Экскурсия как средство экологического воспитания младших школьников
статья по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
«Экскурсия – как средство экологического воспитания младших школьников»
Автор: Е.В.Новикова, учитель начальных классов МОУ Школы №90 г.о.Самара.
Реформа общеобразовательной школы ориентирует школьную практику и педагогическую науку на поиск путей интеграции теоретических знаний, усиления связи обучения с жизнью. Целью и планируемым результатом экологического образования является сформированность экологического сознания, умения понимать и ценить красоту и богатство родной природы, способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде.
Воспитательные задачи предполагают формирование:
потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; классового характера природопользования;
убеждений в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья;
потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
В соответствии с целями и задачами экологического образования формируются в педагогической теории и развиваются на практике принципы, которые определяют процесс становления и развития ответственного отношения школьников к окружающей среде. В них раскрываются требования общества к содержанию экологического образования и характеру учебно-воспитательной деятельности. Рассмотрим ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания. Это возможно в ходе экологических экскурсий.
Экологические экскурсии имеют большое образовательное значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с экологическими проблемами и наблюдать за ними как в природе, в естественных условиях, так и в хозяйстве человека.
При правильной постановке экскурсии дают возможность увидеть не отдельные разбросанные формы и явления, но единое целое, где отдельные части тесно связаны и взаимно обусловлены.
Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях по выбору учителя и по темам, связанным с программой.
Можно выделить следующие признаки экскурсии:
• изучение биологических объектов или явлений проводится непосредственно в природе, на производстве, в музее, на выставке и др.;
• познавательная деятельность учащихся направлена на изучение конкретных объектов и явлений в их естественных условиях или специально созданной обстановке;
• преобладающую роль в обучении играют наблюдения, самостоятельная работа учащихся по заданиям;
• учебный процесс протекает вне класса, школы, объяснение дает не всегда учитель.
Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем разделов «Растения», «Животные» и «Общая биология», изучаемых в основном весной и осенью.
Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на предыдущих уроках материалом, и в то же время, собранное в природе, полученные представления и результаты наблюдений используются на многих последующих уроках.
Учитель заранее в перспективном (годовом) плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед намеченной экскурсией создает дня учащихся ситуацию необходимости ознакомления с изученными явлениями в самой природе. При этом выделяются вопросы, которые нужно выяснить в природе, даются задания для повторения и предварительного ознакомления с материалом в плане подготовки к экскурсии. Учитель предусматривает и обратную связь с экскурсией после ее проведения: что следует потом вспомнить из увиденного и как использовать собранный материал для демонстраций и лабораторных работ.
Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение, так как с их помощью учащиеся знакомятся с разнообразными биологическими явлениями, обогащаются конкретными представлениями.
На экскурсиях ранее полученные понятия об отдельных организмах и явлениях сливаются в более широкое понятие о природе. При этом многие из них реализуются в узнавании изученных объектов, в объяснения увиденного явления. Непосредственное соприкосновение с природой, познание ее явлений не только дает учащимся конкретные, правильные биологические знания, но имеет и большое значение воспитательное.
Наблюдение природных явлений на экскурсиях при надлежащем руководстве учителя способствует образованию первичных представлений о познаваемости мира, взаимосвязях и развитии в природе, значении природных богатств для человека, о необходимости всемерной охраны и их воспроизводства .
Методы проведения экскурсий приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы навыки элементарного исследования природы.
На экскурсиях собирается материал (е учетом охраны природы), используемый в дальнейшем на уроках, внеурочных и внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора живых объектов, коллекционирования.
Экскурсии на сельскохозяйственное производство, на опытно-селекционные станции, в плодовые питомники показывают применение биологических знаний на практике.
Общеизвестно значение экскурсий в эстетическом воспитании, в пробуждении у школьников чувства восторга, переживаний, навеянных красотой природы, в формировании убеждений в необходимости охраны природы. Экскурсии воспитывают коллектив учащихся в иной, отличной от школьной, обстановке. В то же время отмечается нецелесообразность чрезмерного увлечения экскурсиями в ущерб основным формам работы, так как на одних только экскурсиях невозможно вооружить школьников системой знаний. К тому же наблюдения на экскурсии не всегда дают полное представление о живом объекте или природном явлении и требуют дополнительного изучения материала в классе.
Анализ литературы и школьной практики свидетельствует о том, что в настоящее время экскурсии по биологии проводятся редко, что служит одной из причин недостатков в знаниях и умениях учащихся по систематике, экологии, эволюции. При проведении экскурсии осуществляются не все ее этапы, не всегда проводятся самостоятельные работы, иногда не используются на последующих уроках полученные знания. Одна из главных причин невыполнения программы состоит й в том, что на проведение экскурсий требуется много времени. Однако этот фактор не должен препятствовать проведению экскурсий в природу, на производство. Учитель вправе так спланировать время на изучение те мы, чтобы выделить его и на экскурсию, сэкономив за счет объяснительных уроков. Следует помнить, что даже наиболее удачные уроки не могут заменить другие формы обучения, не обеспечат прямого общения учащихся с природой или производством. Экскурсия предусматривает ряд этапов: подготовку, проведение, заключение, использование результатов на уроках и в других формах работы . Эффективность экскурсии зависит от согласованности всех ее элементов.
Подготовка к экскурсии начинается с составления тематического плана, определения цели, места и времени ее проведения. Заранее осуществляется предварительное изучение природы родного края, предприятия, намечается ограниченный сбор объектов. При подготовке к экскурсии тщательно продумывается ее содержание. Не следует включать в экскурсию вопросы, которые нельзя подкрепить наблюдениями. Главное внимание должно быть сосредоточено на изучении доступных наблюдению фактов и явлений, на формировании практических умений. В плане экскурсии определяются ее учебно-познавательные задачи, и этапы, вопросы, которые должны рассматриваться во вступительной и заключительной беседах, самостоятельная работа учащихся.
При подготовке к экскурсии важно ориентировать ее участников на повторение материала, чтение научно-популярной литературы. Необходимо четко поставить задачи экскурсии, раскрыть характер работы учащихся, требования к выполнению правил поведения в природе, выражающих заботу о ее сохранении. На подготовительном к экскурсии уроке класс делится на группы, учитель знакомит их с образцами отчетов школьников, ранее участвовавших в подобной экскурсии.
Экскурсия начинается со вступительной беседы, в процессе которой учитель вводит учащихся в тему, ориентирует их на выполнение заданий, которые получает каждая группа. Иногда значительную часть экскурсии составляет сообщение учителя или экскурсовода, работника производства. В ходе их сообщения учащиеся должны записывать основные сведения, наблюдать объекты, а затем по заданию еще раз осмотреть экспонаты, схемы, стенды. Выполнение заданий осуществляется с разной степенью самостоятельности. Использование индивидуальной и групповой форм работы позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении. В зависимости от возраста и подготовленности класса отдается предпочтение той или иной форме организации деятельности школьников. С учащимися 6-7классов обычно организуется фронтальная работа, в процессе которой школьники проводят наблюдения под руководством учителя. При этом проверяется качество выполнения задания по частям. Однако такой характер работы требует много времени. Наибольшее распространение в школьной практике получила групповая форма работы учащихся. Группы из 3-5 человек получают задание и выполняют его коллективно. Однако отчеты по экскурсии каждый школьник готовит самостоятельно: обрабатывает и оформляет материалы экскурсии, использует дополнительную литературу. В процессе заключительной беседы учитель проверяет, как учащиеся справились с заданием, что узнали нового, что им не удалось выяснить. Школьники получают инструкцию о том, как писать отчет и оформлять собранные материалы. Короткие сообщения учащихся о выполнении заданий способствуют формировано у них целостного представления об экскурсии, о ее содержании в целом. Например, на экскурсии в лес важно, чтобы учащиеся запомнили основные виды деревьев, кустарников и трав, составили представление о лесе как исторически сложившемся сообществе. Целесообразно начать оформление отчета на следующем после экскурсии уроке под руководством учителя, а закончить его дома с использованием записей. Учитель помогает учащимся составить план отчета, учит работать с записями, справочной литературой, собранными материалами. Эффективность экскурсии в большой степени зависит от использования ее результатов на последующих уроках, от привлечения примеров, фактов для конкретизации изучаемых явлений. Экскурсии бывают различными по целям, содержанию, месту проведения. Наиболее распространены классификации экскурсий по дидактическим целям и месту проведения. В то же время выделяют типы экскурсий, исходя из тематики, характера познавательной деятельности учащихся и других признаков. Любая экскурсия может быть проведена либо с целью изучения нового материала, либо для конкретизация и обобщения ранее изученного. В зависимости от дидактических целей, содержания, возраста и подготовки учащихся их деятельности придается поисковый или репродуктивный характер.
Большинство методистов за основу типизации берет место проведения экскурсии и выделяет экскурсии в природу, музеи, зоопарк, ботанический сад, на производство, выставку. В зависимости от места проведения изменяется содержание, характер учебно-познавательной деятельности школьников. Программы предусматривают ряд экскурсий в природу, между которыми важно установить преемственные связи, чтобы развивать знания, формировать умения. Эти экскурсии имеют большое значение для изучения видового разнообразия, биогеоценозов (экосистем) своего края, взаимосвязей в них, целостности этих систем, сезонных изменений, преобразований экосистем под влиянием экологических, особенно антропогенных факторов. Цикл экскурсий в природу в сочетании с фенологическими наблюдениями, выполнением летних заданий способствует глубокому, неформальному познанию живой природы, привитию любви к ней, понимания ее красоты, необходимости заботиться о ней.
Усвоению школьниками политехнических знаний, трудовому воспитанию и профориентации учащихся способствуют экскурсии на производство. Учащиеся на практике знакомятся с научными основами выращивания растений и животных, выведением новых сортов и пород, осознают преимущества прогрессивной технологии сельскохозяйственного производства, знакомятся с профессиями и характером труда в этой отрасли. Важно провести ряд экскурсий на производство на основе установления связи с обслуживающим трудом (технологией). Это даст возможность ознакомить школьников с важнейшими отраслями сельского хозяйства. На экскурсии учащиеся узнают хозяйственно-биологические особенности местных сортов и пород в связи с условиями их выращивания, на конкретных примерах убеждаются в огромном значении биологической науки в повышении продуктивности производства. Экскурсии на производство позволяют конкретизировать и расширить знания учащихся об изменчивости организмов, борьбе за существование, приспособленности культурных и сорных растений, значении дыхания и минерального питания в жизни растений, необходимости знания биологии животных для достижения высокой продуктивности, общих принципов выращивания культурных растений и домашних животных и т.д.
При подготовке к экскурсии на производство отбираются объекты, соответствующие теме и задачам. Учитель заранее знакомит специалиста, который будет вести экскурсию, с целью, планом и видами работ учащихся по заданиям. Учителю также важно активно участвовать в экскурсии: ориентировать школьников на проведение наблюдений, описание объектов, выявление роли биологической науки в развития производства, оказывать помощь в выполнении заданий. Экскурсии в поле, теплицу, плодовый сад, лесопитомник, на ферму, селекционную станцию по методике проведения сходны, они характеризуются общими видами познавательной деятельности учащихся.
Экскурсии на учебно-опытный участок для изучения разнообразия сортов растений, знакомства с сельскохозяйственными работами по содержано, задачам и методам обучения приближаются к экскурсии на производство, а по времени часто соответствуют уроку.
Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, на выставку по методике проведения сходны с экскурсией в музей, т.к. учащиеся наблюдают готовую экспозицию. Однако есть и различия: на экскурсии в зоопарк, ботанический сад учащиеся наблюдают живые объекты, для жизни которых созданы необходимые условия, а в музее — экспонаты, чучела. Проведение экскурсий в зоопарк, ботанический сад, оранжерею, музей имеет большое значение для развития представлений о разнообразии видов, осознания роли этих учреждений в их изучении и сохранении. Знакомство школьников с экзотическими растениями и животными других континентов создает сильные впечатления. Следует учитывать, что на экскурсии в ботанический сад, зоопарк учащиеся не увидят естественных, исторически сложившихся связей между популяциями разных видов и с абиотическими факторами среды. Важна согласованность учителя и экскурсовода в руководстве экскурсией. Учитель разрабатывает план экскурсии, определяет содержание беседы, заранее обсуждает ах с экскурсоводом. На экскурсии он организует выполнение учащимися самостоятельной работы. В организационном отношении и в смысле методики ведения экскурсии весьма различны по своей трудности. Экскурсии в природу труднее проводить, чем экскурсии производственного характера, так как в хозяйствах почти всегда можно получить помощь со стороны обслуживающего персонала. Однако и такие экскурсии требуют подготовки, так как служащие на фермах не всегда могут и умеют показать именно то, что требуется, и дать соответствующие пояснения.
Опытные руководители экскурсий меньше нуждаются к таких указаниях, но для начинающих, в особенности, если экскурсанты мало подготовлены, могут быть не бесполезными следующие практические советы.
1. Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входит: а) выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии; б) обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию; в) составление точного путевого маршрута; г) предварительная беседа с участниками экскурсии, причем им делается ряд указаний относительно того, с какими вопросами им предстоит иметь дело, как подойти к материалу экскурсии, что следует предварительно изучить, что необходимо заранее смастерить, изготовить, что надо взять с собой в дорогу и т. д.
Без такой тщательной подготовки экскурсия может потерпеть неудачу. Недостаточно продуманный маршрут и плохо изученная местность сулят ряд неприятных сюрпризов в смысле отсутствия тех или иных нужных для намеченной цели объектов. В результате тема ломается, комкается, и экскурсия теряет цельность и строй- ность. Неподготовленные экскурсанты отнесутся к экскурсии пассивно, бёз достаточного интереса и не сумеют извлечь из нее той пользы, которую могли бы получить при других обстоятельствах.
Приведем конкретный пример. Предположим, что руководитель желает провести экскурсию на пресный водоем с группой учащихся, которые до того времени на такой экскурсии не бывали. В чем будет состоять предварительная подготовка к ней?
Прежде всего руководитель посетит тот водоем, куда предположено направить экскурсию (если, конечно, этот водоем ему недостаточно известен). Ознакомившись с его фауной и найдя ее достаточно богатой, а берега пруда—доступными для лова, руководитель устанавливает способ передвижения экскурсантов (пешком, в трамвае и т. д.) и применительно к этому определяет продолжительность экскурсии, назначая время и место сбора участников.
На предварительной беседе с экскурсантами руководитель, прежде всего, указывает тему и цель экскурсии, сообщает план экскурсии и ее содержание (что будут изучать и с какой целью); дает некоторые сведения об условиях жизни в водной среде, знакомит с необходимым для экскурсии снаряжением и сообщает путевой маршрут (в иных случаях по карте местности).
Все это, разумеется, необходимо сделать своевременно, чтобы экскурсия не застала участников врасплох и они могли бы к ней подготовиться. -
2. Второе правило касается самого ведения экскурсии и может быть формулировано так: говори на экскурсиях только о том, что можешь показать. Это очень важное требование, которое часто нарушается начинающими руководителями. Экскурсия ни в каком случае не должна превращаться в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, длинных объяснений, не сопровождающихся изучением объектов, следует избегать. Если они необходимы, то их следует отнести на предварительную доэкскурсионную беседу с участниками. Ни в каком случае -не следует для сохранения цельности плана экскурсии рассказывать на словах о том, что относится к данной теме, но на экскурсии по той или другой причине не обнаружено. Подобные ошибки всегда расхолаживают экскурсантов и делают их пассивными слушателями.
З. Всюду, где это только возможно, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты имелись не только в руках руководителя, но и в руках каждого из участников экскурсии. Если этого сделать нельзя, то имеющиеся в единичных экземплярах мелкие объекты обносятся по кругу слушателей или пускаются по рукам. для этой цели руководитель может подобрать себе помощников из числа экскурсантов. давая объяснения, необходимо так рассчитать время, чтобы экскурсанты успели хорошо рассмотреть объекты, записать их названия и пр. -
Всякое пренебрежение этой стороной дела в значительной мере
обесценивает экскурсию. -
4. Не менее важное требование — активность участников экскурсии. Экскурсия не должна состоять в том, чтобы участники ее пассивно следовали за руководителем, смотрели на то, что он показывает, и выслушивали его объяснений. дело должно быть организовано так, чтобы экскурсанты принимали живейшее участие в лове и собирании добычи и имели бы ряд определенных вполне самостоятельных- заданий, которые они должны решить на экскурсии.
5. Остается последнее требование, которое заключается в необходимости закрепить материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой. Эта послеэкскурсионная проработка, как показывает опыт, также имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной. Значение и сущность послеэкскурсионной работы заключаются в следующем:
необходимо восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя отдельные затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали связываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле.
В школьной практике послеэкскурсионная проработка выливается в следующие формы: коллективный рассказ учащихся о том, что они видели, с дополнениями и пояснениями учителя; практические занятия и длительные наблюдения в школьной лаборатории и в уголках живой природы над объектами, принесенными с экскурсии, что является важнейшим моментом изучения материала экскурсии; составление отчетов и рефератов о виденном на экскурсии с описанием своих впечатлений; экскурсионная выставка из собранного и отчасти монтированного в школьной лаборатории материала и т. п.
Таким образом проведение экскурсий, с целью повышения экологического образования школьников, является необходимым дополнением в любом предмете. Так как экскурсии формируют экологическую культуру, а в свою очередь формирование экологической культуры отношения к окружающей среде осуществляется в процессе комплексного психолого-педагогического воздействия на личность ученика, предполагающего взаимосвязанное усвоение системы научных знаний, развитие ценностных ориентации, практических умений по охране природы, желания и воли для осуществления конкретных экологически грамотных и социально значимых поступков.
Экологическое мышление - одна из характеристик личностных качеств, входящих в формирование экологической культуры человека. Это качество проявляется в способности к самостоятельному анализу взаимодействия общества и природы, творческом мышлении, в решении задач оптимизации природопользования.
Экологическая воспитанность согласуется с высокими гражданскими и нравственными качествами: умением следовать принципам бережливости и экономии природных богатств, соблюдением моральных и правовых норм по отношению к природе. Ценны в воспитательном отношении трудовые задания по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей природной среды, знакомству с природоохранительными профессиями.
Обеспечение единства всех сторон воспитания - социально-политической, нравственно-эстетической и трудовой - предполагает формирование отношения к природе в тесной связи с отношением к людям, к труду, к материальным и духовным ценностям общества.
Деятельность учащихся по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем, пропаганду экологических идей.
Учебная деятельность способствует освоению теории и практики взаимодействия общества и природы, игровые ситуации формируют опыт принятия экологически целесообразных решений и, развивают понимание психологии отношения к природе людей разных профессий. Труд реально закрепляет интеллектуальный и эмоциональный аспекты отношения к природе. Школа и внешкольные учреждения должны придавать высокую общественную значимость экологизации всех видов труда учащихся.
Общественно полезная деятельность, организованная с опорой на межпредметные связи, разнообразна. Она может включать оценку состояния ландшафта и экосистем родного края, уход за природной средой (инвентаризацию охраняемых природно-территориальных комплексов, экосистем и отдельных видов, а также памятников природы), поддержание оптимального состояния природной среды (защита от эрозии, лесовосстановление, биотехнология, очистка территорий), пропаганду экологических знаний, норм и правил отношения к природной среде и природным ресурсам, техническое творчество в области экологизации природопользования.
Практический вклад школьника в улучшение окружающей среды, наряду с осознанностью, глубиной и прочностью знаний о взаимодействии общества и природы, является показателем эффективности экологического образования и воспитания.
Формирование экологического сознания школьников способствует выполнению важнейших требований реформы школы: укреплению связи школы с жизнью, соединению обучения с производительным трудом, повышению качества учебно-воспитательного процесса, направленного на всестороннее развитие личности. Проблемы экологии благодатны для использования активных методов и приемов в обучении: семинаров, дискуссий, диспутов, ситуативных игр, экологических задач и т.п. Все это усиливает развивающую и воспитывающую функции обучения, активизирует самостоятельную деятельность учащихся.Целенаправленное и успешное решение воспитательно-образовательных задач в процессе знакомства детей с природой зависит не только от содержания усваиваемых ими знаний. Немалую роль играет правильное сочетание форм и методов работы с детьми.
Список литературы:
1. Антонов П.Ф. Осенняя экскурсия в природу (V класс) // Биология в школе. 1967. №4 С.70-73
2. Василевская С.Д. Экскурсия на сельскохозяйственную выставку// Биология в школе. 1990.№2 с.43-45
3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 19676 с.259-284.
4.Державина Т.Б. Зимняя экскурсия в природу.// Биология в школе. 1980. с. 39-47.
5. Дубенец А.М. Зоологические экскурсии по изучению местной орнитофауны // Биология в школе. 1976 №2 с. 62-66.
6.Макарова Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация/ под редакцией В.Л. Балакина. М.: МИСиС, 1992.-148с.
7. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. 7-е изд. М.: Топикал, 1994.- 640с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня
Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня Приобщ...
Экологическое воспитание младших школьников на экскурсии
В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет школа, где экологическое образование и воспитание должно носить непрерывный, интегрированный характер и осуществлятьс...
Дополнительное образование как средство экологического воспитания младших школьников
Экологическое воспитание младших школьников МОУСОШ №5 г.Унеча на сегодняшний день является актуальной задачей воспитательной работы, о чём и говорится в стандартах второ...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
В статье рассматривается устное народное творчество как средство экологического воспитания детей младшего школьного возраста....
Роль экскурсий в экологическом воспитании младших школьников
1.Значение экскурсий.2.Значение экскурсий - один из видов занятий и основные формы организации работы (первичное представление о взаимосвязи вприроде. Задача экскурсии - освоение детьми системы элемен...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....