Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня
статья по окружающему миру по теме
Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира. 1 класс.
«Развивающая программа Занкова».
Составила учитель начальных классов Пипия М. А.
Тема: Земля – планета солнечной системы.
Цель: объяснить чередование дня и ночи, смены времен года на Земле; сравнить природные условия на Земле и на Луне. Способствовать развитию умения наблюдать за окружающим миром;
Способствовать воспитанию желания овладевать новыми знаниями.
Оборудование: предметные картинки, мультимедийная программа «Природа».
Ход урока
I. Проверка ранее пройденного.
1 – расположить планеты на свои места (программа «Природа – человек – общество)
2 – разгадать кроссворд.
По горизонтали:
1. Днём мы видим этот раскалённый шар. (Солнце.)
3. Ночью их великое множество на небе. (Звезды.)
По вертикали:
1. Он знаменит своими кольцами. (Сатурн.)
2. Она – спутник Земли. (Луна.)
3. Эту планету Солнечной системы «окутывает толстый слой» воздуха, достаточно света и тепла. (Земля.)
3 – определить лишнее:
1. Венера, Нептун, комета;
2. Юпитер, Луна Сатурн;
3. Солнце, Уран, Меркурий;
4. Вселенная, Земля, Солнце, Луна;
5. Комета, метеорит, астероид, Земля.
А также каждый ребёнок в этой группе получает листок с определением, которое он должен прочитать.
Кометы – представляют собой ледяную глыбу из замёрзших газов и пыли.
Метеорит – крупное каменное или металлическое тело, осколок планеты, которые упали на Землю.
Астероид – глыбы из камня и металла, которые обращаются вокруг Солнца.
Земля – одна из планет Солнечной системы, на которой есть жизнь.
– Объясните, почему Солнце мы видим небольшим по размеру, хотя это огромный шар?
II. АОЗ (актуализация опорных знаний).
– Отгадайте ребусы:
– Какие изменения на Земле повторяются постоянно? (Смена дня и ночи, смена времён года.)
– Какое сейчас время суток? А когда придут с работы родители, какое время суток будет?
– А какое сейчас время года? Какие ещё бывают времена года? А вы знаете, почему это всё происходит?
III. Работа над новой темой.
1. Работа по учебнику (с. 10, можно принести теллурий).
– Пронаблюдайте за вращением глобуса вокруг своей оси. Почему происходит смена дня и ночи?
– Почему ночью холоднее, чем днём? Давайте внимательно посмотрим на рисунок и попробуем объяснить, почему на Земле происходит смена времён года?
Изменения происходят в связи с годичным движением Земли вокруг Солнца, при этом Солнце по-разному освещает разные районы Земли, значит, разное количество тепла они получают. Земле нужен год, чтобы облететь вокруг Солнца, а ведь скорость движения Земли огромная – 30 км/сек.
– Посмотрите: не только машина и самолёт, но и ракета выбивается из сил, пытаясь догнать Землю. 30 км – это почти половина всего расстояния Волгограда вдоль Волги. На машине нам понадобится 30 мин, чтобы проехать это расстояние, а пешком мы будем идти 6–7 часов. А Земля пролетает это расстояние за 1 секунду. Вы сказали: «Раз!» – и наша планета пролетела 30 км. Мы не замечаем этого, потому что летим вместе с Землёй.
2. Игра «Определите месяц или сезон». (На доске представлены картинки с изображением различных времен года, названия месяцев.)
(подойти к доске и показать соответствующие картинки) В конце игры учащиеся среднего ряда по цепочке выходят и выстраивают надписи месяцев в правильном порядке. Другие проверяют.
…
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. К. Толстой
2) В … лето кончается, осень начинается.
3) Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет;
А против мёрзлого окна,
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая берёза…
4) Первый месяц зимы – это
5) Назовите первый месяц нового года.
6) Это третий, самый жаркий месяц лета.
7) Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали;
Солнышко с неба ясней
Луч золотой разливает,
Влажным теплом подувает
Ветер с раздольных полей.
С. Дрожжин
8) Птицы улетают на юг. Когда это бывает?
9) Из-под снега пробиваются первые цветы – подснежники. В каком месяце?
10) Люблю грозу в начале … ,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.Ф. Тютчев
11) Прилёт этих птиц – верный признак весны, они прилетают ранней весной и сразу начинают устраивать свои гнёзда или поселяются в те домики, которые им сделали люди. (Скворцы.)
12) Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах под калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный.
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже … !
Значит, кончилась … !
– О каких признаках лета вы узнали из стихотворения?
Физкультминутка
Солнечные зайчики играют на стене,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
3. Работа по учебнику (с. 11).
– Планеты как зеркала – они отражают свет Солнца. Сравните природные условия на Земле и на Луне.
– Луна – спутник Земли, спутники есть и у других планет Солнечной системы, кроме Венеры и Меркурия. Наша Луна прекрасна, но мертва. У неё каменистая поверхность и нет воздуха. Лунный свет – это просто отражение солнечного света.
– А знаете, отчего Луна и Солнце меняют цвет? В полдень Солнце имеет желтовато-белый цвет. Но на восходе или закате оно бывает красным, оранжевым или розовым.
Проведём опыт: нальём в пустой аквариум воду, и в затемнённом помещении посветим фонариком через воду. Свет будет обычным. А теперь добавим в воду молоко. Снова посмотрим на огонёк. Он будет более красным. То же происходит и с Солнцем, пока его свет проходит через толстый загрязнённый слой воздуха.– Нарисуйте Луну и Землю так, чтобы было хорошо видно, что на Луне нет жизни, а на Земле есть
IV. Итог.
– Что вы узнали сегодня о том, как сменяются день и ночь? Почему происходит смена времён года? Какова скорость полёта Земли?
– Почему планеты «светятся», ведь они не звёзды? Благодаря чему на Земле есть жизнь?
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 1 классе.
Составила учитель начальных классов Пипия М.А.
Тема урока: Анализ фонетического различия слов по смыслу (с. 30; т. с. 15)
Программа: Система Л. В. Занкова.
Учебник: Азбука Нечаева Н.В., Белорусец К.С.
Цели: Образовательные: познакомить с понятием «омонимы»; содействовать формированию умения читать слова с изученными буквами, определять твердые и мягкие со гласные, ударные и безударные гласные;
Развивающие: содействовать развитию связной речи, памяти.
Воспитывающие: создать условия для воспитания любви к животным.
Ход урока.
I. Мобилизующая часть урока.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Все ли правильно стоят?
Все ль внимательно глядят?
II. Повторение изученного.
1. Работа со скороговоркой.
РЫБКЕ РАК - НИ ДРУГ, НИ ВРАГ.
РЫБКЕ ВРЯД-ЛИ СТРАШЕН РАК.
РЫБКЕ СТРАШЕН ЧЕРВЯЧОК,
ЧТО НАСАЖЕН НА КРЮЧОК.
- О ком идет речь в этом стихотворении? (О рыбке и раке)
- Где живут рыбки и рак? (В реке, озере, море, пруду)
- Чего боится рыбка? (Червячка на крючке)
- А кто насаживает на крючок червячка? (Рыбак)
Игра: “СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ”
- Подберите и назовите родственные слова к слову “Рыба”.
РЫБА- рыбак, рыбачья лодка, рыболов, рыбачить, рыбье место, рыбный суп.
2.Работа с пословицей.
Как Вы понимаете пословицу:
“БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА”?
- Наблюдение над ролью омонимов в нашей речи.
Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию с опорой на слайды и полученные ранее сведения о значении слов устанавливается различие между словами, звучащими и пишущимися одинаково.
(Острая) коса (Девичья) коса.
Ключ от замка. Ключ (Источник).
Горький лук. Тугой лук.
Гибкий прут. Глубокий пруд.
Вывод: В русском языке есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их называют омонимами.
-Слово омоним произошло от двух древнегреческих слов: хомос-«одинаковый» и онима- «имя».
Физкультминутка.
- Упражнение в распознавании и употребление в речи омонимов.
- Прочитайте предложения. Что необходимо сделать , чтобы смысл предложений стал ясен?
-Наконец мы нашли настоящий замок.
-Это была настоящая мука.
-В магазине продавался старинный атлас.
Вывод: иногда различать слова-омонимы помогает ударение.
- Наблюдение за омонимами-омофонами (Термин не вводится.)
Прочитай предложение. Рассмотри сюжетные картинки. Найди «спрятанную» шутку
Ел старик хлеб сухой, откуда же под столом рыбьи кости?
-Кто догадался, на чём основана шутка?
(Хлеб сухой- хлеб с ухой).
- Гимнастика для глаз.(Таблица.
- Выполнение упражнения
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла.
Веснушки я б отмыла.
Найди слова –омонимы. Выпиши омонимы парами. В чём особенность каждой пары? Объясни устно.
V. Работа с учебником (с. 30).
1. «Я читаю?» (с. 15).
Физкультминутка.
Распахнуто окошко, Нам холод нипочём.
Походим мы немножко И сон с себя стряхнём.
Чтобы нам работу дать, Будем дружно приседать.
Я возьму шар большой, Подниму над головой.
А теперь пора учиться! И не будем мы лениться.
2. Продолжите предложения 1,2,3.
- О ком говорится в предложении?
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Какой частью речи являются?
- Каким членом в предложении являются имена существитель ные?
- О ком говорится в 4, 5, 6-м предложениях?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Какую часть речи заменяют местоимения?
- Как вы думаете, каким членом в предложении будут эти ме стоимения?
- Что говорится в каждом предложении?
- На какой вопрос отвечают эти слова?
- Какой частью речи они являются?
- Каким членом в предложении будут глаголы?
- Что можете сказать об этих глаголах? (Прошедшее время, род, число.)
- Почему первые слова в предложениях записаны с большой буквы?
- Найдите слова, в которых есть мягкие согласные. Подчеркни те эти согласные.
- Почему эти согласные мягкие?
VI. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
Рефлексия:
- У меня хорошее настроение, потому что...
- Я доволен, но...
- Я огорчен, потому что...
- Мне понравилось...
- Я узнал...
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №3 г. Белгорода»
Пипия М.А.
Взаимосвязь экологического и нравственного воспитания
младших школьников.
Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции, ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития.
Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания.
Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и восстановления. Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию учащимися важности учета особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека. В целом школьный курс естественно-научных дисциплин помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять, что природа - основной источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного отношения к ней.
Этапы школьного обучения, возрастные возможности учащихся, реальные условия социального и природного окружения - все это обусловливает характер формирующихся отношений школьников к природе, их деятельность по сокращению и уменьшению окружающей среды.
Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.
Правильно используя различные методы воспитания, учитель или воспитатель может сформировать экологически грамотную и нравственно воспитанную личность.
Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе, а также в группе продленного дня.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной нравственно-экологической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
1. образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
2. воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
3. развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из нравственных ценностных ориентаций. Система ценностей исходит из понимания уникальности и ценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности младших школьников. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы ? Как чередовать игры и распределять младших школьников в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание младших школьников, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на младших школьников, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.
Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития младших школьников, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.
Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.
Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.
Разработки учителей в данной проблеме идут по трем направлениям.
Первое направление. Создается совершенно новый курс не вливающийся в природоведение. С этой точки зрения интересен опыт Л.Н. Ердакова. Он отмечает, что в настоящее время существует немало литературы для познания экологии. "Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных. Такими являются и часть сказок, где действуют персонажи из мира животных, а кроме того, не нарушаются экологические правила (Волк может съесть Бабушку и Красную Шапочку, но видимо, не станет есть соленый огурец или пить чай с вареньем)". Таким образом, Л.Н.Ердаков предлагает нам ввести совершенно новый предмет в школьный курс - это экология. Данный учебник поможет детям усвоить некоторые экологические понятия, больше узнать о взаимозависимости компонентов природы.
Многие учителя (например, Л.М. Хафизова, Н.С. Жестова) идут по второму пути: усиливают экологическую направленность существующих учебников природоведения. Например, Е.А. Постникова предлагает вводить схемы для показа взаимосвязи в природе. Это воспитывает у учащихся абстрактное мышление. Взаимосвязь, показанная в виде схемы, на первых этапах вводится в виде динамического рисунка. Например, природа содержит в себе два компонента: живая и неживая природа. Неживая природа - вода, камни, луна, тучи, солнце и т.д., для нее выбирают условный рисунок - солнышко. А рядом рисуют изображение живой природы - животное, растение и т.д.. Живая природа также неоднородна и включает в себя животных, растения и человека. Животные - это звери, птицы, рыбы, насекомые и другие, выбираем символическое изображение животных. Человек живет в обществе, поэтому Постникова предлагает нарисовать двух человечков на том же уровне что и изображение природы. И человек, и общество создают продукты труда и это тоже отмечается в схеме. Как элемент системы экологического воспитания, эту методику можно использовать, и она даст хорошие результаты знаний взаимосвязей в природе.
Предварительный просмотр:
Нравственно-экологическое воспитание
младших школьников в процессе экскурсий
в группе продленного дня
Введение
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно - гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно - содержательной позиции по отношению к природе как к объекту социальной и эстетической ценности.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с нравственным воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во - первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во - вторых, собственно экологическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников нравственного отношения к действительности вообще и к природе как ее части.
Вопросами нравственного и экологического воспитания занимались такие известные педагоги как И.Ф. Харламов, О.С. Богданова, В.И. Петрова, И.А. Каиров, Л.Ф. Островская, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Плешаков и др.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.
Проблема нравственно - экологического воспитания сегодня волнует всех – ученых, педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире? Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это цель нравственно - экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде, экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов школы. Помимо выше сказанного, огромная роль в нравственно - экологическом воспитание может играть группа продленного дня, которая относится к внеклассной работе с учениками.
Гипотеза: процесс нравственно – экологического воспитания на экскурсиях в группе продленного дня будет эффективным, если:
1. На экскурсиях учащимся демонстрируются результаты положительного и отрицательного вмешательства человека в природу;
2. Будут использоваться различные методы и приемы нравственно- экологического воспитания младших школьников;
3. Учитель личным примером в процессе экскурсий будет способствовать воспитанию нравственности;
Одной из форм экологического воспитания является экскурсия. На экскурсии учащиеся наблюдают окружающую природу, знакомятся с трудом людей в разные времена года. Чаще всего основная цель экскурсии - формирование представлений о предметах и явлениях природы в реальной обстановке.
Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок и звуков родной природы. Они отмечают сезонные изменения.
Ранней весной воспитатель обращает внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна - набухание почек, появление первых, быстро зеленеющих травинок, подснежников. Дети наблюдают за появившимися серебристыми сережками ольхи, ивы. Любуясь природой, дети вместе с воспитателем вспоминают ее поэтические образы, запечатленные в стихотворениях С. Маршака, Ю. Коринца и др.
В начале экскурсии воспитатель обращает внимание детей на красоту окружающей природы, учит всматриваться в богатство и разнообразие форм, оттенков цвета, прислушиваться к звукам природы, наслаждаться запахом скошенной травы, опавших листьев, полевых и лесных цветов... Во время экскурсий дети знакомятся с разнообразными растениями и животными в естественных условиях, учатся подмечать изменения, которые происходят в их жизни со сменой времен года.
На этой основе раскрываются некоторые природные взаимосвязи и показывается, в какой помощи со стороны человека нуждаются те или иные растения и животные. По возможности организуется практическое участие детей в охране природы (например, подкормка птиц). При проведении экскурсий возникает возможность в реальных условиях, на конкретных примерах познакомить детей с экологическими правилами поведения.
Дети на практике познают, что все живое нуждается в воде, тепле, свете, они понимают, какое значение для человека имеют растения и животные, как человек заботится о них.
Эффективным приемом формирования нравственно-экологического отношения к природе является постановка проблемных ситуаций во время экскурсий.
Познавательные ситуации чаще предлагаются воспитателем. Например, он показывает картину: на заснеженной лесной поляне - следы белки, зайца, видны мышиные норки в снегу, плоды клена и липы, объеденные шишки, погрызы на коре осины.
Ставятся вопросы: какие животные здесь побывали? Что о них можно сказать по этой картине? К ответу дети подготовлены, так как на предыдущих занятиях они получили необходимые знания.
Важны в воспитательном отношении такие проблемные ситуации, которые требуют от детей решения той или иной нравственной задачи. Например: «Подруги, возвращаясь из леса, увидели ежа. Лена обрадовалась и положила его в корзинку, чтобы отнести домой. Катя остановила подругу и что-то сказала ей. Лена вынула ежа из корзинки и отпустила его». Ставятся вопросы: как вы думаете, что сказала Катя подруге? Права ли она? Успех экскурсии в лес в основном зависит от умения воспитателя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывая жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные. Рассмотренные выше приемы и методы обучения делают экскурсионные занятия по ознакомлению с окружающим миром не только полезными, но и интересными, привлекательными для детей.
Воспитатель в своей работе тщательно готовится к экскурсии и составляет подробный план подготовки.
1. Намечает тему экскурсии. Стараюсь, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать детей.
2. Определяет цель, задачи экскурсии и составляю предварительный план экскурсии.
3. Выбирает место проведения экскурсии, заранее побывав там, разрабатывает маршрут. Предусматривает места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности детей.
4. Уточняет содержание воспитательного и познавательного материала, подбирает игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5. Продумывает методику проведения экскурсионного занятия.
6. Планирует организационные формы деятельности детей (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения), выполнение общественно полезных дел, распределяет обязанности между подгруппами или отдельными детьми.
Часто предлагают детям заучивать перед экскурсией стихотворение о природе, используя для этого стихи И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина. На экскурсии используют загадки С. Маршака, Е. Благиной, Е. Серовой, Р. Федькина. Перед экскурсией дают также детям различные задания по наблюдению за животными, птицами и растениями.
Практически на каждой экскурсии уделяют большое внимание повышению познавательной активности детей. Для этого проводятся дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются на художественно-речевых занятиях. Предшествующий опыт живого общения с природой дает ребенку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует красоту природных явлений.
С этой целью были проведены исследования в МОУ «Разуменская СОШ №2 Белгородской области, белгородского района». Исследования проводились в группе продленного дня в 1 «А» и 1 «Б» классах. В этих группах были проведены экскурсии в течении 2009 – 2010 учебного года.
Экскурсии проводились по следующей методике:
Экскурсия в осенний парк «Разноцветная природа». (см. приложение 1)
Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков мы видим.
Главный вопрос: сколько разных цветов вы видите вокруг себя? Желательно, чтобы преобладающий цвет в эту пору был зеленый. К концу занятия нужно подвести детей к выводу, что цвет живой природы - зеленый, т. е. доминантой в пору бурного развития жизни является цвет зеленого растения. Но оттенков зеленого цвета очень много, это тоже мы наблюдали, не сходя с одного места: трава, листья, стебли растений. Цвет неба и воды, земли и растений, цветов и травы, весны и лета, зимы и осени. Хоть доминантой является цвет зеленый, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.
Экскурсия «Где растут растения?».
Цель: показать, что растения можно найти везде, но в разных средах обитания растут разные растения. Вводится понятие «среда обитания». Выяснить чем отличается лес и луг? Растут ли берегу реки растения? А в самой реке? Выяснить чем отличаются растения леса и луга. Наблюдать цветовые различия.
Экскурсия «Осень - прекрасная пора!»(см. приложение 2).
На этом празднике мы закрепляли и обыгрывали темы и понятия: разноцветная природа, радуга, солнечный свет, зеленый цвет - цвет жизни.
Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».
Цель: наблюдения в той же среде обитания, но при других условиях (отсутствие листьев на деревьях, практически нет живых существ). Как изменился цвет?
Вопросы: Какие цвета вы видите? Что осталось зеленым?
Почему нет ярких цветов?
Игра: Что я вижу наверху, внизу, сбоку? – «По кругу».
Экскурсия в парковую зону «следы и птицы».
Цель: показать детям разнообразие птиц и следов.
Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки-зимы».
Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, разнообразие коры деревьев.
Содержание и методика. Воспитатель, придя в лес, обращает внимание детей на красоту зимнего леса, на внешний вид деревьев и кустов (нет листьев). Предложить детям посмотреть, как красиво голые ветви вырисовываются на фоне неба.
Воспитатель предлагает детям прислушаться, как стало тих в лесу.
Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что она шероховатая. Показать детям кору березы.
Воспитатель предлагает отыскать еще одно дерево.
Какое? Послушайте.
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет под Новый год -
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот Готовят ей наряды.
Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О. Высотской.
Елочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки Скучные стоят.
Только елочка одна Весела и зелена.
Видно ей мороз не страшен -
Видно смелая она.
Провести игру «Угадай – ка».
Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя. Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.
Экскурсия «Разноцветные облака в разноцветном небе».
Цель: дать детям возможность увидеть небо и причудливость облаков.
С детьми мы выясняли, что такое облака, что такое небо.
При восходе и закате солнце окрашивает небо в разные цвета. При этом окрашиваются причудливые формы облаков: появляется огромное разнообразие цвета на небе. Часть детей рисует "небо", а другая - рвет из бумаги "облака".
Экскурсия Природа просыпается.
Цель: наступление весны - смена условий существования.
С детьми наблюдаем за окружающей природой и замечаем, что потекли ручьи, пригрело солнышко, зазеленела травка и т.д. Мы наблюдали за тем, как изменяется цвет природы; сиреневый цвет верхушек берез, пушистые шарики верб, первая травка и цветы - цвета нежные, хрупкие. Дети изображали весну в технике "монотипия".
Экскурсия в лес: «Лес, ярусы леса.»
Цель: Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
Заключение
В результате можно сделать следующие выводы:
1.Нравственно-экологическое воспитание школьников - приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.
2.Теоретические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
3.Несмотря на оживление работы по нравственно-экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
4.Для систематизации работы необходима программа нравственно-экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
5. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь занятия нетрадиционной формы: например экскурсии. На таких занятиях можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке занятия, заинтересованности в том, чтобы экскурсия прошла хорошо. Экскурсии, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому экскурсии особенно важны для формирования нравственно - экологического сознания у школьников.
6.При проведении нестандартных занятий у школьников не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
7.Целенаправленная систематическая работа по нравственно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников.
Целью исследования взаимодействия нравственного и экологического воспитания является формирование человека с высоким уровнем нравственно-экологической культуры, сочетающего в себе нравственно-экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых нравственно-экологическими ценностями.
Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несёт больше информации.
ЛИТЕРАТУРА
1.Айзерман, Л.С. Уроки нравственного прозрения / Л.С. Айзерман. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.
2. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание/ Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 1979.- 92 с.
3. Богданова, О.С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / О.С. Богданова, О.Д. Калинина. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
4. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы/ Н.Ф. Виноградова- М.: Просвещение, 1990. .- 240 с.
5. Высотина, Л.А. Нравственное воспитание младших школьников / Л.А. Высотина. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.- 160 с.
6. Головко, Е.В. Формирование нравственной устойчивости младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды [Текст] : монография/ Е.В. Головко. – Белгород, Изд-во: ООО «ГиК», 2008. – 128 с.
7. Дмитриев, К.Е. История педагогики: учеб. пособие / К.Е. Дмитриев. – М.: Просвещение, 1998.- 267с.
8. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. - 1993. - №2. – С. 26 -30.
9. Монахов, Н. И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика.: метод. пособие для учителей / Н.И. Монахов. - М.: Просвещение, 1981.- С. 73-79
10. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988. – 192 с.
11. Экологическое образование школьников. /Под ред. Зверева И. Д.,
Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983. – 180 с.
Приложение 1.
Осенняя экскурсия в парк
Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.
Ход мероприятия
Воспитатель не только проводит инструктаж о поведении во время экскурсии, но и готовит детей эмоционально к восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.
Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.
В сентябре лето кончается, осень начинается.
Сентябрь холоден, да сыт.
От осени к лету поворота нету.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Загадки
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата? (Облака.)
Е. Серова
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду, Покуда он идет. (Дождь.)
С.Я. Маршак
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча.)
Без рук, без ног
По полю скачет,
Под окном стучится,
В дом просится. (Ветер.)
Пришла пора -
Опустели леса:
Листья опадают,
Птицы улетают. (Осень.)
Детям раздаются для заучивания стихи о природе, об осени, о деревьях и птицах.
Во время экскурсии им предлагается понаблюдать за погодой
- Какая сегодня погода?
- Какое небо?
- Какое солнце?
- Сравните сентябрьские дни с летними днями.
Воспитатель обращает внимание детей на краски осеннего парка; - Как изменились краски осеннего парка по сравнению с летом Воспитатель и дети наблюдают за листопадом:
- Что называют осенним листопадом?
- Начался ли осенний листопад?
- Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше? Почему?
Воспитатель обращает внимание детей на отдельные деревья и кустарники. Учит детей отличать деревья:
- Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?
- Какие лиственные деревья вы знаете?
- Видите ли вы их в парке?
- Как выглядит их ствол?
- Какую форму имеют их листья?
Воспитатель и дети рассматривают цветущие травянистые рас тения в парке. Называют цветы, которые они видят.
Воспитатель обращает внимание детей на насекомых:
- Каких насекомых можно увидеть в парке летом?
- Много ли насекомых в парке сейчас?
- Почему пропали насекомые?
- Куда они делись?
Дети наблюдают за птицами. Называют их. Дети гуляют по осеннему парку, вслушиваются в шелест листь ев под ногами, собирают яркие осенние листочки. Читают прекрасные стихи русских поэтов об осени наизусть (предварительно выученные по заданию воспитателя): Н. Некрасова «Славная осень!», Бунина «Лес точно терем расписной...» и др. После экскурсии дети делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели. Делают рисунки, аппликации из листьев.
Приложение 2.
Экскурсия Тема "Осень - прекрасная пора".
Цели:
образовательная - развивать у детей понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях;
развивающая - развивать любознательность, познавательный интерес к сезонным изменениям природы и творческие способности детей.
воспитательная - развивать эстетическое мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде;
Проведение экскурсии.
I. Начинаю экскурсию с места, к которому подступают деревья кустарники, тронутые палитрой осенних красок.
Экскурсию начинаю стихотворением И. Бунина "Листопад":
"Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца..."
Раскрываю для детей тайны удивительных вещей природы.
II. В ходе рассказа конкретизирую понятие "дерево", "кустарник", "трава", обращаю внимание дошкольников на их многообразие, ввожу видовое название растений. Объясняю им:
* причины изменения окраски листьев, листопада;
* чем вызвано многообразие плодов;
* чем объяснить сравнительную тишину осеннего дендрария.
При объяснении использую стихотворение Ф. Тютчева "Есть в осени первоначальной"
"Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера..."
III. Ближе познакомиться с миром природы помогает игра "Найди свое дерево".
Играют в паре. Один из детей выполняет роль слепого (закрывает глаза), а другой роль поводыря. Поводырь подводит слепого своей дорогой к одному из деревьев; слепой должен обследовать это дерево с закрытыми глазами, потрогать руками шероховатости, неровности коры, ощутить его запах. Затем поводырь возвращает слепого на исходные позиции, и тот уже один находит верную дорогу и по своим ощущениям определяет "свое дерево".
Далее работа построена так, что ребята уже вдвоем исследуют это дерево, знакомятся с животными, обитающими в его коре, листве: определяют, как связаны они с деревом и что будет, если дерева не станет.
Игру использую с целью развития познавательной активности детей. Игра помогает прививать интерес к предмету.
IV. После экскурсии выясняю, как учащиеся усвоили материал по данной теме. Для этого использую следующие вопросы:
1. Чем кустарник отличается от дерева?
2. Какие осенние явления можно наблюдать в жизни цветковых растений?
3. Как объяснить смену осенью окраски листьев?
4. Какое значение имеет листопад в подготовке растений к зиме?
5. Какие плоды преобладают у кустарников?
6. Как они распространяются?
7. У каких растений быстрее желтеют листья - у деревьев или кустарников?
В беседу включаю занимательные вопросы, пословицы, загадки, например:
Почему говорят: "Если лист ничком ложиться, когда опадает, - к урожаю на будущий год";
"Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы".
Отгадайте: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (лес).
"Многорук, а нога одна" (дерево).
"Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос" (береза)
"Сидит - зеленеет, летит - пожелтеет, упадет - почернеет" (лист).
"Летом одевается, зимой раздевается" (растения)
В конце беседы отмечаю смышленых, наблюдательных, организованных ребят.д.елаю вывод, придав материалу целостность.
VI. Напоминаю о сроках письменного ответа. Каждый из школьников представляет самостоятельно выполненный отчет об экскурсии, в которой кроме результатов наблюдений записывает личные впечатления, основанные на чувственном восприятии окружающей природы.
Приложение 3.
Экскурсия: лес, ярусы леса.
Цели экскурсии:
1.Дать знания о лесных ярусах, о растениях и животных, населяющих различные ярусы леса.
2.Научить распознавать на практике деревья, кустарники, травянистые растения и мхи, различать ярусы леса.
3.Развивать умение сравнивать объекты природы, анализировать, наблюдать, выполнять зарисовки природных объектов с натуры.
4.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
1.Блокноты и простые карандаши.
2Маленькие грабельки и совок.
3.Нож.
Предварительная подготовка:
1.Выучить наизусть отрывки из стихотворений, приведенные ниже:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
* * *
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
* * *
Юный лес в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
* * *
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
2.Разделить класс на 3 группы.
3.Приготовить задания для практической работы по группам.
Задание для 1 группы.
Какие растения относятся к первому ярусу?
Назовите и покажите их.
Как их отличить друг от друга?
Пронаблюдайте за деревьями: какие животные селятся среди их ветвей, в дуплах, под корой (попросите помощи у учителя).
Подумайте, почему эти животные поселились именно на деревьях?
Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.
Задание для 2 группы.
Какие растения относятся ко второму ярусу?
Назовите и покажите их.
Как их отличить друг от друга?
Пронаблюдайте за кустарниками: какие животные селятся среди их ветвей, под корой (попросите помощи у учителя), у корней.
Подумайте, почему эти животные поселились именно на кустарниках?
Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.
Задание для 3 группы.
Какие растения относятся к третьему и четвертому ярусу?
Назовите и покажите эти растения .
Как их отличить друг от друга?
Пронаблюдайте за травами и мхами: какие животные селятся среди них (воспользуйтесь грабельками и совком)
Подумайте, почему эти животные поселились именно на нижних ярусах?
Выполните зарисовки всех четырех ярусов леса, учитывая правильное соотношение размеров и форм растений.
Ход экскурсии.
1.Организационный момент.
Дети размещаются на заранее выбранной учителем лесной дорожке таким образом, чтобы учитель был в центре, и ученикам не приходилось стоять на траве. Еще до начала экскурсии с ребятами необходимо было провести беседу о правилах поведения на природе, а сейчас нужно их повторить.
Как нужно вести себя на природе?
Где вы можете ходить?
Что можете делать?
Чего нельзя делать на природе?
2.Вводная беседа.
Ребята, где мы с вами находимся?
Вам здесь нравится?
Гуляя по лесу, я часто вспоминаю различные стихотворения. Может быть с вами тоже это происходит?
Сейчас ребята (назвать четырех заранее подготовленных учеников) прочитают вам отрывки из стихотворений русских поэтов, а вы внимательно их послушайте и сравните.(Дети читают наизусть четверостишия.)
Понравились вам отрывки из стихотворений?
Что общего у всех этих четверостиший? (Они все о лесе.)
А как выглядит лес в этих стихотворениях? Какие различия вы нашли? (В них описан лес в разные времена года.)
О каком времени года говорится в первом отрывке? Докажите. (Аналогично разбираются остальные четверостишия.)
А какое время года сейчас?
Какой сейчас месяц, год и число?
Какая погода стоит на дворе?
Как выглядит лес 30 марта?
3.Изучение новой темы.
А что такое лес?
Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные и смешанные.)
Чем они отличаются друг от друга?
Рассмотрите внимательно растения, окружающие вас, и определите, в каком лесу вы находитесь.
На какие группы можно разделить растения этого леса? Найдите несколько вариантов ответа. (1. Хвойные и лиственные. 2. Деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Может встретиться ответ: высокие, средние и низкие растения.)
Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Нет, потому что они растут ярусами - этажами: выше всех деревья, ниже - кустарник, еще ниже - травы, грибы, а в самом низу - мхи.)
Ярусы леса принято считать сверху вниз. Назовите, пожалуйста, растения первого яруса - этажа, второго, третьего и четвертого.
А теперь назовите номера этажей - ярусов на которых растут кустарники, мхи, деревья, травы. (Можно повторить такие упражнения несколько раз для закрепления в виде игры в парах, группах или фронтально.)
Как вы думаете, случайно ли размещение растений в лесу этажами и почему? (Борьба за свет и тепло…)
Как вы думаете, растут ли этажами под землей корни растений? Если да, то как? (Самые глубокие корни у деревьев и т. д.)
К какому ярусу вы отнесли бы молодые и еще пока низкие деревца? (Молодая поросль деревьев относится к первому ярусу, несмотря на их рост.)
4.Практическая работа.
Только ли растения живут в лесу?
Сейчас мы попытаемся выяснить, для каких еще живых существ лес является родным домом.
Для этого мы разделимся на группы, каждая из которых получит конверт с заданием. За 15 минут группы должны обследовать территорию (указать границы) и предоставить классу отчет о своих исследованиях согласно данному заданию. Для работы вам нужны блокноты, карандаши и инструменты, которые можно получить у учителя (или бригадира).
(Дается некоторое время, чтобы дети могли разбиться на заранее сформированные группы. Группам раздаются конверты с заданиями. Дети начинают выполнять практическую работу с помощью инструкции, а учитель контролирует этот процесс и оказывает помощь.)
5.Отчет по практической работе.
По сигналу учителя группы собираются вместе и предоставляют результаты своей работы. После выступления группы ее участникам могут быть заданы вопросы, некоторые сведения могут вызвать спор, который стоит решить на месте, если для этого не будет препятствий.
6.Подведение итогов экскурсии.
Понравилась ли вам экскурсия?
Какие открытия вы сделали сегодня?
Как размещаются растения и животные в лесу?
Почему в лесу нужно ходить по тропинкам, а не где вам захочется?
Как нужно относиться к растениям, животным и почему?
Зачем нужен лес?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современный период жизни нашей страны наблюдается разрушение нравственных устоев. Все это приводит к нетерпимости и ожесточен...
Нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной и внеурочной деятельности
Данная статья отражает опыт работы учителя начальных классов по нравственному воспитанию младших школьников. В ней показаны разные формы работы: работа с родителями, материал уроков литературного чтен...
Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы
В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе....
Комплексный подход к обучению младших школьников правилам дорожного движения в группе продленного дня
Использование различных форм подачи материала младшим школьникам для формирования у детей способности безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте...
Экологическое воспитание младших школьников в процессе внеклассной деятельности
Воспитание экологической культуры личности учащегося Самусь Анна Владимировна,учитель начальных классовМБОУ «Новогеоргиевская начальнаяобщеобразовательная школа» В на...
Динамика развития УУД младших школьников во внеурочной деятельности в группе продленного дня
Диагностическая цель моей профессиональной деятельности-это повышение качества воспитания и образования обучающихся в ГПД....