конспект урока "Курение"
план-конспект занятия по зож (3 класс) по теме
Данный конспект разработан в рамках программы "Полезные привычки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_teme_kurenie_3_klass.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная
школа № 38 г. Томска.
УРОК ПО ПРОГРАММЕ
«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ»
3 класс
Учитель: Рассамахина Елена Николаевна
Тема урока: Курение (часть I). Информация.
Цель урока:
Показать вредное влияние табачного дыма на организм.
Задачи урока:
- Познакомить детей с вредным влиянием курения на здоровье.
- Показать, что существует много безопасных и интересных способов проводить время.
Теоретические положения:
Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить.
Словарь:
Никотин – это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы - это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.
Угарный газ – это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
Привыкание – это такое состояние, когда кажется, что бросить курить невозможно.
Материалы для урока:
Листы, цветные карандаши или фломастеры, марионетка Бабы Яги, шаблоны лица для каждой группы, карточки с напечатанным текстом для каждого ученика, кассета с мультфильмом «Остров сокровищ».
Ход урока.
0 этап. Энергизатор.
Упражнение-энергизатор «Я»
Инструкция: каждый по очереди называет какое-то свое качество, а все громко кричат: «ДА – да. Точно - точно!»,- после того как он назвал. И так все по очереди. Это хорошо поднимает самооценку, позволяет быть услышанным каждому и поднимает энергию.
1 этап. Открытие урока.
- Постановка проблемы (демонстрация отрывка из мультфильма «Остров сокровищ» - «Песня о вреде курении»)
- О какой вредной привычке поется в песне?
- Минздрав – это министерство здравоохранения.
- О чем предупреждает Минздрав?
- В песне Колумб закурил трубку мира с вождями, а потом курение распространилось по всему миру. Почему люди стали курить? В чем причина?
- Дома вам необходимо было ответить на вопросы анкеты.
- Анализ анкет:
- Сколько человек в семье курят?
- Причина, по которой начали курить?
- Поднимите, руку те, кто ответил на вопросы анкеты.
- Какие ответы у вас получились?
Составление сводной таблицы на доске:
Семьи, в которых нет курящих. | Семьи, в которых есть курящие | Причины, по которым начали курить. |
- Какие выводы можно сделать?
- Очень много (мало) семей, в которых есть курящие.
- Причины, по которым начали курить разные. Перечисляю, что получилось.
- Как считают ваши близкие, курение вредит здоровью или нет?
- А как считаете вы?
- Сообщение темы урока:
- Итак, кто понял, какая тема нашего урока?
- Действительно, сегодня мы с вами будем говорить о курении. Попытаемся определить, какой вред курение наносит нашему организму.
- Мозговой штурм.
- Вернемся к вопросу, приносит курение вред организму или наоборот, приносит пользу. В чем это выражается? Какие будут варианты?
- Ответы детей.
Все ответы записываю на доске в 2 колонки: вред здоровью и польза здоровью. Проговариваю, что получилось.
Записи не стираю до того момента, пока не изучим информацию о курении. После этого, неправильные записи убираем.
2 этап. Работа в группах.
Класс разделен на группы. Каждому ученику дан небольшой текст о курении.
1)Табак – это вещество, неприятное на вкус. Люди употребляют его потому, что он содержит никотин – вещество, вызывающее привыкание. Никотин – это яд, его никогда не принимают в чистом виде. В основном люди вдыхают никотин при курении. Табачный дым, кроме никотина, содержит ещё сотни химических веществ. Например, смолы, угарный газ.
Смолы - это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.
Угарный газ – это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести к раку лёгких. Фильтры сигарет уменьшают количество вдыхаемых веществ, но не устраняют их.
2)Входными путями для проникновения табачного дыма являются органы дыхания. Они – то и принимают на себя первый «удар» табачных ядов. Заядлых курильщиков постоянно беспокоит кашель, голос становится более грубым и хриплым. Под влиянием дыма происходит нарушение функции лёгких. Почти каждый больной с заболеванием органов дыхания – курящий. Вероятность возникновения рака лёгких у любителей табака в 10 раз выше, чем у некурящих. От табака страдает сердечно – сосудистая система. А приступы ишемической болезни сердца, приводящие к внезапной смерти, у курящих в 4 раза чаще, чем у некурящих.
3)Чувствительны к вдыхаемому дыму от сигареты и органы пищеварения. Под влиянием табачного дыма портится зубная эмаль, что способствует разрушению зубов. У злостных курильщиков снижается аппетит и ухудшается пищеварение. Также курение пагубно влияет на печень, поджелудочную железу. У курящих людей плохо усваиваются витамины, может нарушиться обмен веществ.
На фоне курения более тяжело и продолжительно протекает любое заболевание, в результате чего снижаются работоспособность, физическая и умственная активность.
Злоупотребление курением вызывает отравление организма.
Курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу тяжело. Оно страдает и болеет.
4)При вдыхании табачного дыма никотин попадает в лёгкие и всасывается в кровь. Достигает мозга через 7 секунд, быстрее, чем лекарства, вводимые внутривенно. Влияет на клетки мозга, чувствительные к никотину. Когда человек только начинает курить, он может испытывать тошноту и головокружение. Позднее никотин приводит к тому, что у курильщика повышается уровень сахара в крови, что может привести к сахарному диабету. А также снижаются вкусовые ощущения. Это часто приводит к потере аппетита. Другие последствия курения – жёлтые зубы и пальцы, несвежий запах кожи, волос и одежды.
5) О вреде курения сказано немало. Но люди считают, что курение – это безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Но это не так! Никотин – один из ядов, который особенно опасен не только для физического здоровья, но и для духовного. Ещё бы! Ведь капля никотина убивает лошадь, а хомячка разрывает на куски! Для человека смертельная доза составляет 2 – 3 капли. И это без учёта других вредных наполнителей сигареты.
Постоянное поглощение небольших доз никотина вызывает привыкание к курению, становится необходимым. Однако, если некурящий человек в один приём получает значительную дозу никотина, может наступить смерть.
Что касается школьников, то число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курильщик отдаёт всю свою энергию во власть сигареты. Неужели ты хочешь стать рабом этой вонючей сигареты?
Работа с текстом:
- Дети читают текст.
- Обсуждают в группах.
- Составляют и записывают два вопроса по тексту.
- Докладчик из каждой группы рассказывает, что они изучили. А затем задает другим группам вопросы по тексту. Таким образом, выступает каждая группа.
Физпауза – массаж в группах.
3 этап. Отработка навыков.
- Фронтальный опрос:
- Что такое табак?
- Что такое никотин?
- Что такое смолы?
- Что такое угарный газ?
- Какие органы являются входными путями для проникновения табачного дыма?
- На какие ещё органы влияет курение?
- Почему не все люди могут бросить курить?
- В начале XX века великий русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой сказал:
Курить – значит обращать свою совесть в дым.
- Почему он так сказал?
- Эксперимент.
- Посмотрите, пожалуйста, на нашу красавицу. А теперь взгляните, какой она стала в старости. Наша бабушка привыкла курить, и никак не может понять, что это вредно для здоровья. Давайте проведем эксперимент, чтобы доказать бабушке, как курение влияет на организм человека.
Модель курения:
Возьмите пустую пластиковую бутылку большого размера. Обмотайте один конец сигареты без фильтра ватой и вставьте в горлышко бутылки свободным концом наружу. Зажгите сигарету и начните раскуривать ее, нажимая на бутылку как на резиновую грушу. «Выкурите» сигарету до конца вблизи окна. Достаньте вату из бутылки и покажите детям её цвет. Предложите понюхать.
- На вате осели вредные вещества. Из–за них она стала желтого цвета. Тоже происходит в организме человека, когда он курит.
- Приятный ли запах идет от ваты?
- Хочется ли вам понюхать его еще раз?
- Знает ли кто–нибудь из вас, что такое пассивное курение?
- Действительно, пусть человек сам не курит, но он находится в помещении, где курят. И он также вдыхает табачный дым, и, следовательно, все вредные вещества, о которых мы сегодня говорили, попадают к нему в организм.
- Какой можно сделать вывод из моих слов?
- Работа в группах.
На столе ватман с нарисованным лицом, которое разделено на две части по вертикали.
- Вам необходимо раскрасить лицо так, что по левой части получилось, что человек не курит, а по правой части можно понять, что это лицо курильщика.
- Затем от каждой группы представитель рассказывает, почему так нарисовали.
- Подведение итогов урока:
Вернемся к тому, что мы написали на доске в начале урока.
- Мы получили много информации о курении. Давайте, определим, какие высказывания истинные, а какие ложные.
- Итак, какой вывод вы сделали для себя – будете курить или нет? Почему?
- Поскольку никотин вызывает привыкание, бросить курить достаточно сложно, но возможно. Но наиболее разумно не начинать курить вообще.
- Для того чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях, нужно хорошо себя чувствовать, быть здоровым и сильным. Многие из вас занимаются спортом. А курение не совместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят.
- Итак, что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Пожалуйста, допишите незаконченные предложения с учетом приобретенного опыта:
(детям раздаю листочки с незаконченными предложениями)
- Мне стало известно, что…
- Я полностью понимаю, что…
- Считаю, что разумно сделать следующее…
- На следующем занятии мы продолжим говорить курении.
6. Оценивание урока детьми. Игра «Полянка цветов».
Оцените сегодняшний урок: если у вас после урока отличное настроение, прикрепите к доске красный цветок; если настроение хорошее – желтый цветок. Если настроение плохое – коричневый цветок.
Посмотрите, какая замечательная полянка у нас получилась
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...