Экскурсия в парк "Сказки старого дуба" (экологическое воспитание)
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Экскурсия в парк «Сказки старого дуба»
Цели:
• обобщение знаний детей о лесе;
• попытаться установить причины гибели деревьев в парке;
• определение своих возможностей по спасению;
• развитие воссоздающего и творческого воображения, логики, мышления;
• воспитание эстетических чувств и бережного отношения к природе.
Место проведения: городской парк
Подготовка:
• найти стихотворение И. Бунина «Листопад»;
• иллюстрации к нему.
ХОД
• Сегодня мы снова в нашем парке. Пришли мы сюда не только за тем, чтобы отдохнуть и полюбоваться им, но послушать и подумать. Кого послушать? О чём подумать? Об этом чуть позже. А пока давайте немного «разомнёмся».
• Быстро отвечайте на мои вопросы «Да» или «нет». Если вы не согласны со мной, дайте свой ответ.
Наш парк — участок естественного леса. (Да)
Естественный - значит посажен человеком. (Нет. Вырос без помощи человека).
•В парке растут деревья: белоствольные берёзы (Да), могучие клёны (нет, могучие дубы), кудрявые клёны (да), медоносные рябины (нет, липы), вечно дрожащие осины (да), зелёные ели (нет, ели в парке не растут), пышные лещины (Нет, лещина это кустарник).
Лес — это множество деревьев на участке. (Нет. Лес — это не только деревья, но и травы, кустарники и животные
Итак, мы вспомнили, что лес — это растения и животные, которые живут сообща, помогая друг другу; т. е. это сообщество растений и животных.
• Лес красив в любое время года. Многие писатели и поэты отразили это в своих произведениях. Имя русского поэта И.Бунина знакомо вам с уроков чтения. Вспомните строчки его стихотворения «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
В этом стихотворении есть и другие строки о Лесе.
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял.
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, всё умертвив...
Какой из отрывков подходит к настоящему состоянию парка? (Последний). Определите подходящие иллюстрации к этим отрывкам. Вспомните и назовите все этапы осени (ранняя, золотая, поздняя, предзимье).
• А теперь наступило время слушать и думать. Пришли сюда сейчас, именно в пору осени, неслучайно. Лес обнажился, посветлел, стало хорошо просматриваться вокруг. Посмотрите внимательно: что
бросается вам в глаза?
В парке много поваленных деревьев.
Парк сильно засорён.
Действительно, именно теперь очень заметно, как много деревьев повалилось; а многим не дают упасть соседи, которые подставили им свои ветви. Подумайте и назовите причины этого явления.
•Деревья старые.
•Деревья болеют (чага, нарост).
Портят деревья и жуки-короеды.
Их ломают люди, портят кору.
А теперь, ребята, послушайте, что я услышала у старого дуба.
«Я уже старый, такой старый, что и вспомнить не могу, сколько я простоял в этом лесу. Каждый год на моих ветках созревают крепкие жёлуди - мои сыновья. Уж как я их холю: и пою их в досталь, и кормлю, и раскачиваю на своих ветках. Но вот беда. С давних военных пор застрял во мне кусок снаряда. Рана вроде и затянулась, но постоянно о себе напоминает, особенно в непогоду; когда налетает сильный ветер, заставляет меня гнуться и скрипеть. Ох, боюсь, что скоро сил не хватит держаться»
Этот рассказ подсказал вам ещё одну причину гибели деревьев? Оказывается, деревья в войну тоже страдали, погибали.
В последнюю бурю дуб не выдержал и упал. Падая, он подумал: «Я ведь ещё мог бы...»
Вот теперь вы внимательно послушайте и скажите, о чём думал дуб, если рассказ его назывался бы «Печаль»
Я мог бы жить ещё 200 лет.
Я мог бы кормить птиц и зверей своими плодами.
Я мог бы радовать людей своей красотой.
Я мог бы выделять кислород.
Я мог бы сохранять влагу.
А теперь назовём рассказ «Радость» и подумаем, что могло порадовать дуб? Наконец-то я отмучился.
На моём месте вырастет молодой, сильный дуб.
Из меня сделают спички.
Меня отвезут в мастерские и сделают что-нибудь нужное.
Я пойду на топку.
Под моим стволом построит нору ёж.
• Какое настроение навевают сказки старого дуба?
• Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы изменить что-то вокруг?
Убрать мусор.
Спилить сломанные деревья.
Посадить новые деревья.
В заключение я хочу напомнить, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят! Мусор в парке - это наша невоспитанность. Сажать деревья - это Здорово. Говорят, что каждый мужчина должен посадить дерево, построить дом и вырастить детей. Но сажать надо уметь: выбрать место, подготовить его для посадки, подобрать породу дерева. И помните:
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня
Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня Приобщ...
Экскурсии в воспитании младших школьников.
Экскурсии имеют огромное влияние на развитие наблюдательности, воображения, чувств ребёнка. Экскурсии проводятся в течение всего учебного года. Можно проводить экскурсии в игровой форме, использовать ...
Старый Нижний-глазами молодых-виртуальная экскурсия
Виртуальная экскурсия по Нижнему Новгороду...
Экскурсия по Старой Ладоге.
Виртуальная экскурсия по Старой Ладоге.Первый город нашего края."Путь из варяг в греки".Музей - заповедник "Старая Ладога"...
Статья "Воспитание детей с ОВЗ: старым постулатам – нет, а новые еще четко не сформированы".
Бесконечное стремление успевать за НТП мирового сообщества, а также не менее стремительные изменения в системе образования, заставляют нас еще более часто задумываться о том, как прогрессирует совреме...
Воспитание детей с ОВЗ: старым постулатам – нет, а новые еще четко не сформированы.
Статья является помощником в переосмысление обществом своего отношения к детям с ограниченными возможностями....