Рабочая программа психотерапевтического курса "Сказкотерапия"
рабочая программа (1, 2, 3 класс) на тему
Программа психотерапевтических занятий с привлечением литературного материала, рассчитанная на 3 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazko.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 594
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рабочая программа курса
"Сказкотерапия"
для учащихся 1-3 классов
Составитель:
Кравцова Т.Н.
учитель высшей категории
Пояснительная записка
Программа сказкотерапии имеет художественную направленность.
Актуальность программы
заключается а том, что она ориентирована на решение комплекса задач социальной адаптации детей, направлена на развитие творчества в ребенке, удовлетворяя его желание играть, рисовать, думать. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, для целостного развития личности ребенка.
Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью:
- Сказка информативна. Через анализ придуманной ребенком сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
- Сказка экологична. Не анализируя реальную ситуацию, а, находясь в драматической реальности, как ребенок, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск эмоционального срыва, возникает доверие ребенка к психокоррекционному процессу.
- Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребенок преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
- Сказка наглядна. Обращаясь к сказкотерапии, психолог может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности ребенка (рисунки, аппликации, поделки), психологический кукольный и драматический театр.
- Сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, формирует свой социальный навык взаимодействия с людьми.
- Сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку новые способы и алгоритмы выхода из сложившихся ситуаций.
Педагогическая целесообразность программы
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреплением психологического здоровья человека. Использование сказкотерапии помогает ребенку справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие и устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствует интеллектуальному развитию. Умственное развитие детей 6-9-летнего возраста характеризуется сформированным образным мышлением, которое позволяет ребенку создавать модели той действительности, с которой он имеет дело, грамотно выстраивать ее описание. Сказка в этом процессе может выступать знаковой системой, позволяющей ребенку интерпретировать окружающую действительность. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка и игра.
Новизна программы
заключается в использовании игровых технологий.
Игра - необходимый элемент творческого освоения действительности. Через игру осуществляется разрушение психической энергии, если она уже накоплена индивидом, происходит прорыв информации с подсознания на уровень сознания. С этих позиций игра активизирует работу правого полушария мозга и, соответственно, интуицию. игра творит и, творя, моделирует творчество, подготавливает человека к жизни как к творчеству. Игра – это всегда модель счастливой жизни. Чувствуя себя психологически комфортно, ребенок может попытаться проявить себя нестандартно, по-новому, творчески.
Все это является очевидным признаком соответствия современным требованим к организации учебно-воспитательного процесса.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка младшего школьного возраста:
- Потребность в автономности. В каждой сказки герой самостоятельно, на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
- Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, становится победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи.
- Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т.д. Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Программа курса включает следующие основные направления:
Поскольку сказка многогранный материал, можно выделить несколько направлений сказкотерапии:
- Аналитическое направление.
Служит для развития умственной сферы ребенка.
Суть этого направления – интерпретация сказок.
Цель метода – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, конструкцией сюжета.
В основании метода заложена идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, информацию о том, как из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили из них. Причем, информация об этом зашифрована не только в подтексте сказки, но и в сказочных образах.
Сказочная ситуация, которая задается детям, должна отвечать определенным требованиям:
- Ситуация не должна иметь готового правильного ответа;
- Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему (преодоление препятствий, оказание взаимопомощи, прогнозирование своих действий);
- Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.
Анализ сказки и работа с заданной сказочной ситуацией позволяет решить следующие задачи:
- Развитие творческого (креативного) мышления ребенка;
- Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли);
- Развитие фантазии и воображения;
- Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
- Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).
- Рассказывание сказок.
Рассказывание сказок как направление сказкотерапии, имеет свои особенности и формы.
- Рассказывание группе новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый.
Психокоррекционный смысл такого рассказывания заключается в том, что, зная смысл сказочных ситуаций и то, как они могут способствовать развитию ребенка, рассказчик может сознательно делать на этом акценты. У ребенка активизируются собственные бессознательные процессы, способствующие его личностному росту.
- Групповое рассказывание сказок.
- Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Психолог наблюдает за ходом рассказа и на основе увиденного проводит обсуждение.
- Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
- Групповое придумывание сказки.
- Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды. Детям такой метод может быть особенно полезен, т.к. он помогает встать на место другого человека.
Таким образом, различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие задачи:
- Выявление актуальной для ребенка проблематики, путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения;
- Развитие фантазии и воображения;
- Развитие умения выражать свои мысли;
- Развитие памяти и внимания;
- Развитие способности слушать другого человека, следить за ходом его мыслей и умение пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования;
- Сплоченность группы;
- Развитие способности к децентрированию, умение встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон.
- Сочинение сказок.
Сочиненная ребенком сказка само по себе психотерапевтическое явление, потому что есть продукт творческого акта. Человек, сочиняя сказку, не только отражает в ней свою внутреннюю реальность, но и активирует свои бессознательные стремления, обеспечивая свое личностное развитие. Анализ сюжета такой сказки позволяет составить довольно полную картину личности человека.
- Переписывание сказок.
Переписывание или дописывание сказок актуально, когда ребенку чем-то не нравиться сюжет, конец сказки, поворот событий. Это является отражением их проблематики и состояния.
- Изготовление кукол и декораций.
Слушая или читая сказку, ребенок проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Не каждый ребенок обладает актерским мастерством, чтобы самому играть на сцене, поэтому в программе используется постановка сказок с помощью кукол.
Используется несколько вариантов кукол – куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.
Изготовление кукол-марионеток:
- Развивает мелкую моторику руки;
- Развивает фантазию и образное мышление;
- Развивает умение малыми средствами выражать характер;
- Развивает способность чувствовать другого и происходящее вокруг;
- Развивает способность к концентрации внимания.
Декорации еще более доступны в исполнении.
Куклы изготавливаются из бумаги и картона с использованием элементов раскрашивания и аппликации. Куклы для теневого театра используются для работы со страхами и изготавливаются из черного картона.
- Постановка сказки с помощью кукол.
Оживляя куклу, ребенок чувствует и видит, как каждое его действие отражается на поведении куклы, т.е. получает обратную связь на свои действия. Это помогает ребенку самостоятельно корректировать свои действия.
Работа с куклой позволяет:
- Совершенствовать мелкую моторику и координацию движений;
- Нести ответственность за управление куклой;
- Проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни не позволяет себе проявлять;
- Осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями состояния куклы;
- Научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;
- Развивает способность к концентрации внимания.
Цели программы:
- Развивать творческое воображение, оригинальность мышления
- Воспитывать умение взаимодействовать с людьми, уверенность в себе
- Способствовать сплочению детского коллектива
Задачи программы.
Задачи программы соответствуют выдвинутым целям и конкретным методикам, использованным в реализации программы.
В курсе «Сказкотерапия» используются адаптированные варианты известных в практической психологии методик и технологий, предлагаемые детям в форме игровых занятий и творческих мастерских.
Согласно традиционной форме деления, все задачи можно разделить на:
Обучающие:
- Формировать умение работать в режиме творческой мастерской – формулировать задачу, разрабатывать план действий, находить нестандартные решения поставленной задачи и др.
- Формировать умение работать в режиме проблемного обучения.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-волевые свойства личности.
- Развивать личностную сферу поведения.
- Развивать познавательные процессы учащихся ( мышление, внимание, память, воображение)
- Развивать познавательную и личностную активность учащихся.
Воспитательные:
- Формировать основополагающие качества личности
- Формировать нравственные и моральные нормы поведения.
- Формировать чувство вкуса и стиля.
- Формировать индивидуальный стиль поведения и интеллектуальной деятельности учащихся. Расширять коммуникативные способности детей.
Отличительные особенности данной программы в сравнении с уже существующими:
в ней учтены социокультурные потребности детей, сотрудничество с родителями, личный опыт преподавателя, использованы методические и авторские материалы ученых-психологов. В данной программе широко применяются игровые технологии.
Условия для реализации программы:
материал изложен в соответствии с утвержденным в учреждении режимом работы. Программа рассчитана на три года обучения, 36 учебных недель в году, количество часов в неделю – 3, в год – 108 часов. Занятия проводятся три раза в неделю, продолжительность одного занятия один академический час.
Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы: 6-11 лет. Прием осуществляется на добровольной основе.
Сроки реализации (продолжительность образовательного процесса):
программа сказкотерапии рассчитана на три года;
в основе построения программы положены принципы концентрического изложения материала, т.е. каждый год информационные блоки повторяются, изменяется лишь набор используемых технологий и методик, с учетом возрастных особенностей воспитанников и уровнем развития умений и навыков.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности:
Иногда вначале поведение героя не является активным: толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Результатом удовлетворения основных потребностей ребенка в процессе сказкотерапии становится формирование целого ряда качеств личности:
Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров по общению, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров;
Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
- Мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявления доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
- Когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.
- Поведенческого, позволяющего выбирать адекватные ситуации способы общения и взаимодействия с другими людьми.
Сказка пробуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него проявляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.
Критерии оценки заключаются в успешном усвоении разделов программы, первоначальном уровне теоретических знаний, практических умений и навыков.
В результате освоения обязательного минимума содержания программы обучающиеся должны знать:
1. Чем отличается авторская сказка от народной
2. Особенности волшебных сказок
3. Знать сказки К.Чуковского, С.Маршака, Г.Х.Андерсена и др.;
уметь: 1. Пересказывать сказку
2. Понимать основной смысл сказки
3. «Играть в сказку»
4. Овладеть простейшими навыками аппликации
Формой подведения итогов является:
выставки, викторины, драматические постановки.
Каждое занятие курса сказкотерапии одновременно является диагностическим и психотерапевтическим (подбирается литературный и музыкальный ряд, не содержащий агрессии, с близкими детям ситуациями, используются упражнения на релаксацию).
Диагностика эффективности образовательного процесса
осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.
Содержание программы
Отличительные особенности данной программы
Привлекательность метода сказкотерапии заключается в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики и нравоучений.
Самое большее, что может присутствовать в сказке – это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
- Неопределенность места действия и главного героя.
«В некотором царстве, в некотором государстве…» Сказка дает понять, что такая история могла произойти где угодно. Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий происходящих в сказке.
Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена героев повторяются из сказки в сказку. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем.
- Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребенок, читая сказку, выносит для себя тот смысл, который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется и ту же самую сказку может воспринять по-другому.
Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы.
- Четкое разделение добра и зла. Победа добра. Психологическая защищенность.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Оказывается, что все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать его более сильным и мудрым. Герой, совершивший плохой поступок, получит по заслугам. Формируется закон жизни – как ты относишься к Миру, так и он отнесется к тебе.
- Наличие тайны и волшебства.
Итак, сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
Содержание основных блоков обучения по программе
Блок 1. Добро пожаловать в сказочный мир. Развитие творческого потенциала детей.
21час.
На данном этапе программы работа направлена на сплочение детского коллектива, развитие произвольности поведения, стимулирование творческого самовыражения, освоение первичных умений и навыков, необходимых для работы с использованием метода сказкотерапии.
Блок 2. Я единственный на планете. Формирование позитивного отношения к своему «Я».
27 часов.
На втором этапе программы работа направлена на формирование позитивного отношения к своему «Я», раскрытие своего «Я», повышение самооценки, коррекцию у детей нежелательных черт характера и поведения и формирование адекватных форм поведения.
Блок 3. День за днем в стране Фантазия.
30 часов.
Данный блок является основным блоком программы и направлен на решение поставленных целей и задач программы. Основной акцент сделан на развитие самосознания и саморегуляции учащихся.
Блок 4. Лабиринты моего Я.
30 часов.
Данный блок направлен на накопление эмоционально-положительного опыта, формирование мотивации на дальнейшее самопознание и саморазвитие, отработка навыков самопрезентации и закрепление коммуникативных умений.
Каждое занятие курса сказкотерапии одновременно является диагностическим и психотерапевтическим (подбирается литературный и музыкальный ряд, не содержащий агрессии, с близкими детям ситуациями, используются упражнения на релаксацию).
Для развития памяти детей систематически проводятся занятия, включающие итоговый контроль (загадки, ребусы, кроссворды – по изученному материалу).
Учебно-тематический план
Первый год обучения 72 часа
№ | Наименование разделов, тем | Виды занятий (в часах) | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | "Добро пожаловать в сказочный мир" | 3 | 10 |
а) Любимые сказочные герои | 1 | 2 | |
б) Любимые игрушки |
| 1 | |
в) Сказки лета
Б.Заходер «Серая звездочка»
Г.Х.Андерсен «Цветы маленькой Иды» |
|
| |
1 | |||
1 | 2 | ||
г) Сказочные помощники – кто они?
Волшебные сказки | 1 | 1 | |
д) Волшебные предметы Волшебные сказки | 2 | ||
е) Викторина по прочитанным сказкам | 1 | ||
2. | «Я единственный на планете» | 5 | 15 |
а) Сказки авторские и народные Знакомые народные сказки | 1 | 3 | |
б) Сказки К.Чуковского | 1 | 2 | |
в) Сказки Р.Киплинга | 1 | 2 | |
г) Писатель и читатели С.Маршак. Письма детям Сказка «Кошкин дом» | |||
1 | |||
2 | |||
д) Необыкновенное в обычном Сказки Г.Х.Андерсена | 1 | 6 | |
3. | «День за днем в стране Фантазия» | 4 | 14 |
Зимние сказки | |||
а) Русская народная сказка «Снегурочка» б) Бр.Гримм «Госпожа Метелица» в) З.Топелиус «Зимняя сказка» г) З.Топелиус «Сампо-Лопаренок» д) П.Бажов «Серебряное копытце» е) Г.Х.Андерсен «Снежная королева» |
| 1 | |
1 | 1 | ||
1 | 2 | ||
| 2 | ||
1 | 2 | ||
1 | 4 | ||
ж) Мастерская Деда Мороза (изготовление игрушек) | 2 | ||
4. | Лабиринты моего «я» | 3 | 15 |
Народные сказки | |||
а) Сказки о животных б) Бытовые сказки в) Волшебные сказки г) Урок-викторина | 1 | 5 | |
1 | 2 | ||
1 | 10 | ||
1 | |||
Итого: | 15 | 57 |
Второй год обучения 72 часа
№ | Наименование разделов, тем | Виды занятий (в часах) | |
Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1. | «Добро пожаловать в сказочный мир» | 2 | 12 |
а) Вспомним лето Викторина по прочитанному ранее Аппликация из цветной бумаги | |||
1 | |||
1 | |||
б) Сказки о животных Народные Авторские | |||
1 | 5 | ||
1 | 5 | ||
2. | «Я единственный на планете» | 3 | 15 |
Веселые рассказы о ребятах а) Н.Носов б) Е.Пермяк в) В.Драгунский |
|
| |
1 | 5 | ||
1 | 5 | ||
1 | 7 | ||
3. | 3. «День за днем в стране Фантазия» | 5 | 21 |
Волшебные авторские сказки а) Ш.Перро б) Э.А.Т.Гоффман в) В.Гауф г) Э.Лабуле д) О.Уайльд | |||
1 | 7 | ||
1 | 5 | ||
1 | 3 | ||
1 | 3 | ||
1 | 3 | ||
4. | Лабиринты моего «Я» | 2 | 12 |
а) Волшебные сказки М.Меттерлинка | 1 | 3 | |
б) Рассказы Ю.Яковлева о детях | 1 | 8 | |
в) Итоговый урок-викторина | 1 | ||
Итого: | 12 | 60 |
Третий год обучения 72 часа
№ | |||
1. | «Добро пожаловать в сказочный мир» | 3 | 17 |
Сказки народов мира а) Бытовые (об упорстве и лени, о доброте и неблагодарности, об уме и глупости и о многом другом) б) Сказки о животных в) Волшебные сказки | |||
1 | 7 | ||
1 | 5 | ||
1 | 5 | ||
2. | «Я единственный на планете» | 1 | 21 |
Сказки советских писателей а) Л.Лагин. Истории о Тритутике б) А.Пантелеев. Фенька в) Л.Лагин. Старик Хоттабыч г) В.Волков. Волшебник Изумрудного города | |||
1 | 5 | ||
4 | |||
6 | |||
6 | |||
3. | День за днем в стране «Фантазия» | 2 | 12 |
Сказки зарубежных писателей а) С.Лагерлеф. Чудесные приключения Нильса с дикими гусями б) П.Треверс. Мери Поппинс в) Урок-викторина | |||
1 | 4 | ||
1 | 7 | ||
1 | |||
4. | Лабиринты моего «Я» | 2 | 14 |
Сказки зарубежных писателей а) А.Линдгрен. Истории о Малыше и Карлсоне б) А.Линдгрен. Мио, мой Мио! в) Итоговый урок | |||
1 | 9 | ||
1 | 4 | ||
1 | |||
Итого: | 8 | 64 |
Методическое обеспечение
Каждое занятие строится на основе рассказанного учителем или прочитанного литературного материала. Проводятся беседы с опорой на жизненный опыт детей.
Используются нетрадиционные работы со сказками: добрые и злые герои меняются местами, рассказывание сказки с середины, частица «не» и новая сказка, изменение финала сказки и т.д. и т.п.
Практикуется коллективное рассказывание сказки, инсценирование целой истории или отдельных сцен, иллюстрирование.
Для подведения итогов проводятся выставки рисунков и викторины.
Таким образом, поскольку сказка многогранный материал, выделяется несколько направлений в работе, позволяющих использовать эмоциональные, познавательные, социальные приемы и методы, создавая ситуацию успеха, взаимопомощи, творчества.
Список использованной литературы.
- Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2001.
- Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
- Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программы, методические рекомендации, сборник упражнений. Сост. А. П. Ершова. М., 1990.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник программ. Речь, СПб, 2000.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
- Зинкевич Т.Д. Михайлов А.М. Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. Смарт, СПб, 1996.
- Короткова Л.Д. Сказка – для светлого ума закваска. Методические рекомендации для психокоррекционной работы. М., 2001.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Менделл Мюриэл. Сказочные головоломки, или проделки коварного джинна. М.: Аст-пресс, 1998.
- Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
- Пезешкиян И. Торговец и попугай. М., 1992.
- Погосова Н. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2000.
- Практикум по арт-терапии Под ред. А. И. Копытина. СПб., 2000.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 1990.
- Пропп В. Я. Морфология сказки. М., 1969.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ,1986.
- Савкова 3. В. Техника звучащего слова. М., 1984.
- Сакович Н. А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования. Мн., 2003.
- Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ. Речь, СПб, 2005.
- Самоукина Н. В. Психология оптимизма. М., 2001.
- Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
- Тамберг Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка. СПб., 2002.
- Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. М.: ACT, 2000.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. М.: Генезис, 1998.
- Франц М.Л. Психология сказки СПб,1998.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М,, 1995.
- Чернихович Е. Винни-Пух решает вслух. Гомель: ИПП СОЖ, 1995.
- Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. СПб.: Речь, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...