Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
рабочая программа
Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться, понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценностях. Она помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Цель программы: коррекция эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных эмоциональных состояний; разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа коррекционного курса "Сказкотерапия" | 47.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Извлечение из АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (2 вариант)
Утверждено
приказ от 30.08.2021г. №511
Рабочая программа
сказкотерапия, 5б класс
Пеньковская Т.И.
учитель класса с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью,
высшая квалификационная категория
Нягань, 2021г.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015г. №4/15, 2 вариант.
Цель программы: коррекция эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных эмоциональных состояний; разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.
Задачи программы:
- Снятие эмоционального напряжения;
- Снижение уровня тревожности и агрессивности у обучающихся.
- Создание игровой доверительной атмосферы и установление межличностного контакта с педагогом;
- Формирование у обучающегося адекватной самооценки, формирование желания нравиться себе и другим людям;
- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;
- Развитие у обучающегося чувства уверенности в себе, в собственных силах;
- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении с окружающими людьми.
Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться, понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценностях. Она помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Программа позволяет развивать коммуникативные навыки, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развивать чувство юмора, улучшать мелкую и общую моторику, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Все занятия проходят в игровой форме.
Программа «Сказкотерапия» включает следующие разделы: «Русские народные сказки», «Терапевтические сказки», «Сказки русских писателей».
Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.
- Общая характеристика коррекционного курса.
Коррекционный курс «Сказкатерапия» – это один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Сказка –открытый для понимания детей, материал. Терапевтическая, «лечебная» сила в сказке появляется тогда, когда сказка обсуждается. Обсуждая сказку, взрослый задает вопросы, обращает внимание на отдельные моменты, высказывает свою точку зрения, предлагает новые пути решения. Именно углубление в сказку и делают ее терапевтической.
Главные правила занятий по сказкотерапии: сказка должна соответствовать характеру, возрасту, проблемам и особенностям жизненной ситуации ребенка; сказка непременно должна задействовать эмоции, рождать надежду, бережно вести ребенка к переменам. Сказка не должна стыдить или высмеивать того, кому она адресована, она не должна пугать или лишать надежды.
К основным видам деятельности на занятиях по сказкотерапии можно отнести: слушание сказки, видео-просмотр сказки, чтение и рассматривание книги, рассказывание от 1 и 3 лица, обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках, рассказывание и придумывание продолжения, сочинение собственной сказки, имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов), куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки), медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс), сказочный диалог, творческое воплощение сюжета сказки (рисование, раскрашивание, аппликация, декоративно-прикладное творчество)
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Сказкатерапия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Согласно календарному учебному графику, общая продолжительность 2021-2022 учебного года для 5 класса составит 365 дней, из которых 170 дней являются учебными, а 195 дней праздничными, выходными и каникулярными. Праздничные выходные дни: 23.02.2022., 07.03.2022., 08.03.2022., 02.05.2022., 03.05.2022., 09.05.2022., 10.05.2022.
Согласно календарному учебному графику в 2021-2022 учебном году 34 учебные недели. Согласно учебному плану на изучение коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса выделено 1 час в неделю. В год 34 часа.
В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации.
- Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов | Из них | ||
контрольных практических экскурсий | |||||
1 | Русские народные сказки | 14 | |||
2 | Терапевтические сказки | 7 | |||
3 | Сказки русских писателей | 13 | |||
Всего | 34 |
4. Содержание коррекционного курса
№ | Наименование раздела | Краткая характеристика содержания раздела |
1 | Русские народные сказки | Народные сказки: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Рукавичка», «Заячья избушка», «Заяц-хвастун», «Кот и Лиса». |
2 | Терапевтические сказки | «Колобок и Колобик», «Сказка про Зайца-забияку» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки), «В темной норе» (снижение страха темноты), «Обещание» (формирование привычки выполнять обещания и обязанности), «Сказка про лисенка» (нельзя брать чужого), «Сказка про медвежонка-невежу» (воспитание культуры поведения). |
3 | Сказки русских писателей | С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Тараканище», «Муха-Цокотуха», В. Сутеев. «Кто сказал «мяу», «Цыпленок и утенок». |
6. Планируемые результаты
Личностные результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
- знает свое фамилию, имя;
- знает что он (она) мальчик (девочка);
2. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности с одноклассниками (детьми);
- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности со взрослыми;
3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
- понимает и ведет себя как ученик;
4. Формирование уважительного отношения к окружающим.
- знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их;
- обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям;
5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;
6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- знает и соблюдает элементарные правила поведения (в семье, школе, в общественном месте)
7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.
- знает что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия);
8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие;
9. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми;
- умеет корректно привлечь к себе внимание;
- умеет адекватно отстраниться от нежелательного контакта;
10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- бережно относится к результатам своего и чужого труда
- знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома
Предметные результаты:
- расширение и углубление знаний об окружающем мире; - повышение позитивного фона настроения; - снижение уровня тревожности и агрессивности; - умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение первичных навыков саморегуляции; - формирование желания нравиться себе и другим людям; - развитие коммуникативных умений и навыков в общении с окружающими людьми. |
Базовые учебные действия:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
| ||
| 1 | |
| 1 | |
| 1 | |
Учебная мебель | ||
Стол ученический | 5 | |
Стул ученический | 5 | |
Стол учительский | 1 | |
Стул учительский | 1 | |
Шкафы | 4 |
8. Календарно-тематическое планирование по сказкотерапии на 2021-2022 учебный год , 5б класс
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | Виды учебной деятельности |
Русские народные сказки - 14 ч. | ||||
1 | Сказки. Сказочные герои. | 1 | Представление героев сказок. Беседа о качествах характера сказочных героев. Рассказывание знакомых сказок. Обсуждение. Работа с разрезными картинками. | |
2 | Русская народная сказка «Теремок» | 1 | Просмотр сказки. Знакомство с героями сказки, формирование представления о их характерах. Обсуждение. Работа с раскраской. | |
3 | Русская народная сказка «Теремок». Работа с книгой. Рассказывание по ролям. | 1 | Чтение (учителем) и рассматривание иллюстраций к сказке. Размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание сказки по ролям. | |
4 | Русская народная сказка «Курочка Ряба». Театрализация. | 1 | Видео-просмотр сказки. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание и придумывание продолжения сказки. Театрализация (преображение с помощью элементов костюма: платок, кепка, маски). | |
5 | Русская народная сказка «Репка». | 1 | Видео-просмотр сказки, чтение и рассматривание книги. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Игра в кукольный театр. Лепка. | |
6 | Русская народная сказка «Маша и медведь». | 1 | Просмотр сказки. Знакомство с героями сказки, формирование представления о их характерах. Обсуждение. Работа с раскраской. | |
7 | Русская народная сказка «Маша и медведь». | 1 | Чтение (учителем) и рассматривание иллюстраций к сказке. Размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание сюжета сказки по ролям. Аппликация. | |
8 | Русская народная сказка «Колобок». | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Работа с разрезными картинками. Лепка. | |
9 | Русская народная сказка «Колобок». | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. | |
10 | Русская народная сказка «Рукавичка» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рисование. | |
11 | Русская народная сказка «Заячья избушка» | 1 | Просмотр видео. Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Раскрашивание. | |
12 | Русская народная сказка «Заячья избушка» | 1 | Прослушивание аудио – записи. Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. | |
13 | Русская народная сказка «Заяц-хвастун» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. рассказывание и придумывание продолжения. Работа с разрезными картинками. | |
14 | «Сказка -ложь, да в ней намек!» Обобщение по разделу. | 1 | Просмотр видео-фрагментов сказок. Узнавание героев. Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о сказках, их героях и поступках. Озвучивание отдельных сюжетов сказок. | |
«Терапевтические сказки» - 7 ч. | ||||
15 | Сказка «Колобок и Колобик» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Колобок и Колобик» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Сказочный диалог. Рисование. | |
16 | Сказка «В темной норе» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «В темной норе» (направлена на снижение страха темноты). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. Аппликация. | |
17 | Сказка «Обещание» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Обещание» (формирование привычки выполнять обещания и обязанности). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание от первого лица (диалог с использованием жестов). | |
18 | «Сказка про лисенка» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про лисенка» (нельзя брать чужого). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Работа с раскраской. | |
19 | «Сказка про медвежонка-невежу» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про медвежонка-невежу» (воспитание культуры поведения), рассказывание и придумывание продолжения. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рисование. | |
20 | «Сказка про Зайца-забияку» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про Зайца-забияку» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки). Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Сказочный диалог. Рисование. | |
21 | «Сказочная страна». Обобщение по разделу. | 1 | Слушание отрывков из сказок, воспроизведение сюжетов, героев. Работа с сюжетными картинками по темам терапевтических сказок. Обсуждение, размышление о сказках, их героях и поступках. Сказочный диалог. Работа с разрезными картинками. | |
Сказки русских писателей - 13 ч. | ||||
22 | С.Я. Маршак «Кошкин дом» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Работа с разрезными картинками. | |
23 | С.Я. Маршак «Кошкин дом» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. | |
24 | С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Раскрашивание. | |
25 | С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание (составление сказки по серии сюжетных картинок) Сказочный диалог. | |
26 | К. Чуковский «Тараканище» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рисование. | |
27 | К. Чуковский «Тараканище» | 1 | Слушание сказки, просмотр презентации по сказке. Различение героев сказки по внешним признакам, голосу. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Лепка. | |
28 | К. Чуковский «Муха-Цокотуха» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Работа с разрезными картинками. | |
29 | К. Чуковский «Муха-Цокотуха» | 1 | Просмотр сказки. Узнавание героев. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рассказывание, заучивание отрывка (составление сказки по серии сюжетных картинок) Сказочный диалог. | |
30 | В. Сутеев. «Кто сказал «мяу» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Раскрашивание. | |
31 | В. Сутеев «Кто сказал «мяу» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. | |
32 | В. Сутеев «Цыпленок и утенок» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Рисование. | |
33 | В. Сутеев «Цыпленок и утенок» | 1 | Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам. Обсуждение, размышление о сказке, ее героях и их поступках. Театрализация. | |
34 | Сказки русских писателей. Обобщение по разделу. | 1 | Слушание отрывков из сказок, воспроизведение сюжетов, характеристика героев. Работа с сюжетными картинками по темам сказок. Обсуждение, размышление о сказках, их героях и поступках. Сказочный диалог. Работа с разрезными картинками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по безопасности для обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Методический материал предназначен воспитателям и учителям классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, для проведения проверочного тестирования по вопросам безопасности в социальном ок...
Статья на тему "Основные аспекты коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
Все младшие школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. В статье освещены основные аспекты коррекционно-логопедической работы в шко...
Рабочая программа коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Программа коррекционного курса «Урок безопасности» предполагает получение обучающимися знаний по безопасности, формирование психологических установок на соблюдение правил...
Классный час к Дню Российской науки, для обучающихся 6в класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Тема классного часа «Что такое наука?» Цель занятия: формировать первоначальные представления о науке, работе ученых; формировать наблюдательность; воспитывать интерес к окружающему ...
Рабочая программа учебного предмета "Домоводство", 6 класс (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
Рабочая программа «Домоводство» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (инт...
Рабочая программа учебного предмета Изобразительная деятельность, 6 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа «Изобразительная деятельность» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся ...
Анкета для родителей обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Домашние поручения детей»
Анкета для родителей обучающихся с ТМНР "Домашние поручения для детей. Возможности и трудности". Результаты анкеты позволяют учителю продуктивно п...