие внимания, воображения, речи, памяти, нестандартного мышления, конструкторских способностей, рефлексии | Отгадывать загадки, рисовать предметы-отгадки и соединять их в пары, давать общее название каждой группе отгадок, вставлять в текст загадки недостающее слово, следуя рифме и ритму, определять название сказки. Соревноваться в смекалке и логике, работать с офицерской линейкой. Решать «Задачи про дачу» | П.: планирование своих действий под руководством учителя. Формирование рефлексии*. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию | ||
34 | На войне как на войне Поездка за город. На загородной дороге. | Урок-соревнование в смекалке | Подготовить плакат «Спорь, доказано!» Подготовить инсценировку произведения В. Осеевой «Какой день?». Сообщить ПДД на загородной дороге | Инсценировать произведение В. Осеевой «Какой день?», пересказывать рассказы М. майна, В. Осеевой, Л. Воронковой. Выполнять задания на развитие памяти. Расшифровать пословицу и объяснить её смысл. Составлять предложения согласно заданию, устанавливать связь между предметами, разгадывать кроссворд. Раскрашивать картинки по заданию. Соблюдать ПДД на загородной дороге | П.: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. К.: учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Р.: формировать умение слушать, анализировать и высказывать свое мнение, умение дискутировать; развивать умение перевоплощаться Л.: способность к эмпатии и сопереживанию |
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»
Книгопечатная продукция
- 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2015. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
- 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2015.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
- Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Технические средства
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
- Компьютер
- Мультимедийный проектор.
- Интерактивная доска.
- Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность"
Данная программа составлена для учащихся 4 класса.Программа расчитана на 68 часов.Дети будут выполнять групповые и индивидуальные проекты....
Рабочая программа по элективному курсу «Сказкотерапия»
Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта инф...
Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС
Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС:- математика "Учимся решать задачи"- русский язык "Обучение сочинению"...
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной), с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Функциональная грамотность»
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начал...
Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса (вариант 4.2)
Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика»...