Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочие программы для элективных курсов 3 класс ФГОС:
- математика "Учимся решать задачи"
- русский язык "Обучение сочинению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_elektivnym_kursam_3_klass_los.rar | 48.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
УТВЕРЖДЕНА ПРИКАЗОМ МКОУСОШ №4 от «___»________2014 г. №___ Директор МКОУСОШ №4 _____________ М.В. Кравцова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО МАТЕМАТИКЕ
«УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ»
3 КЛАСС
Ломонос Ольга Сергеевна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №4
с.Малые Ягуры
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009, № 373.
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка
Данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Плодотворным материалом для развития УУД в курсе математики начальных классов являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников, не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия текстовая задача. Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из разных разделов начального курса математики, но и из разных учебных предметов.
При анализе ситуаций, описанных в задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения задачи развиваются такие УУД, как установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение задач можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами ее представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.
Образовательная программа предназначена для учащихся 3 класса. Главное направление - раскрытие и развитие особенностей познавательных способностей учащихся, ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, предполагает личностную ориентацию, деятельностный и развивающий характер содержания обучения, способствует развитию стремления и способности к самостоятельному приобретению новых знаний.
Цель данного курса – вовлечение учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.
Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
- разнообразить процесс обучения;
- сформировать устойчивые знания по предмету;
- воспитывать общую математическую культуру;
- развивать математическое (логическое) мышление;
- расширять математический кругозор;
- формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
- повышать интерес к предмету и его изучению;
- выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты изучения курса «Учимся решать задачи»
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению протокол №1 от «___» _____________2014 г. Руководитель МО _________Л.И. Литовченко | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР _____________ О.Т. Дубовик «___»сентября 2014 г. |
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу « Учимся решать задачи» 3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Оборудование, контрольно-измерительные материалы | Примечания | Календарные сроки | |
планируемые | фактически | ||||||
Нахождение суммы. | 1 | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 6.09 | |||
Нахождение разности | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 13.09 | |||
Увеличение на несколько единиц | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 20.09 | |||
Уменьшение на несколько единиц | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 27.09 | |||
Составные задачи. | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 4.10 | |||
Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 11.10 | |||
На разностное сравнение | 1 | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 18.10 | |||
На разностное сравнение | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 25.10 | |||
Нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 1.11 | |||
Нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | Решение задач. | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | 15.11 | |||
Нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | Решение задач. | Учебник, рабочая тетрадь, Интернет-ресурсы | 22.11 | |||
Нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 29.11 | |||
Составные задачи. | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 6.12 | |||
Составные задачи. Тематический зачёт№1 | 1 | Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам | Инд.карточки, тетрадь | 13.12 | |||
Увеличение в несколько раз | 1 | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 20.12 | |||
Увеличение в несколько раз | 1 | Решение задач. | 27.12 | ||||
Уменьшение в несколько раз | 1 | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 17.01 | |||
Уменьшение в несколько раз | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 24.01 | |||
Нахождение произведения | 1 | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 31.01 | |||
Нахождение произведения | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 7.02 | |||
Нахождение частного | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 21.02 | |||
Нахождение частного | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 28.02 | |||
Нахождение неизвестного множителя | 1 | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 7.03 | |||
Нахождение неизвестного множителя | 1 | Решение задач. | Инд.карточки, тетрадь | 14.03 | |||
Составные задачи. | 1 | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 21.03 | |||
Составные задачи. Тематический зачёт№2 | 1 | Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам | Инд.карточки, тетрадь | 4.04 | |||
Нахождение неизвестного делимого | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 11.04 | ||||
Нахождение неизвестного делимого | 1 | Решение задач. | Интернет-ресурсы, тетрадь
| 18.04 | |||
. Нахождение неизвестного делителя | 1 | Решение задач. | Индивид.карточки, тетрадь | 25.04 | |||
Нахождение неизвестного делителя | 1 | Решение задач. | Индивид.карточки, тетрадь | 2.05 | |||
Составные задачи. | 1 | Решение задач. | Интернет-ресурсы, презентации учащихся | 16.05 | |||
Составные задачи. | 1 | Решение задач. | Интернет-ресурсы, | 23.05 | |||
Составные задачи. | 1 | Решение задач. | Тетрадь, интернет-ресурсы | 29.05 | |||
Итоговое занятие. Тематический зачёт№3 | 1 | Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам | Индивид.карточки. | 30.05 | |||
Итого: 34 часа |
РЕЦЕНЗИЯ
на программу элективного курса
«Учимся решать задачи»
учителя начальных классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Малые Ягуры
Ломонос Ольги Сергеевны
Данная программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06.10.2009, № 373.
На основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Москва «Просвещение»2009года, в объеме 34 учебных занятия.
Актуальность работы обусловлена реформами в современном образовании, направленностью школы на развитие способностей личности ребенка.
Автором серьезно продуманы логика и структура программы:
пояснительная записка с постановкой целей и раскрытием форм и методов работы на уроках, условия реализации программы и модель выпуска, тематическое содержание.
Последнее свидетельствует о верном методическом подходе, научном характере работы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности, перспективности и преемственности между разделами курса.
Реализация данной программы позволит учащимся начальных классов ориентироваться в основных разделах математики, будет способствовать вовлечению учащихся в процесс приобретения ими математических знаний, умений и математической культуры.
Программа дает возможность в соответствии с учебным планом увеличить время на изучение отдельных тем курса, позволяет уточнить способность и готовность учеников к дальнейшему повышению своего уровня развития и решает следующие задачи:
- разнообразить процесс обучения;
- сформировать устойчивые знания по предмету;
- воспитывать общую математическую культуру;
- развивать математическое (логическое) мышление;
- расширять математический кругозор;
- формировать умение решать комбинаторные и логические задачи;
- повышать интерес к предмету и его изучению;
- выработать самостоятельный и творческий подходы к изучению математики.
Программа элективного курса направлена на интеллектуальное и речевое развитие учащегося, совершенствование языкового мышления, формирование мотивации к обучению, осознанной практической грамотности учащихся. Она способствует расширению кругозора учащегося, его подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх по математике.
Основная задача обучения математики в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Как известно, неспособных детей нет, нужно просто помочь ребенку развить его способности, сделать процесс обучения увлекательным и интересным. В этом могут помочь внеклассные занятия по математике в форме факультатива.
Считаю актуальным введение программы элективного курса «Учимся решать задачи».
Это первый шаг к дальнейшей предпрофильной и профильной подготовке учащихся в направлении точных наук.
Программа элективного курса «Учимся решать задачи» подтверждена конкретной школьной практикой (апробировалась с 2013 года), оценена положительно, одобрена и рекомендована к использованию.
Руководитель методического объединения
учителей начальных классов
МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры
Туркменского района
Ставропольского края Л.И. Литовченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу "Проектная деятельность"
Данная программа составлена для учащихся 4 класса.Программа расчитана на 68 часов.Дети будут выполнять групповые и индивидуальные проекты....
Рабочая программа по элективному курсу «Сказкотерапия»
Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта инф...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» сос...
Рабочая программа по элективному курсу "Умники и умницы" в 3 классе
Рабочая программа (КТП) общеинтеллектуальной направленности элективного курса "Умники и умницы" составлена на основе ФГОС , комплекта двух рабочих тетрадей на печатной основе для 3 кл., автор Ми...
Рабочая программа по математике 2 класс ФГОС по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ОВЗ VII вида.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:· программа «Коррекционно- развивающее обучение для...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Функциональная грамотность»
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начал...
Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика» для обучающихся 2 класса (вариант 4.2)
Адаптированная рабочая программа по элективному курсу «Занимательная математика»...