Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС
рабочая программа (3 класс) на тему

Ломонос Ольга Сергеевна

Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС:

- математика  "Учимся решать задачи"

- русский язык "Обучение сочинению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_po_elektivnym_kursam_3_klass_los.rar48.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное  учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4»

УТВЕРЖДЕНА

ПРИКАЗОМ   МКОУСОШ №4

от «___»________2014 г. №___

                                                                                                                                                                                             Директор МКОУСОШ №4

                                                                                                                                                                   _____________ М.В. Кравцова

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПО МАТЕМАТИКЕ

«УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»

3 КЛАСС

Ломонос Ольга Сергеевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ №4

с.Малые Ягуры

        

Пояснительная записка

Данная программа  разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009, № 373.

Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка

Данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.  Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия  текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.

При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.

Образовательная программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление - раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся, ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания обучения, способствует развитию стремления и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.

Цель данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.

Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи: 

  • разнообразить процесс обучения;
  • сформировать устойчивые знания по предмету;
  • воспитывать общую математическую культуру;
  • развивать математическое (логическое) мышление;
  • расширять математический кругозор;
  • формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
  • повышать интерес к предмету и его изучению;
  • выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.

                                                                                           Ожидаемые результаты:

Личностные результаты изучения курса «Учимся решать задачи»

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
  • готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни;  
  • способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
  • способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

У ученика могут быть сформированы:

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач

- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Ученик получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в   исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

Ученик  получит возможность научиться:

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

- осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик  научится:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Ученик  получит возможность научиться:- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

РАССМОТРЕНА

на заседании  МО

учителей начальных классов

И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

протокол №1

 от «___» _____________2014 г.

Руководитель МО

 _________Л.И. Литовченко

СОГЛАСОВАНА                                  

  Зам.директора по УВР  

_____________ О.Т. Дубовик

«___»сентября 2014 г.

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу  « Учимся решать задачи» 3  класс

п/п

Наименование разделов

 и тем программы

Кол-во

часов

Виды деятельности

учащихся

Оборудование, контрольно-измерительные материалы

Примечания

Календарные сроки

планируемые

фактически

Нахождение суммы.

1

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

6.09

Нахождение разности

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

13.09

Увеличение на несколько единиц

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

20.09

Уменьшение на несколько единиц

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

27.09

Составные задачи.

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

4.10

Нахождение неизвестного слагаемого

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

11.10

На разностное сравнение

1

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

18.10

На разностное сравнение

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

25.10

Нахождение неизвестного уменьшаемого

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

1.11

Нахождение неизвестного уменьшаемого

1

Решение задач.

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

15.11

Нахождение неизвестного вычитаемого

1

Решение задач.

Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы

22.11

Нахождение неизвестного вычитаемого

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

29.11

Составные задачи.

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

6.12

Составные задачи. Тематический зачёт№1

1

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Инд.карточки, тетрадь

13.12

 Увеличение в несколько раз

1

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

20.12

Увеличение в несколько раз

1

Решение задач.

27.12

Уменьшение в несколько раз

1

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

17.01

Уменьшение в несколько раз

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

24.01

Нахождение произведения

1

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

31.01

Нахождение произведения

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

7.02

Нахождение частного

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

21.02

Нахождение частного

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

28.02

 Нахождение неизвестного множителя

1

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

7.03

 Нахождение неизвестного множителя

1

Решение задач.

Инд.карточки, тетрадь

14.03

Составные задачи.

1

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

21.03

Составные задачи. Тематический зачёт№2

1

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Инд.карточки, тетрадь

4.04

Нахождение неизвестного делимого

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

11.04

Нахождение неизвестного делимого

1

Решение задач.

Интернет-ресурсы, тетрадь

 

18.04

. Нахождение неизвестного делителя

1

Решение задач.

Индивид.карточки, тетрадь

25.04

Нахождение неизвестного делителя

1

 Решение задач.

Индивид.карточки, тетрадь

2.05

Составные задачи.

1

Решение задач.

Интернет-ресурсы,

 презентации учащихся

16.05

Составные задачи.

1

Решение задач.

Интернет-ресурсы,

23.05

Составные задачи.

1

Решение задач.

Тетрадь, интернет-ресурсы

29.05

Итоговое занятие. Тематический зачёт№3

1

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам

Индивид.карточки.

30.05

Итого: 34 часа

РЕЦЕНЗИЯ

на программу элективного курса

«Учимся решать задачи»

учителя начальных классов

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Малые Ягуры

Ломонос Ольги Сергеевны

Данная программа  разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009, № 373.

На основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Москва «Просвещение»2009года,  в объеме 34 учебных занятия.

Актуальность работы обусловлена реформами в современном образовании, направленностью школы на развитие способностей личности ребенка.

Автором серьезно продуманы логика и структура программы:
пояснительная записка с постановкой целей и раскрытием форм и методов работы на уроках, условия реализации программы и модель выпуска, тематическое     содержание. 

Последнее свидетельствует о верном методическом подходе, научном характере работы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами курса.

Реализация данной программы позволит учащимся начальных классов ориентироваться в основных разделах математики, будет способствовать вовлечению  учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.

Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи: 

  • разнообразить процесс обучения;
  • сформировать устойчивые знания по предмету;
  • воспитывать общую математическую культуру;
  • развивать математическое (логическое) мышление;
  • расширять математический кругозор;
  • формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
  • повышать интерес к предмету и его изучению;
  • выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.

Программа элективного курса направлена на интеллектуальное и речевое развитие учащегося, совершенствование языкового мышления, формирование мотивации к обучению, осознанной практической грамотности учащихся. Она способствует расширению кругозора учащегося, его подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх по математике.

Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.

Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива.

Считаю актуальным введение программы элективного курса  «Учимся решать задачи».

 Это первый шаг к дальнейшей предпрофильной и профильной подготовке учащихся в направлении точных наук.

Программа элективного курса «Учимся решать задачи» подтверждена конкретной школьной практикой (апробировалась с 2013 года), оценена положительно, одобрена и рекомендована к использованию.

 

Руководитель методического объединения

учителей начальных классов

МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры

Туркменского района

Ставропольского края                                         Л.И. Литовченко              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность"

Данная программа составлена для учащихся 4 класса.Программа расчитана на 68 часов.Дети будут выполнять групповые и индивидуальные проекты....

Рабочая программа по элективному курсу «Сказкотерапия»

Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта инф...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII  вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  сос...

Рабочая программа по элективному курсу "Умники и умницы" в 3 классе

Рабочая программа (КТП)  общеинтеллектуальной направленности элективного курса "Умники и умницы" составлена на основе ФГОС , комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для 3 кл., автор Ми...

Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Математика»  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:·     программа «Коррекционно- развивающее обучение для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Функциональная грамотность»

Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начал...

Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса (вариант 4.2)

  Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика»...