Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
«Все великое начинается с малого»
Пояснительная записка
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.
Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.
Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
Пути экологизации школьного образования
Современная концепция обучения, воспитания и развития основана на идее гуманизации. Для школьного образования одним из путей реализации гуманистических целей является ознакомление учащихся с глобальной проблемой современного мира - экологической. Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды, энергетическая и сырьевая, защита здоровья человека, сохранение генофонда планеты и др.) сегодня стала новой социальной реальностью.
Гуманизация образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных понятий и законов, оно должно развивать гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности. Потенциальные возможности для решения этой задачи заложены в самом содержании предмета.
Дидактически интегративный подход к экологическому образованию уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний, развиваемых в общем образовании. Экология вносит свой вклад в раскрытие ценностного представления о мире и человеке. Что предполагает вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три вариативных модели построения учебно – воспитательного процесса с экологическим содержанием: многопредметная, однопредметная и смешанная.
Многопредметная модель заключается в том, что каждый предмет раскрывает те или иные аспекты экологической проблемы.
Однопредметная модель предусматривает введение специального предмета, связанного с проблемами окружающей среды. Такой подход рекомендован всемирной хартией охраны природы.
По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальных обобщающих и интегрированных курсах. В нашей школе эта проблема решается через изучение курса «Экология» в 8-9 классах, проведение экологических игр, конференций, создание презентаций по экологически темам и приобщение учащихся к работе в кружке «Живая планета».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_kruzhok_2-4_klass.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»
«Все великое начинается с малого»
Пояснительная записка
Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна проблема: ухудшения качества среды обитания человека. Она носит глобальный характер и волнует людей всех стран. Роль загрязнения проявляется наглядно и вызывает эмоциональную критику людей. В сложившихся условиях необходимо провести объективный анализ причин расширения масштабов загрязнения окружающей среды и учащения катастроф, связанных с неконтролируемым распространением химических соединений технического или биологического происхождения. В настоящее время можно выделить 2 основных объекта общей проблемы.
Первый из них касается известной хаотичности и противоречивости развития экономики, второй самого человека, уровня его подготовленности к осознанному использованию современных достижений в производственных и бытовых сферах.
Особенно важно решение вопроса элементарной «экологической» подготовленности людей так, как с веществами, способными нанести определенный вред человеку, сегодня контактирует почти каждый. В повседневной жизни человек использует лекарства, косметические и парфюмерные средства, красители, различные виды топлива, пластики, удобрения.
Поэтому сегодня общеобразовательная школа призвана заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения в окружающей среде – экологическим.
Пути реализации целей школьного экологического образования могут быть самыми разными: экологизация учебных дисциплин, создание интегрированных курсов, введение в практику обучения специального предмета раскрывающего вопросы экологии и защиты окружающей среды, а также дополнительные занятия с учащимися во время кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания учащихся важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологических функций веществ, их двойственная роль в живой природе и последствия загрязнения для организмов, причинах нарушения биогеохимических циклов.
Для реализации экологического подхода необходимо проанализировать учебную программу по таким предметам как биология, география, химия, физика и др.. Особое внимание необходимо обратить на вопросы, вызывающие серьезную обеспокоенность за состоянием окружающей среды. Это глобальное потепление климата, истощение озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсических тяжелых металлов и пестицидов, загрязнение больших территорий радионуклеотидами, истощение природных ресурсов планеты.
Экологический подход необходимо реализовывать и через экскурсии, экологические акции, решение задач с экологическим содержанием, практические работы, а также при изучении производств и проведении ролевых игр.
Задачи с экологическим содержанием способствуют формированию экологических знаний и умений школьников, более глубокому пониманию ими сущности экологических проблем, возникновению убежденности в необходимости их решения, а также развитию с учащимися приемов умственной деятельности, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Задачи с экологическим содержанием создаются учителем с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется, прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.
Необходимость развития экологических знаний у учащихся связана также и с тем, что 10 января 2002 г. Президент Росси Путиным В.В. был подписан Федеральный Закон «Об охране окружающей среды». И 13 глава этого закона посвящена вопросам «экологического образования и просвещения».
Пути экологизации школьного образования
Современная концепция обучения, воспитания и развития основана на идее гуманизации. Для школьного образования одним из путей реализации гуманистических целей является ознакомление учащихся с глобальной проблемой современного мира - экологической. Экологическая проблема (загрязнение окружающей среды, энергетическая и сырьевая, защита здоровья человека, сохранение генофонда планеты и др.) сегодня стала новой социальной реальностью.
Гуманизация образования проявляется в том, что наряду с усвоением фундаментальных понятий и законов, оно должно развивать гуманистические идеалы, духовные, нравственные ценности. Потенциальные возможности для решения этой задачи заложены в самом содержании предмета.
Дидактически интегративный подход к экологическому образованию уравновешивает общекультурный фундамент экологических знаний, развиваемых в общем образовании. Экология вносит свой вклад в раскрытие ценностного представления о мире и человеке. Что предполагает вариативность формы включения экологического материала в учебные планы и программы. Возможны три вариативных модели построения учебно – воспитательного процесса с экологическим содержанием: многопредметная, однопредметная и смешанная.
Многопредметная модель заключается в том, что каждый предмет раскрывает те или иные аспекты экологической проблемы.
Однопредметная модель предусматривает введение специального предмета, связанного с проблемами окружающей среды. Такой подход рекомендован всемирной хартией охраны природы.
По мнению большинства ученых-педагогов, в современной отечественной школе наиболее перспективна смешанная модель экологического образования. Экологические проблемы в рамках этой модели изучаются поаспектно в каждом учебном предмете и целостно в специальных обобщающих и интегрированных курсах. В нашей школе эта проблема решается через изучение курса «Экология» в 8-9 классах, проведение экологических игр, конференций, создание презентаций по экологически темам и приобщение учащихся к работе в кружке «Живая планета».
Цели программы:
- Обеспечение усвоения учащимися основных положений экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;
- Формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, активной роли человека как социального существа;
- Формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.
Задачи:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания.
- формировать представления о краеведческой работе, о воинском долге и верности отечеству.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
- развивать творческую деятельность по изучению народных промыслов, ремесел, фольклора.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
- эмоционально стимулировать патриотические чувства учащихся через приобщение к воинским традициям.
Методы обучения:
К изучаемым темам указаны практические работы, экскурсии, фенологические
наблюдения, практическая деятельность, которым должно уделяться самое серьезное внимание. Только на основе наблюдений, исследований (проектов) и практической деятельности возможно осуществление экологического воспитания.
Тематический план занятий по экологии
2 часа в неделю, всего 64 часа
№ п/п | Наименование темы занятия | Примечание, задание |
Тема 1. Введение. | ||
1. | Что такое экология? Роль науки в рациональном использовании природных богатств. | Определение численного состава кружка |
Тема 2. Зеленый пояс Земли. | ||
2 | Растения – необходимое условие здоровья человека. | Подготовка к конкурсу «Чистая планета» |
3 | Что такое лес? Панорама лесов. Типы лесов. | Организация экскурсии на очистные сооружения города |
4. | Экскурсия в лес по экологической тропе, посвященная 18 сентября – Дню Леса. Определение экологического состояния леса. | Отчет, проведение экскурсий для учащихся начальных классов по тропе |
5. | Лесные этажи – ярусы лиственного леса. | Мероприятие для учащихся д/с и 1-х классов, посвященное Дню Леса |
6. | Зеленая аптека - лекарственные растения. | Выставка рисунков |
7. | Растения под охраной | Создание папки |
8. | Практическая работа «Изучение правил сбора, использования и хранения дикорастущих растений» | Уборка территории пришкольного водоема и озера на карьерах |
Тема 3. Жизнь под землей. | ||
9. | Почва – среда жизни растений и организмов. | Проведение школьной олимпиады по экологии |
10. | Состав и структура почвы. Плодородие почвы. | Подготовка к конкурсу гуманитарно-экологических проектов «Я - исследователь» |
11. | Деятельность червей, насекомых в процессе почвообразования. | |
12. | Практическая работа «Ознакомление с почвенным составом леса местности. Определение видов эрозии и причины, их вызывающие» | Отчет, подготовка проектов на районную олимпиаду по экологии |
Тема 4. Разнообразие цветковых растений | ||
13. | Группы растений по их хозяйственному значению: дикорастущие и плодовоягодные. | |
14. | Медоносные растения. Значение пчел для нормальной жизни растений. | |
15. | Сорняки и их значение. | |
16. | Роль цветковых растений в природе и жизни человека. | |
17. | «Красная книга Нижегородской области». Нормы и правила поведения по отношению к дикорастущим растениям. | Рисунки, презентации |
18. | Создание презентации, проекта «Зачем нужны цветковые растения?» | |
19. | Практическая работа «Определение травянистых, лекарственных, древесных, кустарниковых растений с помощью определителя» | Работа с определителями леса, луга, болот и другими |
Тема 5. Удивительный мир животных. | ||
20. | Муравьи – друзья леса, санитары леса. Охрана муравейников. Методика их расселения. | |
21. | Хищные насекомые, их роль в природе (жужелицы, божьи коровки, осы и др.) | |
22. | Насекомые – опылители. Пчела медоносная, бортовая, шмели. | |
23. | Действие антропогенного фактора на численность насекомых. Охрана насекомых. | Доклады |
24. | По страницам «Красной книги животных» | Рисунки, презентации |
25. | Практическая работа «Составление правил охраны насекомых. Определение и учет муравейников на территории лесного массива». | Отчет Подготовка и проведение акции «Зеленая красавица» |
26. | Изучение и охрана рыбных богатств в водоемах Нижегородской области и Городецкого района. | |
27. | Правовая охрана рыбных ресурсов. | Участие в районной олимпиаде по экологии |
28. | Выявление причин, вызывающих загрязнение вод и гибель рыб в водоемах. | |
29. | Практическая работа «Описание водоема и его обитателей» | Отчет |
30. | Видовое многообразие и ареалы распространения земноводных нашей местности. | |
31. | Охраняемые земноводные и пресмыкающиеся. | |
32. | Видовой состав и разнообразие птиц Городецкого района и Нижегородской области. | Участие в Дне Науки в школе (защита проектов) |
33. | Причины перелетов птиц. Действие природного и антропогенного факторов на гибель птиц при перелете. | |
34. | Охрана птиц. 1 апреля – всемирный день птиц. | |
35. | Изучение видового состава зимующих птиц. | |
36. | Видовое разнообразие певчих птиц. Определение птиц по голосам. | |
37. | Практическая работа. Проведение акций к 1 апреля – Дню защиты птиц. | Отчет |
38. | Наблюдения о наиболее интересных явлениях из жизни птиц. Развешивание кормушек для птиц. | |
39. | Видовое многообразие млекопитающих Городецкого района и Нижегородской области | |
40. | Особенности отношений «Хищник - жертва». Что значит «вредное» и «полезное» животное? | Мероприятия, посвященные 22 марта – Всемирному Дню Воды |
41. | Правовая охрана диких животных. Охраняемые виды млекопитающих нашей местности. | Подготовка к районной научно-практической конференции по экологии |
42. | Практическая работа «По следам животных и птиц». | Отчет |
43. | Подкормка животных и птиц, развешивание кормушек для птиц. | Подготовка и проведение экологического месячника в школе |
Тема 6. Формирование здоровья растущего организма. | ||
44. | Определение понятия «Здоровье». Показатели здоровья. | Викторина «Знаете ли вы птиц?» |
45. | Рост и развитие детского организма. Показатели гармоничного физического развития. | Акция «Первоцвет» |
46. | Адаптация организма к факторам окружающей среды. Особенности адаптации детского возраста. | Интеллектуальная игра «Самый умный знаток животных» |
47. | Заболеваемость детей. Сравнительная оценка показателей здоровья у детей, проживающих в регионах с различной загрязненностью. | Проект, брейн-ринг «Экологически чистое жилище» |
48. | Практическая работа «Оценка физического развития коллективов и определение групп здоровья». | Проект |
Тема 7. Антропогенное загрязнение окружающей среды как фактор воздействия на здоровье населения. | ||
49. | Действие естественных природных факторов на организм человека, гигиеническое значение климата и погоды. | Научно-практическая конференция по экологии в школе и в районе |
50. | Общие проявления загрязняющих факторов на организм человека, растений и животных. | Подготовка экологических презентаций учащимися 5-11 классов |
51. | Механизм воздействия основных химических загрязнителей окружающей среды на окружающую среду. | Экскурсия на городскую фильтростанцию |
52. | Физические факторы, влияющие на здоровье (вибрация, электромагнитные волны). | |
53. | Биологически активные вещества, пищевые добавки и лекарства – вред или польза для человека? Умение составлять меню в неблагоприятный по геомагнитным показателям день. | Встреча с воспитанниками д/с № 50 и № 20 |
54. | Практическая работа «Определение загрязняющих факторов на организм человека и возможные пути их устранения». | Отчет о проведении экологического месячника «Дни защиты от экологической опасности» |
Тема 8. Экология рабочего места. | ||
55. | Экологическое состояние рабочего места. Метеорологические и физические факторы окружающей производственной среды в зоне трудовой деятельности. | |
56. | Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни производственного шума. Методы борьбы с шумом и вибрацией. | |
57. | Практическая работа «Определение экологического состояния рабочего стола, способы устранения неблагоприятных факторов». | Отчет |
Тема 9. Влияние погоды на здоровье человека. | ||
58. | Факторы погоды и реакция организма. | |
59. | Воздушная оболочка, гидросфера и в целом биосфера – эликсир жизни для здоровья человека. | |
60. | Профилактика метеопатических реакций: плановая – повышающая сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам климата, сезонная и экстренная – перед неблагоприятным эффектом погоды. | |
61. | Практическая работа «Проведение лечебного массажа по методу «шиатсу» - нажатием пальцев». | Отчет |
62. | Практическая работа «Проведение физической зарядки, снимающей усталость в период сезонной профилактики» | Отчет |
63. | Учитесь отдыхать. Биоритмы, их влияние на активность человека. Пассивный и активный отдых. Значение сна для профилактики снятия стрессовых состояний. | Анализ работы кружка за учебный год |
64. | Тайны Тибетской медицины. О некоторых советах применения лечебных трав при различных заболеваниях. |
Программа кружка «Живая планета» (3 года обучения)
1. Введение.
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.
Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
2. Пояснительная записка.
А) В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально- педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Б) Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Суть программы состоит в том, что на третьем году обучения создаются условия для выработки у учащихся активной жизненной позиции в «Школе юного эколога». А так же программа создаёт условия для развития творческих способностей в изучении курса «Лаборатория природы». Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки воспитанников.
В) Цель программы:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются и задачи кружка:
Обучающие:
- дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике знания, полученные в клубе.
Развивающие:
- развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
- формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
- развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
- прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
- воспитывать потребность в общении с природой;
- способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
- способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Г) Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
- к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
- к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;
- к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
- Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
- Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
- Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
- Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
- Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
- Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Д) Программа ориентирована на ребят 7-16 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Е) Первый и второй года обучения 100% состав учащихся т.е. до 15 человек в группе. Занятия на третьем году обучения проводятся по звеньям (50% состава группы) или индивидуальные занятия, что связано со спецификой курса.
3. Содержание программы.
Первый год обучения
Программа первого года обучения экологического кружка рассчитана на младший школьный возраст 7-10 лет. Всего часов 68, по одному 2-х часовому занятию в неделю.
Цель: сформировать потребность изучать и познавать окружающий нас мир.
Задачи первого года обучения.
Обучающие:
- дать общие представления о природе;
- научить правилам обращения с растительным и животным миром;
- закрепить умение учащихся работать с литературой.
Воспитывающие:
- воспитать доброе отношение к окружающему миру;
- пробудить у детей чувство любви к природе.
Развивающие:
- развить интерес ребёнка к науке экологии;
- развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка, образное мышление, развивать чувство красоты.
Учебно – тематический план первого года обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 10 | Введение. Жизнь прекрасна! Природа, красота явлений природы. Объекты неживой природы. От динозавров до человека. Объекты живой природы. Загадка космоса. Человеческий организм. Всего часов: | 2 4 4 8 2 10 2 8 36 | - - 4 2 - 6 - 4 16 | - 2 - 2 - 4 4 - 16 |
Тема №1. Введение.
Вводное занятие. Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы кружка.
Тема №2. Жизнь прекрасна!
Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа источник красоты и гармонии. Смотрим репродукции известных художников И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского. Слушаем музыку Баха, Бетховена, Римского-Корсакого. Читаем стихи русских поэтов.
- Экскурсия в лес, ребята сами составляют букеты из полевых цветов и дарят их близким людям.
Тема №3. Природа, красота явлений природы.
Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.
Полярное сияние - одно из чудес природы. Семицветная арка. Восход и закат солнца. Лавины.
- Конкурс рисунков на тему «Осень»;
- Проведение праздника «Осенний марафон» (ребята своими руками мастерят поделки из природного материала).
Тема №4. Объекты неживой природы.
Камни, песок, воздух, вода. Пассаты-ветры дующие всегда. Красота и гармония гор. Минералы. Сказочная красота камней (яшма, изумруды, малахит). Мир пещер их красота и многоликость. Карстовые пещеры. Соль Земли. Песок и глина. Вездесущий и многоликий кварц. Обычная вода, но это интересно! Беседа о твёрдой, жидкой и газообразной воде. Вода в быту. Экономия воды. Вода источник жизни на Земле. Озёра это голубые глаза Земли. Чистая вода Байкала. Хранилища воды на суше. Как снег становится льдом. Во власти вечной мерзлоты.
- Опыты с водой (живая вода, вода под микроскопом);
- Экскурсия на городские очистные сооружения.
Тема №5. От динозавров до человека.
Как возникли и почему вымерли динозавры. Экологическая катастрофа, приведшая к исчезновению динозавров.
Тема №6. Объекты живой природы.
Растения, грибы, животные, рыбы, птицы. Растения разведчики недр. Зелёные кладоискатели. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Растения в разные сезоны года. Водные растения, лекарственные и ядовитые растения. Растения паразиты и растения хищники. Удивительное в жизни растений. Грибы съедобные и ядовитые. Грибы-паразиты. Многообразие животного мира. Кто из животных самый быстрый? Какое животное живёт дольше всех? Почему льва называют царём зверей? Когда были одомашнены собаки? Удивительное в животной среде (притворство и отпугивание, превращения и брачные ритуалы). Тайны животных (массовые миграции, самоубийства китов). Рыбы, особенности строения. Как дышат рыбы? Электрические рыбы. Могут ли рыбы жить без воды? Как рыбы летают? Знакомство с обитателями аквариума. Птицы их красота и разнообразие. Как птицы находят путь домой? Почему сову называют мудрой? Какая из летающих птиц самая большая? А какая самая маленькая? Почему поют птицы?
- Открытое занятие на тему «Лекарственные и ядовитые растения» (сценка с участием ребят «В гостях у травницы Лизаветы»);
- Экскурсия в краеведческий музей, Зимний сад школы;
- Организация выставки комнатных цветов «Флора нашего дома»;
- Игры- тренинги;
- Просмотр видеофильма о касатках и дельфинах;
- Экскурсия на фильтровальную станцию (мир аквариумов).
Тема №7. Загадка космоса.
Тайны вселенной. Есть ли жизнь на других планетах? Созвездия и галактики. Что такое Млечный Путь? Что такое падающие звёзды? Что такое комета? Почему астрономы полагают, что на Марсе может быть жизнь?
- Экскурсия в планетарий.
Тема №8. Человеческий организм.
Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга?
Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (никотин, алкоголь).
- Практическое занятие оказание помощи пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание кистей и пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой, искусственное дыхание);
- Классный час «Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).
По окончании первого года обучения учащийся должен:
- уметь отличать по признакам 10-20 видов растений и знать их названия;
- знать 10 видов животных и их отличительные признаки;
- уметь отличить съедобный гриб от не съедобного;
- знать 3-4 вида аквариумных рыбок;
- знать отличительные особенности нескольких видов птиц;
- иметь представление о свойствах воды и её значении в быту;
- владеть основными экологическими терминами, пользоваться понятийным аппаратом;
- уметь самостоятельно подготовить сообщение по теме и выступить с нм перед аудиторией.
Второй год обучения
Программа второго года обучения, рассчитана на средний возраст, подростки 11-13 лет.
Всего часов 68, по одному 2-х часовому занятию в неделю.
Цель: осознание ребёнком себя как части системы «Человек-Природа».
Задачи:
Обучающие:
- сформировать представление о многообразии жизни и распространении живых организмов;
- сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;
- научить применять на практике усвоенные знания, умения и навыки;
- обучить работе с большим объёмом информации.
Развивающие:
- пропагандировать здоровый образ жизни, прививать интерес к занятиям спортом;
- обеспечить членам клуба возможность самореализации в рамках клубной деятельности, а также работы в рамках научно-исследовательской деятельности;
- выявить и развить организаторские способности у детей.
Воспитывающие:
- совершенствовать навыки межличностного общения детей.
Учебно – тематический план второго года обучения
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 | История возникновения и развития экологии. Голубая планета Земля. Жизнь в лесу. Многообразие животных и растений. Место человека в природе. Планете имя-океан. Человек изменяет Землю. Проблемы экологии. Основные экологические термины и понятия. Состояние экологии в России. Права и обязанности участника объединения. Итого: | 2 2 4 4 4 4 4 4 2 6 2 38 | - - 4 4 - 4 4 2 - 4 - 22 | - - 2 2 2 - 2 - - - - 8 |
Тема №1. История возникновения и развития экологии.
Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.
Тема №2. Голубая планета Земля.
Размеры Земли. Земля и Солнце. Почему бывают день и ночь. Часовые пояса. Земля магнит. Жидкое ядро Земли. Огнедышащая Земля. Шесть материков земного шара. Полюсы тепла и холода. Самые большие высоты и глубины. Причины великих оледенений.
Тема №3. Жизнь в лесу.
Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.
- Экскурсия в лес, посадка деревьев, очистка леса от мусора.
Тема №4. Многообразие животных и растений.
Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.
Животные, содержащиеся в уголке природы. Общие правила ухода за аквариумом и его обитателями, за млекопитающими, за птицами. Деревья и кустарники, произрастающие в лесах средней полосы россии. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в уголке природы.
- Приглашение специалиста по работе с животными - ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений в уголке природы. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями.
Тема №5. Место человека в природе.
Природа- колыбель человечества.
Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.
Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.
- Экскурсия в краеведческий музей.
Тема №6. Планете имя-океан.
Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.
- Просмотр видеофильмов: «Живые обитатели морских глубин», «Акулы».
Тема №7. Человек изменяет Землю.
Масштабы влияния человека на земную кору. Скупой платит дважды. Использование природных богатств. Пожары на нефтяных месторождениях. Непосильная тяжесть городов. Отходы и свалки. Влияние водохранилищ, а также ГЭС и ТЭЦ на экосистему городов и посёлков. Влияние автомобильного транспорта на экологию. Глобальное потепление климата, в чём причина и чем это грозит человечеству и всему живому на Земле. «Зелёные»- чем занимается и что пропагандирует данная организация.
- Разъяснительная работа среди населения о вреде сжигания мусора в осеннее - весенний период. Выступление членов клуба с агитационными сценками перед взрослой и детской аудиторией. Экскурсия по городу «Приспособление растений и животных к жизни в городах».
Тема №8. Проблемы экологии.
Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды. Проблема уменьшения запасов не возобновимых сырьевых и энергетических ресурсов. Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.
- Борьба со стихийными свалками мусора.
Тема №9. Основные экологические термины и понятия.
Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.
- Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.
Тема №10. Состояние экологии в России.
Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.
- Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.
Тема №11. Права и обязанности участника объединения.
Разработка устава и законов детского объединения.
- Тренинги: «Экологическая этика», «Учимся формулировать законы».
По окончании второго года обучения учащийся должен:
- знать и уметь манипулировать основными экологическими терминами понятиями;
- уметь выступить с сообщением или докладом перед аудиторией;
- знать основные виды загрязнений и загрязняющих веществ;
- уметь применять на практике полученные знания и умения, а именно: уметь осуществлять уход за комнатными растениями; самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений, уметь самостоятельно ухаживать за домашними животными;
- уметь убеждать и отстаивать свою точку зрения;
- определиться в выборе дальнейшего курса обучения.
Третий год обучения
Программа третьего года обучения рассчитана на старших подростков 14-16 лет.
Цель: развитие теоретического мышления за счёт перехода от пассивного усвоения знаний к активным действиям – исследовательской, проектной работе.
Задачи:
Обучающие:
- стимулировать обучающихся к постоянному пополнению знаний об окружающей нас природе;
- сформировать представление об экологическом кризисе, современных экологических проблемах;
- познакомить с проблемой поиска выхода человечества из экологического кризиса.
Воспитывающие:
- воспитать в ребёнке бережное отношение к природе и чувство ответственности за свои поступки.
Развивающие:
- обеспечить членам кружка возможность самореализации в рамках практики в «Школе юного эколога» и «Лаборатории природы», а также работы в НОУ, кружковой деятельности;
- развить исследовательские навыки и умения;
- вовлечь обучающихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций).
Программа третьего года обучения включает в себя два учебных курса по выбору ребёнка: «Школа юного эколога» и «Лаборатория природы».
«Школа юного эколога» имеет активно – деятельное направление и имеет цель формирование активной гражданской позиции по защите окружающей среды.
Учебно – тематический план третьего года обучения
68 часов (2-х часовое занятие в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1 2 3 4 5 6 | Природоохранная деятельность. «Школа юного эколога» Экология человека. Современные проблемы экологии. Цивилизация – начало борьбы с природой. Состояние экологии в Заволжье и Нижегородской области Проектная деятельность учащихся («Лаборатория природы») Итого: | 2 6 4 2 2 6 22 | 4 4 4 4 4 20 40 | 2
4 6 |
Тема №1. Природоохранная деятельность.
Исчезающие виды растений и животных. Заповедники, заказники, природоохранные зоны. Работа по восстановлению численности исчезающих видов животных. Зарубежная практика в области охраны животной среды.
- Просмотр слайдов. Расчистка водоёмов от ила и грязи. Расчистка леса от мусора. Публикации в местной прессе.
Тема №2. Экология человека.
Что происходит, когда мы растём. Что такое переливание крови, группы крови. В здоровом теле здоровый дух. Секреты русской бани. Режим дня. Разучивание гимнастических упражнений. Учимся правильно поднимать тяжести. Соло для позвоночника. Акселерация – явление века. Напоминание прописных истин. Наркомания – беда человечества. Некоторые приёмы ухода за своим телом. Поговорим о моде, косметике и гигиене. Приятного аппетита! Проблемы питания, модифицированные продукты. Генная инженерия плюсы и минусы.
- Акции: «Нет добровольному безумию!», «Наркомания – разрушение личности». Диспуты на темы: «Что значит здоровый образ жизни – как мы его понимаем», «Похудалая горячка», «Модные болезни». Выступление в школах. Задушевные беседы. Встречи с врачами – педиатрами района.
Тема №3. Современные проблемы экологии.
Экологические проблемы современной цивилизации (свалки, загрязнение океанов, кислотные дожди, озоновые дыры и т. Д.). Нарушение человеком механизмов саморегуляции и поддержания равновесия в природе. Опасность глобальной экологической катастрофы. Проблема загрязнения атмосферного воздуха. К вопросу о Киотском протоколе. Аномальные атмосферные явления.
- Создание «Зелёного патруля», посадка деревьев, краеведческие экспедиции школьников. Изготовление табличек «Берегите природу», «Лес - наше богатство».
Тема №4. Цивилизация - начало борьбы с природой.
Первые цивилизации – начало борьбы с природой. Взаимоотношения первых цивилизаций с природой. Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической катастрофы.
- Экскурсия в краеведческий музей «Жизнь первобытного человека».
Тема №5. Состояние экологии в Заволжье и Нижегородской области.
Медико – экологические аспекты качества жизни детского населения крупного регионального центра. Нижегородский областной дом природы: мечта или реальность. Основные экологические проблемы нашего региона.
- Встреча с экологами района. Контакты с экологическими объединениями района.
По окончании третьего года обучения по курсу – «Школа юного эколога» учащийся должен:
- уметь собирать краеведческую информацию;
- знать, как правильно посадить дерево и уметь это сделать самому;
- иметь представление об экологических проблемах современного мира и своего региона;
- уметь критически оценивать информацию и уметь отстаивать свою позицию.
Назначение курса «Лаборатория природы» - ориентировать учащихся на научно-исследовательскую работу.
№ | Тема занятия | Количество часов | ||
теория | практика | экскурсии | ||
1 2 | Практическое значение экологии Научно – исследовательская деятельность Итого: | 2 4 6 | 4 16 20 | - - - |
Тема №1. Практическое значение экологии.
Создание и содержание живого уголка. Наблюдение за животными и птицами. Экспериментальная работа в клубе. Выполнение курсовых и выпускных работ. Публикации в прессе. Мониторинг экологической обстановки в городе. Отработка методики взятия образцов почв, воды, снега и их анализ. Экологическое прогнозирование. Составление экологической карты – схемы окрестности.
Тема №2. Научно – исследовательская деятельность. Индивидуальные занятия.
Опытно – экспериментальная работа в клубе. Подготовка и участие в НОУ, в районной научно-практической конференции по экологии.
По окончании третьего года обучения по курсу «Лаборатория природы», учащийся должен:
- уметь видеть и технологически целесообразно решать реальные экологические проблемы;
- уметь предвидеть проблемы экологии через организацию многоплановой творческой и экологической деятельности;
- приобрести необходимые навыки решения проблем в сфере окружающей среды;
- уметь написать реферат, статью.
4. Этапы обучения.
Образовательные возможности программы значительно шире традиционной школьно – урочной системы. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих подростков видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании. Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности.
Первый год обучения.
Программа информационной направленности, характеризуется мотивацией ребёнка к учебной деятельности. На этом этапе активизируется познавательная сфера. Особо важным на данном этапе является создание условий, при которых ребёнок имеет возможность занять активную позицию в процессе получения знаний. Педагогу на занятиях отводится направляющая роль. Как результат этого этапа, у ребёнка развивается активный интерес к данному предмету. Следующий этап обучения, это обращение к внутреннему миру ребёнка. На данном этапе происходит активизация в сфере врождённой внутренней тяге к природе и чувства единства с ней.
Второй год обучения.
Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.
Третий год обучения.
Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных занятиях. Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней. Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.
Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию продвижения по учебным курсам, свой темп их усвоения. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи, дружбы и верности.
Итогом работы становится создание высоконравственной воспитывающей среды, которой сспособствует использование информационных и исследовательских педагогических технологий:
- Активно – деятельное воспроизводство содержания предмета в противовес пассивному созерцательному восприятию.
- Расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.
- Опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).
- Организация игровых ситуаций в образовательном процессе, сочетание игры с практическим назначением деятельности.
- Создание «ситуации успеха» (конкурсы, викторины)
- Тесная связь с семьёй ребёнка (совместные праздники, походы в лес, дни именинника, индивидуальные встречи педагога с родителями).
- Взаимодействие с социумом, общественно – полезный труд (десант по санитарной очистке лесов, сезонные посадки деревьев).
5. Условия реализации программы.
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
- квалифицированные кадры;
- наличие учебного кабинета, а в нём Уголка природы;
- постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
- доступность Интернета;
- возможность выезда за пределы города;
- определённый возрастной диапазон членов кружка, необходимый для нормального общения в подростковой среде;
- своевременный уход опытных членов кружка на самостоятельный участок работы кружка;
- многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности;
- сохранение единого кружкового пространства для участников всех ступеней образовательного процесса с присутствием «облака» из так называемых друзей кружка (сочувствующие, но очень занятые, ещё не определившиеся или уже ушедшие из кружка).
6. Обеспечение программы.
Экологический кружок располагает учебным классом, в котором находятся библиотечка необходимой литературы, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
- методико – дидактическое обеспечение;
- пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
- видеотека;
- набор учебных плакатов по экологии;
- участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
- проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
- пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
- технические средства обучения: микроскоп, магнитофон, ПК, видеодвойка;
- финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельность, призовой фонд, укрепление материальной базы, поездки и экскурсии;
- для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие Уголка природы.
7. Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
- контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
- табло достижений кружка;
- открытые занятия в игровой форме;
- участие в кружковой и массовой вне учебной деятельности;
- разработка памятки «Юный эколог».
8. Список литературы:
Для педагога:
- Конвенция о правах ребёнка. Нью – Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
- Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
- Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
- Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
- Биология газеты.
- Биология в школе (журналы).
- Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
- Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
- Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г.
Для учащихся:
- Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
- Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
- Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.
- Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
- Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
- Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
- Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1998г.
- Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
Состав кружка
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | Класс |
1 | Юрьева Яна | 10 А |
2 | Малова Ольга | 10 А |
3 | Пылаева Светлана | 8 Б |
4 | Котомина Юлия | 10 А |
5 | Журавлева Татьяна | 8 Б |
6 | Шашина Лилия | 10 А |
7 | Ромашова Ксения | 11 Б |
8 | Лебедева Евгения | 11 Б |
9 | Вискова Елена | 11 Б |
10 | Полякова Анастасия | 11 Б |
11 | Малькова Ангелина | 11 Б |
12 | Шестоперова Анна | 11 А |
13 | Колчина Нелли | 11 Б |
14 | Саларзай Марьям | 8 А |
15 | Колесникова Кристина | 8 А |
16 | Дуничев Дмитрий | 8 А |
17 | Круглова Ирина | 11 Б |
18 | Азиатцева Анна | 8 Б |
19 | Курбанова Ангелина | 5 В |
20 | Козлова Алена | 8 Б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов
Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ «В ГОСТИ К БЕРЕНДЕЮ».
Актуальна данная проблема и в коррекционных образовательных учреждениях. У детей с ОВЗ нарушена познавательная деятельность, они не могут обобщать и анализировать явления в природе, замедленная затруд...
Программа экологического воспитания младших школьников
Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно,...
Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»
В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...
Непрерывное экологическое воспитание и обучение младшего школьного возраста
В основе непрерывного воспитания и обучения лежит гармонизация всей деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста с людьми и биосферой!...
Программа внеурочной деятельности по экологическому воспитанию школьников.
Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, включая окружающий мир, природоведение, физику, химию, биологию, геог...