Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
рабочая программа

Пеньковская Тамара Ивановна

Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться,  понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценностях. Она помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. 

Цель программы: коррекция эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных  эмоциональных состояний; разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Извлечение из АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) казённого общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (2 вариант)

 

                                                                                                                                                                                                                Утверждено

приказ  от 30.08.2021г. №511

Рабочая программа

сказкотерапия,  класс

Пеньковская Т.И.

учитель класса с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью,

высшая квалификационная категория

                                                                                                                                                                                                                 

Нягань, 2021г.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса, составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 22 декабря 2015г. №4/15, 2 вариант.

Цель программы: коррекция эмоциональной сферы, формирование положительных эмоций и чувств, проживание различных  эмоциональных состояний; разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.

Задачи программы:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Снижение уровня тревожности и агрессивности у обучающихся.

- Создание игровой доверительной атмосферы и установление межличностного контакта с педагогом;

- Формирование у обучающегося  адекватной самооценки,  формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у обучающегося чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении с окружающими людьми.

Сказкотерапия дает возможность обучающемуся с ОВЗ расслабиться,  понять что такое «хорошо», и что такое «плохо», а также в лёгкой форме расскажет о главных жизненных ценностях. Она помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение. Программа позволяет развивать  коммуникативные навыки, образное мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи, развивать чувство юмора, улучшать мелкую и общую моторику, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования, лепки, письма. Все занятия проходят в игровой форме.

Программа «Сказкотерапия»  включает следующие разделы: «Русские народные сказки», «Терапевтические сказки», «Сказки русских писателей».

Работа по сказкотерапии построена с опорой на общие дидактические принципы: систематичности, последовательности, учета возрастных особенностей, учёта индивидуальных особенностей, структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств.

  1. Общая характеристика коррекционного курса.

  Коррекционный курс «Сказкатерапия» – это один из  методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Сказка –открытый для понимания детей, материал.   Терапевтическая, «лечебная» сила в сказке появляется тогда, когда сказка  обсуждается. Обсуждая сказку, взрослый задает вопросы, обращает внимание на отдельные моменты, высказывает свою точку зрения, предлагает новые пути решения. Именно  углубление в сказку и делают ее терапевтической.  

Главные правила занятий по сказкотерапии: сказка должна соответствовать характеру, возрасту, проблемам и особенностям жизненной ситуации ребенка; сказка непременно должна задействовать эмоции, рождать надежду, бережно вести ребенка к переменам. Сказка не должна стыдить или высмеивать того, кому она адресована, она не должна пугать или лишать надежды.  

К основным  видам  деятельности на занятиях по  сказкотерапии можно отнести: слушание  сказки,  видео-просмотр сказки, чтение и рассматривание книги, рассказывание от 1 и 3 лица,  обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках, рассказывание и придумывание продолжения,  сочинение  собственной сказки, имидж – терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов),  куклотерапия (пальчиковый театр, куклы-марионетки), медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс),  сказочный диалог, творческое воплощение сюжета сказки  (рисование, раскрашивание, аппликация, декоративно-прикладное творчество)

3.   Описание места коррекционного курса в учебном плане

Коррекционный курс «Сказкатерапия» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана казенного общеобразовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  «Няганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Согласно  календарному учебному графику, общая продолжительность 2021-2022 учебного года для 5 класса составит 365 дней, из которых 170 дней являются учебными, а 195 дней  праздничными, выходными и каникулярными. Праздничные выходные дни:  23.02.2022., 07.03.2022., 08.03.2022., 02.05.2022., 03.05.2022., 09.05.2022., 10.05.2022.

Согласно календарному учебному графику в 2021-2022 учебном году 34 учебные недели. Согласно учебному плану на изучение коррекционного курса «Сказкотерапия» для обучающихся 5 класса выделено 1 час в неделю. В год 34 часа. 

В случае карантина, актированных дней и других непредвиденных обстоятельств реализация образовательной программы может быть организована с применением дистанционных образовательных технологий на основании приказа образовательной организации.

  1. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Из них

контрольных                          практических        экскурсий

1

Русские народные сказки

14

2

Терапевтические сказки

7

3

Сказки русских писателей

13

Всего

34

4.   Содержание  коррекционного  курса

Наименование раздела

Краткая характеристика содержания раздела

1

Русские народные сказки

Народные сказки: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Колобок», «Рукавичка», «Заячья избушка», «Заяц-хвастун», «Кот и Лиса».

2

Терапевтические сказки

«Колобок и Колобик», «Сказка про Зайца-забияку» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки), «В темной норе» (снижение страха темноты),  «Обещание» (формирование привычки  выполнять обещания и обязанности), «Сказка про лисенка» (нельзя брать чужого), «Сказка про медвежонка-невежу» (воспитание культуры поведения).

3

Сказки русских писателей

С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке»;  К. Чуковский «Тараканище», «Муха-Цокотуха»,  В. Сутеев. «Кто сказал «мяу», «Цыпленок и утенок».

6.  Планируемые результаты

Личностные результаты: 

1.        Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».

- знает свое фамилию, имя;

- знает что он (она) мальчик (девочка);

2.       Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.

- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности  с одноклассниками (детьми);

- проявляет позитивные эмоции при выполнении совместной деятельности  со взрослыми;

3.        Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.

- понимает и ведет себя как ученик;

4.        Формирование уважительного отношения к окружающим.

- знает слова приветствия-прощания, вежливости-благодарности и применяет их;

- обращается на «вы» к старшим и незнакомым людям;

5.        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- умеет обратиться с просьбой (например, о помощи) или сформулировать просьбу о своих потребностях;

6.        освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  

- знает и соблюдает элементарные правила поведения (в семье, школе, в общественном месте)

7.         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах.

- знает что такое хорошо, что такое плохо (элементарные понятия);

8.        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- умеет выразить свои чувства: отказ, недовольство, благодарность, сочувствие;

9.        развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- умеет адекватно общаться со сверстниками и взрослыми;

 - умеет корректно привлечь к себе внимание;

- умеет адекватно отстраниться от нежелательного контакта;

10.        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- бережно относится к результатам своего и чужого труда

- знает и соблюдает правила безопасного поведения в школе и дома

Предметные результаты:

- расширение и углубление знаний об окружающем мире;
- развитие   различных    анализаторов:  зрительных, слуховых, кинестетических;

- повышение позитивного фона настроения;

- снижение уровня тревожности и агрессивности;

- умение понимать и принимать эмоциональное состояние, свое и окружающих, приобретение первичных навыков саморегуляции;

- формирование желания нравиться себе и другим людям;

- развитие коммуникативных умений и навыков в общении с окружающими людьми.

Базовые учебные действия: 

1. Формирование учебного поведения:  

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

2. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Технические средства обучения, оборудование, инструменты, приспособления.
  1. Компьютер

1

  1.  доска

1

  1. Проектор.

1

Учебная мебель

Стол ученический

5

Стул ученический

5

Стол учительский

1

Стул учительский

1

Шкафы

4

8. Календарно-тематическое планирование по сказкотерапии на 2021-2022 учебный год , 5б  класс

 

п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

Дата проведения

Виды учебной деятельности

Русские народные сказки  - 14 ч.

1

Сказки. Сказочные герои.

1

Представление героев сказок. Беседа о качествах характера сказочных героев. Рассказывание знакомых сказок. Обсуждение. Работа с разрезными картинками.

2

Русская народная сказка «Теремок»

1

Просмотр сказки. Знакомство с героями сказки, формирование представления о их характерах. Обсуждение. Работа с  раскраской.

3

Русская народная сказка «Теремок». Работа с книгой. Рассказывание по ролям.

1

Чтение (учителем) и рассматривание иллюстраций к сказке. Размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание сказки по ролям.

4

Русская народная сказка «Курочка Ряба». Театрализация.

1

Видео-просмотр сказки. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание и придумывание продолжения сказки. Театрализация (преображение с помощью элементов костюма: платок, кепка, маски).

5

Русская народная сказка «Репка».

1

Видео-просмотр сказки, чтение и рассматривание книги. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Игра в кукольный театр. Лепка.

6

Русская народная  сказка  «Маша и медведь».

1

Просмотр сказки. Знакомство с героями сказки, формирование представления о их характерах. Обсуждение. Работа с  раскраской.

7

Русская народная сказка  «Маша и медведь».

1

Чтение (учителем) и рассматривание иллюстраций к сказке. Размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание  сюжета сказки по ролям.  Аппликация.

8

 Русская  народная сказка «Колобок».

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Работа с разрезными картинками.

Лепка.

9

Русская  народная сказка «Колобок».

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация.

10

Русская  народная сказка  «Рукавичка»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рисование.

11

Русская  народная сказка  «Заячья избушка»

1

Просмотр видео.  Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Раскрашивание.

12

Русская  народная сказка  «Заячья избушка»

1

Прослушивание аудио – записи. Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация.

13

Русская  народная сказка  «Заяц-хвастун»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. рассказывание и придумывание продолжения. Работа с разрезными картинками.

14

«Сказка -ложь, да в ней намек!» Обобщение по разделу.

1

Просмотр видео-фрагментов сказок. Узнавание героев.  Работа с иллюстрациями героев. Различение героев сказки по внешним признакам, по голосу. Обсуждение, размышление о  сказках,  их героях и  поступках. Озвучивание отдельных сюжетов сказок.

 «Терапевтические сказки»  -  7 ч.

15

Сказка «Колобок и  Колобик»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Колобок и  Колобик»  (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Сказочный диалог. Рисование.

16

Сказка «В темной норе»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «В темной норе»   (направлена на снижение страха темноты). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация.  Аппликация.

17

Сказка «Обещание»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Обещание» (формирование привычки  выполнять обещания и обязанности). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание от первого лица (диалог с использованием жестов).

18

«Сказка про лисенка»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про лисенка» (нельзя брать чужого). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках.  Работа с раскраской.

19

«Сказка про медвежонка-невежу»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про медвежонка-невежу» (воспитание культуры поведения),  рассказывание и придумывание продолжения.    Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках.  Рисование.

20

«Сказка про Зайца-забияку»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке «Сказка про Зайца-забияку» (снижение агрессивных проявлений в поведении, неприятие драки). Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Сказочный диалог. Рисование.

21

 «Сказочная страна». Обобщение по разделу.

1

Слушание отрывков из  сказок, воспроизведение сюжетов, героев. Работа с сюжетными картинками по темам терапевтических сказок.  Обсуждение, размышление о  сказках,  их героях и   поступках. Сказочный диалог.  Работа с разрезными картинками.

Сказки русских писателей  - 13 ч.

22

С.Я. Маршак «Кошкин дом»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках.  Работа с разрезными картинками.

23

 С.Я. Маршак «Кошкин дом»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках.  Театрализация.

24

С.Я. Маршак  «Сказка о глупом мышонке»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Раскрашивание.

25

С.Я. Маршак  «Сказка о глупом мышонке»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание (составление сказки по серии сюжетных картинок) Сказочный диалог.

26

К. Чуковский «Тараканище»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рисование.

27

К. Чуковский «Тараканище»

1

Слушание  сказки, просмотр презентации по сказке. Различение героев сказки по внешним признакам, голосу.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Лепка.

28

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Работа с разрезными картинками.

29

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

1

Просмотр сказки. Узнавание героев. Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рассказывание, заучивание отрывка (составление сказки по серии сюжетных картинок) Сказочный диалог.

30

В. Сутеев. «Кто сказал «мяу»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Раскрашивание.

31

В. Сутеев  «Кто сказал «мяу»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация.

32

В. Сутеев  «Цыпленок и утенок»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Рисование.

33

В. Сутеев «Цыпленок и утенок»

1

Просмотр сказки. Различение героев сказки по внешним признакам.  Обсуждение, размышление о  сказке,  ее героях и  их поступках. Театрализация.

34

Сказки русских писателей. Обобщение по разделу.

1

Слушание отрывков из  сказок, воспроизведение сюжетов, характеристика героев. Работа с сюжетными картинками по темам  сказок.  Обсуждение, размышление о  сказках,  их героях и   поступках. Сказочный диалог.  Работа с разрезными картинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по безопасности для обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Методический материал предназначен воспитателям и учителям классов с умеренной и тяжёлой умственной  отсталостью, для проведения проверочного тестирования по вопросам безопасности в социальном ок...

Статья на тему "Основные аспекты коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

Все младшие школьники с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют нарушения речи и нуждаются в логопедической помощи. В статье освещены основные аспекты коррекционно-логопедической работы в шко...

Рабочая программа коррекционного курса «Урок безопасности» для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Программа коррекционного курса «Урок безопасности» предполагает получение обучающимися знаний  по  безопасности, формирование  психологических установок на соблюдение правил...

Классный час к Дню Российской науки, для обучающихся 6в класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Тема классного часа  «Что такое наука?» Цель занятия: формировать первоначальные представления о науке, работе ученых; формировать наблюдательность; воспитывать интерес к окружающему ...

Рабочая программа учебного предмета "Домоводство", 6 класс (с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)

Рабочая программа  «Домоводство» составлена на основе примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся  с умственной отсталостью (инт...

Рабочая программа учебного предмета Изобразительная деятельность, 6 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа   «Изобразительная деятельность»  составлена на основе примерной  адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся  ...

Анкета для родителей обучающихся класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью "Домашние поручения детей»

Анкета для родителей обучающихся с ТМНР  "Домашние поручения  для детей. Возможности и трудности".   Результаты анкеты позволяют   учителю  продуктивно п...