Программа экологического воспитания младших школьников
рабочая программа (1 класс) на тему
Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа экологического воспитания младших школьников | 41.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются:
- семья;
- детские дошкольные учреждения;
- школа;
-внешкольные воспитательные учреждения;
-воспитательная работа в летний период;
- средства массовой информации;
- самовоспитание.
Для решения проблем экологического воспитания учащихся начальных классов использование возможностей воспитательной работы постоянно совершенствуется, преобразуется в соответствующей ситуации конкретных условий их реализации. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы экологического воспитания для младших школьников во внеурочное время на основе Основной образовательной программы начального общего образования (по реализации ФГОС) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Морозовска Ростовской области, в которую включена программа экологического воспитания.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение.
Таким образом, цели экологического воспитания:
• способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии,
• подготовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции,
• развивать умения решать проблемы, воспитание гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Задачи:
• формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
• обучение школьников методам познания окружающего мира;
• воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
• физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
• выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
• становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Экологическая культура включает:
- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;
- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;
- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура включает следующие основные компоненты:
- интерес к природе,
- знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Направления реализации программы.
Успех экологического воспитания и образования зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания:
– экологическое воспитание учащихся проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
– активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц и т.д.
Работа по экологическому воспитанию ведется во внеурочное время, на классных часах.
Помимо традиционных форм экологического образования и воспитания младших школьников, в настоящее время используют такие инновационные формы, как природоохранительные акции и экологические проекты.
Акции – это социально значимые, комплексные мероприятия, которые, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на детей, служат эффективной экологической пропагандой среди родителей. Доступные и понятные для детей природоохранительные акции в школе проводятся к значительным международным датам, как Всемирный день воды (22 марта), Всемирный день здоровья (7 апреля), день Земли (22 апреля) и др.
Международные даты | Природоохранные акции |
Всемирный день воды | Конкурс плакатов «Мы за чистую воду» |
Всемирный день здоровья | Неделя здоровья (классные часы, конкурсы плакатов «Здорово жить – здорово!» и «Скажем вредным привычкам – нет!», викторины, игры, просмотр учебных фильмов, спортивные мероприятия, оформление тематических стендов, выставки в школьных библиотеках |
День Земли | 3)Выставка поделок из бросового материала «Давайте будем беречь планету Земля!» |
Международный день птиц | «Каждой пичужке – наша кормушка» и «Покормите птиц!» |
Развить исследовательские навыки, умения, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения-воспитания) - помогает использование метода проектов.
Цель проектов – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.
Экологические проекты
Название проекта | Цель проекта |
«Подкормка зимующих птиц» | Развивать у детей представления о зимующих птицах, развивать у них интерес к птицам и ответственность за все живое; развивать коммуникативные способности |
«Разработка экологических знаков» | Составить, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе; развивать творческое мышление, воображение. |
«Школа чистоты» | Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: в природе, дома, в школе. |
«Красная книга – сигнал опасности» | Развивать у учащихся представления о назначении Красной книги; развивать бережное отношение к исчезающим видам растений и животных. |
Результатом работы являются альбомы с рисунками и фотографиями, с красочными иллюстрациями четырех времен года, стихами русских поэтов, народных примет и пословиц, представленных по месяцам.
Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:
- презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);
- творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;
- стенгазеты, экологические буклеты, книжки-малышки, книжки-раскладушки.
Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае. Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого – краеведческой работы со школьниками. Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и улучшением окружающей среды.
Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим.
Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желаемому. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде.
Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока. Все это придает исследованиям природной среды и ее охраны привлекательность и интересность.
Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.
Современная экологическая ситуация определяет острую необходимость в формировании экологического мышления, экологизацию всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Именно поэтому, сегодня в области так актуальна проблема всеобщего непрерывного экологического образования, которое является приоритетным направлением в развитии системы образования государства. Одной из форм внеклассной работы по экологическому воспитанию и привлечению детей к практическому решению экологических проблем является организация и защита детских экологических проектов по улучшению местной экологической обстановки.
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно – гигиенические качества окружающей среды – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.
В программе экологического воспитания следующие направления работы:
- познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
- практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
- исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).
Ожидаемые результаты (в отношении к учащимся, учителям, родителям)
- Вовлечённость в деятельность экологического содержания.
- Проявление активности, инициативы, творчества в организации и проведении экологических мероприятий.
- Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, в том числе исследовательскими.
- Обогащение знаниями о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения.
- Проявление экологической культуры, выражающейся в переводе знаний в норму поступка.
Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:
- Повышение уровня информированности;
- Повышение интереса к природе родного края;
- Потребность выразить свой интерес в творческих работах;
- Соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;
- Выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;
- Ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;
Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе)
План воспитательной работы по реализации экологического воспитания в начальных классах на 2015-2016учебный год.
Срок | Познавательные мероприятия | Познавательно- развлекательные мероприятия | Практические мероприятия | Исследовательские мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
С Е Н Т Я Б Р Ь | Утренник «Мир вокруг нас» | Театрализованное представление на экологическую тему: «Новые приключения Маши и Вити». | Работа над проектом «Мое дерево». выставка детских рисунков на экологическую тему «Давайте сохраним планету». | Путешествие по экологической тропинке (I часть). |
О К Т Я Б Р ь | Беседа «Перелетные птицы. Их охрана». | Праздник «Золотая волшебница Осень». Конкурс на лучший осенний букет. | Операция «Большие дела Маленьких рук». (сбор корма для птиц). | Экскурсия «Удивительное рядом». Фенологические наблюдения «Осенние листья». Проект «Почему осенью листья окрашены в разный цвет?» Практическая работа с электронным микроскопом Micro Capture «Изучение зеленого листа комнатного растения и листа, опавшего с дерева, сменившего окраску.» |
Н О Я Б Р ь | Путешествие за капелькой воды. Проблема чистой воды и здоровье человека. | Утренник «В гостях у жителей степного царства». | Операция «Малые реки». Экскурсия на реку Быстрая. | Опыт по теме «Волшебница-вода». Опыт «Прозрачность и чистота воды в реке Быстрая. Практическая работа с электронными датчиками SENSORLAB, опыты с водой «Плотность воды», «Температура воды из-под крана и из чайника» |
Д Е К А Б Р Ь | Литературный час «Русские поэты и писатели о птицах и зверье» | Утренник «Здравствуй, гостья – зима». | Подготовка материалов для экологической тропинки. Конкурс рисунков «Снежные узоры». | Опыты «Превращение в воду». «Почему бывает лед и пар?» Иней». Исследовательская работа «Как устроено перо птицы» (Работа с микроскопом Micro Capture) |
Я Н В А Р Ь | Игра «Эти забавные домашние животные». | Викторина «Что растет в моем краю». Работа над проектом «Мое деревце». | Устный журнал «Охранять природу – значит охранять Родину». | Опыт «Защитные свойства снега» (для чего нужен снег растениям зимой). Исследовательская работа «Почему у кошек и собак разная шерсть» (Работа с микроскопом Micro Capture) |
Ф Е В Р А Л Ь | Викторина «Знаете ли вы родную природу?» | Устный журнал «Зимующие птицы. Кто как проводит зиму?». | Операция Кормушка» - изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. | Экскурсия «Следы. Фенологические наблюдения». |
М А Р Т | Беседа «Встреча пернатых друзей». Экологическая сказка «Весна и Смог». | Праздник весны. Конкурс «Птичий КВН». Праздник «Всемирный день птиц». | Операция Скворечник» - изготовление птичьих гнездовий. | Опыт со срезанными ветками. «Животворное свойство воды». Исследовательская работа «Что есть в почве» (Работа с микроскопом Micro Capture) |
А П Р Е Л Ь | Беседа «Что мы знаем о насекомых и их охране». | Экологическая игра «Пестрый мир насекомых». Написание сочинения «Мое деревце». | Работа на экологической тропе «Муравейник». | Весенняя экскурсия по экологической тропе города. |
М А Й | Экологическая сказка «В тридевятом царстве». | Праздник «Суд над микробами». | Работа по проекту «Мое деревце». Озеленение школьного двора. | Итоговое путешествие по экологической тропе города. |
Анализ внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Большое внимание в работе кружка уделено теме «Мое деревце» практически в течение всего учебного года. Эта методика помогла не только определить готовность учащихся начальных классов помогать природе и заботиться о ней, но и развивать у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. После первой экскурсии в природу ребята пришли к выводу, что их окружают разные деревья, травы и кустарники, каждое растение по-своему удивительно красиво и отличается от других неповторимыми особенностями. Так возникла идея подробно изучить все разнообразие деревьев, растущих на территории нашего города. Первые описания деревьев в работах ребят были сухие, немногословные, например, один из учеников писал: «Яблоня растет во дворе. Высокое дерево. Яблоки на нем вкусные».
После многих наблюдений и работы с учащимися, они стали понимать, что дерево и другие природные объекты могут быть другом, помощником. Практическая природоохранная деятельность ребят стала рассматриваться как забота о своем друге. Ребята стали понимать, что деревья играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно. Но сначала ребята не воспринимали деревья как живые объекты, и тем более не могли представить их своим другом. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Состояние деревьев, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Важно и то, что деревья – довольно крупные объекты. Поэтому ребенку легче, чем небольшие растения, представить дерево своим другом.
Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приято для слуха ребенка. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка.
В процессе экологической работы регулярно проводились опыты с природными объектами. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно – следственных связей. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые ребята получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыты, старались не наносить вред и ущерб растениям и животным.
Опыты по теме «Волшебница – вода». Сначала был поставлен опыт на определение одного из свойств воды – его прозрачности. Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана учащиеся положили ложки. В каком из стаканов ложка видна, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стакане с водой мы видим ложку, а в стакане с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.
Также ребята убедились в том, что вода не имеет запаха. После этого опыта ребятам было предложено сравнить жидкости еще в двух стаканах. В первом стакане была та же вода, которую ребята уже исследовали, а в другом стакане – вода из реки, протекающая на территории нашего города. Учащиеся снова опускали ложки в стаканы с водой. Оказалось, что вода из реки не очень прозрачная.
Вывод: вода в реке загрязнена.
Но ребятам стало интересно, насколько вода загрязнена. Они обратились в библиотеку и в «Экологическом вестнике Дона» за 2005год нашли данные о нашей реке. Река имеет III степень загрязнения.
В декабре проводили другие опыты с водой.
Опыт: «превращение в воду».
Приносим с улицы ведерко со снегом. На улице мороз, а в классе тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше.
Вывод: снег, лед, сосульки тают в классе от тепла, превращаются в воду.
Опыт: «Лед – твердая вода».
Принесите сосульки в помещение, поместите каждый свою сосульку в отдельную посуду, чтобы наблюдать за своей сосулькой. Учащиеся следили за состоянием сосулек в теплом помещении, обратили внимание, что постепенно сосульки уменьшаются. Что с ними происходит? Они тают. Затем ребята заметили, что разные по величине сосульки растаяли за разные промежутки времени.
Вывод: лед – это тоже вода.
Опыт: «Пар – это тоже вода».
Этот опыт учащиеся только наблюдали, проводил учитель. Взяли термос с кипятком. Открыли его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместили над паром стекло. На нем выступили капельки воды. Учащиеся внимательно за этим наблюдали.
Вывод: пар – это тоже вода.
Опыт: «Иней».
Этот опыт очень нравится ребятам.
Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это?
Вывод: это иней.
На одном из занятий нам удалось понаблюдать за деревьями в инее. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, икрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. В отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден. Рассмотрев строение инея (для этого использовали лупы) и полюбовавшись красотой своего участка, дети стараются сохранить возникшую картину как можно дольше, не прикасаясь к деревьям и не сбивая белоснежного покрова. В это время поиграли в царство Снежной Королевы.
Вода, снег и лед всегда привлекают внимание учащихся. Ребята увидели вот такую закономерность: если зимующие растения укрыл снег до сильных морозов, то они хорошо сохраняются до весны и дают хороший урожай, а вот если снега нет – растения практически погибают. Перед школьниками стал вопрос, какие же свойства снега этому способствуют. Поэтому учащимся было предложено сделать вот такой опыт.
Опыт: «Вода защищает растения от низких температур».
Сверните фольгу так, чтобы она смогла служить подобием пенала для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите за показанием термометров каждые две минуты в течение десяти минут. Термометр, обернутый мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения, поливая их водой, так и снег сохраняет растения от замерзания, укрывая их, словно одеялом.
Роль снега велика для жизни растений зимой. Зимой школьники осуществляют на своем участке работу по снегозадержанию, подсыпая снег с дорожек под деревья.
Для понимания биологического смысла данного агротехнического мероприятия осенью дети рассматривали части растений, которые должны сохраниться до весны, - корни, корневища, семена. Снег является для них одеялом. Хоть под снегом и холодно, но не до такой степени, как на открытом месте. Пониманию роли снега способствует еще один опыт: дети наливают воду в две одинаковые бутылки, одну оставляют на открытом месте, другую без предварительного охлаждения закапывают в снег. Когда на стенках первой емкости появится лед, выкапывают вторую емкость. На ее стенках льда нет.
В феврале дети раскапывали снег в том месте, где летом росли злаки (пырей, житняк и другие). Школьники обнаружили молодую зеленую траву длиной 5-10см. Снеговую яму сразу же засыпают, иначе растения вымерзнут.
В период таяния снега сравнивают состояние почвы в местах, где снега было мало и много. В первом случае почва будет сухой или слегка влажной, во втором – очень мокрой.
Весной проверяют, где раньше появится трава: там, где снега много, или в местах, которые оставались открытыми, где ветер сдувал снег. Убеждаются, что на открытых участках травы меньше.
Посещая природу на экскурсии в зимнее время, учащиеся видят, что деревья стоят голые, им хочется посмотреть, когда же на них появятся первые листочки. Поэтому они срезали веточки, приносили их в класс, и дальше был поставлен опыт.
Опыт: «Животворное свойство воды».
Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Внимательно рассмотрите свои веточки. Теперь поставьте их в воду. Ребятам было объяснено. Что одно из важных свойств воды – давать жизнь живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут.
Систематическое проведение опытов в процессе работы экологического воспитания помогло учащимся понять некоторые природные явления более осознанно. Опыты способствовали формированию у младших школьников познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Много творческих работ выполнили учащиеся на занятиях.
Также на занятиях проводились различные утренники и праздники. Учащимся очень нравится играть роли разных животных, рассказывать о том, как человек может помочь им. Большую помощь в проведении праздников всегда в нашей школе оказывают родители. У ребят всегда разнообразные костюмы, они учат много слов, посещают библиотеку, ищут дополнительный материал в сети интернет, чтобы больше узнать о том или ином природном явлении.
Результат внеклассной работы по экологическому воспитанию в начальных классах
Результат работы показывает, что младшие школьники стали больше интересоваться природой, у них расширились экологические знания. Учащиеся стали более эмоционально воспринимать природу и произведения искусства о природе.
Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны. Система работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость. Такая работа является оптимальной формой работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Знакомя младших школьников с отрицательными и положительными сторонами деятельности человека, не отдавалось предпочтение какой – то одной из сторон; так как в противном случае у детей сформируются неправильные представления о роли человека в природе.
Экологическая внеурочная работа обладает рядом преимуществ:
- она не связана рамками учебных программ;
- не ограничена во времени;
- позволяет легко вносить любые коррективы в план работы;
- дает возможность сочетать теоретические и практические направления экологического воспитания;
- позволяет широко использовать разные формы практической деятельности школьников по оказанию помощи природе;
- дает возможность привлекать к ее осуществлению специалистов, родителей.
Чтобы осуществить цели и задачи, поставленные для работы по экологическому воспитанию, необходим был комплексный подход к решению данной проблемы: необходимо было не только вооружать учащихся научными знаниями в области экологии, но и формировать заботливое, бережное отношение к конкретным природным объектам, к природе в целом. Лишь сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина.
Список используемых источников.
1. Арефьев В.А. Биология для школьников // Москва – ВНИРО. – 2008. – 117с.
2. Афанасьева Е.С. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 2009. - №1.- с. 30-32.
3. Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 2003. - №9. – с. 16-19.
4. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 2004. - №2 – с. 32-33.
5. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 2006. - №3 – с. 57-59.
6.Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. - №6. – 2005. – с.79-82.
7. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании // Москва – Просвещение. – 1995. – 76с.
8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-9 лет. Практическое пособие для учителей начальных классов // ТЦ «Учитель» - Воронеж – 2008 – с.153-164.
9. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы // Начальная школа. – 20077. – №4. – с. 20-24.
10. Длусский Г.М. ,Букин А.П. Знакомьтесь, муравьи // Москва – Агропромиздат -1986. – с.5-32.
11. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы// Москва – Педагогика – 1981. – 184с.
12. Захлебный А.Н. , Зверев И.Д. , Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии // Москва – Просвещение -1984. – 206с.
13. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования// Москва – Просвещение. – 1980. – 24с.
14. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Не только для бабушек // Санкт-Петербург – Речь. – 2006. – 64с.
15. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений // Москва – Творческий центр. – 2005. -235с.
16. Иванова А.И. Живая экология // Москва. – Творческий центр. – 2006. – 80с.
17. Кульневич С.В. , Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание от формирования к развитию // Москва – Ростов-на-Дону – ТЦ «Учитель» - 2000. – 193с.
18. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей // Москва – ВЛАДОС. – 2003. -281с.
19. Моисеева Л.В. , Кастунов И.Р. диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников // Министерство образования Российской Федерации; УГПИ науч.пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников
Научить детей бережному отношению к природе поможет нетрадиционная форма экологического воспитания- экологический театр....