конспект урока "Курение"
план-конспект занятия по зож (3 класс) по теме

Рассамахина Елена Николаевна

Данный конспект разработан в рамках программы "Полезные привычки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_kurenie_3_klass.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,

средняя общеобразовательная

школа № 38 г. Томска.

УРОК ПО ПРОГРАММЕ

«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ»

3 класс

Учитель: Рассамахина Елена Николаевна

 

Тема урока: Курение (часть I). Информация.

Цель урока:

Показать вредное влияние табачного дыма на организм.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с вредным влиянием курения на здоровье.
  2. Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.

Теоретические положения:

Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить.

Словарь:

Никотин – это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.

Смолы -  это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.

Угарный газ – это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

Привыкание – это такое состояние, когда кажется, что бросить курить невозможно.

Материалы для урока:

Листы, цветные карандаши или фломастеры,  марионетка Бабы Яги, шаблоны лица для каждой группы, карточки с напечатанным текстом для каждого ученика, кассета с мультфильмом «Остров сокровищ».

Ход урока.

0 этап. Энергизатор.

Упражнение-энергизатор «Я»

Инструкция: каждый по очереди называет какое-то свое качество, а все громко кричат: «ДА – да. Точно - точно!»,- после того как он назвал. И так все по очереди. Это хорошо поднимает самооценку, позволяет быть услышанным каждому и поднимает энергию.

1 этап. Открытие урока.

  1. Постановка проблемы (демонстрация отрывка из мультфильма «Остров сокровищ» - «Песня о вреде курении»)

- О какой вредной привычке поется в песне?

- Минздрав – это министерство здравоохранения.

- О чем предупреждает Минздрав?

-  В песне Колумб закурил  трубку мира с вождями, а потом курение распространилось по всему миру. Почему люди стали курить? В чем причина?

- Дома вам необходимо было ответить на вопросы анкеты.

  1. Анализ анкет:

  1. Сколько человек в семье курят?
  2. Причина, по которой начали курить?

- Поднимите, руку те, кто ответил на вопросы анкеты.

- Какие ответы у вас получились?

Составление сводной таблицы на доске:

 

Семьи, в которых нет курящих.

Семьи, в которых есть курящие

Причины, по которым начали курить.

- Какие выводы можно сделать?

- Очень много (мало) семей, в которых есть курящие.

- Причины,  по которым начали курить разные. Перечисляю, что получилось.

- Как считают ваши близкие, курение вредит здоровью или нет?

- А как считаете вы?

  1. Сообщение темы урока:

- Итак, кто понял, какая тема нашего урока?

- Действительно, сегодня мы с вами будем говорить о курении. Попытаемся определить, какой вред курение наносит нашему организму.

  1. Мозговой штурм.

- Вернемся к вопросу, приносит курение вред организму или наоборот, приносит пользу. В чем это выражается? Какие будут варианты?

- Ответы детей.

Все ответы записываю на доске в 2 колонки: вред здоровью и польза здоровью. Проговариваю, что получилось.

Записи не стираю до того момента, пока не изучим информацию о курении. После этого, неправильные записи убираем.

2 этап. Работа в группах.

Класс разделен на группы. Каждому ученику дан небольшой текст о курении.

1)Табак – это вещество, неприятное на вкус. Люди употребляют его потому, что он содержит никотин – вещество, вызывающее привыкание. Никотин – это яд, его никогда не принимают в чистом виде. В основном люди вдыхают никотин при курении. Табачный дым, кроме никотина, содержит ещё сотни химических веществ. Например, смолы, угарный газ.

Смолы -  это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.

Угарный газ – это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.

43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести к раку лёгких. Фильтры сигарет уменьшают количество вдыхаемых веществ, но не устраняют их.

2)Входными путями для проникновения табачного дыма являются органы дыхания. Они – то и принимают на себя первый «удар» табачных ядов. Заядлых курильщиков постоянно беспокоит кашель, голос становится более грубым и хриплым. Под влиянием дыма происходит нарушение функции лёгких. Почти каждый больной с заболеванием органов дыхания – курящий. Вероятность возникновения рака лёгких у любителей табака в 10 раз выше, чем у некурящих. От табака страдает сердечно – сосудистая система. А приступы ишемической болезни сердца, приводящие к внезапной смерти, у курящих в 4 раза чаще, чем у некурящих.

3)Чувствительны к вдыхаемому дыму от сигареты и органы пищеварения. Под влиянием табачного дыма портится зубная эмаль, что способствует разрушению зубов. У злостных курильщиков снижается аппетит и ухудшается пищеварение. Также курение пагубно влияет на печень, поджелудочную железу. У курящих людей плохо усваиваются витамины, может нарушиться обмен веществ.

На фоне курения более тяжело и продолжительно протекает любое заболевание, в результате чего снижаются работоспособность, физическая и умственная активность.

Злоупотребление курением вызывает отравление организма.

Курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу тяжело. Оно страдает и болеет.

4)При вдыхании табачного дыма никотин попадает в лёгкие и всасывается в кровь. Достигает мозга через 7 секунд, быстрее, чем лекарства, вводимые внутривенно. Влияет на клетки мозга, чувствительные к никотину. Когда человек только начинает курить, он может испытывать тошноту и головокружение. Позднее никотин приводит к тому, что у курильщика повышается уровень сахара в крови, что может привести к сахарному диабету. А также снижаются вкусовые ощущения. Это часто приводит к потере аппетита. Другие последствия курения – жёлтые зубы и пальцы, несвежий запах кожи, волос и одежды.

5) О вреде курения сказано немало. Но люди считают, что курение – это безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Но это не так! Никотин – один из ядов, который особенно опасен не только для физического здоровья, но и для духовного. Ещё бы! Ведь капля никотина убивает лошадь, а хомячка  разрывает на куски! Для человека смертельная доза составляет 2 – 3 капли. И это без учёта других вредных наполнителей сигареты.

Постоянное поглощение небольших доз никотина вызывает привыкание к курению, становится необходимым. Однако, если некурящий человек в один приём получает значительную дозу никотина, может наступить смерть.

Что касается школьников, то число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курильщик отдаёт всю свою энергию во власть сигареты.  Неужели ты хочешь стать рабом этой вонючей сигареты?

Работа с текстом:

  1. Дети читают текст.
  2. Обсуждают в группах.
  3. Составляют и записывают  два  вопроса по тексту.
  4. Докладчик из каждой группы рассказывает, что они изучили. А затем задает другим группам   вопросы по тексту. Таким образом, выступает каждая группа.

Физпауза – массаж в группах.

3 этап. Отработка навыков.

  1. Фронтальный опрос:  

 

- Что такое табак?

- Что такое никотин?

- Что такое смолы?

- Что такое угарный газ?

- Какие органы являются входными путями для проникновения табачного дыма?

- На какие ещё органы влияет курение?

- Почему не все люди могут бросить курить?

- В начале XX века великий русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой сказал:

Курить – значит обращать свою совесть в дым.

- Почему он так сказал?

  1. Эксперимент.

- Посмотрите, пожалуйста, на нашу красавицу. А теперь взгляните, какой она стала в старости. Наша бабушка привыкла курить, и никак не может понять, что это вредно для здоровья. Давайте проведем эксперимент, чтобы доказать бабушке, как курение влияет на организм человека.

Модель курения:

  Возьмите пустую пластиковую бутылку большого размера. Обмотайте один конец сигареты без фильтра ватой и вставьте в горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажгите сигарету и начните раскуривать ее, нажимая на бутылку как на резиновую грушу. «Выкурите» сигарету до конца вблизи окна. Достаньте вату из бутылки и покажите детям её цвет. Предложите понюхать.

- На вате осели вредные вещества. Из–за них она стала желтого цвета. Тоже  происходит в организме человека, когда он курит.

- Приятный ли запах идет от ваты?

- Хочется ли вам понюхать его еще раз?

- Знает ли кто–нибудь из вас, что такое пассивное курение?

- Действительно, пусть человек сам не курит, но он находится в помещении, где курят. И он также вдыхает табачный дым, и, следовательно, все вредные вещества, о которых мы сегодня говорили, попадают к нему в организм.

- Какой можно сделать вывод из моих слов?

     

  1. Работа в группах.

На столе ватман с нарисованным лицом, которое разделено на две части по вертикали.

- Вам необходимо раскрасить лицо так, что по левой части получилось, что человек не курит, а по правой части можно понять, что это лицо курильщика.

- Затем от каждой группы представитель  рассказывает, почему так нарисовали.

   

     

  1. Подведение итогов урока:

Вернемся к тому, что мы написали на доске в начале урока.

- Мы получили много информации о курении. Давайте, определим, какие высказывания истинные, а какие ложные.

- Итак, какой вывод вы сделали для себя – будете курить или нет? Почему?

- Поскольку никотин вызывает привыкание, бросить курить достаточно сложно, но возможно. Но наиболее разумно не начинать курить вообще.

- Для того чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях, нужно хорошо себя чувствовать, быть здоровым и сильным. Многие из вас занимаются спортом. А курение не совместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят.

 

- Итак, что нового узнали на сегодняшнем уроке?

- Пожалуйста, допишите незаконченные предложения с учетом приобретенного опыта:

(детям раздаю листочки с незаконченными предложениями)

- Мне стало известно, что…

- Я полностью понимаю, что…

- Считаю, что разумно сделать следующее…

- На следующем занятии мы продолжим говорить  курении.

6. Оценивание урока детьми. Игра «Полянка цветов».

Оцените сегодняшний урок: если у вас после урока отличное  настроение, прикрепите к доске красный цветок; если настроение хорошее – желтый цветок. Если настроение плохое – коричневый цветок.

Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...