Программа экологического воспитания школьников "Экологический экскурс"
методическая разработка
В настоящее время "экологизация" воспитательной работы школы стала одним из главных направлений. Школьники должны получить знания о состоянии окружающей среды в нашем регионе, области, городе. Обучить ребенка макроэкологии традиционными способами не получится, поэтому надо внедрять новые- кружки, экскурсии, викторины, диспуты, дискуссии, интегрированную работу. Данная разработка- программа интеграции педагога- психолога и учителя- логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologich_progr.docx | 360.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей №1»
МБОУ СОШ №12
Программа экологического воспитания школьников «Экологический экскурс»
Программу составили:
педагог- психолог Пужанская М.Ф.
Учитель- логопед Берестова Ю.А.
Аннотация.
Экологическое образование и воспитание в современной школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Экологическими знаниями должны обладать все.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.
Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.
Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружках, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся очень важно наполнить все мероприятия местным материалом о состоянии среды в нашем регионе, городе, районе.
Мы, Пужанская Мария Федоровна- педагог-психолог МБОУ ЗАТО г. Североморск «Лицей №1» и Берестова Юлия Александровна- учитель- логопед МБОУ СОШ №12, разработали краткий цикл интегрированных занятий по экологическому воспитанию для 2-4 классов.
Оглавление
Аннотация………………………………………………………………………...2
Оглавление……………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………..4
Основная часть…………………………………………………………………..6
- Формы и методы экологического воспитания……………………….6
- Психологическое развивающее занятие
«Тайны нашей планеты!» для 2-4 кл. Часть 1………………………..8
- Часть 2 ……………………………………………………………………13
- Часть 3……………………………………………………………………17
- Стимульный материал………………………………………………....21
Заключение……………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………….23
Введение.
Актуальность проблемы.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречий мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Основой развития человечества должно стать содружество человека и природы. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное мировоззрение человека привело к отчуждению человека от природы... На смену потребительской психологии, природопокорительскому взгляду на мир должна прийти новая система ценностей.
С. Н. Глазачев
В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности. Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры младших школьников.
Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей, их отношением к окружающей среде, природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, «поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов, и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания» (С. Д. Дерябо).
Обостренные эмоциональность и чувственность младших школьников создают особые предпосылки для проявления интереса к самому себе, окружающим людям, к своему здоровью, природе, что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.
Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Наша методическая разработка «Экологический экскурс» разработана для педагогов 2-4 классов с целью воспитания у обучающихся интереса к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека.
Позволяет решать задачи:
- развивать связную речь детей; активизировать словарный запас детей (название планет, космических тел);
- развивать воображение, творческие способности детей;
- формировать умение работать в парах.
В программе 3 интегрированных занятия, памятки, материалы для викторин, выставок, экспериментов, план недели экологии в лицее.
Основная часть.
- Формы и методы экологического воспитания:
1. Интерактивные экологические мероприятия- это викторины, , «панорама добрых дел», выставки рисунков, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли, чтение по ролям, коллективное чтение рассказов о природе, натуралистические кампании «Недели экологии (леса, птиц…)», родительский лекторий.
2. Экологическая тропа- разнообразные виды деятельности обучающихся среди природы- уборка территории.
3. Исследовательская деятельность обучающихся.
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.
Эксперимент.
Психологическое коррекционно- развивающее занятие
«Тайны нашей планеты!» для 2-4 кл. Часть 1.
Цель: воспитание интереса к проблеме экологического кризиса на Земле и последствий деятельности человека;
Задачи:
- развивать связную речь детей; активизировать словарный запас детей (название планет, космических тел);
- развивать воображение, творческие способности детей;
- формировать умение работать в парах.
Материал: глобус, фотографии, цветные карандаша.
С1
Ход занятия:
Организационная часть.
С2
Этюд «Мое настроение».
Здравствуйте, ребята! Какой вы меня хотите видеть? Вот такой (педагог имитирует злость) или вот такой…(радость)? Конечно веселой и доброй. И я хочу видеть вас веселыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселиться добрая, веселая улыбка. А вы не хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте пошлём это настроение с воздушным поцелуем друг другу, гостям, новому дню.
Ребята, у нас на планете много тайн и чудес, много птиц и зверей. Отгадайте первую тайну, кто оставил эти следы.
У детей на партах находятся листочки с изображением следов животных.
С3
Задание- подумайте и подпишите, кому из животных принадлежат эти следы
Вот вам и вторая тайна
С4
Объясните, что между этими предметами общего:
Крокодил – лист дерева (зеленые, живые)
Стрекоза - самолет (летают, имеют крылья)
Солнце – луна (небесные тела, светят)
Швабра – пылесос (средства уборки, убирают пыль)
Снег – дождь (осадки)
Корова – волк (животные)
Яблоко – творог (продукты)
Воздух – камень (неживая природа)
Светлячок - фонарик (светят ночью)
Дом – планета Земля (живут люди)
А третью тайну сможете отгадать?
Попробуйте !
С5
Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает. (Солнце) Ночью по небу гуляю, Тускло землю освещаю. Скучно очень мне одной, А зовут меня ...(луной) На планете чудеса; Океаны и леса, Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери. (Земля) В телескоп скорей взгляните Ответ: (dǝɯиuoı) У далекой крохотной планеты, Ответ: (ноɯʎvu) Все планеты с полюсами, | Вот планетам младший брат, В небе я свечусь нередко, Это красная планета Пышный газовый гигант Ответ: (нɐdʎ) На планете синей-синей Ответ: (нʎɯuǝн) |
С6
Беседа «Наша планета»
Ребята! У вас хорошее настроение?
Должно быть хорошее, потому что нас окружают небо, природа, солнце, разные люди. Что объединяет всех жителей на разных точках Земли? (Мы живём на одной планете).
Дети, сегодня мы поговорим о нашей планете. Планета, на которой мы живём, называется Земля. Наша планета – это огромный-преогромный шар.
Она очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из Космоса в иллюминаторы космического корабля. Такой сверкающий голубой шар! Почему нашу планету называют голубой? (Потому что на планете Земля больше воды, чем суши).
В 1997 г. 22 апреля в России начали праздновать День Земли.
Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных. С 1994 года этот день объявлен всемирным.
С7
Физкультминутка.
Игра «Хвастуны»
Марс планета красивая, а земля еще – говорят дети- красивее
На Марсе моря глубокие, а на земле – говорят дети- еще глубже
На Марсе горы высокие, а на Земле- говорят дети- еще выше
На Марсе реки чистые, а на Земле- говорят дети- еще чище
На Марсе хлеб вкусный, а на Земле- говорят дети- еще вкуснее
На Марсе яблоки сладкие, а на Земле- говорят дети- еще слаще
Как мы с вами выяснили, наша планета самая, самая…..Однако на нашей планете существует много проблем и одна из них- экологическая.
С8
«Планета в опасности».
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги,
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету.
Широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли, человек?
Ребята, как нам с вами помочь планете? Ведь мы ещё дети, а планета огромная. (Ответы детей)
Творчество (Рисование дома).
Я предлагаю вам придумать экологические знаки для спасения планеты, с этими знаками мы обратимся к взрослым и попросим их спасти нашу планету.
Воспитанники разбиваются по парам, договариваются, выполняют задание.
После выполнения задания ребята рассматривают работы и рассказывают, что означает их знак. После чего знаки размещаются на мини – выставке в классе.
С10
Ребята, взрослые тоже осознали эту проблему и очень много делают для того, чтобы ее решить. Строятся самолеты с современным оборудованием, заводы, создаются заповедники, повышаются требования к автомобилям….
Вероятно, каждый из вас слышал о Красной книге.
Давайте познакомимся с некоторыми историческими фактами ее создания.
Красный цвет - сигнал опасности. Поэтому список исчезающих растений и животных, по предложению одного из самых авторитетных деятелей по охране природы – англичанина Питера Скотта, был удачно назван Красной книгой.
В октябре 1948 г. был создан МСОП – Международный Союз охраны природы. Одна из важнейших задач этой организации заключалась в создании перечня видов, находящихся на грани вымирания. Специальная комиссия начала работать над ней с 1949 г., но лишь в 1963 г. было готово первое издание справочника, который был назван Красной книгой.
Она имела крайне небольшой тираж и рассылалась только ученым и некоторым политикам. Особенностью книги заключалась в том, что она была похожа на календарь со сменными страницами. Изначально Красная книга содержала информацию о 312 видах птиц и ещё 211 видах млекопитающих, однако со временем появлялась новая информация, поэтому владельцам книг периодически высылались обновленные страницы.
Последним типовым изданием считается Красная книга, вышедшая в 1978 г. В ней некоторые страницы окрашены в зеленый цвет. Это те виды, чью численность удалось восстановить до безопасного значения. С тех пор работа над книгой продолжается, в ней регулярно появляются новые страницы, но структура книги остается неизменной.
CR – на грани уничтожения;
EN – исчезающие виды;
VU – уязвимые виды.
Необходимость создания Красной книги возникла в связи с тотальным истреблением многих представителей животного и растительного мира. Освоение новых территорий, строительство промышленных объектов на местах обитания некоторых видов, бездумная охота и бессмысленное истребление привели к тому, что множество видов растений и животных уже исчезли с лица Земли.
Красная книга Российской Федерации была издана в 2001 году. Этот официальный документ довольно большой (почти 900 страниц текста). Он дополнен фотографиями и иллюстрациями.
Сами страницы в Красной книге имеют различные цвета.
Черные страницы — содержат списки вымерших обитателей планеты.
Красные страницы — посвящены исчезающим и очень редким видам.
Желтые страницы — содержат перечень очень быстро исчезающих представителей флоры и фауны.
Белые страницы — список видов, которых в природе всегда было небольшое количество.
Серые страницы — здесь собраны животные и растения, которые мало изучены и произрастают, обитают в труднодоступных местах.
Зеленые страницы — здесь перечень видов, которые удалось буквально спасти от исчезновения.
С11
С12
С13
Мы рассмотрели лишь несколько растений, занесенных в Красную книгу. Но даже на этом примере можно убедиться, как беззащитна природа перед зачастую бездумным поведением человека. Не забывайте о том, что в наших силах сохранить жизнь и не дать исчезнуть с лица Земли прекрасному творению природы – цветам.
С14
К нам в гости пришёл почтальон Печкин. Он принёс «Телеграммы Лесного друга». Подумайте, кто мог написать эти телеграммы.
– Ребята! Берегите зелёную растительность! Не рвите нас! За вами пойдут и другие люди и им будет приятно любоваться нами. (Цветы)
– Не делайте на нас вырезки. От этого мы гибнем и сохнем. (Деревья)
– Не ловите нас ради забавы. (Бабочки)
– Не шевелите наш домик палками. Пойдет дождь и мы намокнем. (Муравьи)
– Ребята, почему вам пришли такие грустные телеграммы? (Ответы детей)
– Отправляемся на лесную опушку.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду, (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
С 15
А вы знаете растения и животных, которые в лесу? Давайте посмотрим. Наша четвертая тайна.
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон кладет. (Земляника)
В густом лесу под елкой,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Комочек, а живой. (Ежик)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
На поляне, возле елок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравейник)
С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету
Он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (Белка)
Днем слепа, ночью зряча,
Мышей ловит, а не кот. (Сова)
Мать, отца не знаю,
Но часто называю.
Детей знать не буду –
Чужим сбуду! (Кукушка)
С15
Часть 2.
Удивительные животные и растения Мурманской области
- На территории Мурманской области произрастают около 700 видов сосудистых растений(хвощи и папоротники ), 400 видов мохообразных (печеночники, листостебельные мхи), 575 видов лишайников и 273 видов грибов?
- голубика или гонобобель, вороника или шикша, морошка, брусника, черника, клюква растут у нас
- фауна Мурманской области представлена из:
- 67 видов млекопитающих (из них 21 вид морских);
- 258 видов птиц;
- 2 вида рептилий (гадюка и живородящая ящерица);
- 3 вида амфибий (серая жаба, остроморда и травяная лягушки);
- 10 видов пресноводных рыб (кумжа, голец, сиг, хариус, ряпушка, корюшка, щука, окунь, налим и т.д.);
- 200 видов беспозвоночных (черви, пиявки, водные моллюски - жемчужница речная, мидия ,
- 2000 видов насекомых (бабочки, водяные и воздушные жуки, ручейники, комары, мухи);
- Кого в народе называют Серебристой чайкой? «баклана».
В Мурманской области серебристая чайка птица перелетная. Питается она рыбой, грызунами, яйцами, птенцами, а также пищевыми отходами.
- Самая ценная наша рыба – сёмга. Она размножается в реке. Её мальки живут в пресной воде 3–4 года. Затем мигрируют (уплывают) в море. Примерно через три года взрослая сёмга возвращается на нерест в реку.
- Брусника – вечнозелёный кустарничек . Цветёт в июне–июле. Ягоды красные, кислые, сохраняются всю зиму под снегом. Отвар из листьев применяется при лечении почек, а ягоды – при недостатке в организме витаминов.
«Удивительные растения и животные Мурманской области»
1.Какой кустарник цветет еще до распускания листьев?
2.Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет?
3.Какие хищные растения растут в нашем крае?
4.Какая ягода сначала краснеет, а потом желтеет?
5. Какое дерево у нас первым осенью сбрасывает листву?
6.У какого растения листья опадают: черники или брусники?
7.Какое растение называют «водяным пиратом»?
8.Любимое лакомство оленей.
9.Растение – сигнал, которое предупреждает нас о том, что рядом болото.
10. Дерево-кормилица для зимующих птиц.
11. Родственница черники, ягоды которой значительно крупнее.
12. Цветение какого растения говорит приближении осени.
13. Назовите самое ценное растение Мурманской области.
14.Какая ягода трижды меняет свою окраску?
15.Что называют «лесным мясом»?
16.Почему сок сосны называют «живицей»?
17.Какое растение любят куропатки?
18. Какое растение можно использовать вместо йода и ваты?
19.У какого хвойного растения есть шишечки –ягоды?
20. Действительно ли камнеломка ломает камни?
21.Для чего березе нужны на белом стволе черные полоски?
22. Какие деревья – пылесосы высажены на улицах Мурманска?
23. Какое дерево цветет позже всех?
24. Какие растения остаются под снегом с зелеными листьями?
25.Где чаще можно встретить мхи: в хвойном или лиственных лесах?
26. Растет ли мох зимой?
27.Когда ягода слаще: в солнечную или пасмурную погоду?
28.Какое растение говорит о наступлении лета?
29.Какие растения растут только у нас на Севере?
30. Почему мох растет не в одиночку, а скученно?
Ответ:
1.Верба, ива.
2. Сосна – растение светолюбивое.
3. Пузырчатка, жирянка, росянка.
4.Морошка.
5. Береза.
6. Черники.
7. Пузырчатка.
8. Олений мох – ягель.
9. Пушица.
10.Рябина, сосна.
11. Голубика.
12. Вереск.
13. Родиола розовая.
14. Брусника.
15. Грибы.
16. Сок сосны заживляет ранки на дереве.
17.Дриаду, куропаточью траву.
18. Мох.
19. У можжевельника.
20. Нет.
21. Черные полоски – это чечевички, через их рыхлую ткань внутрь ствола поступает кислород, необходимый для дыхания дерева.
22. Тополя.
23. Липа.
24. Вечнозеленые.
25. В лиственных.
26. Да.
27. В солнечную.
28. Брусника.
29. Мак лапландский, одуванчик турьемыский, солнцецвет арктический, сосна лапландская…
30.Так легче собирать и удерживать влагу.
С 16
«Звери Кольского полуострова»
1.Самый крупный грызун Мурманской области.
2.Почему мышка дрожит?
3.Чем служит хвост для бобра?
4.Любимое лакомство песцов.
5.Почему свои жилища норка выбирает у водоемов?
6.Кого называют «полярной пеструшкой»?
7.След какого зверя похож на человеческий?
8.Какое животное называют «востроносой»?
9.Какой вид зайцев распространен у нас на Севере?
10.Семенами каких деревьев питаются белки?
11.Какое животное поморы называли кротом?
12.Какой вред лесу наносят лоси?
13. Какой зверек размножается даже зимой?
14.Известно, что площадь следа оленя и лося одинакова. А кому из них труднее ходить по снегу?
15. В летний день можно видеть, как стадо оленей стремительно несется куда-то, хотя им не угрожает опасность. Почему?
16.Как олень узнает, что под снегом есть ягель?
17. Детеныши какого зверя питаются молоком чужой матери?
18.У какого животного самый густой мех?
19.Самый мелкий хищный зверек?
20.Какого зверя боятся даже белые медведи?
21.Какая окраска зайца подвергает его большей опасности?
22.Какое прозвище у росомахи?
23.Почему весной не бьют пушных зверей?
24.Почему зайца называют косым?
25.Зачем медведь трется о кору деревьев, скребет ствол когтями, откусывает щепку?
26. Почему животные зализывают свои раны?
27. Боится ли ласка человека?
28.Любимый гриб белки.
29. Зачем олени иногда обгладывают рога других оленей?
30. Куда зайцу удобнее бежать: в гору или под гору?
Ответы:
1.Бобр.
2.Чтобы согреться.
3. Это руль и склад для накопления жира.
4. Лемминг.
5.В случае опасности она ныряет в воду.
6.Лемминга.
7. Медведя.
8. Землеройку.
9. Беляк.
10.Ели, сосны, почки ивы.
11.Водяную крысу.
12.Обьедают молодые ветки и ломают сосновый подрост.
13. Лемминг.
14.Лосю, он тяжелее оленя в 3-4 раза.
15.Обдувая себя ветром , они спасаются от комаров.
16. Он опускает нос к снегу и втягивает воздух. Чутьем узнает о наличии ягеля.
17. Зайцы.
18.У бобра.
19. Ласка.
20. Моржа.
21. Во время линьки.
22. Пастух.
23. Они линяют.
24.У него глаза навыкате по бокам головы. Ими он видит
сзади, сбоку и спереди.
25.Отмечает свои границы.
26. Слюна способствует заживлению ран, а также убивает микроорганизмы.
27. Нет. Даже становиться на задние лапки в угрожающей позе и может напасть.
28.Олений трюфель.
29.Удовлетворяют свою потребность в белках, протеине и минеральных солях, которые имеются в рогах.
30. В гору, потому что у зайца передние лапы короткие.
Игра «Доскажи словечко»
В чаще голову задрав
Воет с голоду… волк …жираф
Кто в малине знает толк
Косолапый, бурый медведь … волк
Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать свинья … муравей
Кто любит по ветвям носиться,
Конечно рыжая белка … лисица
Быстрее всех от страха,
Несется … заяц черепаха
В теплой лужице своей,
Громко квакал … лягушонок муравей
Природа Заполярья очень красива и живописна.
С17
С18
С19
Часть 3.
Творческое задание. Аппликация
Видеоролик
Пятая тайна
Проблемная ситуация
С20
Много на нашей планете лесов, животных, воды. Как это хорошо! Однако, в современном мире постоянно нарастает противоборство Природы и человека, расширяются озоновые дыры в атмосфере нашей планеты, накапливаются в больших количествах медленно утилизируемые радиоактивные отходы. До сих пор с целью освобождения территорий для пастбищ и пашен выжигаются огромные лесные массивы в Латинской Америке, повышается уровень углекислого газа и вредных выбросов во вдыхаемом нами воздухе
Если человечество перестанет властно относиться к Природе, то у неё всегда найдутся собственные силы для восстановления своей первозданности. Однако агрессия общества в отношении Природы порождает ответную агрессивную реакцию. Не всегда этот ответ прямой, но чаще опосредованный. Ведь срубая деревья, человек не сразу ощущает уменьшение количества кислорода во вдыхаемом воздухе. Видимые глазу промышленные выбросы отыгрываются на потомстве людей.
Замечено, что в регионах, где происходит наибольшее загрязнение окружающей среды, пропорционально возрастает число мутированных, умственно и физически отсталых существ. При общем потеплении климата увеличилась и частота возникновения смерчей и ураганов.
По определению экологов Природа не представляет уже единого целого, а являет собой взаимопереплетающиеся различные системы.
Лодка планеты одна на всех. Она мала и стала ненадежной под ударами техники, антропогенным давлением», и того мусора, который мы выбрасываем.
Игра «Найди неточность в суждении»
Предложить детям сказать, что неверно в суждениях и объяснить, почему они так считают:
- Мама убрала в квартире, и стало грязно.
- Цветок без воды расцветает.
- Когда человеку весело, он плачет.
- Летом идёт снег.
- После дождя на улице сухо.
«Экологические ситуации»
Каждая команда берет карточки с экологическими ситуациями. Задача участников — написать как можно больше вариантов борьбы с негативными последствиями этих ситуаций.
Экологические ситуации:
1. На большой территории вырубили лес.
2. Туристы в лесу после отдыха оставили кострище.
3. Фабрика сбрасывает в реку отходы.
С21
Мусор- глобальная проблема.
Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха. С каждым годом экологическое состояние в нашей стране становится все хуже. Именно поэтому государством предпринимаются все возможные меры для решения данной проблемы.
– А что ещё можно делать по защите планеты от мусора?
Проводить агитационную работу (выпуск литовок, экологических журналов)
А мы сами можем спасти планету от замусоривания? Конечно! Самое простое- это не бросать бумажки и другой мусор, где попало- например, из окон, в лесу, на берегу реки и просто на улице.
С22
В нашем городе есть мусоросжигательный завод.
Однако, проблема с сортировкой и хранением бытового мусора решена не окончательно.
Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образуется высокая гора.
На 1 жителя планеты приходится 1т. мусора в год.
С23
В некоторых странах берега реки выглядят именно так.
С24
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц встречая перелетных
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только здесь
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой похожей нету.
Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг.
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки сознания и отношения к природе жизнь человека на земле может прекратиться гораздо раньше, чем мы предполагаем. Вот почему каждому нужно бережно относиться к природе, её богатствам во избежание катастрофы на Земле.
Под фонограмму мелодичной музыки со звуками природы учитель предлагает учащимся закрыть глаза, расслабиться и послушать:
«С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев. Это музыка природы, музыка жизни. Умей слушать её, умей наслаждаться ею. И надо, научиться человеку поступать так, чтобы не нарушать этой музыки, музыки природы. Природа преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то новое, удивительное. Нужно уметь видеть и слышать всё, что происходит вокруг».
Миг
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам –
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам –
Нечто не повториться!
За мигом миг,
За шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так –
И всё не так
Через одно мгновенье!
Р. Рождественский
С25
Маленький принц из сказки Антуана де Сент-Экзюпери оставил людям свой завет:
«Запомни, есть такое твердое правило. Встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Уважайте себя! Уважайте природу, и вам за это она ответит тем же.
С26
Спасибо.
Стимульный материал
Заключение.
В заключении необходимо отметить, что существует необходимость в дальнейшей более глубокой разработке проблемы экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание школьников необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
Спасибо
Формирование всесторонне развитой личности школьника средствами естественнонаучного образования подразумевает умственное, нравственное и физическое совершенствование школьника. Этот процесс определяется воздействием всей окружающей cpeды, поэтому педагог имеет огромные возможности расширять воспитательное воздействие природы на все свойства личности. Таким образом, через формирование системы научных знаний о природе и отношений к ней изучение естествознания оказывает на все стороны воспитания личности, ее представления о научной картине мира, идейно-политические, нравственно-эстетические установки, культуру труда и поведение. В результате экологического образования и воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка.
Список литературы.
- Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: [экология на уроках; формы и методы воспитательной работы]//Начальная школа.–2008.– № 8.–С.54–57.
- Андриянов А.П. Практические аспекты экологического воспитания в начальной школе//Завуч начальной школы.–2006.–№ 6.–С.58–94.– Интегрированный подход к планированию экологического воспитания (фрагмент целевой программы "Окно в природу",1–4 кл.); Факультативный курс основ экологии и охраны природы "Экология, природа и мы"; План работы кружка "Сказки леса" (3–4 кл.); Приложения: Урок природоведения "Помоги своей реке" (урок в стихах); Занятие кружка "Флора родного края"; Внеклассное занятие "Это твоя земля".
- Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека: [сценарий урока]//Начальная школа.–2005.–№ 4.–С.54–56.
- Артемихина Т.В. Тема урока: "Экологическая безопасность":3 класс//Мастер-класс.–2006.–№ 2.–С.26–30.–(Приложение к журналу "Методист").
- Блинова Г. Почему воду нужно беречь?: Урок по курсу "Мир вокруг нас": 1 кл.//Начальная школа.–2004.–№ 16.–С.6–8.
- Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Кружковая работа//Начальная школа.–2003.–№ 5.–С.64–75.–Примерный план кружка "Юный друг природы" (2 кл.).
- Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П. Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда, 2004.–72 с.–(ВИРО).
- Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала: [опыт учителя нач.кл. СШ №3 г.Костерово]//Начальная школа.–2003.– № 2.–С.110–113.
- Гринева Е.А. Подбор измерений для диагностирования экологической воспитанности младшего школьника//Педагогическая мастерская.–2009.– № 3.–С.2–5.– Требования к тестовым заданиям.
- Гумелев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. – 544 с.
- Глинка Н.Л. Общая химия. – Л.: Химия, 1977. – 702 с.
- Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников//Начальная школа.–2003
- Евстратова К.И., Купина Н.А., Малахова Е.Е. Физическая и коллоидная. Химия. – М: Высш. Шк., 1990. – 487 с.
- Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
- Основы экологии – младшим школьникам: Практическое пособие.– М.:АРКТИ,2006.–88 с.– (Развитие и воспитание).
- Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. - М: изд. «Владос» 2004
- Маркин В. А. Я познаю мир. - М: 2000
- Степановских А.С.Общая экология. М: изд. «ЮНИТИ-ДАНА» 2000
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 520 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня
Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня Приобщ...
Экскурсия в парк "Сказки старого дуба" (экологическое воспитание)
Экскурсия в природу...
Программа экологического воспитания младших школьников
Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно,...
Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»
«Все великое начинается с малого»Пояснительная записка Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества ...
программа экологического воспитания "Берегите родную природу".
Программа разработана для работы с учащимися начальной школы в рамках воспитательной деятельности образовательного учреждения (в ГПД) или на занятиях кружков, клубов. Данная программа поможет обучающи...
программа экологического воспитания
МБОУ «Камышенская СОШ»Рыжих Т. В.учитель начальных классов ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ«Мудрая природа» Пояснительная запискаСоздание программы по экологическому...